Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 30.Критический обзор научных исследований в области жизни после смерти



 

 

Дисклеймер: Я всегда допускал существования паранормальных (то есть необъяснимых известными физическими законами) явлений, оставаясь при этом на рациональных позициях. То есть вопрос о том, существуют ли такие явления, остаётся открытым, и зависит от научных экспериментов. То есть я считаю, что такие явления могут существовать, могут быть изучены, и изучены научным методом, и описываться неизвестными пока физическими законами. В течение жизни, однако, моя оценка того, насколько вероятно существование различных паранормальных явлений, менялась. В 90-е я придерживался скептических позиций, но в районе 2000 года изучил большое количество эзотерической литературы, а также стал ставить эксперименты с регрессивным гипнозом и активным воображением, и в результате моя убеждённость в существовании парапсихологических явлений возросла, но потом стала падать, так как я обнаружил, что большинство вещей, которые подтверждаются, объяснимы в рамках обычной психологии, а парапсихологические интерпретации являются скорее когнитивными искажениями, ошибками экспериментами и так далее. Мои попытки обнаружить ходя бы один «чудесный феномен» ни к чему не привели. Я также стал видеть натяжки в существующей литературе. То есть я снова стал скептиком.

Поскольку я побывал уже в обоих «лагерях», я не привязан ни к одной из точек зрения, что, как мне кажется, является преимуществом при объективном анализе.

Моя позиция такая: я готов приветствовать любые доказательства существования жизни после смерти или вообще парапсихологических явлений, но хочу, чтобы эти доказательства были столь же твёрдыми, как в других областях научного знания.

 

Представления о жизни после смерти являются основным содержанием религиозных верований, присущих всем без исключения народам мира во все времена. Эти верования базируются на интерпретации и мифологизации различных случаев и видений, которые переживали люди.

 

 

Суть этих представлений состоит в том, что у человека есть душа, которая отделяется от тела после смерти и обладает бессмертием. Отметим сразу, что это два совсем разных тезиса. Если отделение души от тела и жизнь её в течение некоторого времени еще можно доказать экспериментально, то «бессмертие души» – то есть существование в течение хотя бы тысяч и миллионов лет – никак не доказано. Более того, обычный возраст душ, с которыми общаются в сеансах или которые проявляются в полтергейстах – не более нескольких десятков лет, то есть это души относительно недавно умерших людей.

Душа представляет собой некий комплексный объект – она обладает своим вторым телом, могущим принимать разные формы, а также транспортироваться по миру, наблюдать его и материализовываться, а также обладает всеми атрибутами личности – памятью, волей, сознанием, характером, навыками. То есть душа, согласно верованиям о личном бессмертии, – это не просто капля чистого сознания, – это сложный механизм.

И это важно подчеркнуть, поскольку если это сложный механизм, то он должен состоять из некой материи, а также быть подвержен всем свойствам любых других механизмов – а именно старению. То есть быть смертным. Либо обладать неким инструментом неограниченного самовосстановления.

 

 

Одна из причин отрицания наукой жизни после смерти – это очень низкая априорная вероятность такой гипотезы. Если рассматривать классическую эволюцию жизни на Земле, то не понятно, откуда взялись в ней души. (Конечно, можно придумать разные гипотезы, например, что эволюции жизни из атомов сопровождалась эволюцией жизни из невидимых форм материи, и последняя стала затем паразитировать на белковой жизни. То есть душа – это неорганическое существо, наездник человека. Даже если это и так, это не совсем то бессмертие, которое нам обещает религия.) 

Идеи бессмертия души требует введение существования Бога, который и обеспечивает людей душами. Только абсолютный Бог может обеспечить бесконечное и позитивное существование души, без Бога душа превращается в скитающуюся тень (Аид у греков как пример или у древних евреев).

Для простого переживания душой смерти не нужно абсолютного Бога, достаточно бога-творца, демиурга, который создал только этот мир, и поддерживает его существование довольно долго с человеческой точки зрения. Это может быть реализовано, если мы живём в компьютерной симуляции.

То есть даже если жизнь души после смерти существует, это не поколеблет рационального и эмпирического мировоззрения, поскольку есть по крайней мере два гипотетических механизма, которые могли бы это объяснить без привлечения необъяснимых сущностей – эволюция наездника человека и жизнь в симуляции. Но это ещё не равносильно абсолютному бессмертию души. Любую симуляцию рано или поздно выключат, а любое существо, даже неорганическое, смертно.

Всё же, мы можем использовать любой вновь обнаруженный физический эффект для продления жизни либо сохранения и восстановления информации об умершем человеке. То есть даже если в сеансах медиумов не происходит ничего, кроме как выгрузки информации из подсознания присутствующих, запись такого сеанса может быть ценна для последующего восстановления человека. Если имеет какое-либо удалённое восприятие, это сразу будет гигантским прорывом для восстановления умерших, поскольку человеческий интеллект обладает способностью зацепить за мельчайший физический эффект и развить его до огромной силы технологии (соли урана засвечивают фотоплёнку – и это превращено в атомную бомбу).

 

 

Основная проблема жизни души после смерти – это почему, собственно, не существует телефона на тот свет. Ясно, что спрос на такой «телефон» был бы с обеих сторон – умершие звонили бы так же часто, как уехавшие за границу родственники, а оставшиеся здесь – ещё чаще. Выясняли бы забытую информацию. При этом отдельные случаи намекают на то, что такой телефон возможен – ведь есть же, якобы, общение через медиумов, через сны, через влияние на механические устройства (белый шум).

То есть отсутствие такой связи говорит о том, что либо души находятся после смерти в очень плохом положении (затеряны в бардо, если говорить на языке тибетского буддизма), либо претерпевают такую личностную трансформацию, что сразу утрачивают интерес к нашей жизни, либо что их контролируют высшие силы, которые существенно ограничивают возможности связи. В религиозной философии все три варианта используются, и цель здесь одна – объяснить, почему же души так редко общаются со своими умершими родственниками.

 

Редкость случаев экспериментальной проверки существования жизни после смерти особенно очевидна на фоне огромного числа людей, умерших за всю историю Земли – более 10 миллиардов только за последние 200 лет. На такую большую выборку должен приходится определённый уровень шума, то есть некоторая доля очень странных случаев и сообщений. На это накладывается присущее людям желание преувеличить значимость имеющихся доказательств жизни после смерти.

 

То есть основная проблема имеющихся доказательств жизни после жизни – не в отсутствии отдельных очень ярких примеров, а отсутствии устойчиво повторяющегося эксперимента.

 

Почему души умерших крайне редко помогают в раскрытии преступлений?

 

Вторая проблема – это проблема интерпретации. Возможно, например, что некоторые формы удалённого восприятия существуют, и объяснимы квантовыми эффектами в мультиверсе или теорией голографической вселенной – в общем, чем-то, что находится за пределами современной науки, но вполне может быть в неё инкорпорировано при определённых допущениях. Возникает вопрос, как отличить две гипотезы – одна из них говорит о посмертном существовании души, как отдельного существа, обладающего сознанием, волей, памятью, способного к развитию, а другая – о возможности считывать информацию из любой точки в пространстве-времени. Большинство экспериментов с медиумами не позволяют различить эти две гипотезы, даже если признать их достоверными. Но есть тип событий, которые, как полагают, могут доказать именно самостоятельное существование души – это так называемые drop-in communications - то есть те виды общения, в которых именно душа умершего выступает в качестве инициатора общения, и передаёт информацию, неизвестную никому из участников.

Третья интерпретация состоит в том, что духов на самом деле не существует, а за души умерших выдают себя бесы (в духе учения отца Серафима Роуза).

 

 

Сейчас мы критическим рассмотрим теории нескольких авторов, которые пытались исследовать жизнь души после смерти с наиболее рациональных позиций, то есть опираясь на экспериментальный научный метод и избегая недоказанных допущений. Главное, что эти книги не опирались на эксклюзивный эмпирический материал, а наоборот, опирались на данные, которые можно независимо воспроизвести в любых количествах.

Эти работы принципиально отличаются от работ, например, К.Кастанеды, доказательная база которых равна нулю, хотя нельзя отказать им в увлекательности.

Кроме того, мы возьмём список доказательств жизни после смерти из обзора

«Доказательства жизни после смерти»:

 

https://sites.google.com/site/chs4o8pt/summary_of_evidence#summary_evidence_twenty_cases

В этой статье приводится следующий класс феноменов, которые говорят о возможности жизни после смерти.

Прокси-сессии с медиумами. Так называются сессии, в ходе которых тот человек, для которого делается сеанс, не находится в той же комнате и неизвестен медиуму и ведущему сеанса, что исключает какое-либо считывание информации с него. В ходе прокси-сессий были получены выдающиеся результаты, которые также свидетельствовали в пользу именно контактов с духами, а не простой телепатии. К сожалению, в основном наиболее яркие сеансы остались в прошлом, в 19 веке, и не превратились в тиражируемую технологию. Вот здесь http://ncu9nc.blogspot.com/2009/05/further-record-of-observations-of.html приводятся описания сеансов с Мисисс Пайпер, и доказательства того, что это были именно сеансы общения с духами, а не личные способности Пайпер к телепатии. Среди таких доказательств – например то, что каждый следующий дух должен был учиться заново передавать сообщения, что духи детей лучше помнили детство, чем духи взрослых, и т. д. В любом случае, поскольку это не является повторяемым экспериментом с контролируемыми и заранее определёнными условиями, доказательная ценность таких сообщений не велика. (Поскольку это только впечатления наблюдателя, от которого остались только тексты 120-летней давности, и нам очень трудно судить о том, что на самом деле там было. Представьте, если бы весь эксперимент контролировался бы на видео онлайн, а объекты исследования (т.е. имена умерших ) выбирались бы непосредственно перед началом эксперимента генератором случайных чисел из большой базы данных, и наконец, заранее были бы определены критерии трудности коммуникации и истинности или ложности сообщенных сведений. В сеансах истинность сведений обычно подтверждается родственником умершего, который заинтересован преувеличить число совпадений и чья правдивость не контролируется. В целом из практики парапсихологических экспериментов известно, что чем строже критерии эксперимента, тем слабее наблюдаемый эффект, и часто он оказывается на уровне шума.

Сообщения от духов, которых никто не вызывал (drop-in communications). Иногда во время сеансов с медиумами в сеанс врывается посторонний дух, который передаёт сообщение третьему лицу, находящемуся за пределами комнаты. Например, известен случай, когда некий дух потребовал, чтобы в стене нашли потерянную кость его скелета и захоронили в его могиле. Число таких случаев невелико, и они не могут иметь статистической значимости, а также их невозможно повторить по заказу, то есть доказательная ценность их невелика.

Кросс-коммуникация. Это ситуация, когда дух умершего составляет одно сообщение через разных медиумов. Данное явление возникло в рамках работы Английского общества психических исследований в начале 20 века. http://web.archive.org/web/20080420052219/http://metgat.gaia.com/blog/2008/2/the_eager_dead_and_undying_love Опять же, поскольку это было давно, и мы не можем контролировать всё, что тогда происходило, мы не можем считать это доказательством. В кросс-коммуникации принимали трое духов участников психического общества. То есть они как бы перешли на ту сторону и старались установить канал связи с той стороны. И это было бы действительно хорошим доказательством, если бы такие духи существовали, и существовали бы и в настоящее время. То есть человек мог бы сконструировать некую машину, или воспитать медиума, а потом осознано умереть и передавать сообщения с той стороны. Причём передавать настолько существенную информацию (биржевые котировки, государственные секреты, имена убийц), что это нельзя было бы игнорировать. То, что этого не происходит, является сильным свидетельством против жизни после жизни.

Совместные видения на смертном одре. Иногда присутствующие около умирающего человека видят ангелов, других уже умерших родственников, а также отделение души от тела в виде некой полупрозрачной субстанции, и, более того, сам умирающий тоже видит те же образы. http://web.archive.org/web/20080313082019/http://www.survivalafterdeath.org/books/barrett/dbv/chapter6.htm Но это происходит редко, и не все из присутствующих видят эти образы. Из психологии известно, что некоторые люди способны к столь яркой визуализации внутренних образов, что они накладываются на зрительно воспринимаемые образы. А визуализация легко и точно управляется словами людей и контекстом ситуации (это я знаю из своих практик визуализации). Один и тот же человек видел несколько раз этих ангелов, то есть это зависит от зрителя, а не от ситуации. Огромное количество людей умирает на войне, в больницах, в концлагерях, и все же нет свидетельств о массовом наблюдении ангелов (кроме как фу-файтеры в годы второй мировой войны – светящиеся шары, которые преследовали самолёты союзников.)

Ещё одна разновидность совместных видений – это видения группы людей, одновременно подвергающихся совместной опасности, например, группы пожарников, задыхавшихся в огне. http://www.near-death.com/group.html

Изменение веса умерших в момент смерти. Различные эксперименты доказали, что это не так. Были опыты на запаянных в колбе лягушках – масса не менялась, опыты на козах – их усыпляли на точных весах. При этом вес умерших во время агонии естественным образом убывает примерно на 100 грамм за счёт веса выдыхаемой воды и углекислоты, выработка которых увеличивается за счёт перехода на анаэробные режим работы клеток при кислородном голодании.

 

То, что в начале выглядит как множество согласованных доказательств, при ближайшем рассмотрении разваливается, как карточный домик. Любые исследования жизни после смерти отягощены предубеждениями исследователя – или он хочет доказать, что бессмертие уже есть, или он горит жаждой разоблачить предрассудки.

 

Хотя околосмертный опыт и другие похожие явления объяснимы процессами в головном мозгу умирающего, возникает вопрос, каков был эволюционный смысл в том, чтобы люди переживали этот опыт, который является столь «неопровержимой» почвой для религиозной мифологии? Ведь не будь этих переживаний, не было бы и базы для верований в жизнь после смерти. Одно из объяснений здесь в том, что вера в посмертную жизнь была необходима людям, чтобы пережить страх смерти, и поэтому отбор шёл в пользу людей, склонных к галлюцинациям и мистическим переживаниям.

 

В 2012 г вышла книга нейрохирурга, который пережил околосмертный опыт, и которая воспринимается как доказательство того, что мозг переживал эти переживания, пока был в коме и был выключен. Но, как показал другой нейрохирург, в его рассуждениях есть ошибка - а именно, мозг не мог сразу проснуться, а должен был пройти постепенно к состоянию бодрствования из состояния комы. И в этом процессе он мог испытывать сноподобные переживания. Почему-то автор не рассматривает эту возможность - и не потому, наверное, что его мозг был поврежден менингитом, а в силу когнитивного искажения, заставляющего верить в то, во что он хочет верить. «Что бы думающий не думал, доказывающий это докажет». http://theness.com/neurologicablog/index.php/proof-of-heaven/

Невозможно доказать полное отключение мозга. Если его активность снизится в сто раз, то это приведет к почти полному исчезновению энцефелограммы, то есть она будет ниже уровня шума, но при этом даже активности в сто раз меньшей достаточно, чтобы переживать какие-нибудь переживания.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь