Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хатха-Йога для начинающих



 

 

 

«Хатха-Йога для начинающих»: Москва " Медицина"; Москва; 1991

ISBN 5-225-00767-8

Аннотация

 

B книге с материалистических позиций изложено древнеиндийское учение Хатха-йога. Предложен оригинальный и эффективный подход к профилактике ряда заболеваний с помощью регулярных занятий физическими упражнениями по этой системе. Уделяется большое внимание личной гигиене, развитию внутренней культуры, диете, дыхательной системе, Использован личный опыт авторов и опыт преподавания Хатха-йоги и Индии и других странах. Описаны терапевтические эффекты и противопоказания. Для врачей, специалистов по лечебной физкультуре, психотерапевтов, а также для широкого круга читателей.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Посвящаем нашему Учителю

Рамкумару Шарма

с благодарностью

 

Древние культуры входят в сокровищницу мировой современной культуры. Они привлекают не только историков, искусствоведов, других ученых, но и простых людей, одухотворяя их жизнь. Достижения древних египтян, греков и римлян явились фундаментом для формирования цивилизации в Европе и Америке. Но сами эти культуры черпали вдохновение на Востоке: в Индии, Китае, Средней Азии.

Йога как система является бесценным сокровищем индийского народа и, безусловно, достойна самого пристального внимания и изучения, поскольку способствует развитию внутренней культуры личности. Понятие «культурный человек» очень емкое и многоплановое, но оно обязательно включает нравственно-этические, эстетические аспекты, охватывает физические, умственные и духовные стороны нашего бытия. Культура предусматривает непрерывное совершенствование личности во всех планах, включая здоровье и работоспособность. В этом отношении йога может оказать неоценимую пользу всем людям.

Уже давно, по нашему мнению, правомерна постановка вопроса: можно ли считать больного человека культурным? Думается, что нет. Конечно, существуют заболевания, против которых даже медицина пока бессильна, — не о них в этом случае речь. В подавляющем большинстве болезни можно вылечить и, что еще более важно, предупредить их возникновение. Недаром еще в Древней Индии болезнь считалась тяжким грехом. Мы не согласны с пессимистическими, фатальными взглядами отдельных ученых, толкующих о деградации человечества, о чуть ли не генетическом закреплении вредных привычек и слабого здоровья, что якобы неизбежно приводит к заболеваниям. Результаты занятий йогой не оставляют никаких сомнений относительно ложности подобных утверждений.

Оказалось, что в век бурной научно-технической революции человек естественным образом приспособиться к ней не может. Она обусловливает громадные психические нагрузки, стрессовые ситуации, которые в сочетании с гиподинамией, малоподвижным образом жизни людей и их однобокой физической ориентацией, с неправильной диетой и дыханием способствуют заболеваниям, снижению работоспособности. Выяснилось, что йога помогает надежно противостоять этим «побочным продуктам» цивилизации на протяжении почти пяти тысячелетней истории и позволяет раскрыть беспредельные возможности гармоничного развития личности.

Могут спросить, неужели для сохранения здоровья недостаточно современных методов физкультуры, спорта, медицины. К сожалению, нет, О чем свидетельствует статистика роста заболеваний населения, несмотря на улучшение благосостояния, расширение сети спортивных сооружений и лечебных учреждений. Так называемые болезни цивилизации, например сердечно-сосудистые заболевания, начинают поражать людей совсем молодого возраста. Продолжительность жизни за последние несколько десятилетий практически не увеличилась. Таковы факты. Современные методы физкультуры и спорта чрезвычайно разнообразны по форме, но однобоки по содержанию. Например, при занятиях только бегом трусцой или атлетической гимнастикой остаются в стороне другие факторы здоровья: психогигиена, диета, закаливание и т. д., без которых невозможно сохранить стабильное, полноценное здоровье.

Что касается медицины, то она в основном занимается лишь больными людьми, практически не уделяя внимания здоровым. Периодические профилактические осмотры здоровой части населения проводятся исключительно для выявления больных людей.

Академик АН УССР, лауреат Ленинской премии Н. И. Амосов верно отметил, что «врачи и профессора, которые учат врачей, знают болезни, однако, чаще всего они малоквалифицированны в вопросах здоровья. Для того, чтобы подготовить специалистов по здоровью, нужно время и доверие к этому пути. Нужна психологическая и профессиональная переориентация врача»[1]. Пока это реализуется, пройдут годы и десятилетия. A нынешнему поколению людей здоровье нужно сейчас и сохранить его поможет йога. Именно на здоровье и профилактике болезней она акцентирует свое внимание. Некоторые поборники модернизированной йоги утверждают, что на современном уровне развития науки можно создать систему, ничуть не уступающую традиционной йоге. Это спорное заявление, и его реализация потребует, может быть, не только десятилетий, но и столетий. И в связи с этим возникает вопрос, а зачем вообще «изобретать велосипед», если он уже создан: садись и езжай!

Во всем мире за последнее время наблюдается огромный интерес к индийским йогам и их учению со стороны людей различного возраста и разных профессий. Ведь каких-нибудь 10–20 лет назад лишь одно упоминание в разговоре слов «йог» или «йога» вызывало улыбку или смех, так как это ассоциировалось с представлениями о людях, спящих на остриях гвоздей, выпивающих коктейль из серной и соляной кислоты со змеиным ядом и закусывающих стеклом граненого стакана. И какая резкая перемена в суждения о йогах и их древнем учении произошла в настоящее время!

Мир сейчас в полном смысле этого слова наводнен переводной и оригинальной литературой по йоге. По статистическим данным, полученным редакцией журнала «Спортивная жизнь России», из литературы по физической культуре и спорту во всем мире больше всего публикаций посвящено йоге. Но следует учесть, что среди многочисленной литературы, выпускаемой на эту тему, во всем мире имеется не более двух-трех книг, в основном на языках народов Индии, в которых практика йоги излагается методически правильно и в строгой последовательности. Во всех остальных публикациях авторы или не раскрывают секретов «методического ключа», или сами его не знают, являясь лишь теоретиками в этом вопросе, а поэтому излагают материал либо абсолютно бессистемно, либо изобретая какие-то «свои» методические рекомендации. К первой группе авторов относятся многие опытные йоги, у которых имеются основания для того, чтобы не раскрывать на страницах книг основы методики. Учителя предпочитают передавать свои знания ученикам непосредственно, что исключает погрешности в практике из-за непонимания учеником или неверной трактовки получаемой информации[2].

К другим группам принадлежат авторы многих книг, выходящих на Западе. Они зачастую искажают рекомендации древних йогов, не получив непосредственных установок учителей йоги, и подходят к данному вопросу чисто коммерчески, т. е. стремятся получить прибыль от издания книг, не заботясь об их качестве, не говоря уже об отсутствии всякой ответственности за публикацию ложных, искаженных, подчас опасных для здоровья рекомендаций.

В 1969–1970 гг. выходящий в Советском Союзе журнал «Сельская молодежь» по разрешению Министерства здравоохранения СССР предпринял попытку опубликовать основной комплекс Хатха-йоги под редакцией одного из авторов этой книги А. Н. Зубкова. Тысячи людей стали заниматься упражнениями этого комплекса с огромной пользой. Тысячи благодарных писем, полученных A. H. Зубковым, от лиц разного возраста, различных национальностей и профессий, стали ярким свидетельством огромного интереса к йоге и ее практическому применению.

В этой книге мы в доступной для широкого круга читателей форме предприняли попытку изложить йогу с материалистических позиций, снять с нее налет мистики и суеверия. Для этого был использован метод диалектического и исторического материализма, позволившего, опираясь на достижения современной науки, обосновать многие «таинственные» взгляды и приемы йоги.

B древности на Востоке было принято излагать мысли абстрактно, аллегорически, иносказательно, символически, что в более поздний период истории часто приводило к неправильному толкованию даже самых рациональных истин. Эта тенденция не обошла и йогу. В настоящей работе авторы постарались как можно подробнее изложить материал и раскрыть истинный смысл многих конкретных положений йоги.

Помня слова Вивекананды одного из величайших представителей йоги конца XIX- начала XX вв., О том, что йога носит экспериментальный характер и что основывается она на разуме, а также то, что лучшим критерием истины и источником знания является практика, авторы испытали прежде всего на себе те советы и рекомендации, которые дают йоги при обучении Хатха-йоге, а уже потом, многократно убедившись в их эффективности и пользе на собственном опыте и на опыте сотен многочисленных последователей, вынесли их на суд читателей.

Безусловно, предлагаемая работа не исчерпывает всех проблем йоги и является лишь введением в эту удивительную по своей мудрости и силе воздействия на человека систему. Надеемся, она будет полезна для всех интересующихся йогой, для специалистов (медиков, физиологов, социологов, философов и других), для начинающих и уже занимающихся энтузиастов йоги. В книге опровергаются ложные, невежественные представления о йоге, к сожалению, еще имеющие место среди людей, незнакомых с ней из достоверных источников.

В книге во всех индийских названиях, когда они упоминаются впервые, проставлены ударения, чтобы читатель мог грамотно произносить термины, а в конце книги приводится словарь терминов.

Все замечания и пожелания будут с благодарностью приняты авторами.

 

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

 

Зубков Анатолий Николаевич по профессии индолог (страновед по Индии и Пакистану). В 1952 г. окончил Московский институт востоковедения. Более 30 лет преподавал индийские языки в высших учебных заведениях страны. В течение четырех лет находился на работе в Индии, в Университете города Лакхнау, столицы штата Уттар-Прадеш. Наряду с преподавательской работой в течение четырех лет (с 1963 г.) занимался в Институте йоготерапии и йогокультуры в городе Лакхнау. После окончания этого института получил диплом йога высшей квалификации и стал первым дипломированным йогом в Советском Союзе. Получению такого диплома способствовало и то, что еще до начала своего востоковедческого образования он длительное время изучал медицину и имеет медицинское образование.

A. H. Зубков является активным пропагандистом и популяризатором системы Хатха-йога в СССР. Он является автором многих статей по Хатха-йоге в различных газетах и журналах страны, читал многочисленные лекции по Хатха-йоге в различных учреждениях, учебных заведениях и на предприятиях во многих городах Советского Союза. Неоднократно выступал на эту тему по Всесоюзному радио и телевидению. Является автором сценария кинофильма «Индийские йоги. Кто они? ».

A. H. Зубков заочно избран почетным представителем от Советского Союза в Международный всемирный союз йоги. Кроме того, он является президентом Всесоюзной ассоциации восточных оздоровительных систем, организованной в мае 1989 г.

Очаповский Александр Петрович впервые познакомился с йогой, когда учился в седьмом классе общеобразовательной школы. Тогда ему случайно попались рисунки упражнений йогов, причем без описания техники исполнения. Попытки заниматься по одним лишь рисункам ни к чему не привели, так как упражнения были сложными и непонятными. Пришлось их оставить, но с тех пор интерес к йоге прочно укоренился у Александра Петровича и он стал собирать всю информацию по этому вопросу. Через два года, в 1969 г., в журнале «Сельская молодежь» было опубликовано интервью с А. Н. Зубковым, а позже комплекс упражнений Хатха-йоги под его редакцией. По этим публикациям А. П. Очаповский стал регулярно заниматься упражнениями этого комплекса. Причем интерес к йоге возрос настолько, что он решил переменить будущую специальность. Он мечтал быть инженером-технологом и в школе большое внимание уделял точным наукам. Но в десятом классе настолько увлекся йогой, что решил поступать в медицинский институт, поскольку считал, что именно медицина ближе других специальностей к изучению Хатха-йоги и ее практическому применению. Закончив медицинский институт в 1976 г., А. П. Очаповский стал работать во врачебно-физкультурном диспансере, что позволило изучать методы Хатха-йоги, проводить их апробацию, обосновывать их с точки зрения современной физиологии и использовать для профилактики и лечения многочисленных заболеваний. С 1972 г. у А. П. Очаповского установились регулярные контакты с А. Н. Зубковым, продолжающиеся и в настоящее время. При их встрече в 1981 г. и возникла идея создания совместной работы. В 1979 г. A. П. Очаповский побывал в Индии и познакомился с работой Центра йоги в Дели. В настоящее время он является членом Совета Всесоюзной ассоциации восточных оздоровительных систем, организованной в мае 1989 г.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь