Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 28. Другие виды бессмертия: слияние, остановка времени



 

Еще возможно бессмертие через слияние – если существа будут обладать способностью сливаться друг с другом, то образующееся сверхсущество, возможно, распределённое по многим телам и мирам. Конечно, его жизнь будет интереснее и насыщеннее, а устойчивость больше, чем у обычного существа.

 

 

В фильме «Красота по-американски» момент смерти описывается как вечное переживание последнего момента жизни. Конечно, этого быть не может, поскольку вечное переживание мгновения невозможно без часов, а внутри мгновения часов нет, и оно мгновенно пройдёт, как и все остальные.

 

В некоторых религиозных теориях Бог мгновенно осознаёт все моменты жизни умершего, переживает их одновременно, в силу чего его сознание как бы живо, но дальнейшего развития не происходит.

 

Глава 29.Бессмертие в религиозной философии: теоретические модели бессмертия

 

Бессмертие и религия

 

Вера в посмертную жизнь является одной из человеческих универсалий – она распространена от Нью-Йорка до Никобарских островов. Вероятно, определённые представления о посмертном существовании были и у предков человека, во всяком случае, об этом косвенно свидетельствуют археологические следы захоронения умерших. В этих захоронениях появляются вещи – копья, украшения, которые могут послужить человеку на том свете, – и которые являются для нас свидетельством наличия определённых мифологических представлений.

Большинство людей видит умерших во сне, и для первобытного человека трудно было определить, что эти образы являются вымышленными им самим. Поэтому ему казалось логичным предположить, что умершие продолжают жить в каком-то другом мире, похожем на наш, где им могут понадобиться еда, украшения, рабы. Они могли видеть этот мир во сне, и таким образом получать зримые доказательства того, что положенные предметы используются на том свете.

Кроме того, представление о посмертном существовании близких приносило психологическое утешение, а также смелость продолжать жить и рисковать, несмотря на осознание собственной смертности.

Можно сказать, что идея о смерти и о бессмертии возникают почти одновременно. «Невозможность смерти в сознании живущего» – так называется знаменитая работа современного художника Хёрста с чучелом огромной акулы, плавающей в формалине. Идея о смерти внутренне противоречива – это как компьютерная команда, которую нельзя исполнить – невозможно представить собственное несуществование.

То есть в отличие от самой смерти, которая является понятным физическим процессом, идея о собственной смерти непостижима сознанием. Поэтому, чтобы снова вернуть разум к способности обрабатывать информацию, необходима идея о бессмертии, которая уравняет идею о смерти, закроет эту неразрешимую проблему, хотя бы и иллюзорно.

То есть, можно предположить, что почти сразу, как человек обрёл разум, способный к рефлексии и абстрактным понятия, он пришёл и к идее бессмертия.

Идея о бессмертии существовала внутри сложных мифологических систем, которые отвечали на огромное множество вопросов – как возник мир, можно ли изменять жене, когда сажать урожай, что сделать для удачи в войне. То есть религия представляла собой огромную сумму взаимосвязанных представлений, которые заменяли науку, закон, систему выборов, философию, а также искусство и психотерапию. Точнее сказать, что эти отдельные отрасли знания позднее отделились от религии, оставив внутри религии свои суррогаты.

Однако в основе религий лежит представление о существовании невидимых существ, которые могут вмешиваться в жизнь людей и с которыми можно заключать те или иные отношения. Отчасти этими существами являются души умерших, но не только. Идея об абсолютном едином Боге возникла позже, как логическое обобщение иерархии невидимых существ, и в результате привела к возникновению монотеистических религий около 2 тысяч лет назад. (Классики марксизма писали, что монотеистические религии находятся уже на полшага от материализма, поскольку всё трансцендентное собрано в одну абстрактную точку, которую затем можно удалить из картины мира без её разрушения.)

Большинство представлений о невидимых существах связано с неверной интерпретацией поведения собственного бессознательного (сны, состояния транса, околосмертный опыт), ошибочным восприятием случайного как закономерного (совпадения), персонификацией неясных явлений природы.

Бессмертие в рамках религии обрастало набором социальных институтов и функций.

Первая из них – это идея о посмертном наказании. Ясно, что она была весьма полезной для управления людьми и снижения насилия в обществе. Идея о неотвратимом наказании за любые проступки снижала уровень сознательных преступлений в обществе, а значит снижало уровень агрессии, число убийств внутри сообщества (но не снаружи его – священная война всегда приветствовалась).

Затем идея о посмертном вознаграждении, которая позволяла людям терпеть трудности обычной жизни или бояться потерять это вознаграждение. Кроме того, идея о интесивном вознаграждении могла мотивировать отдельных людей на очень странные поступки

То есть был создан инструмент управления массами, который состоял из двух элементов: образа посмертного наказания (ад), и списка грехов, за которые туда можно попасть. Этот список можно было регулировать по мере надобности. Эта вся система появилась как надстройка над монотеистическими религиями в начале средневековья – после 5 века н.э в Европе.

Отчасти она восполняла слабость государства и его способности находить и наказывать преступников. То есть страх преступника перед земными пытками дополнялся страхом перед посмертными пытками. Эффективность этой системы вряд ли была велика, поскольку большинство преступлений совершаются под действием эмоций, а длительных вычислений рационального агента об ожидаемой полезности в бесконечно долгом будущем. И, во-вторых, даже если эта система действовала на девять десятых населения, она была в целом бесполезной, поскольку оставшихся одной десятой преступников хватало, чтобы сделать жизнь общества чудовищной, как оно и было еще в 10 веке, и понадобились новые социальные институты, чтобы из банд разбойников сделать рыцарей, такие как рост образования, кодекс чести, укрепление государства.

Затем функцией представлений о загробной жизни было ослабление страха смерти и утешение в случае смерти родственников. Я думаю, что эти функции тоже выполнялись только отчасти.

Обратной стороной представления, что бессмертие уже есть, являлось то, что люди в меньшей мере стремились к сохранению своей и чужой жизни.

Более того, идея о продлении жизни и о физическом бессмертии оказались и до сих пор остаются фактически под запретом, в первую очередь потому что они вступают в конфликт с религиозными картинами мира.

Религиозные мифологические системы обладают огромной инерцией. (Хотя их множественность – христианство, ислам, буддизм, индуизм, нью-эйдж, и все их подвиды – говорит о том, что большинство из них, а, скорее всего и все, является ложными.) Начиная с 18-19 века конкурентом религиозных систем стала наука. Но позитивистская наука 19 века не могла предложить никакой альтернативы религии – человек для неё обычное смертное животное. В 20 веке в науке и философии сформировались идеи о продлении жизни, о том, что это возможно и желательно. Стали ясны конкретные пути, по которым можно достичь практического бессмертия.

Все те же религии, которые приветствуют бессмертие в ином мире, отрицают и порицают бессмертие в физическом мире. Возникает вопрос, чем физический мир хуже иного? Если иной мир реален, то человек сможет рано или поздно проникнуть в него своими исследовательскими приборами, то есть сделать его частью физического мира. И здесь ключевое слово – человек. Дело не в физическом бессмертии – дело в том, что оно будет создано самим человеком рациональным и умопостигаемым образом.

То есть физическое бессмертие – это бунт против бога (в глазах верующих), присвоение себе его главного атрибута, что чревато наказанием. Кроме того, это замена гарантированного и вечного бессмертия на шаткое земное бессмертие.

Бессмертие и Бог

 

Одна из главных задач Бога – гарантировать и реализовывать бессмертие душ, хотя бы в представлениях людей. Душа без Бога всегда смертна. Если бы душа была просто иной формой материи, она так же была бы подвержена процессами тления и разложения. Только нечто бессмертное, вечное и всесильное, с непоколебимой волей может гарантировать бессмертие души. Творец-демиург ещё может управлять временными процессами на Земле, но абсолютное бессмертие может обеспечить только абсолютный Бог.

Во всяком случае, так должны были рассуждать те философы, которые создали концепцию абсолютного Бога.

Душа должна или стать богом, или опереться на бога или открыть в себе бога, чтобы быть по-настоящему бессмертной. Здесь бог выступает как источник атрибута бессмертия, который приписывается душе. Здесь можно увидеть аналогию теоремы Лёба, которая относится к истинным утверждениям в области арифметики, но вкратце может быть суммирована следующим парадоксальным высказыванием: «Если это утверждение истинно, то Санта-Клаус существует». Аналогия примерно такая: «Если бог существует, то душа бессмертна».

Если переводить это рассуждение на более практический план, то ясно, что бесконечность существования требует опору на некую бесконечную или хотя бы неограниченно растущую силу. Например, процесс панспермии во вселенной был бы практически неограниченным (только существованием самой вселенной).

Процесс возникновения новых вселенных в чёрных дырах, который происходит, согласно одной из физических гипотез, описывает всю вселенную как живое существо, способное к репликации, но при этом не зависящее от каких-либо внешней среды. Если не считать сами физические законы высокого порядка некой средой. Можно даже предположить, что эта живая вселенная может обладать довольно высоким уровнем организации, который сформировался при конкуренции с другими типами вселенных (но это тогда подразумевает и смертность в результате конкуренции).

Наконец, опора на искусственный сверхинтеллект ближе всего по структуре на помощь бога в достижении бессмертия.

 

 

Насколько хватит 72 гурий? Бессмертие для ограниченного существа.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь