Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Просветительская деятельность



Существование народа как этнического единства требует, прежде всего, сохранения его языка. Отношение официальных российских властей к татарскому языку было несколько двойственным. С одной стороны, этот тюркский язык оказывался необходимым в дипломатической деятельности россиян. Во времена оно в состав дипломатической миссии, направляемой даже на Украину, приходилось включать переводчика-татарина. В 1675 году посольство в Индию возглавил татарин М.Касымов. Через три года ему удалось выкупить и привезти на родину 40 человек, некогда проданных в рабство. До захвата казахстанских и среднеазиатских земель русское правительство постоянно привлекало татар в переговоры с местными правителями. В 1723 году, например, из Казани были взяты на дипломатическую службу 23 татарина в качестве переводчиков.

С другой стороны, официальная политика, основанная на идее скорейшей русификации всех нерусских народов, требовала искоренения татарского языка. Поэтому усиленно распространялось мнение о некоей неполноценности этого языка. В противовес не только татарскому, но и другим языкам, стали говорить о русском языке только как о великом и могучем, способном растворить, уничтожить любой другой язык. Подобное отношение к своему языку испытывал не только булгаро-татарский народ. К примеру, относительно украинцев Екатерина II говорила, что " надлежит... привести к тому, чтобы они обрусели и перестали бы глядеть, как волки в лесу". Александр II в 1876 году издал закон, запрещающий публичное использование украинского языка, печатание книг на нем, преподавание его в школах и даже пение на украинском языке.

Положение булгаро-татарского языка было еще более трудным. Он подлежал обязательному исчезновению, как и сам носитель этого языка. Этот язык сохранился лишь благодаря высокому этническому самосознанию булгаро-татарского народа. Народ создавал мактабы и медресе, открывал библиотеки, выпускал книги, газеты и журналы на своем языке, сохранял и развивал свою литературу. В народной среде выросли выдающиеся просветители и педагоги.

Еще в булгарский период были люди, собирающие личную библиотеку. Появились библиотеки при медресе, которыми могли пользоваться не только шакирды. К примеру, в 1720-е годы была открыта подобная библиотека при Стерлибашском медресе Башкирии. К началу XX века количество рукописных и печатных книг здесь достигло 14 тысяч экземпляров. Особенно бурно стали открываться публичные библиотеки в XX веке. Основная их масса была организована частными лицами и содержалась за счет их личных средств. Например, в 1908 году мулла Мухамметнаджиб открыл бесплатную сельскую татарскую библиотеку в Вятской губернии. В 1910 году стараниями Н.Исхакова подобная библиотека открыта в г. Сарапуле, в 1913 году Наджип-муллой - в г. Кургане. Начали работать татарские библиотеки в Оренбурге, Троицке, Москве и т. д. Начало работать мусульманское отделение Казанской публичной библиотеки. В 1913 году здесь выписывали более 40 газет и журналов из Москвы, С.-Петербурга, Баку, Стамбула, Каира и т. д. Татарское население довольно активно посещало их. К примеру, Челябинскую татарскую библиотеку в 1911 году посетило более 14 тысяч читателей.

С большим трудом татарам удалось наладить собственную издательскую деятельность. Первая татарская книга была издана еще в 1612 году в Лейпциге. Это была грамматика татарского языка с латино-татарским словарем. В 1722 году походная типография русского царя в Астрахани опубликовала царский манифест на татарском языке. В годы правления Екатерины II на татарском языке были опубликованы священный Коран и сборники законов империи. Арабский шрифт для них изготовил Усман Исмаилов, он же был их редактором и корректором.

Долгое время татары не имели возможность открыть свои издательства и типографии. Указ 1783 года разрешал открытие частных русских типографий, но татары не имели такого права. Даже при получении разрешения для татар были предусмотрены дополнительные препоны. Скажем, в 1809 году типографская бумага для татарского издателя обходилась в четыре раза дороже, чем русскому издателю.

Отставному офицеру Габдулгазизу Бурашеву удалось получить личное императорское разрешение на открытие частной типографии. Однако возникли возражения властей, усмотревших определенное " неудобство" в дозволении татарам завести собственное книгопечатание. В 1800 году Г.Бурашев вторично добился разрешения и на свои средства открыл в Казани частную типографию. В том же 1800 году в Казани была выпущена первая печатная татарская книга - Азбука для обучения чтению. Позже эту типографию передали в ведение Казанского университета. С 1829 года в ней было возобновлено издание татарских книг. Однако в 1840-е годы татарское книгопечатание в Казани было запрещено снова. Цензура татарской книги была переведена в С.-Петербург. Это был единственный случай перевода цензуры провинциальной книги в столицу. Перевод затруднял получение разрешения на выпуск той или иной книги, непомерно замедляя темпы прохождения рукописей через цензуру.

В 1844 году Шаги Яхину также удалось открыть частную типографию, но она вскоре была закрыта властями. Заказы на издание татарских книг приходилось размещать в русских типографиях, открытых в Казани в 1870-е годы. В 1894 году Ильяс Бораганский открыл типографию в С.-Петербурге, первая печатная книга Абая Кунанбаева увидела свет именно в этой типографии.

В дальнейшем татарские типографии появились в Москве, Астрахани, Уфе, Симбирске и т.д. В 1902 году братья Ахмадуллины в Казани основали издательство и типографию, открыли книжную лавку. В 1906 году четыре брата Шарафутдиновых начали работу собственной типографии, которую неоднократно закрывали официальные власти. Однако эта типография продолжала работать под другими названиями, с указанием других хозяев. Братьям удалось обеспечить деятельность типографии вплоть до 1918 года.

В начале XX века в Казани действовало уже 20 татарских издательств. За один лишь 1913 год на татарском языке было выпущено почти 540 наименований книг. По данным В. И. Ленина, в 1880 году насчитывалось II миллионов мусульман в России, их печатная продукция равнялась 7-8 книгам, они имели всего одну типографию; в 1910 году мусульман стало 20 миллионов, они выпускали уже более тысячи книг и 16 периодических изданий, имели 14 типографий. Добавим к этому, что во второй половине XIX века татарские издатели выпустили в свет около 3400 книг общим тиражом 25 миллионов экземпляров.

Со временем начали выходить татарские газеты и журналы. Первой общетюркской газетой в России является, по-видимому, газета " Игенче" (" Хлебороб" ). Она начала выходить в 1875 году стараниями Хасана Малика Зардаби в Баку, но просуществовала недолго. Бум татарской периодики проявился после 1907 года, когда был снят запрет на татарскую периодическую печать. До 1917 года татарские газеты и журналы издавались уже в Москве, С.-Петербурге, Казани, Уфе, Самаре, Симбирске, Оренбурге, Екатеринбурге, Астрахани, Уральске, Троицке, Тюмени, Томске, Семипалатинске, Ташкенте. В возникновении постоянной татарской периодики большую роль сыграл Исмагил Гаспринский (1853-1914) - уроженец Крыма. В 1883 году он начал выпускать общетюркскую газету " Тарджеман" (" Передатчик мнений" ) и был ее редактором более 30 лет. Исмагил Гаспринский был " хороший педагог, талантливый журналист, известный издатель, общественный и политический лидер... За все прошедшие века в тюркском и исламском мире я знаю всего лишь 20-30 человек, равных ему" (Юсуф Акчура).

В 1915 году в С.-Петербурге увидел свет первый номер газеты " Нур" (" Луч" ) на татарском языке. Газета появилась благодаря стараниям Гатауллы Баязидова (1847-1911). Военный ахун С.-Петербурга, он выступил также инициатором строительства мечети в северной столице. Г.Баязидов написал несколько публицистических книг.

В 1905 году в Казани начали издавать " Казан мохбире" (" Казанский вестник" ). А в 1917 году на территории России выходило уже 63 газеты и журнала на татарском языке. Выпуск, редактирование многих из них связано с именами выдающихся деятелей татарской литературы. Так, Камил Мотыйгый-Тухватуллин в Уральске выпускал газеты " Фикер" (" Мысль" ), " Уралец", " Уральский дневник", а также журналы " Альгасрел-джадид" (" Новый век" ), " Уклар" (" Стрелы" ). Известный поэт Закир Рамиев-Дардеманд был редактором газеты " Вакыт" (" Время" ), журнала " Шура" (" Совет" ), основанного и редактируемого Ризаэтдином Фахретдином. Брат Закира - поэт Сагит Рамиев был секретарем редакции татарской газеты " Идел" (" Волга" ), выходившей в 1907-1914-е годы. Издателем и редактором этой газеты являлся Габдрахман Гомари. Ахмет Урманчиев руководил издательством " Юл" (" Путь" ), был редактором татарского сатирического журнала " Ялт-йолт". Известный педагог, автор оригинальных учебников Хабиб Забири был также и издателем.

Таким образом, выдающиеся представители татарского народа внесли свой достойный вклад в дело сохранения и развития культурных достижений своего народа. Преодолев большие трудности, им удалось наладить татарское книгопечатание и выпуск татарской периодической печати.

Пером и словом

" Независимость не дается без борьбы. Она завоевывается кровью, пером, словом" (Кемаль Ататюрк). Выдающиеся представители татарского народа острым пером и действенным словом боролись за сохранение и возрождение своего народа. В среде булгаро-татарского народа выросли видные поэты и писатели, ученые и педагоги. Исторические груды оставил видный ученый Кадыргали, в XVII веке создали свои произведения знаменитые поэты Аллахияр Суфи и Мавля Колый. Поэт XVIII-XIX веков Утыз Имяни в своих произведениях призывал к справедливости и мудрости, к терпению и милосердию, к трудовому образу жизни. Он превозносил знания, сравнивая учение с солнцем, ученика - с луной, неграмотного - с навозным червем. Подобные произведения укрепляли в читателе уважительное отношение к грамотности, образованию. Такие произведения вызывали столь сильные чувства, что " на неграмотного татарина все земляки смотрят с презрением, он не пользуется уважением и как гражданин" (Карл Фукс).

В XIX веке творил поэт Хибатулла Салихов, произведения которого направлены против угнетения. Его современник Габделжаббар Кандалый вошел в историю татарской литературы как выдающийся певец любви. Его поэзия представляет собой целый мир, его воздействие испытывали многие поэты и более позднего времени. Сохранилась интересная книга Сагита бин Ибрагима " Земной шар". Любовью читателей пользовались произведения поэта Ахмета Кормаши. Уроженец Уфимской губернии Гали Чокрый - автор десятка книг поэзии и прозы. Он основал медресе в родном селе и вел там преподавательскую деятельность. Его наставником был известный поэт Шамсетдин Заки. Этот человек огромной воли и выдающихся способностей был слепым от рождения. Однако благодаря своему упорству он сумел получить соответствующее образование и стать учителем. Поэт и мыслитель, он написал более десяти книг.

Конец XIX - начало XX века дали много новых имен в татарской литературе. Фатых Халиди, Габдрахман Ильяси, Муса Акъегетзаде, Шакир Мухаммедиев, Наджиб Думави и другие в своих произведениях выступали против невежества, превозносили просвещение и гуманизм. Огромным литературным авторитетом и влиянием на умы молодежи пользовался Гафур Кулахметов. В своих драматических произведениях он дал яркие образы представителей борющегося народа. Очень короткую, но яркую жизнь прожил Шаехзада Бабич, уроженец Башкирского края. Его поэзия близка и татарам, и башкирам, и казахам. Работая в сатирическом журнале " Кармак" (" Крючок" ) в Оренбурге, он завоевал признание всей литературной сферы этого города. Его полюбили здесь как знаменитого поэта, артиста и музыканта, педагога и редактора.

Но даже на фоне этих выдающихся личностей возвышается классик татарской поэзии Габдулла Тукай (1886 - 1913). Рано лишившись родителей, Тукай перенес все возможные тяготы сиротства. В детстве его водили по Казанским базарам, предлагая желающим усыновить мальчика. Становление Г.Тукая как поэта относится к годам его жизни в г. Уральске. Здесь в медресе он учился вместе с башкирскими и казахскими юношами. Здесь он стал сотрудником татарской газеты " Фикер" и татарских журналов. Г.Тукай старался привлечь казахскую молодежь к сотрудничеству в татарской периодике, помещал на ее страницах корреспонденцию из разных районов Казахстана. Не случайно один из казахских корреспондентов обратился в редакцию газеты со словами: " Пусть " Фикер", сияющий как светильник на крыше в темную ночь, светит долго, и пусть живет долго".

За свою очень короткую (всего лишь 27 лет) жизнь Г.Тукай успел написать сотни стихотворений, поэм и прозаических произведений. Он создал значительное число детских произведений, подготовил хресто-матийные сборники для школьников, занимался переводами и публицистикой. В своем творчестве Г.Тукай достиг таких высот, что современные исследователи оценивают это как некий итог тысячелетнего периода развития тюркской литературы. Многие видные писатели и поэты тюркских народов подчеркивали огромное влияние Г.Тукая на их творчество, считая его своим учителем в литературе. О Тукае говорят как о выдаю-щемся представителе российской поэзии и указывают на его принадлежность к мировой литературе. 1986 год ЮНЕСКО объявил годом Тукая в связи со столетием рождения поэта. Габдулла Тукай - это певец родного края и прекрасного родного языка. Высшая литературная премия Республики Татарстан носит ныне его имя.

Видные татарские ученые, просветители придавали особое значение практической педагогической деятельности, писали буквари и другие школьные учебники. Выдающийся просветитель, философ и публицист XVIII века Габденнасир Курсави обучался в Бухарском медресе. Тонкий знаток мусульманских канонов, он резко выступал за реформу ислама, требуя предоставить свободу разуму. Несмотря на гонения, он открыл медресе в селе Курса в Заказанье, где ввел преподавание светских дисциплин (математики, астрономии, истории и т. д.).

Первым преподавателем татарского языка в Казанской гимназии был Сагит Хальфин (1732-1785). Он составил русско-татарский словарь, написал первую татарскую азбуку. Его брат и сын также трудились на ниве просвещения. Его внук Ибрагим Хальфин - автор учебников на татарском языке, первый профессор-татарин в Казанском университете, заслужил всеевропейскую известность. Один из представителей этого рода Нажиб Хальфин - автор 16 книг и методических пособий, знаток многих языков. Вклад династии Хальфиных в татарское народное просвещение достоин искреннею поклонения.

Это была не единственная династия, взрастившая не одну выдающуюся личность. Образованнейшим человеком своего времени был Хусаин Амирхан (1814-1893) - видный религиозный деятель и просветитель, автор трудов по истории. Его сын Зариф также автор нескольких книг. Сын последнего Фатих Амирхан (1886-1926) стал выдающимся татарским писателем, признанным прозаиком и драматургом, критиком и публицистом. Братья Загир и Муса Бигиевы также заслуживают признания своего народа. Загир Бигиев - известный писатель, автор нескольких романов. Муса Бигиев (1875-1949) - крупный ученый и литературовед, общественный деятель. Большое число его научных трудов опубликовано в Германии и Турции и пользуется международным признанием.

Ученый, писатель и композитор Нигмат Ибрагимов (1778-1818) был известным педагогом. Некогда у него учились С.Т.Аксаков и Н.И.Лобачевский, Д.М.Перевощиков и другие. С.Т.Аксаков вспоминал о своем учителе: " В моем приходе к литературе роль этого человека была очень большой. Он - мой первый вдохновитель, скажем, выведший меня на прямую дорогу... Он учил нас писать маленькие пьесы на заранее заданные темы". К слову, именно Н.Ибрагимов является автором известных русских песен " Вечерком красна девица", " Во поле березонька стояла" и других.

Знаменитый мыслитель, ученый-историк Шигабетдин Марджани (1818-1889) основательно изучил философскую мысль, обучаясь в Бухаре и Самарканде. Позже он вводит преподавание светских дисциплин в Казанском медресе. Ш.Марджани является автором более 30 крупных научных трудов, освещающих проблемы литературы, философии, истории. Многие его исторические исследования не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Он провел глубокий анализ проблем этнической истории татарского народа, связывая ее с историей родственных тюркских народов. Имеется его работа, специально посвященная истории уйгуров. Его ученик Хусаин Фаизханов (1828-1866) - знаток восточных языков, преподавал в С.-Петербургском университете. Он написал " Краткую грамматику татарского языка", провел научные исследования по истории Булгарии и Казанского ханства, ему удалось сделать крупное научное открытие - расшифровать древние булгарские надписи. Его брат Габдулгаллям Фаизханов - автор другой грамматики татарского языка. Он написал также книги по географии, истории, экономике, занимался переводами арабских источников на татарский язык.

Выдающийся просветитель, ученый-энциклопедист и писатель Каюм Насыри (1825-1902) в 1871 году создал первую русско-татарскую школу в Казани и работал в ней учителем. Он написал оригинальные татарские учебники по математике, истории, географии и т. д. К.Насыри собирал и систематизировал татарский народный фольклор, написал новеллы и назидательные рассказы. Он является автором научных трудов по истории и литературе, научной грамматике татарского языка, татарско-русского словаря и т. д. Деятельность К.Насыри оказала особое влияние на развитие науки и литературы татар.

Поэт и писатель Бахаветдин Ваисов (1864-1893) известен также как создатель ваисовского движения. Участники движения мечтали о царстве справедливости, призывали отказаться от воинской службы, от уплаты налогов и т. д. Одна из целей движения - освобождение мусульман-булгар от неверных. Ваисовцы распространяли листовки и выпускали книги с изложением своих идей. Это привело к военным столкновениям с полицией. Движение было разгромлено и более 300 крестьянских семей сосланы в Сибирь. В начале XX века движение пережило новый подъем, пока окончательно не распалось в годы революционных потрясений.

Один из образованнейших людей Хамза Баразави (1775-1827) - уроженец Заказанья. После обучения в Бухаре и Кабуле он возвратился в родные края и занимался научными исследованиями в области математики и астрономии. Преподаватель татарского медресе Файзулла бин Муртаза ал-Мондеши имел ярко выраженные наклонности к науке. Своими руками он построил необходимое астрономическое оборудование и проводил наблюдения за небесными телами, предсказывал солнечные и лунные затмения, составлял календари. Его ученик Гатаулла бин Мухаммет ал-Ашпаки впоследствии сам стал известным педагогом.

Этнограф и педагог XIX века Мирсалих Бикчурин - уроженец Уфимской губернии. Выпускник С.-Петербургского кадетского корпуса, он дослужился до воинского звания генерал-майор, работал преподавателем Оренбургского кадетского корпуса. М.Бикчурин создал русскую азбуку для татарских и башкирских детей, написал пособие для изучающих арабский, персидский и татарские языки, переводил восточную литературу на татарский язык.

Видный педагог Гайнетдин Ахмеров (1864-1911) был также ученым-историком и этнографом. В 90-е годы прошлого века в г. Тара проживала поэтесса Ханифа Ниязова, организовавшая обучение девочек-татарок. Она является автором нескольких брошюр на педагогические темы.

Татарские ученые, педагоги уделяли много внимания созданию книг и пособий для изучения языка. К примеру, в 1802 году был опубликован " Букварь татарского и арабского письма". Автором книги был преподаватель народного училища в Тобольском уезде Ниязбакый Атнометов. В 1839 году издана " Общая грамматика турецко-татарского языка" А.Казымбека. Преподаватель Оренбургского кадетского корпуса Салих Кукляшев в XIX веке опубликовал две книги. Мухамметгали Махмудов написал " Практическое руководство к изучению татарского языка". Книга А.А.Вагапова " Самоучитель для русских по-татарски, для татар по-русски" выдержала 20 изданий. Он же выпустил первый отрывной календарь на татарском языке в 1889 году.

В 1892 году выпущен в свет татарский букварь Хади Максуди (1868-1914). Этот выдающийся просветитель организовал первую публичную татарскую библиотеку в 1906 году, был издателем и редактором газеты " Йолдыз" (" Звезда" ). Как ученый-методист он написал несколько книг по изучению татарского, русского, арабского языков. Выдающийся ученый-языковед Жамал Валиди (1887-1932) - автор многих трудов по проблемам татарского языка. Он же написал двухтомный " Толковый словарь татарского языка" - первый труд такого рода по татарскому языку.

В течение 25 лет до 1917 года было издано около 40 татарских букварей. За всю историю булгаро-татарского народа издано около 200 букварей и методических пособий к ним и все это почти в 500 вариантах. Подобное внимание к букварю является одной из причин того, что татары были весьма " образованны, даже бедный хлебороб каждый день с семьей читает религиозные книги" (Карл Фукс).

О борцах за свободу

В конце XIX века профессор В.В.Веселовский писал, что при русском управлении покоренные народы " осуждены на потерю своей самобытности. Разве можно свою национальность сменить на что-то другое... Поэтому будут восставать против нас. Несмотря на голод и лишения, есть национальные интересы, пробивающиеся сквозь них". Справедливость этих слов видна на примере борьбы булгаро-татарского народа, крупные восстания которого против завоевателей произошли уже в 1572-1574, 1582-1584, 1592 годы.

В течение 140 лет (в 1584-1725 годы) в Уфимской провинции произошли девять довольно продолжительных, крупных восстаний. Таким образом, подобные восстания происходили каждые 10-15 лет. Так обстояло дело почти по всей Казанской губернии. Поэтому Казанские края были забиты войсками. По данным 1733 года один солдат приходился на каждые 37 жителей Казани и Казанского уезда. Русское правительство закладывало опорные крепости на этих землях: Бирск (1554 год), Уфа (1586 год), Чаллы (1560 год) и т.д. В них располагались солдаты, отсюда начинались карательные операции против населения. Это вызывало резко отрицательное отношение населения к крепостям.

Обычно основную массу восставших в этих краях составляли булгаро-татары и башкиры. Большие группы другого населения Поволжья также присоединялись к этим выступлениям (чуваши, мари, удмурты, мордва). В 1606-1607 годы продолжалось восстание Ивана Болотникова. Татары приняли активное участие в этом выступлении. Пожалуй, впервые татары воевали вместе с русскими крестьянами против царской власти. С 1616 по 1619 год продолжалось восстание татаро-булгар, башкир, чувашей и других народов под предводительством Жангали Шугурова. Его войско осаждало Сарапул, Арзамас, Муром и т. д. В 1662 году произошло татаро-башкирское восстание с целью уничтожить русские крепости.

В 1669 году булгаро-татары и башкиры присоединились к восстанию Степана Разина. Были разосланы письма-призывы на татарском языке по всему Поволжью. В боях под Симбирском среди повстанцев воевал уже шеститысячный татарский отряд Хасана Карачурина. Этот народный герой был четвертован царскими палачами.

В 1682 году вспыхнуло восстание под предводительством Сагита Ягафарова, которое охватило Казанское, Мензелинское, Кунгурское, Уфимское воеводства. В сражении на берегу реки Ик восставшие одолели царское войско, которым командовали специально направленные военачальники из Москвы, Казани, Уфы. Недалеко от Уфы произошло новое столкновение, которое не принесло победу ни одной из сторон. Однако дополнительный воинский контингент добился перелома в боевых действиях. В 1684 году восстание было подавлено, Сагит Ягафаров был зверски замучен. Такая же судьба выпала на долю одного из признанных предводителей этого восстания - Телякай батыра.

Непрекращающиеся завоевательные войны России в XVIII веке требовали колоссальных средств, для добывания которых власти придумывали все новые и новые налоги. Одно из предписаний о налогах содержало 72 пункта и предусматривало налоги за каждый веник для бани, за посещение базара или мечети, за дым из трубы дома и т. д., вплоть до налога на цвет глаз (шесть копеек за серые глаза, восемь - за карие). Булгаро-татары и башкиры отказались от уплаты подобных налогов. Тогда их старшины были арестованы и замучены в тюрьмах. По всему краю разъехались карательные отряды, с чрезвычайной жестокостью начавшие грабить население. В селах были конфискованы почти все лошади и много другой домашней живности. Были сожжены и разорены села, убиты или покалечены их жители. Несостоятельные налогоплательщики начали продавать своих жен и детей в рабство. Это вызвало гнев народа, в 1705 году вспыхнуло восстание, возглавляемое Дюмаем Ишкаевым из Приказанья. Восставшие провели несколько успешных вылазок и движение стало расширяться. Власти были вынуждены пойти на переговоры. Пообещав выполнить требования восставших, власти добились прекращения выступления. Затем Д.Ишкаев и его товарищи были коварно арестованы и замучены в Казани.

Снова возобновились походы карательных отрядов. Осенью 1707 года таким отрядом было разорено хозяйство башкирского тархана Алдара Исакаева (Исангильдина) - бывшего участника петровских походов (за храбрость царь пожаловал ему некогда позолоченную саблю). А.Исакаев становится вождем нового восстания. Вскоре поднимается местное население между Уфой и Челнами под руководством Кучема Телякаева. Объединенные отряды восставших сумели разгромить несколько полков регулярной русской армии. Вдохновленные этими победами, они решили восстановить Казанское ханство и пригласили на ханский трон каракалпакского царевича Морат-султана. Морат-султан направился за помощью в Крым и Турцию, однако действия русских дипломатов свели на нет его усилия в этой поездке. На обратном пути Морат сумел подбить на восстание население Кубани - ногайцев, чеченцев, кумыков и т. д. С отрядом в 1600 человек он взял г. Терек, но был разбит регулярными войсками, попал в плен и затем был казнен в Казани.

Восстание в Казанских краях продолжало расширяться, число восставших достигло 30-40 тысяч человек. Продолжались нападения на русские отряды и крепости, несколько полков карателей были окружены и лишены возможности действовать. Однако из центра продолжали прибывать дополнительные войска. Из-за отсутствия единства в среде руководителей восстания все время откладывалось нападение на Казань. Властям удалось уговорить основную массу восставших сложить оружие.

Восстание дорого обошлось как для правительства, так и для населения. Лишь в одном Казанском уезде было убито около 12 тысяч человек, более 10 тысяч жителей убежало в башкирские степи. В Казанском и Уфимском уездах было ограблено и сожжено более 300 селений. Как только восстание пошло на убыль, так сразу же началась отправка мужского населения на строительство С.-Петербурга. Одновременно создавалось татаро-башкирское конное войско, которое затем участвовало в штурме Риги. Подобное ослабление народа путем изъятия самого здорового мужского населения позволяло продолжать грабежи и насилия, ужесточать сбор официальных налогов и разнообразных поборов. Снова началась продажа людей ради уплаты налогов. К слову, стоимость взрослого мужчины и хорошего коня были примерно одинаковы, цена ребенка - в 5-10 раз меньше.

Все это вызвало новый подъем восстания в 1709 году. Правительство использовало регулярные карательные отряды и войска Калмыцкой Орды. Однако восстание продолжалось, новый его подъем приходится на 1712 год. Постепенно восстание Алдара-Кучема потухло. В ходе восстания погибли многие, в том числе один из сподвижников Кучема - Туйка батыр, который участвовал в движении вместе со своим братом Саитом и сыном Габдрахманом. Саит и Габдрахман с вооруженным отрядом, отступая, ушли в казахские земли и в течение пяти лет служили казахскому хану. В 1717 году отряд возвращается назад и начинает боевые действия снова. Отряд, в котором уже было немало казахов и каракалпаков, пополняется татарскими, башкирскими и русскими крестьянами. Трехтысячное войско Саита и Габдрахмана начинает нападения на русские крепости. В 1718 году отряд вновь был вынужден отступить в казахские степи. Дальнейшая судьба предводителей этого восстания неизвестна. Известно лишь, что русское правительство обращалось к казахскому хану с просьбой поймать бунтовщиков и передать их российским властям.

В 1735 году вспыхнуло новое восстание булгаро-татар и башкир, одним из вождей которого стал уроженец Приказанья Килмак Норышев. Он участвовал еще в восстании 1704 года, в составе отряда Морат-султана посетил Крым и Турцию. Сын Кучема - Акай был другим предводителем восставших. Летом 1735 года повстанцы уже имели более чем десятитысячное войско. Однако 15- тысячная правительственная армия разгромила силы восставших. Килмак Норышев, Акай Кучемов были повешены. Не избежали такой участи многие другие повстанцы, в том числе Алдар Исакаев.

Требовался новый предводитель восстания. Смелый и решительный, образованный башкир хаджи Миндегол Юлаев в начале 1740 года был объявлен ханом. Народу его представили как казахского царевича, скрывающегося под именем Карасакал (Черная борода). После этого удалось провести несколько удачных боевых действий против регулярных войск. Но, в конце концов, силы повстанцев были разгромлены, а сам Карасакал исчез в казахских степях. Так завершилась освободительная война 1735-1740 годов. Месть колониальных властей была ужасной: сожжены 700 деревень, убито более 17 тысяч человек. Почти три с половиной тысячи человек были отправлены на каторгу, более девяти тысяч женщин и детей розданы в рабство русским.

Восстание, охватившее Уфимскую провинцию в 1755 году, было подготовлено Габдуллой Галиевым, известным под именем Батыршах (Батырша). Срочные меры правительства не дали восстанию широко развернуться. Батыршах в цепях просидел в Шлиссельбургской крепости пять лет. И погиб он как воин, успев уничтожить четырех своих караульщиков. Священнослужитель и учитель (как и Батыршах) мулла Морат в 1760 году начал распространять свои воззвания с призывом объединить мусульман и возродить самостоятельное Казанское ханство: " Возобновить Булгар время поспевает". Однако его движение не успело принять вооруженную форму. Морат и его последователи были арестованы и отправлены в Петербургские казематы.

Всю Россию потрясло восстание Е.И.Пугачева, начавшееся в 1773 году. Его обещание свободной жизни привлекло многие народы Поволжья. Большинство пугачевцев составляли булгаро-татары, башкиры, казахи, чуваши, мари, удмурты, калмыки. Из общего числа 200 тысяч повстанцев, как указывала специальная императорская комиссия, 85-100 тысяч были татарами. В числе членов пугачевского Военного совета, в его личном секретариате также были представители татарского народа. Трое татар - Канзафар Усаев, Бахтияр Канкаев, Ярмухаммет (Яркай) Кадырматов заслужили воинское звание бригадира в армии Е.Пугачева. Звание полковника или атамана пугачевской армии носили 40 татар - командиров крупных отрядов (Муса Галиев, Габдулла Туктаров, Габделкарим Рахманкулов и другие).

Восстание, охватившее Казанскую губернию, Южный Урал и Поволжье, Западную Сибирь и Западный Казахстан, было разгромлено полностью лишь к середине 1775 года, уже после поимки и четвертования Е. Пугачева. Началась жестокая месть властей: наказывали поодиночке, наказывали целыми селами лишь по одному подозрению. Полковника пугачевской армии Масягута Гумарова, например, возили по селам и били кнутом, тащили по земле, привязав к бегущей лошади. Наконец, выкололи ему оба глаза и отправили на каторгу. Других предводителей многократно били кнутом, рвали им ноздри, раскаленным железом ставили клейма на лоб и щеки. В таком виде их также отправляли на каторгу.

Подобное сведение счетов практиковалось после каждого народного выступления. К примеру, карательный отряд в Мензелинске в 1736 году сажал людей на кол, крестьян вешали за ребра, четвертовали, топили в прорубях. 500 булгаро-татар были розданы в рабство. Оставшихся в живых жителей заковали в цепи и погнали в Казань. По дороге часть из них заперли в крестьянском доме и сожгли живьем. В течение всего лишь трех месяцев 1740 года было сожжено 725 сел Уфимской губернии.

В 1738 году каратели с гордостью доложили царю: " Два района Уфимской провинции настолько разорены, что там не осталось, пожалуй, половины населения; в двух других районах почти все оставлены без лошадей и скота, деревни сожжены, очень многие погибли от голода". В 1735-1740 годы булгаро-татарское и башкирское население края потеряло не менее 40 тысяч человек. После выступления Батыршаха на ссылку из Оренбурга были отправлены 230 человек. Лишь 45 из них живыми добрались до места. Правительственные чиновники проводили полную конфискацию имущества и земли у семьи повстанца, продавали его жену и детей в рабство. Принимались меры по всемерному сокращению местного населения и заселения здешних мест русскими.

Однако народные выступления продолжались и в дальнейшем. Национальные движения татарских крестьян были и в 70-е, и в 80-е годы (Сулеевское восстание), и в 90-е годы XIX века. Народные выступления породили истинных героев. В восстаниях XVIII века имело место уникальное явление: один и тот же род дал четыре поколения предводителей восстаний (Телякай - Кучем - Акай - Габдулла). Некоторые повстанцы целыми семьями участвовали в движении Е.И.Пугачева. Например, старшинами пугачевцев были братья Тимербулат и Аит Уразматовы из Казанского края. Последний ранее участвовал в движении муллы Мората, а его сын стал полковником пугачевской армии. Башкир Кинзя Арысланов был членом Военного совета, его сын Селяусен Кинзин командовал одним из пугачевских отрядов. Башкирский поэт Салават Юлаев имел звание бригадира, а его отец - полковника пугачевской армии.

Известно, что после многократного битья, издевательств и других видов наказания Канзафар Усаев, Салават Юлаев, Юлай Азналин были отправлены на каторгу в Прибалтике. Здесь через 25 лет умер Ю.Азналин, позже 48-летний С.Юлаев. Своего боевого друга и товарища К.Усаев пережил на четыре года.

Толчком к народным восстаниям служили разные события и не все повстанцы имели перед собой ясную цель - восстановление свободного государства. Но вместе с тем не вызывает сомнения наличие подобной цели у многих. Эти выступления показали неистребимое стремление народа к свободе.

 

6.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь