Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Некоторые деятели национального движения



Подъем национального самосознания, годы борьбы за государственность выдвинули целую плеяду национальных лидеров. С точки зрения сегодняшнего понимания хода исторического развития они, быть может, не всегда занимали правильные позиции. Часто оказываясь соперниками друг другу, они уничтожали друг друга на радость великодержавному шовинизму. Но каждый из них верил в СВОЕО правоту, надеялся, что именно его путь приведет татарский народ к свободе и благоденствию. Едва ли можно проследить деятельность и жизненный путь большинства из них, однако на некоторых личностях следует остановиться особо.

Один из видных деятелей большевистского движения Мулланур Вахитов (1885-1918) получил образование в Петербурге. В годы учебы он уже участвовал в революционном и татарском национальном движении. Назначенный комиссаром по мусульманским делам (в составе народного комиссариата по национальным делам) большевистского правительства, он много сделал для создания интернациональных отрядов Красной Армии. Был противником образования Штата Идел-Урал и стал одним из организаторов насильственного разгона его органов. Выступал за создание Татаро-Башкирской Республики, участвовал в подготовке необходимых документов по этому вопросу. Как советский комиссар с широкими полномочиями был расстрелян белочехами в Казани.

Ильяс Алкин (1895-1937), являясь студентом в Петербурге, начал участвовать в национальном движении. В годы первой мировой войны был призван на военную службу, стал офицером. В 1917 году избран председателем мусульманского Военного Совета и начал энергично создавать вооруженные силы. Вел активную работу по образованию Штата Идел-Урал. Вместе с Г.Бахаветдиновым и Г.Шарафом он был арестован большевиками, однако не стал втягивать мусульманские части в братоубийственную войну. Позже И.Алкин примкнул к А.Валиди, заняв пост начальника штаба башкирских войск. Сыграл большую роль в организации перехода этих войск на сторону красных. В мирные годы занимался научной работой, проводил экспедиции, является автором нескольких книг. И.Алкина можно считать первым ученым из татар в области экономической географии. Его короткая жизнь изобиловала арестами. Некогда его четырежды арестовывали белые. Шестой арест профессора И.Алкина большевиками оказался последним: он был расстрелян как татарский буржуазный националист.

Одним из его соратников был Шайхулла Алкин. Другой его соратник Галимжан Шараф (1896-1950) - уроженец Казанской губернии, организатор кружка " Татар учагы" в Петербурге. Этот активный участник национального движения был одним из основных авторов идеи Штата Идел-Урал (именно он предложил это название). Вместе с И.Алкиным он до конца остался верен этой идее, этому не успевшему родиться государству. Впоследствии он занимался научной работой, показал себя ученым энциклопедических знаний. Профессор Г.Шараф - автор многих трудов по истории и этнографии, по филологии и педагогике. В годы репрессий он был арестован и многие годы провел в лагерях.

Выдающийся политический деятель Садри Максуди (1879-1957) родился в Приказанье, обучался в Крыму, Турции и во Франции. Он дважды избирался депутатом Государственной Думы, где развернул активную политическую деятельность. Как убежденный противник агрессивной политики России, С.Максуди был включен в жандармский список неблагонадежных лиц. Выступая в Думе, он говорил, что Россия должна быть децентрализованной, что все области должны иметь широкие права в самоопределении и самоуправлении. В Милли Маджлисе он ратовал за культурную автономию татар в составе России. С.Максуди - председатель правительства несостоявшегося Штата. Впоследствии он был вынужден эмигрировать в Турцию, где занимался научной работой, стал профессором Стамбульского университета. С.Максуди избирался депутатом турецкого парламента, был членом турецкой делегации в Лиге Наций.

Большим влиянием в национальном движении пользовался Габделбари Баттал (1880-1969). Образование он получил в Каире, работал учителем в Троицке, сотрудничал в казанских газетах. В 1917-1918-е годы Г.Баттал сам издавал газеты, в которых печатались материалы, проникнутые национальными идеями. После поражения белого движения он эмигрировал в Турцию, где проводил научные исследования, написал книги, посвященные истории татарского народа. Большие заслуги в национальном движении имел Фуад Туктаров (1880-1938).

Огромную роль в татарско-башкирском национальном движении сыграл Ахметзаки Валидов - Заки Валиди (1890-1970). Уроженец Уфимской губернии, он работал преподавателем в Казани и в Уфе, начал заниматься политической деятельностью, избирался депутатом Государственной Думы. Во многих событиях, связанных с национальным движением в 1917-1920-е годы, А.Валиди принимал деятельное участие. Он выступал против создания Штата Идел-Урал и Татаро-Башкирской Республики, считая более целесообразным установить связи с Алаш-Ордой. Как руководитель башкирских частей в рядах белой армии, он вел вооруженную борьбу против большевиков. Доверившись обещаниям советской власти, 3.Валиди организовал переход башкирских частей на сторону красных. После этого Валиди больше года вел энергичную борьбу по созданию Башкирской республики. Опасаясь репрессий со стороны Москвы, руководители Башкирской республики в середине 1920 года разъехались из Башкирии. 3.Валиди уехал в Турцию и занялся научной деятельностью. Он написал около 400 научных трудов, которые были опубликованы во многих странах мира. Значительная часть его работ освещает проблемы истории татар. Заки Валиди - это " чистое золото, которое встречается один раз в сто лет" (М.Султангалиев).

Во всем татарском национальном движении особое место занимает выдающийся сын татарского народа Мирсаит Султангалиев (1892-1940). Его кипучая деятельность в 1917-1918 годы была направлена на создание мусульманской политической партии, мусульманских воинских сил и т.д. Все это должно было обеспечить возрождение государственности татарского народа. Вместе с тем он резко выступал против Штата Идел-Урал и совместно с М.Вахитовым стал организатором его разгрома. Эти два политических деятеля - активные сторонники Татаро-Башкирской Республики, подготовили ее документы при участии некоторых других лиц. В 1918 году были проведены съезд мусульманских учителей, затем конференция мусульманских коммунистов. Было объявлено о создании автономной партии российских мусульман-коммунистов, в руководящие органы которого были избраны оба инициатора указанных совещаний - М.Вахитов и М.Султангалиев.

Много внимания уделялось вооруженным силам. Первая татарская военная часть была создана еще в 1917 году. В дальнейшем появились подобные части в Перми, Уфе, Казани, Москве, Астрахани. В 1918 году против белых воевали уже мусульманские соединения в составе 50 тысяч бойцов. М.Вахитов и М.Султангалиев организовали выпуск листовок-обращений, брошюр, а также газеты " Кызыл Армия" (" Красная Армия" ). В Казани были открыты курсы мусульманских офицеров, удалось создать два батальона из пленных турков.

Однако все это не привело к желанной цели: одно национальное государство еще в зародыше было уничтожено руками самих татар, другое оказалось пустым обещанием новых властей. В сложившихся условиях М.Султангалиев со всей присущей ему энергией начинает борьбу за фактическое равенство всех народов России. Он занимает посты представителя Татарстана в Москве, председателя Федеративного комитета при народном комиссариате по делам национальностей и т. д. М.Султангалиев не раз довольно резко критикует позиции И.В.Сталина в национальном вопросе. Так, на съезде большевиков в 1923 году он говорит, что предложение И.Сталина не решает национальную проблему, и если не решить ее кардинально, то придется возвращаться к ней. Вскоре после этого М.Султангалиев был арестован и обвинен в антипартийной деятельности. Однако многократные совещания в высших эшелонах власти выявили, что его взгляды находят понимание у многих деятелей. На одном из подобных совещаний представитель Татарстана заявил, что " Султангалиев - самый лучший из нас", а представитель Крыма указал на необходимость немедленного освобождения М.Султангалиева. М.В.Фрунзе отметил, что причиной националистических выступлений является великодержавный шовинизм, что неравноправие и неравенство наций никогда не проходит и не пройдет бесследно. Л.Д.Троцкий заявил, что татары издавна подвергались национальному давлению, что забота о своей нации не является преступлением. И.Сталин бросил реплику: " Татарам земли уж никогда не хватает". Один из руководителей Татарстана Кашшаф Мухтаров прямо взмолился: " Султангалиев - самая популярная личность среди татар... Прошу вас, оставьте нас, татар, в покое уж хотя бы во время обсуждения вопроса о басмачестве! ".

На этот раз М.Султангалиев был освобожден. Сыграло свою роль и то, что государственные деятели, а также периодическая печать Индии, Ирана, Турции, Франции, Англии выступили в защиту М.Султангалиева. Однако термин " султангалиевщина" уже занял свое место в лексиконе партийно-государственных руководителей и в дальнейшем послужил доказательным " аргументом" для уничтожения видных национальных деятелей Казахстана, Узбекистана, Азербайджана и т. д.

После нескольких арестов и освобождений Мирсаит Султангалиев был расстрелян. В истории татар эта яркая личность осталась как последовательный борец за равноправие народов.

Татары в годы войны

Отечественная война 1941-1945 годов стала величайшим испытанием для всех народов СССР. Потребовались героические усилия на грани невозможного, чтобы отразить нашествие завоевателей - фашистских агрессоров. Все народы СССР оказались едины в том, чтобы, несмотря ни на что, отстоять независимость этой огромной страны. В героической и самоотверженной борьбе народов татарский народ не был исключением: около 170 татар стали Героями Советского Союза (в процентном соотношении один из самых высоких показателей среди народов страны), почти 70 тысяч татар были отмечены боевыми наградами. " Воины-татары на полях сражений проявляли лучшие качества народа - великую любовь к родине, ненависть к врагу, презрение к смерти во имя победы, мужество и храбрость, выносливость и умение переносить любые трудности и лишения" (Маршал Л.А.Говоров).

С первых же дней войны большинство молодых татар оказалось на полях сражений. Чаще всего уходили на войну все мужчины семьи. К примеру, четверо сыновей Хасана Ахметова, шесть сыновей Ибрагима Нугуманова из Татарстана воевали на фронте. Тимерзагит Хайруллин из Башкирии и его взрослый сын Ахметшариф взяли в руки оружие. Почти половина членов Союза писателей Татарстана вместе со своим председателем Мусой Джалилем ушла на фронт. Погибли такие поэты и писатели, как Нур Баян, Фатих Карим, Гадел Кутуй, Мансур Гаяз, Мифтах Вадут, Кашфи Басыров и другие.

В 1942 году раненый Муса Джалиль попал в плен. Здесь он организовал подпольную группу, которая развернула агитационную работу в легионах, создаваемых из числа военнопленных для участия в боевых действиях против Красной Армии. Группа выпускала листовки с сообщениями об успехах Красной Армии, проводила вечера и т. д. Первый же легион, посланный на фронт, перешел с оружием в руках на сторону советских войск. Группа М.Джалиля начала подготовку ко всеобщему восстанию военнопленных. Однако фашистам удалось напасть на след подпольщиков, и они были арестованы. В Моабитской тюрьме М.Джалиль написал свои последние, бессмертные произведения. Муса Джалиль и члены его группы, в том числе известный татарский писатель Абдулла Алиш, были казнены.

В тылу врага выпало воевать и Халилю Хайруллину. Убежав из плена, он стал партизаном в белорусских лесах. Затем героически сражался в рядах Красной Армии, стал Героем Советского Союза. Успешно действовал партизанский отряд А.Ш.Усманова под Ленинградом, майор Мурзин командовал партизанским отрядом, действовавшим в Чехословакии. Т.Г.Гайнанов является участником крымского подполья и т. д. В 1944 году из 118 бойцов одного из партизанских отрядов во Франции 51 человек были татарами.

Защита Брестской крепости вошла в историю войны как показатель невиданного упорства. Оставшись глубоко в тылу врага, лишенные всяческой связи с основными силами, защитники крепости продержались более месяца, выдерживая бесконечные атаки противника. Командовал ими отважный сын татарского народа Петр Гаврилов.

Легендарный подвиг совершил Александр Матросов. В решающий момент боя он закрыл своим телом вражескую огневую точку. Пожертвовав собой, он спас жизни десяткам своих товарищей. Позже выяснилось подлинное имя героя. Им оказался татарский паренек Шакир Мухамметжанов из Башкирии. Воспитываясь в детском доме, он получил свое новое имя и другую фамилию. Во время войны много бойцов повторило подвиг Александра-Шакира Матросова-Мухамметжанова, в том числе и около 20 воинов-татар (Газинур Гафиятуллин, Барый Шавалеев, Абдулла Салимов, Мансур Валиуллин, Салахутдин Валиуллин, Ахмет Мухамметов и другие).

Стали известны и имена тех, кто водрузил первым знамя на куполе рейхстага в Берлине. Гази Загитов - уроженец Башкирии участвовал в боевых действиях с первых дней войны. Во время уличных боев в Берлине он со своей группой первым ворвался в здание рейхстага. Несмотря на ранение, Гази Загитов вместе с М.Мининым под огнем противника сумел подняться на купол и раньше других установить там Красное знамя.

Разведчик Нурми Шарипов не раз проникал в тыл противника, проводил разведку, захватывал пленных. Во время одного из вылазок во вражеский тыл его группу стал преследовать противник. Тогда Н.Шарипов отправил своих бойцов, а сам остался прикрывать их отход. Окруженный врагами, он подорвал себя и их последней гранатой. Пехотинец Гали Закиров со своими товарищами удерживал плацдарм на берегу Днепра, несмотря на многочисленные атаки противника.

Артиллерист Ильдар Маннанов во время боя остался в живых один, но продолжал вести огонь, действуя за весь артиллерийский расчет, и отбил все атаки. В течение 36 часов сражался в окружении артиллерийский полк Шамиля Рахматуллина и отражал все танковые атаки до подхода своих частей. Полк выстоял, в этом бою погиб 23-летний командир полка Ш.Рахматуллин. После гибели отца на фронте 17-летний доброволец Сабир Ахтямов прибыл в действующую армию. В одном из сражений он уничтожил десяток единиц боевой техники противника и в 18 лет стал Героем Советского Союза. За время боев артиллерист Заки Шаймарданов лично уничтожил более 60 единиц боевой техники противника.

Из города Джамбула был призван в действующую армию Нурулла Фазлаев. Под вражеским обстрелом он обеспечил беспрерывную переправу войск через реку Одер. Когда вражеская авиация потопила все понтоны, он соорудил плоты и продолжал переправу. Командир бронекатера Герой Советского Союза Асаф Абдрахманов закончил войну на Дунае. В боях у озера Балатон погиб Зариф Алимов. Последними словами Героя были: " Я отдал все, чтобы моя Родина, мой народ жили свободно и счастливо".

Героически воевал командир эскадрильи Мисбах Халиуллин. В бомбардировках Берлина еще в 1941 году участвовали летчики Гали Борхан, Габделхай Галиуллин. Более 780 боевых вылетов на ночном бомбардировщике совершила Маргуба Сыртланова. Дважды Героями Советского Союза стали летчики Муса Гареев и общий сын татарского и казахского народов Талгат Бигильдинов.

Во время войны звание Героев Советского Союза заслужили танкист Гали Шамсутдинов, разведчик Миннулла Гиззатуллин, пулеметчик Гайфутдин Гильмутдинов, матрос-десантник Галлям Мурзаханов и многие другие. Сотни жизней спасли фронтовые медики Асия Ильматова, Сания Фахрутдинова, Сара Камалова и т. д. " Я, как старый солдат, много видел на фронте бойцов и командиров татар и всегда восхищался их непреклонным упорством, железной волей в бою. Этот советский народ снискал себе уважение за выдающееся мужество солдат, всегда вызывающих своей боевой работой... только радость и восхищение" (Маршал Р. Я. Малиновский). По-видимому, не случайно фашистский солдат писал домой о том, что " здесь против нас много татар. Я не хотел бы встречаться с татарином даже во сне".

В ходе войны выросли опытные командиры из татар. Заки Хабибуллин, Фарид Фатхуллин и другие командовали полками, Сахип Майский - механизированной бригадой. Неувядаемой славой покрыли себя войска генералов Я.Д.Чанышева, Ф.Г.Булатова, П.Г.Шафранова, X.Г.Ганиева. Герой Советского Союза генерал-лейтенант Гани Сафиуллин провел свое сиротское детство в Тургайских степях. Кадровый военный, он принимал участие во всех крупнейших боевых операциях этой войны.

Под лозунгом " Все для фронта, все для победы" самоотверженно трудился тыл, обеспечивая военную победу. За короткое время в Татарстане были созданы новые производственные мощности, увеличена интенсивность производства. За годы войны промышленность Татарстана в 2-3 раза увеличила выпуск продукции. Огромную роль сыграли молодежные бригады. Только лишь на предприятиях Казани в 1944 году работали более двух с половиной тысяч таких бригад.

Огромную непосильную тяжесть вынесли на своих плечах жители села. При нехватке техники и рабочих рук они обеспечивали фронт хлебом и другой сельскохозяйственной продукцией. Пахали на быках, на коровах, тянули плуг и сами люди. От недоедания умирали голодной смертью, но фронт получал свою долю хлеба.

И в селе, и в городе испытывался острый недостаток опытных рабочих рук. Мужское население работоспособного возраста поголовно оказалось на военном или трудовом фронте, их место заняли женщины, старики и подростки. Доля женского труда в колхозном производстве в 1944 году достигла 80%. Удельный вес молодежи в различных отраслях промышленности равнялся 50-70%. Вот они ценой непосильного труда и лишений обеспечили фронт всем необходимым для победы.

По всей стране был развернут сбор средств у населения на нужды Красной Армии. Сельские жители Татарстана собрали сто миллионов рублей на строительство танковой колонны " Колхозник Татарии". Еще столько же было собрано на постройку эскадрильи боевых самолетов " Советский Татарстан". На личные деньги татарстанцев были построены и отправлены на фронт около 200 танков и более ста самолетов. В г. Зеленодольске было собрано два миллиона рублей на постройку боевых кораблей. Постоянно отправлялись на фронт теплые вещи для воинов, собираемые у населения. Известные татарские артисты создавали фронтовые бригады и выступали перед бойцами в боевых порядках.

В тыловых городах были открыты госпитали, много их было в Казани, Уфе и т. д. Татарстан приютил немалое число беженцев из западных районов СССР. Многие нашли здесь свою вторую родину. Когда началось освобождение ранее оккупированных земель, Татарстан отправлял туда эшелоны с оборудованием, продовольствием, одеждой. Бескорыстная помощь татарстанцев вызывала искреннюю благодарность тех, кто испытал все трудности и лишения вражеской оккупации.

Подобная деятельность была характерна для всех татар, где бы они ни жили. Как и все граждане СССР, татары восприняли защиту единой страны в качестве своего кровного дела. И на фронте, и в тылу они сделали все возможное и невозможное, чтобы отстоять независимость этого государства.

Сценическое искусство и литература

Первым автором татарской драмы является, вероятно, Габдрахман Ильяси. В 1886 году он написал драму " Бичара кыз" (" Бедная девушка" ), в следующем году она была поставлена на домашней сцене автора. Первые публичные театральные представления на татарском языке организовал Габдулла Кариев (Минлебай Хайруллин) в 1906 году. Драматург, артист и режиссер, он в 1908 году создал в Казани первую профессиональную татарскую театральную труппу " Сайяр" (" Передвижник" ). В 1912 году появился татарский театр " Нур" (" Луч" ) в Уфе, затем " Ширкат" (" Товарищество" ) - в Оренбурге, театральная труппа в Астрахани и т. д. В 1920-е годы был создан Челябинский татарский театр. Этот кочевой театр действовал до 1941 года. В 1930-е годы работал татарский театр в Троицке и т.д. Позже в Казани были открыты театр оперы и балета, филармония и драматический театр. В 1990-е годы в Татарстане работали уже 12 профессиональных театров.

В свое время Г.Тукай поддерживал искренние дружеские отношения с артистами труппы " Сайяр", в том числе со знаменитой актрисой Сахибджамал Гиззатуллиной. Здесь же выступал известный певец, исполнитель музыкально-драматических ролей Ситдик Айдаров вместе с Ашраф Синяевой. В создании труппы " Ширкат" активно участвовал выдающийся артист Мухтар Мутин (1886-1941). Он играл здесь главные роли, освоил не только национальный татарский репертуар, но и репертуар русской и западноевропейской сцены. Он является родоначальником романтического направления в татарском театре. В указанных труппах выступали также Нурый Сакаев, Вали Муртазин, Зайни Султанов, Сара Байкина и другие. Выдающийся артист Халиль Абжалилов был на сцене более трех десятков лет, создал большое количество незабываемых образов. Его считали таким талантом, который появляется не чаще одного раза в столетие.

В репертуаре первых театров были произведения Идриса Богданова, Фатхи Бурнаша, Шамиля Усманова, Габдрахмана Мангушева и других. Особой популярностью пользовались произведения классиков татарской драматургии Галиасгара Камала, Карима Тинчурина, Мирхайдара Файзи, Накыя Исанбета, Тажи Гиззата. Татарская драматургия последних десятилетий связана с именами Р.Ишмурата, Т.Миннулина, X.Вахита, А.Гиляжева, Ш.Хусаинова и других.

В годы советской власти сформировались выдающиеся артисты Габдулла Фаткуллин, Фатима Ильская, Ильяс Аухадиев, Хидаят Султанов, Заки Валиев, Фоат Тагиров, Анвар Нагаев, Амина Садыкова, Альфия Галимова, Шакир Мажитов и многие другие. Непревзойденным мастером игры на гармони был Файзулла Туишев. Его традиции продолжили Файзи Садыков, Азгар Абдуллин и т. д. Высокого уровня исполнительского мастерства достигли певцы Гульшат Сайфуллина, Ситдик Айдаров, Азат Аббасов, Галия Гафиятуллина. Своим песенным мастерством завоевали любовь народа Усман Альмеев, Фахри Насретдинов, Сулейман Юсупов, Фарида Кудашева, Гульсум Сулейманова, Альфия Афзалова и другие. Уникальное явление в татарском песенном искусстве представляет собой Ильгам Шакиров.

Нужно отдать должное художественной самодеятельности, она сыграла значительную роль в сохранении этнического единства народа, особенно в среде татар вне Татарстана. Кружки художественной самодеятельности стали распространяться в начале XX века, и особенно - после 1917 года. К примеру, в 1919 году в Казани действовали около сотни таких кружков. 30-е, 50-60-е годы были годами наибольшего расцвета самодеятельного сценического искусства. Кружки возникали во всех регионах СССР, где проживала значительная масса татарского населения. Даже в небольших городах создавались кружки художественной самодеятельности и татары приобщались к сценическому искусству своего народа.

Выросли выдающиеся композиторы из татар. Композитор Захид Яруллин является организатором первого татарского струнного оркестра в Казани. Семья Яруллиных дала народу еще двух композиторов - Мирсаита и Фарита. Фарит Яруллин написал музыку знаменитого балета " Шурале" по мотивам одноименной сказки Г.Тукая. В 1925 году на сцене была поставлена первая татарская опера " Сания" Султана Габаши и Газиза Альмухамметова. Оркестровка оперы была написана Василием Виноградовым. В 1934 году поставлена опера " Качкын" (" Беглец" ), музыку которой написал Нажиб Жиханов, либретто - Ахмет Файзи. Появились музыкальные произведения Салиха Сайдашева, Жаудата Файзи, Мансура Музаффарова, Загида Хабибуллина. Незабываемые мелодии, любимые народом, создали С.Садыкова, Р.Яхин, А.Бакиров, А.Монасыпов, А.Даутов и другие. София Губайдуллина получила признание как " один из самых талантливых композиторов" (В.И.Холопов). Во многих странах мира проводятся фестивали в ее часть, о ней пишут книги, снимают кинофильмы. Американская пресса отмечает, что С.Губайдуллина " превратилась в самую крупную фигуру всемирной музыки".

Национальная татарская литература объединяла многих выдающихся представителей своего народа. Их произведения были проникнуты национальным колоритом и народным духом. В них проявлялась глубокая любовь к своему народу и в то же время - душевная боль за его угнетенное состояние. Справедливы были также многие упреки поэтов и писателей в адрес служителей ислама. Определенные позиции священнослужителей, направленные на сохранение народа как обособленного организма, со временем пришли в противоречие с потребностями развития этого народа в сообществе с другими народами.

На рубеже XIX-XX веков появилась целая плеяда татарских поэтов и писателей, которые продолжали свою творческую деятельность и в советское время. К примеру, Сагит Сунчаляй еще до 1917 года опубликовал сотни стихотворений, а также переводов произведений русских поэтов на татарский язык. Он работал позже в Уфе, в Крыму, в советских посольствах за рубежом. Как друг М.Султангалиева он был репрессирован. Другой писатель - Газиз Губайдуллин является также и ученым. Он - автор нескольких монографий по истории и литературе. Профессора Бакинского университета Г.Губайдуллина также не обошла слава " националиста", что привело к его безвременной смерти.

Галиасгар Гафуров-Чыгтай - писатель и публицист, долгие годы был редактором московского журнала " Наука и религия". Известная поэтесса Магруй Музаффарова была педагогом и журналистом. В те же годы творил видный писатель Махмут Галяу.

Классик татарской и башкирской литературы Мажит Гафури (1880-1933) воспевал борьбу за свободу и счастье народов. Он является автором поэтических произведений высокого гражданского накала. Его проза была направлена против социальной несправедливости и гнета. Произведения, полные оптимизма, создал Шариф Камал (1884-1942). Писатель, публицист и политический деятель Гаяз Исхакый (1878-1954) указывал, что литература должна служить делу развития нации. Вынужденный эмигрировать, он продолжал создавать литературные произведения, проникнутые заботой о судьбах татарского народа.

Богатое литературное наследие оставил писатель, историк и публицист Галимжан Ибрагимов (1887-1938). В молодые годы он учительствовал в казахских аулах. Вероятно, уже тогда возник замысел будущего романа " Казакъ кызы". Позже Г.Ибрагимов преподавал в уфимском медресе " Галия". В тот период там обучались Магжан Жумабаев, Беимбет Майлин и другие казахские шакирды. В первые советские годы Г.Ибрагимов занимал пост заместителя председателя мусульманского комиссариата в Москве. Он активно выступал за большевизацию татарского национального движения, позже резко критиковал татарских эмигрантов. Признанный писатель стал одним из первых Героев труда, но и это не спасло его от репрессий тех лет. На волне Г.Ибрагимова пострадали многие, в том числе и начинающий поэт Ибрагим Салахов - уроженец Кокшетау. И.Салахов прошел все круги ада в лагерях. Ему посчастливилось вернуться живым и он сумел стать широко признанным писателем.

Выдающийся поэт Хади Такташ (1901-1931) известен как поэт-трибун. Много места в его произведениях занимает боевой наступательный, бунтарский дух, а также особый самобытный юмор. Поэтические произведения особого философского звучания создал Хасан Туфан. Признанными мастерами песенного жанра в татарской поэзии стали С.Хаким, А.Исхак, Г.Зайнашева, А.Ерикей, 3.Мансур и другие. Широкого признания получила поэзия Ш.Маннура, С.Баттала, Н.Даули, М.Садри, И.Юзеева, 3.Ярмаки, 3.Бурнашевой, К.Булатовой, А.Рашита, Г.Афзала, А.Юныса. Особое место занимает проза К.Наджми, Г.Баширова, А.Расиха, Г.Губая, И.Туктара, И.Гази, М.Амира, Ф.Хусни, А.Шамова, А.Галиева, Г.Ахунова, С.Сабирова, Г.Кашшафа, М.Хабибуллина, Р.Мустафина и других.

На 1980 год произведения татарских поэтов и писателей были переведены на 53 языка. По количеству переводов на другие языки татарская литература занимала пятое место в СССР.

Сценическое искусство и литература внесли достойный вклад в дело сохранения языка и этнического единства татар.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь