Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Организация экспериментальной работы



    Настоящее исследование по своей сути носит теоретический и экспериментальный характер. Теоретические аспекты изучаемой проблемы представлены в первых двух главах. Данная глава отражает организацию и результат экспериментальной работы.

     Цель экспериментальной работы состояла в проверке правильности теоретических положений развития творческих способностей студентов, готовящихся стать менеджерами по персоналу.

В ходе экспериментальной работы были поставлены и затем решены следующие задачи:

1. Диагностика начального уровня развития творческих способностей у первокурсников направления подготовки «Управление персоналом».

2. Анализ возможностей для развития творческих способностей будущих менеджеров в условиях вуза.

3. Выявление динамики развития творческих способностей у будущих менеджеров по персоналу к старшим курсам.

 Поставленные цель и задачи определили стратегию экспериментальной работы. Отметим так же тот факт, что выбор данной проблематики неслучаен, он обусловлен личностным фактором. Автор сам закончил факультет социологии и управления по направлению бакалавриата 38.03.03. Управление персоналом в 2015г. В настоящее время, продолжая учебу в магистратуре по программе «Педагогика высшей школы», работает менеджером по персоналу в сети спортивных магазинов «АДИДАС». В своей практической работе диссертант столкнулся с тем, что современный работодатель при приёме на работу в качестве требований, предъявляемых к кандидату, выдвигает не только требования соответствующей квалификации, профессиональной компетентности кандидата, но и его креативности.

Описание процедуры организации экспериментальной работы предполагает развернутую характеристику базы исследования – факультета социологии и управления ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина». Наряду с полным названием факультета и вуза в диссертации используются официально принятые аббревиатуры – РГУ имени С.А. Есенина, ФСУ.

Сегодня Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина «крупнейший и динамично развивающийся образовательный и научный центр Рязанской области < …>. Его образовательно-инновационная политика выступает одним из главных компонентов повышения качества «человеческого капитала» региона» [49, 8].

    Университет ведёт сотрудничество с региональным бизнесом по различным направлениям: экология и природопользование, информационные технологии, физическая электроника, эко­номика и финансы, химический синтез, менеджмент и др. Он входит в Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса.

   В университете планомерно осуществлён переход на двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратура) с сохранением лучших педагогических традиций российской высшей школы. В своём выступлении на торжественном заседании Учёного и Студенческого советов РГУ имени С.А. Есенина, посвящённом 101-й годовщине со дня основания университета (15.12.2016), и. о. ректора доцент А.А. Зимин отметил, что в настоящее время в вузе обучается 9, 5 тысяч студентов по различным формам обучения. В структуру вуза входят три института, семь факультетов, восемь управлений, несколько центров (региональных проектов и анализа баз данных, молодёжных и международных проектов, редакционно-издательский центр и др.), научные лаборатории, библиотека, четыре музея, студенческий театр «Переход», юридическая клиника (студенческая правовая консультация) и Покровско-Татьянинский храм [77].

Кратко представим историю вуза. Рязанский университет за сто с лишним лет своего существования всегда стремился соответствовать вызовам времени, потребностям развития Рязанского края. Своё летоисчисление он ведёт с 1915 года, когда в Рязани появился первый в России женский учительский институт. В последующие годы он несколько раз преобразовывался, но в 1930 году окончательно приобрёл статус педагогического института. В годы Великой Отечественной войны вуз был эвакуирован, что позволило не прерывать учебный процесс. В послевоенный период Рязанский государственный педагогический институт (РГПИ) «неуклонно наращивал свой научно-педагогический потенциал, совершенствовал базу учебного процесса < …>. За достигнутые заслуги в подготовке кадров для народного образования, обучении и воспитании студентов в конце 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР РГПИ был награжден орденом «Знак Почета». < …>. Ещё одним знаковым событием стало присвоение вузу в 1985 году имени великого поэта С.А. Есенина» [29, 93]. В 1992 году РГПИ первый среди рязанских вузов «ощутил потребность в кардинальных переменах» и был преобразован в педагогический, а затем и в классический университет. Это – новый статус и «для того, чтобы это произошло, должна сформироваться новая интеллектуальная среда, подготовлена научная база, созреть идея и миссия университета» [52, 5].

Когда в диссертации речь идёт о базе исследования, то в первую очередь говорится о факультете социологии и управления. Он появился 4 мая 2008 года в результате реорганизации факультета социологии, экономики и управления, разделённого на два факультета: экономики (ФЭ) и социологии и управления (ФСУ). В структуру ФСУ входят кафедры: социологии, управления персоналом, государственного и муниципального управления и политических технологий. На базе факультета постоянно проводятся научно-практические конференции, семинары, тренинги, круглые столы по вопросам кадрового менеджмента. Хотелось бы назвать такие конференции как «Управление человеческими ресурсами в регионе. Проблемы и перспективы» (2011), «Рязанские социологические чтения» (2011-2014), «Социальные аспекты управления в регионе» (2016) и др. Профессорско-преподавательский состав факультета взаимодействует с региональными бизнес-структурами в формате партнерских отношений (кадровый консалтинг, социальная диагностика, построение систем непрерывного обучения), постоянно к учебному процессу привлекаются работодатели, которые в дальнейшем обеспечивают работой лучших выпускников.

За подготовку менеджеров по персоналу отвечает кафедра управления персоналом (заведующий кафедрой – к. и. н., доцент О. В. Василенкова). Летом 2008 года был осуществлен первый выпуск по специальности «Управление персоналом». В рассказе о кафедре хочется особо отметить успешную реализацию крупного регионального проекта HR-Форум «Человеческие ресурсы как основа социально-экономического развития региона». Впервые он был проведён в 2013 году. В его рамках вуз стремился «отразить потребности и пожелания бизнес-сообщества в реализации основной образовательной деятельности на основе ФГОС ВПО» [52, 263]. Кафедрой заключён ряд соглашений о сотрудничестве с предприятиями города Рязани и области по направлениям: стажировки и мастер-классы для студентов и преподавателей, привлечение к учебному процессу специалистов-практиков, профессиональные тренинги, трудоустройство выпускников. «Среди партнеров кафедры – группа компаний «Русская кожа», ООО «Точинвест», ООО «Елатомский приборный завод» и другие» [52, 263.]. Студенты проходят производственную практику, совершенствуя свои профессиональные умения и навыки, в Правительстве Рязанской области, Министерстве труда и занятости Рязанской области, Администрации города Рязани, Управлении миграционной службы, ОАО «Сбербанк России», ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания», Центре кадрового консалтинга «Академия». Кроме того, преподаватели кафедры успешно реализуют свои инновационные проекты по заказу одного из крупнейших работодателей Рязанской области ФПК «Инвест». Отметим, что с 2011 года кафедра является членом Национального союза организаций по подготовке кадров в области управления персоналом (НАСОУП), в рамках которого сотрудничает с представителями более 50 вузов России, реализующих программы высшего образования в сфере HR-менеджмента.

Подготовка будущих менеджеров по персоналу, по нашему глубокому убеждению, должна строиться таким образом, чтобы развивать их способность к профессиональному творчеству. Новизна творчества управленца, по мнению Н.В. Мартишиной и М.С. Пахомовой, проявляется, как правило, в решении профессиональных задач, когда менеджер «вносит изменения в конкретную ситуацию взаимодействия, предлагает оригинальный ход, приём, элемент» [32, 92]. Если обратить внимание на подготовку менеджеров по персоналу в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина, то она реализуется в соответствии с компетентностной парадигмой и опорой на положения стандарта. Нас интересовало то, как здесь отражена творческая составляющая. Проанализировав ФГОС ВО третьего поколения по направлению бакалавриата 38.03.03 Управление персоналом, а также его модификацию ФГОС ВО 3+, по которым учатся современные студенты – будущие управленцы, отметим, что в предлагаемом наборе компетенций ей уделено недостаточное внимание. Фактически с этим связана лишь одна профессиональная компетенция (ПК-35) – «знание основ разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом, способность вносить вклад в планирование, создание и реализацию инновационных проектов в области управления персоналом» [81].

В рамках проведённого исследования был так же проанализирован учебный план по направлению бакалавриата 38.03.03. Управление персоналом. Мы не увидели ни одной дисциплины, обучающей творчеству и развивающей креативность. В этом отличие нашего вуза от ряда других вузов России, чьи программы профессиональной подготовки управленческих кадров были детально изучены. Так, в Дальневосточном федеральном университете студенты изучают дисциплину «Креативность и инновации в предпринимательстве», а в Волгоградском государственном университете – курс «Креативный менеджмент», в Московском государственном университете технологии и управления им. К.Г. Разумовского – предмет «Педагогика творчества». Отметим, что специализированные дисциплины креативной направленности сегодня включаются различными вузами в учебные планы различных специальностей. Интересно и то, что коллективы вузов, вне зависимости от их профессионального профиля, осознают важность изучения студентами дисциплин психолого-педагогического цикла, связанных с творчеством. Примером может служить РГУ нефти и газа

им. И.М. Губкина, предлагающий такие курсы, как «Креативная педагогика в техническом вузе» и «Развитие творческого потенциала личности». Ранее было отмечено, что наш вуз отстаёт в этом отношении. То утверждение касалось именно подготовки управленческих кадров. Однако и у нас есть программы, согласующиеся с этим требованием времени, которые уже были упомянуты в диссертации. Всё это обусловлено тем, что в настоящее время в России «назрела необходимость формирования человека креативного типа, что предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью нетрадиционных технологий обучения. В подобных технологиях акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение» [71, 8].

Группой, включённой в исследование, стала группа первого курса названной специальности. Её состав – 11 студентов 1998-1999 годов рождения, зачисленных в университет в 2016 году. Все девушки, поступили после окончания средней общеобразовательной школы, двое после окончания лицея № 4. Восемь из них – жительницы Рязани, две из Касимова, одна из Шацка. Показатель ЕГЭ – от 165 до 214 баллов. Кроме того, в ходе своего исследования мы работали с группой четвертого  курса названной специальности. В группе учится 14 человек, но по объективным обстоятельствам в исследовании приняли участие только 11 из них. Это студенты 1995-1996 годов рождения, зачисленные в университет в 2013 году. Гендерный состав: девушек – 9, юношей – 2. Десять человек – жители Рязани. Один юноша из Сасовского района. Все зачислены после окончания средней общеобразовательной школы. Показатель ЕГЭ – от 180 до 224 баллов. Результаты данной группы стали своеобразным показателем того, как развиваются творческие способности будущих менеджеров по персоналу при традиционной организации образовательного процесса. Это дало нам возможность сделать более взвешенные выводы.

В ходе экспериментальной работы нами применялись тесты, позволяющие оценить степень развития творческих способностей респондентов. Термин «тест» вошел в психолого-педагогическую практику как обозначение короткого опроса, испытания. Тесты помогают выявить те особенности человека, по которым можно было бы предсказать грядущие успехи человека. Тесты ставят испытуемого в такие условия, в которых он выдает ровно столько способностей, сколько того требует задача [8, 97].

Так, в нашем исследовании мы использовали тест-опросник определения типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж.Брунера. Этот выбор обусловлен тем, что он согласуется с теми теоретическими выводами, которые были сделаны при изучении и анализе теоретических работ по проблематике диссертации. Когда в сделанных нами выводах речь шла о способности генерировать идеи, выстраивать ассоциации и т.п., то всё это касалось области мыслительной деятельности. Тест-опросник позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень развития креативности взрослых (в нашем случае – студентов).

    Дж. Брунер выделял 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, символическое, знаковое и образное мышление.

Предметное мышление присуще людям с практическим складом ума, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.

Символическое мышление. Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, то есть происходит преобразование информации с помощью правил (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.

Знаковое мышление демонстрируют при умозаключениях люди с гуманитарным складом ума. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.

Образное мышление. Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.

Кроме того, Дж. Брунер предполагал, что человек в большей или меньшей степени может обладать ещё и креативным мышлением – готовностью к созданию принципиально новых идей.

С помощью тест-опросника Дж. Брунера мы предприняли попытку определить тип мышления студентов – будущих менеджеров по персоналу и проанализировать, как развиваются их творческие способности в процессе обучения к выпускному курсу.

Как уже было отмечено, в эксперименте участвовали студенты первого (11 чел.) и четвертого (11 чел.) курсов, обучающиеся по направлению бакалавриата 38.03.03 Управление персоналом. Согласно методике, предложенной Дж. Брунером (в модификации Г.В. Резапкиной) им было предложено ответить на следующие вопросы (ответ выбирался из двух вариантов: согласен / не согласен):

1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).

2. Я люблю настраивать программы для компьютера.

 3. Я люблю читать художественную литературу.

4. Я люблю живопись (скульптуру).

 5. Я не предпочел(а) бы работу, в которой всё чётко определено.

6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.

 7. Я люблю шахматы, шашки.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.

10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.

11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.

 12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.

13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.

14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.

15. Мне не нравится регламентированная работа.

16. Мне нравится что-либо делать своими руками.

17. В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.

18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.

19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.

 20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.

 22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем её название.

23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.

24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

 25. Люблю фантазировать.

26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.

27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.

28. Мне нравятся художественная литература.

 29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.

30. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

 31. Истинно только то, что можно потрогать руками.

 32. Я предпочитаю точные науки.

33. Я за словом в карман не лезу.

34. Люблю рисовать.

35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация.

36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.

37. Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.

38. Мне нравится читать стихи вслух.

39. Я согласен(а) с утверждением, что красота спасёт мир.

40. Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.

 41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься её проектированием.

42. Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.

 43. Люблю поэзию.

44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертёж.

 45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем её конечный результат.

46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.

 47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.

 49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.

50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.

51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.

52. Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.

53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.

54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.

55. Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

 56. Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.

57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

58. Люблю писать письма.

 59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.

 60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.

61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.

62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.

63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.

64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.

 65. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности решения.

67. Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.

68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.

69. Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.

70. Мне нравится работа дизайнера.

71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.

72. Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.

 73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.

74. Меня привлекает работа художника-оформителя.

75. Не люблю ходить одним и тем же путем [47, 36].

В таблице 1 представлены данные по двум курсам (первого и четвертого). Согласно методике Дж. Брунера была проведена обработка и анализ полученных данных. Например: на первом курсе все 11 человек ответили утвердительно на первый вопрос (+11), а на четвертом  курсе на этот же вопрос ответили утвердительно только 10 человек (+10), на второй вопрос из числа первокурсников ответили утвердительно 3 человека (+3), а выпускников, согласных с утверждением было 5 (+5) и.т.д. Далее подсчитывалась сумма «+» по каждому столбцу.

Таблица 1.

Определение типа мышления студентов – будущих менеджеров по персоналу

 

Предметное мышление

Символическое мышление

Знаковое мышление

Образное мышление

Креативное мышление

1 +11 +10   2    +3 +5   3   +9 +10   4    +6 +5 5    +4 +3
6     +6 +4 7     +4 +7 8    +5 +5 9     +2 +3 10  +3 +2
11   +1 +3 12   +8 +6 13  +5 +7 14 +10 +9 15  +2 +5
16 +10 +8 17        +7 +6 18  +9 +8 19   +7 +8 20  +1 +2
21   +3 +5 22   +6 +8 23  +6 +7 24 +10 +10 25  +9 +6
26 +11 +11 27   +4 +2 28  +8 +9 29 +11 +10 30  +7 +6
31   +4 +9 32   +5 +4 33    +7 +5 34   +7 +9 35  +6 +8
36   +7 +8 37   +4 +5 38  +6 +4 39   +4 +6 40  +3 +4
41   +8 +7 42   +3 +3 43  +7 +4 44   +5 +5 45  +7 +8
46 +10 +9 47   +7 +6 48 +10 +8 49   +0 +3 50  +7 +7
51   +6 +4 52   +4 +6 53  +5 +6 54   +9 +8 55  +8 +5
56   +2 +5 57   +3 +2 58  +7 +7 59   +8 +7 60  +6 +7
61   +7 +5 62   +5 +4 63 +10 +6 64   +9 +8 65  +8 +8
66 +10 +8 67   +0 +1 68  +7 +7 69 +11 +10 70  +8 +6
71   +8 +10 72   +9 +8 73  +8 +9 74   +9 +8 75  +5 +4
Сумма:  1 курс Сумма: 4 курс Сумма:  1 курс Сумма: 4 курс Сумма: 1 курс Сумма: 4 курс Сумма: 1 курс Сумма: 4 курс Сумма:  1 курс Сумма: 4 курс
104 98 72 74 109 102 108 109 79 81

 

Проводя данный тест, нас в большей степени интересовало развитие креативного мышления у студентов.

Наше исследование было ограничено по времени (примерно 1, 5 года) и не было возможности проследить развитие креативности у студентов-первокурсников на протяжении их дальнейшего обучения к четвертому курсу. Однако сопоставив данные двух групп, включённых в эксперимент, можно сделать не самые оптимистичные выводы. Полученные результаты свидетельствуют, у студентов четвертого (выпускного) курса креативное мышление остается недостаточно развито, что может стать барьером для их дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Более того, по своим показателям четверокурсники в этом плане мало отличаются от первокурсников (79 пунктов у студентов первого года обучения и 81 пункт у выпускников, разница всего две единицы). Это, к сожалению, позволяет утверждать, что при традиционном формате организации образовательного процесса креативное мышление будущих менеджеров развивается крайне слабо.

Этим же студенческим группам мы предложили ещё одно задание, позволяющее выявить степень развития интересующих нас профессионально-личностных параметров. Это тест Х. Зиверта, направленный на выявление уровня дивергентного (нестандартного) мышления. Таким образом данная методика позволяет уточнить показатели того свойства, что уже исследовалось с помощью методики Дж. Брунера. Сопоставляя полученные результаты, можно сделать более взвешенные выводы. Методика Х. Зиверта позволяет открыть совершенно абсурдные, но и в то же время рациональные связи, которые могут иметь место в любой системе. Студентам необходимо было придумать десять версий использования для каждого из трех предложенных предметов. На каждый предмет отводилась одна минута. Общее время для выполнения всего задания составляло три минуты. Отметим, что предметы мы подбирали наиболее часто встречающиеся у офисных работников, в том числе и менеджеров по управлению персоналом. Свой выбор мы остановили на офисном кресле, авторучке, одноразовом пластиковом стаканчике. При внешней простоте, как показала практика, это задание вызывает сложности у многих студентов, а некоторых даже ставит в тупик.

Оценка результатов теста. За каждую осмысленно заполненную строчку насчитывается два балла. Затем суммируются все полученные баллы. Максимально можно получить 60 баллов. Все баллы Х. Зивер распределил на три группы. Приведём их характеристики.

0 - 20 баллов. У вас, конечно, есть задатки нестандартного мышления, и в то же время вы очень плохо справляетесь с подобными заданиями. Старайтесь чаще упражняться, ставя перед собой аналогичные задачи. При условии соответствующих тренировок вы сможете набрать как минимум половину максимального количества баллов.

20 - 40 баллов. Вы обладаете нормально выраженной склонностью к нестандартному мышлению, ваши способности в этой сфере являются средними. В пределах этих средних величин ваша креативность выражается, скорее, посредственно. Если займетесь соответствующими тренировками, вы, несомненно, сможете восполнить этот пробел.

40 - 60 баллов. Ваша способность к нестандартному мышлению в какой-то мере явно выше общего уровня Вы можете считать, что особенно способны к тем видам деятельности, в которых необходим творческий подход [18].

Приведём некоторые из полученных вариантов. Так, по мнению студентов, офисное кресло можно использовать для того, чтобы удобно сидеть, довольно быстро передвигаться по офису (если оно на колесиках), использовать в качестве вешалки, повесив свой пиджак, а также в качестве тренажера для накачивания пресса. Авторучке они нашли следующие применения: писать, использовать как инструмент для чесания в недоступном месте, если развинтить авторучку, то можно использовать пружинку, грызть для усиления мыслительного процесса, в качестве опоры, к которой подвязывается комнатный цветок. Для одноразового пластикового стаканчика предлагались следующие варианты применения: по назначению – из него пить, использовать как подставку под карандаши и авторучки, вместо вазы, выращивать рассаду, накрывать рассаду от заморозков.

Отметим, что студенты и первого и выпускного курсов дали примерно одинаковые по смыслу и количеству варианты ответов – в среднем 3-5 версии для каждого предмета, соответственно в сумме получив от 18 до 26 баллов. Следовательно, согласно тесту у них есть определенные задатки креативного мышления, но они недостаточно развиты. Свои творческие способности необходимо развивать, как первокурсникам, так и выпускникам. Полученный результат согласуется с результатом, полученном при помощи методики Дж. Брунера.

Опираясь на анализ проведённых тестов, мы можем сделать следующий вывод: студенты первого курса, выбравшие профессию менеджера по персоналу, уже обладают некоторым креативным началом. Однако, к сожалению, уровень развития их творческих способностей довольно низок. Наше исследование показало, что при обычной организации образовательного процесса к выпускному курсу творческие способности студентов получают незначительное развитие. Беседуя с четверокурсниками, опираясь на данные диагностики и собственный опыт, диссертант объяснял, что если они заинтересованы в своём дальнейшем карьерном продвижении, то в будущем им придётся серьёзно заниматься самообразованием, в том числе в плане развития собственной креативности. В этих беседах мы стремились донести до выпускников важность вывода, предложенного современными учёными: современные творческие, креативные менеджеры-управленцы «работают ради возможности показать, на что они способны, ради признания и уважения, связанного с большой ответственностью. Они работают, потому что хотят участвовать в интересных проектах вместе с интересными людьми, они работают, потому что для креативного человека этим определяется его идентичность и желания» [66, 157]. Сегодня рынок труда заинтересован именно в таком выпускнике вуза. Следовательно, становится очевидным фактом необходимость обучения (научения) будущих менеджеров по персоналу творчески, креативно мыслить с самых первых дней учебы в вузе.

 

3.2. Опыт кафедры педагогики и менеджмента в образовании РГУ имени С.А. Есенина по развитию творческих способностей студентов и возможности его использования в подготовке будущих менеджеров по персоналу

Сегодня, как уже не раз было отмечено, важной задачей современного высшего образования является развитие творческих способностей, креативности студента – профессионала в любой сфере деятельности. В настоящем исследовании акцент сделан на то, как это применимо к подготовке менеджеров по управлению персоналом. С нашей точки зрения, при их обучении в РГУ имени С.А. Есенина можно использовать богатейший опыт работы кафедры педагогики и менеджмента в образовании по раскрытию творческого потенциала студентов. Именно с этой целью в диссертацию включён данный параграф.

    С 1 сентября 2013 года в состав факультета социологии и управления влилась одна из старейших кафедр университета – кафедра педагогики, которая, претерпевая неоднократную реорганизацию и изменения в названии, стала называться кафедрой педагогики и менеджмента в образовании (заведующий кафедрой – д.п.н., доцент Н.В. Мартишина). В качестве приоритетных кафедра указывает следующие направления своей работы: совершенствование на основе требований ФГОС 3-го поколения и ФГОС поколения 3+ качества и содержания педагогического образования, предполагающего практико-ориентированную направленность развития ключевых компетенций будущих педагогов; разработка инновационной логики структурирования материалов современного учебно-методического комплекса по педагогическим дисциплинам; составление целостной научно-исследовательской программы, включающей общую тему, цель и командную научно-исследовательскую и инновационную проектную деятельность в области педагогического образования и воспитания подрастающего поколения; определение общих ценностных ориентиров организации совместной учебно-познавательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности (инновации с учётом традиций; ориентация на персонализацию с признанием коллективных форм деятельности; акцентирование внимания на сочетание мировоззренческих и гуманистических ценностей, на социальные эффекты использования педагогической науки и др.); развитие партнёрских связей с образовательными и социокультурными учреждениями. В деятельности кафедры предусмотрено сохранение приоритетов, ценностей и традиций ранее действующих педагогических кафедр [83].

Как справедливо отмечает Н.В. Мартишина, сегодня в творческом пространстве кафедры «первоочередное значение имеет сам человек (и тот, кто учит, и тот, кто учится), особенности его индивидуального стиля деятельности, процесса познания и обретения опыта эмоционально-ценностных отношений» [30, 54]. В связи с этим, хотелось бы упомянуть особую творческую атмосферу, присутствующую на кафедре, в которой реализуется творческий потенциал её преподавателей и студентов [30, 54]. На кафедре открыты две магистерские программы «Педагогика высшей школы» и «Менеджмент в образовании». В их учебных планах присутствуют такие дисциплины, как «Инновационные процессы в образовательной системе региона», «Современные технологии обучения в вузе», «Моделирование ситуаций и принятие управленческих решений», «Традиционные и новые технологии обучения студентов» и др.

Педагоги данной кафедры строят образовательный процесс в точном соответствии с приоритетами государственной образовательной политики. Так, один из документов, в которых они отражены, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года «признаёт образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России» [84]. На занятиях, проводимых преподавателями кафедры, широко используются активные и интерактивные методы обучения, воспитания, развития, эвристические способы и приёмы организации индивидуальной и коллективной познавательной и творческой деятельности. Особо хотелось бы остановиться на такой локальной образовательной технологии, как «Образовательное Lego» (автор – Н.В. Мартишина). Суть данной технологии заключается в том, что студентам-магистрантам предлагается: «методом случайного выбора создать свой образовательный продукт, в качестве которого выступала 10-минутная версия учебного занятия или воспитательного дела» [28, 40]. Для этого были определены четыре смысловые группы, элементы которых становились основой будущей разработки:

– времена года (зима, весна, лето, осень);

– стихии (воздух, вода, огонь, земля);

– геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

– сообщества людей (класс/студенческая группа, спортивная команда, оркестр, хор).

Путём случайного выбора, который осуществили студенты, элементами предполагаемого сценария стали: лето, земля, треугольник, хор. «Подготовка занятия стала очередной творческой ступенью, которую студентам необходимо было преодолеть на пути к креативной вершине и в результате – не было получено ни одной одинаковой версии; огромное удовлетворение принесли разнообразие затронутых тем и глубина их проработки, а так же то, что магистранты продемонстрировали замечательные образцы педагогического творчества, интересное использование литературного, музыкального, кинематографического, краеведческого и иного материала, добавившего удивительные краски визуализации и презентации заявленных идей» [28, 41].

Другими творческим формами обучения студентов-магистрантов, которые с успехом используют преподаватели данной кафедры, являются педагогическая студия и педагогическая мастерская. Они представляют собой определённый вид профессионального обучения, совершенствования и экспериментирования, который может успешно применяться и в других магистратурах вуза, а также и на стадии бакалавриата. Существенным признаком данных форм является неразрывная связь профессионального мышления, приобретения профессионального мастерства и развития творческих способностей. Можно сказать, что это – своеобразная лаборатория, где проверяются новые идеи, берут начало творческие замыслы, анализируются профессиональные ошибки. Преподаватели кафедры с удовольствием проводят педагогические студии и мастерские в других вузах России. Так, Н.В. Мартишина в 2015г. и 2016г. провела их Оренбургском государственном университете и Оренбургском государственном педагогическом университете, в Новгородском университете имени Ярослава Мудрого и Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева. В 2015г. совместную педагогическую студию в Социально-гуманитарном государственном университете (г.Коломна) провели Н.В. Мартишина и Т.В. Ганина. В канву подобных занятий вплетаются «различные творческие приёмы – неоконченный тезис, альтернативный тезис, ассоциативные цепочки, визуализация музыкальных произведений и др., а также диагностические методики, направленные на изучение различных проявлений креативности» [28, 44].

Педагогическая студия и педагогическая мастерская, как формы активизирующие развитие творческих способностей студента, используются не только в процессе обучения, но и в процессе воспитания. Отметим, в их организации и проведении большая роль отводится мастеру (преподавателю), который создает условия для сотворчества, предоставляет студентам самостоятельность и свободу выбора, право на собственную точку зрения.

Развитию креативности студентов способствуют педагогические гостиные – одна из инновационных, востребованных форм работы в вузе. Это«особая атмосфера творчества и свободы, специфика существования в ее пространстве, когда участник сам волен выбирать себе роль и время включенности. Гостиная – это всегда полилог» [28, 46].

Большое внимание в магистратуре «Педагогика высшей школы» уделено самостоятельной работе, включению студентов в научно-педагогический поиск, вовлечение их в научно-исследовательскую работу, также способствующую творческому развитию их личности. Это полезно для профессионального становления не только будущих педагогов, но и специалистов в области управления персоналом, работу которых также относят к сфере «человек-человек».

Опираясь на опыт преподавателей кафедры педагогики и менеджмента в образовании РГУ имени С.А. Есенина по использованию различных педагогических технологий, активизирующих и раскрывающих творческий потенциал студентов, мы хотим предложить некоторые рекомендации по развитию креативности будущих менеджеров по управлению персоналом в условиях вуза:

- придать учебному процессу подготовки будущих менеджеров по персоналу креативную ориентацию, переводя студента из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества, а основной учебный материал – в эвристическое средство, способствующее раскрытию его творческого потенциала;

- шире использовать в учебном процессе эвристические стратегии, творческие формы и методы, направленные на активизацию творческого мышления студентов, их способности личного и коллективного творчества;

- увеличить долю самостоятельных творческих заданий студентов, что позволит им самим добывать знания, раскрывая свой творческий потенциал.

В заключении, особо хотелось бы отметить тот факт, что интерес к развитию творческих способностей студентов в вузе растет с каждым годом. Внедрение инновационных, креативных форм в процесс обучения требует осмысления и пропаганды позитивного опыта, которым, как мы считаем, является опыт коллектива кафедры педагогики и менеджмента в образовании РГУ имени С.А. Есенина. Сотрудники кафедры постоянно самосовершенствуются, раскрывая новые грани своего мастерства, применяя новые творческие технологии, развивающие креативность студентов.











Выводы по третьей главе

Проведенное экспериментальное исследование по определению уровня развития креативности студентов-первокурсников и выпускников позволило сделать ряд выводов.

С помощью тест-опросника Дж. Брунера по определению типа мышления было установлено, что студенты, поступившие на первый курс по направлению бакалавриата 38.03.03 Управление персоналом, уже проявляют креативное мышление, но оно развито недостаточно. К сожалению, в процессе обучения при обычной организации учебного процесса на протяжении четырех лет уровень их креативности вырастает незначительно. Это подтверждается так же и данными, полученными при проведении теста Х. Зиверта на наличие у студентов дивергентного (нестандартного мышления). Подобные результаты вызывают опасение, что выпускники данной специальности, столкнувшись в работе с ситуациями, требующими оперативного нестандартного решения, могут испытать серьёзные затруднения. Следовательно, необходимо задуматься над предложением мер по корректировке сложившегося положения вещей.

С этой целью считаем целесообразным шире пропагандировать успешный опыт коллектива кафедры педагогики и менеджмента в образовании РГУ имени С.А. Есенина по развитию творческих способностей студентов различных направлений подготовки.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный этап развития государства и общества отличается масштабными и интенсивными изменениями во всех сферах жизнедеятельности. Подобное положение вещей актуализирует требование в появлении профессионалов новой формации – высококомпетентных, активных, мобильных, творческих. Особо это относится к менеджерам разного звена, от эффективных действий которых во многом зависит успех страны. Всё это обусловило актуальность данного исследования, которое осуществлялось на нескольких взаимосвязанных уровнях.

Методологический уровень позволил обосновать актуальность, выявить существующее противоречие, определить объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования, уточнить логику научного поиска.

Теоретический уровень позволил рассмотреть сущность менеджмента, креативного менеджмента, творческой личности современного специалиста по управлению кадрами, выявить и охарактеризовать его основные творческие способности, показать научно обоснованные возможности современного образовательного процесса для их развития.

Практический уровень отразил модель, формы и методы развития творческих способностей будущих менеджеров по персоналу в условия вуза. В настоящем исследовании особое внимание было уделено анализу деятельности РГУ имени С.А. Есенина – старейшего вуза рязанского края, факультета социологии и управления, кафедры педагогики и менеджмента в образовании. Кроме того, на данном уровне представлены и оценены результаты осуществлённого целенаправленного изучения степени развития данных способностей у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Управление персоналом», предложены рекомендации по улучшению ситуации.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Менеджер по управлению персоналом – современная специальность, характеризующаяся статусной, функциональной, ролевой, организационной, ценностно-ориентирующей направленностью. Это предъявляет к его профессионализму повышенные требования. В их числе требование к личной креативности и способности творчески решать сложные задачи быстроменяющегося мира.

2. Развитие творческих способностей менеджера по управлению персоналом – процесс сложный, многоплановый, длительный, включающий в себя и саморазвитие. Большие возможности для этого предоставляет профессиональное образование, осуществляемое в вузе.

3. Развитие творческих способностей будущих менеджеров по управлению персоналом будет более эффективным, если их профессиональная подготовка будет отличаться чётко выраженной креативной ориентацией, активным внедрением в практику творческих форм и методов обучения и воспитания, атмосферой сотворчества.

Основные результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу.      

Прогностический потенциал исследования заключён в возможности проведения на его основе самостоятельной работы по изучению возможностей создания специальных учебных дисциплин и программ переподготовки, направленных на развитие творческой личности современного менеджера.

 

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алейников, А.Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. – 1989. – № 12. – С. 28 – 34.

2. Аленина, К.А. Сборник кейсов для международного менеджера. – Пермь: ПФ ГУ-ВШЭ, 2004. – 200 с.

3. Андрюхина, Л.М. Культурная топология креативности: возможности человека XXI века // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2013. - № 1. – С. 3 – 8.

4. Афонин, А.М., Царегородцев, Ю.Н., Афонина, В.Е., Башина, О.Е., Петрова, А.М. Креативный менеджмент. Социальные, психологические и творческие аспекты экономики труда: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2015. – 272 с.

5. Батоврина, Е.В. Развитие креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки: диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук: 22.00.08. - Москва, 2007. –  224 с.

6. Бердяев, Н.А. Смысл творчества // Собрание сочинений, Т. 2.3-е издание Paris, 1989.– 241с.

7. Берцфаи, Л. В. Истоки творческой личности в концепции В. В. Давыдова / Первые чтения памяти В. В. Давыдова (сборник выступлений). — Рига-Москва, 1999. — 180 с.

8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – Москва: Academia, 2002. – 316с.

9. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. / Под ред. Л.Г. Бабенко. – 2-е изд., стер. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 1999. – 864 с. – (Фундаментальные словари).

10.  Браун, С. Дудлинг для творческих людей: научитесь мыслить иначе / С. Браун. Пер. с англ. П.А. Самсонов, Минск: Попурри, 2014. – 320 с.

11.   Будова Е.В. Концептуальные основы креативного менеджмента персонала // Вестник Полоцкого гос. университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2011. – № 6. – С. 27 – 32.

12.  Ванюрихин, Г. И. Креативный менеджмент: направления и методы поиска решений // Научный вестник МГТУ ГА. Серия Менеджмент, экономика, финансы. – 2006. –  № 106. – С.149 – 157.

13.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

14.  Горшков М.К. Российское образование и развитие человеческого капитала // Человеческий капитал. 2010. – №8 (20). – С.17-19.

15.  Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и … неопределенность // Педагогика. – 2003. – № 4. – С.21 – 26. 

16.  Диалектика и теория творчества / под ред. С.С. Гольдентрихта,
А.М. Коршунова. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 200 с.

17.  Загвязинский, В. И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Материалы региональной научно-практической конференции «Моделирование социально-педагогических систем» (16-17 сентября 2004 г.) /Гл. ред. А. К. Колесников; Отв. ред. И. П. Лебедева; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2004. – С. 6 – 12.

18.  Зиверт Х. Тестирование личности / пер. снем. – М.: Интерэксперт, 1997. – 198 с., ил.

19.  Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

20.  Индина, Т.А. СЕО 2.0. Тренинг руководителя нового поколения. – СПб.: Питер. – 2015. – 368 с.

21.  Кибанов, А.Я., Дуракова, И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 302 с.

22.  Краевский, В.В. Соотношение педагогической науки и практики. – М.: «Просвещение», 1978. – 326 с.

23.  Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. д.т.н., проф. В.В. Попова, акад. РАО Ю.Г. Круглова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011. – 319 с.

24.  Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов / Ю.Н. Лапыгин. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 248 с.

25.  Любарт Т, Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности / Пер. с фр. – М.: «Когито-Центр», 2009. – 215 с.

26.  Макаренко, О.Г. Креативный менеджмент: учебное пособие / О.Г. Макаренко, В.Н. Лазарев. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 154 с.             

27.  Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? – М.: Академический Проект, 2006. – 224 с.

28.  Мартишина, Н.В. Креативность: образовательные технологии развития // Психолого-педагогический поиск. – 2016. – № 3. – С.36 – 48.

29.  Мартишина Н.В., Щетинина Н.П. От учительского института до классического университета // Психолого-педагогический поиск. – 2015. – № 3. – С. 86 – 100.

30.  Мартишина, Н.В. Творческий аспект управления кафедрой в современных условиях // Социальные аспекты управления в регионе: материалы научной конференции факультета социологии и управления РГУ имени С.А. Есенина / Рязань: Издательство «Концепция», 2016. – 96 с.

31.  Мартишина, Н.В., Макеев, Д.В. Педагогические условия формирования готовности бакалавров и магистров к творчеству в профессиональной деятельности. // Модернизация современного профессионального образования в условиях бакалавриата и магистратуры: материалы Междунар. науч. – практич. конф., 24-25 октября 2013 года / Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина; отв. ред. Н.В. Мартишина. – Рязань, 2014. – 588 с., С. 333 – 338.

32.  Мартишина, Н.В., Пахомова М.С. Творчество в профессиональной деятельности специалиста по управлению кадрами // Известия РАО. – 2014. – №2 (30). – С. 91 – 95.

33.  Маршев, В.И. История управленческой мысли: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 731 с.       

34.  Маслоу, А. Мотивация и личность. – СПб: Евразия, 1999. – 478 с.

35.  Маслоу, А. На подступах к психологии бытия. М.: «Рефл-бук» – К.: «Ваклер». 1997. – 140 с.

36.  Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. Перевод с английского Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации Москва: Издательство «Дело», 2004. –  704 с.

37.  Николаенко, Н.Н. Слово и образ: левое и правое полушария мозга // Независимый психиатрический журнал. – 1996. Т. II. С. 14 – 18.

38.  Новик, И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании. – М.: Политиздат, 1975. – 144 с.

39.  Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: «А-ТЕМП», 2004. – 944 с.  

40.  Панфилова, А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала / учебное пособие. СПб: Изд-во ИВЭСЭП: Знание, 2003. – 536 с.

41.  Педагогика: Большая современная энциклопедия/Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Современное слово», 2005. – 720 с.

42.  Петренко, А.А. Технология проектирования развития образовательных систем //Педагогическое образование и наука. – 2012. –  № 4. С.87 – 89.

43.  Петров, А.Н., Петрова В.Н. Антропологическая теория творчества и креативности // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3. – С. 74 – 75.

44.  Пинкун, Д. Креативный менеджмент / ДамронгПинкун; пер. с англ. В. Сабова. – М.: Азбука-Бизнес, Азбука-Аттикус, 2016. – 240 с.

45.  Попов В.В. Критерии креативности педагогических технологий открытого дистанционного образования // Всероссийская научно-практическая конференция «Образовательная среда – 2004». Москва, ВВЦ, 29 сентября – 2 октября 2004 г. – М.: Рособразование, 2004. – С. 186 – 187.

46.  Пуаре, А. Правильная комбинация талантов формирует эффективную команду преемников // Справочник по управлению персоналом. – 2013. – № 2. – С. 20 – 22.

47.  Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2006. – 124 с.

48.  Робинсон, К. Школа будущего: как вырастить талантливого ребенка / Кен Робинсон и Лу Ароника; перевод с англ. О. Медведь. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 386 с.

49.  Романов А.А. Рязанскому государственному университету имени С.А. Есенина исполняется 100 лет // Психолого-педагогический поиск. – 2015. – № 3. – С. 1-8.

50.  Роу, А.Д. Креативное мышление. / Алан Дж. Роу; пер. с англ. Островский В.А. – М.: Нт Пресс, 2007. – 176 с.

51.  Рындак, В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. – 108 с.

52.  Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина: история становления и развития (к 100-летию образования вуза) / под общей редакцией и.о. ректора РГУ имени С.А. Есенина А.А. Зимина. – Рязань: Русское слово, 2015. – 480 с.

53.  Сапожникова, Т.И. Учебно-методические материалы лекционного курса по «Теории управления». Читинский государственный университет, 2009. –145 с.

54.  Сильванович, С.Ф. Креатив для пользы дела: управление творческим потенциалом компании / С.Ф. Сильванович. – Минск: Изд-во Гревцова, 2007. – 208 с.

55.  Сластёнин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.П. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 11-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 608 с.

56.  Соловьев В.С. Общий смысл искусства // Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. – М.: Искусство, 1991. – 702 с.

57.  Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 672 с.

58.  Стрекалова, Н.Д. Профессиональная подготовка современных менеджеров в условиях стандартов третьего поколения: проблемы и пути их решения // Проблемы современной экономики. – 2011. –  № 4 (40). – С. 412-416.

59.  Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь спра­вочник / Под общ. Ред. Т. А. Барышевой. — СПб: Изд–во. ВВМ, 2014.— 380 с.

60.  Тебекин, А.В. Управление персоналом / учебник. М.: КНОРУС, 2009.–624 с.

61.  Утёмов, В.В., Зиновкина, М.М., Горев, П.М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.

62.  Филипс, Ч. Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всесторонней тренировки мозга / Чарльз Филипс. – М.: Эксмо, 2011. – 160 с.

63.  Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991.–560с.

64.  Флоренский, П. А. Иконостас // Флоренский П. А., священник. Сочинения. В 4-х тт. Т. 2. /Сост. и общ.ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачева. – М.: Мысль, 1996. – 877 с.

65.  Флоренский П.А. Христианство и культура. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000. – 672 с. 

66.  Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2007. – 432 с.

67.  Формирование профессионально-личностной стратегии современной студенческой молодежи: теория и практика: монография / Н.В. Мартишина (рук.), Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Е.М. Аджиева, Т.В. Ганина, Н.А. Жокина. – Рязань: Издательство «Концепция», 2016. – 120 с.

68.  Хазова, С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту: монография. – М.: Изд-во «Академия естествознания», 2010. – 91 с.

69.  Шакирова, А.В. Инновационные игры в подготовке менеджеров. Учебное пособие. – Набережные Челны: НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ», 2010. – 95с.

70.  Шапиро, С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании. М.: Гросс – Медиа, 2005. – 208 с.

71.  Шевырев А.В. Системно-креативное мышление в обучении проектному управлению в вузе. Учебное пособие. – ГОУ ВПО Казанский государственный финансово-экономический институт. – Казань. – 2011. – 184 с.

72.  Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). – М.: Тривола, 1994. – 168 с.

73.  Эльконин Б. Д. Психология развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. —144 с.

74.  Аннотация дисциплины «Креативная педагогика в техническом вузе» (72 ч.). http: //www.gubkin.ru – дата обращения: 30.01.2017.

75.  Дивергентное мышление: особенности, способы развития. https: //4brain.ru – дата обращения: 23.01.2017.

76.  Категория развития в философии. http: //bruyaka.ru – дата обращения: 10.05.2017.

77.  Классическое образование для будущего http: //www.rsu.edu.ru – дата обращения 31.10.2016.

78.  Концепция креативности как универсальная познавательная творческая способность. http: //www.psychologiainfo.ru – дата обращения: 04.01.2017.

79.  Коуч. http: //www.profguide.ru – дата обращения: 15.03.2017.

80.  Менеджер по корпоративной культуре: функции, навыки, компетенции.http: //www.hr-director.ru – дата обращения: 15.03.2017.

81.  Об утверждении ФГОС ВОпо направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом. http: //www.consultant.ru – дата обращения: 16.05.2017.

82.  Отрывок из книги Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ. Творческий человек.http: //www.psychol-ok.ru – дата обращения 07.02.2017.

83.  Официальный сайт РГУ имени С.А. Есенина. http: //www.rsu.edu.ru – дата обращения: 27.10.2016.

84.  Постановление правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации. https: //rg.ru – дата обращения: 30.05.2017.

85.  Происхождение способностей. http: //www.intellectrate.ru – дата обращения: 11.04.2017.

86.  Профессиональный стандарт. Специалист по управлению персоналом. http: //profkadrovik.ru – дата обращения: 30.05.2017.

87.  Салтанова С.В. Как склонность к риску способствует карьерным успехам. https: //iq.hse.ru – дата обращения: 03.04.2017.

88.  Сущность и содержание менеджмента как системы и вида деятельности. http: //live-management.ru – дата обращения: 10.04.2017.

89.  Хакамада, И. В эпоху хаоса побеждает индивидуализм. http: //www.rosbalt.ru – дата обращения: 02.04.2017.

90.  ФГОС ВОпо направлению 38.03.03 Управление персоналом. http: //www.fgosvo.ru – дата обращения: 30.05.2017.

91.  Хочу тут работать. http: //www.mckinsey.com – дата обращения: 03.04.2017.

92.  Эвристическое обучение. http: //khutorskoy.ru – дата обращения: 07.04.2017.

93.  Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивкина.

[ Электронный ресурс] – М.: Гардарики, 2004. – Креативность. http: //ariom.ru– дата обращения: 31.01.2017.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.199 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь