Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Введение единых государственных стандартов служебной формы



 

Государственный служащий – лицо государства, а потому, в соответствии с мировыми тенденциями, мундирная тема была одной из значимых в определении социального статуса служащего. Так случилось, что из-за войны 1812 г. разработка и введение единых государственных стандартов в данной сфере было отодвинуто на много лет виду нехватки средств. Только в николаевское правление стало возможным провести полномасштабную общегосударственную мундирную реформу, отменившую «ведомственную самодеятельность» в столь важном государственном деле.

Николая Первого, царствование которого, по словам А. И. Герцена, «торжественно открылось виселицей» 1825 г., как известно, не готовили к управлению страной. Новый государь постигал науку управления на ходу. Какими же были первые его шаги на новом поприще? – Сразу после похорон Александра Первого им был начат новый этап мундирной реформы. Указом от 29 декабря 1825 г. во всех учебных заведениях Петербургского учебного округа (независимо от их отраслевой ориентации) была введена единая форма для их воспитанников того же покроя, который был принят в образцовом Царскосельском лицее. В следующем году Собственной его Императорского Величества канцелярии во главе с А. А. Аракчеевым было поручено упорядочение всей системы форменной одежды гражданских чиновников.

Разработка цветных эскизов новой формы была поручена академику Академии художеств, профессору исторической живописи Андрею Ивановичу Иванову (1776–1848). Верность традициям классицизма в творчестве этого художника сочеталась с патриотической тематикой. Слава его сына – А. А. Иванова, написавшего «Явление Христа народу», навсегда затмила достижения отца. Но в начале 1830-х годов авторитет А. И. Иванова был высок. Пользовались большой популярностью у зрителей его картины на темы отечественной истории: «Подвиг молодого киевлянина» (1810 г.) и «Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей» (1812 г.) и т. п. [4]

Кроме широкого общественного резонанса его творчества важным аргументом в выборе кандидатуры было наличие у художника необходимого опыта: в 1815 г. А. И. Ивановым был создан альбом «Изображение перемен, последовавших в вооружении и одеянии российского войска с половины IХ до начала ХIХ века». Авторство мундирных форм – это один из малоизученных аспектов языка русской культуры ХIХ века. Художники, выполнявшие такой «подряд», как правило, не афишировали свое участие в их разработке. В традиционной эстетике сложилась иерархия высоких и низких жанров искусства: к первым относились исторический, батальный жанр, а также парадный портрет; бытовая картина и натюрморт относились ко второму. Эскизы служебной формы находились вообще за пределами данной иерархии, относясь скорее к деликатной сфере добывания денег. Работа академика была одобрена высокопоставленным заказчиком и хорошо оплачена. И. А. Иванов получил за нее 3000 рублей. [5]

27 февраля 1834 г. Николай Первый утвердил новое «Положение о гражданских мундирах». Отныне форменная одежда гражданской службы была унифицированной по ее видам – они отличались цветом и фактурой материала (сукно, бархат), цветом обшлагов, воротника и выпушки, узором шитья, пуговицами и изображениями на них: у сенаторов форма была красная, у служащих учебных, научных и специально-технических ведомств – темно-синего цвета, у всех иных гражданских служб – темно-зеленого. Была введена единая форма не только для профессуры, но и единые государственные стандарты такой одежды для студенчества. Все эти варианты объединял один фасон: однобортный мундир со стоячим воротником, «юбка» спереди была вырезана ниже пояса. Для военных учебных заведений (и для преподавателей, и для студентов), к которым был отнесен и Лесной Институт, в 1839 г. также была введена форма по унифицированным эскизам А. И. Иванова. Слегка завуалированное мнение Александра Иванова о работе отца прозвучало в одном из его писем из Италии: «Академия художеств есть вещь прошедшего столетия… в шитом, высоко стоящем воротнике ничего нельзя сделать, кроме – стоять, вытянувшись». [6]

Мундирная тема в Лесной службе была не столь однозначной, как в других ведомствах: здесь, то вводились военные порядки, то отменялись, соответственно изменялась и служебная форма.

Положением от 30 января 1839 г. в Лесном ведомстве Министерства государственных имуществ было введено военное устройство. Все чины в губернском лесном управлении и в учебных лесных заведениях были объединены в Корпус лесничих - первой профессиональной корпорации лесоводов. Корпус представлял собой высокопрофессиональное объединение, в котором состояли: 4 генерала, 12 полковников, 33 подполковника, 41 майор, 69 штабс-капитана, 113 поручиков, 210 подпоручиков. В Корпус входили также и аттестованные преподаватели Лесного института. Всего в Корпусе состояло в 1839 г. 726 человек. Для слушателей Лесного института была введена военизированная форма одежды, т.к. Лесной институт был преобразован по типу кадетского корпуса. По окончании учебы выпускники производились в прапорщики и подпоручики Корпуса лесничих.[7]

В 1845 г. вышло специальное расписание о порядке ношения семи вариантов мундира: парадного, праздничного, обыкновенного, будничного, особого, дорожного и летнего. Для парадной формы сохранялась обязательность треугольной шляпы и шпаги, что сближало (к великому их удовольствию) чиновников гражданских ведомств с военной (потомственно дворянской) службой. Студенты Лесного Института также щеголяли в треуголках и со шпагами, «выходя в свет».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь