Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Костел св. Михаила Архангела



Бывший костел доминиканцев. Основан в 1624 г. виленским воеводой Христофором Хадкевичем. В 1724 г. на его месте доминиканцы построили каменный костел.

После Великой Отечественной войны костел был закрыт и использовался как мебельный склад. Сейчас находится на реставрации. Является памятником республиканского значения.

 

Дворец в Ружанах

Перестройка разрушенного замка в дворцовый ансамбль связана с именем Яна Самуэля Беккера, придворного архитектора Сапеги. Комплекс был задуман как сочетание главного и двух вспомогательных корпусов, объединенных мощной аркадой монументальных въездных ворот-брам между флигелями. Общий барочный характер архитектуры переплетается с элементами классицизма, проникшими в белорусское зодчество с 70-х годов XVIII в. Планировочное построение ансамбля имеет выраженный симметричный характер. В замкнутом пространстве обширного парадного двора (его площадь около 1, 5 га) центральное место отведено под главный корпус. Он представляет собой сочетание двух объемов разной величины, в большем из которых сосредоточены зал, вестибюль и парадная лестница. Расположение главных и более высоких помещений в бельэтаже обусловило основное членение фасада на цоколь, парадный этаж и верхний полуэтаж, объединенные общим коринфским ордером. Нарастающая к центру декорация фасада подчеркивает главенствующее значение его средней части, а применение спаренных колонн и раскрепованных карнизов еще более увеличивает ее пластику. Окна дворца богато оформлены, скульптурные детали изящно прорисованы.

Внушительно исполнены главные въездные ворота, представляющие настоящую триумфальную арку. Они имеют центральный проезд и два боковых прохода. Нижняя часть ворот рустована, а верхняя — украшена картушем и гирляндами, вырезанными из мореного дуба. Дерево использовано также в полуциркульной ажурной аркаде между дворцовыми корпусами. Ружанский дворец сильно пострадал в первую мировую войну: сгорел и частично обрушился. Однако и сейчас его крупномасштабные формы вместе с культовыми зданиями в значительной степени определяют силуэт поселения.

 

 

Замок Сапегов

Достопримечательностью Гольшан является дворцово-замковый ансамбль, расположенный за пределами деревни на продолжении ул. Советской — дорога в Трабы — Юратишки. Он построен в первой половине XVII в. как резиденция князя П. Сапеги. В прошлом замок окружен валами и рвами, которые заполнялись водами реки Гольшанки. Такая фортификационная система обводнения объекта была широко распространена в Беларуси и Литве в XVI—XVII вв. Остатки валов сохранились до сих пор, рвы осушены.

Замок (позже — дворец) сильно пострадал во время двух последних войн и требует серьезной реставрации. Но даже в современном состоянии он оставляет впечатление своими размерами, башенными укреплениями, протяженными стенами. Гольшанский дворец в своем построении отдельно напоминает Мирский замок. Как и там, по углам высятся башни, а по периметру стен, примыкая к ним, располагаются двухэтажные жилые корпуса, образующие замкнутый внутренний двор (60х60 м). Под корпусами имеются обширные подвалы, перекрытые сводами. Стены по этажам прорезаны большими окнами, обычными для дворцовых резиденций. Башен 6 (4 — по углам, 2 — по середине корпусов).

Интерьеры памятника погибли. Прослеживаются остатки каплицы — часовни, врезанной в середину одного из корпусов, каминов, лестниц и др. Сохранилась арка-брама напротив часовни по оси двора — единственный въезд во двор дворца. Справа от брамы размещались лучшие помещения дворца, большой зал под сводами. Во внутренней отделке были широко использованы орнаментики из стукко (остатки сохранились).

 

Монастырь бернардинцев, Гродно

Крупнейший архитектурный комплекс города — бернардинский костел и монастырь, XVI—XVIII вв. Костел — трехнефная, шестистолпная базилика. На архитектуру костела наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Сильно выступающие контрфорсы и стрельчатые высокие проемы на тыльном и боковых фасадах имеют черты готики. Главный фасад выдержан в барочных формах с отдельными элементами ренессанса (плоскостное решение со слабо выступающими пилястрами, тонкое обрамление окон, ниш и др.).

Барочные элементы проявляются в криволинейности очертания верхнего яруса, сложной раскреповке антаблемента, динамичной группировке ордера, нишах со скульптурами. Несмотря на многообразие архитектурных тем, все они представляют единую композицию большой художественной силы.

Вплотную к костелу примыкают монастырские корпуса, образуя замкнутый дворик. С западной стороны композиция комплекса обогащена многоярусной колокольней, врезанной между костелом и монастырем. Верхние ярусы колокольни и оформление интерьера (А. Грушецкий, Ф. Михалевич) относятся ко второй половине XVIII в., представляя искусство так называемого виленского барокко. Важная роль принадлежит памятнику и в панораме городского центра, открывающейся с левого берега реки Неман.

 

Костел св. Андрея

В некотором отдалении от исторического центра возвышается фарный костел св. Андрея (1775) — памятник архитектуры барокко. Храм удивляет пластикой фасада, богатством скульптурно-декоративной обработки. Основной декор сосредоточен на главном фасаде. Это — раскреповки, глубокие ниши, слоистые пилястры, фигурный фронтон. Две башни, поставленные под углом к фасаду, усиливают его пластическое построение. Скульптурное убранство интерьера несет черты искусства рококо. В архитектурный комплекс входят также брама и одноэтажный монастырский корпус. Костел св. Андрея активно участвует в формировании панорамы Слонима и находится в пространственно-планировочной связи с комплексом исторического центра города.


Монастырь Никольский

Особую ценность представляет Николаевская церковь (1669 г.), расположенная к востоку от центра города в районе так называемого Подниколья. Трехчастный план церкви с высоким нефом и трансептом характеризуется компактностью. В объемной композиции определяющим является восьмигранный барабан с куполом: он, вырастая из средокрестия, сливается с массой храма, сообщая ему устойчивость и массивность.

Выделяется своим ярусным построением и декорацией архитектура главного фасада. Его художественная трактовка, основанная на местных декоративных приемах, отличается оригинальностью. Она далека от архитектуры костела и при определенном родстве с декоративным убранством памятников русского зодчества имеет свои отличительные черты. Одна из них проявилась в членении плоскости фасада развитыми карнизами на ярусы различной высоты и декорации. Каждый ярус, при едином принятом мотиве плоских арочных ниш разнообразной величины и пропорции украшен пилястрами или колонками, покрытыми растительным орнаментом.

Декор главного фасада удачно сочетается с интерьером, в котором выделяется резной иконостас. Деревянный иконостас по тонкости исполнения и сложности форм является выдающимся произведением. По своему построению (ярусность), формам (деревянные колонки, покрытые орнаментальной резьбой виноградных лоз, — излюбленный мотив барокко) и характеру резьбы он близок к иконостасу, выполненному для Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве белорусскими мастерами в 1683—1685 гг.


Дворец в Жиличах

Жиличи — бывшее имение в небольшой деревне Добосне Кировского района Могилевской области. Принадлежало крупному землевладельцу Э. Булгака. В 30-х годах XIX в. здесь создается обширный дворцовый ансамбль, разбивается парк со скульптурами и малыми архитектурными формами: павильонами, бассейнами, мостиками и т. д. Площадь парка около 18 га, а всего усадебного комплекса с водоемами, плодовыми садами и многочисленными подсобными сооружениями достигала 100 га.

Дворец является центральным элементом композиции всего дворцово-паркового комплекса, замкнутого в прямоугольник регулярными аллеями. Прослеживается и былая архитектурно-планировочная организация парка.

Дворец строился в два приема: вначале был возведен главный корпус, затем к нему пристроили протяженное крыло с придворной церковью и дополнительными жилыми помещениями. Главный двухэтажный корпус в виде буквы П расчленен по фасаду пилястрами. В центре поставлен на стилобат шестиколонный портик коринфского ордера с фронтоном и бельведером под лестничной клеткой. Фриз антаблемента заполнен лепными гирляндами и розетками.

Два коротких боковых корпуса также украшены портиками. Часть пристроенного к дворцу крыла с встроенным храмом по своему декоративному убранству отлична: здесь композиция фасада определилась широко расставленными пилястрами и арочными окнами.

Архитектура дворца выдержана в классических традициях начала XIX в. Для планировки характерно четкое расположение помещений. Через главный вход посетитель попадает в обширный вестибюль, перекрытый крестовым сводом, пяты которого покоятся на четырех столбах. Находящиеся здесь двери ведут в комнаты первого этажа, а расположенная прямо лестница — на второй этаж, в наиболее парадные покои дворца. Интерьер многих помещений этажа отличается богатством декоративного оформления и тщательностью отделки. Многие детали сделаны из дерева. Стены некоторых залов имеют оригинальные лепные орнаметированные полихромные украшения.

Дворец в Жиличах (ныне используется как учебное заведение) при всей своей представительности имеет усадебный характер: его корпуса, расположенные в гуще парка, практически изолированы от деревни.

Строил дворцово-усадебный комплекс в Жиличах известный литовский архитектор К. Подчашинскис, уроженец д. Жирмуны Гродненской области.

 

Дворец в Снове

В Снове сохранился обширный по своим размерам дворец, построенный в 1827 г. по проекту архитектора Б. Тычецкого. Первоначально во дворце было сто комнат и зал. Позднее внутренняя планировка здания претерпела много изменений.

Дворец-усадьба расположен на открытом месте у извилистой речки Сновенки. На территории усадьбы был создан небольшой водный бассейн, который окружал парк пейзажного типа. Система каналов образовала несколько островов причудливой формы, густо заросших кустарником и деревьями различных пород.

В генеральиом плане усадьбы применена система симметричной осевой композиции, в которой главное место отведено дворцу. Протяженность дворца — около 140 м. Весь массив сооружения расчленен на отдельные выступающие и разновысотные объемы. Центральная часть дворца и фланкирующие ризалиты — в два этажа, боковые крылья одноэтажные.

Главный вход во дворец выделен четырехколонным портиком ионического ордера. Такой же портик, но с меньшим выступом от плоскости стены, сооружен со стороны парка. Пройдя под портиками, посетители попадают в вестибюли, связанные между собой и основными помещениями дворца — залами, гостиными, кабинетами, расположенными в первом этаже.

Парадный зал в плане прямоугольной формы, площадь его превышает 100 кв. м. Шесть высоких окон, выходящих на оба фасада дворца (по три на каждый), обеспечивают большую воздушность интерьеру и открывают перспективу в сторону парка и поселка. С одной стороны зала устроен альков, который занимает большую часть стены. Глубокий альков овального очертания с нишами для скульптур отгорожен от зала четырьмя колоннами. Этим достигается четкая прямоугольная форма плана зала.

Убранство интерьера зала отличается скромностью. Потолки и стены лишены декорации. Лишь верхняя часть стен зала несет карниз. Украшением, кроме алькова, является большая изразцовая печь, выполненная с большим мастерством.

В боковых крыльях и во фланкирующих объемах дворца размещено главным образом жилье. Архитектура крыльев представлена ионическим ордером. При этом левое крыло дворца решено открытой галереей — колоннадой, а правое — колоннадой, примыкающей к фасадной стене. Построение фланкирующих объемов очень просто: в неглубоких и плоских нишах расположены окна с сандриками, а в верхней части стены — рельеф растительного орнамента.

В архитектуре дворца ничего лишнего, что бы могло придать ему нарочитую парадность. Пропорциональность и изящество портиков с красивым рисунком капителей, ажурные ризалиты с широкими трехчастными окнами на два этажа, скромные декоративные вставки у арочного завершения окон придают фасадам дворца стройность и величественность. К особенностям дворца-усадьбы в Снове можно отнести большую раскрытость композиции сооружения, четкость планировочного и объемного построения, а также строгость архитектурных форм и простоту конструктивного решения. В этом комплексе ярко воплощены черты классической архитектуры.

Костел св. Станислава

В центре Могилева расположено большое каменное здание с массивным портиком на главном фасаде — бывший кафедральный костел Станислава, построенный в середине XVIII в. Здание компактное, прямоугольное, шесть столбов, внутри него образуют пространства трех нефов. Такая планировочная схема не была новой, она почти традиционна для культового строительства того времени. Главный фасад здания параден и пластичен. Основой его композиции является большой — на всю ширину и высоту средней части — четырехколонный портик ионического ордера. Фланкирующие башни дополняют фасад, придавая ему законченность и выразительность. Горизонтальной тягой, имеющей большой вынос, фасад как бы делится на две неравные части: на нижнюю двухэтажную и верхнюю аттиковую. Обе части украшены пилястрами. Декоративное оформление интерьера носит барочный характер. Цилиндрические своды среднего нефа покрыты фресками, имеющими большую художественную ценность.

 

Монастырь францисканцев

Францисканский костел построен в 1635 г. в комплексе с монастырем в архитектурных формах барокко. В XVIII в. после пожара костел был восстановлен со значительными изменениями фасадов. Храм трехнефный. Слева к нему примыкает ярусная колокольня с самостоятельным входом. Архитектурная обработка стен костела и колокольни различна, тектонически между собой мало связана. Главный фасад костела декорирован пилястрами, лопатками, карнизными поясами. Сочетание монастырских корпусов, костела и башни наделяет комплекс живописностью
Борисоглебская, или Коложская, церковь — замечательный образец древнерусского зодчества второй половины XII в. Композиция здания, его конструкция и декоративное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина XII в.). Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства.

Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г.

Здание относится к шестистолпным, трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана (13x25 м). Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич. В алтарной части под толстым слоем штукатурки были выявлены в 1870 г. во время ремонтных работ фресковые росписи XII в. Фрагменты этих фресок зарисованы художником В. Грязновым.

Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вертикальными тягами-лопатками ступенчатого профиля. Поверхность стен декорирована вставками необработанных в полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. Майолика и камни — определенной симметрии, но не строгой, благодаря этому фасады приобрели еще большую живописность: они как бы инкрустированы драгоценными камнями. Борисоглебская церковь вместе с комплексом памятников на Замковой горе в Гродно объявлены историко-археологическими заповедниками.

 

. Костел св. Франциска Ксаверия (фарный)

Фарный (бывший иезуитский) костел и монастырь — выдающийся памятник архитектуры Беларуси XVII—XVIII в. В прошлом костел и монастырь были самыми богатыми в Речи Посполитой. Они занимали целый квартал в центральной части города. В комплекс застройки входили коллегиум, аптека, библиотека и ряд хозяйственных помещений. Трехнефный план костела имеет размеры 30х60 м, высота около 50 м. В пространственной композиции совмещены системы базиликального и крестовокупольного храмов.

Первоначально главный фасад костела был очень прост, две его башни были лишены пластики, свойственной развитому барокко. Ныне фасад представляет собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам двумя башнями-колокольнями.

Четко выделяются вертикальные и горизонтальные членения пилястрами и поясами антаблементов. Фасад насыщен ордером, много здесь сложных профилей, арочных и прямоугольных ниш и проемов, башни ажурны и силуэтны.

Торжествен и пышен интерьер костела. В его убранстве широко использовались средства архитектурной пластики, скульптура и живопись. Особую красоту интерьеру придают развитая многофигурная композиция в алтаре и опорные столбы, украшенные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева. Эти декоративные элементы имеют высокую художественную ценность. Фресковая роспись (1752 г.) состоит из многосюжетных композиций, расположенных в арочных нишах, сводах и др.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь