Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИНСТИТУТ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ



[email protected]

 

http://www.genlingnw.ru/person/Chernigovskaya.htm

Цикл авторских программ «Ночь. Интеллект. Черниговская» на Пятом канале (2009-2010): http://www.genlingnw.ru/board/index.php/web-links/tv/nights
Приглашённые участники:
Елена Николаева – выпуск 11.02.2010 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503749/
Святослав Медведев - выпуск 18.02.2010 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503813/
Анатолий Кармин – выпуск 04.02.2010 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503776/
Борис Аверин – выпуск 21.01.2010 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503796/
Павел Долуханов – выпуск 14.01.2010 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503481/
Андрей Финкельштейн – выпуск 24.12.2009 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503986/
Лев Щеглов – выпуск 17.12.2009 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503612/
Григорий Крейдлин – выпуск 03.12.2009 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503448/
Ольга Аллахвердова - выпуск 26.11.2009 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/504189/
Елена Сергиенко – выпуск 12.11.2009 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/504149/
Кирилл Копейкин – выпуск 29.10.2009 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/504078/
Александр Друзь – выпуск 22.10.2009 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/504048/
Светлана Адоньева – выпуск 15.10.2009 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/504015/
Александр Гаврилов – выпуск 01.10.2009 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503949/
Марианна Шахнович – выпуск 17.09.2009 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503888/
Игорь Дмитриев – выпуск 03.09.2009 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503842/
Виктор Аллахвердов – выпуск 30.07.2009 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503722/
Валерий Дымшиц – выпуск 09.07.2009 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503646/
Андрей Кибрик – выпуск 14.05.2009 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503434/
Александр Русаков – выпуск 07.05.2009 http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503385/
Мария Воейкова – https://www.youtube.com/watch?v=Ao-H9bwYwLo
Зоя Зорина – https://www.youtube.com/watch?v=hX5cVwRX03I
Илья Утехин – https://www.youtube.com/watch?v=nFIHdba54nI
Леонид Жмудь – https://www.youtube.com/watch?v=c6lN_Dkcoeo
Даниил Александров – - https://www.youtube.com/watch?v=LG8_9YcgU8I

 



























ВУЗ для психолога

https://spb.ucheba.ru/article/276

 

  • СПБГПМУ
  • СПБГМУ ИМ. И.П. ПАВЛОВА
  • СПБГУ
  • СПБГУП
  • РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА

1. Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Университет является старейшим педиатрическим вузом в мире. Факультет клинической психологии подходит для тех психологов, которые желают посвятить себя работе с детьми. Обучение производится по двум специализациям: «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях» и «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье». Все виды практики проходят на клинических базах, в числе которых: Научно-исследовательский психоневрологический институт им. Бехтерева, Клиника неврозов им. Павлова, Институт мозга человека, Городской центр восстановительного лечения с психоневрологическими нарушениями, Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» и другие. На территории университета расположена самая большая детская клиническая больница в России, являющаяся лучшим многопрофильным детским лечебным учреждением в стране.

2. Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова

Университет открыт в 1897 году как Женский медицинский институт. Это был первый в Европе вуз, в котором женщины могли получить высшее медицинское образование. Сегодня университет имеет фундаментальную библиотеку, собственное издательство, киновидеолабораторию, учебно-оздоровительный комплекс с бассейном и множеством залов. Специальность «Клиническая психология» (специализация «Патопсихологическая психодиагностика и психотерапия») дается на отделении клинической психологии. Получаемая специальность: «Психолог, клинический психолог, преподаватель психологи». Ведущей является Кафедра психиатрии и наркологии с курсом общей и медицинской психологии. С 1995 года её возглавляет профессор Николай Григорьевич Незнанов, директор НИПНИ имени Бехтерева, председатель правления Российского общества психиатров, главный эксперт по психиатрии Росздравнадзора. В наибольшем объеме будущие психологи изучают нейрофизиологию и патофизиологию ВНД. В программу обучения заложено максимальное количество медицинских предметов. Первые три года учебы — это базис, с которым студенты выходят на изучение специальных психологических дисциплин.

3. Санкт-Петербургский государственный университет

Именно в СПбГУ впервые в России в светских учебных заведениях началось преподавание психологии как науки. В 1965 году в университете был открыт факультет психологии, на котором реализуется весь спектр образовательных программ — бакалавриат, магистратура, специалитет, профессиональная переподготовка. Сегодня факультет психологии — это: 14 кафедр, 4 лаборатории, Психологический и Научно-исследовательский центры, Научная и Учебно-методическая комиссии. Основной является программа: «Клиническая психология», обучаются по которой в течение 6 лет. Специализации программы: Клиническая психодиагностика, Консультирование и психотерапия, Клиническая психология детей и родителей, Психология кризисов и экстремальных состояний, Поведенческая психология здоровья, Судебная и криминальная психология, Психология спорта и физической активности. Дважды в месяц ведущие преподаватели факультета читают бесплатные лекции по психологии для школьников.

4. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Обучение ведется на кафедре социальной психологии факультета культуры. Получаемая квалификация: «Бакалавр психологии» и «Магистр психологии». Те, кто обучается на очной форме, имеют право пройти подготовку по дополнительной образовательной программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (английский, немецкий, французский языки). В процессе обучения будущих психологов используются тренинги, практикумы по саморегуляции, ролевые игры, групповые дискуссии, психологическое тестирование, самодиагностика. Каждый год на кафедре социальной психологии проводится межвузовская научно-практическая конференция «Социальная психология сегодня: наука и практика». Зарубежные партнеры университета — Бристольский университет (Великобритания), Линнский и Денверский университеты (США), Барселонский университет (Испания), Университет Турку (Финляндия) и другие. Проводятся регулярные мастер-классы, студенческие обмены, стажировки, семинары, конференции, создаются совместные проекты в сети Интернет.

5. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Старейший (год основания — 1797) и крупнейший вуз России. Подготовка по специальностям: «Психология», «Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», «Педагогика и психология девиантного поведения» (бакалавриат) ведется на психолого-педагогическом факультете. На факультете есть магистратура с пятью психологическими программами. При Кафедре клинической психологии и психологической помощи действует лаборатория «Психология здоровья», которая разрабатывает программы профилактики и коррекции нарушений психической адаптации у детей и подростков. Кафедра психологии развития и образования, в рамках договора с Потсдамским университетом (Германия), работает в проекте «Социальные проблемы подростков в эпоху глобализации»: национальные особенности". Университет имеет Студенческий дворец культуры, крупнейшую в России вузовскую библиотеку. Признание высокого международного статуса университета выразилось в открытии в нем кафедры ЮНЕСКО, а также в создании Межвузовского центра международного сотрудничества и Международного центра образовательных инноваций.

 

 

Леонид Ионин

Ионин Леонид Григорьевич

Электронная почта: [email protected], [email protected]

Но речь идёт не о «буквальном» описании образовательных форматов, а скорее – о размышлении над традициями немецкого образования. О том, как «ломалась» (если ломалась вообще) немецкая школа. Об интеграции мигрантов. О «селекции» образовательного дискурса. Как проживается в немецкой школе «травма» нацистского прошлого. Не вынуждает ли это присутствие ресантимента, прокручивающего ухе мёртвый язык? Проблема немецкого языка.

 

Ланьков Андрей

[email protected]

Ланьков, Андрей Николаевич

 

Добрый день, Андрей Николаевич!

Обращается к Вам Михаил Юрьевич Присталов (ГБОУ СОШ №6, Петербург) как член Программного комитета предстоящей в нашей школе конференции. Мы в начале ноября этого года (1-3-го) планируем Проведение Межрегиональной городской открытой гуманитарной образовательной конференции «Форматы школьного образования: проблемы и возможности». Учредителями Конференции являются: ГБОУ СОШ №6, Отдел образования Василеостровского района Санкт-Петербурга, Школьная лига РОСНАНО. Материалы (доклады и методические разработки) Конференции будут опубликованы в сборнике материалов Конференции с размещением в РИНЦ.

И нам было бы интересно и Ваше участии (о котором ниже).

Как лучшего знатока институциональных структур обеих Корей.

Возможно, моё обращение будет не вполне уместным (с учётом Вашей занятости).

В таком случае приношу свои извинения.

В противном случае, возможно, Вы могли бы записать по этой теме («форматы образования») 15-25-минутное видеосообщение?

Пара слов о конфе.

Мы попробуем рассмотреть форматы (репрезентации знания, коммуникации, образовательных топосов и т.д.), наиболее «активные» в современной образовательной политике. Среди участников будут руководители Школьной лиги (Е.И. Казакова), «Сириуса» (А.В. Шапошников), ВШЭ (Д.А. Александров, Н.А. Заиченко) и другие. Поскольку сам концепт образовательных форматов пребывает в очевидном кризисе, амплитуда наших участников широка: Татьяна Черниговская («Нейронаука и Образование»), Маргарита Альбедиль (Кунсткамера), Александр Секацкий (философский факультет СПбГУ), «Образовательные проекты» (А.С. Русаков), психолог и герменевт А.М. Лобок, руководители школ (Павел Шмаков из Казани, Сергей Погодин из Нелидово, Максим Пратусевич из ФМЛ №239, Кирилл Медведев из «Новой школы»), социальные проекты «Ночлежка» (её основатель Григорий Свердлин) и «Антон тут рядом», режиссёры БДТ А. Демахин и Б. Потапович («Педагогическая мастерская»), музей Эрарта (яркий опыт работы музейного пространства со школьниками), инкубатор социальных проектов «Сами» и т.д.

Мы хотим дать участникам нашей Конференции представление о состоянии образовательных (главным образом, школьных) форматов обучения в некоторых «показательных» (значительным экономическим ростом или, напротив, стагнацией) странах.

Интересно, в каких точках особенно ощутимы сходство или далёкость (и даже инакость) образований Северной и Южной Корей.

Вот примерные (но, разумеется, не обязательные) вопросы в этой рубрике:

Есть ли там профильные, специализированные школы? Школы-интернаты и школы-экстернаты? Какова доля частных школ? Существует ли проблема «провинциальных» школ? Есть ли сами понятия «одарённых» или «особых» детей?

Каково отношение школ к предметным олимпиадам (в России – это едва ли не важнейшая презентационная статья)? Каков преподавательский состав. Существует ли понятие (и функционал) «тьютора»? Разновозрастные и полиязычные классы? Безоценочное обучение? Как осуществляется инклюзия? Как выглядит структура экзаменов?

Существуют ли образовательные «кластеры»: когда школа тем или иным образом встроена в академическое (университетское) пространство (как Школа им. академика А.Н.Колмогорова или Лицей при ВШЭ)?

И тому подобные (возможно, более точные, с точки зрения инсайдера) вопросы.

 

С радостью отвечу на все вопросы по участию

Счастливо, Михаил

 

Посохов Сергей Иванович

Посохов Сергей Иванович

  • Доктор исторических наук, профессор
  • Докторская диссертация: «Університети Російської імперії другої половини ХІХ – початку ХХ ст. у публіцистиці та історіографії» (2006 г.)

Контактная информация:

[email protected]

[email protected]

  • +38 057 707-52-51

 

Добрый день, Сергей Иванович!

Обращается к Вам Михаил Юрьевич Присталов (ГБОУ СОШ №6, Петербург) как член Программного комитета предстоящей в нашей школе конференции. Мы в начале ноября этого года (1-3-го) планируем Проведение Межрегиональной городской открытой гуманитарной образовательной конференции «Форматы школьного образования: проблемы и возможности». Учредителями Конференции являются: ГБОУ СОШ №6, Отдел образования Василеостровского района Санкт-Петербурга, Школьная лига РОСНАНО. Материалы (доклады и методические разработки) Конференции будут опубликованы в сборнике материалов Конференции с размещением в РИНЦ.

И нам было бы интересно и Ваше участии (о котором ниже).

Как знатока институциональных структур украинского обоазования.

Возможно, моё обращение будет не вполне уместным (с учётом Вашей занятости).

В таком случае приношу свои извинения.

В противном случае, возможно, Вы могли бы записать по этой теме («форматы образования») 15-25-минутное видеосообщение?

Пара слов о конфе.

Мы попробуем рассмотреть форматы (репрезентации знания, коммуникации, образовательных топосов и т.д.), наиболее «активные» в современной образовательной политике. Среди участников будут руководители Школьной лиги (Е.И. Казакова), «Сириуса» (А.В. Шапошников), ВШЭ (Д.А. Александров, Н.А. Заиченко) и другие. Поскольку сам концепт образовательных форматов пребывает в очевидном кризисе, амплитуда наших участников широка: Татьяна Черниговская («Нейронаука и Образование»), Маргарита Альбедиль (Кунсткамера), Александр Секацкий (философский факультет СПбГУ), «Образовательные проекты» (А.С. Русаков), психолог и герменевт А.М. Лобок, руководители школ (Павел Шмаков из Казани, Сергей Погодин из Нелидово, Максим Пратусевич из ФМЛ №239, Кирилл Медведев из «Новой школы»), социальные проекты «Ночлежка» (её основатель Григорий Свердлин) и «Антон тут рядом», режиссёры БДТ А. Демахин и Б. Потапович («Педагогическая мастерская»), музей Эрарта (яркий опыт работы музейного пространства со школьниками), инкубатор социальных проектов «Сами» и т.д.

Мы хотим дать участникам нашей Конференции представление о состоянии образовательных (главным образом, школьных) форматов обучения в некоторых «показательных» (значительным экономическим ростом или, напротив, стагнацией) странах.

Интересно, например, претерпело ли украинское школьное образование в постсоветский период какие-то принципиальные структурные изменения? Каковы тренды в украинском образовании? Существует ли какая-то региональная картина дифференциации и развития школ в Украине?

Вот примерные (но, разумеется, не обязательные) вопросы в этой рубрике:

Есть ли там профильные, специализированные школы? Школы-интернаты и школы-экстернаты? Какова доля частных школ? Существует ли проблема «провинциальных» школ? Есть ли сами понятия «одарённых» или «особых» детей?

Каково отношение школ к предметным олимпиадам (в России – это едва ли не важнейшая презентационная статья)? Каков преподавательский состав. Существует ли понятие (и функционал) «тьютора»? Разновозрастные и полиязычные классы? Безоценочное обучение? Как осуществляется инклюзия? Как выглядит структура экзаменов?

Существуют ли образовательные «кластеры»: когда школа тем или иным образом встроена в академическое (университетское) пространство (как, скажем, в российской практике Школа им. академика А.Н.Колмогорова или Лицей при ВШЭ)?

И тому подобные (возможно, более точные, с точки зрения инсайдера) вопросы.

 

С радостью отвечу на все вопросы по участию

Счастливо, Михаил

 

Вишленкова Елена Анатольевна

Вишленкова Елена Анатольевна

Электронная почта: [email protected]

 

Уваров Павел Юрьевич

https://www.hse.ru/org/persons/15234575#sci

Уваров Павел Юрьевич

Электронная почта: [email protected]

 

Чепуренко Александр Юльевич

https://www.hse.ru/org/persons/63903#sci

Чепуренко Александр Юльевич

Электронная почта: [email protected]

 

Добрый день, Александр Юльевич!

Обращается к Вам Михаил Юрьевич Присталов (ГБОУ СОШ №6, Петербург) как член Программного комитета предстоящей в нашей школе конференции. Мы в начале ноября этого года (1-3-го) планируем Проведение Межрегиональной городской открытой гуманитарной образовательной конференции «Форматы школьного образования: проблемы и возможности». Учредителями Конференции являются: ГБОУ СОШ №6, Отдел образования Василеостровского района Санкт-Петербурга, Школьная лига РОСНАНО. Материалы (доклады и методические разработки) Конференции будут опубликованы в сборнике материалов Конференции с размещением в РИНЦ.

И нам было бы интересно и Ваше участии (о котором ниже).

Как знатока институциональных структур. Речь идёт об американских образовательных форматах.

Возможно, моё обращение будет не вполне уместным (адресным).

В таком случае приношу свои извинения.

 

Возможно, если эта тема не кажется Вам фантасмогорической и не имеющей к Вам особого отношения, Вы могли бы записать по ней 15-минутное видеосообщение?

Пара слов о конфе.

Мы попробуем рассмотреть форматы (репрезентации знания, коммуникации, образовательных топосов и т.д.), наиболее «активные» в современной образовательной политике. Среди участников будут руководители Школьной лиги (Е.И. Казакова), «Сириуса» (А.В. Шапошников), ВШЭ (Д.А. Александров, Н.А. Заиченко) и другие. Поскольку сам концепт образовательных форматов пребывает в очевидном кризисе, амплитуда наших участников широка: Татьяна Черниговская («Нейронаука и Образование»), Маргарита Альбедиль (Кунсткамера), Александр Секацкий (философский факультет СПбГУ), «Образовательные проекты» (А.С. Русаков), А.М. Лобок, руководители школ (Павел Шмаков из Казани, Сергей Погодин из Нелидово, Максим Пратусевич из ФМЛ №239, Кирилл Медведев из «Новой школы»), социальные проекты «Ночлежка» (её основатель Григорий Свердлин) и «Антон тут рядом», режиссёры БДТ А. Демахин и Б. Потапович («Педагогическая мастерская»), музей Эрарта (яркий опыт работы музейного пространства со школьниками), инкубатор социальных проектов «Сами» и т.д.

Мы хотим дать нашим участникам представление о состоянии образовательных (главным образом, школьных) форматов обучения в некоторых развитых странах.

Есть ли там профильные, специализированные школы? Школы-интернаты и школы-экстернаты? Какова доля частных школ? Существует ли проблема «провинциальных» школ? Есть ли сами понятия «одарённых» или «особых» детей?

Каково отношение школ к предметным олимпиадам (в России – это едва ли не важнейшая презентационная статья)? Каков преподавательский состав. Существует ли понятие (и функционал) «тьютора»? Разновозрастные и полиязычные классы? Безоценочное обучение? Как осуществляется инклюзия? И тому подобные вопросы.

Существуют ли образовательные «кластеры»: когда школа тем или иным образом встроена в академическое (университетское) пространство (как Школа им. академика А.Н.Колмогорова или Лицей при ВШЭ)?

 

 

Школы-интернаты

«Специальный репортаж»: Школа для вундеркинда.

Интернат для маленького гения. В Москве есть несколько школ для одаренных детей, где они не только учатся, но и живут. О быте тех, кто не такие как все – в репортаже Карины Салтыковой. M24.RU

Школа «Интеллектуал». Юрий Тихорский.

Интернат №15 им. Ю. Никулина.

 

Поэтический слэм

https://www.erarta.com/ru/programmes/entertaining/detail/02ae78db-4e31-11e4-ae03-8920284aa333/:

ПОЭТИЧЕСКОЕ СОСТЯЗАНИЕ «РУССКИЙ СЛЭМ СПБ» – БИТВА ПОЭТОВ ПО СПОРТИВНЫМ ПРАВИЛАМ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ НЕ ТОЛЬКО ЗА СОДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННЫХ СТИХОВ, НО И ЗА МАНЕРУ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ.

Правила «Слэма» таковы, что они ставят поэта в достаточно экстремальную ситуацию, в которой он должен не только представить свой материал, но сделать это настолько артистично, чтобы сорвать овации и заработать судейские баллы.

Да-да, здесь есть жюри, и оно, как это ни странно звучит в отношении искусства, оценивает то, что творится на сцене. Жюри при этом выбирается наугад из числа зрителей, что добавляет затее изрядную долю субъективности, неоднозначности, здорового хулиганства. А оцениваются выступления по двум параметрам – содержание и исполнение. Поэтому порой плохие стихи спасает блестящая читка. Или наоборот. Или еще как-нибудь.

В любом случае и после десяти лет жизни «Слэм» выглядит свежо, задорно, искренне, артистично и эмоционально.

Это зрелище, которое нельзя пропускать ни поэтам, ни любителям поэтов. И особенно поэтесс.

Тем более что вход на мероприятие – свободный. Равно как и участие.

Чтобы поучаствовать в «Слэме», достаточно прислать информацию о себе и одно стихотворение по адресу: [email protected].

Поэты читают свои стихи не более трех минут.

Во время чтения нельзя пользоваться реквизитом и музыкальными инструментами.

Каждое выступление оценивается жюри, произвольным образом выбранным из числа зрителей. Всего судей пять, и каждый оценивает выступающего по двум параметрам – содержание и манера исполнения.

Побеждает лучший. Или тот, кому подсудило жюри. И такое тоже бывает.

После «Слэмов», которые проводились в московском проекте «О.Г.И.», ярко засияла звезда лучшего современного поэта Андрея Родионова, после петербургских «Слэмов» завоевала бешеную популярность Ирина Дудина и многие другие. В петербургских «Слэмах» участвовали такие авторы, как Сергей Полотовский, Илья Стогов, Иван Квасов, Владимир Ярёменко-Толстой – и это малая часть участников. В оргкомитет входили в разное время Сергей Шнуров, Виктор Топоров, Никола Охотин и многие другие.

https://www.uralweb.ru/forums/messages.php?gid=26&id=291

«Для слэммеров написание произведения и его исполнение – единый, целостный, органичный и бескомпромиссный процесс, его высшая точка осуществления, – пишет Кирилл Медведев в своей статье «Клипы и невозвращенцы из резерваций» («НЛО», №58, 2002). – Слэм – один из реальных выходов из кризиса самоидентификации, охватившего всю мировую поэзию». Слэммеры ищут новые позиции, противостоя давно отработанным культурой мифам, дальнейшей антикваризации и «музеефицированию» поэзии как таковой.

Слэм проходит в виде поэтических спаррингов – поэты состязаются между собой, подобно боксерам. Вердикт на тему «у кого длиннее перо» выносит зачастую независимое жюри простых зрителей из зала. Членов жюри выбирает третье лицо (host). Как правило, каждый из членов жюри должен вынести каждому поэту свою оценку по десятибалльной шкале.

Изначально одним из основополагающих принципов слэма было право всех желающих участвовать в первом туре, мол, чего боятся, слабаков задавит жюри. Количество графоманов опровергло это суждение, и при регистрации участников начали вводить фильтры (slam face control).

В качестве свода правил, популярный среди слэммеров сайт Poetry Slam, Inc. предлагает следующий базовый список:

• Произведение должно быть собственного сочинения;

• Каждый поэт получает три минуты на чтение одного произведения (плюс десять секунд на аплодисменты). Если он выходит за рамки трех минут, из его финального счета отнимается условленное количество баллов;

• Можно не использовать реквизит, костюмы и музыкальные инструменты;

• Очки, которые поэт получает от 5 судей, считаются следующим образом: самый высокий и самый низкий баллы отбрасываются, а 3 оставшихся числа прибавляются. В результате поэт получает от 0 до 30 очков

Безусловно, существует множество вариаций этих правил и организаторы каждого конкретного слэма вольны сами устанавливать порядки.

PSI также акцентирует внимание на том, что жюри должно собираться обязательно из простых зрителей, дабы избежать участия профессионалов, авторитетов и прочих мэтров, чей пафос чужд духу слэма.

Слэм исключительно анархистское явление современной культуры.

 

https://www.youtube.com/watch?v=2Us9yAvOfPQ

https://www.youtube.com/watch?v=1Jqr9Noc9ns

Сергей Полотовский.

http://hamsterhamster.livejournal.com

Сергей Полотовский | ВКонтакте (https://vk.com/id189033).

 

Добрый день, Сергей!

Возможно, моё предложение покажется Вам несколько идиотским. Или совершенно идиотским.

Обращается к Вам Михаил Присталов (ГБОУ СОШ №6, Петербург) как организатор предстоящей в нашей школе конференции. Мы в начале ноября этого года (2-4-го) планируем проведение Всероссийской образовательной конфы (с международным участием) по теме: «Форматы школьного образования: возможности и ограничения».

И нам было бы крайне интересно и Ваше участии (о котором ниже).

Пара слов о конфе. Мы попробуем рассмотреть форматы (репрезентации знания, коммуникации, образовательных топосов и т.д.), наиболее «активные» в современной образовательной политике. Среди участников будут руководители Школьной лиги (Е.И. Казакова), «Сириуса» (А.В. Шапошников), ВШЭ (Д.А. Александров, Н.А. Заиченко) и другие. Поскольку сам концепт образовательных форматов пребывает в очевидном кризисе, амплитуда наших участников широка: Татьяна Черниговская («Нейронаука и Образование»), «Образовательные проекты» (А.С. Русаков), А.М. Лобок, руководители школ (Павел Шмаков из Казани, Сергей Погодин из Нелидово, Максим Пратусевич из ФМЛ №239), социальные проекты «Ночлежка» (её основатель Григорий Свердлин) и «Антон тут рядом», режиссёры БДТ А. Демахин и Б. Потапович («Педагогическая мастерская»), музей Эрарта (в котором накоплено богатое портфолио работы музейного пространства со школьниками), студия инфографики «Паровоз», инкубатор социальных проектов «Сами» и т.д. Будут широко представлены школы Петербурга. И так далее.

А что нам нужно? Мастер-класс (мы хотим сделать всю конфу тотально интерактивной).

Например, о (или «по») поэтическом слэме. Тема эта для школы довольно актуальная. Поскольку самовыражение и «наглое» умение обживать чужое и незнакомое актуальны.

Я сам не уверен, что такой мастер-класс может быть.

Но речь не идёт, конечно, о том, чтобы стихосложению научить. Вопрос в том, можно ли (например, используя определённые размеры) понять, как «провернуть» ту или иную тему так, чтобы она смогла стать поэтическим высказыванием (брутальным, ёрническим, буффонадным – главное, не рутинным)? Как искать в теме поэтические «развилки»? Как разбить свою странную уверенность, что «Я – не поэт»? Слэм здесь интересен не как чисто стиховое творчество, а как преодоление фобий и социальных стигм. Ну, и да – умение находить «далековатости», немного парить над любой темой (хотя бы из курса химии).

Проведение этого дела и судейство, конечно, тоже интересны.

 

 

Обоснование формата. Почему вдруг эта форма стала так популярна? И в самых разных возрастных возрастных категориях?

Игра с рифмами, с размерами, с жанрами.

Другая «метрика» культурных пространств (та же Эрарта – характерный пример). Почему она возникает? Как вообще меняется коммуникация человека с конкретным «местом».

 

Сергей, добрый день!

Приневоливать Вас мне не хочется (что, впрочем, довольно трудновыполнимо).

И, возможно, Ваша «скромность» – просто деликатная форма отказа.

Вас же просто может не интересовать такой вид коммуникации вовсе! Тогда – если Вы не выкажите интереса в ближайшую пару дней – я не буду Вас донимать. И лучше мы как-нибудь придём Вас послушать (Эрарта у школы под боком. Или мы у неё).

Но на всякий случай попытаюсь кое-что прояснить.

Я ожидаю, что у нас будет совместная учительско-родительско-ученическая конфа. И – имея в виду возможное присутствие на классе учеников – была бы ценна попытка маленькой «физиологической» революции. Попытка преодоления той огромной речевой фобии, которой охвачены и ученики, и учителя, попытка снятия культурных зажимов. И мне почему-то кажется, что Вы это можете делать лучше любого коуча. Хотя, возможно, и не анализировали то, как сами «впрыгиваете» в другое ритмическое пространство, из этого – обыденно-предсказуемо-скептически-устало-боязливого, из пространства, где у речи не бывает «размеров», в то, где важнейшим свидетельством смысла является наличие формы. Вот чудовищно сложная (или нет?) задача. Как расшевеливать в себе «свою» речь? Что такое «своя речь»? Как не бояться языковых (словесных, интонационных и пр.) экспериментов? Как замечать интересную речь вокруг себя? В каких случаях можно играть со словом (а, наверное, кроме похорон – везде?) С чего начинать поэтические пробы?

Почему слэм мне кажется таким важным (для учителя так же, как и для ученика)?

Слэм – это умение «визуализировать» фразу. Это финализация высказывания (которое в обыденной речи часто даже не договаривается до конца, вырождаясь по ходу). Это остроумие (если не мысли, то хотя бы фразы). И остроумие здесь тоже очень важно. В нём – концентрация коммуникации. На мой взгляд, это и есть самая «нешкольная» ситуация в слэме! Остроумие. Ирония. Подковырка. А вся парадигма школьного дискурса построена на «серьёзности». Когда ты не можешь отнестись к смыслу (например, стихотворению Пушкина) как равный. Как партнёр, а не воспитанник. Пушкина не надо поддевать. Не случайно у нас и в суде могут прибавить суток ареста за «неподобающее» выражение лица («Что ж ты, сволочь, лыбишься?»).

«Лыбиться» – значит, не оставаться на отведённом тебе месте.

В слэме много языковой игры. Куража. Кураж – это самое важное здесь слово. Поскольку, по каким-то странным обстоятельствам, слово – «вещь», просто предназначенная для куража, предельно азартная – в школе воспринимается как воплощённая скука. И здесь, конечно, возможно филологическое хулиганство (кроме, пожалуй, обсценной лексики – ввиду присутствия учеников) и непочтение к авторитетам и действующим школьным практикам.

То есть я как раз не считаю, что мастер-класс здесь должен быть респектабелен и солиден. Это скорее практикум организации собственного (участника) интонационного «взрыва».

Замечу, что большинство просто не понимает даже, что это такое.

То есть не понимает, как устроено само это мероприятие.

А умение организовывать событие – одно из важнейших в школе.

Может быть какая-то тема могла бы быть показана через имеющиеся слэм-примеры? Ведь много тематических слэмов? Что, конечно, является сумасшедше сложной задачей. Школьный учитель с нею не справляется.

 

Герман Лукомников

Лукомников (псевдоним до 1994 года – Бонифаций) – поэт, прозаик, палиндромист, перформансист, член Московского Союза писателей, составитель антологий палиндрома и антологии "Русские стихи 1950-2000 годов" (2010), лауреат литературной премии Корнея Чуковского (2015). В 2003 г. он провел "Литературные сутки", публично исполнив за 23 час. 25 мин. без антракта и без повторов собрание собственных сочинений. Победитель Московского Большого слэма (соревнования поэтов, которые, получая оценки от зрителей, оспаривают призы) 2006 г., Первого Российско-Украинского слэма 2007 г. во Львове, Всероссийского слэма в Воронеже (2014), вице-чемпион Всемирного поэтического состязания 2015 г. в Париже.

 

Герман Лукомников | Facebook

Герман Лукомников. Поэтический вечер

Flegma Tichen

 

Добрый день, Герман!

Обращается к Вам Михаил Присталов (ГБОУ СОШ №6, Петербург) как организатор предстоящей в нашей школе конференции. Мы в начале ноября этого года (2-4-го) планируем проведение Всероссийской образовательной конфы (с международным участием) по теме: «Форматы школьного образования: возможности и ограничения».

И нам было бы крайне интересно и Ваше участии (о котором ниже).

Возможно, Вы будете в эти дни проездом в Петербурге? Просто не уверен, что мы сможем покрыть дорожные расходы (хотя надо над этим подумать).

А что нам нужно? Мастер-класс (мы хотим сделать всю конфу тотально интерактивной). Например, о (или «по») поэтическом слэме. Тема эта для школы довольно актуальная. Поскольку самовыражение и «наглое» умение обживать чужое и незнакомое актуальны. Но речь не идёт, конечно, о том, чтобы стихосложению научить. Вопрос в том, можно ли (например, используя определённые размеры) понять, как «провернуть» ту или иную тему так, чтобы она смогла стать поэтическим высказыванием (брутальным, ёрническим, буффонадным – главное, не рутинным)? Как искать в теме поэтические «развилки»? Как разбить свою странную уверенность, что «Я – не поэт»?

Слэм здесь интересен не только как чисто стиховое творчество, но и как преодоление фобий и социальных стигм. Я ожидаю, что у нас будет совместная учительско-родительско-ученическая конфа. И – имея в виду возможное присутствие на классе учеников – была бы ценна вот эта попытка маленькой «физиологической» революции. Попытка преодоления той огромной речевой фобии, которой охвачены и ученики, и учителя, попытка снятия культурных зажимов. Как расшевеливать в себе «свою» речь? Что такое «своя речь»? Как не бояться языковых (словесных, интонационных и пр.) экспериментов? Как поймать стиль (не свой, а чей-то): и что-то написать «как Пушкин» или «как Маяковский»? Как замечать интересную речь вокруг себя? В каких случаях можно играть со словом (а, наверное, кроме похорон – везде?) Где и как в стихах «хулиганят» большие поэты? С чего начинать поэтические пробы? Здесь и «шаманизация» языка. И радость звукоизвлечения (могут ли звуковые «упражнения» стать частью школьных уроков?). Фонетические ассоциации. Палиндромы (как «заделать» палиндром?). И использование двустиший в пространстве школы. Двустишия «на каждый день» в пространстве школы. Таблички с озорными двустишиями у разных школьных вещей и «процессов» (вроде смотрения в окно). Ёрнические двустишия возле «фотодосок» со школьными учителями.

Вообще в слэме много языковой игры. Куража.

Он «узнаёт» язык как игру и как приключение. А это страшно важно.

В любом случае – при оказии будем рады увидеть в школе.

Окажетесь в Питере – сообщите. Мы быстро организуем «читку» или мастер-класс.

Счастливо, Михаил

 

Конкурсы (как ЧГК) с придумыванием (не угадыванием) двух недостающих строк из стиха большого поэта.

 

Борис Гаспаров, Лямина и др.

Лямина Е.Э., канд. филол. наук, профессор, [email protected]

Осповат А.Л., профессор, [email protected]

[email protected]

https://www.facebook.com/catherine.lyamina

Интерактивная лекция. Дикуссия.

Примерные задания для письменной работы / вопросы для коллоквиума:

1. Фрагмент «Путешествия из Петербурга в Москву», глава «Зайцово» («В Зайцове на почтовом дворе ~ столь же были тусклы, сколь их прельщали своим блеском»). Вопросы: На какие стилистические образцы ориентирован этот фрагмент из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева? Укажите наиболее характерные в этом отношение лексические и синтаксические конструкции. Обнаруживаются ли здесь элементы разговорного языка той эпохи? 2. Фрагмент «Натальи, боярской дочери» («Теперь надлежало бы мне описывать ~ будто я их разумею и одно с ними думаю”»). Вопросы: По каким принципам организовано повествование в этом отрывке? Какова функция экспрессивных междометий и частиц? Укажите случаи прямого обращения автора к читателям и охарактеризуйте значение этого приема. 3. Фрагмент романа «Российский Жилблаз…» («В небольшой деревне, стоящей близ рубежа ~ на игривые звезды, и также вздыхала»).

Вопросы: Охарактеризуйте общий тон и стиль этого фрагмента. Какую информацию о персонажах передает здесь автор? Укажите повторяющиеся обороты в описаниях персонажах и определите их функцию.

Примечание: тексты для разбора предоставляются без указания авторства; его определение входит в задачу студента. Выбранные фрагменты не обсуждались на лекциях и семинарах и не предлагались для разбора на контрольных работах.

Тема 1. Вводные замечания. Объем понятия «нарратив». Основные термины курса (субъект / объект повествования; нарратор; повествовательная прерогатива; «речевые зоны»; нарративная стратегия). Установка на учительно-книжную модель нарратива («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева); разработка новых принципов повествования, базирующихся на общем (разговорном) языке автора и его аудитории («Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина). Тема 2. Соположение в рамках одного текста мастерски воспроизведенных и многократно утрированных идиолектов разных социальных и ролевых групп (гусарских офицеров; великосветских красавиц; дуэлянтов и т.д.), «сдобренное» узнаваемыми цитатами из русской поэзии – нарративный эксперимент Марлинского («Испытание»). Дальнейшая судьба этого эксперимента в русской прозе. Тема 3. Нарративное экспериментаторство «Повестей Белкина». Принципиальная неопределенность субъектного плана, достигаемая постоянной и непредсказуемой миграцией повествовательной прерогативы. Изъятие фигуры надежного нарратора и введение в текст информационного «шума» в свете установки на отказ от литературности. Тема 4. Принципиальный эклектизм поздней пушкинской прозы («Пиковая дама»). Агглютинация множества нарративных техник, сложившихся в предшествующей прозе различных жанров («светской», «авантюрной», «таинственной», «картежной» и т.д.); при этом каждая из «слипающихся» техник остается узнаваемой. Тема 5. Плутовской роман в стилистической расцветке («Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» В.Т. Нарежного). Способы передачи разнообразных типов комизма; параллелизм повествования от первого лица и повествования от третьего лица, создающий постоянное напряжение между аморальным протагонистом и морализирующим нарратором. Тема 6. Основная особенность нарратива «Мертвых душ»: регулярная смена «фокусного расстояния» между субъектом и объектом повествования. Онтологические «права» любого предмета, попадающего в поле зрения повествователя и эффект нарративной диспропорции. Головокружительная избыточность описания как средство достижения стилистического абсурда. Тема 7. «Город Эн» Добычина (1935) наследует от «Повестей Белкина» «мерцающего» нарратора и размытую повествовательную прерогативу, от гоголевского нарратива – постоянно меняющееся соотношение между микро- и макромиром нарратора, одновременно запечатлевающего себя и в детстве, и после его окончания. Тема 8. «Первая любовь» Тургенева – опыт перволичного повествования, демонстрирующий технику косвенного высказывания. Новаторство этой формы нарратива обеспечено не обилием намеков и фигур умолчания, но столкновением или совмещением стилистических клише, разработанных в романтической и психологической прозе. Тема 9. Роман Гончарова «Обломов» – образец тотальной дескрипции заглавного героя, в поле которой введены едва ли не все его душевные состояния, формы коммуникации и даже окружающая предметная среда. Возникающий эффект свободного течения изображаемой жизни обеспечен постоянной (но далеко не всегда заметной) сменой повествовательных ракурсов и пространственно-временной ориентации текста. Тема 10. Один из главных нарративных приемов, используемых Толстым в «Войне и мире», – остранение, подразумевающее выведение предмета описания из обычного восприятия. Обиходная деталь подается с неожиданной точки зрения, а для характеристики персонажа вводится некий словесный знак, многократно и назойливо повторяющийся в тексте романа. Остранение, однако, функционирует в связке с целым веером других повествовательных маневров и техник (наложение; «инкрустация» и др.). Тема 11. Фигура сказового нарратора у Лескова («Леди Макбет Мценского уезда») рождается из слияния нескольких стилевых потоков: детализированного повествования о событии, известном лишь локально (в провинциальном городе); эпического возвышения этого события до «шекспировского» масштаба; (квази-)народного и (квази-)фольклорного антуража. Тема 12. Характерная для русской и европейской литературы 1870-1880-х гг. тема оскудения и вымирания старинных дворянских родов в нарративе Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы») инструментована одновременно в ключе заостренно-карикатурном (резкие речевые маски персонажей) и премодернистски-обнаженном (трагизм омерзительного, прежде всего в речевом отношении, героя). Тема 13 Нарративная техника романа Достоевского «Братья Карамазовы» отличается, среди многого прочего, нарушением нормативной связи языковых единиц, зыбкостью значений обиходных лексем и выражений и регулярным уточнением только что данной оценки – вплоть до ее опровержения. Экспрессивная ломка «правильной» формы изложения проявляется и в немотивированных композиционных ходах, и в намеренно противоречивых описаниях главных героев. Тема 14. В повести «Три года» – как и вообще в мире Чехова – цепь событий не ведет к очевидному результату, линии героев демонстративно оборваны. В данном случае этот эффект достигается подбором нарративных приемов, имеющих целью, с одной стороны, заполнить текст «ненужными» бытовыми подробностями, а с другой – проблематизировать самые естественные человеческие свойства и реакции.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.101 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь