Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Актуализация знаний. Вступительная беседа. Мы с вами уже изучали различные виды национальной народной одежды и головных уборов.
Мы с вами уже изучали различные виды национальной народной одежды и головных уборов. Давайте вспомним, какие виды женских национальных головных уборов вы знаете? • Одежда казахского народа отличается от одежды других народов. Существует множество видов казахской национальной одежды. Особенно нарядна одежда женщин. Ее шьют из дорогих материалов. • На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для нее были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Одежду шили и из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также и хлопчатобумажные ткани. Из мехов и шкур шили шубы, нагольных тулупы, головные уборы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. Пользовались в основном шкурами домашнего скота, козьими, жеребячьими, коровьими, овечьими, Снятую шкуру просушивали, затем смазывали кислым молоком (айраном), смешанным с отрубями или мукой, 'иногда просто заваренными отрубями. Зимой айран заменяли разведенным в воде казахским сыром (куртом). Потом шкуру свертывали мездрой внутрь, а через три-четыре дня обмывали ее и укладывали в крепко подсоленную воду. После очередной просушки мездру соскабливали специальным ножом, кожу разминали вручную, и она приобретала белый цвет. Для придания большей белизны ее поливали разведенным в воде мелом. Выделанная кожа использовалась в одежде в сочетании с тканями. • Важную часть казахской национальной одежды составляли головные уборы. Известно много видов головных уборов и для мужчин, и для женщин. Казахский народ уделял особое внимание их украшению. Головные уборы у казахов считались священными. Головными уборами не менялись и не допускали их прикосновения к ноге. • Саукеле носили девушки, выдаваемые замуж. Саукеле украшали особенно нарядно – вышивкой, аппликацией, бусами, драгоценными камнями. Их верхняя часть украшалась перьями. На сегодняшнем уроке мы будем делать простой вид саукеле. Порядок изготовления саукеле. 1. выбери бумагу красного цвета для саукеле, начерти на ней выкройку саукеле и вырежи. 2. из белой бумаги вырежи кромку. 3. нанеси клей на кромку и приклей ее на нижнюю часть саукеле. 4. соедини два края основной части саукеле и склей их. 5. из белой бумаги вырежи перо. Раздели его на тонкие полоски. 6. подготовленное перо воткни в макушку саукеле. Саукеле — высокий конусообразный головной убор, высотой около 70 сантиметров, украшенный серебряными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами, один из древних головных уборов, бытовавший у казахов до самого конца 19 века. Свадебный головной убор носят только в первое время после замужества, около года, а потом снимают и надевают только на больших праздниках, и то в продолжение четырех или пяти лет. Саукеле состоит из двух частей: сау (целый, цельный) и келе (верхушка, башня). Каркас саукеле делали из плотного белого войлока, обтягивали бархатом, шелком, атласом или велюром. Бедные шили его из сукна или сатина, украшали стеклянными бусами или бисером. Богатые расшивали убор драгоценностями — рубинами, жемчугом, кораллами. Саукеле отделывали бахромой, орнаменты составляли из различных мелких золотых и серебряных монет и фигурных пластинок, которые служили оправой для драгоценных и полудрагоценных камней — сердолика, бирюзы, аметиста. Богатые невесты могли позволить себе саукеле с двумя обильно изукрашенными широкими пластинами. Верх саукеле неизменно венчал укы — пушистый пучок перьев филина. Края шапки украшали мехом норки, соболя или лисицы. Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески — жактау, прикрепляющиеся к нему с боковых сторон, доходящие до пояса или ниже. Тогда на халат невесты на уровне груди пришивали специальные бархатные кармашки, куда прятали тяжелые концы жактау, чтобы нити не оборвались под тяжестью украшений. Число и длина жактау зависели от имущественного состояния родителей невесты. Подвески могли быть выполнены из кораллов, бирюзы, серебряных и позолоченных пластинок, жемчуга, шелковых кистей. По бокам к саукеле пришивали наушники, которые обшивались мехом, тесьмой, украшались бусами, кораллами или серебром. Также, помимо подвесок, добавлялись височники — шекелик — в форме треугольника или лепестка. Сверху саукеле покрывались шелковым или бархатным платками. Узоры на платках и лентах вышивались ирисом — толстыми скрученными разноцветными нитками. Центр и края платков часто отделывались «жгутовой вышивкой» и шитьем сетками. Золотые, серебряные и бронзовые подвески, и накладные бляхи для саукеле делали ювелиры, применявшие литье, чеканку, штамповку, филигрань и др. Платок мог спадать на спину, к саукеле также крепилась большая белая вуаль — желек. В нее закутывали фигуру и лицо девушки во время исполнения ритуальной песни «Беташар». (Сопровождение презентацией) |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы