Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Софья Ивановна Леонтьева – Павлу Пестелю



Для моего дорогого Племянника Поля.

Карлсбад(*1), 4 июля 1807

Я пользуюсь, чтобы написать вам, дорогой Поль, возможностью весьма печальной для меня, а именно – отъездом Маменьки; она берется передать вам это письмо, и счастлива, что вновь увидит своих любимых маленьких деток; от того, что я не могу разделить с ней это счастье, оно увеличивает еще более весьма глубокие сожаления, которые мне причиняет эта новая разлука после столь короткой встречи, и большая часть которой была, с ее стороны, весьма печально пожертвована досаде и огорчению, найдя меня больной и даже довольно опасно. Говорите с ней иногда обо мне, мой дорогой Друг, и как можно чаще уверяйте ее в моей печали, столь //лл. 44 об. искренней, в которую меня поверг ее отъезд. Единственным средством утешить меня была бы уверенность вскорости вновь ее увидеть, но, к несчастью, это не зависит от меня, я не знаю, должна ли я позволить себе предаться надежде, что я питаю, и от которой было бы вдвойне жестоко отказаться, раз уж я на нее рассчитывала!!!!! Благодарю вас, дорогой Поль, за ваше прелестное письмо, оно доставило мне весьма чувствительное удовольствие, и я ответила бы на него скорее, если бы оно не застало меня больной; Маменька вручит вам от меня маленькую печатку, мой скромный дар, который не может иметь другой цены, кроме той, что был вам вручен от всего сердца. //л. 45

Прощайте, мой дорогой и милый друг Поль, не забывайте меня совсем и продолжайте так долго, как вы сможете, желать добра вашей Тетушке Софи, которая любит вас, как любят своих детей.

 

ГА РФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 478. Лл. 44 - 45.

_________________________

(*1) Карлсбад – город-курорт на источниках термальных вод, известный с начала XVIII в. Находился в составе Австрийской империи. В настоящее время носит название Карловы Вары и находится в Чехии.

 

[О. Реман] [42]

 

Слово[43]

утешения и успокоения

на раннюю кончину

юного Константина Пестеля

произнесенное

22 октября 1807

 

Благословен Господь, который вызывает нас к жизни!

Благословен Господь, который разлучает нас в смерти!

Благословен Господь, который соединяет нас в вечности!

Аминь.

 

В этот торжественный момент мы пришли сюда вместе, высокочтимое траурное собрание, дабы воздать последние почести ребенку, наконец избавленному от неописуемых страданий, в присутствии любящей матери, самой верной и надежной сиделки.

Почему этому ребенку суждено было испытать столь ранние страдания - почему он должен был столь быстро отцвести и увянуть: провидеть судьбу, но Вам известно, что бедным близоруким смертным это позволяется лишь изредка. Лишь Божество знает, какой каждому предназначен срок - перейти в вечность, какая продолжительность земной жизни ему необходима, дабы тем раньше и легче ему было приобщиться к великой прекрасной цели. Для старика в сединах, которого Оно отправляет в мир иной, было хорошо до того столь долго прожить на земле и приобрести многоразличный опыт, который он приобрел на своем пути, и пережить в своей душе многоразличные чувства, испытания, воспоминания и предостережения, радости и печали, которые он пережил. Для юноши или отрока, которого Он отозвал, было хорошо еще юношей перейти в вечность. Кто может все предназначения //л. 77 об. и события предуказать заранее, каковые встретятся ему в его будущей жизни, и кто отважится на еще более трудное – заранее предопределить счастье или несчастье своих ближних? И что, собственно, есть счастливая жизнь? В мире, где с лучшими радостями соседствуют страдания, а наслаждению всегда сопутствует разрушение… Какие перспективы мы можем иметь перед собой: они ни в коем случае не таковы, чтобы разумный мог достаточно на них полагаться. Всюду подстерегают всяческие опасности; и концом наших перспектив есть и остается… смерть и могила! -

Существу, которое также Вы почитаете, пред которым Серафим преклоняет колена и вновь сбрасывает свою корону, этому великому Существу Вы можете теперь сказать: Господи, теперь дитя вновь у Тебя, я ни скажу ни слова о том, что Ты не оставил его у меня дольше; О! оно доставило мне столько радости! Охотно я хотела бы Тебя также и за то благодарить, что Ты отнял его у меня, ибо я сознаю, что я также и за то обязана благодарностью; но Ты лучше знаешь бедное слабое сердце, знаешь, на что оно способно и на что оно неспособно. Я принимаю, Господи, Твое слово в молчании. Я выдержала жестокую борьбу, но я боролась верно и стойко! Мне присвоен моим сердцем пред людьми и пред Богом венец справедливости в материнском долге.

Где найти лучшее утешение, чем в сознании: я дала детям не только существование; я заботилась также об их жизни со всей любовью и старанием, я добровольно жертвовала своими радостями, я охотно расточала свои собственные жизненные силы у постели страдающего… Нужно ли подобной матери иное доказательство того, что мы бессмертны, что любая смерть есть лишь возрождение к новой высшей жизни, //л. 78 нужно ли иное доказательство, чем то, что для Милосердного Справедливого Господа невозможно – невозможно было бы вызвать к жизни дитя с тем, чтобы оно прожило один, два года, и днями, неделями страдало – когда бы не было жизни после смерти, где захиревшая, рано увядшая ветвь еще свежее зазеленеет в прекрасном саду Предвечного?

И какая благодать восходит к Вам всем у гроба спящего ангела, когда Вы со слезами на глазах говорите друг другу: в братском согласии мы вынесли тяжкие жизненные страдания; у скорбного ложа супруга(*1) – Я, у скорбного ложа ребенка – Вы. – Там Вы поддерживали меня, здесь я поддерживаю Вас; и Ваши сердца сближаются еще тесней, чем связала их природа, объединенный судьбой, состраданием и поддержкой………….. Карая[44], мы слышим напоследок(*2) доносящийся из недосягаемой дали голос Бога-Отца:

Плачущая спутница моей жизни,

Блаженны мы: скоро вновь нам будет явлен

Тот, кого мы теперь оплакиваем. Не напрасно

Ты родила его и вскормила:

Ты с благочестивой редкостной материнской верностью

Непрестанно заботилась о его благе,

Не напрасно! Укрепленная надеждой, радуйся

Счастью, что однажды будет нам дано,

Борьбой, мужеством и страданием Мы

Завоевали награду лучшего мира,

Когда нам, у входа в его радости,

Этот ангел полетит в объятья.

ГА РФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 478. Лл. 77 - 78.

__________

(*1) Таким образом, надгробная речь написана от лица Екатерины Борисовны Биллингс, урожденной Пестель, сестры Ивана Борисовича, хотя автором, как и в случае с приведенным далее стихотворением, по-видимому, является врач О.О. Реман (см. примечание о нем после текста стихотворения). Точная дата смерти Иосифа Биллингса неизвестна, но о ней сообщается в письме Бориса Владимировича в конце мая 1806 г.

(*2) Неясное место в тексте, с многоточием и, по-видимому, неверно написанным словом, затрудняющим понимание фразы.

У могилы Константина

 

Из ранних, словно розы, дней твоей жизни

Из любящих объятий твоей матери

Положив болезненный конец стольким надеждам

Тебя с силой вырвала судьба.

 

От нежной оболочки твоей ангельской души

Осталась только легкая прядь волос,

Мы созерцаем ее в печальной тишине горя,

Обращая к ней со слезами наш взгляд.

 

Ты сам нам помоги, жалующимся и плачущим,

Стоящим в одиночестве у гроба,

Обрести это успокоительное единение,

Где вместе с болью проходят и слезы.

 

К твоему счастью очень рано

Ты поспешил оставить этот скорбный мир,

И ты еще не ощутил, с какой жестокостью

Часто на нас обрушивается мощь судьбы. 

 

(// Л. 80 об.)

Юному невинному сердцу

Жестокая буря страстей чужда.

Ты еще не испытал эту тяжесть скорби,

Которую испытывают смертные.

 

Для тебя жизнь была еще радостью,

И забавой, и любовью, в которых ты был благословен,

Только в первых невинных одеяниях юности

Мы познаем высокий смысл этой жизни.

 

В раю цветет раннее детство,

Там только радость,

Когда этот юный цветущий мир исчезает,

Он оставляет нам след чистого блаженства.

 

И благоухание этого бытия означает,

Что вскоре после первой блаженной мечты

Наши дни будет направлять суровая судьба,

Страдание овладеет пространством нашей жизни.

 

Блажен! – кто так быстро на легких крыльях

С чистой душой оторвался от этой земли,

А мы должны здесь оставаться – и добиваться в борьбе

Покоя предвечной и неизвестной страны.

О. Реман(*1)

ГА РФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 478. Лл. 80 – 80 об.

___________________

(*1) Реман Осип Осипович (1776 – 1831 или 1834), врач, уроженец Бадена, после окончания Венского университета прибыл в 1805 г. в Россию и получил назначение врачом в Русскую миссию в Китае. По-видимому, там он познакомился с Иваном Борисовичем, и после увольнения летом 1807 г. прибыл в Москву.

Впоследствии издал несколько научных трудов (в том числе о свойствах сибирских минеральных вод, о привитии оспы и др.), в дальнейшем жил в Петербурге, был членом различных научных обществ. С 1813 года – лейб-медик. Пользовался широкой известностью в Петербургском обществе (о нем упоминают в переписке Вяземский, Карамзин, братья Булгаковы). Умер в Петербурге в 1831 г. от холеры.

Борис Владимирович Пестель – Павлу и Владимиру Пестелям[45]

Москва, 13/25 нояб[ря] 1807

Сердечно любимые Пауль и Волло!

Мои частые досадные недомогания удерживают меня против воли писать вам так часто, как мне бы этого хотелось. Однако то, что тогда и когда мне пишут, весьма меня радует, также и то, что Вы прилежно учитесь.

Тем не менее, я ничего не слышу о религиозном воспитании. Были Вы, насколько мне известно, только один раз в церкви, и для того лишь, чтобы послушать красивую музыку. Ах! дорогие дети, воистину богобоязненность есть начало мудрости(*1). Сам Господь, Который есть Истина [говорит[46]]: «Без Меня не можете делать ничего».(*2) Так называемые просветители – которых я почитаю за безумцев – отнимают у нас заслуги Иисуса Христа, а что дают они нам взамен? Заблуждения. //л. 104 об.

Я далек от того, чтобы отвергать мифологию. Это в моде, нужно приобрести себе те самые знания, чтобы не прослыть в компании за болвана. Мне в кадетском корпусе(*3) тоже забивали этим голову. Идолопоклонство, которым восхищаются в мифологии, и то, что тех, кто говорит так и пишет о ее вымышленных божествах, почитают за ученых, повергает меня в Изумление, когда я слышу, что заслугам Христа, напротив, не верят.

Как же мы все-таки испорчены по своей природе. Вы докладываете о руднике(*4), осматриваете ателье художников, ets. Хорошо, очень хорошо. Но! Вам не приходит //л. 105 в голову божий человек, который в Дрездене (я не знаю, как его зовут[47]), чтобы проповедовать Евангелие, и послушать истинную проповедь, все же богобоязненность есть и остается началом мудрости. Я стою на краю могилы и почитаю своим долгом с Вами, мои любимые! говорить в таком тоне. Господи! дай им уши, чтобы слышать, и сердца, чтобы вместить(*5).

Потеря Вашего брата также вызвала у меня слезы, однако я смог сразу же подумать: что делает Господь, сделано хорошо и всегда направлено нам во благо. Маленький ангел Константин не знал мира и обрел мир Господен. Он счастлив! //л. 105 об.

Передайте Вашей дражайшей Бабушке мой почтительнейший поклон. Я часто думаю о Ней и желаю, чтобы она могла находить удовольствие в Дрездене. Расскажите мне что-нибудь о ней. Мне не хочется утруждать ее своими писаниями, да и что я мог бы сказать ей, кроме того, что ей известно, то есть что я ее люблю, почитаю и желаю ей истинного счастья.

Поцелуйте за меня Александра, и, хотя вы ничего не говорите мне о господине Зейделе, приветствуйте его почтительнейше от

Вашего

Сердечно любящего Дедушки

Пестеля

P.S. Бабушка, Ваши тети и Бетти с Нежей(*6) передают Вам привет. Последние – это прекрасные, милые дети.

 

ГА РФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 478. Лл. 104 – 105 об.

__________________________

(*1) «Начало Мудрости – Страх Господен» (Притч, 1:7).

(*2) Ин. 15:5.

(*3) Имеется Сухопутный шляхетский корпус.

(*4) По-видимому, речь идет о посещении района Рудных Гор – горного массива, расположенного в Саксонии, неподалеку от Дрездена. Здесь еще с XII в. существовали серебряные рудники.

(*5) «…ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Матф. 13.15).

(*6) Имеются в виду супруга Бориса Владимировича; две их дочери, на тот момент находящиеся в Москве, – Екатерина (в браке Биллингс) и Наталья (в браке Машкова); и дочери Иосифа Биллингса – Елизавета (видимо, 1804 г.р.) и Надежда (1805 г.р.). Известно, что муж Надежды Осиповны, В.Д. Корнильев, называл ее в письмах «Нежинька», - видимо, это прозвище он заимствовал в ее родном доме. (См. Серова Л.В. Мы корни дерева. Часть 3. http://lit.lib.ru/s/serowa_l_w/text_0090.shtml )

Судя по этому перечислению, Борис Владимирович с супругой скорее всего живут вместе с семейством Биллингсов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь