Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Юридические проблемы воскрешения



 

Хотя попытки сейчас придумать, каков будет легальный статус возвращенных к жизни людей кажутся преждевременными, они тем не менее позволяют начать думать об оживлении умерших как о чем-то более реальном. Возможно, что само воскрешение будет происходить в настолько иной реальности, например, силами ИИ, что сама идея о юридическом оформлении этого будет или абсурдна, или непостижима для нас. Но на самом деле, в связи с возможностью клонирования умерших малолетних детей эти вопросы уже давно встали перед нами, во всяком случае, начиная с 2000 года примерно.

Юридически стоят следующие вопросы:

1. Кто имеет право быть воскрешённым. Возможно ли воскрешение против высказанной воли человека, что он не хочет быть воскрешённым. Возможно ли воскрешение самоубийц и преступников, приговоренных к смертной казни.

2. Кто имеет право инициировать процедуру воскрешения человека. Родители, друзья, общество. Кто имеет право запретить эту процедуру. Кто оплачивает ее. Каково наказание за нарушение – сейчас есть запрет на клонирование, но наказания за его нарушения нет.

3. Порядок, то есть очередность воскрешения. Кто имеет право быть возвращенным к жизни первым. Определяется ли это принципом «последний умер – первый воскрес», или готовностью родственников оплатить возвращение к жизни.

4. Права воскрешённой личности. Желательно, если эта личность имеет те же права, что и обычный гражданин. Чтобы не было ситуации тайного воскрешения и затем порабощения личности. Также необходимо обеспечить воскрешённого человека средствами существования, равными средним в его обществе, чтобы не было «криобомжей», и чтобы он не чувствовал пораженным в правах.

5. Решение проблемы повторного воскрешения. Если будет технология воскрешения, то возможно будет и создавать копии человека. Копии должны как-то регулироваться.

6. Проблемы, связанные с неточным воскрешением. Всегда будут претензии, что вновь созданная личность не вполне эквивалентна умершей.

Основой решения этих юридических проблем может стать прецеденты, например, возвращение человека, который пропал без вести и был признан умершим – такая процедура есть в законе. А также возвращение к жизни людей в результате реанимационных мероприятий в больницах.

Легко при этом можно представить ситуацию, что воскрешение будет настолько этически зарегулировано, что будет происходить крайне редко, как это имеет место сейчас с крионикой, клонированием и другими сложными вопросами. В результате темп воскрешения будет определяться не технологиями, а законами, и в результате будет в тысячи раз меньше возможного. Или воскрешение будет носить тайный и незаконный характер, как уже сейчас происходит с клонированием детей Clonaid.

 

Трансфигурация = воскрешение + траснформация

 

С одной стороны, большинство людей нацелено на развитие. Ребенок именно тем интересен, что может много кем стать – если бы он утратил способность изменяться, он бы стал больным.

С другой стороны, воскрешение подразумевает возвращение к жизни огромной массы устаревшей и неважной информации о человеке, от которой бы он сам хотел избавиться.

У человечества уже давно возникла идея о том, что воскрешение должно включать в себя и трансформацию – это есть и в восточных религиях и в христианстве. В качестве примера обычно берется превращение гусеницы в куколку и затем в бабочку.

В результате воскрешение становится и проще – не нужна бессмысленная точность, и полезнее, так как в результате трансформации сразу возникает существо более адаптированное к новой среде и более нужное в ней, коль скоро они решили его в ней создать.

Если человека можно воскрешать многократно, то с точки зрения него самого всегда найдется мир, где его воскресили с нужной ему точностью. Но с точки зрения заказчиков воскрешения, они находятся в каком-то одном мире, и ограничены определенными ресурсами и задачами. То есть воскрешение – это в первую очередь победа над «смертью для других». И интересы заказчиков в нем являются первостепенными.

Основное препятствие к трансфигурации – это как всегда вопрос о тождестве личности.

Простейший способ трансфигурации – это создание ребенка-клона умершего человека.

 

Воскрешение в сновидении

 

Один из способов встретиться с умершим человеком – это увидеть его во сне. В мифологическом сознании такие сны воспринимаются как приходы души из загробного мира. Иногда такие сны бывают тягостными, когда мы видим ушедшего человека либо больным, либо отделенным от нас.

Иногда во сне мы знаем, что человек умер, и радуемся новой встрече с ним, которая как бы отменяет смерть. Нам снится, что он ожил, или выздоровел, или вернулся из загробного мира. Очевидно, такие сны носят компенсаторный характер, чтобы преодолеть боль разлуки. В таких снах человек рассказывает нам, что ему хорошо в загробном мире.

Бывает другой тип снов, где умерший жив, но это как-то пугает, – он болен, или живет на кладбище, или мучается. Или мы снова видим его момент умирания, ощущаем неизбежность смерти, или осознаем «ненастоящесть» возникших образов. Это все не пустое перечисление – за каждым пунктом есть пример сна, который я сейчас рассказывать не хочу. Умерший может даже преследовать нас, превратившись в мертвяка, вампира или призрака – все это тоже работа подсознания по осмыслению небытия, которое оно представить не может.

Наконец, есть сны, где сам факт смерти ушедшего человека забыт, и общение с ним продолжается, как ни в чем не бывало, без какого-либо эмоционального накала. От таких снов самым трудным является пробуждение.

Из всей этой типологии сны со радостной встречей наиболее приятны – но чем больше хочешь их увидеть, тем реже это происходит. Наоборот, сны с негативной тематикой, где умерший болен, или преследует, могут повторяться в виде кошмара. Тоже касается и снов о человеке, с которым были любовные отношения, но с которым затем они прекратились, а чувства любви остались – но здесь еще есть тема ревности, когда видишь своего любимого с кем-то другим, в абсолютно чуждой жизни – без тебя.

Мозг человека проявляет себя как суперкомпьютер именно при конструировании снов. Здесь он рисует 3Д графику с такой скоростью, с какой ее может снять за год голливудская киностудия. И в основном это реконструкции неких реальных или возможных объектов – с элементами сновидческой фантасмогории, конечно. Поэтому он может воссоздавать умершего персонажа с высокой точность – голос, манеры, движения. И внутри сна его невозможно отличить от настоящего, потому что критерии сличения и есть те критерии, по которым он был воссоздан.

Конечно, возникает идея управлять снами, с тем, чтобы более часто и точно общаться с образом умершего. Я пробовал разные методы – осознанные сновидения или внушение себе перед сном темы сна. В целом это не очень эффективно. И кроме того, сны быстрее забываются, чем реальные события, и в них нет связи между сериями (у некоторых бывает, но не у меня).

Один из приемов, который срабатывал – это на ночь настраиваться на образ человека, который интересен, например, рисовать его портрет. И тогда он может присниться.

Другой способ, который мало помог мне лично, но который некоторым эффективен – это использование методики активного воображения или управляемой визуализации, которая создает состояние лёгкого транса – а у некоторых даже глубокого, и в котором можно предлагать встретиться с образом умершего человека. Правда, это требует наличия партнера. А также критического отношения к возникающим образом, чтобы не принять возникающий образ за явление «духа».

Наконец, всем нам свойственно вести внутренний диалог наяву, хотя его часто трудно сознательно контролировать, и в этом смысле он подобен сну. И в нем мы обычно имеем вполне реального собеседника, которым часто может быть умерший человек.

Умершего можно визуализировать рядом с собой постоянно, превратив его в своего роду тульпу – это тибетское слово вошло в интернет жаргон для обозначения воображаемых девушек. Можно просто фантазировать об общении с отсутствующим человеком, представляя его реакции на события, рассказывая ему новости, мысленно советуясь, или воссоздавая другие формы ценного общения, которое было между вам.

Либо просто вспоминать моменты совместной жизни и общения – причем это не всегда приятно, поскольку тут важна оценка ситуации – и если над всей картинкой висит дамокловым мечом надпись «утрачено навсегда», то никакого удовольствия эти воспоминания не доставляют. Именно поэтому видеозаписи умершего мучительны.

Умершего можно так или иначе воскресить в искусстве – в виде портрета или скульптуры, а также в виде романа, мемуаров или поэмы, или в искусстве, где еще меньше подобия, но больше символической репрезентации – в музыкальной мелодии. Причем процесс создания такого произведения мощнее по силе переживания, чем его последующее «потребление». То есть создавая портрет или описывая жизнь человека, мы снова общаемся с ним, хотя и не тем способом, как привыкли.

Люди часто заменяют человека его символической репрезентацией, в качестве которой выступает надгробный памятник. Начиная от древнеримских погребальных стелл.

При этом здесь важна разница установки – воспринимаем ли мы воскрешение как «психотерапию» или как бунт против смерти. Разница здесь в первую очередь в подразумеваемом итоге. Психотерапия подразумевает в конечном счете смирение с ситуацией. Бунт подразумевает несгибаемость намерения к воскрешению и то, что первые пробные воскрешения приведут рано или поздно к полноценному воскрешению.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь