Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МЕЖДУНАРОДНОЕ КАЗАЧЕСТВО КАК КАНАЛ ТРАНСЛЯЦИИ РОССИЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В МИРЕ



Блестящий военный путь казаков был прерван революцией 1917 года и последовавшей за ней Гражданской войной 1917–1922 гг.: казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну их территории стали основными базами Белого движения – особенно Дон, Кубань, Терек, Урал: именно там велись самые ожесточённые бои. Красные обещали земли и спокойную жизнь, белые говорили, что те казаков обманут. Но никому не нужны были казаки как сообщество. В кровавых разборках разорялись станицы.

После Гражданской войны произошёл массовый исход казаков из России в составе Белой армии. В 1920 г. из черноморских портов корабли увозили казаков в Турцию, во Францию, Италию, Австрию, в Северную Африку (Тунис, Алжир). Несколько отрядов оказались на турецких островах Средиземного моря – в Галлиполи, на Лемносе и др. Небольшие отряды уральских казаков ушли через Каспий в Иран и далее в Индию, Францию. Большие соединения сибирских казаков ушли через Монголию и Приморский край в Маньчжурию и Китай, где жили большими общинами вплоть до китайской революции 1945-1946 гг. В США сформировалось несколько казачьих общин разных войск – Кубанского, Донского, Сибирского и др. Большая община обосновалась в Австралии.

В Галлиполи 16 июля 1921 г. был открыт памятник, сооружённый казаками-эмигрантами, на котором была сделана надпись: «Упокой Господи души усопших. 1-й корпус Русской Армии своим братьям воинам, в борьбе за честь Родины нашедшим вечный покой на чужбине в 1920—1921 годах, в 1854-1855 гг. и памяти своих предков-запорожцев, умерших в турецком плену».

Будучи разбросанными по всему миру, казаки стойко переносили все тяготы жизни в изгнании. Живя на чужбине, казаки сохраняли свои обычаи и традиции, язык и культуру, атрибуты своих войск. Большинству казаков в эмиграции пришлось в прямом смысле выживать тяжелейшим трудом. Они создавали свои сельскохозяйственные общины в Европе и Америке, в Азии, Австралии и Африке. Так, например, в Северной Африке, на территории Алжира была создана казачья станица Сельскохозяйственного африканского земледельческого кооперативного общества (СКАФА). В этой станице бережно хранили всю геральдику и эмблемы, форму и традиции своих предков-казаков.

В Европе казаки жили станицами и хуторами, где поддерживались дисциплина и порядок, позволяющие казакам выживать на чужбине. Зачастую казаки жили настолько бедно, что не было одежды и обуви. Пожертвования они делили по-братски. Самое трудное было в том, что во многих странах Европы им не давали гражданства, а без документов нельзя было устроиться на работу. Это была трагедия для молодых, здоровых офицеров.

Казаки-соотечественники за рубежом выполняют большой объем работы, направленной на пропаганду истории и культуры казачества, противодействие фальсификации истории, проведение мемориальных мероприятий, развитие и поддержание гуманитарного и экономического присутствия России в странах проживания, укрепление российской диаспоры, традиционных нравственных ценностей

В конце 80-х–начале 90-х гг. началось возрождение казачества в нашей стране. В своей статье «Международные контакты казачьих организаций России: современное состояние и перспективы» О.В. Васнецов, директор Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями Минестерство иностранных дел России, председатель Комиссии по вопросам международной деятельности казачьих обществ и объединений Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, отметил, что этот процесс проходил небезболезненно, противоречиво, но тем не менее «по прошествии более двадцати лет уже можно говорить о казачестве как о важном факторе в общественной и культурной жизни нашей страны»

Сегодня российское руководство придаёт особое значение развитию казачества, при этом государственная политика в этой сфере носит комплексный характер – она подразумевает не только совершенствование организации казачьей службы на территории страны, но и упорядочение деятельности российских ВКО за рубежом. И далее в статье О.В. Васнецова читаем: «С учетом наличия казачьих диаспор более чем в 30 странах мира и развития между ними и российскими ВКО все более тесного взаимодействия, вопросы международного сотрудничества приобретают особую актуальность. Казаки-соотечественники за рубежом выполняют большой объем работы, направленной на пропаганду истории и культуры казачества, противодействие фальсификации истории, проведение мемориальных мероприятий, развитие и поддержание гуманитарного и экономического присутствия России в странах проживания, укрепление российской диаспоры, традиционных нравственных ценностей. Они изнутри видят проблемы и возможности улучшения двустороннего сотрудничества, являются истинными проводниками народной дипломатии.

Вместе с тем, как показывает анализ, среди действующих в зарубежных странах казачьих организаций есть и такие, которые оперируют старыми понятиями – «красный, белый», не идут на сближение с современным казачеством в России, а некоторые проводят и вовсе антироссийскую политику. Нередко встречаются всевозможные псевдоказачьи и националистически настроенные объединения, а порой и просто откровенные авантюристы, не имеющие ничего общего с казачеством.

Некоторые российские ВКО создают за рубежом посольские станицы или представительства. Речь, в первую очередь, идет о странах, где сложились сильные казачьи диаспоры (Казахстан, Киргизия, США, Украина, Франция, ФРГ, Чехия). По разным данным, в настоящее время в дальнем и ближнем зарубежье действуют от 14 до 16-ти и планируются к открытию 6-7 посольских станиц/представительств российских реестровых казачьих организаций. Кроме того, крупнейшая общественная казачья организация России – «Союз казаков» – имеет за рубежом около десятка своих структурных подразделений.

Станица создается приказом атамана ВКО, а критерием для этого является желание наказного атамана станицы работать и представлять интересы войска. Причем станицы могут состоять необязательно только из наших соотечественников. Например, в Чехии в казачьей посольской станице «Троицкая» насчитывается 16 человек, из них 30% – чехи. А во Франции в составе посольской станицы числятся 25 человек – все, за исключением наказного атамана, французы, хотя и не имеющие отношения к казачеству, но любящие казачью культуру и готовые представлять ее в своей стране.

Механизм открытия посольских станиц за рубежом до сих пор чётко не выработан. Такая деятельность должна быть прописана в Уставе каждого войска, однако предстоит еще немало сделать, чтобы провести унификацию этого процесса и разработать соответствующие методические рекомендации для ВКО.

 

Наступил новый этап во всемирной истории казачества: в 2008 году – на Всемирном конгрессе казаков – были сделаны серьёзные шаги к всемирному объединению казаков, объявлено самими казаками, что нет больше их деления на «красных» и «белых». Заявлено, что главной задачей объединённого с этого времени единого казачества является признание казачества народом, равным среди других народов, населяющих нашу Землю

Еще одной проблемой взаимодействия с зарубежными казачьими организациями является их оторванность от российской действительности, незнание текущего положения дел с казачеством в России. Это ведёт к росту недоверия и скептических настроений в эмиг- рантской среде. В то же время российские ВКО порой не в полной мере владеют информацией о том, что происходит в казачьих общинах и организациях соотечественников. Возможно ли преодолеть эти негативные явления? Этому могло бы способствовать продвижение за рубежом информационных материалов о казачестве, распространение печатных изданий, более полное использование возможностей Интернета.

Важным подспорьем для налаживания диалога между зарубежным и современным казачеством в России является такое масштабное мероприятие, как Всемирный конгресс казаков (ВКК), который по традиции проходит в Новочеркасске – мировой столице казачества. Июль 1993 года стал судьбоносным в биографии Новочеркасска. 17–18 июля в Москве состоялся объединительный верховный круг – съезд казачьих войск России и зарубежья, на котором город Новочеркасск определён столицей казачества России и зарубежья. Данное мероприятие впервые было проведено 25 августа 2003 года и было приурочено к 250-летию генерала от кавалерии, атамана Войска Донского М.И.Платова. В нём приняли участие представители 32 стран ближнего и дальнего зарубежья. Второй конгресс прошел 10–11 сентября 2005 года и совпал по времени с празднованием 200-летия основания города. По приглашению организаторов в его работе приняла участие Глава Российского Императорского Дома Великая Княгиня Мария Владимировна Романова. Третий ВКК состоялся 12–14 октября 2008 года и был посвящён 255-летию атамана М.И.Платова»2. Таким образом, наступил новый этап во всемирной истории казачества: в 2008 году – на Всемирном конгрессе казаков – были сделаны серьёзные шаги к всемирному объединению казаков, объявлено самими казаками, что нет больше их деления на «красных» и «белых». Открыт памятник казачьего единства в столице всемирного казачества городе Новочеркасске, заявлено, что главной задачей объединённого с этого времени единого казачества является признание казачества народом, равным среди других народов, населяющих нашу Землю3.

Исследователь истории казачества на современном этапе Д.Д.Пеньковский даёт возможность узнать подробно о деятельности казачьих обществ на Западе в 21-м веке4. В последние годы процесс возрождения казачества в России захватил и страны Запада. Одним из первых начали эту работу в Германии потомки эмигрировавших казаков, которые переехали в это государство. Представители различных казачьих регионов России, переехавшие в разные страны мира, также поддержали идею возрождения казачества.

5 декабря 2002 г. атаман Сибирского войскового казачьего общества В.Плетнёв подписал приказ № 55 о создании Посольской станицы Сибирского войскового казачьего общества в Берлине. На базе этой станицы 24 апреля 2004 г. земельный суд Берлина зарегистрировал казачье общество «Ataman» Internationaler Kosakischer Verein».

К процессу возрождения казачества стали подключаться и вновь прибывшие в Германию представители казачьих регионов России. В 2004 г. в общество «Ataman» Internationler Kosakischer Verein» пришёл терский казак С. Герман. Потомок одного из командиров кабардинского полка, он долго жил среди терских, кубанских и донских казаков на Северном Кавказе и хорошо знал их традиции. В прошлом кадровый офицер МВД, он служил в Таджикистане, Узбекистане, Сибири. Он много сделал для развития казачьего движения в Германии.

В активе Международного Со- юза казаков и казачьих организаций Германии помощь больным ветеранам боевых действий, проживающим в казачьих регионах Сибири. Этот союз наладил контакты с казачьими объединениями России, Украины и Белоруссии. Кроме то- го, казаки МСКО в Германии ухаживают за могилами погибших российских воинов

В феврале 2009 г. в Кёльне было зарегистрировано казачье общество «PLATOV Internationfler Kosakenverein e. V.» (Международное казачье общество имени Платова). Основу общества составили казаки-ветераны боевых действий в Афганистане и на Север- ном Кавказе. Казачье общество имени Платова вошло в состав Союза казачьих войск России и Зарубежья. В это казачье общество вошли казаки, прибывшие в Германию с Дона, Кубани, Терека, Сибири и других регионов России. Постепенно у общества наладились связи с казачьими обществами не только России, но и Украины, Белоруссии, Молдовы, Чехии, США.

Международное казачье общество имени Платова ведёт работу по патриотическому воспитанию молодёжи и детей в духе традиций казачества. У общества наладились контакты и совместная работа с Русской Православной Церковью. Международное казачье общество имени Платова активно проводит благотворительные акции. В результате произошедшего раскола в казачьем обществе в Германии был создан «Международный Союз казаков и казачьих организаций Германии» (МСКО), зарегистрированный в Бонне. Международный Союз казаков и казачьих организаций Германии регулярно проводит траурные мероприятия в Лиенце, посвящённые памяти погибших казаков. Проводится сбор информации о погибших казаках и благодаря этому многие в России узнали о месте гибели своих родственников. В активе МСКО помощь больным ветеранам боевых действий, проживающим в казачьих регионах Сибири. Этот союз наладил контакты с казачьими объединениями России, Украины и Белоруссии. Кроме того, казаки МСКО в Германии ухаживают за могилами погибших российских и советских воинов.

Большая работа проводится МСКО по развёртыванию музыкальных и фольклорных ансамблей. Например, в Аугсбурге функционирует казачий хор «Казачий Край». В составе хора – выходцы из России, Казахстана, Украины и коренные немцы, которые, услышав казачьи песни, сами пришли в коллектив. Уже несколько лет каждую пятницу участники этого творческого коллектива собираются на репетиции и затем проводят благотворительные концерты в Аугсбурге. Солист хора Александр Молчанов – сын потомственного казака из города Белореченска Краснодарского края 4 декабря 2010 года занял первое место на первом Всегерманском конкурсе шансона «Русская душа». Его выступления в составе хора нравятся жителям Германии, которые всегда охотно ходят на его концерты.

МСКО проводит работу и по участию членов общества в стрелковых соревнованиях. В июле 2010 г. взвод казаков МКСО по приглашению бургомистра города Падеборна принял участие в празднике стрелков Schutzenfest– одном из самых любимых и массовых праздников в Германии. На этот праздник по приглашению правления казачьей станицы съезжаются казаки и атаманы со всех уголков Германии – из Бонна, Франкфурта, Мюнстера, Оснабрюка, Бохольта и других городов. Казаки на этом соревновании показывают умение обращаться с оружием.

Подобные соревнования объединяют казаков. Кроме того, казаки с охотой выезжают в летние лагеря, где ветераны боевых действий обучают молодое поколение физической и строевой подготовке, умению обращаться с оружием. Завершаются соревнования в летнем лагере строевым смотром и парадом. Это настолько красочное мероприятие, что зрители всегда встречают громом аплодисментов. Жители города потом часто вспоминают эти соревнования и ждут их на следующий год.

Таким образом, благодаря инициативности выходцев из казачьих регионов не прерывается связь времён казаков-эмигрантов Германии со своими потомками и казаками из России.

Троицкая станица одна из первых предложила возродить традицию проведения «Русского дня» в программе международных традиционных скачек на ипподроме в городе Пардубице. Русские общественные организации с помощью казаков станицы организовывали выступления творческих коллективов России и выставляли палатки с продукцией российских фирм, производящих продукты питания и напитки

Процесс возрождения казачества затронул и другие страны Европы. Появились казачьи станицы в Чехии, Италии, Португалии, во Франции и других странах. В Чехословакии казаками было создано немало станиц, развивалась литературно-художественная жизнь. Здесь жил, писал и преподавал известный историк Ф.А.Щербина. Здесь «кубанский Дид» нашёл свой последний приют на Ольшанском кладбище. В Праге был создан Русский исторический архив, названный затем Русский Заграничный исторический архив, в составе которого находился Донской казачий архив. В Чехии 7 июня 2009 г. в Праге состоялось открытие первой казачьей посольской станицы ВКО Центрального казачьего войска. В этом событии участвовали потомки казаков первой волны русской эмиграции, детский казачий хор из Тверской области, представители Посольства РФ в Чехии и других загранучреждений России. В честь Святой Троицы казаки назвали свою станицу Троицкой. Казаки станицы участвуют в подготовке и проведении церковных праздников, в организации христианских миссий в Сибирь и возложении венков во время торжественных мероприятий. Казаки Праги активно поддержали призыв Тульского казачьего общества и участвовали в сборе средств на строительство храма Казачьего Единства в Тульской области на истоке Дона.

Первые результаты деятельности Казачьей станицы в Чехии показали правильность избранных ею направлений работы как противодействие неонацистским и фашистским явлениям в Европе – таким образом воссоздаётся позитивный имидж России и её военной истории за рубежом. Троицкая станица одна из первых предложила возродить традицию проведения «Русского дня» в программе международных традиционных скачек на ипподроме в городе Пардубице. Русские общественные организации с помощью казаков станицы организовывали выступления творческих коллективов России и выставляли палатки с продукцией российских фирм, производящих продукты питания, напитки и рекламировали свою продукцию. На скачках также работали выставки о России.

30 мая 2011 г. Православная Церковь Чешских земель и Словакии провела в Праге международную конференцию «90-летие прибытия русской эмиграции в Чехословакию». Несколько докладов были посвящены теме духовного влияния русских эмигрантов на церковную жизнь Чехословакии.

Митрополит Христофор представил доклад «Духовные представители русской эмиграции, а товарищ атамана Казачьей Посольской станицы выступил с докладом от судьбе эмигрантов-казаков в Чехословакии. 24–26 июня 2011 г. в Северной Чехии в средневековой готическом замке «Стршеков» возле города Усти-на-Лабе состоялся Международный фестиваль авторской песни «За туманом-2011». На фестивале прошли концерты гостей, творческие мастерские и мастер-классы. Были исполнены многие казачьи песни казаками Казачьей Посольской станицы Троицкой.

Из истории известно, что Франция всегда была притягательна для старой русской эмиграции. Во многих французских городах и сёлах нашли своё пристанище многие тысячи воинов Белой армии и казаков, покинувших ранее Россию. В Париже до сих пор существует уникальный музей Лейб-гвардии казачьего Его Величества полка. В музее собрана коллекция русских и казачьих военных реликвий. Музей – духовный центр патриотической деятельности русской эмиграции во Франции. Он объединил бывших казаков и их потомков. Совместно с российскими казачьими союзами музей участвует в организации войсковых праздников Донского, Кубанского и Терского казачьих войск.

С 2004 г. существует в Париже посольская станица Сибирского войскового казачьего войска. Эта станица в основном занимается организацией культурно-массовых мероприятий с хором кубанских казаков «Кубань». Этот хор постоянно участвует в международных фестивалях во Франции, Бельгии, Швейцарии, Эстонии и России.

В Италии функционирует казачья станица «Георгиевская». Зарегистрировано представительство ВКО «Центрального казачьего войска». Казаки станицы решают вопросы по организации оздоровительного отдыха воспитанников кадетских корпусов из России, проводят международные турниры по боевым искусствам и различные поездки казачьих музыкальных коллективов.

Первая казачья станица Сербии с центром в Тополе, получившая название «Благовести», насчитывает 42 человека, все они поклялись уважать принципы казачества, защищать страну, веру, традиции и дружбу. Атаман казачьей станицы рассказывает: «Наша цель – найти здравые проекты, через ветеранские организации России найти инвестиции, чтобы предложить то, что у нас есть: здоровую пищу и туризм»5. Сербские казаки – это в основном ветераны войн и члены различных сербско-русских ассоциаций.

На другом конце света – в Австралии – значительное увеличение числа казаков привело к необходимости преобразовать Австралийскую станицу в Отдел и организовать казачьи станицы в нескольких городах.

Деятельность казачьих обществ в Западной Европе способствует налаживанию хороших отношений европейцев с народами и казачьими регионами России и познанию доблестной истории российского казачества.

Сегодня в Россию из-за рубежа передаются многие документы и исторические реликвии, возвращаются в русскую историю забытые имена героев, даже возвращаются на родную землю останки героев – генерала А. И. Деникина, генерала В. О. Каппеля.

В зарубежье сохранилась и икона Божией Матери «Тихвинская», которой архиепископ Полтавский Феофил благословил Главнокомандующего Вооруженными си- лами Юга России и Русской армии генерала барона П. Н. Врангеля. По воспоминаниям Митрополита Вениамина (Федченкова), икона покинула Россию вместе с Русской армией в 1920 г. Сейчас икона находится в США в домовом храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в ставропигиальном Успенском женском монастыре в Ново-Дивееве около Нью-Йорка.

Наиболее успешным проектом воссоздания эмигрантского казачьего издания 1930-х годов на территории современной России стал регулярный выпуск с конца 1991 г. журнала «Станица». Журнал интересен не только потомкам казаков, но и самому широкому кругу читателей – от молодёжи до политиков

Недавно создан альбом «Казаки зарубежья», составленный Г. В. Кокунько и Т. В. Тоболиной (М.: Вольное дело, 2008). Автор альбома, он же редактор казачьего журнала «Станица» Георгий Валентинович Кокунько, является внучатым племянником генерал-лейтенан- та Петра Ивановича Кокунько (1851-1939), который в 1920 г. был председателем комиссии по спасению и вывозу за рубеж Регалий Кубанского Войска. Часть этих регалий потомками казаков-эмигрантов возвращена из Нью-Джерси (США) в Россию 21 апреля 2007 г. и после реставрационных работ выставлена в Краевом музее г. Краснодара – не прервалась связь поколений.

Наиболее успешным проектом воссоздания эмигрантского казачьего издания 1930-х годов на территории современной России стал регулярный выпуск с конца 1991 г. журнала «Станица». Опыт издания, утверждают авторы книги «Казаки зарубежья»6, показал, что журнал интересен не только потомкам казаков, но и самому широкому кругу читателей – от молодёжи до политиков. Читают его сегодня во многих странах мира, он стал одним из информационно-связующих звеньев нынешних российских казаков с зарубежной диаспорой. Именно с его страниц впервые стали возвращаться на Родину из полузабытья имена и чаяния казаков-изгнанников. «Как бы то ни было, спустя почти два десятилетия общения мы видим важные результаты взаимного узнавания. Из разных стран мира всё чаще приезжают в Россию наши соотечественники, некоторые из них давно и успешно работают здесь. Появились возможности реализовывать совместные бизнес-проекты, программы помощи детям, их образованию, вместе участвовать в восстановлении памятников архитектуры, храмов. Особенно отметим, что за эти годы в России переизданы многие книги и воспоминания, публиковавшиеся русской эмиграцией на протяжении десятилетий».

И сегодня многие потомки казаков по-прежнему входят в общественные организации Русского зарубежья, которые успешно работают по своим программам в самых разных регионах России, сотрудничают как с отдельными казаками, так и с казачьими объединениями. Подобный опыт имеет Конгресс Русских Американцев, Объединение Кадет Российских Корпусов за рубежом, скауты (Организация Российских Юных Разведчиков), Союз Русских Белогвардейцев и их потомков в Болгарии, приходы и организации Русской Православной Церкви Заграницей. Ведётся большая работа по воспитанию молодёжи: проводятся конкурсы на исторические и литературные темы, выделяются стипендии талантливым юношам и девушкам, поддерживаются кадетские корпуса и дети из малообеспеченных семей»7.

В самых разных странах русская диаспора, в составе которой немало потомков казаков, – одна из самых процветающих. Поэтому для современной России столь важен культурный, модернизационный и инвестиционный потенциал русского зарубежья, который, как считают авторы книги «Русское зарубежье», пока недостаточно используется в нашей стране. Не всегда учитывается и косвенный инвестиционный потенциал: во многих международных структурах трудятся потомки русских и казаков, от которых зависит принятие решений, интересных и для стран их проживания, и доля России8.

Хор донских казаков Сергея Жарова нёс певческое искусство России по всему миру. Не менее известен был и Донской казачий хор имени атамана Платова. Этот хор тоже объехал весь земной шар, много выступал в Индии, Египте, на острове Ява, в Перу.

Общеказачий союз в Сан-Франциско продолжает традицию сохранения исторической памяти, его члены начали устраивать с 1 октября 2006 года в приходском зале при Кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В наши дни станица имени Каледина в Канаде наиболее известна казакам разных стран благодаря журналу «Станичный вестник». Он рассылается безвозмездно в кадетские корпуса, музеи, библиотеки по всем казачьим краям.

Особая гордость русских в Аргентине – необыкновенной красоты собор с майоликовым иконостасом, который по час- тям привезли в Буэнос-Айрес в бочках из Российской империи. Собор основан и постро- ен трудами отца Константина Изразцова, которого называют Апостолом Латинской Америки

Особая гордость русских в Аргентине – необыкновенной красоты собор с майоликовым иконостасом, который по частям привезли в Буэнос-Айрес в бочках из Российской империи. Собор основан и построен трудами отца Константина Изразцова, которого называют Апостолом Латинской Америки. Он построил 16 храмов по всему континенту, немало казаков трудились на их возведении. Приходил в этот храм и казау хутора Каменского Быстрянской области Войска донского В.А.Харламов. Депутат четырёх созывов Российской Государственной думы, председатель казачьей партии, он стал одним из авторов Де- кларации круга с отказом подчиняться большевикам. В эмиграции активно участвовал во всех общественных начинаниях: в Праге возглавлял Сельскохозяйственный союз, во Франции был председателем Донской исторической комиссии, издавшей трёхтомную «Донскую летопись», в Аргентине много работал для Казачьего союза и Антикоммунистического центра9.

Но не только духовные проблемы объединяют народы мира – важную роль играют также и материальные интересы. Об этой стороне деятельности казачества рассказывает в своём историческом экскурсе Н.Ф.Бугай10. В конце октября 2001 г. в Риме под эгидой Торгово-промышленной палаты (ТПП) и специального отдела «Проморома» Итало-российского бизнес-центра» (г.Владимир, Россия) состоялся первый Конгресс казачества по теме «Юг России и Италия»: новые перспективы сотрудничества». Выбор места проведения Конгресса не случаен: проблема отношений народов Италии с народами Юга России уходит своими корнями в глубокую древность и связана, в частности, с Генуэзским государством и другими землями и народами Апеннинского полуострова. На закономерный вопрос, почему возникла ориентация именно на казачье российское движение, устроители Конгресса ответили, что казачье движение России 1990-х гг. отличалось своей мобильностью, гибкостью, чёткостью, вызывало доверие. На Конгрессе были рассмотрены и проблемы инвестиционной политики Италии, и вопросы этничности казачества России, его культуры, его взаимодействия с другими народами, федеральными структурами власти на Юге России. Кроме того, Италия, её провинции проявляют интерес к новым инвестиционным отношениям с регионами Юга России ещё и потому, что их сближают климатические условия и менталитет населения.

Предлагая новую модель отношений Италия – Юг России путём взаимодействия с казачьими обществами как более структурированным демократическим общественным институтом, руководитель Российского бизнес-центра сеньор Фредерик д'Эррико призывал: «Нам необходимо уйти от стремления действовать по принципу – «быстро заработать деньги через торговлю». – Такой путь не только не эффективен, не приемлем для нас, но и глубоко ошибочен. Мы должны учиться друг у друга. И если казачество – это серьёзная реальность (казаки – это активная часть российского общества, это творцы, воины), то это нам близко с исторической точки зрения, то такое сотрудничество заслуживает поддержки»11. В рамках сотрудничества в Краснодарском крае было построено предприятие детского питания.

В связи с возникшей ориентацией на регионы Юга России и компактно проживающее там казачество, казачьи общественные объединения России, реестровое казачество – один из дней Конгресса был посвящён истории культурных отношений между Италией и регионами Юга России, истории казачества.

Участниками Конгресса были заслушаны научные доклады, с которыми выступили итальянский историк, профессор Марко Пирин – «О судьбах казаков, попавших в северные районы Италии в 1940-е»; профессор Н.Ф.Бугай – «Казачество России в условиях «социалистического эксперимента: от забвения к этническому ренессансу»; атаман Межрегионального общественного объединения «Центральное казачье Войско» Б.Б.Игнатьев – «Проблемы возрождения и культурного развития ЦКВ России»; атаман Терского казачьего Войска В.П.Бондарев – «О судьбах казаков Терека» и др.

Международные конгрессы казаков стали результативной площадкой для обмена опытом сотрудничества, решения проблем развития экономики, возрождения культуры народов. Заложенные традиции имеют продолжение. В 2007 г. в рамках совместного российско-итальянского проекта «Агротуризм-Юг» состоялся Международный конгресс казаков в Краснодаре, на котором были обсуждены вопросы о рациональном использовании природных ресурсов, сохранении традиций, исторических памятников, развитии туристической отрасли на территории Кубанского казачьего войска. Начало проекту было положено в 2002 г.: была проделана в рамках проекта ознакомительная работа ведения хозяйствования в аграрной сфере. Преподаватели из Италии обучали казаков правилам организации хозяйства, распоряжения землёй с целью получения высокой прибыли. В мероприятиях приняли участие около 60 казаков.

Международные конгрессы ка- заков стали результативной площадкой для обмена опытом сотрудничества, решения проблем развития экономики, воз- рождения культуры народов. В 2007 г. состоялся Международный конгресс казаков в Краснодаре, на котором были обсуждены вопросы о рациональном использовании природных ресурсов, сохранении традиций, исторических памятников, развитии туристической отрасли на территории Кубанского казачьего войска

Казаков Кубанского войска связывают давние контакты с соплеменниками, проживающими в США. В связи с этим стали традиционными постоянные контакты, визиты делегаций казаков из США. Официальная делегация присутствовала и в сентябре 2007 г. на престольном празднике Александра Невского, к которому был приурочен ежегодный детский фестиваль «Казачье подворье» и придан статус федерального.

За последние годы казаки Ставрополья, Кубанского казачьего войска установили постоянные контакты с казаками Республики Абхазия. Давние связи с черкесами, адыгейцами и абхазами стали основой для развития новых отношений в условиях нового формата России. Казаки Особого Сухумского отдела Черноморского казачьего округа сами «потянулись» к кубанским казакам – активно принимают участие в мероприятиях войска, становятся активными участниками ежегодного парада казаков.

Конгрессы казаков – это знаковые мероприятия: они содействуют консолидации не только казачества, но и представителей других этнических общностей, которые объединяют общие культурные и экономические связи.

Это позволяет не только расширить формы сотрудничества казаков стран СНГ и дальнего зарубежья, но и транслировать накопленный опыт работы по сотрудничеству, особенно в плане возвращения духовного и культурного наследия, включая музейные коллекции, письменные исторические источники и др. Важно привлекать к ним молодёжь как активную творческую силу, благодаря чему взаимодействие становится многосторонним. И со стороны российского казачества предпринимаются в этом плане огромные усилия. «Современная Россия, – отмечал в своём выступлении на III Всемирном конгрессе казачества заместитель министра регионального развития Российской Федерации М.А.Травников, – может и должна быть полезной им (казакам за рубежом). Для российских казаков по-прежнему святы традиции казачьего братства, межэтнического сотрудничества по достижению мира и гражданского согласия»12.

Общность исторических судеб казачества в странах СНГ позволяет совместно проводить многие политические мероприятия и осуществлять обмен накопленным опытом работы. Имеются тесные контакты российских казаков с казаками Украины и Белоруссии.

В 2006–2007 гг. Кубанское казачье войско посетили 23 делегации из стран ближнего и дальнего зарубежья. Из них восемь делегаций из дальнего зарубежья – из Германии, США, Италии, Чехии и др.

1 августа 2007 г. в здании Кубанского казачьего войска состоялась пресс-конференция по итогам посещения войсковым атаманом столицы Чехии, принятого митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором. Стороны договорились о перезахоронении кубанского историка, публициста, статистика и проповедника идей казачества Ф.А.Щербины. Чешская сторона взяла на себя ответственность по эксгумации праха Ф.А.Щербины и сопровождении его митрополитом согласно всем церковным канонам на территории Кубанского казачьего войска.

В последние годы участились встречи отрядов казачьего движения таких стран, как Казахстан, Беларусь. Они приурочены к историческим датам казачьей истории и казачьего движения в целом. В обзоре прессы по международным делам казачества Министерства иностранных дел РФ за 03.02.2016 появилось сообщение (со ссылкой на don24.ru) о том, «Всевеликое войско Донское» («ВВД»), потомки казаков-эмигрантов и Южный федеральный университет подписали меморандум о создании международного казачьего центра в Париже. Со стороны потомков казаков меморандум подписали, в том числе, представители «Общеказачьей станицы имени донского атамана А.П. Богаевского», рассказали в пресс-службе «ВВД».

Казаки предлагают создать единое информационное пространство, в котором возможно общение, информационный обмен между казачьими обществами Франции, Европы и мира, укрепление связи с Войском Донским. Предполагается, что кроме организации выставок, публикации научных изданий и популяризации русской литературы казачий центр займется обменом школьниками – французы смогут пройти обучение в кадетских корпусах в России. Для финансирования мероприятий предполагается создать ассоциацию, которая займется привлечением средств, в том числе от спонсоров13.

Казаки предлагают создать единое информационное пространство, в котором возможно общение, информационный об- мен между казачьими обществами Франции, Европы и мира, укрепление связи с Войском Донским. Предполагается, что кроме организации выставок, публикации научных изданий и популяризации русской литературы казачий центр займется обменом школьниками – французы смогут пройти обучение в кадетских корпусах в России

Спустя несколько дней (12.02.2016) там же (со ссылкой на rusplt.ru) появляется статья «Русское зарубежье должно жить с Россией» со следующей информацией: «Возвращение увезенных из России реликвий и архивных материалов заслуживает приоритетного внимания государства. После призыва Владимира Путина защищать права и интересы 30-миллионной русской диаспоры чиновники начали менять отношение к тому, что называется Русским миром. Однако это происходит не так быстро, как хотелось бы. Поставленную президентом задачу охотнее выполняют общественные организации и частные энтузиасты, неравнодушные к идее сохранения культурных ценностей Русского мира.

Уполномоченный Российского военно- исторического общества (РВИО) по делам казачества в США казачий полковник Валерий Анненко — вдохновитель нескольких проектов по восстановлению связи потомков белой эмиграции с их исторической Родиной. Общественный деятель сосредоточился на взаимодействии с русской диаспорой в Северной Америке, Европе и Австралии. 9 февраля 2016 года, находясь на встрече с руководителями общественной организации «Русский выбор», он передал на хранение архивные документы. «Русское воинство и казачье воинство всегда печатали журналы за рубежом. Сегодня я безвозмездно передаю «Русскому выбору» номера публиковавшегося в эмиграции «Общеказачьего журнала» за 1940-е и 1950-е годы», — сказал Валерий Анненко.

Однако наибольшую историческую ценность представляют письма покинувших Россию казаков, адресованные генералу Вячеславу Науменко (войсковой атаман Кубанского казачьего войска в зарубежье в 1920–1958 годы). «Эти письма — уникальные источники, характеризующие мало кому известную жизнь казачества за рубежом. Архивные материалы из рук уполномоченного РВИО по делам казачества в США получил сопредседатель общественной организации «Русский выбор» Герой Российской Федерации генерал-майор Вадим Макаров. «Россия должна демонстрировать, что помнит о своих людях и почивших за рубежом героях. Соотечественникам нужна поддержка со стороны России», — призвал Валерий Анненко. Общественная организация «Русский выбор» поддерживает благие начинания Валерия Анненко и надеется на дальнейшее сотрудничество с ним. Особый интерес представляют находящиеся за рубежом архивные документы, в частности письма и воспоминания казаков. Это живая история Русского зарубежья»14.

С 28 по 30 мая 2016 года в Париже (Французская республика) проходила Международная научно-практическая конференция «Сохранение и развитие духовно-нравственных и культурно-исторических традиций казачества за рубежом». На сайте Синодального комитета по взаимодействию с казачеством приведён подробный отчёт об этом событии15. Конференция проводилась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, по инициативе Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Цель мероприятия – консолидация казачества на основе культурно-исторических и духовно-нравственных отечественных традиций, расширение взаимодействия соотечественников, проживающих за рубежом, с российскими казачьими обществами и Русской Православной Церковью. Возглавил работу конференции Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Русской Православной Церкви Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

Для участия в конференции были приглашены потомки казаков и представители современных казачьих обществ и ассоциаций из России, Франции, Германии, Бельгии, Швейцарии, Чехии, Болгарии, Румынии, Польши, Великобритании, Сербии, Ирландии, представители духовенства, органов государственной власти Российской Федерации, общественные и политические деятели, деятели науки, культуры, образования, журналисты.

Программой конференции было предусмотрено изучение опыта казачьих организаций по сохранению и развитию культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества в России и за рубежом, передачи его молодым поколениям казаков, а также опыта епархий Русской Православной Церкви в деле духовного окормления казачества. Рассматривался вопрос создания Международного казачьего центра в Париже, в деятельности которого важное место предполагается отвести вопросам сохранения и развития духовно-нравственных традиций казачества.

Перед открытием конференции в Каминном зале Российского Центра науки и культуры состоялся пресс-подход. На вопросы журналистов отвечали митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, Атаман ВКО «Всевеликое войско Донское» В.Г.Гончаров, Председатель Объединения памяти Лейб-Гвардии Казачьего Его Величества полка В.Н.Греков.

Председатель Синодального комитета митрополит Кирилл, кратко охарактеризовав деятельность возглавляемого им Синодального учреждения, отметил: «Основной вопрос, который будет обсуждаться здесь, в Париже, на нашей конференции – духовное окормление потомков казаков, проживающих за рубежом. Родина казачества, конечно же, Россия, и окормляются казаки представителями Русской Православной Церкви. Проживая уже многие годы за границей, представители казачества также посещают православные храмы, помогают им, принимают самое активное участие в жизни приходов и церквей. За эту паству также ответственен Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. На нашей конференции будет присутствовать и выступать священники, епископы, представляющие различные епархии Европы. Постепенно обретает конкретные черты Международный казачий центр, о котором мы впервые заговорили в Париже ровно год назад. В Париже проживают много инициативных потомков казаков, в расположенных по соседству европейских странах работают казачьи общины и организации, желающие поддерживать духовную связь с Россией. Иными словами, сегодня есть немало благоприятных условий для оказания духовной, образовательной, культурной поддержки нашего славного казачества за рубежом».

В.Г.Гончаров напомнил, что в 2020 году будет отмечаться 250-летие со дня подписания Иваном Грозным указа, в котором было определено служение России как основной вид занятий казаков. «Это большой юбилей. Все наши 11 реестровых казачьих войск связаны между собой духовными, культурно-историческими и патриотическими традициями. В современном мире казачество отличается от того казачества, которое существовало до революции 1917 года. Сегодня мы встречаемся с потомками казаков, которые живут за рубежом, и у нас с ними единая большая история, единые жизненные ценности. И мы им благодарны за то, что они сохраняли нашу общую культуру, казачьи традиции. Для участия в конференции в делегацию Всевеликого войска Донского вошли лучшие ученики четырёх казачьих кадетских корпусов Ростовской области. Они будут с нами все эти дни, познакомятся с казаками из других стран, посетят казачьи музеи, памятные места Франции, связанные с историей России и казачества. История, какая бы ни была, должна быть правдивой, и ее молодое поколение обязано знать. Кроме этого, мы ищем и находим возможности для экономического взаимодействия казачьих организаций России и Франции», — сказал атаман Гончаров.

Владимир Николаевич Греков в своем выступлении сказал, что во Франции помнят казаков со времен Матвея Платова, когда он здесь побывал в Париже после разгрома армии Наполеона. Париж принял казаков и после 1920 года, когда закончилась в России кровопролитная гражданская война, и тема эмиграции стала единственным выходом в жизни многих соотечественников. «Нужно помнить об этом поколении казаков, их любви к Родине, стремлениях и надеждах, Сегодня мы поговорим о человеческих судьбах, не утративших связь с Россией, несмотря на потери и разочарования… Нужно, основываясь на традициях старых казаков, вырабатывать соответствующий новому времени дух, отвечающий новым угрозам и задачам современного мира. Как быть максимально полезным в деле возрождения нового облика казачества, — вот об этом мы тоже поговорим на Первой Международной конференции», — подчеркнул Греков.

По его окончании конференции директор Российского Центра науки и культуры во Франции И.А. Шпынов вместе с представителями делегации Всевеликого войска Донского открыли выставку книг, рассказывающих о казачестве и выпущенных специалистами Ростовской области. Затем митрополит Кирилл представил методические издания Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и присутствующим казакам подарил очередное издание «Молитвослова православного казака», также подготовленного Синодальным комитетом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь