Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Я и феноменологическая редукция; чистое сознание собирает новый мир



 

Я существую, когда есть субъективный опыт, то есть переживания квалиа. Чтобы отвлечься от особенностей устройства мозга, которые нам неизвестны, рассмотрим действие восприятия как машину, состоящую из причинно-следственных связей.

Свет отражается от предметов, поступает в глаза, сигнал идёт по нервам, затем через зрительный анализатор поступает в переднюю кору и переживается как цвет.

В субъективном опыте все причинно-следственные связи сходятся в одной точке. Доказательством этого является то, что я могу сравнить любые элементы сейчас переживаемого опыта – два соседних цвета, цвет и звук, и так далее.

Более того, именно в этом сравнении и лежит самая главная функция субъективного опыта – выделить самое сильное побуждение из нескольких поступивших, и решить, на какой входящий сигнал реагировать.

Мы не можем сказать, что это за точка – нейрон, или область мозга. Но мы знаем, что природа причинно-следственных связей – это воздействие одних электронов на другие (большая часть химических реакций осуществляется именно через взаимодействие электронов). И причинно-следственный связи описываются не бильярдными, а квантовыми законами. За счёт этих законов группа электронов может действовать друг на друга одновременно (в отличие от бильярдных шаров), что может быть физическим обоснованием одновременности переживаемого опыта.

Можно сделать нечто вроде мысленного эксперимента, удаляя из переживаемого опыта весь конкретный опыт – то есть убрав, звуки, потом свет, потом телесные ощущения. Цель этого эксперимента – выделить внимание в чистом виде. То есть завершить феноменологическую редукцию по Гуссерлю до ее логического предела.

В результате такого опыта многие люди сообщали, что им удалось выделить эту чистую форму внимания. С другой стороны, как они могли об этом знать? Ведь если внимание чисто, в нём нет переживаний, и его нельзя ощутить и тем более запомнить. Если же у них возникало «ощущение-я», то это просто ещё одно ощущение в ряду остальных ощущений. (Здесь также можно вспомнить различные восточные учения, основанные на интроспекции, но я нарочно это делать не буду, чтобы не было удвоения терминов.)

В момент смерти или глубокого наркоза такая феноменологическая редукция происходит естественным образом. «Переживающее я» упрощается, и сводится к какой-то более простой группе причинно-следственных связей.

 

Наблюдатель необходим, чтобы выделить реальный мир из множества возможных, а также настоящий момент времени из всей стрелы времени. Нельзя дать определение реального, не привлекая возможность наблюдения («материя, данная нам в ощущения»).

Исчезновение наблюдателя должно также и привести к исчезновению всего внешнего мира, что делает невозможным воскрешение наблюдателя в этом мире.

 

Способность наблюдателя высказаться о существовании квалий у себя аналогична чуду: то есть переход явления из мира субъективного в мир объективного.

 

В момент феноменологической редукции я-наблюдатель упрощается почти до точки (но точки не достигает, которая остаётся недостижимой, как сингулярность в центре черной дыры). Это «почти» сохраняет какие-то его свойства, выраженные в виде ощущений (квалиа) – причём ощущений эмоций, цвета и мыслей. Вселенная в этот момент перестаёт существовать как объект, а остаётся суп возможностей. Потом из этого супа данная точка выбирает те миры, которые позволяют ей существовать или достраивают ее. То есть она начинает заново развиваться, и вокруг становится все более определённая вселенная. При этом она обнаруживает себя в неком существе, так как только мыслящие существа могут носить в себе сложные структуры из причинно-следственных связей. Это или ребёнок, или эфирное хрен знает что или тот же самый человек, оживший.

При этом во вселенной только один субъект, то есть трудно обнаружить это переселение душ у других людей.

Иначе говоря, когда сознание сжалось почти до точки, оно становится одинаковым у огромного множества существ. Старых и молодых, людей и зверей. Или, иначе говоря, сжавшемуся в точку сознанию соответствует максимальное разнообразие возможных вселенных.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь