Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИДЕИ УСТАРЕЛИ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО РАЗВИВАЕТСЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПУТЕМ. В ДАННУЮ ФОРМАЦИЮ ВЕЛИЧЕСТВУЮТ ИДЕИ ПРОДЛЕНИЕ ЖИЗНИ, МОМЕНТАЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ ЗНАНИЙ, ПРОДЛЕНИЕ ЖИЗНИ ИНДИВИДУМА.
Особую роль в историческом развитии призвана сыграть такая разновидность социальной революции, как социалистическая революция. Все иные революции, будучи для своего времени прогрессивными, эксплуатацию и угнетение, однако, не устраняли, а лишь изменяли их форму. Задачу полной ликвидации всякой эксплуатации и всякого угнетения впервые решает социалистическая революция. Она поэтому составляет высший тип социальной революции. Цель ее – осуществить переход от капитализма к социализму, составляющему первую фазу коммунистической формации. Причем марксизм-ленинизм особо настаивает на том, что такой переход возможен только именно через социалистическую революцию и никак по-другому15. Без нее капитализм трансформироваться в социализм изначально не способен, поскольку то и другое представляют собой качественно различные общественные системы. Осуществляться же социалистическая революция может (подобно классовой борьбе в целом) как в мирных, так и немирных формах. *** Коренным вопросом всякой подлинной революции, всякой настоящей, последовательной, развитой классовой борьбы марксизм-ленинизм считает вопрос о власти16. Ибо, только имея власть, любая социальная сила способна строить жизнь общества в соответствии со своими интересами. «В руках какого класса власть, – указывает Ленин, – это решает все... Ни обойти, ни отодвинуть вопроса о власти нельзя»17. Отсюда в марксизме-ленинизме особо отмечается, что вести просто классовую борьбу недостаточно, поскольку в ней тоже можно ограничиться частным, второстепенным. Против такой классовой борьбы не будет возражать и буржуазия для отвлечения трудящихся от главного и сохранения своего господства. Нужно непременно идти глубже, вплоть до основного. А именно: марксизм-ленинизм признает классовую борьбу вполне настоящей, последовательной, развитой лишь тогда, когда она берет самое существенное в политике – устройство государственной власти. И переход государственной власти из рук одного класса в руки другого класса марксизм-ленинизм считает первым, главным, основным признаком осуществившейся революции, начала преобразований по изменению характера общественного устройства18.
Пролетариат – самый революционный Класс общества Определив трудящиеся массы как творцов истории, решающую силу общественных перемен, марксизм-ленинизм наиболее передовую их часть увидел в рабочем классе, пролетариате. Этот вывод базировался на следующем19: 1. По мере утверждения основы капиталистического хозяйства – крупной промышленности – все прочие классы приходили в упадок и уничтожались. Пролетариат же был ее собственным продуктом. Его численность с развитием крупной промышленности неуклонно росла, и он нес главную долю заботы о содержании общества. Поэтому от позиции и действий пролетариата в первую очередь зависели судьбы буржуазного строя в целом. 2. Пролетариат представлял собой единственный класс, лишенный средств производства и, чтобы жить, вынужденный продавать свою рабочую силу. Поэтому с буржуазным обществом его ничто существенное не связывало. Он объективно был заинтересован в замене частной собственности на общественную, преобразовании капитализма в иной строй. 3. На каждом шагу пролетариат сталкивался лицом к лицу со своим главным врагом – капиталистом. Противостоя ему, он стихийно становился коммунистом, осознавал необходимость уничтожения существующих порядков. Это формировало в пролетариате ненависть к угнетателям, побуждало открыто вступать с ними в схватку. 4. Характер труда на крупных предприятиях объединял пролетариат в большие коллективы, воспитывал в нем сплоченность и дисциплину, порождал дух солидарности. Это придавало пролетариату стойкость, позволяло ему создавать свои массовые организации, облегчало его просвещение. 5. Коренные интересы пролетариата объективно совпадали с коренными интересами остальных категорий трудящихся. Негативные жизненные условия последних наиболее полно концентрировались в его положении. И, следовательно, борясь за собственное освобождение, пролетариат тем самым боролся за освобождение всех трудящихся. Это позволяло ему привлекать к себе трудящихся в качестве союзников. 6. Лучшие представители пролетариата испытывали презрение к обывательщине, мещанству и филистерству, процветавшим в средних слоях буржуазного общества – в мелкой буржуазии, в интеллигенции – и оказывавшим на них разлагающее воздействие. Это препятствовало проникновению данных черт в пролетарские ряды. 7. Условия жизни, борьбы и освобождения пролетариата были в главном едины для всех стран. Это делало его глубоко интернациональным классом. Пролетарский интернационализм позволял преодолевать национальные барьеры и обеспечивать международную солидарность рабочих. Благодаря означенным особенностям, считали создатели марксизма-ленинизма, сила и значение пролетариата в историческом движении неизмеримо больше, чем его доля в населении. Пролетариат образует основной костяк каждого народа. Отсюда глубоко ошибочно думать, будто для осуществления социалистической революции необходима «полная» пролетаризация большинства населения. Даже когда пролетариат составляет меньшинство, он все равно выступает как гегемон революции, представляет собой единственный до конца революционный класс20. Другие трудовые классы и слои (крестьянство, городская мелкая буржуазия, интеллигенция) могут быть и бывают, из-за присущих им особенностей, революционны лишь отчасти и при известных условиях. Они неизбежно остаются распыленными, колеблющимися, бессильными и без пролетариата на решительные, последовательные революционные действия не способны. Задача пролетариата – объединить эти массы и вести за собой21. Его всемирно-историческая миссия состоит в том, чтобы сбросить с общества цепи эксплуатации, угнетения, уничтожить капитализм и создать альтернативный ему строй, т.е. социализм, а затем и коммунизм22. Пролетариат, следовательно, есть могильщик капитализма и творец нового общества. (ВСЕ ДАННЫЕ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ УСТАРЕЛИ, НЕЛЬЗЯ ИХ АДАПТИРОВАТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СТРОЕ, СЕЙЧАС ПУТЬ СТОИТ НА РОБОТИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБЛЕГЧЕНИИ ТРУДА. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА ИСЧЕЗАЕТ. *** Важно особо отметить, что вывод марксизма-ленинизма о пролетариате как гегемоне революции исходит не из субъективно-произвольных предпочтений, а всецело базируется на осмыслении его объективного положения в обществе, на учете качеств, которые в нем образуются независимо от желаний кого-либо, включая сам пролетариат. «Дело не в том, – пишут Маркс и Энгельс, – в чем в данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать. Его цель и его историческое дело самым ясным и непреложным образом предуказываются его собственным жизненным положением, равно как и всей организацией современного буржуазного общества»23. Именно объективное положение пролетариата в обществе делает его фактическим гегемоном революции. Вместе с тем не менее существенно и то, что, признавая за пролетариатом означенную всемирно-ис-торическую миссию, марксизм-ленинизм, как писали его создатели, отнюдь не считает пролетариев богами и не превращает слово «пролетариат» в святыню24. Он, наоборот, исходит из того, что революционная сущность, роль гегемона пролетариата не способны проявиться сами по себе, автоматически, без сознательных усилий входящих в него индивидуумов. «Пролетариат, – отметил Ленин, – революционен лишь постольку, поскольку он сознает и проводит в жизнь эту идею гегемонии. Пролетарий, сознавший эту задачу, есть раб, восставший против рабства. Пролетарий, не сознающий идеи гегемонии своего класса, или отрекающийся от этой идеи, есть раб, не понимающий своего рабского положения; в лучшем случае это – раб, борющийся за улучшение своего рабского положения, а не за свержение рабства»25. Отсюда нужно, чтобы пролетариат субъективно осознал свое объективное общественное положение, из «класса в себе» превратился в «класс для себя», образовал широкое, массовое, самостоятельное, активное пролетарское движение. И это, как специально подчеркнул Маркс, требуется пролетариату не только для того, чтобы изменить существующие условия, но и чтобы измениться самому, преобразовать собственную природу, сделаться в полной мере способным быть могильщиком капитализма и творцом нового строя26. 3. Классовая борьба и революция необходимо ведут к диктатуре пролетариата Осуществляя последовательно роль самого революционного класса общества, пролетариат в конечном счете неизбежно встает перед необходимостью решить основной вопрос классовой борьбы и революции в свою пользу. То есть он становится обязанным вырвать у буржуазии всю государственную власть, взять ее в свои руки, полностью овладеть ею27. Тем самым пролетариат поднимает себя до положения ведущего класса нации, делается в ней господствующим, чем обретает способность представить свой классовый интерес и свои классовые устремления в качестве интереса и устремлений всего общества28. Это, указывали творцы марксизма-ленинизма, составляет непременное предварительное условие выполнения пролетариатом его всемирно-исторической миссии. Он должен утвердить в обществе свое политическое господство и использовать его как средство преобразования буржуазных общественных отношений. Иных путей из капитализма в социализм и коммунизм – принципиально нет.(ОШИБОЧНЫЙ ТЕЗИС ТОГО ВРЕМЕНИ. ОБЪЯСНЮ ПОЧЕМУ. В ТО ВРЕМЯ НЕ БЫЛО ТАКОГО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ КАК У НАС И ОПЯТЬ ЖЕ ПОВТОРЮСЬ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ И ДРУГИХ РЕСУРСОВ КОТОРЫХ СЕЙЧАС НАВАЛОМ. СУТЬ МОЕЙ МЫСЛИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ИМЕЯ МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ВАРИАЦИЙ МЫСЛИ НЕ ПОДДАЮЩИХ ОДНОЙ ИДЕЕ ДЛЯ ИНДИВИДА ПОЯВЛЯЕТСЯ ГОРАЗДО БОЛЬШИЙ ПРОСТОР ДЛЯ ЕГО РАЗВИТИЯ, А РАЗВИТИЕ ОДНОГО СУБЬЕКТА В СВОБОДЕ ЕГО МЫСЛЕЙ ПРИНОСИТ БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ В ПЕРСПЕКТИВЕ, ЧЕМ СУБЪЕКТА НАД КОТОРЫМ ДАВЛЕЮТ. ПРИМЕРОМ ПОЗИТИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТАКОГО РОДА СЛУЖАТ ЗАПАДНЫЕ IT КОРПОРАЦИИ. ПРЕДСТАВИМ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ МИР В КОТОРОМ ЛЮДИ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ТОРМОЗЯТ ПРОГРЕСС, НАПРИМЕР ПОЗВОЛЯЮТ РАЗВИВАТЬСЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫМ ИСТОЧНИКАМ ЭНЕРГИИ, УДЕШЕВЛЯЮТ МЕДИЦИНУ И ОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ ЭТОМ НЕ ПРИБЕГАЯ К КАРДИНАЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ПРЕДСТАВИМ, ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО РАЗВИЛОСЬ ПО СЦЕНАРИЮ, КОГДА ЧЕЛОВЕК НАЧАЛ ОБЛАДАТЬ ТАКИМ ШИРОКИМ ФОРМАТОМ ЗНАНИЙ, ЧТО УЖЕ ВЫШЕЛ ЗА ГРАНИ фантастики и на начал освоение новых миров и развитие стало общетсва таким, что развитей некуда. Тогда то и получится коммунизм. КОГДА КАЖДЫЙ ИНДВИД БУДЕТ УДОВЛЕТВОРЕН В СИЛУ СВОЕГО ИНТЕЛЛЕКУТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СВОИМ ПОЛОЖЕНИЕМ. А ПОКА ПРИ ЛЮБОЙ ФОРМЕ СОЦИАЛИЗМА И ПРОЧЕГО У ЧЕЛОВЕКА В СИЛУ ЕГО КОГНИТИВНО ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И ДРУГИХ особенностей всегда будет тяга к более лучшему .) Политическое господство пролетариата есть единственная дверь в новое общество, первая предпосылка любых последующих социалистических и коммунистических мероприятий29. *** Мировая практика, история всех революций прошлого показывают, что взятая пролетариатом власть, утверждение им своего господства должны в обязательном порядке обрести облик диктатуры пролетариата. То есть власти рабочего класса, возникающей не на основе формальных норм буржуазной демократии, а в результате революционного почина масс и непосредственно опирающейся не на существующий в то время буржуазный закон, а на исходящее от этих масс революционное насилие30. Насущная необходимость именно такой власти, разъясняется в марксизме-ленинизме, обусловливается следующим. Во-первых, тем, что ни один осуществлявший когда-либо революцию класс не становился господствующим, не переживая этапа своей диктатуры, насильственного завоевания власти и решительного подавления своих противников. Как отметил в этой связи Маркс, «всякое временное государственное устройство после революции требует диктатуры, и притом энергичной диктатуры»31. Именно так пришла к господству на планете и сама буржуазия, когда была прогрессивной, составляла часть народа и боролась с полностью уже изжившим себя феодализмом. Она без колебаний отбросила тогда прежнюю дворянскую законность и провозгласила свое право на революцию, чтобы созданная ею новая буржуазная законность была признана и считалась священной. Буржуазия действовала кровью и железом, опрокидывала троны, конфисковывала дворянскую собственность, проглатывала целые государства, насильственно пресекала сопротивление феодалов и их попытки реставрации. По-иному в условиях вызванного революцией обострения классовой борьбы не могло и быть. Отсюда, указывал Ленин, «кто не понял необходимость диктатуры любого революционного класса для его победы, тот ничего не понял в истории революций или ничего не хочет знать в этой области»32. И, следовательно, возникновение диктатуры пролетариата полностью соответствует общей исторической тенденции взаимоотношений антагонистических классов между собой. Это – не какая-то аномалия истории, а естественно-зако-номерный результат ее развития в определенных условиях. Во-вторых, насущная необходимость диктатуры пролетариата обусловливается также и особенностью того исторического отрезка времени, который начинается со взятия рабочим классом власти и утверждения им своего господства в обществе. (ВНИМАНИЕ ОПЯТЬ ПОВТОР! ПРЕДСТАВИМ СИТУАЦИЮ КОГДА РОБОТЫ НАЧАЛИ ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ ДВОРНИКА, А ОН ЯВЛЯЕТСЯ ОПЕРАТОРОМ МАШИНЫ И ПОЛУЧАЕТ ЗА ЭТО ДЕНЬГИ, ТО ЕСТЬ ОН НЕ УГНЕТАЕСЯ – СООТВЕТСВЕННО ПРОПАДАЕТ СМЫСЛ ЕГО ДИСКОМФОРТА И ЕГО ЖАЛОБ. ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ ДУМАТЬ ЧТО ЭТО СКАЗКИ И ЧТО ТАКОЕ НЕВОЗМОЖНО ЭТО НАИЛЕГЧАЙШИЙ ПРИМЕР ЧТОБЫ ОБЪЯСНИТЬ СУТЬ МЫСЛИ. ТАК ЖЕ МОЖНО И ПРОВЕСТИ ПАРАЛЛЕЛЬ И С ЗОЛОТОИСКАТЕЛЯМИ В США МЕСТА КОТОРЫХ ЗАМЕНИЛИ МАШИНЫ И ИХ ТРУД ОБЛЕГЧИЛСЯ ХОТЯ ТАК ЖЕ ЗА ПАРУ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ НИКТО И ПРЕДСТАВИТЬ НЕ МОГ ЧТО В ДАЛЬНЕЙШЕМ ЭТО БУДЕТ ТАК ЛЕГКО. В НЫНЕШНЕМ ВРЕМЕНИ технологическим прогрессом в сфере труда и доступностью информации МОЖНО РАЗОРВАТЬ РАЗРЫВ МЕЖДУ БУРЖУАЗИЕЙ, ТО ЕСТЬ (СОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ) И ЛЮДЬМИ МЕНЕЕ СОСТОЯТЕЛЬНЫМИ, ТО ЕСТЬ РАБОЧИМ КЛАССОМ, ВЕДЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ИНДИВИДА ТОЖЕ ИГРАЕТ НЕМАЛОВАЖНУЮ РОЛЬ В ЕГО НЕДОВОЛЬСТВУЮЩИХ МЫСЛЯ И СДЕЛАТЬ ЭТО НЕ ОБЕДНЕНИЕМ БОГАТЫХ А УЛУЧШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ БЕДНЫХ(В ЭТОМ ВОПРОСЕ, КАК САМОМ ПОПУЛИСТСКОМ И СЛОЖНОМ В СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ) В ДАННЫЙ МОМЕНТ БОЛЬШИНСТВО РАБОЧЕГО КЛАССА ОЧЕНЬ ГЛУПО. ЭТО МОЖЕТ ПОНЯТЬ ЛЮБОЙ ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК(НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ МОГУ ОПРЕДЕЛИТЬ ЭТУ КАТЕРИГОРИЮ ПОТОМУ МНЕНИЕ И ЗДРАВОМЫСЛИЕ КАЖДОГО СУБЪЕКТИВНО И ВСЕ В ГЛАЗАХ СМОТРЯЩЕГО, КАК ГОВОРИТСЯ СУМАШЕДШИЙ НИКОГДА НЕ ПРИЗНАЕТ СУМАШЕСТВИЯ. ПРЕДЛАГАЮ ОПРЕДЕЛИТЬ ЭТУ КАТЕГОРИЮ, ЗДРАВОМЫСЛЯЩИХ КОНЕЧНО ЖЕ, КАК СОГЛАСНЫХ СО МНОЙ) ПРОСТО ПРОВЕДЯ АНАЛИЗМ ВЫБОРА РАБОЧЕГО КЛАССА. НАД НИМИ ВОЗОБЛАДАЛИ СМИ, ИХ ЛЖИВОСТЬ ДАЛЕЕ САМОЦЕНЗУРА И КАК ВЫВОД ИЗ ВСЕГО ЭТОГО БОЛЬШОЙ ИНДЕКС ДИСТАНЦИИ ВЛАСТИ, ПРИ КОТОРОМ СУБЪЕКТ СЧИТАЕТ ИЗБРАННОЕ ИМ ЛИЦО СВОИМ ПАНОМ, А СЕБЯ ХОЛОПОМ, УЧТЕМ ЕЩЕ, ЧТО В БОЛЬШИНСТВЕ СТРАН КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ЭТОТ ИНДЕКС СООТВЕТСВУЕТ ФОРМАТУ РАБОЧИЙ – НАЧАЛЬНИК, ГДЕ РАБОЧИЙ ЭТО В ПОЛНОЙ МЕРЕ ИЗБРАННОЕ ЛИЦО. Отрезок этот – переходный период от капитализма к социализму как обязательная стадия в становлении коммунистической формации. История показала, что когда одна антагонистическая формация сменялась другой, никакого качественно особого переходного периода не требовалось. Все они были однотипными (именно антагонистическими), и каждая такая последующая формация стихийно вызревала в недрах предыдущей. Классам, представлявшим новую формацию, оставалось только, подавив сопротивление защитников старой формации, прочно укрепиться во власти, чем их революция фактически и заканчивалась. Иное дело – социализм. Стихийно сложиться в недрах капитализма он не может, ибо представляет собой принципиально другой (уже неантагонистический) общественный строй. В недрах капитализма созревают лишь известные предпосылки социализма. А сам же он должен быть еще построен сознательными усилиями пролетариата, народных масс. Для этого и требуется определенный исторический отрезок времени – качественно особый переходный период. И если все буржуазные революции актом прочного взятия капиталистами власти фактически заканчивались, то социалистическая революция актом взятия пролетариатом власти фактически только начинается. Используя власть, пролетариат, трудящиеся должны преобразовать капиталистические общественные отношения в социалистические. Так вот самая главная особенность данного переходного периода состоит в том, что в нем одновременно существуют элементы, кусочки, частички и капитализма, и социализма. Поэтому он представляет собой период острейшей борьбы между умирающим капитализмом и рождающимся социализмом. Борьбы, когда, по ленинским выражениям, решается великий, судьбоносный вопрос: «Кто – кого?», «Чья возьмет?», «Социализм или капитализм», «Либо– либо», «Или – или», «Середины нет», «Третьего не дано»33. И власть здесь неизбежно может существовать только в виде диктатуры. Либо это будет диктатура буржуазии, если ей удастся взять верх над пролетариатом. Либо это будет диктатура пролетариата, если он возьмет верх над буржуазией. «Всякая средняя власть, – подчеркивает Ленин, – есть мечта, всякая попытка образовать что-то третье ведет к тому, что люди даже при полной искренности скатываются в ту или другую сторону»34. Иное тут (в серьезных вопросах и на про-должительное время) абсолютно невозможно. Человек, отрицающий диктатуру пролетариата, объективно стоит за диктатуру буржуазии. И кто не понял этого по жизни, подытоживает Ленин, кто не вычитал это из марксизма, тот никогда социалистом не был, ничего в социализме не понимал, а только называл себя социалистом35. Причем само собой разумеется, что для социалистической революции диктатура пролетариата нужна в гораздо большей степени, чем диктатура любого иного класса в их революциях прошлого. Ибо (поскольку, повторим, социализм и капитализм представляют собой принципиально различные общественные системы), социа-листическая революции вынуждена отражать более ожесточенные атаки защитников старых порядков и осу-ществлять более глубокие, более радикальные преобразования, чем это проделывал какой-либо революционный класс в прошлом. Таким образом, действительно получается, что классовая борьба и ее высшая точка – революция – необходимо ведут к диктатуре пролетариата. Диктатура пролетариата вполне законна, неизбежна и безусловно обязательна для выхода из капитализма и вступления в социализм. Она есть основная закономерность, главное оружие уничтожения старого общества и построения нового общества. Без признания объективной необходимости диктатуры пролетариата и сознательного участия в ее практическом осуществлении нельзя быть подлинным пролетарским революционером, коммунистом, марксистом-ленинцем на деле.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы