Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Перервинская Духовная Семинария



Перервинская Духовная Семинария

Катехизаторский факультет

Кафедра Церковно-практическая

Дипломная работа

Особенности катехизаторской деятельности в больнице. Теоретические и практические рекомендации

Для катехизаторов.

 

 

учащейся V курса

Щербак Елены Ильиничны

 

научный руководитель

диакон Николай Берсенев

 

 

Работа допущена к защите ___________________

Заведующий кафедрой ______________________

 

Дата защиты ________________________

Оценка ________________________

 

 

Москва

2008

Введение…………………………………….……………………………3

 

Основная часть………………………………………………………..8

 

Глава 1. Зарождение врачебного искусства в древнем мире, отношение к нему Священного Писания…………………………………………………….…9

 

Глава 2. История возникновения общественных организаций и христианских сообществ, занимающихся помощью больным……………….11

 

Глава 3. Помощь больным в русском обществе……………………..…..17

 

§ 3.1 Участие женщин в помощи раненым в годы Крымской войны……………………………………………………………………………..28

 

Глава 4. Служение милосердия в современном мире…..……………….50

 

Глава 5. Особенности духовно-просветительской деятельности в больничных учреждениях……………………………………………………….53

 

Глава 6. Рекомендации катехизаторам при работе с больными людьми……………………………………………………………………………57

 

Заключение…………………………………………………………….61

Библиография………………………………………………………...64

Приложение……………………………………………………………67

И отрет Бог всякую слезу с очей их,

И смерти не будет уже;

Ни плача, ни вопля,

Ни болезни уже не будет,

Ибо прежнее прошло.

(Откр.21:4)

Введение

 

Человечество со времен Адама и Евы получило «в наследие» за грех непослушания Богу болезни и смерть. Каждый человек лично знаком с этими скорбными явлениями. Современный мир, все дальше удаляясь от Бога и Его законов бытия, в условиях жесткой борьбы, конкуренции вырабатывает другой закон – «закон джунглей», который утверждает свои права – «выживает сильнейший». Больной человек в таком обществе становится ненужным, лишним, его оставляют на задворках бытия, делают вид, что больных людей нет вовсе и заботятся лишь о своем личном комфорте и удобстве для беззаботного существовании на земле. Но болезни и смерть приходят в дом и к таким легкомысленным людям, как к евангельскому богачу, который «пировал на каждый день блистательно», однажды уснул, а очи свои открыл уже в аду (Лук.16:19-31).

Может ли быть полноценным человек, который отказывается помогать своим родным и близким, находящимся на одре болезни? Холодность и безразличие к страждущим от болезней людям сегодня пытаются оправдать изменениями в экономике, политике, научно-техническим прогрессом и прочими «фиговыми листочками», которые не могут скрыть нравственную наготу современных потомков Хама, оправдывающих свое непочтение к больным и престарелым людям отсутствием времени или чем-либо еще. А ведь еще в Ветхом Завете Бог открыл людям секрет земного счастья и долголетия: «Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле» (Исх.20:12). Но сегодня, как много лет назад человек вновь слушает искусителя и отвергает жизнь, выбирая смерть, а Господь вновь говорит: «Зачем ты умираешь, народ мой!»

Данная работа обращена, прежде всего, к тем людям, кому не безразличен другой человек, к тем, кто в основание своей жизни положил человечность, умение любить и заботиться о ближнем, как о самом себе.

Евангелие ставит для человека высокую цель – достижение святости. Но святость – это не просто личная нравственная чистота, но подражание Богу, Спасителю Иисусу Христу, Который творил «не Свою волю, но волю Пославшего Его Отца» (Иоан.6:38). Так и человек, который хочет достичь святости (а это цель жизни каждого человека, независимо от национальности или вероисповедания), должен творить в жизни не свою волю, которая часто бывает заражена самомнением, самолюбием, тщеславием и гордостью, но должен творить волю Божию, которая по своей сути свята и совершенна. Сообразовывая свою жизнь с законом Божиим, человек только приобретает себе положительные качества: милосердие, сострадательность, целомудрие, чистую к ближним любовь и т.д. Но как говорили на Руси «без Бога ни до порога». Поэтому служение ближним в больнице должно быть освящено высшей целью – спасения бессмертной души человека. На Страшном Суде Христовом Господь спросит и об оказании помощи больным, и если человек помогал им, то эта помощь будет оценена, как помощь Самому Богу. Посему каждый может поспешить помочь своим родным и близким или незнакомым нуждающимся людям, чтобы услышать удивительные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо Я … был болен, и вы посетили Меня» (Матф.25:34-36)

Цели и задачи исследования

Целью написания данной дипломной работы является опыт построения катехизаторской деятельности в больнице в современных условиях.

Задачи, которые мы постараемся рассмотреть в данной работе следующие:

1) рассмотреть историю возникновения больничного служения;

2) выявить особенности катехизаторской деятельности в больничных учреждениях на современном этапе;

3) на основании изученного материала предложить рекомендации катехизаторам в отношении духовно-просветительской деятельности в больницах.

 

Актуальность выбранной темы

 

Современный мир под влиянием разгула страстей, помрачающих ум и совесть, изменяет в обществе отношение людей друг к другу, уничтожая доброту, сострадание, милосердие. Церковь Христова удерживает общество, призывает не оставлять те качества, которые делают человека человеком, а не зверем. В связи с угрожающим падением нравственности и, как следствие, «охлаждением любви» (Матф.24:12) служение ближним в больнице (и не только) является особенно действенным средством для исцеления от бессердечия, равнодушия и черствости по отношению к страждущим людям. Вид болезней, страданий, самой смерти отрезвляет душу человека, делает ее мягче и восприимчивее к делам милосердия. Поэтому в настоящее время особенно актуальна тема служения больным людям.

 

Основные понятия

 

В данной работе мы попытаемся дать теоретические и практические рекомендации для катехизаторов, которые помогут сориентировать их при проведении духовно-просветительской деятельности в больницах.

В настоящее время в образовательной системе Русской Православной Церкви, кроме традиционных школ духовного образования (семинарий) открылись новые направления духовно-просветительской деятельности, новые учебные заведения, которые готовят педагогов церковно-приходских школ, сестер милосердия и катехизаторов.

В данных учебных заведениях наряду с традиционным набором богословских дисциплин преподаются специальные предметы, готовящие специалистов в той или иной профессиональной деятельности. В нашей работе непосредственное внимание мы уделим подготовке катехизаторов, используя опыт Катехизаторского факультета Перервинской Духовной Семинарии.

В связи с тем, что на современном этапе не существует четких терминологических определений касающихся катехизации, предлагаем ознакомиться с основными понятиями, которые будут встречаться в данной работе.

Слово «катехизация» сопоставимо с понятием «катехизис», которое по определению святителя Филарета, митрополита Московского представляет собой «наставление в православной вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души»[1].

Катехизис – это ЧТО говорить, катехизация – это КАК говорить. Итак, под словом катехизация мы понимаем «научение истинам православной веры для благоугождения Богу и спасения души».

Катехизатор – это специалист, который получил систематическое богословское образование, а также умения и навыки по проведению духовно- просветительской деятельности от лица Православной Церкви.

Катехизация в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова – это подготовка и проведение огласительных бесед в храмах для тех, кто желает принять Таинство Святого Крещения. Катехизация в широком смысле слова – это осуществление от лица Православной Церкви духовно-просветительской деятельности в различных социальных или педагогических учреждениях с целью привлечения людей к нормам жизни, которые заложены в нас Творцом и которые должны являться для всех людей совершенно естественными.

Данная дипломная работа – это попытка систематизации имеющегося опыта христианского служения в больницах. Анализ имеющегося опыта позволит выявить некоторые эффективные методы работы, а также недостатки, которые присутствуют в этой области духовно-просветительской деятельности.

 

Основная часть

Катехизаторская деятельность в больнице имеет очень важный аспект – умение правильно выстроить беседу с больным человеком, а это бывает очень и очень сложно сделать. В случае недостаточной подготовки катехизатора может произойти непоправимая беда.

Врачи говорят: «У каждого хирурга есть свое кладбище», т.е. несмотря на все старания и искусство врача, больной может умереть.

В отношении духовно-просветительской деятельности не должно быть подобных «кладбищ», т.к. человек может потерять вечность, может потерять Царство Небесное, а это уже непоправимая потеря.

 

Труд священника и врача во многом схожи: врачи лечат тело, священник – душу. Но и тому и другому не обойтись без искренней любви к страждущему. «Если имею дар пророчества и знаю все тайны, имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне и там никакой пользы»[2].

От древности и до наших дней врачи, приступая к своей профессиональной деятельности, обязуются «не навредить», но максимально помочь человеку.

«В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого, пагубного; я не дам никому просившему у меня смертельного средства и не укажу никакого «пути для успеха подобного замысла…»[3].

Также и священник отдает всего себя для служения людям.

В основании служения священника и врача лежит нелицемерная любовь к людям. Без этого основания невозможно стать ни настоящим священником, ни врачом. «Будь смел, решителен на всякое добро, особенно на слова ласки, нежности, участия, тем более на дела сострадания и взаимной помощи»[4].

 

Глава 6. Рекомендации катехизаторам

Заключение

В данной работе была сделана попытка рассмотрения служения милосердия в больничных учреждениях. Важность данного вопроса велика в наше время, так как сейчас происходит процесс становления правового государства, и очень важно то, что мы внесем в этот процесс, как повлияем, или исторические события останутся вне поля нашего влияния и через несколько лет Россия, как и Европа откажется от христианских ценностей.

В данной работе мы не коснулись проблем абортов и эвтаназии, хотя всем нам хорошо известна бесчеловечная практика, которую хотят узаконить. Церковное сообщество могло бы квалифицированно заявить о недопустимости подобных явлений. «Грамотное» присутствие Церкви в обществе не мешает обществу развиваться. В работе представлены примеры Крымской войны, в которых имеются ясные подтверждения тому, что присутствие сестер милосердия не позволяло кознокрадам разворовывать средства, выделяемые на раненых. Это ли не яркий пример положительного влияния Церкви на общество!

Сегодня очень ясно видна точность выражения Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено». Задача православного миссионера, катехизатора разъяснять обществу нормы человеческого, а не звериного бытия.

Духовно-просветительская деятельность в больничных учреждениях должна осуществляться специалистами с медицинским (хотя бы минимальным) образованием, необходимость которого можно также видеть на примере участия сестер милосердия в Крымской войне.

Опыт показывает также, что в больницах лучше всего трудиться женщинам, им легче всего удается найти контакт с больными, утешить их, ободрить, обнадежить. Мужчины реже пригодны к подобной деятельности (даже выражение «медбрат» звучит несколько неестественно).

На основе изученного материала можно сделать вывод, что Церковь на самом высоком уровне должна создать специальные православные медицинские учреждения, готовящие сестер милосердия с таким расчетом, чтобы они потом могли работать в государственных учреждениях. А для желающих необходимо предоставить возможность дальнейшего обучения,  чтобы занимать в области медицины не только низший состав, но и продвигаться дальше по служебной лестнице. В этом нет ничего плохого, плохо то, что существующие в настоящее время православные училища сестер милосердия практически не предполагают дальнейшего обучения и карьерного роста, которые необходимы если не всем, то, по крайней мере, некоторым учащимся.

Создание высокооплачиваемых рабочих мест и достойных условий труда придаст стимул в обучении, в желании быть высококвалифицированным специалистом. Общество сейчас движется в этом направлении, поэтому нам необходимо обратить внимание на специфику современной жизни и не бездействовать, потому что это приведет к оттоку людей в светские учебные заведения, где их будут учить платной медицине в режиме «все для себя». В церковных учебных заведениях учащиеся все-таки получают понятия о морали, о нравственности, причем православная религиозная нравственность находится на очень высоком уровне. Попадая же в стены светского учебного заведения, учащемуся будут внушать получение финансовой выгоды из всего, какая уж тут нравственность.

Мощным рычагом влияния на общественное сознание может стать широкая пропаганда православных лечебных учреждений и учебных заведений. Можно часто слышать слова о том, что мало кто знает о существовании больницы святителя Алексия Московского, о медицинском училище царевича Димитрия при 1-ой градской и т.п. Зато огромные щиты заполнены рекламой пива, сигарет, в лучшем случае автомобилей и мобильных телефонов. Да, на все это нужны средства, но в переломный период истории необходимо вложить средства и силы в то, за что нам будут благодарны современники и потомки. Антиреклама или просто использование рекламных щитов для пропаганды здорового образа жизни, для пропаганды традиционных ценностей русского общества (не только в год семьи) – все это может оздоровить наше общество, создать благоприятные условия для укрепления семьи и государства. Это наша общая задача.

Конечно, в наших силах определять проблематику и предлагать способы решения тех или иных проблем, но если мы не попытаемся повлиять на общество сейчас, то завтра может быть уже поздно – оно сформируется, пусть криво, неправильно, уродливо, но сформируется. И тогда уже придется резать по живому, а сейчас еще можно успеть сохранить духовность и развивать ее, решая стоящие на нашем пути исторические задачи.

 

Библиография

 

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод.

2. Анатолий (Берестов), иеромонах. Грех. Болезнь. Исцеление. – М: Издание душепопечительского центра св.прав. Иоанна Кронштадтского, 2003.

3. Авдеев Д.Н. Православная психиатрия.– Минск: Изд-во Белфорпост, 1997.

4. Антоний (Блюм), митрополит. Беседы разных лет. // Московский психитерапевтический журнал. – 1994. – №4.

5. Антоний (Блюм), митрополит. Жизнь. Болезнь. Смерть. – Клин: Изд-во Христианская жизнь, 2001.

6. Антоний (Блюм), митрополит. Пастырство. – Минск: Изд-во Белорусского экзархата, 2000.

7. Берн Эрик. Введение в психиаторию и психоанализ для непосвященных. – СПб.: Издание Международного фонда истории и науки, 2007.

8. Братусь Б.С. Начало христианской психологии. – М: 1995.

9. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. – М: Изд-во братства во имя св. блгв. кн. Александра Невского, 1999.

10. Варсонофий Оптинский, преподобный. Беседы, келейные записки, духовные стихотворения. – Изд-во Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2005.

11. Войду в дом для пользы больного /О служении врача/ – М.: Издательство Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007.

12. Воробьев Владимир, прот. Покаяние, исповедь, духовное руководство. – М: Изд-во ПСТГУ, 2002.

13. Встреча. // Студенческий православный журнал. – М: 2007, №2.

14. Зорин К.В. Гены и семь смертных грехов. – М: Русский Хронограф, 1998.

15. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений в 7-ми томах. Т. 3, 4, 6.– М: Правило веры,  1993.

16. Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. – М: Изд-во Свято-Троице-Сергиевой лавры, 2005.

17. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной веры. – М: 1992.

18. Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Письма. – Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. – 2000.

19. История сестричества и ухода за больными. Кандидат мед. наук, профессор В.П. Романюк, доктор мед. наук, профессор В.А. Лапотников, доктор мед. наук, профессор Я.А. Накатис. – М.: 2002.

20. Ковалевская Б. Психология и отношение к больному человеку. МПЖ. – М: 1997, №4.

21. Лоренцер А. Археология психоанализа. – М: 1996.

22. Материалы IX Международных Рождественских чтений. Медицинская секция. – М: 2002.

23. Настольная книга священнослужителя. Изд-во Московской Патриархии. – М: 1998.

24. Новиков Н.М. Молитва Иисусова. – М.: Отчий дом, 2006.

25. Учебник для сестер милосердия и пастырей, несущих служение в больницах. / Под общ. ред. свящ. Сергия Филимонова. – СПб.: 2000.

26. Паисий Святогорец. Сборник поучений в V-ти томах, т. IV-ый, Семейная жизнь. – М: Издательский дом Святая гора, 2002.

27. Пирогов Н.И. Севастопольские письма. – СПб.: 1907.

28. Православие и медицина. Сборник избранных докладов медицинской секции. (Материалы IX-XII Международных Рождественских чтений.) – М: 2005.

29. Психотерапия и Теология. Искусство психологического консультирования. – Ролло Мей, 1994.

30. Сергий Малахов, священномученик. Подвижницы милосердия. – М: 2003.

31. Силуянова И.В. Этика врачевания. – М: Изд-во Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой лавры, 2001.

32. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности. // Социологические исследования. – М: 2005, №6.

33. Чернова О.В. Верные до смерти. – СПб.: Сатис, 2007.

 

Приложение 1

Таблица 1

Число получивших медицинскую помощь в больницах

и лечебницах Санкт-Петербурга и Москвы к 1877г.

Название учреждения

Количество пролеченных больных

Стационарно Амбулаторно
В Санкт-Петербурге
Александрийская женская 625 -
Александрийская, в память 19 февраля 1861 г. 7 868 -
Всех скорбящих 1 231 -
Калинкинская 8 527 -
Мариинская 15 925 88 127
Николаевская детская 1 579 33 956
Обуховская 24 089 -
Петропавловская 8 421 -
Принца Петра Ольденбургского, детская 1 880 45 134
Св. Николая Чудотворца 276 -
Св Марии Магдалины 5 963 -
Св. Ольги 89 -
Глазная лечебница (частная) 1 559 24 989
Женская и детск. лечебница для приходящих при приюте Государя цесаревича Николая Александровича - 6 816
В Москве
Голицынская 3 924 15 150
Градская 10 081 -
Детская 1 710 11 429
Мариинская 8 949 18 816
Павловская 5 688 1 028

 

Таблица 2

Объем благотворительной помощи, оказанной в домах призрения и богадельнях России к 1877г.

Название учреждения Количество призреваемых

В Санкт-Петербурге

Вдовий дом 15 041
Дом призрения бедных девиц 2 708
Демидовский дом призрения трудящихся 2 824
Дом Императрицы Александры Федоровны для призрения бедных 2 897
Градские богадельни 12 969
Богадельня Цесаревича Николая Александровича 791
Волковские богадельни 1 069

В Москве

Вдовий дом 7 211
Дом призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметьевой 241
Богадельня Ермаковых 300

В губерниях

Белевский вдовий дом 103
Нарвская богадельня почетного гражданина Орлова 25
Пензенская Киселевская богадельня 398
Симферопольский странноприимный дом 13 217
Таранова-Белозерова Таганрогский странноприимный дом 1 412
Тульский дом призрения бедных 2 995
Дом призрения Киевского благотворительного общества 3 489

 

Таблица 3

Объем помощи, оказанной обществами благотворительности России

к 1877г.

Название общества Всего человек Сумма выданного пособия, руб.
В Санкт-Петербурге    
Снабжения бедных лиц теплой одеждой 39 429 58 542
Колпинское 3 294 12 000
Кронштадтское 5 700 26 263
Община сестер милосердия княгини Барятинской 233 622 178 983
В Москве    
Медико-фармацевтическое 351 65 090
Мариинское (при Мариинской больнице) 571 1 032
В губерниях    
Симбирское, христианского милосердия 589 -

 


[1] Филарет (Дроздов), святитель. Православный Катехизис. – М: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. – С. 5.

 

[2] 1Кор. 13:2-3

[3] Из клятвы Гиппократа ~ 460 до Р.Х.

[4] Св. прав. Иоанн Кронштадский

[5] Сир. 38;1-2.

[6] 2 Пар. 16;12.

[7] Кол. 4;14.

[8] Учебник для сестер милосердия и пастырей, несущих служение в больницах. / Под общ. ред. свящ. Сергия Филимонова. – СПб.: 2000. – С. 91.

[9] Там же, с. 104.

[10] Там же, с. 109.

[11] Там же, с. 114.

[12] см. приложение 1 в конце работы.

[13] Там же.

[14] Войду в дом для пользы больного /О служении врача/ – М.: Издательство Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского 2007. – С. 87.

[15] Там же, с. 101.

[16] Там же, с. 101.

 

[17] Там же, с. 105.

 

[18] Там же, с. 108.

 

[19] Там же, с. 109.

 

[20] Там же, с. 112.

 

[21] Там же, с. 113.

 

[22] Там же, с. 114.

 

[23] Учебник для сестер милосердия и пастырей, несущих служение в больницах. / Под общ. ред. свящ. Сергия Филимонова. – СПб.: 2000. – С. 91.

 

[24] Войду в дом для пользы больного /О служении врача/ – М.: Издательство Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского 2007. – С. 125.

 

[25] Там же, 126.

[26] Там же, 128.

[27] Там же, с. 45.

[28] Войду в дом для пользы больного /О служении врача/ – М.: Издательство Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского 2007. – С. 68.

 

 

[29] Евр. 13;8.

[30] Из речи св. прав. Иоанна Кронштадтского.

[31] Матф. 10;10.

[32] Мар.10;45.

[33] Чернова О.В. Верные до смерти. – С-Пб, Сатис, 2007. – С. 62

[34] Иак. 5;16.

[35] Там же.

[36] Пс.35;7.

[37] Лук.23;43.

[38] Втор.28;58-59.


Перервинская Духовная Семинария

Катехизаторский факультет


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь