Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


при работе с больными людьми



 

Если любой род деятельности христианина требует самоотдачи, то больница и больные – это область, в которой нельзя работать людям без сердечной заинтересованности, без желания помочь.

Во-первых, катехизатору необходимо очень хорошо знать основы Православного вероучения, чтобы он сам знал, что нужно сказать, чем утешить больного человека.

Во-вторых, необходимо запастись любовью и терпением к людям, потому что человек во время болезни зачастую становится раздражительным, капризным. Не нужно воспринимать весь негатив на свой счет, необходимо продолжать помогать больным, служить им, «ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»[32].

В-третьих, больного необходимо воодушевлять своим радостным отношением к жизни, уверенностью в выздоровлении. Например, известный всем нам доктор Е.С. Боткин советовал студентам: «Радостное и приветливое настроение – драгоценное и сильное лекарство, которое зачастую помогает гораздо лучше, чем микстуры и порошки. Только сердце для этого нужно, только искреннее сердечное участие к больному человеку. Так не скупитесь же, приучайтесь широкой рукой давать его, тому, кому оно нужно...»[33]. Очень верное и очень ценное замечание.

Безусловно, от человека верующего, особенно от посвятившего себя на служение больным, требуется самоотверженная любовь к страдальцам, любовь, в которой человек видит в первую очередь ближнего и в последнюю очередь – себя. О такой любви писал св. праведный Иоанн Кронштадтский: «Слово утешения от сердца, исполненного Христианскою любовию, как поток жизни, проливается в сердце страждущего; самый взор с таким сердцем как луч света проникает в душу, омраченную печалью. Если точно сия любовь управлять будет вашим служением страждущему человечеству, то и телесные дела сего служения по тайному благословению Верховного человеколюбца – Бога спасительны будут для тела болящих и душевные ваши расположения будут приносить им душевное облегчение, вожделенное само в себе и опять естественно благотворное для здравия телесного, но что еще важнее, ваше Христианское человеколюбие будет для них непрестанным Христианским поучением – ваше упование на Бога может подкреплять их против уныния и страха смерти, молитва веры вашей может быть целебнее всякого врачевства и для тела и для духа их. Для сего Апостол, дав заповедь, болящему призывать пресвитеры церковные, да молитву сотворят над ним[34], дабы не подумали, что сим исключается молитва прочих, тотчас присовокупляет общее наставление: Молитеся друг за друга, яко да исцелеете[35]».

Кронштадтский пастырь писал также о том, что если у верующего будет сострадание, то это уже половина успеха: «Чем искреннее будете вы человеколюбивы и Боголюбивы в сердце, тем менее трудности будете вы находить в делах служения вашего, тем более успеха, тем более блаженства!»

Болезнь не всегда дается человеку с возможностью выздоровления. Это страшно, больно, мучительно, но бывает так – люди умирают несмотря на усилия врачей, священнослужителей, несмотря на горячие молитвы родных. Это не фатализм или неумолимость Бога, просто «судьбы Твои – бездна великая!»[36]. Мы не можем до конца постичь Божественные определения, не дано ограниченному человеку понять бесконечный разум Божий, и не только не дано, но и душевредно, как мы видим это на примере праведного Иова и преподобного Антония Великого.

Смерть – это не конец всего, это начало другой жизни, переход в вечность. Важно катехизатору достойно приготовить больного к этому таинству – таинству расставания с земной жизнью. Необходимо помнить, что если мы сознательно лжем и говорим человеку, что все хорошо, что он скоро поправится, а в действительности он при смерти, то через эту ложь мы лишаем человека сугубого покаяния, которым он мог бы очистить свою душу за всю свою жизнь. Усыпляя умирающего беспечностью мы можем уготовить ему место в аду, да и себе тоже, если не покаемся. Необходимо помнить пример Благоразумного разбойника, который за несколько минут перед смертью обратился к Богу и получил скорейший ответ Человеколюбца: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»[37].

В подобных случаях нельзя впадать и в другую крайность – нельзя быть жестокими в отношении больного, нельзя говорить о смерти, как о чем-то обыденном, нельзя показывать пренебрежения по отношению к больному, которому немного осталось времени наслаждаться общением с людьми. Необходимо это время наполнить вниманием и любовью к страждущему. Например, в одной из онкологических детских больниц г. Москвы имеется возможность для неизлечимо больных детей исполнить какое-нибудь заветное желание. Средства жертвуют различные организации и частные лица, поэтому дети получают возможность посетить различные страны, интересные места, приобрести дорогостоящую игрушку, покататься на автомобиле. Да, потом они умирают, и это неизлечимая рана на сердцах их близких, которые хотели их видеть живыми и радостными. Но эти дети уходят из жизни, испытав немного счастья, получив тепло и участие от родных и знакомых, а нередко и от совершенно незнакомых людей. Их жизнь и смерть делает находящихся рядом с ними людей чище и добрее. К сожалению, таковы в реальности наши души и сердца – нас мало что трогает, пока беда не коснется нас самих или наших близких.

В Священном Писании Господь строго предупреждает, что «если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными»[38]. Сколь необходимо нам знание Закона Божия и жизнь по этим заповедям, чтобы увидеть нам благо на земле живых.

Заключение

В данной работе была сделана попытка рассмотрения служения милосердия в больничных учреждениях. Важность данного вопроса велика в наше время, так как сейчас происходит процесс становления правового государства, и очень важно то, что мы внесем в этот процесс, как повлияем, или исторические события останутся вне поля нашего влияния и через несколько лет Россия, как и Европа откажется от христианских ценностей.

В данной работе мы не коснулись проблем абортов и эвтаназии, хотя всем нам хорошо известна бесчеловечная практика, которую хотят узаконить. Церковное сообщество могло бы квалифицированно заявить о недопустимости подобных явлений. «Грамотное» присутствие Церкви в обществе не мешает обществу развиваться. В работе представлены примеры Крымской войны, в которых имеются ясные подтверждения тому, что присутствие сестер милосердия не позволяло кознокрадам разворовывать средства, выделяемые на раненых. Это ли не яркий пример положительного влияния Церкви на общество!

Сегодня очень ясно видна точность выражения Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено». Задача православного миссионера, катехизатора разъяснять обществу нормы человеческого, а не звериного бытия.

Духовно-просветительская деятельность в больничных учреждениях должна осуществляться специалистами с медицинским (хотя бы минимальным) образованием, необходимость которого можно также видеть на примере участия сестер милосердия в Крымской войне.

Опыт показывает также, что в больницах лучше всего трудиться женщинам, им легче всего удается найти контакт с больными, утешить их, ободрить, обнадежить. Мужчины реже пригодны к подобной деятельности (даже выражение «медбрат» звучит несколько неестественно).

На основе изученного материала можно сделать вывод, что Церковь на самом высоком уровне должна создать специальные православные медицинские учреждения, готовящие сестер милосердия с таким расчетом, чтобы они потом могли работать в государственных учреждениях. А для желающих необходимо предоставить возможность дальнейшего обучения,  чтобы занимать в области медицины не только низший состав, но и продвигаться дальше по служебной лестнице. В этом нет ничего плохого, плохо то, что существующие в настоящее время православные училища сестер милосердия практически не предполагают дальнейшего обучения и карьерного роста, которые необходимы если не всем, то, по крайней мере, некоторым учащимся.

Создание высокооплачиваемых рабочих мест и достойных условий труда придаст стимул в обучении, в желании быть высококвалифицированным специалистом. Общество сейчас движется в этом направлении, поэтому нам необходимо обратить внимание на специфику современной жизни и не бездействовать, потому что это приведет к оттоку людей в светские учебные заведения, где их будут учить платной медицине в режиме «все для себя». В церковных учебных заведениях учащиеся все-таки получают понятия о морали, о нравственности, причем православная религиозная нравственность находится на очень высоком уровне. Попадая же в стены светского учебного заведения, учащемуся будут внушать получение финансовой выгоды из всего, какая уж тут нравственность.

Мощным рычагом влияния на общественное сознание может стать широкая пропаганда православных лечебных учреждений и учебных заведений. Можно часто слышать слова о том, что мало кто знает о существовании больницы святителя Алексия Московского, о медицинском училище царевича Димитрия при 1-ой градской и т.п. Зато огромные щиты заполнены рекламой пива, сигарет, в лучшем случае автомобилей и мобильных телефонов. Да, на все это нужны средства, но в переломный период истории необходимо вложить средства и силы в то, за что нам будут благодарны современники и потомки. Антиреклама или просто использование рекламных щитов для пропаганды здорового образа жизни, для пропаганды традиционных ценностей русского общества (не только в год семьи) – все это может оздоровить наше общество, создать благоприятные условия для укрепления семьи и государства. Это наша общая задача.

Конечно, в наших силах определять проблематику и предлагать способы решения тех или иных проблем, но если мы не попытаемся повлиять на общество сейчас, то завтра может быть уже поздно – оно сформируется, пусть криво, неправильно, уродливо, но сформируется. И тогда уже придется резать по живому, а сейчас еще можно успеть сохранить духовность и развивать ее, решая стоящие на нашем пути исторические задачи.

 

Библиография

 

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод.

2. Анатолий (Берестов), иеромонах. Грех. Болезнь. Исцеление. – М: Издание душепопечительского центра св.прав. Иоанна Кронштадтского, 2003.

3. Авдеев Д.Н. Православная психиатрия.– Минск: Изд-во Белфорпост, 1997.

4. Антоний (Блюм), митрополит. Беседы разных лет. // Московский психитерапевтический журнал. – 1994. – №4.

5. Антоний (Блюм), митрополит. Жизнь. Болезнь. Смерть. – Клин: Изд-во Христианская жизнь, 2001.

6. Антоний (Блюм), митрополит. Пастырство. – Минск: Изд-во Белорусского экзархата, 2000.

7. Берн Эрик. Введение в психиаторию и психоанализ для непосвященных. – СПб.: Издание Международного фонда истории и науки, 2007.

8. Братусь Б.С. Начало христианской психологии. – М: 1995.

9. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. – М: Изд-во братства во имя св. блгв. кн. Александра Невского, 1999.

10. Варсонофий Оптинский, преподобный. Беседы, келейные записки, духовные стихотворения. – Изд-во Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2005.

11. Войду в дом для пользы больного /О служении врача/ – М.: Издательство Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007.

12. Воробьев Владимир, прот. Покаяние, исповедь, духовное руководство. – М: Изд-во ПСТГУ, 2002.

13. Встреча. // Студенческий православный журнал. – М: 2007, №2.

14. Зорин К.В. Гены и семь смертных грехов. – М: Русский Хронограф, 1998.

15. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений в 7-ми томах. Т. 3, 4, 6.– М: Правило веры,  1993.

16. Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. – М: Изд-во Свято-Троице-Сергиевой лавры, 2005.

17. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной веры. – М: 1992.

18. Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Письма. – Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. – 2000.

19. История сестричества и ухода за больными. Кандидат мед. наук, профессор В.П. Романюк, доктор мед. наук, профессор В.А. Лапотников, доктор мед. наук, профессор Я.А. Накатис. – М.: 2002.

20. Ковалевская Б. Психология и отношение к больному человеку. МПЖ. – М: 1997, №4.

21. Лоренцер А. Археология психоанализа. – М: 1996.

22. Материалы IX Международных Рождественских чтений. Медицинская секция. – М: 2002.

23. Настольная книга священнослужителя. Изд-во Московской Патриархии. – М: 1998.

24. Новиков Н.М. Молитва Иисусова. – М.: Отчий дом, 2006.

25. Учебник для сестер милосердия и пастырей, несущих служение в больницах. / Под общ. ред. свящ. Сергия Филимонова. – СПб.: 2000.

26. Паисий Святогорец. Сборник поучений в V-ти томах, т. IV-ый, Семейная жизнь. – М: Издательский дом Святая гора, 2002.

27. Пирогов Н.И. Севастопольские письма. – СПб.: 1907.

28. Православие и медицина. Сборник избранных докладов медицинской секции. (Материалы IX-XII Международных Рождественских чтений.) – М: 2005.

29. Психотерапия и Теология. Искусство психологического консультирования. – Ролло Мей, 1994.

30. Сергий Малахов, священномученик. Подвижницы милосердия. – М: 2003.

31. Силуянова И.В. Этика врачевания. – М: Изд-во Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой лавры, 2001.

32. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности. // Социологические исследования. – М: 2005, №6.

33. Чернова О.В. Верные до смерти. – СПб.: Сатис, 2007.

 

Приложение 1

Таблица 1

Число получивших медицинскую помощь в больницах

и лечебницах Санкт-Петербурга и Москвы к 1877г.

Название учреждения

Количество пролеченных больных

Стационарно Амбулаторно
В Санкт-Петербурге
Александрийская женская 625 -
Александрийская, в память 19 февраля 1861 г. 7 868 -
Всех скорбящих 1 231 -
Калинкинская 8 527 -
Мариинская 15 925 88 127
Николаевская детская 1 579 33 956
Обуховская 24 089 -
Петропавловская 8 421 -
Принца Петра Ольденбургского, детская 1 880 45 134
Св. Николая Чудотворца 276 -
Св Марии Магдалины 5 963 -
Св. Ольги 89 -
Глазная лечебница (частная) 1 559 24 989
Женская и детск. лечебница для приходящих при приюте Государя цесаревича Николая Александровича - 6 816
В Москве
Голицынская 3 924 15 150
Градская 10 081 -
Детская 1 710 11 429
Мариинская 8 949 18 816
Павловская 5 688 1 028

 

Таблица 2

Объем благотворительной помощи, оказанной в домах призрения и богадельнях России к 1877г.

Название учреждения Количество призреваемых

В Санкт-Петербурге

Вдовий дом 15 041
Дом призрения бедных девиц 2 708
Демидовский дом призрения трудящихся 2 824
Дом Императрицы Александры Федоровны для призрения бедных 2 897
Градские богадельни 12 969
Богадельня Цесаревича Николая Александровича 791
Волковские богадельни 1 069

В Москве

Вдовий дом 7 211
Дом призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметьевой 241
Богадельня Ермаковых 300

В губерниях

Белевский вдовий дом 103
Нарвская богадельня почетного гражданина Орлова 25
Пензенская Киселевская богадельня 398
Симферопольский странноприимный дом 13 217
Таранова-Белозерова Таганрогский странноприимный дом 1 412
Тульский дом призрения бедных 2 995
Дом призрения Киевского благотворительного общества 3 489

 

Таблица 3

Объем помощи, оказанной обществами благотворительности России

к 1877г.

Название общества Всего человек Сумма выданного пособия, руб.
В Санкт-Петербурге    
Снабжения бедных лиц теплой одеждой 39 429 58 542
Колпинское 3 294 12 000
Кронштадтское 5 700 26 263
Община сестер милосердия княгини Барятинской 233 622 178 983
В Москве    
Медико-фармацевтическое 351 65 090
Мариинское (при Мариинской больнице) 571 1 032
В губерниях    
Симбирское, христианского милосердия 589 -

 


[1] Филарет (Дроздов), святитель. Православный Катехизис. – М: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. – С. 5.

 

[2] 1Кор. 13:2-3

[3] Из клятвы Гиппократа ~ 460 до Р.Х.

[4] Св. прав. Иоанн Кронштадский

[5] Сир. 38;1-2.

[6] 2 Пар. 16;12.

[7] Кол. 4;14.

[8] Учебник для сестер милосердия и пастырей, несущих служение в больницах. / Под общ. ред. свящ. Сергия Филимонова. – СПб.: 2000. – С. 91.

[9] Там же, с. 104.

[10] Там же, с. 109.

[11] Там же, с. 114.

[12] см. приложение 1 в конце работы.

[13] Там же.

[14] Войду в дом для пользы больного /О служении врача/ – М.: Издательство Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского 2007. – С. 87.

[15] Там же, с. 101.

[16] Там же, с. 101.

 

[17] Там же, с. 105.

 

[18] Там же, с. 108.

 

[19] Там же, с. 109.

 

[20] Там же, с. 112.

 

[21] Там же, с. 113.

 

[22] Там же, с. 114.

 

[23] Учебник для сестер милосердия и пастырей, несущих служение в больницах. / Под общ. ред. свящ. Сергия Филимонова. – СПб.: 2000. – С. 91.

 

[24] Войду в дом для пользы больного /О служении врача/ – М.: Издательство Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского 2007. – С. 125.

 

[25] Там же, 126.

[26] Там же, 128.

[27] Там же, с. 45.

[28] Войду в дом для пользы больного /О служении врача/ – М.: Издательство Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского 2007. – С. 68.

 

 

[29] Евр. 13;8.

[30] Из речи св. прав. Иоанна Кронштадтского.

[31] Матф. 10;10.

[32] Мар.10;45.

[33] Чернова О.В. Верные до смерти. – С-Пб, Сатис, 2007. – С. 62

[34] Иак. 5;16.

[35] Там же.

[36] Пс.35;7.

[37] Лук.23;43.

[38] Втор.28;58-59.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь