Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Обзор теорий о природе «я»
Я – это не моё имя, и не моё тело. Это не то, что обо мне думают другие, и не моё поведение. Я – это не моя личная история и не мой генокод. Я – это не мой внешний облик, и не мои вещи. Я – это не предмет, и не абстракция.
В некотором смысле беспроигрышным методом будет перечислить основные концепции о природе я:
1. Материалистическое представление. «Я» – это мозг. Я – это именно живые нейроны мозга. Но здесь прокрадывается витализм. 2. Информационное описание. «Я» как информация, находящаяся в мозгу. 3. Наивное религиозное представление. «Я» – это душа. Душа при этом рассматривается как некое второе тело, подключённое к нейронам мозга через некие связи и ими управляющее. Это представление наивно, поскольку на самом деле ничего не разъясняет: душа описывается как еще один предмет в ряду предметов, более того, у неё есть все признаки компьютера – у неё есть память, она может думать и воспринимать информацию. То есть душа – это просто форма материи, но «тонкой». И если это материя, то в ней должны быть свои атомы и свои вычислительные элементы. 4. «Я» – это процесс переработки информации. Точнее, непрерывность потока этой переработки, и это непрерывность основана на причинно-следственных связях. 5. «Я» – это переживаемый мной субъективный опыт, то есть квалиа. Это «я» характеризуется «синтетическим единство апперцепции» (Кант) то есть вся сумма наблюдаемого мною сейчас опыта – едина, связана неким образом. 6. Я – это наблюдатель. Я – это чистый трансцендентальный наблюдатель любого опыта, результат феноменологической редукции (Гуссерль), атман (буддизм), чистая форма внимания, единая у всех людей. 7. Я – это наблюдатель, осуществляющий измерение внешней квантовой волновой функции, что приводит к ее коллапсу, то есть единственная актуальная вещь в мире потенциального. 8. Я – это квантовый компьютер, реализованный с помощью когерентного состояния микротрубочек в нейронах мозга (Пенроуз, Иванов из Саратова) 9. Я – это совокупность моих представлений о себе, моё самоопределение, саморефлексия. 10. Я – это ощущение самоидентичности, возможно даже, уникальное для каждого человека. 11. Я – это вся совокупность моей личной истории и моего поведения. 12. я – это душа, созданная богом, и являющая непостижимой трансцендентной сущностью, уникальной для каждого человека и бессмертной. Бессмертие души однако возможно только в загробном мире, и может быть плохим или хорошим. Ад или рай. То есть не бессмертие проблема, а качество этого бессмертия. 13. Я – это моя роль в социальной системе. 14. Я – это совокупность моих целей и ценностей 15. Я – это совокупность базовых свойств + стиль. 16. Я – это некая трансцендентная непостижимая штука. 17. я – это только местоимение, форма речи; на самом деле я – это иллюзия. Никакого я нет. Это точка зрения позитивизма и некоторых интерпретаций буддизма. Соответственно и проблема бессмертия надумана. 18. «я» - это социальное я, возникшее из мы совсем недавно, на рубеже средних веков и нового времени 19. Однонейронная теория сознания http://www.stevensevush.com/ 20. Совокупность всех существ, которые согласны считать себя одним и тем же существом. Например, людям привычно считать себя вчерашнего и завтрашнего одним и тем же, равно как и себя в детстве. Иногда эта связь односторонняя – взрослый считает себя продолжением ребёнка, но ребёнок не верил, что станет взрослым. Или копия считает себя продолжением оригинала, но не наоборот. 21. «Я» – это рефлексия. То есть я возникает в результате акта самонаблюдения. Животные не способны, якобы, к этому. Не похоже на правду, так как вполне можно существовать, но при этом не думать об этом.
Дисклеймер: я считаю квалиа реальным феноменом, обнаруживаемым непосредственным усмотрением, и уверен в этом на сто процентов. Я также полагаю, что весьма вероятно, что сознание имеет квантовую природу в каком-то смысле этого слова, а также что, быть может, сознание имеет и некую трансцендентную составляющую. Два последних тезиса я считаю недоказанными, и требующими более серьезного экспериментального и философского обоснования.
Тонкий момент в теории о «я» и бессмертии – это то, что у человека на самом деле два «я», что подтверждается экспериментами с разделением полушарий. И в случае этого разделения они обладают раздельным опытом и переживаниями.
Идея в том, что «я» не только локализовано в одной небольшой части мозга в лобной коре, но еще и является высокоуровневой программой, а не свойством составляющих элементов. Минимальный элемент, который мы можем различить – это пиксель на зрительном поле, который вспыхивает в темноте из-за спонтанного срабатывания нейрона. Обе эти идеи упрощают задачу бессмертия, так как не весь мозг нужно хранить и тонкие подробности деталей не важны.
** Можно представить акт существования, как переход между состояниями 1 и 2. Поскольку в мозгу процессы синхронизированы мозговыми волнами с периодом порядка десяти – сорока герц, то этот основной ритм мозга и отделяет одно субъективное мгновение от другого. В силу этого каждый акт существования не является филозомби, но при этом пока не требуется квантовых эффектов.
Я думаю, что у человека есть квалии смысловых значений, и в силу этого каждый акт существования содержит в себе понимание думаемой мысли. Это можно проиллюстрировать всякими примерами, например, когда ты понимаешь, что некто находится за углом.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы