Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дизайн в формировании среды



Львова И.А.

Дизайн в формировании среды

Учебное пособие

 

 

Калуга 2005


Содержание

Введение........................................................................................................ 3

1. Дизайн как феномен художественно-проектной деятельности............................................................................................ 5

1.1. Терминология дизайна.............................................................................. 5

1.2. Структурные элементы дизайн- проектирования…....………………... ....7

1.3. Проектная культура……………………………  ………………………...11

1.4. Школы дизайна и их роль в формировании проектной культуры и развитии дизайна............................................................................................................. 12

2. Историческое развитие концепций и методов дизайн-проектирования..................................................................................... 15

2.1. Дизайн как проектная деятельность...................................................... 15

2.2. Концепции дизайна в развитии.............................................................. 18

2.3. Сфера интересов дизайн-проектирования............................................. 20

3. Организация проектирования.................................................. 21

3.1. Аспекты промышленного проектирования........................................... 21

3.2. Особенности проектирования графических элементов...................... 24

4. Средовое проектирование........................................................... 49

4.1. Систематика средового проектирования…………………………… …. 49

4.2. Средовая организация пространства в истории культуры................. 51

4.3. Дизайн среды внутренних пространств................................................. 52

4.4. Дизайн среды открытых пространств.................................................... 53

Заключение............................................................................................... 55

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ........................................................................................57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….....62

ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................65

 

 Введение

    В профессиональном обучении теоретическая подготовка – это та база, на которой постепенно воздвигается комплекс практических знаний и навыков в любой специальности. Обучение дизайну не является исключением, объём сведений по различным направлениям теории и практики значителен и разнообразен. Теория дизайн-проектирования включает в себя широкий спектр дисциплин, занимающих срединное положение между науками базовыми, преимущественно теоретическими, и практическими, формирующими навыки владения проектными приёмами и средствами, как в выбранной студентами достаточно узкой сфере, так и в смежных областях дизайнерской деятельности.

     Данное учебное пособие предназначено для первичного ознакомления студентов факультета Дизайна, получающих высшее профессиональное образование по специальности 052400 Дизайн, квалификации «дизайн среды» с основами знаний, составляющих выбранную ими профессию.

    Задачами пособия в образовательном и развивающем аспектах являются:

- получение знаний о дизайн-проектировании, его терминологии и областях    применения;

- формирование представлений о проектной культуре и роли известных Дизайн-школ в её развитии;

- получение начальных сведений о направлениях, задачах, творческих концепциях в дизайне с зарождения данной профессии по сегодняшний день;

- выявление внутренних связей между дисциплинами – композицией, историей и теорией дизайна, цветоведением и колористикой, теорией и методологией дизайн-проектирования и др.;

- ознакомление с различиями и сходством методов проектирования в различных сферах дизайна;

- выявление внутренней структуры процесса дизайн-проектирования;

- знакомство с некоторыми примерами исторического развития средового дизайна;

- прояснение отличий и сходства в подходе к проектированию закрытых и

открытых средовых объектов.                                                                                 

    Воспитательные задачи пособия заключаются в формировании у студентов представлений:

- о месте и роли дизайнера в современном обществе;

- об ответственности дизайнера за воспитание общественного вкуса;

- о значении дизайн-деятельности в развитии художественной культуры

современности.

    Пособие содержит несколько глав и предоставляет базовые сведения:

- о сущности дизайна, структуре и развитии дизайна как проектной деятельности;

- о проектной культуре и роли Дизайн-школ в её формировании;

- о средствах и методах дизайн-проектирования;

- об истории развития концепций и методов дизайн-проектирования;

- об организации проектной деятельности в некоторых областях дизайна;

- об историческом развитии средового дизайна;

- о проектировании закрытых и открытых средовых пространств.

    Данное учебное пособие может заинтересовать учащихся и специалистов в разных областях деятельности, т.к. оно раздвигает понятийные границы дизайна: от узкопрофессиональных - до общественнозначимых представлений о дизайн-проектировании как о всеохватном современном виде творчества в самых различных профессиональных сферах. Пособие излагает материал в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Введение в специальность».

 

 


Терминология дизайна

 

Смысл термина «дизайн» лучше всего понятен по своей основе: лат. «designare» - определять, обозначать, то есть давать назначение предмету (стул – предмет для сидения). Итальянское «designo» в эпоху Возрождения обозначало «проект», «замысел», «идея», «рисунок». В Англии в 16 веке это слово применяется в том же значении: Оксфордский словарь, изданный в 1558г., трактует слово «design» как задуманный план, проект чего-либо, что будет реализовано.

«В современном понимании объектами дизайн-проектирования являются не изделия, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности, в частности, осуществления определенной утилитарной функции» [13, с.12]. В связи с этим однозначное определение дизайна дать очень трудно. На конгрессе международного союза дизайнеров (ИКСИД) в 1969 году президентом союза Томасом Мальдонадо было предложено следующее определение: «Под дизайном понимается … творческая деятельность, цель которой – определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится схватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством» [цит. по: 6, с.19]. Очевидно, что это определение касается в большей степени промышленного дизайна, впоследствии от него, как от не имеющего должного «охвата», отказались.

В современном (обобщённом) значении дизайн – термин, обозначающий «различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды» [15, с. 394]. В каждом направлении проектной деятельности постепенно сформировалось своё определение, отражающее специфику именно этого вида дизайна.       

В статье Лазарева Е.Н. «Дизайн: от формы вещи до духа человека» [9] говорится о том, что английское понятие «design» уже с начала своего развития охватывает, постепенно расширяясь, несколько смысловых рядов:

1 - декоративный смысл: узор, украшение, убранство, орнамент, декор;

2 - проектный смысл: набросок, эскиз, схема, рисунок, чертеж, конструкция;

3 - смысл намерения: замысел, идея, план, задумка, предположение;

4 - интригующий смысл: затея, ухищрение, умысел, сюжетность.

При этом одной из главных составляющих всего ряда смыслов дизайнерской деятельности является социальный аспект, то есть человеческий фактор.

Термин «дизайн» «…может подразумевать техническое изобретение, художественное решение или первоначальную идею. Нередко дизайн той или иной вещи охватывает все эти понятия – и любые смысловые границы, в которые мы пытаемся втиснуть этот термин, оказываются искусственными» [8, с. 8].

Терминология, присущая дизайнерскому творчеству, значительно старше самой профессии «дизайнер», поскольку профессия родилась не на пустом месте, а опирается на весь предыдущий человеческий опыт общения с окружающим миром и приспособления его объектов к своим нуждам. Понятийные категории дизайна являются, в основном, также средствами и элементами дизайн-проектирования.

Являясь изначально деятельностью художественно-проектной, дизайн заимствовал понятия из трёх областей – изобразительной, ремесленной (затем инженерной) и архитектурной. Такие средства дизайна, как композиция, колорит, линия, художественная выразительность, принадлежат сфере изобразительного искусства. Понятия «форма», «масштаб», «структура», «пространство», «проект», «тектоника» изначально являлись средствами архитектурного языка. Термины, связанные с декоративно-прикладным искусством (в смысле оперирования предметным наполнением окружающей человека жизни) – декор, материал, контур, орнамент, – также активно используются в дизайне. Конечно, нельзя рассматривать приведённые примеры как средства только этих направлений в художественном творчестве, исторически все они оказались в тесном переплетении и применимы не только в данных сферах деятельности, но и в ряде видов искусства – скульптуре, музыке, театре.

 Кроме того, с развитием инженерно-конструкторской деятельности в массовом производстве и строительстве, дизайн «присвоил» понятия и из этой сферы: чертёж, конструктивные элементы, динамичность, архитектоника, качество, компоновка, модель и т.д.

Развитие дизайна неотрывно от развития общества, поэтому категории базовых общественных наук также применяются в дизайне, в форме как теоретических, так и прикладных выражений творчества. «Образ», «морфология», «функция», «эстетика», «анализ», «процесс», «восприятие», «культура» - эти и целый ряд других понятий обеспечивают смысловую нагрузку дизайнерской деятельности, руководят дизайнером, выявляют сущность всей его работы, влияют на результат.

Как и любой вид продуктивной деятельности, дизайн обладает законами творчества, которые, складываясь постепенно, выражены в объектах, целях, методах, принципах, средствах. «Цель проектирования в дизайне – оптимизация функциональных процессов жизнедеятельности человека, повышение эстетического уровня изделий и их комплексов… Метод дизайна – эволюционно складывающиеся принципиальные основы деятельности…, задающие способы моделирования объекта и совокупность правил, определяющих последовательность и содержание этапов формообразования» [12, с.14]. Средства проектирования (эскизирование, моделирование, и т.п.), могут быть как универсальными, используемыми в любом направлении дизайна, так и специфичными для каждого его вида: «типизация» используется преимущественно в промышленном дизайне, «проектная графика» – неотъемлемая часть средового, а «визуальные знаки» – графического дизайна.

 

Проектная культура

 

    Прежде чем переходить к вопросам практического наполнения дизайнерской деятельности, необходимо определиться с термином «проектирование». Проектировщик в узком смысле – человек, организующий пространственно-конструкторские формы чего-либо: архитектор, конструктор. Но каждый человек в силу различных потребностей периодически занимается проектированием, если не на рабочем месте, то в вопросах организации собственной жизни. Мы планируем учёбу и отдых, работу и отпуск, проектируем семейный бюджет (со сметой расходов) и мн. др. Проектирование является частью нашей повседневной жизни, распространяясь на многие сферы деятельности. Этот круг постоянно расширяется: плановики, учёные, политики, администраторы, турагенты, экономисты, законодатели...

Таким образом, проектирование является реальностью нашей жизни и содержанием многих видов деятельности, формируя особый тип мышления человека – проектное мышление. Это культура мышления творческого типа; она, в свою очередь, формирует феномен, интегрирующий различные знания и навыки в реальные формы деятельности - проектную культуру. Если подходить к вопросу подготовки специалиста любой профессии с точки зрения формирования в его сознании именно такого, проектного, подхода к будущему делу (именно таково требование времени), то в первую очередь надо говорить о подготовке специалиста – субъекта культуры вообще, и носителя проектной культуры в частности.

    Существует объективная необходимость смотреть на обра­зование с точки зрения практики, а на практику — с точки зрения образования. Это особенно важно еще и по­тому, что дизайнерское образование, являясь идеальной мо­делью проектной культуры, становится удобным объектом для исследования и теоретического моделирования обучения любой профессии.

Понятие проектной культуры родилось в конце 70-х - нач. 80-х годов, когда Королевский колледж искусств Великобритании (одно из самых уважаемых в мире учебных заведений подобного профиля) выступил с поисковой програм­мой «Дизайн в системе общего образования». «Принципиаль­ным результатом этой программы явилось обнаружение, наряду с гуманитарной и технической культурой, «третьей культуры», наличие которой до сих пор не осознавалось просто потому, что ею пренебрегали, она не имела адекватного наименования, и ее содержание не было сформулировано. ««Третью культуру» специалисты колледжа искусств Великобритании предложили назвать «дизайном с большой буквы» и опреде­лить ее как совокупный опыт материальной культуры и со­вокупный массив опыта, навыков и понимания, воплощен­ный в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения» [14, с. 7]. Открытие дизайна в качестве «третьей культуры», занимающей как бы срединное положение между технической и гуманитарной культурой, произвело переворот в представлении об образовании. В этом «… расширенном понимании дизайна и содержится смысл, позволяющий трактовать его как всю проектную культуру и как часть фундамента общего образования» [6, с. 24]. Подобный подход к дизайну может поставить его в один ряд с базовыми науками, играющими важнейшую роль в высшем профессиональном образовании.

 Наиболее очевидным подтверждением важной роли ди­зайнерского образования в проектной культуре могут слу­жить примеры Баухауза, ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, Ульмской высшей школы дизайна, которые были не только школами по подготовке кад­ров, но и центрами формирования и распространения опре­деленной проектной культуры: стиля, метода формообразо­вания, методологии, образцов профессионально­го мышления, поведения и мастерства.

    Что касается традиционного понимания дизайна как художественно-проектной деятельности, то все виды дизайна объединяет общая «генеральная линия» – создание благоприятных условий для жизни и деятельности человека. Семейство «дизайнов» (графический, промышленный и т. д.) имеет чёткие внутренние взаимосвязи, позволяющие интегрировать знания из многих областей в средовой дизайн. Именно на стыке различных «дизайнов» рождается синтез средств и методов отдельных видов творчества при решении конкретной проектной задачи средового дизайна.

 

Организация проектирования

Заключение

 

Современный подход к решению средовых объектов значительно повышает требования к профессиональной подготовке дизайнеров. Комплексное, суммарное проектирование предполагает наличие знаний и навыков во многих, примыкающих к основному, видах проектного творчества. 

    Происходит постепенное превращение различных видов дизайнерского творчества – ландшафтного, архитектурного, интерьерного, графического – в единую проектную структуру, призванную максимально разнообразить, «очеловечить», гуманизировать окружающую техногенную среду. При этом стираются грани между внутренними и внешними интерьерами, между «парадными», музейными видами искусства и уличными, повседневными. Постиндустриальное развитие общества, современная модель жизнеустройства человека диктуют подобные изменения, поэтому постоянное обогащение и трансформация функционального назначения традиционных элементов среды рождает новые приёмы, средства и формы организации пространства. Постмодернистское начало присутствует здесь в полной мере: стремление к яркости, необычности образов, к перекрещиванию функций, придание развлекательного характера бывшим «серьёзным» объектам.

    Решение интерьеров и экстерьеров в современных условиях направлено на гармонизацию среды обитания человека. Гармоничность можно реализовать, используя принципы, простые на первый взгляд, выработанные человеком на протяжении тысячелетий - соподчинённость, соразмерность, уравновешенность частей и целого, - которые в конечном итоге и приводят к единству композиционной организации объекта. На практике этот простой ряд усложняется комплексом специфических для отдельно взятого объекта свойств, заданных существующими изначально обстоятельствами его развития. Вычленение и удаление от человека дискомфортных, отрицательных в физическом и эмоциональном смысле составляющих этих обстоятельств, наращивание эстетико-художественных качеств объектов и есть, в конечном счете, гармонизация среды.

    Адаптация к требованиям потребителя-человека всего имеющегося арсенала дизайнерских средств, развитие проектного, т.е. творческого, мышления, осознание своей значительной роли в социуме – решение всех этих важных задач приведёт дизайнера к преобразованию пространства в систему обратных связей «человек – среда», к личному вкладу в формирование нравственно-ценностных установок человека. Дизайнер способен – и должен! – участвовать в обновлении художественной и культурной ценности эпохи, вносить свой вклад в общемировой процесс гуманистического переустройства общества.

 

 Контрольное задание к зачету

Выберите тему для реферата (см. Приложение 1), подберите материал, раскройте тему реферата, используя примеры, подберите (нарисуйте) иллюстрации.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АБРИС (нем. - чертеж) - линейные очертания изображаемой фигуры или предмета. То же, что контур.

АКЦЕНТ (лат. - ударение) - в изобразительном искусстве и дизайне прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве какой-нибудь формы, фигуры, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя.

ВАРИАНТ (лат. - изменяющийся) - авторское повторение произведения или каких-либо его частей (деталей) с некоторыми изменениями. В том числе: изменения, внесенные в композиционное или цветовое решение объекта, во взаиморасположение предметов, изменение точки зрения на тот или иной объект и т. д. При всех условиях вариант предполагает наличие сходства с оригиналом в какой-либо мере(варианты решения интерьера гостиной).

ГАММА ЦВЕТОВ (цветовая гамма) - основные отношения цветовых тонов, преобладающие в проекте данного объекта и определяющие характер его колористического решения (интерьер в холодной гамме).

ГАРМОНИЯ (греч. - стройность, единство, согласованность частей) - в изобразительном искусстве и дизайне: сочетания форм и цветов, или взаимосвязь частей изображения, обладающие наибольшей согласованностью и в связи с этим наиболее благоприятные для зрительного восприятия.

ГРАФИКА (греч. - начертательный) - вид изобразительного искусства. Для него характерно преобладание линий и штрихов, применение контрастов белого и черного и меньшее, чем в живописи, использование цвета. К графике относятся рисунок и различные виды его печатных воспроизведений: гравюра, литография и т. д., а также тональная подача вариантов решения интерьера.

В зависимости от содержания и назначения графика подразделяется на: станковую - рисунок, эстамп, лубок; подготовительную - эскиз, набросок, зарисовка; книжную и журнально-газетную иллюстрацию; прикладную - грамоты, марки, этикетки, реклама, упаковка; техническую - промышленная, инженерная.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - вид изобразительного искусства. Художественные средства и ДПИ обычно подчинены практическому назначению предмета и обусловлены особенностями материала и техники. Этому искусству присуща условность, ДПИ тесно связано с бытом народа, поэтому для него характерно использование народных традиций. Используется в дизайне при работе с этно-стилями.

ДЕТАЛИЗАЦИЯ - тщательная проработка деталей изображения. В зависимости от задачи, которую перед собой ставит дизайнер, его творческой манеры, требований стилистики степень детализации может быть различной.

ДЕТАЛЬ (фр. - подробность): 1) элемент; 2) подробность, уточняющая характеристику образа; 3) менее значительная часть произведения; 4) фрагмент.

ДЕФОРМАЦИЯ (лат. - изменение видимой формы в изображении) - в искусстве, архитектуре и дизайне нередко используется как художественный прием, усиливающий выразительность образа.

ДИНАМИЧНОСТЬ (греч. - силовой) - движение, отсутствие покоя. Это не всегда изображение движения - физического действия, являющегося перемещением в пространстве, а скорее внутренняя динамика (динамичность) образа, как у живых существ, так и неодушевленных предметов. Динамичность достигается композиционным решением, трактовкой форм, манерой исполнения.

ЖАНР (фр. - род) - понятие, объединяющее произведения по признаку сходства тематики. Произведения одного жанра отражают определенную область жизни человека или природы. В изобразительном искусстве различают: натюрморт, интерьер, пейзаж, портрет, сюжетная картина (бытовая, историческая, батальная и т. д.).

ЖИВОПИСЬ - один из главных видов изобразительного искусства, произведения которого выполняются на плоскости холста, картона, па бумаге и т. д. различными красочными материалами. По применяемым красочным материалам подразделяется на: акварель, масляную, темперу, энкаустику, пастель, клеевую живопись, гуашь, фреску и т.д. Применяется в дизайне как вспомогательное композиционное средство (роспись стены, картины в интерьере и т.д.).

ИДЕЯ (греч. - понятие, представление) - основная мысль художественного произведения, определяющая его содержание, образный строй, стилистику, выраженные в соответствующей форме.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА - живопись, графика, скульптура. К ним относят также и декоративно-прикладное искусство. Все они отражают действительность в зрительных наглядных образах. Их иногда называют пространственными, так как они воссоздают видимые формы в реальном или условном пространстве. В отличие от искусств временных (музыки, театра, кино), в которых действие развивается во времени, в произведениях И. и. в каждом конкретном случае возможно изображение лишь одного определенного момента. При достаточном мастерстве художнику удается, даже передавая один момент, дать представление о том, что было раньше и что произойдет позже. В каждом из видов И. и. имеются присущие только ему одному художественные средства.

ИЛЛЮЗОРНОСТЬ (лат. - заблуждение) - сходство изображения с натурой, граничащее с обманом зрения. Используется в средовом дизайне как художественный прием. Например, в монументальных росписях потолков и стен для создания впечатления большей глубины пространства или более значительных размеров помещения. Нередко иллюзорность проявляется в необычайно точной передаче материальных качеств предметов.

КОЛОРИТ (лат. - цвет) - особенность цветового и тонального строя произведения, в котором находят отражение цветовые свойства реального мира, но при этом отбираются только те из них, которые отвечают определенному художественному образу. К. в произведении представляет собой обычно сочетание цветов, обладающее неким единством. Под К. понимают также гармонию и красоту цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков. В зависимости от преобладающей в нем цветовой гаммы, он может быть холодным, теплым, светлым, красноватым, зеленоватым и т. д. К. воздействует на чувства зрителя, создает настроение и служит важным средством образной и психологической характеристики дизайн-объекта.

КОМПОЗИЦИЯ (лат. - сочинение, соединение) - построение произведения, согласованность его частей, отвечающая его содержанию. Композиционное построение включает размещение изображения в пространстве. Работа над композицией продолжается от первоначального замысла до завершения произведения. Это поиски путей и средств создания художественного образа, поиски наилучшего воплощения замысла. Работа над К. заключается в выборе темы, разработке идеи, в построении перспективы, согласовании масштабов и пропорций, в тональном и цветовом решении произведения. Сюда также входят: выявление центра К. и подчинение ему других, более второстепенных частей произведения; объединение отдельных частей произведения в гармоническом единстве; соподчинение и группировка с целью достичь выразительности и пластической целостности произведения.

КОНСТРУКЦИЯ (лат.) - сущность, характерная особенность строения любой формы в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязь частей в целом и их соотношение.

КОНТРАСТ (фр. - резкое различие, противоположность) - широко распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующее их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный К. Цветовой К. обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный К. - сопоставление светлого и темного. В композиционном построении К. служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигается большая выразительность и острота характеристики образов.

ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ (фр. - местный): 1) цвет, характерный для окраски данного предмета, который постоянно несколько изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих цветов и т. д.; 2) цвет в дизайне, взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выявления цветовых оттенков.

МОТИВ (фр.): 1) завязка, определяющий момент цветового, композиционного и пластического решения картины, интерьера, экстерьера; 2) в декоративно-прикладном искусстве - основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.

НЮАНС (фр.) - очень тонкий оттенок цвета или очень легки переход от света к тени и т. п., сходен по смыслу со значением Оттенок.

ОБРАЗ (художественный) - форма отражения явлений действительности в искусстве, форма художественного воспроизведения действительности. В изобразительном искусстве и дизайне О. является чувственно-конкретным, наглядным выражением идеи.

ОРНАМЕНТ (лат. - украшение) - узор, обычно отличающийся ритмическим расположением одних и тех же декоративных мотивов, который создается путем переработки и стилизации изображений всевозможных предметов реального мира или из сочетаний геометрических форм. Может быть выполнен в различной технике, всегда служит украшением предметов, интерьеров и т. д.

ОТНОШЕНИЯ - взаимосвязь элементов изображения, существующая в натуре и используемая при создании произведений. Например, О. цветов и оттенков (в живописи), тонов различной светлоты (тональные О. в рисунке), О. размеров и форм предметов (пропорции), пространственные О. в средовом дизайне и т. д. Тональные и цветовые О. могут быть контрастными, резкими или легкими, нюансными. Причем те или иные элементы, взятые в О., всегда в известной степени оказываются влияющими друг на друга, так как воспринимаются в зависимости один от другого. Например, практически особенности цвета и тона воспринимаются лишь тогда, когда рассматриваются в О. к другим цветам или тонам, а не изолированно от окружения. Соблюдая верные, пропорциональные соотношения в доступных пределах, удается достичь эмоционально-художественной выразительности объекта.

ОТТЕНОК - 1) изменение, иногда малозаметное, цвета объекта под воздействием окружающей его среды; 2) небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому тону; 3) различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

ПЛАНЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ - 1) при наблюдении натуры условно разделенные участки пространства, находящиеся на разном расстоянии от наблюдателя; 2) части картины, различные по степени удаленности в глубину изображаемого в ней пространства; 3) при моделировке формы планами называют части формы, по-разному расположенные в пространстве; 4) условное ограждение в экстерьерном дизайне.

ПЛАСТИЧНОСТЬ - в произведениях разных видов искусства: целостность, тонкость и выразительность моделировки и цветового решения форм, богатство цветовых и тональных переходов, а также гармоническая взаимосвязь и выразительность масс, форм, их линий и силуэтов в композиции.

ПРОПОРЦИЯ (лат.) - мера частей, соотношение размеров частей друг к другу и к целому. дизайнер имеет дело с различными видами П.: с формами фигур и предметов, с композиционным построением объектов, с соотношением масс, группировок, форм друг к другу и т. д.

РИТМ (греч.) - одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид Р. представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, элементов узора, цветов и т. д.); Р. чаще всего проявляется в монументальном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре; имеет более сложные формы проявления в живописи, графике и скульптуре. Способствует созданию определенного настроения в, благодаря ему достигается большая целостность и согласованность частей композиции и усиливается ее воздействие на зрителя. Р. проявляется в повторах и вариантах световых и цветовых пятен, а также в чередовании при размещении в пространстве более крупных частей, являющихся значительными элементами композиции.

СИЛУЭТ (фр.) - общие очертания фигуры или предмета в натуре, такой вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без деталей и резко выраженной объемности или даже выглядит совсем плоской (сплошным пятном на темном или светлом фоне). Так, силуэтность приобретает фигура, поставленная против света. С. называются также все профильные темные изображения в графике.

СИММЕТРИЯ (греч. - соразмерность) - такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части (или предметы) располагаются параллельно друг другу, на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним. Подобная композиция часто встречается в декоративно-прикладном искусстве, в ансамблях и декоре классицизма. Нарушение симметрического строения называется асимметрией.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - в искусстве взаимно обусловленные категории. Из них С. указывает на то, что изображено и выражено в произведении искусства, а Ф. - какими средствами это может быть достигнуто. В произведении искусства С. не может быть выражено вне образной Ф.

СТАТИЧНОСТЬ (греч. - стоящий) - в противоположность динамичности - состояние покоя, неподвижность. С. может соответствовать замыслу образного решения произведения, она может быть придана объекту специальными приемами: затемнением, симметрией, фактурностью.

СТИЛЬ (фр.) - 1) общность идейно-художественных особенностей произведений разных видов искусства определенной эпохи. Возникновение и смена С. определяются ходом исторического развития человеческого общества, но в одно и то же время может существовать несколько разнородных или даже противоположных по своему характеру стилей (напр., классицизм и барокко); 2) национальная особенность искусства (китайский стиль, мавританский стиль и т. д.); 3) понятием С. иногда определяют отдельные специфически художественные признаки произведений искусства или памятников материальной культуры (напр., чернофигурный С. в греческой вазописи); 4) говорят также о С. группы художников или одного художника, если их творчество отличается яркими, индивидуальными чертами.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (творчество) - процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, процесс претворения наблюдений действительности в художественный образ. В изобразительном искусстве творчество художника всегда заключается в создании произведения в непосредственно зримых формах. В работе каждого художника есть много индивидуального, свойственного только ему одному. Однако имеются и некоторые общие закономерности. Обычно работа начинается с композиционных поисков изобразительного решения и подбора материала. После этого подготовительного периода художник завершает работу над произведением. Бывает, что художник и на заключительном этапе работы вносит в произведение значительные изменения и поправки или даже снова начинает искать более удачное воплощение творческого замысла.

ТЕМА (греч.) - круг явлений, выбранных художником для изображения и раскрытия идеи его произведения.

ФАКТУРА (лат. - обработка) - 1) характерные особенности поверхности материала, поверхности предметов; 2) особенности обработки материала, в котором выполнено произведение, а также характерные качества этого материала;

ФОН (фр. - дно, глубинная часть) - в натуре и в произведении искусства - любая среда, находящаяся за объектом, расположенным ближе, задний план изображения. В произведениях изобразительного искусства фон может быть нейтральным, лишенным изображений, или включать изображения (изобразительным). В дизайне фон может объединять перспективно-пространственные планы, небо, городскую застройку.

ФОРМА (лат.) - 1) внешний вид, очертание. В этом смысле Ф. предполагает наличие объемности, четкой конструкции, пропорции; 2) в изобразительном искусстве Ф. называют объемно-пластические особенности предмета; 3) во всех видах искусства - художественные средства, служащие для создания образа, для раскрытия содержания произведения (см. Содержание и форма). В творческом процессе находят форму, наиболее соответствующую замыслу. В любом из видов искусства форма в значительной степени определяет художественные достоинства произведения. В изобразительном искусстве и дизайне художественная Ф. - это композиционная выстроенность, единство средств и приемов, реализованных в материале и воплощающих идейно-художественный замысел. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА - все изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения. К ним относятся: композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и т. д.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА (греч.) - цвета, обладающие цветовым тоном, отличающим их один от другого. X. ц. - цвета солнечного спектра, создающегося при преломлении солнечного луча (красный, желтый и др.). Условно цвета спектра располагаются по “цветовому кругу”. Эта шкала цветов содержит большое количество переходов от холодных к теплым цветам. Ахроматические цвета - белый, серый, черный. Они лишены цветового тона и различаются только по светосиле (светлоте).

ЦВЕТ - одно из основных художественных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передаются посредством отношений Ц. и цветовых оттенков. К основным качествам Ц. относятся: цветовой тон - особенность Ц., отличающая его от других Ц. спектра (красный, синий, зеленый и др.); светосила Ц. - способность того или иного Ц. отражать световые лучи; насыщенность (интенсивность) Ц. - количество определенного цветового тона в данном Ц. В живописной практике всякий Ц. всегда рассматривается в отношении к окружающим его цветам, с которыми он находится во взаимодействии. В основе этой зависимости лежат отношения холодных и теплых Ц. и оттенков. Эти Ц. и оттенки, взятые в сопоставлении, взаимно усиливают друг друга. Ц. - одно из важнейших средств создания художественного образа.

ЭКСПРЕССИЯ (лат. - выражение) - повышенная выразительность произведения искусства. Э. достигается всей совокупностью художественных средств и зависит также от манеры исполнения, характера работы художника в том или ином материале. В более узком понимании - проявление темперамента художника в его творческом почерке, в фактуре, рисунке, цветовом решении произведения.

ЭСКИЗ (фр.) - подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла; он может быть выполнен в различной технике. В процессе работы обычно создается несколько Э. Наиболее удачные используются в дальнейшем, развиваясь и дополняясь. В Э. изображение может быть значительно разработано, или выражена какая-то идея (форэскиз в интерьерном дизайне).

ЭСТЕТИКА (греч.) - наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Э. изучает основы и закономерности художественного творчества, отношение искусства к действительности, роль искусства в общественной жизни. В широком значении эстетическое - прекрасное, красивое.

 

 

Литература, рекомендуемая для изучения

        

1.  Архитектурная колористика: Практикум. Уч. пособие /Е. С. Агранович-Пономарева, А.А. Литвинова. - Мн.: УП «Технопринт», 2002. - 122 с.

2. Архитектурная физика: Учебник для вузов: Спец. «Архитектура»./В.К. Лицкевич, Л.И. Макриненко, И.В. Мигалина и др.; /Под ред. Н.В. Оболенского. - М.: Стройиздат, 2003-448с., ил.

3. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования.- М.: Стройиздат, 1993.- 438с.

4. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна, в 2-х томах. - М.: СДР, 2001.

5. Глазычев В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. - М.: Искусство, 1970.

6. Глазычев В. Л. Зарождение зодчест­ва. - М.: Стройиздат, 1983.

7. Демидченко Ю. Интерьер в России: Традиции. Мода. Стиль. Терминологический словарь. - СПб.: Аврора, 2000. - 255 с., 443 ил. 

8. Ефимов А. В. Колористика города. - М.: Стройиздат, 1990.

9. Земпер Г. Практическая эстетика (пер. с нем.). М.: Искусство, 1970.

10. Иконников А. В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. В 2 томах. - М.: Прогресс М, 2001-2002.

11. Иконников А. В. Архитектура и градостроительство. Энциклопедия. - М.: Стройиздат, 2001.

12. Иттен Й. Искусство цвета. 2-е издание. – М., изд. Д. Аронов, 2001. - 95 с.

13. Иттен Й. Искусство формы. - М., изд. Д. Аронов, 2001. - 136 с.

14. Кальвино И. Незримые города. Замок скрещенных судеб. - Киiв: Лабиринт, 1996.

15. Кильпе Т. Л. Основы архитектуры: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2002. - 159 с., илл.

16. Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория: Учеб. пособие. /Серия Humanitas. - М.: Омега-Л, 2005.- 224с., ил.

17. Ле Корбюзье. Архитектура ХХ века (пер. с фр.). - М.: Прогресс, 1970. - 303 с.

18. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. - СПб., «Азбука», 1998.

19. Михайлов С. М. и др. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь- справочник. - Казань, 1994.

20. Михайлов С. М. История дизайна. В 2 т.: Учеб. для вузов. - М.: СДР, 2004.

21. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства (пер. с франц.). - М.: Искусство, 1982.

22. Мунипов В.М., Лысенко А.И. Популярная эргономика. - Орел: Вешние воды. 1992.  

23. Нельсон Дж. Проблемы дизайна (пер. с англ.). - М.: Искусство, 1971.

24. Никитин А. А. Эстетика. М.: Юнита Дана, 2003.

25. Новикова Е. Б. Интерьер общественных зданий. - М., Стройиздат, 1990.

26. Проблемы композиции: Учебное пособие. / РАХ. /Под ред. Ванслова

    В.В. – М.: Изобразительное искусство, 2000. - 292с.: ил.

27. Смирнов С. И. Шрифт в наглядной агитации.- М.: Плакат, 1988.  

28. Степанов А. В. и др. Объемно-пространственная композиция.- М., Стройиздат, 1993. 

29. Степанов Н. Н. Цвет в интерьере.- Киев: Высшая школа, 1985.

30. Сто дизайнеров Запада. /В. Аронов и др.- М.: ВНИИТЭ, 1994. - 216с., ил.

31. Френч Х. История архитектуры /пер. с англ. - М.: АСТ-Астрель, 2003.- 144с., ил. 

32. Щепетков Н. И. Проектирование архитектурного освещения города: Учебное пособие для вузов.- М., 1986.

33. ШимкоВ.Т. Комплексное формирование архитектурной среды.- М.,СПЦ-Принт,2000. 

34. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. /Под ред. А. В. Иконникова. - М.: Стройиздат, 1990. 

35. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. М.: Высшая школа, 1985.  

 

       Приложение

 

Примерный список тем для рефератов

 

1. Роль дизайна в формировании мировоззрения человека.

2. Роль дизайна в формировании моды и стиля.

3. Роль дизайна в улучшении качества жизни.

4. Роль дизайна в воспитании.

5. Роль дизайна в мотивации поведения.

6. Роль дизайна в развитии базисных видов искусства.

7. Цвет в дизайне.

8. Форма в дизайне.

9. Материал в дизайне.

10. Форма и материал в дизайне.

11. Линия и форма в дизайне.

12. Точка и линия в дизайне.

13. Плоскость в дизайне.

14. Поверхность в дизайне.

15. Фактура и текстура материала в дизайне.

16. Роль плоскостных составляющих в дизайне.

17. Роль объёмных составляющих в дизайне.

18. Роль декора в дизайне.

19. Аналоговое проектирование.

20. Прототипное проектирование.

21. Комплексное проектирование.

22. Развитие соотношения «форма-функция».

23. Стайлинг.

24. Роль массового производства в развитии дизайна.

25. Роль достижений науки и техники в развитии дизайна.

26. Роль урбанизации в развитии дизайна.

27. Роль общественных процессов в развитии дизайна.

28. Роль общественных наук в развитии дизайна.

29. Роль глобализации в развитии дизайна.

30. Роль базисных видов искусства в развитии дизайна.

31. Роль новейших технологий в развитии дизайна.

32. Роль психологических исследований в развитии дизайна.

33. Эксклюзив в дизайне.

34. Перспективные направления промышленного дизайна.

35. Перспективные направления графического дизайна.

36. Перспективные направления компьютерного дизайна.

37. Перспективные направления средового дизайна.

38. Перспективные направления дизайна моды.

39. Перспективные направления арт-дизайна.

40. Дизайн в рекламе.

42. Дизайн в полиграфии.

43. Дизайн в сценографии.

44. Свет в городском дизайне.

45. Свет в интерьерном дизайне.

 


* Проф. В. С. Алексеевский - в личной беседе.

* В главе использованы материалы из книг 3, 6, 18, 21.


Львова И.А.

Дизайн в формировании среды

Учебное пособие

 

 

Калуга 2005


Содержание

Введение........................................................................................................ 3

1. Дизайн как феномен художественно-проектной деятельности............................................................................................ 5

1.1. Терминология дизайна.............................................................................. 5

1.2. Структурные элементы дизайн- проектирования…....………………... ....7

1.3. Проектная культура……………………………  ………………………...11

1.4. Школы дизайна и их роль в формировании проектной культуры и развитии дизайна............................................................................................................. 12

2. Историческое развитие концепций и методов дизайн-проектирования..................................................................................... 15

2.1. Дизайн как проектная деятельность...................................................... 15

2.2. Концепции дизайна в развитии.............................................................. 18

2.3. Сфера интересов дизайн-проектирования............................................. 20

3. Организация проектирования.................................................. 21

3.1. Аспекты промышленного проектирования........................................... 21

3.2. Особенности проектирования графических элементов...................... 24

4. Средовое проектирование........................................................... 49

4.1. Систематика средового проектирования…………………………… …. 49

4.2. Средовая организация пространства в истории культуры................. 51

4.3. Дизайн среды внутренних пространств................................................. 52

4.4. Дизайн среды открытых пространств.................................................... 53

Заключение............................................................................................... 55

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ........................................................................................57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….....62

ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................65

 

 Введение

    В профессиональном обучении теоретическая подготовка – это та база, на которой постепенно воздвигается комплекс практических знаний и навыков в любой специальности. Обучение дизайну не является исключением, объём сведений по различным направлениям теории и практики значителен и разнообразен. Теория дизайн-проектирования включает в себя широкий спектр дисциплин, занимающих срединное положение между науками базовыми, преимущественно теоретическими, и практическими, формирующими навыки владения проектными приёмами и средствами, как в выбранной студентами достаточно узкой сфере, так и в смежных областях дизайнерской деятельности.

     Данное учебное пособие предназначено для первичного ознакомления студентов факультета Дизайна, получающих высшее профессиональное образование по специальности 052400 Дизайн, квалификации «дизайн среды» с основами знаний, составляющих выбранную ими профессию.

    Задачами пособия в образовательном и развивающем аспектах являются:

- получение знаний о дизайн-проектировании, его терминологии и областях    применения;

- формирование представлений о проектной культуре и роли известных Дизайн-школ в её развитии;

- получение начальных сведений о направлениях, задачах, творческих концепциях в дизайне с зарождения данной профессии по сегодняшний день;

- выявление внутренних связей между дисциплинами – композицией, историей и теорией дизайна, цветоведением и колористикой, теорией и методологией дизайн-проектирования и др.;

- ознакомление с различиями и сходством методов проектирования в различных сферах дизайна;

- выявление внутренней структуры процесса дизайн-проектирования;

- знакомство с некоторыми примерами исторического развития средового дизайна;

- прояснение отличий и сходства в подходе к проектированию закрытых и

открытых средовых объектов.                                                                                 

    Воспитательные задачи пособия заключаются в формировании у студентов представлений:

- о месте и роли дизайнера в современном обществе;

- об ответственности дизайнера за воспитание общественного вкуса;

- о значении дизайн-деятельности в развитии художественной культуры

современности.

    Пособие содержит несколько глав и предоставляет базовые сведения:

- о сущности дизайна, структуре и развитии дизайна как проектной деятельности;

- о проектной культуре и роли Дизайн-школ в её формировании;

- о средствах и методах дизайн-проектирования;

- об истории развития концепций и методов дизайн-проектирования;

- об организации проектной деятельности в некоторых областях дизайна;

- об историческом развитии средового дизайна;

- о проектировании закрытых и открытых средовых пространств.

    Данное учебное пособие может заинтересовать учащихся и специалистов в разных областях деятельности, т.к. оно раздвигает понятийные границы дизайна: от узкопрофессиональных - до общественнозначимых представлений о дизайн-проектировании как о всеохватном современном виде творчества в самых различных профессиональных сферах. Пособие излагает материал в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Введение в специальность».

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.211 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь