Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Педагогические взгляды и идеи Джона Дьюи



(1859- 1952)

 

Творческое осмысление идей Дж.Дьюи широко представлено как в зарубежном, так и в отечественном опыте. В трудах западных исследователей (Дж.Б.Киссинджер, У.Ф.Коннел, Э.Ладжманн, Р.Раск, Дж. Скотланд, Дж.Фрост) изучен вклад Дьюи в дело школьного образования в исторической ретроспективе, выявлено влияние его идей «воспитания как роста» (Э.Каллан), «образования для демократии» (X. и Р.А.Путнам), определено проникновение основных положений совершенствования учебного процесса на современном этапе школ Запада (Дж.М.Валлас, Ф.С.Вандервоорт), установлена значимость педагогических технологий для сегодняшней школы Америки (Д.Блэкер). Объектами многих исследований стали история образования в России в социокультурном контексте 20-30-х годов XX века, становление и развитие принципа связи воспитания с жизнью в советской педагогике 20-30-х годов, новые педагогические идеи в этот период (Л.И.Богомолова, Р.Б.Вендровская, Н.В.Турчина, М.Т.Яновская и др.). Вместе с тем анализ архивных материалов, документов тех лет и современной педагогической теории позволяет сделать вывод об умалчивании влияния педагогического наследия Дж.Дьюи на становление отечественной педагогической теории и практики 20-30-х годов. В лучшем случае в ряде исследований указываются отдельные аспекты влияния его идей на развитие умственных способностей школьников (М.Г.Битянова,

М.В.Богуславский, Н.Д.Виноградов, В.В.Макаев, Н.Д.Никандров и др.) или о значении интеллекта как регулятора поведения (А.С.Богомолов, Ю.К.Мельвиль, И.С.Нарский). В современной педагогической теории не дано в достаточной мере целостное представление о педагогических идеях Дж.Дьюи, о назначении школы в развитии демократизации, гуманизации личности, в облагораживании межличностных отношений, о важности развития стремления к сотрудничеству, о воспитании уникальной личности, так же, как и отсутствует интерпретация его идей в контексте социокультуры 20-30-х годов.

Ряд исследователей, анализируя российское образование в 20-30-е годы, проводят аналогию между этим периодом и нынешней ситуацией в сфере просвещения, говорят о существовании двух подходов в образовании:гуманистическом и социократическом, в основе которого лежит создание идеологически детерминированной системы обучения и воспитания (О.Л.Благодарев, Д.А.Гавриленко, Г.Ф.Карпова, Г.Ю.Максимова и др.). Целью отечественной педагогики 20-30-х годов явилось изменение веками сложившейся системы подготовки подрастающего поколения к жизни и поиск методов обучения, направленных на стимулирование познавательнойактивности, творчества, на развитие умения планировать свою деятельность, сотрудничать с другими людьми. Обращение к педагогическому наследию Дж.Дьюи, его взглядам на образование, воспитание, способствующие процессу формирования теоретического мышления, выработку своего стиля жизни,ценностных ориентаций привело к внедрению новых методов обучения в практику отечественной школы. Обретение социального опыта ребенком, понимание своего «Я» в пространстве, формирование особого, «рефлективного», мышления, принятие культурных ценностей, так ярко представленное в педагогических взглядах Дж.Дьюи, находит отклик и у современных исследователей (Е.В.Бондаревская, В.В.Зеньковский, В.В.Сериков и др.)

 Накопление детьми личного опыта стоит выше овладения систематизированными научными знаниями.

Усвоение знаний – есть стихийный, неуправляемый процесс. Учение в педагогической системе прагматистов имеет дело с выработкой личных идей и понятий. Учение происходит только тогда, когда что-то случается внутри ученика, а это в большинстве случаев вне контроля учителя.

Само понятие "опыт", согласно Дьюи, это сложное переплетение событий, каждое из которых имеет свою природу и историю. Одни из этих событий происходят, подчиняясь некой регулярности, другие представляют собой игру случая; одни полезны для человека, другие наносят ему вред. Важнейшая задача человека – научиться управлять этими событиями; для этого мы проводим эксперименты, с помощью которых находим причины происходящих событий.

Опыт связан с выполнением действий, а не с познанием объектов. Мышление, особенно мышление научное, становится всего лишь инструментом для решения чувственных и интеллектуальных проблем. Его появление запускает цепную реакцию мыслительной активности, направленную на поиск эффективного устранения трудностей, препятствующих жизнедеятельности организма.

Дьюи считал, что обучение должно происходить путем опытного познания окружающей действительности. Только при исследовании окружающего мира у учащегося появится желание к дальнейшему самообразованию. Через опытное познание действительности у учащегося формируется определенное свойство характера, дающее ему возможность контролировать происходящее вокруг и приспосабливать к своим целям.

Как писал Ерохин, по мнению Дьюи, все предшествующие образовательные системы были рассчитаны, прежде всего, на сообщение учащимся огромного количества фактической информации без обучения средствам ее использования. Академические программы образования создают у школьников и студентов в большинстве случаев, неверное представление о социуме и отношениях, складывающихся в нем. Учащихся пичкают опытом прошлого, и совсем не готовят к встрече с проблемами в будущем.

Взамен традиционной модели образования Дьюи предложил новую, целью которой должно стать обучение методам решения проблем. Опыт, как говорит Дьюи, имеет практический и взаимный характер. По сути это означает, что в опыте человечество строит "диалектические отношения" с окружающим миром и через него же создает определенные идеи и пути их решений.

Люди действуют на основе идей и затем меняют свои действия в соответствии с последствиями этих идей. В зависимости от того, как повернутся обстоятельства, люди пересматривают свои первоначальные гипотезы. Дьюи отсылает нас "к завершенному акту мысли", включающему ряд последовательных элементов: определение трудностей текущей ситуации, последующий их анализ, принятие возможных решений и проверка последствий предлагаемых решений .

Дьюи предполагал, что человек, имеющий навыки принятия решения, намного лучше будет подготовлен к жизни в быстро меняющемся мире с его многочисленными трудностями и постоянно возникающими проблемами. Вместо того, чтобы прививать учащимся ложные абсолюты, образование должно подготовить школьников и студентов к столкновению с проблемами, растущими вместе с их индивидуальным опытом.

Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только такие знания, какие могли найти практическое применение в жизненном опыте учащихся. Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения "путём делания", которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 1148; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь