Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роль почты в развитии периодической печати.



С момента зарождения периодической печати почта была как бы её составляющей, необходимым звеном связи прессы с читателем, а также средством доставки новостей в редакцию.Предпосылки почты появились еще в доисторические времена, когда различные племена обменивались посланцами, несущими разные новости, в основном “политического” характера объявление войны или мира. Таким образом, первые сообщения передавались устно, т.к. ещё не было даже письменности.А вот с её появлением дело несколько упростилось, гонцу можно было вручить запечатанный пакет с письмом, написанным самим должностным лицом. В Древнем Риме появились так называемые “открытые письма” надписи на стенах, носившие характер светских новостей и объявлений. Сенатские документы acta senatus и acta diurna были первыми периодическими изданиями. Эти “газеты” и другие документы распространялись по империи с оказией, как большинство писем того времени, или же специальными рабами-почтальонами (talellarij). Император Октавиан Август учредил государственную почту, но только для доставки государственных депеш и приказов, но не личной переписки.Так продолжалось до 16-17 веков, когда во многих странах Европы стала появляться регулярная почта специальные всадники или дилижансы. Доставку сообщений между Европой и колониями осуществляли морем идущие туда и обратно торговые корабли.Оперативность доставки резко возрастает после введения в строй железных дорог. На станциях появились специальные терминалы для сортировки писем и газет.Оперативность доставки почты повышает спрос на газеты, т.о. увеличиваются тиражи, появляются новые издания.

Важную роль в формировании периодич печати играли почтовые станции. На них собиралась информация, ее систематизировали и оформляли газету из ее выдержек. В Гамбург приходила информация из Северной Европы, т.о. города были как информационные центры. Появились поставщики новостей. Сначала это были торговцы, ученые… Потом профессиональные поставщики. Постоянные корреспонденты стали «обрастать» связями. Многие выходили из дипломатов. Профессионалы становились почетными авторами в газетах. Стали заботиться о качестве информации. Появилась тенденция проверки инф-ции.

1464 – первая почтовая линия. Были частными

1493 – первая имперская почта

1501Франц фон Таксис стал главным почтмейстером

1505 – первая почтовая международная линия Вена - Брюссель

В первой 3ти 17 века начали заниматься светской публицистикой.

 

 

 

Д.Дефо- журналист.

1660-1731. Дефо родился в семье торговца и получил религиозное образование. Он сменил много профессий: работал купцом, журналистом, издателем, писателем и всегда оставался в гуще событий своего времени.

За памфлет «Простейший способ разделаться с диссидентами», направленный против господства англиканской церкви (борьба с религией), Дефо был приговорен к позорному столбу, тюрьме и штрафу. В тюрьме он задумал издавать моножурнал «Ревью» («Обозрение»), который выходил с 1704 по 1713 г., и написал «Гимн позорному столбу». В своём журнале он анализирует уже случившиеся полит события, рассматривает их по новому, с др ракурса, чтобы вызвать полемику. Он был единств сотрудником журнала. Журнал состоял из 8 стр, похож на бюллетень, новостей не было, и это главное отличие от др журналов. Его периодичность была 1 раз в неделю, затем 2, потом и 3, 4, но в итоге 2 раза в неделю. Он сложил тип передовой статьи – программная статья, репортаж-путешествие, газетный очерк, анал статья, анал полемика. Начав свой путь в журналистику искренним борцом за правду, Дефо со временем отступил от прежних идеалов и начал продавать свое перо. Умер он в бедности и забвении. О памфлете «простейший способ разделаться с дисседентами». Через некоторое время после воцарения Анны началось давление на диссентеров. Их хотели лишить гражданских и религиозных свобод, закрывались диссентерские академии. И Дефо написал свой памфлет. Читая его, никак не подумаешь, что автор борется за права диссентеров, что он на их стороне. Наоборот, публицист язвительно отзывается о них, подчеркивает их деятельность, якобы отрицательно сказавшуюся на делах государственных, вплоть до казни короля. Беспощадно обвиняя диссентеров во всех грехах, называя их сектой, змеиным отродьем, сорняками мятежной ереси, заразой, Дефо намеренно располагает к себе своих противников. Ненавистники диссентеров были удовлетворены этим ярким, изобличающим пороки вредителей государства памфлетом. Однако Дефо добивался совсем иного результата. Под маской ненавистника диссентеров публицист показывает царящее в обществе несправедливое отношение к ним.

 

«La gazette» и ее роль в формировании французской журналистики. Авторитарная концепция печати.

 «La gazette» появилась в 17 в. Это первое издание, кот было официальным политическим печатным органом. 30.05.1631 г. – первый номер при дворе Людовика 13. Теофраст Ренодо (1583 – 1653) – глав редактор. Цель газеты – быть рупором власти, управлять гос-вом. Кардинал Ришелье был вдохновителем газеты. Она провозглашала абсолютизм. Является примером авторитарной концепции печати.

В газете писал кардинал Ришелье (1585-1648) и Людовик 13, кот описывал свои походы, следовательно, первый воен журналист. В техническом плане газета была прообразом настоящей современной газеты. Текст состоял из отдельных абзацев, разбитых на колонки, каждый из которых содержал своё сообщение. Заметки начинались с места и даты отправки известия. Со второго года у “Газетт” появились приложение - “Обычные новости различных местностей”. В газете сообщались как внутренние, так и зарубежные новости. Большинство известий приходило из Германии, Испании, Венеции, Вены и др.; печатались военные сводки, придворные новости, сведения о торговле и мореплаваниях, а также объявления. Информацию Ренодо получал от кардинала, который снабжал редакцию хорошими сотрудниками и присылал копии разных документов, от самого короля Людовика XIII, из переписки различных деятелей того времени, а также из иностранных газет. Редакция снабжалась необходимыми техническими средствами и Ренодо имел исключительное право на производство и продажу газеты. Но всё, что печаталось в ней находилось под контролем властей. Газета была слугой монарха и кардинала, отстаивала только их интересы.

Ренодо много путешествовал по Италии. Когда вернулся в Париж, сблизился с Ришелье и он ввел Р. в высшие круги власти. Тот стал королевским лекарем. Затем основал адресное бюро, из которого и вышло издание «La gazette». Оно выходило 1631-1792. Газета прекратила существование, когда пала абсолютная монархия. Распространялась и за пределами Франции. Ренодо наладил широкую корреспондентскую сеть. Когда в других газетах выходили памфлеты против власти, Ренодо писал ответы на них.

04.07.1631 стали печататься выходные данные. Выходила 1 раз в неделю. 4 листа. Сообщались краткие новости. Потом стала выходить на 8 полосах, потом на 12. Незадолго до закрытия газета стала ежедневной. Заметки начинались с даты, места события. Писали о воен событиях, новостях торговли. Тираж 1200 экз. С конца 1631 г Ренодо стал делить газету на 2 части: «Газетт» и каталог новостей. Каждый месяц выходит спец. номер с важнейшими новостями и комментариями Ренодо. С 1634 г. стал делать доп номера как дайджесты. 1633 напечатали об осуждении Галилея.

После смерти Ришелье – нов власть. Мазорини не хотел писать о прошлой власти и начались нападки на Ренодо. 25.10.1654 умер Ренодо. Номера сквозные, можно сделать единый том с предисловием редактора.

Черты авторитарной газеты:

1.Рупор официальной власти.

2.Жесткая предварит цензура

3.Королевские привилегии, система лицензирования

4.Правдивая информация приносится в жертву требованиям власти

5.Вертикальная структура прессы  

6. рассылаются дерективы на местах

7. система лицензирования, царского дозволения, указаний свыше.

Гл ред-р и журн-ты должны бть лояльны к власти, быть всегда на её стороне.

 

 

Развитие журналистики после изобретения Гуттенберга. Возникновение первых печатных периодических изданий.

Итак, книгопечатание проникло во Францию при Людовике XI (1461–1483), когда уже вся Франция была объединена сильной королевской властью и феодальный строй разрушен. В это именно время в Италии, куда настойчиво стремилась Франция, процветал гуманизм и было заметно особенное увлечение древнегреческими писателями. Жажда знания была огромная, но дороговизна книг ставила серьезные затруднения в этом отношении. Во всей Европе в 1501 г. количество книг не превышало 4 миллионов томов. Неудивительно, что Людовик XII (1498–1515) отнесся благосклонно к новому искусству книгопечатания и предоставил много привилегий книготорговцам. Однако счастливый период свободной печати продолжался недолго. На судьбы печати во Франции имели решающее влияние происшедшие около этого времени религиозные события, именно появление протестантства. книготорговцам было запрещено продавать книги, не одобренные церковью и не вошедшие в официальный каталог; предварительной цензуре были подвергнуты все издания, на каком бы языке они ни печатались. В отношении нарушителей установленных правил нередко применялась смертная казнь. Во время междоусобной войны между правительством и гугенотами печать была важным оружием и по прежнему находилась под жестким контролем. Серьезную реформу книгопечатания произвел Ришелье. При нем же вышла и первая регулярная газета. 1631(30 мая) - “ЛЯ ГАЗЕТТ” первый выпуск. Попутно со всем этим развивалась подпольная памфлетная литература (против власти, естественно).

В Германии печать также развивалась при университетах. Но в отлич. от французских, они находились под контролем церкви, а не государства. Едва их успела коснуться волна гуманизма, как духовенство лишило университеты цензурных полномочий и сосредоточило их в особых, более надежных руках. Так, 4 января 1486 г. майнцский архиепископ Бертольд фон Геннеберг установил свои собственные цензурные органы, обнародовав следующее любопытное распоряжение- нельзя переводить книги на немецкий язык, печатать только с разрешения. Ежедневн «Рилейшен Адлер» в Страсбурге, «Авизо рилейшен одер цайтунг» в Аугсбурге 1609г. Журналы: Христиан Томания 1685-89 – задачи умственного оздоровления общ-ва.

Со второй половины XV столетия в Англии появляется книгопечатание благодаря Уильяму Какстону. Печатные летучие листки 1622г в Лондоне «The certain of this present week».

Швеция - «Цайтунгспаст» 1634г, «Бюкли цайтунг» с 1666г, ыходит и по сей день.

Италия – 1604г «Атти дэлия Р. Академия дэ линцей», 1716 ежедн «Кракас».

Испания – 1661г в Мадриде «Гасетта», возникла по инициативе правительства.

Типы газет:

1.«Цайтунг» 1443 – рукописная (письма-газеты). 1510 – послание купцу от Фернандеса.

2.Приложения к газетам. К политич., экономич., торговым газетам прикреплялись профессорские, ученые «ноецайтунги». Из них вышли новые отдельные газеты.

Затем появились люди, торгующие информацией. Якоб Фуггер открыл фирму по продаже информацией в 1520 г. Затем стала выходить «Фугерцайтунгер» - первая платная газета. 

3.Затем появились газеты-репродукции (начало 16-го века)

4.Ежегодники. Начал издавать Михаэль Альтцег.

5.Ярмарочные отчеты. В 1595 вышел отчет за 5 лет.

6.В1609 Реляции Ведомости – ежедневник. Содержание не особо систематизировано, но пытались разделить информацию тематически. После появления ежедневников, завоеватели, кот завоевывали земли, пытались в первую очередь завоевать и ежедневники. В 1609 в Страсбурге «Авизо».

Затем появилась официальная печать (середина 16 в). Тип газет-приказов. «Ординари пост». Создавалась по приказу кайзера. Писали госсекретари, высший офицерский состав о военных делах. Офиц. газеты быстро распространялись. Почтовые станции имели большое значение в развитии жур-ки. Там собирали и систематизировали почту, из этого получалась газета из выдержек. К 30м годам17 века было около 30 наименований газет. К середине века удвоилось. В 1659 в Гамбурге первое развлекательное издание.

 

Новый Завет и развитие публицистики и риторики.
Христианская риторика существует только в устной форме очень долго. Иисус Христос сам не написал ни одной строчки. Главная идея всех его проповедей – научить истинной любви к людям и верованию в Бога, очистить сердце и просветить ум. В Нагорной проповеди рисуется модель идеального человека, для каждого он говорит на своём языке. Для своих учеников он говорит по-другому, сложнее, чтобы их обучить. Его язык простой и наглядный, его проповеди носят практ характер. Также он использует метод притчи для лучшего запоминания и понимания, людям они близки и понятны. Иисус не стремится к внешней красивости речи, он не исп спец приёмов ораторства. Чудеса – это своеобразный приём, это новый метод воздействия. Исцеляя людей, воскрешенная их он располагает к себе людей.

Новый завет, состоит из четырёх Евангелий благовествований от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также посланий апостолов верующим и Апокалипсиса (откровения Иоанна Богослова) на греч языке. Они очень похожи, в них много говорится об одном и том же. От Иоанна стоит особняком, остальные пытались совместить, так как многое повторяется.

1 – евангелие от Марка. Это самая краткая часть, здесь Иисус говорит мало, внимание читателя акцентируется на событиях. Мы видим Иисуса в действие, видим много чудес, динамичных картинок. Язык очень плохой, очень много деталей, и их быстрая смена. Марк говорит так, как он слышал, с ошибками, он свидетель. Это евангелие для тех, кто только входит в веру.

2-от Матфея. Оно в 2 раза больше, но чудес гораздо меньше. Создавалось скорее для иудеев и учителей. Написано расплывчатым церковным языком, много слов и выражения из Ветхого завета (стилизация под Ветхий завет). Иисус говорит здесь много. Читается тяжело, вначале описывается родословная. Христос говорит как раввин. Нужно вдумываться в каждую фразу и знать греч язык. В Евангелии встречается большое количество еврейских оборотов, автор предполагает знакомство читателей с местностью и еврейскими обычаями.

3-от Луки. Иудейские обычаи объясняются подробно, кроме того автор преднамеренно избегает употребления слова «язычники» в отрицательном контексте, опасаясь неправильного понимания. Жизнь Христа излагается преимущественно с истор стороны, рассказ отличается обстоятельностью и подробностью, приводится большое количество притч Христа. Евангелие от Луки — длиннейшая книга Нового Завета. Евангелие начин с описания наиболее ранних событий в хронологическом плане. Особое внимание Лука уделяет людям и Божьей любви к ним. Он не только литературно точно описывает самые разнообразные людские характеры, но и особым образом подчёркивает заботу Христа о простых людях. Нетрудно заметить, что если в Евангелии от Матфея большинство притч Спасителя посвящено Царству Небесному, то Лука приводит множество притч, сосредоточенных на людях. Особенно автор Евангелия подчёркивает милосердие Божье к кающимся.

4-от Иоанна. Иисус Христос описывается в качестве вечного Логоса (Слово, Мудрость, Причина), кот находится у истоков и в начале всех явлений, рассказывая о его земной жизни в качестве Спасителя человечества и объявляя его Богом. Исследователи отмечают противопоставление Бога и Дьявола, света и тьмы, признание мира как царства «лукавого», разделение людей на происходящих «от Бога» и «от мира или Дьявола», указание на то, что «иудеи не знают Бога». До Иоанна дошли 3 первых евангелия и он решил подтвердить их правдивость, добавив рассказ о ранних делах Спасителя.

 


Дж.Свифт- памфлетист.

1667–1745. Родом из Ирландии, Свифт рано осиротел и воспитывался в семье дяди. Получив образование в религиозном колледже Святой Троицы, Свифт сдал экзамены в Оксфорде на степень магистра искусств, затем, вернувшись на родину, принял сан. Увлечение литературой привело его в Лондон. Вскоре Свифт получил известность как памфлетист. Тематика его памфлетов широка и злободневна: угнетение ирландского народа («Письма суконщика», «Скромное предложение»), борьба церквей («Сказка бочки»), критика литературных нравов («Битва книг»). «Путешествия Лемюэля Гулливера» также изначально были памфлетом, высмеивавшим борьбу британских политических партий.

Как журналист, Свифт издавал политическую газету «Экземинер» («Обозреватель») – официальный орган партии консерваторов, затем принимал участие в журнале «Тэтлер» («Болтун»). Свифт был непримиримым врагом Дефо. Был секретарём Уильяма Темпла 1689-1699 в эти годы создал первые произведения. Битва Книг (1694) издана 1704, тема - спор древних и нынешних авторов, он осмеял ложную ученость и педантизм. 1704 ''Сказка о бочке '' - имела широкий общественный резонанс. В ней Свифт, пародируя евангельские притчи, рассказывает о трех братьях (Петр - католицизм, Мартин - Лютеранство, Джек - кальвенизм) В '' Сказке… '' он осуждает религиозную нетерпимость и нелепость церковных обрядов. В серии пародийных  предсказаний Иосифа Бикерстафа (1708) - осмеял астрологию. Писал также поэмы послания мадригалы. 1701-09 примыкал к вигам, 1710-14 к тори. Но проникся враждой к '' компромиссу '' между аристократией и буржуазией. Сотрудничал с газетой '' The Examiner '' в своих памфлетах потребовал прекращение войны за '' Испанское наследство '' боролся против колонизаторской политики Англии, против политики в отношении Ирландии (''Письма суконщика '' и '' Краткий обзор положения дел в Ирландии '' 1727). Свифт также отстаивал права народа, справедливость, боролся с церковной властью, мракобесием, убийственной для простого народа политикой правительства, другими слова Свифт отстаивал основные права и свободы человека. 1726 написал гл. произведение в жизни '' Путешествие Гулливера '', используя жанр путешествий, он создал сатиру на Англию, её жизнь и все общественно-полит проблемы того времени. С 1714 Свифт- декан собора СВ. Патрика в Дублине. Свифт был истинным журналистом и борцом за права народа. Умер Свифт после нескольких лет тяжелой душевной болезни.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь