Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ



ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

ИСКУССТВО ЭПОХИ

РЕСПУБЛИКИ

ИСКУССТВО РАННЕЙ ИМПЕРИИ

ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ

ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ

Под именем этрусков известен народ, живший в I тысячелетии до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Сами этруски называли себя расенами. Этрурия и Древний Рим — соседи и ро­весники: обе культуры возникли в VIII в. до н. э. Тогда же в Южной Италии и на Сицилии греки начали строить свои первые города. Все три народа, не считая многочисленных местных племён, укоренились на Апеннинах одновременно. Однако пути у них были разные.

Вначале этруски существенно обгоняли своих соседей в развитии. Они бы­ли умелыми строителями и прекрасными инженерами. В конце VII в. до н. э, этрусские города объединились в религиозные союзы городов-государств — двенадцатиградия. Ими руководили лукумоны — правители, наделённые не только светской, но и религиозной властью. Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от названия этрусского города Цере происходит сло­во «церемония» (древние римляне называли так некоторые религиозные об­ряды). Существовали специальные священные книги под названием «Этрус­ская дисциплина», которые устанавливали правила поведения людей.

Народ этрусков создал самый могучий флот в Западном Средиземноморье. До VI в. до н. э. известно несколько царей Рима, происходивших из этрус­ского рода. Этруски имели необычную судьбу. Она интересовала уже древ­негреческих историков. Как появились этруски в Италии? Откуда они при­шли? Знаменитый историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал, что

переселенцы-этруски прибыли на Апен­нины из Малой Азии: они бежали от го­лода. Другие думали, что этруски переселились на Апеннины с севера. Современные учёные склоняются к мыс­ли, что этруски жили на этой территории изначально. Однако это не вполне объяс­няет глубокую архаичность их культуры, во многом родственной древневосточной. В политическом смысле этрусская ис­тория шла по нисходящей. Примерно в V—III вв. до н. э. воинственный Рим поко­рил долго и ожесточённо сопротивляв­шиеся этрусские города, и в них рассе­лились римские воины-ветераны. Этруски понемногу до такой степени слились с римлянами, что забыли свой язык.

Так называемая Капитолийская волчица. Работа этрусских мастеров, Около 500 г. до н. э. (Фигуры Ромула и Рема выполнены в эпоху Возрождения.)

Капитолийские музеи, Рим.

*Сохранилось несколько тысяч этрусских надписей на статуях, саркофагах и урнах для пепла. Они чита­ются, но состоят в основном из имён. Религиозные тексты и другие письменные творе­ния погибли. Некоторые римляне, например знаме­нитый покровитель искусств Гай Цильний Меценат, долго помнили о своих этрусских корнях, а император Клавдий, проведя исследова­тельскую работу, написал в I в. н. э. двенадцать томов, посвященных этрусской истории.

138

139

Искусство этрусков поражает своей необычностью и глубинной посвя­щённостью смерти. Этрусские горо­да плохо сохранились, поскольку до­ма в них возводили из непрочного материала — дерева или глины, и их место заняли поселения средневеко­вой, а затем ренессансной Италии. Нередко этрусские города строили на высоких скалистых плато. Бли­жайшим соседом каждого из них яв­лялся некрополь — город мёртвых. Оба города были связаны представ­лением о неразрывности жизни и смерти в едином цикле бытия. И если город живых сооружали из подверженного тлену материала, то город мёртвых был из камня, с высе­ченными в скале или сложенными на земле гробницами. В нём всё бы­ло прочным, выстроенным на века. В древности идея вечности пере­давалась формой круга, сферы. По­лусферическими насыпями покры­ты многие этрусские гробницы, в том числе знаменитая Гробница Флабелли в Популонии (около пяти метров в диаметре). Чтобы насыпь сохранила форму, её укрепили ка­менным цоколем с выступающим карнизом наверху. Форму тумулусов — гробниц с круглым цоколем и полусферической насыпью — име­ли и погребения в Бандитачча. Это самый знаменитый этрусский нек­рополь, принадлежавший древнему городу Цере. Вход в гробницы оформлен в виде прямоугольного проёма со ступенчатой вершиной. Внутри гробницы воспроизво­дили жилой дом. Иногда к покоям вёл длинный коридор — дро'мос, постепенно заглублявшийся в зем­лю. От него отходили прямоуголь­ные комнаты — одна, две, иногда несколько взаимосвязанных поме­щений. В комнатах стояли ложа, си­денья, троны и подставки для ног. В Гробнице щитов и тронов некро­поля Бандитачча кресла, ложа и

VI в. до н. э.

140

скамейки неподвижны. Они высе­чены из камня. Над ними по стенам «развешаны» круглые щиты — мета­форическое воплощение вечности. Плоский потолок тоже сделан, как в жилом доме. По форме и устрой­ству комнат можно изучать несохранившуюся архитектуру жилищ этрусков.

В ранних гробницах VII в. до н. э. вместе с телами усопших помещали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия, прекрасные ча­ши и блюда из серебра, бронзовые треножники и котлы. В числе непре­менных даров было зеркало. Знаме­нитые этрусские зеркала из бронзы с одной стороны отполированы до блеска, а с другой украшены вели­колепной гравировкой. Темы изо­бражений всегда мифологические, тайно намекающие на судьбу покой­ного. Всё благодетельное, что совер­шается на изображениях, подаёт ему надежду на возрождение.

Одно из самых знаменитых зер­кал — а их известны тысячи — пред­ставляет прославленного прорицате­ля Калханта: его имя начертано перед фигурой. Калхант занимается гаруспицией: он гадает по печени жертвенной овцы. Держа печень в левой руке, бородатый и крылатый провидец пристально всматривается в её форму. По краю зеркала идёт ветвь цветущего плюща, а за спиной Калханта стоит кувшин. Прекрас­ный точный рисунок пронизан внут­ренней динамикой. В склонённой фигуре, повторяющей скруглённую форму зеркала, как в сжатой пружи­не, заключена скрытая энергия. В древности люди полагали, что такие гадания могут показать им будущее.

Но где же те, для кого предназ­начены дары? В гробницах их ос­танки находят не всегда. Стоят вещи, готово ложе, устроен дом, но нет хо­зяина. Эту загадку пытались объяс­нять по-разному. Очевидно, тела покойников не обращались в прах, а просто отсутствовали. Гробницы могли быть символическими — кенотафами (от греч. «кенотафион» — «пустая гробница»). Возмож­но, некоторых людей хоронили в другом месте или иным образом от­правляли в потусторонний мир. Гробница оставалась памятником. Однако чаще «хозяева» в гробни­цах всё-таки присутствуют. Иногда их представляют большие террако­товые саркофаги, подобные знаме­нитому Саркофа1у супругов из Цере (VI в. до н. э.). Этот памятник изобра­жает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными локонами волос, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими улыб­ками» (см. статью «Искусство Древ­ней Эллады»). Одной рукой мужчи­на обнимает прислонившуюся к нему жену. Они оживлённо беседу­ют, устремив взоры на невидимого зрителя. Такие саркофаги, возможно, служили хранилищем для пепла.

141

142

Сцена пира.

143

144

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпо­хи, но и все завоёванные им страны и народы, входившие в состав колос­сальной Римской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, или италики, но и древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы. В художественном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Рим­ского государства влияли местные традиции.

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, ве­ликолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвящённых нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с доброт­ной красивой мебелью — всё то, что характерно для цивилизованного об­щества.

Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр го­рода. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произ­ведения, не имевшие себе равных в древности.

До наших дней дошло очень мало имён римских художников. Однако ос­тавленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства.

ИСКУССТВО ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ

История Рима делится на два этапа. Первый — эпоха республики, — на­ступивший в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрус­ские цари, и длившийся до середи­ны I в. до н. э. Второй этап — импе­раторский — начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до TV в. н. э. С художественной точки зрения это две чрезвычайно разные эпохи. Пер­вая сравнительно бедна произведе­ниями искусства, большинство кото­рых известно со II—I вв. до н. э. Вероятно, сведения древних авторов о том, что первые храмы для римлян возводили их соседи, более цивили­зованные этруски, верны. Именно эт­руски создали для Капитолия, главно­го из семи холмов, на которых расположен Рим, символ легендарной прародительницы римлян — ста­тую Капитолийской волчицы. Из заво­еванных провинций в Рим стали сте­каться талантливые мастера в поисках работы и замечательные произведе­ния искусства. Особую роль в этом сыграла Эллада. В Древнем Риме су­ществовало изречение: «Пленённая Греция пленила своих врагов».

Город Рим, основанный 19 апре­ля 735 г. до н. э., вначале был скром­ным посёлком, но со временем он набирал всё большую силу и впиты­вал лучшие творческие веяния, шед­шие со стороны. Главной святыней Рима являлся храм Юпитера, Юно­ны и Минервы на Капитолийском холме. Храм не сохранился, но учё­ные предполагают, что он был рас­планирован по этрусскому образцу: с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу.

Ещё одна достопримечатель­ность Рима — рыночная площадь.

145

Форум Романум. Реконструкция XIX в. (В настоящее время историки и искусствоведы предлагают другие варианты реконструкции Форума).

Например, у греков она называлась агорой и обычно, как в Афинах, на­ходилась у подножия акрополя. У ри­млян это был форум. Здесь происхо­дили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, тор­говали. В последние века республи­ки форум приобрёл законченный архитектурный облик. С одной сто­роны к нему примыкало внушитель­ное здание государственного архи­ва — Табуларий, который стоял на сводчатых подземных этажах. На площади высились храмы, среди них храм Весты, богини-девы, в котором горел неугасимый огонь, символизи­ровавший жизнь римского народа. Здесь же возвышались колонны, к ко­торым прикрепляли ростры — носы побеждённых вражеских кораблей (отсюда и название —ростральная колонна), и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли таберны — лавки. Сейчас от Форума Романум, как называли его римляне, оста­лись лишь фундаменты построек; первоначальный его вид представля­ет реконструкция.

Оценить качество пластических произведений той эпохи помогает так называемый Алтарь Домиция Агенобарба (около 100 г. до н. э.), Он был украшен рельефами со всех четырёх сторон. Три стороны — две узкие и одна продольная — изобра­жали «Свадебный поезд Нептуна и Амфитриты», весёлое путешествие морских богов и нимф, плывущих по водам на фантастических живот­ных. Рельеф искусно построен явно греческим мастером. Другая длин­ная сторона оформлена совершен­но иначе. На ней изображён ценз — оценка имущества римских граждан для записи их в ту или иную кате­горию горожан. Канцелярские фор­мальности, к которым были так привержены римляне, представле­ны в левой части. А в правой пока­зано, как к алтарю, у которого сто­ят жрец и римский бог войны Марс, ведут трёх жертвенных животных — быка, овцу и свинью. Это архаичное римское жертвоприношение (суоветаврилия), название которого включает обозначения всех трёх животных. Этот рельеф уступает

146

Форум Романум.

работе греческого мастера; видно, что скульптор преодолевал боль­шие трудности, изображая тело жи­вотного в профиль и группу из двух фигур. Рельеф, безусловно, принадлежит руке прозаичного, не­искушённого в искусствах римля­нина.

Одним из замечательных дости­жений республиканского римского

искусства стал портрет. Римляне многое заимствовали у этрусков, и, вероятно, сами этрусские мастера работали по их заказам. Однако бы­ло одно существенное отличие: эт­руски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и дос­товерный, но поэтизированный об­раз человека. Римляне же ранней поры шли от восковых масок —

Форум Романум. Вид сверху.

147

«персон», которые они снимали с лиц умерших предков. Маски храни­лись в каждом доме на самом почёт­ном месте, и чем больше их было, тем знатнее считался род.

Для эпохи республики характер­ны портреты, очень близкие к нату­ре. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица, дополнительно наделяя его чертами старости, конца жизни. Однако это не означало, что создавали портре­ты только стариков. И всё же веду­щим героем портрета был пожилой волевой патриций, обладавший по римским законам «правом жизни и смерти» всех своих домочадцев. Портрет из Музея Торлония в Риме (1 в. до н. э.) представляет некраси­вого древнего старца, лысого, с от­топыренными ушами и отвисшей нижней губой. Брови отсутствуют, щёки провалились. Нет ничего от внешней красоты. Плоть модели настолько омертвела, что почти обнажает под собой костяк. Именно в этом заключена сила римского портрета: он очень конструктив­ный, строгий и логичный. Доста­точно сравнить его с безвольными, обмякшими лицами на этрусских портретах. По возрасту римский старик — на пороге могилы, но он силён духом и верой в себя.

Смягчение достоверности в порт­рете наметилось ко второй полови­не I в. до н. э. Портрет Юлия Цеза­ря из того же Музея Торлония уже совсем иной. Он более обобщённый и выразительный. В нём появляется движение души: Цезарь смотрит во­просительно, с тайным укором. Впрочем, это произведение по­смертное. Цезарь был убит 15 мар­та 44 г. до н. э.

Республиканская архитектура представлена рядом замечательных памятников. Среди них ордерные храмы, круглые и прямоугольные в плане. Круглый храм — моно'птер —

148

 

149

на Бычьем форуме в Риме. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колонны завершают­ся капителями скромного рисунка. Фронтон совершенно «негрече­ский», без скульптур внутри его тим­пана и с богатыми, строго вычер­ченными профилями.

Великолепны римские мосты II— I вв. до н. э. Так, мост Мульвия поми­мо его практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет) отличается выразительностью об­раза. Мост зрительно как бы опира­ется на воду полукружиями арок, опоры между которыми для облегче-

150

ния веса прорезаны высокими и уз­кими проёмами. На арках сверху ле­жит карниз, придающий мосту осо­бую законченность. Мост словно шагает от берега к берегу непрерыв­но идущими арками: он динамичен и одновременно устойчив.

Рим сильно застраивался в Сред­невековье и Новое время, и поэтому его древний облик скрыт под тол­щей наслоений. Частично внешний вид римского города можно пред­ставить на примере Помпей — ита­лийского города, который вместе с городами Геркуланум и Стабии по­гиб в 79 г. н. э. в результате изверже­ния вулкана Везувий. Погребённый под пеплом город случайно обнару­жили при строительстве водопрово­да в XVII в. С 1748 г. до наших дней продолжаются его раскопки.

Город имел регулярную плани­ровку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых бы­ли устроены лавки-таберны. Об­ширный форум был обнесён пре­красной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углуб­лении. Рассчитанный на двадцать тысяч зрителей, он значительно превосходил потребности жителей города и предназначался также для приезжих (население Помпей со­ставляло не более десяти тысяч че­ловек). В городе было два театра.

Замечательны помпейские до­ма — «домусы». Это были прямо­угольные сооружения, которые тя­нулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми сте­нами. Главным помещением был атриум (or лат. atrium — «закоп­чённый», «чёрный», т. е. помещение, почерневшее от копоти), который выполнял священную функцию. Рим при основании имел в самом центре культовую яму — «мундус», куда все жители бросали плоды и горсть земли со своей старой роди­ны. Открывалась она лишь один раз в году — в день Подземной богини гаи не открывалась совсем. Каждый дом повторял эту модель: в атриуме

часто было отверстие в центре кры­ши — комплю'вий. Под ним находил­ся бассейн для сбора воды, родствен­ный мундусу, — имплю'вий. В целом атриум выполнял функцию «мирово­го столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подзем­ным миром. Не случайно в атриуме

стояли все самые важные вещи: тяже­лый сундук с семейными ценностя­ми, стол типа жертвенника и шкаф для хранения восковых масок пред­ков и изображений добрых духов-по­кровителей — ларов и пенатов.

Внутри дома были расписаны. Прекрасно сохранившиеся фрески показывают, какой была обычная жизненная среда римлянина. Ранние дома (II — конец I в. до н. э.) распи­сывали в так называемом первом помпейском стиле. Стены домов бы­ли расчерчены геометрическим орна­ментом, который напоминал обклад­ку стен полудрагоценными камнями. Затем этот «инкрустационный» стиль сменился «архитектурным», или вто­рым помпейским. Он был в моде в те­чение I в. до н. э. Мастера второ­го помпейского стиля превращали интерьер в подобие городского пей­зажа. Во всю высоту стен шли изобра­жения колоннад, всевозможных пор­тиков, фасадов зданий.

 

Помпеи.

*Лары, по представлениям древних римлян, — домашние духи, которые оберегали дом, семью, общи­ну, город и земли.

Пенаты — божества-хра­нители у древних римлян. Домашние пенаты охраняли дом, семью и были символа­ми домашнего очага.

151

В росписях появились и фигуры людей. В помпейской Вилле Мисте­рий, названной так по изображениям одном её помещении загадоч­ной сцепы, имеется прекрасный пример подобной росписи. Ритуаль­ная комната буквально насыщена «огнём»: на красных стенах в нату­ральный рост представлены фигуры участников дионисийского таинст­ва. Архитектурные членения помо­гают упорядочить очень сложную сцену, ядром которой выступает миф о возрождении бога Диониса в браке с Ариадной (они изображены на центральной стене сидящими). На этом фоне разворачивается картина ритуального действа, в котором принимают участие вполне реаль­ные люди. Начало и конец компози­ции обрамлены фигурами женщин. Одна стоит, обращаясь в глубь ком­наты, другая задумчиво, с иронией наблюдает за происходящим. Воз­можно, весь мистериальный эффект был рассчитан на хозяйку дома — новобрачную, поскольку у обеих фигур (одна и та же женщина в двух ипостасях) на пальце изображено обручальное кольцо.

ИСКУССТВО РАННЕЙ ИМПЕРИИ

Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый пле­мянник Цезаря Октавиан, прозван­ный Августом (Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до своей ги­бели. Когда же Октавиана провозгла­сили императором (27 г. до н. э.), это означало, что ему вручают высшую военную власть. Официально он всё ещё считался одним из сенаторов, хо­тя и «первым среди равных» — принцепсом. Время правления Октавиана называется принципатом Августа. С тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, кото­рые насаждали правители. До конца I в. н. э. царят две династии: Юлиев — Клавдиев и Флавиев.

Основы имперского стиля начал закладывать Август. Сохранившиеся

портреты представляют его энер­гичным и умным политиком. Харак­терен высокий лоб, слегка прикры­тый чёлкой, выразительны черты лица и маленький твёрдый подборо­док. Мастера теперь отбрасывают всё внешнее, малозначимое, не сле­дуют слепо натуре. Древние авторы пишут, что Август был слабого здо­ровья и часто кутался в тёплые оде­яния, но изображали его могучим и мужественным. Известная статуя из Прима Порта представляет его ора­тором, обращающимся к народу. Ав­густ облачён в одеяние императора: богато украшенный панцирь (на котором в обрамлении богов, небес и преисподней парфяне возвраща­ют римлянам отнятые у них ранее знамёна), тяжёлый, обёрнутый вок­руг тела плащ, а в руке он держит императорский жезл. У его ног на дельфине сидит крошечный Амур, сын Венеры — по преданию, праро­дительницы Юлиев. Статуя велича­ва и торжественна. Особую при­поднятость ей придают черты греческого стиля — босые ноги и непокрытая голова.

Стремление выйти за свойствен­ные римлянам рамки прозаическо­го восприятия жизни очевидно и в других памятниках. При Августе был создан Алтарь Мира — памят­ник воссоединения сторонников нового режима и потерпевших по­ражение республиканцев. Алтарь представлял собой самостоятель­ное здание без крыши, ограждавшее жертвенник. Украшавшие ограду рельефы были разделены на два яруса фризом с меандровым орна­ментом (ленточный орнамент, как правило, изломанная под прямым углом линия). Нижний изображал застилающие всё поле стебли, ли­стья и завитки Древа Жизни с птич­ками и разной живностью на нём; верхний представлял торжествен­ное шествие, включавшее членов императорского дома. Царит грече­ская изокефалия (головы изобра­жённых находятся на одном уров­не), однако в группу вторгаются оживляющие ритм фигуры детей разных возрастов. Отдельные пер-

152

сонажи изображены оборачиваю­щимися, они как бы обращаются к зрителю (что было неприемлемо для классического греческого па­мятника). Кроме того, изображе­ния наделены индивидуальными чертами, портретны.

Сам Август говорил о себе, что он принял Рим глиняным, а остав­ляет каменным. О красоте возведён­ных при нём зданий свидетельст­вует искусно выполненный карниз храма Конкордии, который стоял на Римском Форуме. Его отличает

Ватиканский музей, Рим.

 

ГРОБНИЦЫ ИМПЕРАТОРСКОГО ВРЕМЕНИ

В I в. до н. э. поддерживалась древняя традиция стро­ительства гробниц. Были выстроены такие разные и необычные сооружения, как Пирамида Цестия, Гроб­ница Цецилии Метеллы (над её фризом в Средневе­ковье был надстроен зубчатый верх) и Гробница Еврисака. На последней изображены круглые жерла печей для выпечки хлеба: Еврисак был хлебопёком. Поверху гробница обведена рельефом, посвящённым хлебопекарному процессу. Замысел не удивителен, потому что хлебопечение в древности было наделе­но особой святостью. Кто пёк хлеб, тот творил

жизнь. Таким образом, идея бессмертия связана с вы­печкой хлеба. Утилитарная, «производственная» тематика фриза сугубо римская и говорит о привер­женности Рима к хронике, фиксации событий, «зло­бе дня».

Мавзолей Августа отличается от других гробниц огромными размерами. Подобно Гробнице Цецилии Метеллы, он воплощает идею вечности. Мавзолей представляет собой три цилиндрических объёма, сто­ящих один на другом. Образованные террасы были за­сажены деревьями и представляли собой «висячие са­ды» восточного типа, которыми славилась Гробница Александра Македонского в Александрии.

153

богатый декор: камень ещё сохраня­ет свои архитектурные членения, но начинает превращаться в дивную ажурную резьбу.

В эпоху Августа был популярен третий помпейский стиль (конец I в. до н. э. — 50-е гг. I в. н. э.). Его иногда называют «канделябровым». Мастера вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Среди архитектурных форм преобладали лёгкие ажурные сооружения, напо­минающие высокие металлические канделябры (подсвечники), между ними помещались заключённые в рамы картинки. Их сюжеты непри­тязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью, как в роспи­си из виллы в Боскотреказе «Пастух с козами». Появляются домашние сценки вроде «Наказания Амура» из Дома Наказанного Амура в Помпеях: заплаканный шалун боится свою мать Венеру, которая не выдержала его проказ. Об этом писал знамени-

154

тый древнеримский писатель-са­тирик Лукиан в своих диалогах. Излюбленной темой становится изображение сада, огороженного золочёными решётками, плодонося­щего, напоённого запахом трав и пением птиц. Таков «Сад с птицами» на вилле Ливии, супруги Августа, в Прима Порта и ещё более замеча­тельный «Сад» в Доме Фруктовых Де­ревьев в Помпеях. Домашние «пара­дизы» (сады) устраивали в то время во дворцах, на виллах и в домусах. Как показывают раскопки в Помпеях и Геркулануме, в некоторых садах были бассейны, редкие цветы и кус­тарники, увитые растениями бесед­ки — пе'рголы.

Самой популярной и самой зага­дочной вещью в римском искусстве являются, безусловно, маски. Муж­ские и женские, трагические и коми­ческие, безобразные и прекрасные, маски как бы оживают под взглядом зрителя. Маска скрывала истинную суть происходящего. Она была зна­ком перехода от бессмертного к смертному, от небесного к земному, от мифического к обыденному. Под масками спрятано глубокое отличие мира древнего, ритуального от обы­денного, человеческого, освобож­дённого от высоких помыслов. Эти миры ещё не стали полярными, по их равновесие нарушилось: маска означала переход от одного состо­яния к другому.

Правление императора Нерона, одного из самых безумных и жесто­ких правителей в римской исто­рии, стало периодом расцвета порт­ретного искусства. Эволюцию его образа от одарённого ребёнка до презираемого монстра можно про­следить в целой серии портретов. Теперь они дают не только традици­онный тип могучего и отважного императора. Поздние портреты представляют Нерона сложной, про­тиворечивой натурой. Личность его, незаурядная и сильная, обременена множеством пороков. Отличитель­ными чертами внешности импера­тора на портретах являются не­брежные бакенбарды и хаотически взбитые надо лбом волосы. Лицо хмурое, недоверчивое, брови сдви­нуты, в углах губ — мстительно-сар­кастическая усмешка.

В середине I в. в изобразительном искусстве стал формироваться жанр натюрморта (от франц. nature morte — «мёртвая натура»), показы­вающий неодушевлённые предметы. Возникший в поздней классике IV в. до н. э. и блистательно развивавший­ся в эпоху эллинизма, жанр натюр­морта приобрёл теперь новый смысл. В нём тоже появились «высо­кое» и «низкое» направления. Римля­не не останавливались перед изо­бражением мясных лавок, в которых висят туши убитых животных. Одна­ко они писали и символические произведения, в которых заключён глубокий тайный смысл. В Гробни­це Вестория Приска в Помпеях бли­стательно написан золотой стол на фоне алой драпировки. На столе стоят серебряные сосуды изящной формы — все парные, расставлен­ные строго симметрично: кувшины, рога для вина, черпаки, чаши. Тихий, призрачный мир вещей группирует­ся вокруг центрального кратера — сосуда для смешивания вина и воды,

155

 

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРИЧУДЫ ИМПЕРАТОРА НЕРОНА

Нерон решил придать Риму новый облик. По указу императора были тайно сожжены несколько городских кварталов, на месте ко­торых император воздвиг знаменитый Золотой дом. Он был и дворцом, и виллой одновременно. Древние авторы, сильно пре­увеличивая, писали, что здесь расстилались безбрежные сады и поля и всё было необыкновенное и огромное.

Сохранилось несколько залов. Некоторые из них имеют не­обычную форму (например, восьмиугольную). Стены, арочные ни­ши, сводчатые перекрытия возведены настолько смело и краси­во, что дом, лишённый всяких украшений, поражает своей оригинальной конструкцией. Украшали здание фрески третьего помпейского стиля, ещё более изящные и тонкие, чем прежде. На светлом фоне золотисто-жёлтым, голубоватым, изумрудным бы­ли разграничены тонкие рамки, между которыми на хрупких гир­ляндах свисали золотые сосуды. На стенах в рамках помешались отдельные картинки, сверху шли небольшие фризы с фантасти­ческими изображениями морских кентавров, птичек, масок.

воплощения бога плодородия Дио'ниса-Ли'бера.

«Натюрморт с фруктами и ва­зой» из Помпей свидетельствует о том, что старая система ценностей разрушена. Образом мира с древ­нейших времён являлось дерево, корни которого питает подземный источник. Теперь дерево представ­лено без корней, а сосуд с водой стоит рядом. Показана сломанная ветвь дерева, один персик уже со­рван, а от персика в свою очередь отделён кусок его плоти, так что

видна косточка. Написано всё мас­терски, красиво: ощущаются пуши­стая кожица персика и прозрач­ность воды в сосуде. Сосуд даёт тень. Натюрморт светел, воздушен, но он говорит о «всеобщей смерти природы», как писал древнерим­ский поэт и философ Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.) в поэме «О приро­де вещей». Священный смысл, кото­рым наделялось испокон веков ок­ружение человека, стал постепенно исчезать. Вещи обнажались, «сни­мали маски» и начинали являться в своём истинном облике.

От эпохи Флавиев до наших дней дошло несколько замечательных портретов и два шедевра зодчества. Основателем династии Флавиев был Веспасиан — человек, скрывавший под внешней простотой недюжин­ный ум. Изображения императора лишены аристократизма и холодной элегантности, отличавшей портреты эпохи Юлиев — Клавдиев. Они более естественны, человечны и пластич­ны. Морщинистый лоб, хитровато прищуренные глаза и строго сжатый рот говорят сразу о многом: человек сложен, разнолик и описать его од­ними красками невозможно.

Примерно в те же годы в Помпеях был создан известный портрет ростовщика Цецилия Юкунда. Пора­зительно, с какой живостью и ес­тественностью передан его облик!

156

Ростовщик некрасив, с выразитель­ным асимметричным лицом, боро­давкой на щеке и кривым носом.

В 70—80 гг. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. colosseus — «громадный»). Он был выстроен на месте разрушенно­го Золотого дома Нерона и принад­лежал к новому архитектурному ти­пу зданий. В Греции прежде были только театры, которые устраивали на естественных склонах холмов и акрополей. Римский Колизей пред­ставлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эл­липсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления: мор­ские бои (навмахии), сражения лю­дей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Трагедии у римлян практически не ставили, и даже ко­медии не пользовались успехом. Как сообщает римский комедиограф Тит Марций Плавт, когда в театре да­вали его «Свекровь», неожиданно объявили о начале боёв гладиаторов. Публика вскочила с мест и хлынула на более заманчивое зрелище.

Колизей — самый большой ам­фитеатр античной эпохи. Он вме­щал около пятидесяти тысяч зри­телей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соот­ветствовали три яруса аркад: дори­ческая, ионическая и коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с ко­ринфскими пилястрами — плоски­ми выступами на стене. В солнечные дни над Колизеем натягивали ог­ромный парусиновый навес — велум, или веларий. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н. э.

Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев — это знаменитая Триум­фальная арка Тита. Тит, считавший­ся здравомыслящим и исполнен­ным благородства императором, правил сравнительно недолго (79— 81 гг.). Арку воздвигли в честь пра­вителя в 81 г., уже после его смерти.

Национальный музей, Рим.

Арка Тита. I в. н. э. Рим.

157

Колизей. I в. н. э.

158

Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление там храма Соломона.

Триумфальные арки — тоже рим­ское архитектурное новшество, воз­можно заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным пово­дам — и в честь побед, и как знак ос­вящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триум­фом — торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качест­ве. Арка была границей своего и чу­жого мира.

По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстрой­ка — аттик с посвящением Титу от «сената и народа римского». Навер­ху — статуя императора на колесни­це, запряжённой четвёркой лоша­дей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для ста­туи и одновременно мемориаль­ным памятником. Так хоронили лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого — «милость», «божественный дар»), т. е. наделён­ных исключительными личными ка­чествами — мудростью, героизмом, святостью: Цезаря на Римском Фору­ме, Тита в его арке, Траяна в цоко­ле его колонны. Другие граждане по­коились вдоль дорог за городскими воротами Рима. Внутри арки поме­щены высокие рельефы с изображе­нием триумфального шествия: Тит едет на квадриге, его солдаты шест­вуют к арке с трофеями. Изображён­ные внутри арки сцены соответству­ют моменту прохождения через неё, таким образом зритель невольно приобщается к действию, как бы становится участником сцены.

ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ

Правлением двух императоров-ис­панцев открывался II век. Они были провинциалами, но из патрицианской среды. Это Траян (98—117 гг.) и усыновлённый им Адриан (117— 138 гг.). При Траяне Римская импе­рия достигла пика своего могущест­ва. В дальнейшем она будет пытаться лишь сохранить то, что было заво­ёвано Траяном. Этот император по­читался лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит человеком мужественным, суровым, но не простым воякой, а умным и смелым политиком.

Траян возвратил старый тип портрета, отказавшись от пышных причёсок, богатой светотеневой моделировки и психологизма. Ис­кусство его времени привержено идеалу простоты. Однако простота эта кажущаяся. Достаточно сравнить портреты Августа и Траяна: стано­вится очевидной большая внутрен­няя сила и глубина траяновских об­разов. В них появляются величие и мощь, которых прежде не было.

Траян много сделал для своей родной Испании. В ней до сих пор можно увидеть два созданных при нём моста — Мост в Алькантаре че­рез реку Тахо (ныне Тежу) и акведук в Сеговии. Оба принадлежат к шедев­рам мировой архитектуры. Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проёмами. Он завершает­ся простым карнизом, в центре

Лувр, Париж.

*Квадри'га — античная двухколёсная колесница, запряженная четвёркой лошадей в один ряд; возница управлял стоя.

159

Форум Веспасиана.

Форум Нервы.

Форум Августа.

Форум Цезаря.

Форум Траяна.

160

которого, над проезжей частью, переброшена арка. Акведук в Се­говии — двухъярусный, с узкими высокими пролётами — может по­казаться однообразным из-за по­вторяющегося ритма его равновели­ких арок. Он сплошь рустован (от лат. rusticus — «деревенский», «гру­бый», «неотёсанный»), т. е. сложен из грубо обработанного камня. Это де­лает акведук естественным, близ­ким к природе, с которой он гармо­нично сочетается.

Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум. Среди всех императорских форумов (Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна), обраставших вокруг старо­го Форума Романум, это наиболее красивый и внушительный. Форум Траяна был вымощен полудраго­ценными камнями, образующими красивые узоры, на нём стояли ста­туи побеждённых противников, был выстроен храм в честь божества -покровителя Марса Ультора, были и две библиотеки — греческая и ла­тинская. Между ними стояла Ко­лонна Траяна, единственная со­хранившаяся до наших дней. Она увековечила покорение Дакии (стра­на на территории современной Ру­мынии). Раскрашенные рельефы ко­лонны изображали сцены жизни даков и пленения их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах более восьмидесяти раз. Статую императора наверху ко­лонны со временем заменили фигу­рой апостола Петра.

Правивший вслед за Траяном Ад­риан был приверженцем всего гре­ческого. Адриан, в частности, сме­нил моду: с его лёгкой руки римляне стали носить усы и бороду, что ра­нее было не принято. Сохранилось много его портретов как в Риме, так и в многочисленных провинциях, по которым он путешествовал в те­чение всей своей жизни. Адриан любил элегантность, красоту и сам являл идеальный образ римского патриция. Император был высокого роста, с благородными чертами ли­ца и умным, пристальным взглядом всегда задумчивых глаз. При Адриане волосы стали изображать более пышными, чем во времена Траяна. Вместе с усами и бородой они жи­вописно обрамляли лицо. Зрачки глаз впервые стали высверливать (прежде их только раскрашивали), благодаря чему статуи смотрели жи­вым, «говорящим» взором.

И портреты, и построенные при Адриане памятники свидетельству­ют, что он жил не в реальном мире, а в мире мечты. Император воспы­лал любовью к юноше из Вифинии (область в Малой Азии) Антиною, в котором видел воплощение грече­ской красоты. Антиной погиб во время путешествия по Нилу и был обожествлён. Адриан сам создавал проекты храмов (храм Венеры и Ро­мы в Риме), писал стихи.

Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан

161

Пантеон. Реконструкция.

один из самых духовных памятни­ков мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переде­лал сооружение, которое начал строить Агриппа, зять Августа. Пан­теон — «храм всех богов» — стоит и ныне в центре Рима. Это единствен­ный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству. «Храм всех богов» — это храм самой божественной идее.

Снаружи он представляет собой огромный цилиндрический объём, к которому пристроен глубокий портик. Прежде в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную арку. Она была сим­волическим знаком приобщения к божественному. Внутри же Панте­он совсем иной. Он имеет двухъ­ярусную стену с колоннами и ни­шами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и бо­лее плоском ярусе стоит купол. Его мощь зрительно облегчают пять рядов перспективных кессонов (квадратных углублений) и верхний проём диаметром девять метров. Покой, внутреннюю гармонию, уход от земной суеты в мир духов­ности — вот что давал Пантеон по­сетителям.

Такой же нематериальный смысл был заключён и в вилле Адриана в Тибуре (ныне Тиволи). Здесь были Золотая площадь с главным зданием причудливой формы, в основе ко­торого лежал крест с выпукло-во­гнутыми формами, Морской театр, библиотеки. Любимые Адрианом колонны эффектно отражались в во­дах бассейна. Вилла представляла собой своеобразный музей: здесь были возведены архитектурные сооружения, воссоздающие образ прекрасных оригиналов, которые встречались императору во время его путешествий. Была Темпейская долина, увиденная в греческой Фес­салии. Был афинский Пёстрый пор­тик, некогда украшенный фресками знаменитых мастеров. Было и «под­земное царство». Вилла Адриана — идеальный музей, собрание худо­жественных редкостей. Не случайно

162

Пантеон. II в.

Рим.

там нашли копии известных произ­ведений прославленных греческих скульпторов.

В Риме, на другом берегу Тибра, по указу Адриана был выстроен мав­золей, частично перестроенный в Средневековье и названный Зам­ком Святого Ангела. К мавзолею вёл специально сооружённый мост. Ук­рашавшие его статуи были замене­ны в XVII в. работами известного итальянского скульптора Лоренцо Бернини.

Совершенно особый облик име­ет арка императора Адриана в Афи­нах. Она отделяла старый город — «город Тезея» от нового — «города Адриана». Арка отнюдь не поража­ет внушительной монументаль­ностью: она ажурная, просвечиваю­щая. Три небольших пролёта прямоугольной формы опираются на плоский постамент с широкой однопролётной аркой. Адриан лю­бил сочетание прямых и кривых линий и форм, благодаря чему ар­хитектурная конструкция превра­щалась в лёгкое обрамление для Прекрасного пейзажа.

Пантеон. Интерьер.

Рим.

163

164

165

Триумфальная арка Септимия Севе'ра на Форуме Романум.

Рим.

тонко, как в портретах супруги Септимия Севера — Юлии Домны. Взгляд её «антониновских» глаз всё больше уходит в сторону. В порт­рете римского императора Каракаллы (211 — 217 гг.) также заметны новые веяния. «Рама» из волос во­круг лица резко уменьшается, игра светотени в живописных прядях уже не интересует художника. Важ­на форма головы и выражение ли­ца — нахмуренного, настороженно­го, подозрительного. В этом образе виден прежде всего солдат, человек действия. Своё прозвище Каракалла получил из-за того, что облачался в военный плащ «каракалла».

Наступила эпоха «солдатских» императоров, которых сажала на трон армия. Красноречивы портре­ты императоров-варваров, как о том говорят имена: Максимин Фракиец, Филипп Араб, Требониан Галл. Во­лей рока занесённые на вершины власти, они убивали других и их убивали тоже. Их судьбы трагичны. Их портреты — великолепный чело­веческий документ той драматиче­ской и противоречивой эпохи, в которую им выпала доля жить.

Мастера перестали изображать пышные волосы, почти убирали усы и бороду и до предела обнажали пластический костяк. На зрителя смотрят затравленные роком вла­стители позднего Рима, вовлечён­ные в вечную борьбу за император­скую власть.

В римской архитектуре III в. осо­бой грандиозностью выделяются Термы (бани) Каракаллы. Термы для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла ком­плексами для развлечений и занятий: палестрами и гимнасиями, библиоте­ками, помещениями для музыкаль­ных занятий.

Посещать бани было любимым занятием римского плебса, желав­шего вместо труда «хлеба и зре­лищ». Бани — как частные, так и го­сударственные, мужские и женские (или общие), простые и такие ше­девры архитектуры, как у Каракаллы, — были разбросаны по всей им-

Голова императора Карака'ллы. II в. Лувр, Париж.

166

Рим.

перии. В каждом провинциальном городе были свои бани. Термы Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами, имели залы го­рячей, тёплой и холодной воды (калдарий, тепидарий, фригидарий). Они представляли собой сложные архитектурные сооруже­ния, перекрытые сводами разных конструкций — высшее достиже­ние инженерного гения. Их руины до сих пор поражают величием. А современники Каракаллы могли любоваться и блеском полудраго­ценных камней, и позолотой, и мо­заикой, и богатым декором, по­крывавшим стены и своды терм.

В римских провинциях продол­жался расцвет градостроительства, там были богатые заказы, туда уст­ремлялись лучшие мастера из Рима. Общий уровень цивилизации во всей Римской империи в то время был высок как никогда — вплоть до далёкой Британии, куда доходил уже Адриан и где окончил свои дни Септимий Север. Античный рома­низированный мир стал приобре­тать, несмотря на местные разли­чия, некий единый облик.

167

Базилика Максенция.

IV в.

Рим.

168

воплощают духовный мир позднего Рима, Дионис побеждает Геракла. На знаменитом «саркофаге Уварова» из Государственного исторического музея (Москва) Дионис опьяняет ге­роя, считавшегося воплощением ра­зума, воли и недюжинной физиче­ской силы. Дионис вершит ритуал его смерти и возрождения. Ведь он

тоже умирал в облике виноградных гроздьев, которые давили в чанах, похожих по форме на саркофаг, и возрождался уже в виде молодого вина. Путь бога от мученической смерти к воскресению воплотился в страстях Диониса. От него один шаг до спасительной смерти хри­стианского бога-человека.

Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, зна­чимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он до­стоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство рим­ского времени оставило множество замечательных памятников в самых раз­ных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную вре­менем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информа­цию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, кото­рому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех прин­ципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

*Уваров Сергей Семёно­вич (1786-1855) -совре­менник А. С. Пушкина, министр народного просве­щения, президент Россий­ской Академии наук.

**Римский саркофаг, при­обретённый в 1843 г. в Риме, граф Уваров привёз в своё подмосковное поместье По­речье. После Октября 1917 г. саркофаг попал в музей и его стали называть «сарко­фагом Уварова».

ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

ИСКУССТВО ЭПОХИ

РЕСПУБЛИКИ

ИСКУССТВО РАННЕЙ ИМПЕРИИ

ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ

ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ

Под именем этрусков известен народ, живший в I тысячелетии до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Сами этруски называли себя расенами. Этрурия и Древний Рим — соседи и ро­весники: обе культуры возникли в VIII в. до н. э. Тогда же в Южной Италии и на Сицилии греки начали строить свои первые города. Все три народа, не считая многочисленных местных племён, укоренились на Апеннинах одновременно. Однако пути у них были разные.

Вначале этруски существенно обгоняли своих соседей в развитии. Они бы­ли умелыми строителями и прекрасными инженерами. В конце VII в. до н. э, этрусские города объединились в религиозные союзы городов-государств — двенадцатиградия. Ими руководили лукумоны — правители, наделённые не только светской, но и религиозной властью. Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от названия этрусского города Цере происходит сло­во «церемония» (древние римляне называли так некоторые религиозные об­ряды). Существовали специальные священные книги под названием «Этрус­ская дисциплина», которые устанавливали правила поведения людей.

Народ этрусков создал самый могучий флот в Западном Средиземноморье. До VI в. до н. э. известно несколько царей Рима, происходивших из этрус­ского рода. Этруски имели необычную судьбу. Она интересовала уже древ­негреческих историков. Как появились этруски в Италии? Откуда они при­шли? Знаменитый историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал, что

переселенцы-этруски прибыли на Апен­нины из Малой Азии: они бежали от го­лода. Другие думали, что этруски переселились на Апеннины с севера. Современные учёные склоняются к мыс­ли, что этруски жили на этой территории изначально. Однако это не вполне объяс­няет глубокую архаичность их культуры, во многом родственной древневосточной. В политическом смысле этрусская ис­тория шла по нисходящей. Примерно в V—III вв. до н. э. воинственный Рим поко­рил долго и ожесточённо сопротивляв­шиеся этрусские города, и в них рассе­лились римские воины-ветераны. Этруски понемногу до такой степени слились с римлянами, что забыли свой язык.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.186 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь