Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕРАПИЯ, ПОДЧЕРКИВАЮЩАЯ МОРАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ



 

Авторизированный перевод с англ. Л. М. Шлионского

 

Есть два подхода к психотерапии, которые имеют много общего с когнитивными методами, но имеют существенное отличие. Это — экзистенциальный подход и подход, сформулированный О. Н. Маурером. В то время как Эллис и Филлипс считают, что изменение неосуществимых идей, понятий или глобальных представлений делает поведение человека адекватным, экзистенциалисты и Маурер настаивают на «свободе выбора», так как это необходимо для того, чтобы человек самостоятельно принимал решение и выбирал ход и порядок действий. Принятие этого основного положения акцентирует внимание на активной волевой детерминанте поведения.

Очевидно, что эта точка зрения намного ближе к богословию, чем любые другие теории психотерапии. Это понимают все те, кто являются сторонниками такого подхода. Такое восстановление отношений с религией находится в контексте исторической традиции. Еще недавно личностные нарушения и отклонения классифицировались исключительно как психическая болезнь. Однако в исторической традиции чаще доминировала скорее религиозная, чем медицинская точка зрения, и за помощью обращались к священнику, раввину или ламе. Системы экзистенциальной философии и психотерапии процветали в течение некоторого времени в Европе, прежде чем они получили широкую известность и распространение в Великобритании и США (May et al., 1958; Pervin, 1960). Различные авторы, принадлежащие к этой школе, полностью принимают основные принципы этого направления и расходятся только в частностях. Одно из самых простых и ясных изложений экзистенциальных принципов применительно к терапии можно найти в известной книге Виктора Франкла «Доктор и душа» (1955).

Центральный постулат Франкла «воля к смыслу» является вопросом значений, ради которых стоит жить. Это сугубо индивидуальный вопрос. Значения, которые дают смысл одной жизни, не идентичны с теми, которые определяют смысл другой. Каждый человек должен найти свое уникальное предназначение в этой жизни. Задача психолога и психотерапевта в том, чтобы помочь ему в этом поиске.

Франкл выделяет творческие ценности, ценности опыта и ценности отношений. Творческие ценности важны при решении задач и создании нового. Значения опыта в том, что человек познает такие понятия, как истина, доброта и красота, или узнает любовь другого человека. Ценности отношений имеют значение, когда человек сталкивается с предназначенным ему страданием и принимает его без страха, с высоко поднятой головой. Так как эти виды ценностей реализуются в условиях жизненной борьбы и ограничений, отсюда следует, что человек может находить то значение, которое будет реализовано, независимо от того, в какой безнадежной ситуации он оказывается. Франкл пытается выработать в каждом пациенте понимание, что жизнь является обязательством, ответственностью. Этот метод он назвал логотерапией. Человек не должен терять надежды использовать свой жизненный опыт и должен быть готовым к жертвам. Такой подход требует кардинального изменения жизненной позиции пациента, что связано с изменением его психического состояния. Франкл утверждает индивидуальность и неповторимость каждого человека и его жизненного пути. Именно эти качества позволили людям создавать оригинальные произведения искусства, основные философские системы.

Ни в книге Франкла, ни в любых других книгах и статьях по экзистенциальной терапии вы не найдете перечисления всех методов и техник, используемых в работе с индивидуумом. Психотерапевты и психологи этого направления считают, что методы не должны быть стандартизированы. Они составляют впечатление о пациенте, беседуя с ним, приводя ему различные примеры, стимулирующие размышления пациента, и дают инструкции, которые он должен пытаться выполнять. У невротика терапевт пытается сначала изменить его отношение к неврозу и затем продолжает анализировать и упорядочивать жизненные позиции пациента. При этом используется яркий, конкретный, афористичный язык, как в следующем примере. Пациентке была дана инструкция: игнорировать насколько возможно ее депрессивное настроение, так как такой взгляд даст ей представление о ее перспективах. Было сказано, что она позволяет депрессии овладевать ею подобно облакам, закрывающим солнце. Но она должна не забывать, что солнце продолжает существовать, даже если мы не видим его в течение какого-то времени (Frankl, 1955. Р. 103-104).

Многие из идей Маурера очень сходны со взглядами экзистенциалистов, хотя они развивались самостоятельно (Mowrer, 1960). Он также акцентирует внимание пациента на принятии решения и ответственности, придает большое значение психическому опыту и знаниям. Но Маурер подчеркивает моральные или этические рассмотрения даже более настоятельно. Ядро всех психиатрических трудностей — чувство вины, и чтобы справиться с этими трудностями, пациент должен некоторым способом пройти через условия греха, из которого вина возникает. Вместо уменьшения чувства вины, как обычно поступают психоаналитики, психотерапевты-экзистенциалисты принимают это чувство как своеобразный индикатор того, что неправильно в жизни пациента и что он должен исправить.

Проблему в большинстве направлений психотерапии Маурер видит в том, что, хотя пациент с помощью психотерапевта и осознает свои проступки, но не делает ничего, чтобы искупить их. Маурер включает искупление в свою систему терапии (Mowrer, 1960).

Единственный способ решить парадокс само-ненависти и само-наказания — принять, что это не просто «интроекция», но что та же само-ненависть радикально изменяет отношения индивидуума к миру и себе и он осознает, что теперь заслуживает лучшей участи. Подобно экзистенциалистам, Маурер не перечисляет методов или процедур, которые психотерапевт мог бы использовать, чтобы помочь пациенту.

Пока еще никто не оценивал эффективность различных методов экзистенциальной терапии, это дело ближайшего будущего. Как экспериментатор и теоретик Маурер обладал большими знаниями, которые позволяли ему исследовать сложные изменения поведения, возникающие в процессе такой терапии. Его ранняя книга (1953) — одна из наиболее полных попыток, которая была сделана, чтобы датировать и соединить теоретические идеи и методы исследования, посредством которых можно исследовать терапевтический процесс. Этот серьезный вызов многим из наших общепринятых идей может произвести революцию в практике психотерапевта.

РЕЗЮМЕ

Некоторые клиницисты видят цель психотерапии как изменение понятия и значения. Они пытаются помочь пациенту изменить его жизненную перспективу. Адлер, Филлипс и другие когнитивные терапевты рассматривают невротика как человека, который развивает ошибочные идеи, направленные против него самого. Эти кардинальные ошибочные представления или утверждения противоречат реальности, но так как пациент не знает никаких других способов ответа, он постоянно двигается по порочному кругу. Терапевт непосредственно вмешивается, чтобы указать его ошибки и убеждать пациента пробовать другие варианты. В экзистенциальной терапии акцент смещается на поиски смысла и положения о моральной ответственности. Франкл пытается помочь пациенту найти его уникальный смысл, тот, который придаст значение его жизни, особенно через раскрытие и понимание им своего жизненного предназначения. Маурер возрождает понятие греха, чтобы объяснить страдание невротика, и утверждает, что, вместо того чтобы уменьшать чувство вины пациента, терапевт должен помочь ему осознать вину и исправить то, что возможно.

 

Литература

Mowrer О. Н. The role of the concept of sin in psychotherapy // J. Counsel. Psychol, 1960. Vol. 7. P. 185-188.

Frankl V. E. The doctor and the soul. New York: Knopf, 1955.


Генри Глейтман[35]

 


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

 

Авторизованный перевод с англ. Л. М. Шлионского

 

Подход Роджерса к терапии весьма характерен для американцев с их оптимизмом и верой в почти безграничные человеческие возможности. Несколько другой вид гуманистического подхода к терапии развивается в Европе и имеет пессимистический оттенок. Это экзистенциальная терапия — направление, которое выдвигает во главу угла некоторые из важнейших вопросов нашей цивилизации и основывается на экзистенциальной философии. Психотерапевты-экзистенциалисты считают, что главная эмоциональная болезнь нашего времени — неспособность наполнить жизнь смыслом. В двадцатом столетии это особенно распространено в современной Европе, где две кровавые мировые войны и нацистский террор привели к разобщению людей, потере смысла жизни и дегуманизации. В результате человек чувствует себя винтиком в огромной, безличной машине. По мнению экзистенциалистов, потеря смысла жизни — основная причина многих современных эмоциональных нарушений, таких как фобии, навязчивые идеи и т. п. (Ofman, 1985).

В сущности, психотерапевты этого направления пробуют помочь людям достигнуть личностной перспективы, которая придаст значение их жизни. Как они делают это? Оказывается, что большинство экзистенциалистов-терапевтов не имеет никаких специфических методик. Некоторые предлагают пациенту лечь на кушетку и просят, чтобы он свободно ассоциировал, в то время как другие сидят лицом к лицу с пациентом и ведут с ним длинные философские беседы. Но все они признают исключительную важность свободного выбора человека. Они настаивают на том, что люди должны всегда оставаться людьми, а не объектами, и что у человека есть выбор в любых условиях, даже в тюрьме или концентрационном лагере. Работа терапевта должна помочь пациенту понять, что только он несет ответственность за свою жизнь, и когда пациент принимает эту ответственность, его больше не будет мучить вакуум собственного существования и он начнет по-настоящему жить и чувствовать.

Подобно практикующим врачам или юристам большинства других школ, экзистенциалисты подчеркивают роль терапевтической связи с пациентом для получения тех изменений, которые они хотят вызывать. В их представлении, эта связь возникает при столкновении двух личностей — пациента и терапевта, а опыт, полученный при этом столкновении, в конечном счете откроет путь к изменениям жизненной ориентации пациента (May, 1958). В прошлом задачи, поставленные экзистенциалистами, решались священниками, пасторами и раввинами, которые пробовали помочь людям найти некоторое значение в их существовании. Они делали это внутри религиозных рамок, которые определяли духовные принципы человеческой жизни. Поскольку значение религий разрушено, другие социальные учреждения заняли место духовенства. Одно из них — современная гуманистическая психотерапия, особенно экзистенциальное направление. Ведь не случайно, что известная книга видного экзистенциального психотерапевта Виктора Франкла носит название «Доктор и душа».


Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА. 6

ДОКТОР И ДУША: ОТ ПСИХОТЕРАПИИ К ЛОГОТЕРАПИИ.. 9

ВВЕДЕНИЕ. 10

Глава I ОТ ПСИХОТЕРАПИИ К ЛОГОТЕРАПИИ.. 19

Глава II СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. 32

1. О психологии невроза тревожности. 33

2. О психологии обсессивного невроза. 36

3. О психологии меланхолии. 46

4. О психологии шизофрении. 50

Глава III ЛОГОТЕРАПИЯ КАК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА. 57

1. Парадоксальная интенция. 57

2. Дерефлексия. 77

3. Логотерапия психозов. 81

4. Заключительные замечания. 84

Глава IV ОТ СВЕТСКОЙ ИСПОВЕДИ К МЕДИЦИНСКОМУ СЛУЖЕНИЮ... 85

ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА: ВВЕДЕНИЕ В ЛОГОТЕРАПИЮ... 94

ПРЕДИСЛОВИЕ. 95

Глава I ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЙ В КОНЦЕНТРАЦИОННОМ ЛАГЕРЕ. 98

Глава II ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГОТЕРАПИИ.. 150

Воля к смыслу. 151

Экзистенциальная фрустрация. 152

Ноогенные неврозы.. 153

Ноодинамика. 154

Экзистенциальный вакуум.. 156

Смысл жизни. 157

Сущность существования. 158

Смысл любви. 159

Смысл страдания. 159

Метаклинические проблемы.. 161

Логодрама. 162

Супрасмысл. 163

Мимолетность жизни. 164

Логотерапия как техника. 165

Коллективный невроз. 169

Критика пандетерминизма. 170

Психиатрическое кредо. 172

Регуманизированная психиатрия. 172

ТЕРАПИЯ, ПОДЧЕРКИВАЮЩАЯ МОРАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 174

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ. 177

 


 


 


[1] Frankl V. E. Psichotherapy and existentialism. New York: Simon and Schuster, 1967. P. 63.

[2] FrankI V. Е. Der Mensch vor der Frage nach dem Sinn. Mü nchen: Piper, 1979. P. 236.

[3] Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990 С. 174.

[4] После меня — хоть атомная «бомба» (фр.).

[5] До отвращения (лат.).

[6] В конце концов, хотя индивид может восхищаться Гиппократом или Парацельсом, нет никакой необходимости, чтобы он следовал их предписаниям или методам хирургии.

[7] В своей односторонности как психоанализ, так и индивидуальная психология фокусируются на одной стороне человека. Но тесная связь между сознанием и ответственностью находит ясное выражение в языке. Французский и английский языки, например, используют слова с общим корнем для обозначения «сознания» и «совести», причем последнее понятие тесно связано с понятием «ответственности». Близость слов отражает реальную близость явлений действительности.

Сознание и ответственность в их связи отражают целостность человеческой экзистенции. Это можно объяснить онтологически. Прежде всего следует указать, что «быть» означает всегда в сущности «быть отличающимся». Мы раскрываем определенные аспекты реальности посредством выделения их из общего массива того, что существует. Лишь только когда один аспект реальности противополагается чему-то отличающемуся, начинают существовать и одно и другое. Иначе говоря, все реальное предполагает в качестве необходимого условия существование чего-то отличающегося. «Быть», следовательно, означает «быть отличающимся» от чего-то другого — крайне важное отношение между тем и другим. Фактически только отношение «существует». Мы можем, следовательно, утверждать, таким образом: все, что есть, существует лишь в отношении к чему-то другому.

Различия в состояниях бытия, однако, могут быть симультанными или сукцессивными. Сознание предполагает симультанность субъекта и объекта — т. е. «бытие отличающимся» в пространственном измерении. Ответственность, с другой стороны, предполагает последовательность различных состояний, отделение будущего от настоящего состояния бытия. Это «бытие отличающимся» во временном измерении, «становление отличающимся». Воля как носитель ответственности стремится превратить одно состояние в другое. Идентичность понятий «сознание» и «ответственность» возникает из этого первого подразделения бытия (так как «быть» равняется «быть отличающимся») на два измерения симультанности и сукцессивности. Из двух возможных взглядов на человека, которые основываются на этой онтологической ситуации, психоанализ и индивидуальная психология используют либо один, либо другой.

[8] Генеалогия всех этих идеологий такова: отец психологизма, биологизма и социологизма — натурализм. От так называемой инцестуозной связи между биологизмом и социологизмом происходит коллективный биологизм. Другим аспектом коллективного биологизма является расизм.

[9] Своего рода, своеобразный (лат.).

[10] Главы, посвященные общему экзистенциальному анализу, были опубликованы ранее: В. Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

[11] Другая пациентка описывала свои агорафобические переживания, совершенно без всякого принуждения, в следующих словах: «Точно так, как я часто вижу пустоту в моей душе, я вижу эту пустоту в пространстве. Я совершенно не знаю, где я и куда я хочу идти».

[12] Свободный стиль (англ.).

[13] Л. Н. Толстой: «Интеллект, подобно театральному биноклю, должен быть настроен до определенного пункта, перейдя который вы потеряете четкость видения».

[14] Чувство пустоты (фр.).

[15] Чувство реальности (фр.).

[16] Бред прикосновения (фр.).

[17] А. Унгерсма в своей книге по логотерапии упоминает следующие формулировки: «Пациент, страдающий невротическими страхами сердечных приступов, побуждается говорить своему симптому так: «Ладно, я пойду на улицу, где у меня случится сердечный приступ. Вчера у меня было два приступа, а сегодня пусть их будет три! » Или, допустим, пациент боится, что может убить кого-нибудь. Терапевт может предложить пациенту говорить самому себе: «Возьму нож и пойду убивать кого-нибудь. Вчера я убил несколько человек, а сегодня убью даже больше! » Пациент с острой фобической реакцией инструктировался Г. О. Герцем «не забывать умирать по меньшей мере три раза вдень от сердечного приступа». Чтобы возбудить чувство юмора у пациента, он всегда пользуется преувеличениями.

[18] Доктор Герц лечил шестнадцать псевдоневротических шизофреников с фобическими либо обсессивно-компульсивными симптомами, маскирующими шизофренический процесс, комбинируя медикаментозное лечение с парадоксальной интенцией. Из них одиннадцать были вылечены, состояние одного улучшилось, двое не поправились; двое прервали лечение досрочно.

[19] Медицинское служение не занимается «спасением душ». Это не может и не должно быть его задачей. Скорее оно занимается здоровьем души человека. А душа человека здорова до тех пор, пока он остается тем, чем он является по своей внутренней сущности, а именно бытием, сознающим свою ответственность, фактически — вместилищем сознания и ответственности.

[20] Экзистенциальный анализ предпринял еретический и революционный шаг, сделав своей целью не только способность человека к достижению им радости; но помимо этого его способность к страданию как возможной и необходимой задаче. Тем самым он стал инструментом, необходимым для каждого врача — не только для невролога или психиатра. Для интерниста, хирурга, ортопеда и дерматолога он даже более необходим, чем для невролога или психиатра. Потому что интернист часто имеет дело с хронически больными и инвалидами, хирург — с неоперабельными больными, ортопед — с пожизненными калеками и дерматолог — с обезображивающими заболеваниями. Таким образом, эти специалисты имеют дело с людьми, страдающими от судьбы, которую они не могут изменить, но могут победить ее, противопоставив себя ей.

[21] С точки зрения вечности (лат.).

[22] М. В. Arnold, J. A. Gasson. The Human Person. New York: Ronald Press Company, 1954. P. 618.

[23] Е. Weisskopf-Joelson. Some Comments on Viennese School of Psychiatry // J. Abnorm. Soc. Psychol. 1955. Vol. 51. P. 701.

[24] E. Weisskopf-Joelson. Logotherapy and Existential Analysis//Acta psychother. 1958. Vol. 6. P. 193—204.

[25] Поминальная молитва, читаемая сыном по умершему отцу.

[26] Для лечения случаев сексуальной импотенции в логотерапии была разработана специфическая техника, основанная на ее теории гиперинтенции и гиперрефлексии. Конечно, в данном кратком представлении принципов логотерапии она не может быть описана подробно.

[27] G. В. Allport. The Individual and His Religion. New York: Macmillan Company, 1956. P. 92.

[28] Боязнь бессонницы в большинстве случаев бывает обусловлена незнанием пациентами того факта, что организм сам себя обеспечивает минимальным количеством действительно необходимого сна.

[29] Е. А. Gutheile // Amer. J. Psychother. 1956. Vol. 10. P. 134.

[30] Edit Weisskopf-Joelson. Some Comments on Viennese School of Psychiatry// J. Abnorm. Soc. Psychol. 1955. Vol. 51. P. 701.

[31] Эта борьба мотивируется обычно страхом пациента, что его обсессии суть признаки неминуемого или даже актуального психоза; пациент не знает о том, что обсессивно-компульсивный невроз скорее иммунизирует его против психоза, нежели свидетельствует о его угрозе.

[32] Это убеждение поддерживается Оллпортом, который писал: «Когда фокус стремлений смещается от конфликта к бескорыстным целям, жизнь как целое становится более здоровой, даже если невроз может полностью никогда не исчезнуть». G. В. Allport. The Individual and His Religion. New York: Macmillan Company, 1956. P. 95.

[33] Статистическое исследование, проведенное моими сотрудниками в Венской поликлинической больнице, показало, что свыше одной трети тех пациентов, которые имели позитивный образ отца, отвергли религию в последующей жизни, в то время как большинство из тех, у кого имелся негативный образ отца, преуспели вопреки этому в развитии позитивной установки к религии.

[34] Clinical Psychology/ Eds: N. D. Sundberg, Z. Tyler. New York: Meredith, 1962. P. 367-371.

[35] Psychology/ Ed. Н. Gleitman. New York: Norton, 1991. P. 819—820


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь