Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Японская чайная церемония



Японская чайная церемония

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стабильная версия была проверена 19 октября 2014. Имеются непроверенные изменения в шаблонах или файлах.

Чайная церемония

Чайная церемония (яп. 茶 の 湯 тя но ю ? ), «путь чая», «искусство чая» (яп. 茶 道 садо:, тядо: ? ) — специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.

Содержание

История

По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII—VIII векам нашей эры. Чай был завезён в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком — его пили во время медитаций и подносили Будде. По мере того, как дзэн-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать всё большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, распространялось и потребление чая. В XII веке монах Эйсай способствовал введению питья чая при дворе, представив сёгуну Минамото но Санэтомо книгу «Кисса Ёдзёки» о сохранении здоровья с помощью чая. К XIII веку питьё чая стало обычным делом у сословия самураев. Со временем из монастырей в аристократическую среду проникла практика «чайных турниров» — собраний, на которых дегустировалось большое количество сортов чая и от участников требовалось по вкусу чая определить его сорт и происхождение. В простом народе, среди крестьян и горожан также вошло в традицию чаепитие, но проходило оно гораздо скромнее, чем у знати, и представляло собой просто собрание для совместного употребления напитка за неторопливой беседой.

По образцу китайской сунской чайной церемонии японские монахи сформировали собственный ритуал совместного потребления чая. Первоначальная форма ритуала была разработана и введена монахом Даё (1236—1308). У Даё обучились первые чайные мастера — также монахи. Веком позже священник Иккю Содзюн (1394—1481), настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко (Сюко). Последний развил и преобразовал чайную церемонию, и обучил её проведению сёгуна Асикага Ёсимицу, дав, таким образом, традиции «путёвку в жизнь» — как и в большинстве стран, в Японии всё, что принималось в обычай у правителя, тут же входило в моду у подданных.

Мурата следовал положенной в основе церемонии идее «ваби» — стремлению к простоте и естественности, отчасти, в противоположность пышности и роскоши самурайских «чайных турниров». Он объединил четыре основных принципа чайной церемонии: гармония (яп. 和 ва ? ), почтительность (яп. 敬 кэй ? ), чистота (яп. 清 сэй ? ) и тишина, покой (яп. 寂 дзяку ? ). Дальнейшее развитие чайной церемонии обеспечил Дзёо Такэно (1502—1555). Он начал использовать для церемонии специальное строение — чайный домик (тясицу), которому, в соответствии с принципом «ваби», был придан вид крестьянского дома с соломенной крышей. Он же ввёл в употребление в церемонии керамическую посуду грубой работы.

Ученик Дзёо Такэно, выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522—1591), доработал чайный домик и ввёл в практику создание сада (тянива) и каменной дорожки (родзи), ведущей через сад к домику. Сэн-но Рикю формализовал этикет церемонии, последовательность действий участников и даже определил, какие беседы должны вестись в какой момент церемонии, чтобы создавать настроение спокойствия, отхода от забот и стремления к истине и красоте. Нововведения, сделанные Рикю, придали новое значение «саби» — принципу изысканности и красоты, также воплощённому в чайной церемонии. Обстановка церемонии направлялась на то, чтобы показать не явную, яркую, бросающуюся в глаза, а скрытую красоту, таящуюся в простых вещах, неярких красках и тихих звуках. Таким образом, к XVI веку чайная церемония из простого коллективного чаепития превратилась в мини-спектакль, который в целом рассматривался как одна из форм духовной практики и в котором каждая деталь, каждый предмет, каждое действие имели символический смысл. Японцы говорят, что «чайная церемония — искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».

Судьба Сэн-но Рикю сложилась трагически: его эстетические принципы входили в противоречие с вкусами его сюзерена, Тоётоми Хидэёси, предпочитавшего пышные, богатые приёмы и драгоценную чайную утварь (для него в 1585 году была даже построена огон тясицу — чайная комната, покрытая золотой фольгой, все чайные принадлежности в которой были из чистого золота), и в 1591 году чайный мастер был вынужден по приказу повелителя совершить ритуальное самоубийство. Тем не менее, чайная церемония развивалась в русле принципов, выработанных Сэн-но Рикю, и ведущей школой чайной церемонии стала основанная им школа Сэнкэ. Большую роль в укреплении позиций школы сыграл внук Рикю, Сэн Сотан (1578—1658), ставший третьим по счёту иэмото школы. Сыновья Сэна Сотана возглавили три ветви школы Сэнкэ: Омотэ Сэнкэ, Ура Сэнкэ и Мусянокодзи Сэнкэ.

Чайная церемония, XIX век

Чайная церемония распространилась во всех слоях японского общества. К началу XVIII века в Японии сформировалась целая система чайных школ, впрочем, все они были ответвлениями школы Сэнкэ. Во главе каждой школы стоял иэмото — руководитель и старший из чайных мастеров, который управлял школой и аттестовал мастеров, прошедших в ней обучение. Главной задачей иэмото считалось поддержание неизменности канонизированной традиции чайной церемонии. В школах был разработан необходимый комплекс упражнений, предназначенный для выработки навыков чайного мастера. Естественно, там обучались всему, что связано с организацией и оформлением церемонии, с приготовлением чая, с поддержанием подобающей беседы и созданием нужного настроения.

Традиционные виды церемонии

Существует множество разновидностей чайной церемонии, из которых выделяется шесть традиционных: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя, специальная.

  • Ночная церемония. Обычно проводится при луне. Сбор гостей происходит незадолго до полуночи, завершается церемония не позже четырёх часов утра. Особенностью ночной церемонии является то, что порошковый чай готовят непосредственно во время церемонии, перетирая в ступке чайные листья, и заваривают очень крепко.
  • На восходе солнца. Церемония начинается в три-четыре часа утра и продолжается до шести утра.
  • Утренняя. Проводится обычно в жаркую погоду (когда утро — наиболее прохладное время), начинается около шести утра.
  • Послеобеденная. Начинается около часа пополудни, из еды подаются только пирожные.
  • Вечерняя. Начинается около шести часов пополудни.
  • Специальная (риндзитяною) церемония проводится по особым случаям: праздник, специально организованная встреча друзей, празднование какого-либо события. Чайную церемонию могли проводить, готовясь и к важнейшим событиям, например, к битве или к ритуальному самоубийству. Тут особую роль играл «мастер чая». Он должен был обладать великими внутренними качествами. Ему предстояло укрепить своего гостя или гостей перед ответственным шагом.

Место проведения церемонии

Чайный домик

Классическая чайная церемония проводится в специально оборудованном месте. Обычно это огороженная территория, войти на которую можно через массивные деревянные ворота. Перед проведением церемонии, во время сбора гостей, ворота открываются, давая гостю возможность войти, не беспокоя хозяина, занятого подготовкой. На территории «чайного комплекса» находится несколько строений и сад. Детали их расположения не стандартизуются — в каждом конкретном случае стараются создать максимально эстетичный ансамбль, естественно вписывающийся в местность и создающий впечатление «продолжения природы». Непосредственно за воротами располагаются вспомогательные строения: «прихожая», где гость может оставить вещи и переменить обувь, а также павильон, где гости собираются перед началом церемонии. Главное строение — чайный домик (тясицу) — находится в глубине чайного сада (тянива). Чтобы попасть туда, нужно пройти через сад по выложенной камнем дорожке (родзи).

Существует несколько различных сокращённых вариаций чайной церемонии для ситуаций, когда проведение её в «классическом» варианте невозможно. Возможно ограничиться для проведения церемонии специальным павильоном, отдельной чайной комнатой или даже просто отдельным столом.

Чайный сад (тянива)

Чайный сад невелик. В целом он обычно является своеобразной моделью небольшого фрагмента горного склона, поросшего лесом. Все его элементы подбираются так, чтобы создавать настроение спокойной отрешённости. В ясную погоду он защищает от яркого солнца, создавая спокойный полумрак. В саду высаживают различные вечнозелёные кустарники, бамбук, сосны, кипарисы. Также в нём в «естественном» порядке, имитирующем природный беспорядок и случайность, располагаются камни, поросшие мхом, и старые каменные фонари. Если церемония проводится в тёмное время суток, фонари зажигают, чтобы осветить путь гостей к чайному домику. Свет фонарей неяркий, достаточный лишь для того, чтобы видеть путь, он не должен сам по себе привлекать внимание и нарушать сосредоточение.

Чайный домик (тясицу)

Основная статья: Тясицу

Внутри чайного домика (Музей искусства Дальнего Востока, Берлин)

Чайный домик является основой воплощения в чайной церемонии принципа «ваби» — естественности и простоты. В нём не должно быть ничего нарочитого, резко выделяющегося. По преданию, Мурата Дзюко проводил чайные церемонии при дворе сёгуна Асикаги в комнате Додзинси — самом маленьком и скромно обставленном помещении резиденции сёгуна, — чтобы, отдалившись от богатства и роскоши, в которых проходили чаепития знати, проводить чайную церемонию в спокойствии и отрешённости от земных соблазнов. В соответствии с принципом «ваби» Дзёо Такэно, который придумал использовать в церемонии специально построенный чайный домик, придал ему вид простого крестьянского дома под соломенной крышей.

Чайный домик состоит из единственной комнаты, в которую ведёт вход, узкий и низкий, так что пройти в него можно только сильно наклонившись. Такая конструкция входа имеет символический смысл — она заставляет любого, кто входит в домик, низко поклониться, независимо от его общественного положения. В прошлом низкий вход давал ещё один эффект — самурай не мог войти в чайный домик с длинными мечами, и оружие приходилось оставлять снаружи. Это также символизировало необходимость оставить за порогом все заботы, одолевающие человека в мире, и сосредоточиться на церемонии.

Окон в чайном домике может быть довольно много — шесть-восемь, различного размера и формы. Как правило, расположены они высоко, и предназначены не для того, чтобы смотреть наружу, а лишь для пропускания в дом необходимого количества света. Иногда, если из домика открывается особенно приятный вид, рамы могут раздвигаться, чтобы гости полюбовались красотой природы, но чаще окна в чайном домике закрыты.

Внутреннее убранство домика очень просто — стены отделаны серой глиной, чтобы отражённый ими свет создавал ощущение спокойствия и нахождения в тени, пол устлан татами. Самая важная часть домика — токонома, — ниша в стене, расположенная напротив входа. В нише перед церемонией помещается курильница с благовониями, цветы и свиток с изречением, как правило, в дзэн-буддийском стиле, которое чайный мастер специально подбирает к каждому конкретному случаю. Никаких других украшений в чайном домике не допускается, за исключением, возможно, картины старого мастера на стене. В центре комнаты располагается бронзовый очаг, на котором и готовится чай. Перед церемонией промытый пепел выкладывается в очаге в форме «долины с двумя горами», на него кладутся угли и разводится огонь.

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.  

Посуда и принадлежности

Утварь, используемая в ходе чайной церемонии, должна составлять единый художественный ансамбль, что не означает непременного однообразия, но требует, чтобы предметы подходили друг к другу и ни один из них не выделялся резко из общего набора. Для церемонии необходима шкатулка для хранения чая, котёл или чайник, в котором кипятится вода, общая чаша для совместного питья чая, чаши для каждого из гостей, ложка для насыпания чая и мешалка, которой хозяин размешивает чай во время приготовления. Все предметы должны быть простыми, скромного вида и почтенного возраста, отражающегося в их виде. Как правило, чай хранится в простом деревянном ящичке, котёл или чайник — вполне обычный, медный, ложка для чая и мешалка — бамбуковые. Чаши для церемонии применяются в разных стилях, например, в стиле керамики Раку — простые, керамические, достаточно грубой работы, без нарочитых украшений. Вся утварь безукоризненно чиста, но при этом никогда не начищается. В отличие от европейцев, натирающих металлическую посуду до зеркального блеска, придающего предметам вид новых, только что изготовленных, японцы предпочитают, чтобы предметы сохраняли «память о своём прошлом» — потемнение от времени, следы длительного использования. «Старый» вид утвари — один из элементов эстетики чайной церемонии.

Кандидат филологических наук и преподаватель искусства чайной церемонии (школа Урасэнкэ) А. В. Кудряшова приводит список тридцати семи наиболее распространённых в японской чайной церемонии типов керамики и некоторых из разновидностей этих типов: Идо; Карацу (Э-Гарацу — Карацу с рисунком); Хаги; Раку (Ака-Раку - Красная Раку, Куро-Раку — Черная Раку); Сино (Нэдзуми-Сино — Мышиный Сино); Бидзэн; Сигараки; Ига; Токонамэ; Агано; Асахи; Коти (Киготи — Желтый Коти); Орибэ (Куро-Орибэ — Черный Орибэ); Сэто (Кидзэто — Желтый Сэто, Сэто-гуро — Черный Сэто, Ко-Сэто — исторический Сэто); Сомэцукэ; Госу (Госу Ака-э — Госу с рисунком красного цвета); Мисима (Хори-Мисима — Мисима с вырезами, Хана-Мисима — Мисима с цветочным орнаментом, Хакэмэ-Мисима — Мисима с мазками кистью); Кёяки (керамика из Киото с тонким изящным рисунком); Набэсима; Этидзэн; Унгэ; Тамба; Сома; Мино; Тамаго-дэ; Сэйдзи (зеленоватый селадон); Така-тори; Дзэдзэ; Акахада; Кутани (Ко-Кутани — исторический Кутани); Сацума; Кохики; Корай (Э-Горай — Корай с рисунком); Ирабо; Аннан; Амамори; Тотоя[1].

См. также

  • Международный день чая
  • Тэцубин — железный чайник, применяемый в церемонии.

Примечания

  1. Кудряшова, 2012, с. 240

Литература

  • Григорьева Т. П. Чайная церемония // Красотой Японии рожденный. — М.: Вост. лит., 1993. — С. 355—368.
  • Игнатович А. Н. Философские, исторические и эстетические аспекты синкретизма (на примере «чайного действа») / ред. Н. Панферова. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 288 с. — ISBN 5-7333-0453-7.
  • Кудряшова А. В. Эстетика дзэн-буддизма в традиции Пути Чая на примере чайной керамики и кухни тя-кайсэки // Япония. Ежегодник. — М.: Институт востоковедения РАН, 2012. — № 41. — С. 239—249.
  • Мазурик В. П. Чайная чашка и ее функции в японском чайном действе (тяною) // Вещь в японской культуре. — М.: Вост. лит., 2003. — С. 137—168.
  • Сонтаку, Дзякуан Записки о дзэнском чае // Логос. Философско-литературный журнал. — М., 1991. — В. I. — С. 152—163.

 

Китайская чайная культура

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 февраля 2014; проверки требует 1 правка.

Чай в чайнике по-китайски

Чайный дом в Шанхае, Китай.

Хозяйка обслуживает чаем традиционный китайский чайный дом

Китайская чайная культура — способы приготовления чая, используемая посуда и приборы, а также события, служащие поводом для чаепития в Китае.

Содержание

Этимология

Русское слово «чай» происходит от китайского 茶 (ча); растение Camellia sinensis китайцы называют 茶 樹 /茶 树 (ча шу). Примерно до VIII в. до н. э. для чая не было особого слова; вместе с другими горькими травами его называли 荼 (ту). Нельзя не заметить сходства этих двух знаков (всего одна дополнительная горизонтальная черта в знаке 荼 ). Знак чая состоит из ключа № 140 «трава» 艸 (цао) в сокращенном написании «艹 » и фонетического элемента «余 » (ту). Когда чайный куст стали отличать от других трав, его назвали «檟 苦 荼 » (цзя ку ту) — «вечнозелёная горькая трава» — или, в упрощенном написании, «苦 荼 » (ку ту) или «荈 » (чуань).

Когда чай распространился в древнем Китае более широко, его стали называть словом «茗 » (мин), заимствованным, по-видимому, из бирманского языка. Это слово и сегодня используют в чайных обществах Тайваня и Китая.

Есть и другая версия происхождения этого слова. В своих «Комментариях к Эръя»(尔 雅 注 ) Го Пу пишет:

树 小 似 栀 子 , 冬 生 , 叶 可 煮 羹 饮 。 今 呼 早 取 为 荼 , 晚 取 为 茗 "

Небольшое деревце, похоже на гардению жасминовидную ( 栀 子 ), плодоносит зимой, из листьев можно сварить напиток. Если сделать из молодых листьев, то называется «ту» ( 荼 ), а если из поздних, то «мин»( 茗 ).

К концу VIII в. до н. э. знак «荼 » упростился до «茶 ». В знаменитом «Трактате о чае» (茶 經 /茶 经, ча цзин) поэт эпохи Тан Луюй (唐 陸 羽 /唐 陆 羽 ) поведал о происхождении знака чая и разнообразных словах, используемых для его обозначения. В первой главе трактата, «Истоки» (卷 上, 一 之 源 ), он пишет:

其 字 : 或 從 草 , 或 從 木 , 或 草 木 並 。

Его знак, возможно, происходит от слова «трава»; возможно, от слова «дерево», а может быть, от обоих вместе

其 名 : 一 曰 茶 , 二 曰 檟 , 三 曰 蔎 , 四 曰 茗 , 五 曰 荈 。

Его имена: первое — 茶 «ча»; второе — 檟 «цзя»; третье — 蔎 «ше»; четвёртое — 茗 «мин»; пятое — 荈 «чуань».

  • 蔎 «ше»: это слово жители современной провинции Сы чуань используют вместо слова 荼 (ту)
  • 茶, 蔎, 茗, 荈 «ча», «ше», «мин» и «чуань»: говорят, в древности первый урожай чая называли «ча», второй — «мин», третий — «ше», четвёртый — «чуань».

Традиции чаепития

Четыре пиалы — китайские чашки для чая.

Чай является традиционным напитком в Китае и употребляется ежедневно. Впрочем, среди молодого поколения китайцев отмечается снижение интереса к чаю и усиление пристрастий к западным сладким газированным напиткам, что некоторыми расценивается как тревожный симптом[1]. Семейное чаепитие сегодня становится скорее данью традиции и способом отметить единение семьи по случаю какого-либо праздника. При этом чай (обычно — зелёный) заваривается в большом чайнике (фарфоровом, фаянсовом или глиняном) сразу на всю семью, разливается по чашкам или пиалам, из которых и пьётся.

Кроме того, китайцы отмечают несколько видов особых обстоятельств для приготовления и совместного питья чая.

  • «Знак уважения». В китайском обществе принято выражать почтение старшим, предлагая чашку чаю. Пригласить старших родственников в ресторан на чашку чаю и заплатить за них — одно из традиционных китайских времяпрепровождений в выходные дни. В прошлом чай всегда подавали люди, занимавшие менее высокую ступень социальной иерархии. В нынешнем Китае в связи с либерализацией общества случается, что родители подают чай детям, и даже начальник может налить чай подчинённым. Однако на официальных мероприятиях не следует ожидать, что более высокопоставленный участник подаст вам чай.
  • «Семейная встреча». Обзаведясь семьями или уехав работать в дальний край, дети редко навещают родителей; дедушки и бабушки нечасто видятся с внуками. Поэтому совместные чаепития в ресторанах — важная часть семейных встреч. По воскресеньям китайские рестораны полны посетителями, особенно в праздничные дни. Это подтверждает важность семейных ценностей в Китае.
  • «Извинение». В китайской культуре принято, прося прощения, наливать чай человеку, перед которым извиняешься. Это — знак искреннего раскаяния и покорности.
  • «Выражение благодарности старшим в день свадьбы». На традиционной китайской свадебной церемонии жених и невеста в знак уважения подают чай родителям, опустившись перед ними на колени. Молодожёны говорят родителям: «Спасибо вам за то, что вырастили нас. Мы в вечном долгу перед вами! ». Родители пьют чай и вручают новобрачным красный конверт, символизирующий удачу.
  • «Сплочение большой семьи в день свадьбы». Свадебная чайная церемония служит также способом знакомства семей жениха и невесты. Поскольку китайские семьи зачастую весьма многочисленны, может случиться, что не всем участникам удастся познакомиться на свадьбе. В частности, такое могло случиться в древние времена, когда у отца семейства могло быть несколько жён, и отношения между некоторыми членами семьи бывали натянутыми. Поэтому во время свадебной чайной церемонии молодожёны подавали чай каждому члену семьи, называя его по имени и официальному титулу. Совместное чаепитие символизировало приём новых членов в семью. Отказаться от чая означало воспротивиться браку и «потерять лицо». Старшие родственники, будучи представлены на церемонии, передавали молодожёнам красные конверты; новобрачные, в свою очередь, отдавали красные конверты молодым неженатым членам семьи.
  • «Поддержание традиции». В чаошаньской традиции принято собираться с друзьями и родственниками в чайной комнате на церемонию Гунфу Ча. Во время церемонии старшие участники рассказывают младшим об обычаях, передавая им древнюю традицию.

Благодарность за чай

См. также: Коутоу пальцами

Постукивание по столу в знак благодарности за чай.

Человек, которому налили чаю, может выразить свою благодарность, постучав 3 раза по столу согнутыми указательным и средним пальцем. Этот обычай распространен в Южном Китае (например, в Гонконге); в других районах Китая этого обычая, как правило, не придерживаются.

Говорят, что обычай этот возник во времена династии Цин, когда император Цяньлун путешествовал по стране инкогнито, и ему было интересно узнать, что думает народ о власти. Однажды в трактире император подсел к двум мужчинам, которые распивали чай, и завел беседу. Мужчины сразу поняли, что перед ними не простой житель, и хотели упасть перед ним на колени, но прекрасно понимали, что если все узнают, что перед ними император, то их ждет смертная казнь, так как император считался величественным и неприкасаемым, а те люди с ним беседовали, как с равным. После чаепития, молодые люди встали и один из них сделал два жеста пальцами — сначала указательный и средний вместе положил на край стола, затем тот же жест с согнутыми пальцами. Император не понимал и попросил объяснить, что это значит. Молодой человек ответил: «Мы знаем, что перед нами Ваше величество, и теперь нас убьют за то, что мы с Вами разговаривали, но я очень хочу выразить Вам от нас и от всего народа благодарность. Эти два жеста означают, что Ваш народ предстилается пред Вами и преклоняется». И мужчины ушли. Император был удивлен и в то же время рад, что о нём так думает его народ. С тех пор подобный жест показывает уважение к человеку за чаепитием.

Как заваривают чай в Китае

В Китае существует множество различных способов заварки чая в зависимости от обстоятельств чаепития, достатка участников и разновидности завариваемого чая. Например, зеленый чай нежнее, чем улун или черный чай, поэтому для заварки используют менее горячую воду.

Заваривание в чашке чаоу 茶 甌 [ 茶 瓯 ] (гайвань)

Гайвань (蓋 碗 /盖 碗; дословно — «чаша с крышкой») называют также 蓋 杯 (гай бей — «чашка с крышкой») или 焗 盅 (цзю чжун — «сосуд для запирания жара»). Слово «гайвань» — современное название сосуда. Способ был заимствован у народа Чаошан, называвшего этот сосуд «чаоу» 茶 甌 [茶 瓯 ].

Чаоу — набор, состоящий из чашки, крышки и блюдца; его можно использовать как сам по себе, так и в сочетании с чайными чашками. Заваривание в чаоу применяют, когда нужно попробовать чай, например, при покупке. В таких случаях важно сохранить нейтральный вкус чая; необходимо также иметь возможность посмотреть на заваривающиеся листья чая и понюхать их. Этим способом заваривания пользуются также для повседневного чаепития, хотя его можно использовать и в некоторых формальных ситуациях. Заваривать в чаоу можно любой чай, но больше всего этот способ подходит для слабоферментированных видов.

  1. Вскипятить воду или нагреть её до температуры, подобающей используемому чаю.
  2. Нагреть чаоу кипятком.
  3. Насыпать листья чая в чаоу.
  4. Ополоснуть листья чая и немедленно слить воду.
  5. Налить воду по стенке чашки на 2/3.
  6. Подождать 30 секунд, разлить чай.
  7. Подать чай.

Заваривание в чайнике

Чай заваривают в большом чайнике (из фаянса, фарфора или глины), объёма которого достаточно для всех собравшихся. Особенностью китайского чайника является то, что заварка засыпается в небольшой дырчатый стаканчик-ситечко (из того же материала, что и сам чайник), вставляемый в чайник. При заваривании оно заполняется сухим чаем наполовину — на две трети, выполняя, таким образом, роль дозатора заварки. Горячая вода заливается в чайник через ситечко, «промывая» заварку. После того, как чайник заполнен, и заварка размокла, её иногда дополнительно чуть отжимают ложкой для более полной экстракции. Считается, что в ситечке чай лучше промывается и полнее отдаёт содержащиеся в нём вещества. Хорошие зелёные чаи и улуны заваривают несколько раз. Время настаивания и температура воды зависят от сорта чая.

Чайная церемония Гунфу Ча

Чайная церемония Гунфу Ча обязана своей популярностью традиции народов Миньнань и Чаочжоу или Чаошань. В ней используется маленький чайник из исинской глины ёмкостью около 150 мл. Чайник не только служит украшением, но и помогает «округлить» вкус чая. Заваривание в исинском чайнике используют как для индивидуального чаепития, так и в более формальных ситуациях, например, для угощения гостей. Ниже описан способ заваривания чая, считающийся в Китае искусством. Он применяется только для улунов.

  1. Довести воду на огне до состояния «Шум ветра в соснах» (примерно 95 градусов). Кипятить воду нельзя ни в коем случае, иначе вы испортите воду и чай.
  2. Прогреть посуду: налить в чайник воду, из чайника вылить в чахай («море чая»), из чахай разлить по чашкам и облить чайник сверху водой из чашек и чахай (обычно вся посуда ставится на чабань — чайную доску (столик) с поддоном для сбора воды). Протереть чайной кистью по часовой стрелке чайник для привлечения внимания чайника.
  3. Насыпать улун в чахэ, познакомиться с чаем: разглядеть, подышать чаем.
  4. Насыпать столько чая в чайник, сколько соответствует его объёму.
  5. «Выхлопать чай» (При перевозке и транспортировке образуется чайная пыль, её необходимо убрать. Чайник заворачивается в чехол или полотенце и аккуратно прохлопывается по дну около минуты).
  6. Налить в чайник воду с большой высоты (для «дыхания» воды), после чего сразу вылить в чахай без ситечка и вылить из чахай (первая заварка не пьётся).
  7. Налить воду в чайник ещё раз, настаивать от нескольких секунд до полуминуты в зависимости от сорта чая.
  8. Вылить чай в чахай с ситечком, после чего разлить чай по длинным чашкам из чайной пары (длинная чашка — «Небесная», отвечает за аромат).
  9. Накрыть длинные чашки широкими и аккуратно одним движением перевернуть (широкая чашка — «Земная», отвечает за вкус и цвет чая). Подавать пару полагается на специальных подставках — небольших вытянутых блюдцах.
  10. Аккуратно вытащить из пары длинную чашку, подышать ароматом чая из длинной чашки.
  11. Посмотреть цвет настоя чая и выпить из широкой чашки.
  12. Хорошие улунские чаи завариваются от 5-7 до 10 раз. Во время церемонии надо быть спокойным душой и телом. Это очень ответственное мероприятие. Желательно иметь чайную доску, чайник из исинской глины, чахэ, чахай, чайник на живом огне для воды, чайную пару, набор чайных инструментов.

Китайская чайная церемония популярна не только в Китае, но и за его пределами. Искусство приготовления и питья чая помогает людям настроиться на созерцательный лад, забыть о повседневной суете и поделиться с другими спокойствием и душевным равновесием.

См. также

  • Китайский национальный музей чая
  • Международный день чая
  • Знаменитый чай Китая

· «Английская чайная церемония» – понятие несколько неочевидное. С одной стороны, при этом мероприятии имеют место быть определенные и достаточно регламентированные действия. С другой стороны, действия эти очень простые и понятные. И вовсе не такие серьезные как, например, в японской церемонии. Однако если сами англичане считают свое чаепитие церемонией, то и мы будем считать его церемонией.

· Итак. Английская чайная церемония развилась из английской же традиции послеобеденного чая, известного под названиями Afternoon Tea или Five-o-clock Tea. Проводится, естественно, вечером. В современной Англии все правила чайной церемонии соблюдаются, пожалуй, только в немногочисленных приличных чайных – выросший темп жизни практически полностью изгнал это мероприятие и из семей, и из массовых заведений общественного питания.

· Для проведения английской чайной церемонии необходим определенным образом сервированный чайный стол, чай, закуски к чаю и умение управляться с чаем в процессе пития. Разберемся со всем по порядку.

·

· Чайный сервиз из Bramah Museum of Tea & Coffee (Лондон)

· Сервировка. Однотонная скатерть (или с небольшим и не очень ярким рисунком). Белая или синяя (белая лучше). Не возбраняется одноразовая. Небольшая ваза с цветами. Лучше с живыми и белого цвета. Нож и вилка для каждого пьющего чай. Салфетки (возможны бумажные, в тон со скатертью). Чайные пары, чайник с чаем (может быть один на всех или индивидуальный), кувшинчик с кипятком, молочник с молоком или сливками. Ситечко и подставка под ситечко. Сахарница с рафинадом (в идеале – с белым и коричневым). Чайные ложки... Закуски к чаю, естественно, подаются на десертных тарелочках и хаваются культурно – вилкой и ножом. Вся посуда, конечно, должна быть из одного сервиза. Фарфорового. Белого или бело-синего цвета (лично мне бело-синяя нравится больше). И еще нужен стеганый или шерстяной чехольчик на чайник – отдаленный родственник нашей чайной бабы, только не такой плотный. Он называется tea-cosy.

· Чай. Все равно какой. Обычно гостям просто предлагают выбрать из 5-10 сортов. Куда обязательно входят Earl Grey, Lapsang Souchong, Assam, Darjeeling. И разные смеси, конечно. Возможны и сильноароматизированные чаи, и чаи в пакетиках (хотя они, конечно, не дают того эффекта; ). Очень престижно иметь в наличии и предлагать гостям собственную чайную смесь.

·

· Tea Cakes в The Little Tea Room (Кембридж)

· Закуски к чаю. Закуски к чаю – это самая сложная для воспроизведения в росийских условиях часть английской чайной церемонии. Дело в том, что английская чайная выпечка, с одной стороны, ничего сверхъестественного из себя не представляет. Ее можно испечь и у нас – стоит только рецепты добыть. В том же интернете. С другой стороны, все эти сконсы, тикейки, имбирные торты, вафли с крупными ячейками, кремы и джемы несколько непривычны и находятся за пределами нашего кулинарного дискурса. Хотя часто очень вкусны – например, тикейки (поджаренные булочки с изюмом) с соленым маслом. А имбирные пирожные и торты очень хорошо оттеняют вкус чая.

· Возьму на себя смелость заявить, что замена традиционной английской выпечки на нейтральную нашу вполне допустима. Блины с икрой, конечно, к английскому чаепитию не подойдут, а вот какой-либо простенький торт – запросто. Именно простенький – потому что если выпечка будет очень навороченной, она затмит собою чай.

·

· Сервированный чайный стол в патио-ресторане Fortnum & Mason (Лондон)

· Чаепитие. В нем, конечно, скрывается главный секрет английской чайной церемонии. Хоть он и очень простой, этот секрет. Итак. Чай заваривается исходя из того, что в чашках он уже не будет разбавляться кипятком. То есть на одного пьющего в чайник закладывается одна чайная ложечка заварки. Если используется очень большой чайник – на пять-шесть человек – то можно добавить еще одну ложечку на всех. После того, как чай настоится положенные 3-5 минут (иногда для контроля за временем используются песочные часы – это красиво), его разливают по чашкам. И сразу после этого доливают в чайник кипяток из кувшинчика. И накрывают чайник чехольчиком – тем самым tea-cosy – чтобы не остывал. При первом заваривании чая накрывать чайник чехольчиком вовсе не обязательно, хотя можно.

· Это доливание, с одной стороны, несколько разбавляет чай, который к моменту выпивания первой чашки уже настоится. А с другой стороны, сохранит его относительно горячим и вполне вкусным для повторного чаепития. Можно и после второй чашки доливать кипяток в заварник – правда следует помнить, что с каждым таким доливанием качество чая будет немного, но ухудшаться.

· Собственно в этом доливании кипятка в заварочный чайник и состоит главное таинство английской чайной церемонии. Простое и приятное. Приятное тем, что оно легко воспроизводимо и у нас. Попробуйте; )

·
    • английский онлайн
    • экзамены, IELTS
    • иммиграция в Канаду
  • Английский юмор
  • Мы и Они
  • Топики с переводом
  • Грамматика для Взрослых/Детей
  • Ответы к урокам
  • Песни на английском
Свежие записи сайта
  • Обучение английскому по Скайп. Расчеты в Интернете
  • Глагол SEEM в английском языке + фото
  • Железный человек 3/The Iron Man 3. Обзор фильма + английский язык
  • Традиции Рождества в Англии
  • Веселая реклама – возможно ли такое?
Свежие комментарии
  • Вячеслав к записи Кто помогает студентам в сети?
  • [email protected] к записи Трансляция английского футбола, Премьер-Лига: а кто это придумал?
  • Иван к записи Откуда английский язык появился и как сумел стать важным для всего мира
  • Макс к записи Кто помогает студентам в сети?
  • Макс к записи Кто помогает студентам в сети?
Войти Регистрация Английская чайная церемония – правила и порядки By admin_, on Октябрь 26th, 2013 Как мы уже рассказывали, чай вошел в моду в Англии после 1662 года, когда Карл II женился на Екатерине Браганса, португальской принцессе. Она страстно любила чай и привезла привычку с собой, ящик чая даже входил в ее приданное. А с другой стороны, представители Ост-Индской компании преподнесли в подарок чай королю, якобы как раз на свадьбу. Так или иначе, чай быстро вошел в моду среди аристократов и вытеснил царивший до этого кофе. Кроме того, уже в те времена некоторые писатели и поэты писали «заказные» статьи о чае и даже поэму (автор Эдмунд Уоллер), ставшую бестселлером. Екатерина ввела в моду чай, а благодаря Ост-Индской компании он сделался доступным, и английская чайная церемония стала настоящим стержнем культуры страны. Томас Туайнинг первым открыл рядом с собственной кофейней еще и чайный магазин. Что примечательно – туда, в отличие от кофейных домов, пускали и женщин, которые могли не только купить заварку, но и прямо там попить чай. Фактически это оказалось первым публичным местом для женщин. Английская чайная церемония – формирование Английская чайная церемония начала формироваться приблизительно в то же время. Так же, как в Китае или Японии, чай подавали в китайских фарфоровых чашках. Интересно, что чашки из Китая шли вместе с чаем как балласт, поскольку сам чай слишком легкий для оснастки судна. Писались книги и брошюры о чае, и даже имелась невероятно дорогая реклама в газетах. Чаепитие поистине можно считать достижением женщин. Оно вошло в моду с легкой руки супруги короля, а герцогиня Бедфордская, Анна VII изобрела послеобеденный чай – или, как он известен в мире, five o’clock. А все потому, что герцогиня с трудом переносила длинные промежутки между завтраком и поздним обедом. Упрочила традицию королева Виктория. Это именно она после коронации первым делом попросила чашечку чая и свежую «Таймс». Она же написала известное сочинение «Tea Moralities», оказавшее сильнейшее влияние на чайный этикет. Уже к 1877 году появляются специальные костюмы для «five o’clock», открываются чайные дома и чайные сады. В высшее общество на чай можно было попасть только по приглашению. Это был прекрасный повод познакомиться или поговорить. А летом, в напряженные сезоны, у каждой хозяйки гости «чаевали» не более четверти часа, так как впереди было еще много других приглашений. Три английских чаепития Англичане пьют чай не меньше 6-7 раз в день. Однако существуют отдельные «чаи» – это одиннадцатичасовой чай, послеобеденный чай и поздний чай. Одиннадцатичасовой чай является обычной закуской, которая похожа на простой послеобеденный чай. Она не слишком калорийная, состоит из нескольких тартинок, печенья, чашки чая или кофе. Послеобеденный – тот самый чай, который пьют около пяти часов вечера. Поскольку это не просто чай, а своего рода полдник, заполнение большого перерыва между едой, то кроме чая принято подавать бутерброды, печеный хлеб, булочки, иногда даже огурцы, яйца, кресс-салат, ветчину, лосося (копченого) или рыбную пасту. Кроме того, должны присутствовать сладости, булочки с вареньем или сливками (корнский чай), торты, пирожные и так далее. Поздний чай еще называют «высокий чай» или «мясной чай» (High Tea оr Meat Tea.) Это своего рода ранний ужин. Обычно он состоит из горячего блюда, например рыбы или жареного картофеля, макарон с сыром, после чего подают пирожные, сливочное масло, джем, хлеб. Иногда могут подавать также холодные закуски. Сейчас в английской чайной церемонии из трех чаев обязательным остался только послеобеденный. Как проходит английская чайная церемония В английской чайной церемонии всегда имелось несколько важных деталей, которые неукоснительно соблюдались:
  • Посуда из единого сервиза – чайные пары, чайник для чая, кувшин для кипятка, молочник, тарелочки для десерта, вилки, ножи и чайные ложечки, ситечко с подставкой, сахарница (с рафинадом), щипцы, а также шерстяной чехол для заварника (tea-cosy).
  • Чайный столик, который мог располагаться в гостиной у камина либо в саду, если погода позволяла;
  • Классические скатерти, белые либо синие, без узоров.
Каждый гость выбирал себе сорт чая, после чего начиналось заваривание. Заварочный чайник ополаскивали горячей водой, высыпали заварку в количестве 1 ложка на каждого гостя. Заварка настаивалась около пяти минут, после чего сразу же разливалась в чашки, а в чайник доливался кипяток. После второго заваривания чайник накрывался чехольчиком. Англичане пьют исключительно горячий чай. Согласно английскому чайному этикету, на столе должно быть несколько видов чая, как правило от 8 до 10. Пока происходит заваривание, подаются закуски, среди которых не последнее место занимает изобретение Джона Сэндвича. Это бутерброд, который состоит из двух кусков хлеба, а внутри – ветчина, шоколад или джем. Такой бутерброд удобно разогревать. Чай с лимоном в Англии пить не принято, его называют «чай по-русски», зато многие пьют чай с молоком. Молоко или сливки наливают в чашки, пока чай заваривается, 2-3 ложечки. Молоко должно быть подогретым, но не кипяченым. Чай наливают уже сверху. Для контроля за временем иногда используют песочные часы. Чаепитие с королевой 150 лет назад королева Виктория заложила традицию, проведя первое чаепитие с участием королевской семьи. Традиция жива и сегодня. Одно из таких чаепитий прошло 30 мая в Букингемском дворце, сад которого принимает почти 10 тысяч гостей. Это мероприятие является одним из наиболее неформальных и непринужденных. Сегодня такие рауты проводятся трижды в год. Каждый из тех, кто присутствует, заслужил приглашение. В списки самых достойных выпить чай с Ее Величеством, попадают представители из правительства, армии, благотворительных организаций. Интересно, что раньше имел место специальный дресс-код, однако королева отменила его ради небогатых людей, чтобы им было комфортно. Однако два правила всё же остались: нельзя оголять плечи и надевать черное. Шляпки, хотя и не являются обязательными, остались данью традиции. Изучайте английский по скайп, и, может быть, когда-нибудь сама королева удостоит вас приглашением на чай

Легенды

Источники XVIII—XIX веков нередко приписывали «введение» чая на Руси Петру I (наряду с множеством других нововведений, приписанных царю, а в действительности появившихся, зачастую, задолго до его рождения, в число которых входит и ввоз самовара из Голландии, и питьё кофе, и бритьё бород, и «иноземное» платье, и войско «нового образца»). В действительности же русские узнали о существовании чая и начали пить его задолго до воцарения Петра.

В российских работах, посвящённых чаю и его истории, широко распространена версия, изложенная в книге «Чай» В. Похлёбкина, согласно которой впервые в России узнали о чае в 1567 году, когда побывавшие в Китае казачьи атаманы Петров и Ялышев описали обычай употребления в Китае, Юго-Восточной Сибири и Средней Азии ранее неизвестного на Руси напитка.[1] Версия происходит из рукописи, изданной в XIX веке известным собирателем древних документов И. Сахаровым в «Сказаниях русского народа», однако современные историки в большинстве считают эту рукопись поддельной, а само «посольство Петрова и Ялышева» — вымышленным.[2]

Непищевые добавки

Простейшим способом мошеннической модификации чая было добавление в заварку песка, металлических опилок или даже мелкой дроби. Как отмечает Похлёбкин, этот способ фальсификации можно считать наиболее «щадящим» — фальсификатор получал дополнительный доход за счёт разницы в весе, но сами примеси легко отделялись, а при попадании в чайник оседали на дно, то есть не слишком портили сам чай.

Чай из спитой заварки

Этот способ фальсификации был широко распространён в большинстве чаепотребляющих стран. В России он был характерен для Москвы, хотя практиковался и в других крупных городах, где можно было без затруднений собирать большие объёмы использованной («спитой») заварки. Использованную чайную заварку собирали в трактирах и других заведениях общепита, нередко извлекая прямо из помойных ям, очищали от явных примесей, смачивали красителями, жжёным сахаром и химикатами, придававшими чаинкам после просушки естественный вид. Дополнительно она могла обрабатываться дубильными веществами для придания вязкого вкуса и ароматизаторами. Получившийся «чай» упаковывался и шёл в продажу (возможно, с минимальной примесью настоящего чая) либо перепродавался чаепроизводителям, которые подмешивали его в большем или меньшем количестве к подлинному чаю. Наряду с «копорским чаем» (см. ниже) фальсификаты из спитой заварки считались наиболее опасными и преследовались наиболее строго, так как при вторичной обработке сырья зачастую использовались непищевые (иногда просто ядовитые) красители и прочие добавки.

«Копорский чай»

Основная статья: Копорский чай

Одним из основных растительных суррогатов, использовавшихся при подделке чая в Российской Империи, был так называемый «копорский чай» — высушенные листья Иван-чая (кипрея), настой которых с давних времён употреблялся на Руси в качестве напитка и лекарственного средства. Название «копорский» он получил по имени местности Копорье в Петербургской губернии, которая была центром его производства и распространения. Настой кипрея внешне похож на настоящий чай, а при производстве материала, шедшего на подделки, листья перетирали с чернозёмом или глинозёмом, так как почва облегчала механическую обработку листьев, а содержащиеся в ней кислоты придавали «чаинкам» бурый цвет, похожий на цвет настоящего чёрного чая. Экономист А. П. Субботин называет его[9] «легальным суррогатом» чая. По приблизительной оценке Субботина, в деревнях близ Петербурга производилось порядка нескольких десятков тысяч пудов «копорского чая» в год. Он возами продавался в Москве и Петербурге, перепродавался по всей территории Империи и вывозился за границу (контрабандно, в упаковке под видом какой-либо другой клади), где использовался для подмешивания к настоящему чаю. Небогатые потребители нередко сознательно покупали чай с высокой примесью кипрея, так как чистые китайские сорта чая из-за высоких пошлин были дороги. Как и в случае «фруктовых чаёв», были и энтузиасты, которым нравился напиток из кипрея и которые считали, что этот «национальный промысел» необходимо развивать.

Большие объёмы кустарного производства, нечестные производители и широкое распространение привели к тому что «копорский чай» стал предметом для отдельного пристального внимания государственных органов, ответственных за надзор в сфере продовольственной торговли, а также полиции и таможенной службы. Однако до конца XIX века сколько-нибудь ограничить его производство и сбыт не удавалось, так как спрос на дешевые напитки был велик, а в крестьянском хозяйстве их продажа была небольшим, но всё же заметным финансовым подспорьем, позволявшим платить высокие налоги. В своих трудах А. П. Субботин отдельно отметил исследования профессора Пеля (1889 год.) о том, что подмешивание копорского чая причиняет только экономический вред, так как сам по себе лист копорки не содержит вредных для здоровья частей.

Фруктовые чаи

Под названием «фруктовый чай» в продаже появлялись своеобразные сухие смеси, приготовленные из засушенных и измельчённых фруктов и ягод, иногда с примесью цикория, с добавлением измельчённой кожицы с плодов и измельчённых (давленных) семечек. Заваривание этого «чая» давало бурого цвета напиток, имеющий сладковатый, достаточно приятный в горячем виде вкус, хотя и не имеющий ничего общего в аромате и вкусе с настоящим чаем.

Дешевизна и относительно неплохой вкус (в сравнении с самыми дешёвыми, часто фальсифицированными китайскими чаями) сделали «фруктовый чай» довольно популярным у небогатых покупателей, а простота технологического процесса — измельчение и досушивание в печи, — позволили наладить его производство в массовых количествах. В нескольких губерниях в конце XIX века эти «чаи» были настолько популярны, что для их производства не хватало упаковки.

Проведённые в столицах исследования образцов «фруктового чая» показало, что производители используют для его производства почти любые сухофрукты с высоким содержанием сахара. Проводившие проверку исследователи указывали, что потребление такого «чая» в больших количествах может в некоторых случаях спровоцировать проблемы со здоровьем, учитывая наличие в составе кожуры с плодов, семечек, а также возможную неправильную термообработку. Однако в целом было признано, что фруктовые смеси имеют право на существование, хотя с 1888 года был введён запрет на использование в их продаже термина «чай».

Конец XX века

Динамика потребления чая в России в последнее десятилетие XX века была преимущественно отрицательной. Если в 1987 году оно составляло 1125 г на человека в год (по РСФСР), то к 1995 году снизилось до 800 г, а к 1997 году — до 600 г. Отмена системы государственных закупок сырья и отсутствие средств у чаеразвесочных фабрик вызвали резкое падение производства чая. В 1997 году неурожай привёл к повышению цен на мировом рынке, одновременно были подняты пошлины на ввоз фасованного чая в Россию (при размере пошлины на нефасованный чай в 5 %, пошлина на фасованный поднялась с 10 % до 20 %). Предполагалось, что эта мера стимулирует закупку чая для фасовки в России, что обеспечит загрузку производства и будет способствовать наполнению бюджета. Фактически же спад производства продолжился, поступления в бюджет практически не увеличились, лишь поднялась цена чая и ещё снизилось его потребление.[14] В 1990-е годы в России отмечено значительное снижение качества известных марок чая и появление на рынке множества новых. За последние три года XX века число импортеров чая в Россию, по данным Чайной ассоциации России, выросло с 500 до 1500, и большинство новых фирм-импортеров поставляли чай не вполне легально. По некоторым оценкам, объём «серого» импорта чая составлял порядка 30-50 тыс. тонн в год.

Кризис 1998 года благотворно сказался на чайном рынке России: резкое падение курса рубля сделало импортный фасованный чай недоступным для широких слоёв населения, и ведущие производители вынужденно перенесли фасовку в Россию. Уровень продаж вырос и за счёт снижения потребления также сильно подорожавших кофе и соков. При этом упал спрос на листовые сорта и дорогие элитные чаи, но вырос — на дешёвый и менее качественный гранулированный, который осенью 1998 года составлял до 80 — 90 % объёмов продаж. Ещё одним следствием кризиса стало сокращение импорта относительно дорогого цейлонского чая и переключение на более дешёвый индийский.

С января 1999 года ситуация стабилизировалась, впоследствии начался рост спроса на качественные и элитные сорта чая. Одновременно начался рост потребления пакетированного чая, который до этого особым спросом в России не пользовался (если в целом по миру пакетированный чай составляет до 90 % рынка, то в России на 1999 год его доля не превышала 9 %).

Чай в праздничном застолье

Чай в России — практически обязательный элемент «полноценного» праздничного застолья, званого обеда или ужина.[21] По сути, такое застолье делится на две части: в первой подают еду и спиртное, во второй — чай и сладости. При переходе к «чайной» части обеда стол прибирается и накрывается для чая. Хотя этикет, вообще говоря, не требует единообразия чайной посуды, для торжественных и формальных случаев считается предпочтительным использовать посуду из одного сервиза. Нередко в семье имеется «парадный» чайный сервиз, который используется только для торжественных чаепитий.

Для питья чая подаются чайные пары, пирожковые тарелки, чайные ложки, сахар (песок или рафинад) в сахарнице с отдельной ложкой или щипчиками для накладывания сахара, конфеты в вазочках, выпечка, нарезанная на порции, нарезанный белый хлеб и/или готовые бутерброды — на блюдах. Может подаваться молоко или сливки в молочнике. Лимон подаётся тонко нарезанными ломтиками на блюдце, обычное сливочное или шоколадное масло — на блюдце или в специальной маслёнке. Варенье и мёд выставляется на стол в небольших вазочках, обычно стеклянных или хрустальных, с ложкой; гостям подаются небольшие розетки, куда те могут положить себе варенье или мёд из общей вазочки. Может выставляться на стол бальзам, ром или коньяк для добавления в чай. Чайник или кувшин с горячей водой и заварочный чайник также выставляются на стол, либо ставятся на дополнительный столик рядом с хозяйкой. Если к чаю подаётся торт, то он ставится на центр стола. Обычно рекомендуется подавать торт предварительно разрезанным, но если торт - существенный элемент застолья, например, на день рождения, то хозяйка (хозяин) разрезает его прямо на столе. Торт раскладывают лопаточкой по тарелкам гостей. При отсутствии специальных пирожковых тарелок (или места для них, если стол невелик) считается допустимым класть куски торта на чайные блюдца, чашки при этом ставятся непосредственно на стол.

При розливе чая по чашкам крепость напитка регулируется индивидуально, по вкусу, сахар и другие добавки каждый кладёт себе в чашку самостоятельно. Сахар кладут в чашку общей ложкой (или щипчиками), а размешивают — своей. В отличие от английского этикета, который предписывает есть выпечку с помощью ножа и вилки, в русском чаепитии «твёрдую», нарезанную порционными кусками выпечку и бутерброды берут руками, торт и «мягкую» выпечку едят чайной ложкой.

Никакого формализованного порядка поведения за чайным столом, подобного японской чайной церемонии, в России нет, напротив, этот этап трапезы предполагает свободную беседу на произвольные темы. Завершение чаепития означает завершение застолья в целом.

Приём неожиданных гостей

В России принято подавать чай гостю, явившемуся с визитом, в том числе незапланированным, официальным или связанным с какими-либо побочными обстоятельствами (зашедшему что-то взять или отдать, сообщить, пригласить и так далее). Предложение чашки чая в таких обстоятельствах считается знаком гостеприимства, в особенности в холодное время года, когда предполагается, что пришедший с улицы гость мог продрогнуть. Из домашней культуры этот обычай давно уже перешёл в офисную, и сейчас в офисе считается практически обязательным предложить визитёру чая или кофе, если обстоятельства и время это позволяют, в особенности — когда тот вынужден некоторое время ожидать, либо в процессе или в перерыве длительных встреч или переговоров.[22]

Как правило, никаких сервировочных и кулинарных изысков не предполагается, подают любой имеющийся чай (в офисе, как правило — пакетированный), если есть возможность выбирать — спрашивают у гостя, что он предпочитает; к чаю подаётся сахар и, возможно, что-нибудь из ординарных кондитерских изделий. Чай сервируется там, где это удобнее в конкретных обстоятельствах, хозяин может составить гостю компанию по чаепитию, но может и не делать этого, а просто присутствовать; второе подчёркивает, что хозяин считает необходимым выполнить долг гостеприимства, но предпочитает быстрее перейти к непосредственной цели визита.

Чай в русской культуре

В языке

Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Согласно решению Арбитражного комитета Википедии, списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список.  

Слово «чай» в русском языке созвучно, а в некоторых грамматических формах — аналогично ныне устаревшему глаголу «чаять» (видеть, знать). В силу этого созвучия ранее — в разговорном языке, а сейчас — преимущественно в литературе можно встретить различные варианты каламбуров на тему «чай — чаять», вроде: «Чаю — надо выпить чаю» (первое «чаю» — первое лицо единственного числа от «чаять», второе — родительный падеж единственного числа от «чай»).

Имеется в русском языке и целый ряд крылатых выражений, пословиц и поговорок на чайную тему. Например:

  • «Гонять чаи» (с ударением на конечную «и») — о не ограниченном строгими временны́ ми рамками неспешном чаепитии в небольшой компании, затеянном ради приятной беседы или просто как средство скоротать время, когда больше нечем заняться. Может употребляться в отрицательной коннотации, как синоним «праздно, бесполезно проводить время», например: «Почему люди не работают? Вы сюда что, чаи гонять приехали? »
  • «[По]баловаться чайком» — более экспрессивный синоним нейтрального выражения «выпить чаю». Может применяться в отношении питья чая «к случаю», когда предоставляется подходящий момент.
  • «Чай да сахар! » (устаревшее) — вежливая фраза, которая произносилась гостем, пришедшим в неурочное, заранее не оговорённое время и заставшим хозяина за питьём чая. Аналог гораздо более старого «Хлеб да соль! », применявшегося, когда гость заставал хозяев обедающими. В ответ на «Чай да сахар! » хозяева могли предложить гостю присоединиться к чаепитию, но могли ответить и «Свой пьём! », давая понять, что не считают нужным приглашать нежданного гостя к столу; такой отказ, по крайней мере, по отношению к малознакомым людям, считался негостеприимным, но вполне допустимым, обижаться на такое было не принято.
  • «Даже чаю не предложили» — характеристика крайне холодного, недружелюбного приёма.
  • «[Неужели] даже чаю не попьёте? » — фраза, обращённая к визитёру, собирающемуся немедленно уходить; выражает лёгкий, вежливый укор за скоротечность визита и сожаление хозяина по этому поводу.
  • В Тулу со своим самоваром — запасаться в дорогу предметами, которых в избытке там, куда отправляешься (обыгрывается город Тула, один из крупнейших центров производства самоваров в дореволюционной России).
  • Чай не водка — много не выпьешь. — ироничная форма предложения: «Чаепитие пора заканчивать».
  • Чаем на Руси никто не подавился! — комментарий к попаданию чаинок в чашку.
  • Чай не пил — какая сила? Чай попил — совсем ослаб! — шутливый комментарий к расслаблению человека после чаепития.
  • Чай несу — не подумайте, что выгоняю! — хозяйка при подаче чая гостям даёт понять, что не рассчитывает на соблюдение этикетного принципа: «Конец чаепития — конец визита».
  • Чай пить — не дрова рубить.
  • Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!
  • Выпей чайку́ — забудешь тоску.
  • Мы за чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем!
  • Приходите к чаю — пирогами угощаю.
  • Чай у нас китайский, сахарок — хозяйский.
  • Рюмка чая — эвфемизм для употребления спиртных напитков, например: «Ты меня не забывай, заглядывай иногда на рюмку чая! »

В литературе

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его следующей информацией: Тема чая и русского чаепития в литературе.  

Антиох Кантемир в комментариях к своей Второй сатире «На зависть и гордость дворян злонравных» (написана в России, ходила в списках, издана в 1762 году) отмечает:

Всем известно же, что лучший чай (пахучий и вкусный листок древа, так называемого) приходит из Китая и что, того листика вложив щепоть в горячую воду, вода та становится, приложив кусок сахару, приятное питье.

Чай в жизни помещиков XIX века многократно упоминается в поэме «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина. Так, например, чаем угощают желанного гостя, возможного кандидата в женихи:

Зовут соседа к самовару,

А Дуня разливает чай;

Ей шепчут: «Дуня, примечай! »

Потом приносят и гитару:

И запищит она (бог мой! ):

«Приди в чертог ко мне златой! »..

Чай — непременный атрибут вечерних посиделок с соседями, приёма, бала:

Под вечер иногда сходилась

Соседей добрая семья,

Нецеремонные друзья,

И потужить, и позлословить,

И посмеяться кой о чём.

Проходит время; между тем

Прикажут Ольге чай готовить,

Там ужин, там и спать пора,

И гости едут со двора.

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал.

Чай подают утром хозяйке в комнату:

Но, дверь тихонько отпирая,

Уж ей Филипьевна седая

Приносит на подносе чай.

«Пора, дитя мое, вставай»

Иван Гончаров в своих произведениях много внимания уделяет чаепитию и особенностям приготовления чая в России и у других народов. Он пишет: «Мы называем хорошими нежные, душистые цветочные чаи. Не для всякого носа и языка доступен аромат и букет этого чая: он слишком тонок. Эти чаи называют здесь (имеется в виду Англия и её колонии) пекое (pekoe flower)». По мнению Гончарова, англичане совершенно не умеют ценить хороший чай, и предпочитают пить «особый сорт грубого чёрного или смесь его с зелёным, смесь очень наркотическую… то есть чего-то вроде яда». По его свидетельству, для англичан и американцев русский чай кажется слабым и приторным:

У нас употребление чая составляет самостоятельную, необходимую потребность; у англичан, напротив, побочную, дополнение завтрака, почти как пищеварительную приправу; оттого им всё равно, похож ли чай на портер, на черепаший суп, лишь бы был черен, густ, щипал язык и не походил ни на какой другой чай. Американцы пьют один зелёный чай, без всякой примеси. Мы удивляемся этому варварскому вкусу, а англичане смеются, что мы пьем, под названием чая, какой-то приторный напиток. Китайцы сами, я видел, пьют простой, грубый чай, то есть простые китайцы, народ, а в Пекине, как мне сказывал отец Аввакум, порядочные люди пьют только жёлтый чай, разумеется без сахару. Но я — русский человек и принадлежу к огромному числу потребителей, населяющих пространство от Кяхты до Финского залива, — я за пекое: будем пить не с цветами, а цветочный чай и подождем, пока англичане выработают свое чутье и вкус до способности наслаждаться чаем pekoe flower, и притом заваривать, а не варить его, по своему обыкновению, как капусту.

— И. А. Гончаров. Фрегат " Паллада"

Гончаров также отмечает, что пристрастие русских к хорошему чаю хорошо сочетается с особенностями русской природы:

Впрочем, всем другим нациям простительно не уметь наслаждаться хорошим чаем: надо знать, что значит чашка чаю, когда войдешь в трескучий, тридцатиградусный мороз в теплую комнату и сядешь около самовара, чтоб оценить достоинство чая.

— И. А. Гончаров. Фрегат " Паллада"

Коснулся русского чаепития и Дюма-отец, в своём кулинарном словаре написавший: «Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России» и заметивший, что чай, чрезвычайно страдающий от долгой морской транспортировки, лишь в России, имеющей возможность ввозить чай посуху, может оставаться действительно высокого качества. Там же Дюма замечает:

Обычаи странны в России, так что иностранцы находят их необычайно шокирующими, когда впервые встречают… Мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора.

В живописи

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его следующей информацией: Тема чая и чаепития в русской живописи.  

В. Г. Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862 г.

Б. М. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г.

Картина В. Г. Перова «Чаепитие в Мытищах» изображает священника, пьющего чай на открытом воздухе. Б. М. Кустодиев изобразил чаепитие на таких полотнах, как «Купчиха за чаем».

В. Е. Маковский. Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик

Примечания

↑ Показывать компактно

  1. В. Похлёбкин. Чай, его история, свойства, употребление
  2. Дойти до Поднебесной. Журнал «Родина», № 10, 2004 г.
  3. История чая в датах
  4. Мединский В. О том, кто и когда сочинял мифы о России. ОЛМА.2010. стр.202 ISBN 978-5-373-03724-2
  5. Этимология слова «чай»
  6. Li Baihao; Zhu Jianhua; Huang Li & Guo Jian (2005), " One cultural route span the Millenary: Chinese Tea Road (Дорога культуры через тысячелетие: китайский чайный путь )" , «PROCEEDINGS OF THE SCIENTIFIC SYMPOSIUM " Monuments and sites in their setting - conserving cultural heritage in changing townscapes and landscapes" », Xi'an, сс. 3-4
  7. В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, том 3, стр. 548
  8. Чай и водка в истории России
  9. Субботин Александр Павлович. «Чай и чайная торговля в России и других государствах: Производство, потребление и распределение чая». Издание А. Г. Кузнецова, С.-Петербург, типография Северного телеграфного агентства, 1892 год. Фотокопия оригинального издания доступна здесь
  10. Пекинские письма доктора Кирилова
  11. Множество мемуаров разных людей, встречавшихся с Лениным, обращают внимание на то, что эти встречи, когда они проходили в неформальной обстановке, сопровождались питьём чая. Так, в книге «Сто сорок бесед с Молотовым: Из дневника Ф. Чуева» (М.: ТЕРРА, 1991.) цитируются воспоминания Молотова, в которых на одной странице говорится о двух встречах с Лениным, и оба раза следует комментарий: «пили чай».
  12. Василевский А. М. Выдержки из книги «Дело всей жизни»
  13. История чая в датах / Календарь событий / Tea-World
  14. Статья о рынке чая России в 1990-е годы
  15. Исследование рынка чая в России.
  16. Tea and coffee consumption among Russian population
  17. Consumption of tea among population on the far north of Russia
  18. Экспертный чай из России
  19. РБК: С 2006 по 2010 гг продажи чая упали на 17 %
  20. «Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», Елена Молоховец, издание двадцать второе, исправленное и дополненное, С. — Петербург, типография Н. Н. Клобукова, Пряжка, д. № 3, 1901, рецепт 3495
  21. Чай / Сост. А. В. Савельевских. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. ISBN 5-9709-0079-6
  22. Тонкости офисного гостеприимства. Журнал «Секретарь-референт», № 1, 2007 г. (Интернет-версия здесь)

Литература

  • Корсун В. Ф., Викторов В. К. и др. Русский Иван-чай. — М.: Артес, 2013. — 140 с. — ISBN 978-5-903926-13-8.
  • Похлёбкин В. В. Чай. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. ISBN 978-5-9524-2877-5
  • Соколов И. А. Чай и чайная торговля в России: 1790-1919 гг. — М.: Спутник+, 2012. ISBN 978-5-9973-2074-4
  • Чай / Составитель А. В. Савельевских — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. ISBN 5-9709-0079-6

 

Японская чайная церемония

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стабильная версия была проверена 19 октября 2014. Имеются непроверенные изменения в шаблонах или файлах.

Чайная церемония

Чайная церемония (яп. 茶 の 湯 тя но ю ? ), «путь чая», «искусство чая» (яп. 茶 道 садо:, тядо: ? ) — специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.

Содержание

История

По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII—VIII векам нашей эры. Чай был завезён в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком — его пили во время медитаций и подносили Будде. По мере того, как дзэн-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать всё большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, распространялось и потребление чая. В XII веке монах Эйсай способствовал введению питья чая при дворе, представив сёгуну Минамото но Санэтомо книгу «Кисса Ёдзёки» о сохранении здоровья с помощью чая. К XIII веку питьё чая стало обычным делом у сословия самураев. Со временем из монастырей в аристократическую среду проникла практика «чайных турниров» — собраний, на которых дегустировалось большое количество сортов чая и от участников требовалось по вкусу чая определить его сорт и происхождение. В простом народе, среди крестьян и горожан также вошло в традицию чаепитие, но проходило оно гораздо скромнее, чем у знати, и представляло собой просто собрание для совместного употребления напитка за неторопливой беседой.

По образцу китайской сунской чайной церемонии японские монахи сформировали собственный ритуал совместного потребления чая. Первоначальная форма ритуала была разработана и введена монахом Даё (1236—1308). У Даё обучились первые чайные мастера — также монахи. Веком позже священник Иккю Содзюн (1394—1481), настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко (Сюко). Последний развил и преобразовал чайную церемонию, и обучил её проведению сёгуна Асикага Ёсимицу, дав, таким образом, традиции «путёвку в жизнь» — как и в большинстве стран, в Японии всё, что принималось в обычай у правителя, тут же входило в моду у подданных.

Мурата следовал положенной в основе церемонии идее «ваби» — стремлению к простоте и естественности, отчасти, в противоположность пышности и роскоши самурайских «чайных турниров». Он объединил четыре основных принципа чайной церемонии: гармония (яп. 和 ва ? ), почтительность (яп. 敬 кэй ? ), чистота (яп. 清 сэй ? ) и тишина, покой (яп. 寂 дзяку ? ). Дальнейшее развитие чайной церемонии обеспечил Дзёо Такэно (1502—1555). Он начал использовать для церемонии специальное строение — чайный домик (тясицу), которому, в соответствии с принципом «ваби», был придан вид крестьянского дома с соломенной крышей. Он же ввёл в употребление в церемонии керамическую посуду грубой работы.

Ученик Дзёо Такэно, выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522—1591), доработал чайный домик и ввёл в практику создание сада (тянива) и каменной дорожки (родзи), ведущей через сад к домику. Сэн-но Рикю формализовал этикет церемонии, последовательность действий участников и даже определил, какие беседы должны вестись в какой момент церемонии, чтобы создавать настроение спокойствия, отхода от забот и стремления к истине и красоте. Нововведения, сделанные Рикю, придали новое значение «саби» — принципу изысканности и красоты, также воплощённому в чайной церемонии. Обстановка церемонии направлялась на то, чтобы показать не явную, яркую, бросающуюся в глаза, а скрытую красоту, таящуюся в простых вещах, неярких красках и тихих звуках. Таким образом, к XVI веку чайная церемония из простого коллективного чаепития превратилась в мини-спектакль, который в целом рассматривался как одна из форм духовной практики и в котором каждая деталь, каждый предмет, каждое действие имели символический смысл. Японцы говорят, что «чайная церемония — искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».

Судьба Сэн-но Рикю сложилась трагически: его эстетические принципы входили в противоречие с вкусами его сюзерена, Тоётоми Хидэёси, предпочитавшего пышные, богатые приёмы и драгоценную чайную утварь (для него в 1585 году была даже построена огон тясицу — чайная комната, покрытая золотой фольгой, все чайные принадлежности в которой были из чистого золота), и в 1591 году чайный мастер был вынужден по приказу повелителя совершить ритуальное самоубийство. Тем не менее, чайная церемония развивалась в русле принципов, выработанных Сэн-но Рикю, и ведущей школой чайной церемонии стала основанная им школа Сэнкэ. Большую роль в укреплении позиций школы сыграл внук Рикю, Сэн Сотан (1578—1658), ставший третьим по счёту иэмото школы. Сыновья Сэна Сотана возглавили три ветви школы Сэнкэ: Омотэ Сэнкэ, Ура Сэнкэ и Мусянокодзи Сэнкэ.

Чайная церемония, XIX век

Чайная церемония распространилась во всех слоях японского общества. К началу XVIII века в Японии сформировалась целая система чайных школ, впрочем, все они были ответвлениями школы Сэнкэ. Во главе каждой школы стоял иэмото — руководитель и старший из чайных мастеров, который управлял школой и аттестовал мастеров, прошедших в ней обучение. Главной задачей иэмото считалось поддержание неизменности канонизированной традиции чайной церемонии. В школах был разработан необходимый комплекс упражнений, предназначенный для выработки навыков чайного мастера. Естественно, там обучались всему, что связано с организацией и оформлением церемонии, с приготовлением чая, с поддержанием подобающей беседы и созданием нужного настроения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.202 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь