Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концепции дизайна в развитии



 

Все перечисленные ранее виды дизайнерской деятельности пронизаны внутренними связями, и все они не могут восприниматься вне социума. Основным фактором развития дизайна были и остаются человек и общество в целом, поэтому дизайн базируется и на философии, и на социологии, и на идеологии.

В истории развития различных видов проектной деятельности и теории дизайна, можно проследить как общие тенденции, так и различные течения, направления и творческие концепции [приводится на основании: 13, с. 36-45]:

1. Начало теории дизайна, исследование связей техники и художественного ремесла. Джон Рескин, Уильям Моррис, Годфрид Земпер, Франц Рело, сер.-кон. 19 в.

2. Концепция Веркбунда (нач. 20в.). Несмотря на различные позиции членов этого союза, общая концепция выражала поиски образности формы в сочетании с функциональностью. Герман Мутезиус, Петер Беренс, Анри ван дер Вельде.

3. Функционализм (20-е годы 20в.). Луис Салливен, Фрэнк-Ллойд Райт (Чикагская архитектурная школа), Адольф Лоос, Ганс Майер (БАУХАУЗ), Ле Корбюзье (Афинская хартия), М. Гинзбург (ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН). Затем Ульмская школа (Томас Мальдонадо, сер.50-х г.) – дизайн почти как чисто инженерная деятельность, вместо эстетики – эргономика.

4. «Дизайн – это форма искусства» – другая крайность, противоположная функционализму. Герберт Рид, Джо Понти, Макс Билл, 60-е годы. Их концепция заключалась в том, что если нет эстетики в новых видах производства, то ее надо придумать. Дизайн как абстрактное искусство, форма самовыражения художника, его индивидуальности. Из этой концепции родился арт-дизайн.

5. Между функционализмом и арт-дизайном. Джордж Нельсон: «Дизайнер – это художник, приспосабливающийся к производству, он создает культурно-ценностные вещи с правдивым выражением их сущности» (60-е годы).

6. Коммерческий дизайн. По сути, дизайн изначально носит коммерческий характер, что подчеркивали его теоретики и зачинатели стайлинга Уолтер Тиг и Рэймонд Лоуи (30-е г., США). Это путь облагораживания формы средствами традиционных искусств с целью повышения коммерческого успеха изделия. С середины 60-х годов развивается «рациональный стайлинг», связанный с модой, спросом, предпочтениями публики.

7. Системный подход – концепция, активно разрабатывавшаяся в 60-е годы в США. Поскольку возросла сложность проектируемых объектов, они стали многоуровневыми и многоаспектными, в дизайн начали приходить логические и системные науки. Кристофер Александер, Брюс Арчер, Джон Кристофер Джонс. Однако и эта концепция оказалась спорной, не конечной, породившей противоречия дизайна с социумом и экономикой: строгий научный подход не всегда ладит с чувственно-эмоциональным восприятием объектов.

8. «Дизайн – слуга рынка удовольствия». В 80-90-е годы рынок предметов первой необходимости уходит в прошлое, уступив место рынку удовольствия. Покупка вещи на основании эмоции, на впечатлении от внешнего вида предмета все больше проникает в нашу жизнь. При этом в условиях высокой конкурентности дизайнеры и производители не забывают о качестве, надежности и удобстве продукции. Соблазну этого развивающегося направления поддаются самые несхожие в подходе к проектированию дизайнеры, в самых разных областях. Немалый вклад в развитие этой концепции внёс Этторе Сотсасс (группа «Мемфис»).

9. Комплексный подход к дизайн-проектированию, когда объект разрабатывается «от старта до финиша», охватывая все аспекты его дальнейшей эксплуатации. Концепция разрабатывалась в СССР, в дизайн-студии «На Сенеже» (Московская обл.) в 70-х г., параллельно с поисками «всеохватного» подхода западных дизайнеров; в промышленном дизайне эта концепция не получила широкого развития, но активно применяется сегодня в архитектурном, ландшафтном и интерьерном дизайне.

 Современный этап интересен тем, что в рамках сформировавшегося постмодернистского образа жизни общества повсеместно наблюдается смешение направлений и концепций творчества, плюралистический подход к проектированию искусственных систем, когда зачастую отсутствие единого стиля и есть стиль. Конечно, это только видимая «простота нравов», продукты дизайна «должны» иметь сбыт, поэтому в «подводной части» прячется огромный пласт предварительной работы, обеспечивающей лёгкость и кажущуюся небрежность обращения с дизайном. Это комплексно-системный подход, основанный на серьёзных научных исследованиях. Дизайн, упрощаясь внешне, всё сильнее усложняется внутри, и пока нет поводов прогнозировать обратный или иной ход его развития.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь