Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Нравственный идеал в романе Джона Апдайка «Кентавр». Особенности использования мифа в структуре произведения.



Действие в романе Апдайка «Кентавр» (1963) охватывает всего несколько дней в январе 1947 г. Повествование ведется от лица учителя биологии Джорджа Колдуэлла. Колдуэлл - американский бедняк, страдающий в мире, где хорошо живется только людям цепким и богатым. Очевидно сочувственное отношение автора к своему герою. Своеобразие книги в том, что реально-бытовой план причудливо сосуществует с мифологическим. Положив в основу текста античный миф о благородном кентавре, получеловеке-полуконе Хироне, Апдайк продолжил традиции Джойса («Улисс»), а также тенденции к «мифологизации» в современной литературе (Гарсиа Маркеса, Фриша). Как известно, Хирон, будучи ранен отравленной стрелой, пожертвовал дарованным ему бессмертием в пользу Прометея. Благодаря мифологическому ключу изображение действительности приобретает под пером автора широкий временной размах и метафорическую глубину. Таким приемом Апдайк, очевидно, стремился подчеркнуть «извечность» нравственно-этических проблем, поднятых в романе, Мифологические структуры романа. Это герои и мотивы мифа о кентавре Хнроне и о Прометее, соотносимые с персонажами Апдайка, которые действут в реальных обстоятельствах послево­енной Америки. Так, Джордж Колдуэлл предстает перед читателем в обличий доброго, сеющего знание мудреца - кентавра Хирона, Питер Колдуэлл - Прометея. директор школы Зиммсрман - Зевса, его любовница миссис Герцог — Ге­ры, владелец авторемонтной мастерской Хамел — Гефеста, его жена Вера — Аф­родиты, пастор Марч - Марса, хозяин кафе Майнор Кретц — Миноса и так да­лее.

Итак, герой романа Дж. Апдайка - провинциальный школьный учитель - очень хороший, талантливый и самоотверженный. Однако сомнительно, что он может стать выразителем великой идеи в соответствии с замыслом автора. Чтобы приподнять этот образ, сделать его масштабным и ве­личественным, Апдайк отождествил скромного учителя с бессмертным кентав­ром, жертвующим собой ради человечества, слил оба образа воедино. Исследователь Пудовочкина Н. Е. отмечает, что масштаб конфликта можно почувствовать уже в самом начальном эпизоде, определяющем тональность романа, его поэтику, построенную на постоянном столкновении мифологического и реального планов. Во время урока естествоведения кто-то запус­тил в преподавателя железной стрелой, пробившей лодыжку, - возможно и от­равленной, как та стрела, которая сразила Хирона. Миф и реаль­ность не соприкоснулись, а именно столкнулись, чтобы возникла важная антитеза светлого мира легенды и сумрачной будничности Олинджера, самоотверженности Хирона и беспомощности Колдуэлла, возвышенного и земного в самом лом учителе.

Таким образом, усиливая эту антитезу всеми средствами повествования, Апдайк добивается максимально плотного сращения мифа и достоверности, заставляет нас одновременно следить за Колдуэллом, испытывающим боль в ноге, и сопутствовать Хирону в его последние часы перед тем, как кентавр воз­несется сияющим Стрельцом среди созвездий

Мифы участвуют в романе в разных функциях: иногда подчеркивают ощущение контраста, порой их назначение - сатирически заострить мысль, либо пробиться сквозь материальный мир, отделить его от мира идеального, чтобы еще резче тенить отчужденность Колдуэлла от этого материального ми­ра. Реалистическое отображение и мифы, взаимопроникая, дополняют друг друга и действительность создает некую оболочку мифа.

Принцип двоемирия, положенный Апдайком в основу романа «Кентавр», является определяющим и в духовной жизни Америки. То, что для одних является реальностью, другим кажется мифом, и наоборот. Для мистера Зиммермана, миссис Герцог, пастора Марча, Майнора Кретца и других героев романа, миф чужероден. Их практицизм и отрицает всякую возмож­ность взгляда на мир сквозь волшебную призму чудесного. Таким образом, «антимифологичность» этих персонажей романа дает возможность писателю использовать миф в качестве сатирического оружия.

Необходимо отметить, что одним из смыслообразующих противоречий романа «Кентавр» является противоречие между двумя подходами к оценке внутреннего, духовного состояния человека, принятых в Древней Греции и со­временной Америке. В соответствии с «американской мечтой» американец ве­рит, что тот, кто не ощущает себя постоянно счастливым - ненормален. Эллин же, напротив, убежден, что ненормален тог, кто ощущает себя постоянно сча­стливым. Страдание есть естественное состояние человеческой души. Жить для эллина значит страдать. Страдание порождает трагедию, трагедия - искусство.

Примечательно, что страдающий Хирон-Колдуэлл и самодовольно-счастливый Зевс-Зиммерман - выразители двух диаметрально противополож­ных взглядов на состояние человеческой души. Апдайк протестует против унижающей высокое назначение человека «американской мечты».

Абдайк протестует против слепого преклонения перед теми, для кого «американская мечта» стала реальностью. Апдайк протестует против этого феномена.

Истинные духовные ценности, в отличие от «мас­совой культуры», требуют не пассивного восприятия, а активного сотворчества. Они предполагают особым тип мышления, аналитический подход и способность к самостоятельным рассуждениям и выводам. Этих качеств нет у «сред­него американца». Достаточно привести пример с пастором Марчем, не умею­щим ответить ни на один вопрос своих прихожан, слабо разбирающегося как в жизненных проблемах, так и в религии. Он отправился воевать не потому, что его, как античного Марса, подталкивала природная смекалка, смелость, возбу­ждал вид крови, а только потому, что почувствовал себя абсолютно неспособ­ным к творческому мышлению. Пастор Марч - типичный «средний америка­нец». Пастор Марч несостоятелен как свя­щеннослужитель, но он был прекрасным исполнителем на воине. Любой приказ выполнялся Марчем, невзирая на невероятно сложные обстоятельства. Марч - это тип «среднего американца», в котором пассивно-исполнительское начало доведено до героического действия.

Нападения на учителей стали типичным явлением в американской шко­ле. Ограниченность, бедный духов­ный мир американского школьника (особенно провинциала) приводит к бес­смысленному, варварскому протесту претив «бесполезных», с точки прения школьника, знаний. Апдайку удалось создать правдивую картину жизни американской шко­лы. Олинджеровская школа символизирует американскую систему образова­ния.

Разгадка поведения учеников кроется и в поведении их «главного воспитателя», директора школы мистера Зиммермана. Он по­ощряет культ грубой силы, разврат. Духовно и физически деградировавший директор внушает школьни­кам не только страх, но и жажду подражания.

Школу Колдуэлл вообще называет «фабрикой ненависти». Попытаемся сравнить кентавра Хирона и учителя Колдуэлла. Ученики кентавра Хирона, «тонкие, нежные тростинки, единой свирелью согласно возносящие гимн богу истинного бытия». Колдуэлл, напротив, страдает на своих уроках: его ученики отторгают знания, его мудрость кажется школьникам бесполезной. Хирон ощущает близость к природе, когда он «узнает» растение, оно, «словно приветствуя героя, распрямляется и шелестит». Хирон чувствует себя частью природы. Колду­элл, наоборот, болезненно ощущает свою оторванность от мира природы. Он ненавидит свай загородный старый дом, природа напоминает ему о смерти.

Педагогика может быть как всесильной (эллинство. уроки Хирона), так и бессильной (Америка 60-х, уроки Колдуэлла) - делает вывод Апдайк. Амери­канская школа - это школа, в которой педагогика бессильна. Положительное влияние учителя на формирование личности ученика практически равно нулю. Зато отрицательное влияние велико.

На одном из уроков Джордж читает ученикам блестящую лекцию о происхождении жизни на земле, заканчивая ее на пафосной ноте, моментом, когда, наконец, появилось «трагическое животное, имя которому — человек.

 

Характеристика послевоенной стадии развития английской литературы XX века. Политический роман Грэма Грина: своеобразие художественного конфликта. Анализ романа «комедианты»: система образов, основные мотивы, своеобразие жанра.

 

Историческим рубежом в жизни Великобритании и в развитии английской литературы стала вторая мировая война.

Уже в первые послевоенные годы процесс отпадения от Великобритании ее прежних колоний стал особенно интенсивным.

В течение одного 1960 года, который назвали «годом Африки», независимость получили семнадцать африканских стран. Как политическая система Британская империя перестала существовать. В ее владениях остались лишь некоторые, весьма отдаленные островные территории. Империю заменило Содружество наций, в которое вступали освобожденные колонии.

В первые послевоенные годы в стране происходили многие демократические преобразования. Парламентские выборы 1945 года обеспечили победу лейбористам.

В английской послевоенной литературе тема сдвигов и перемен, происходящих не только в «островной» жизни Великобритании, но и во всем мире, звучит напряженно и четко. Социальной основой для драматических конфликтов становится не только и не столько собственно английский образ жизни, сколько события в мире.

Литература живо откликалась на происходящие события, что сказалось в новой волне интереса к колониальной проблематике, переосмыслении и переоценке британцами своего положения на мировой арене, в стремлении определить свою «английскую сущность».

Грэм Грин создает остросюжетные книги, считая, что роман по своей природе драматичен. Писатель видит две жанровые разновидности в своем творчестве: «занимательный» роман и «серьезный» роман.

Позднее бурные социально-политические процессы современности захватили внимание писателя. Трагедию личности он видит теперь уже не в сфере нравственно-религиозных противоречий, а в сфере конфликтов политического характера.

Социально-политические конфликты времени стали определять драматические коллизии и темы его произведений. Грэм Грин становится одним из видных писателей, автором антиколониалистских романов.

Характерные черты английского антиколониалистского романа 50-х годов определяются эпохой острой антиимпериалистической борьбы. И за вымышленными географическими названиями угадываются страны Африки и Арабского Востока. Серия книг рисует выразительную картину антиколониального движения в арабских странах и в Индокитае, в Африке и в Латинской Америке. Конфликт в антиколониалистском романе остродраматический, события часто носят трагический характер. Изображаются нарастание протеста народа колониальных и зависимых стран и переход к борьбе. Основные ситуации определяются атмосферой народного гнева и возмущения.

Действие романа «Комедианты» (The Comedians, 1966) происходит на Гаити, где царит кровавая диктатура Дювалье.

Главный герой романа, мистер Браун, от лица которого ведется повествование, возвращается в Порт-о-Пренс из поездки в США, где пытался найти покупателя на свой отель под названием «Трианон». Однако на Гаити героя влечет не только собственность: там ждет Марта, его любовница, жена посла одной из латиноамериканских стран. На одном судне с Брауном плывут мистер Смит, бывший кандидат в президенты США, и мистер Джонс, называющий себя майором.

Приехав к себе в отель, герой узнает, что четыре дня назад сюда пришел доктор Филипо, министр социального благосостояния. Почувствовав, что его хотят убрать, он решил избежать пыток и покончить с собой, избрав для этого бассейн «Трианона». Самоубийство доктора Филипо может серьезно повредить герою: помимо вопроса о политической благонадежности наверняка встанет и вопрос об убийстве. Вместе с доктором Мажио герой перетаскивает труп в сад одного из заброшенных домов.

Между тем мистер Смит очарован Гаити и не хочет верить в творящиеся здесь насилие и произвол. Не разубеждают его даже несостоявшиеся похороны доктора Филипо, во время которых у него на глазах тонтоны забирают у несчастной вдовы гроб с телом мужа, так и не дав предать его земле.

На следующий день власти проводят акцию устрашения: в отместку за налет мятежников ночью на кладбище при свете юпитеров капитан Канкассер со свитой должны быть расстреляны заключенные городской тюрьмы, не имеющие к налету никакого отношения.

Из-за плоскостопия Джонс был признан негодным к воинской службе и в Бирме не участвовал в боевых действиях, а работал «главным по зрелищному обслуживанию воинских частей». Все рассказы о его героическом прошлом всего лишь байки, и он такой же комедиант, как и другие, играющие каждый свою роль.

Гаити предстает страной, для которой характерны бесчинства тайной полиции (тонтон-макуты) и нищета. Произвол и антинародность властей создают атмосферу всеобщего страха. Грина интересует то, как в условиях бесчинства и террора поступают люди, сохранившие в себе человеческое достоинство, какова роль «комедиантов» в этом «трагическом фарсе». Грин хочет сказать: может быть, современный человек и предстает как комедиант (образы Смита, Джонса и Брауна), но в нем, несмотря на скепсис и иронию, есть трагическое достоинство. Прибывшие на Гаити «комедианты» оказываются вовлеченными в реальную жизненную драму, и в их поступках появляется нечто новое - сопротивление произволу и жестокости. При всей комедийности буржуазного мира Грин видит трагедию человека, живущего в этом мире и вынужденного надевать маску. Этот карнавал масок ничего общего не имеет с жизнерадостным смехом и непосредственным весельем. Это именно трагический фарс, который вскрывает гнилость этого мира, представляющего, однако, опасность для человека.

Героическое возникает в трагическом фарсе в связи с утверждением человеческого достоинства и с борьбой против социального зла. Изображение социально-политической сущности буржуазного мира в виде трагического фарса обусловлено именно тем, что новое героическое начало неизбежно пробивается вопреки угрозам старого мира, обнаруживая его внутреннюю несостоятельность.

Героическое неодолимо нарастает, утверждая и во временном поражении свою нравственную силу, привлекая к себе своим трагическим величием. Героическая тема находит наиболее полное воплощение в образе коммуниста доктора Мажио. В этом романе Грин показал коммуниста прекрасным человеком, величественным и благородным. Мажио верит в будущее коммунистическое общество. Вместе с тем Грин говорит о сочувственном отношении Мажио к католичеству, что связано с высказанной в это время писателем мыслью о возможности «сотрудничества между католицизмом и коммунизмом». Это имеет определенные основания в самой гаитянской действительности: католичество выступает против диктаторского режима Дювалье, который был отлучен от католической церкви. Мажио убивают в тот момент, когда Дювалье установил отношения с США. В романе подчеркивается прямая связь между влиянием государственного департамента США и террором против коммунистов.

В конце 60-х годов в мировоззрении Грина произошли изменения. В обстановке обострившейся в мире идеологической борьбы проявилось его прежнее недоверие к эффективности политической борьбы за осуществление социальных перемен, хотя писатель сохранил уважение к коммунистам как ярким личностям.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь