Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Степень заинтересованности вокально-ансамблевым пением в условиях публичной деятельности.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа вокальной студии «Жемчужина» в системе дополнительного образования относится к программам художественной направленности. Уровень освоения программы общекультурный.

Среди различных форм коллективного музыкального творчества вокально-ансамблевое пение является ведущим видом музыкально-сценической деятельности. Исполнительская деятельность вокального ансамбля – это музыкально-сценическое коллективное творчество детей, которое способствует их музыкальному развитию. В процессе музыкального воспитания исполнительская деятельность имеет большое значение еще и потому, что содержит возможности эстетического ориентирования детей.

Ученики с удовольствием посещают вокальные кружки. Не каждый ученик может выступить сольно без предварительной длительной подготовки. Здесь речь идет не о музыкально-одаренных детей от природы, а о детях со средними музыкальными данными, которые приходят в вокальные коллективы с желанием научиться петь.

Итак, в настоящее время детские вокальные ансамбли приобретают все большую популярность. В вокальных ансамблях ребенок имеет возможность приобрести вокально-хоровые навыки, научиться управлять собственным голосом, имеет возможность развить свои творческие способности и всегда получает попытку самовыражения и имеет поддержку товарищей.

Ансамблевое пение сочетает в себе различные виды художественно-исполнительской деятельности. Во многих вокальных коллективах, например, применяют театрализацию песен, используют элементы хореографии.

Идея объединения различных видов искусств, использование различных видов деятельности важна для формирования целостного художественного мировоззрения, развития эмоциональной, интеллектуальной и творческой сфер личности.

Участие детей в работе вокального ансамбля помогает не только осмыслить музыкальный материал, дети учатся управлять голосом, жестами, мимикой, пластикой тела, в процессе деятельности развивается логическое и образное мышление, музыкальные способности, и дети учатся создавать определенные музыкальные образы. Музыкальная деятельность способствует раскрепощению личности ученика, более полному выявлению его индивидуальных качеств, воспитывает работоспособность и дисциплинированность.

Ученики с большим удовольствием участвуют в инсценировке песен и музыкальных произведений, предлагают характер исполнения музыкального произведения, творчески проявляют себя в движениях (сами создают танцевальные движения как существенный выражение чувств, переживаний).

Главной задачей вокального коллектива является художественно-эстетическое воспитание каждого его участника, формирования исполнительских навыков каждого певца. Только в том случае, когда каждый участник ансамбля является «актером», который хорошо играет свою роль, возможно полное раскрытие музыкального образа.

Новизна программы полагает в том, что впервые:

- определены критерии оценки умения сценического воплощения музыкальных образов в вокально-ансамблевом пении по параметрам диагностики;

- разработаны методы и приемы формирования у детей умений сценического воплощения музыкальных образов в процессе ансамблевого пения;

- усовершенствованы особенности индивидуально-дифференцированного подхода к музыкальному обучению детей;

- дальнейшего развития получило методическое обеспечение процесса вокально-ансамблевого пения участников кружка.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от подобных предметных программ:

- изменение тематики занятий,

- расширение и изменение методического обеспечения процесса вокально-ансамблевого пения.

Цель программы: - воспитать музыкальную и певческую культуру, развить творческие способности обучающихся и содействовать формированию у них осознанного отношения к музыкальному произведению и музыкально-сценическому искусству и, таким образом, сформировать определенные умения и навыки, с помощью которых ученик самостоятельно мог бы создать собственную интерпретацию образа, сознательно оперируя средствами музыкальной выразительности.

- заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к вокально-ансамблевому пению, сформировать вокально-хоровые навыки, чувство стиля,  развить музыкально-эстетический вкус детей.

Образовательный процесс данной программы определяют и регламентируют следующие государственные и ведомственные нормативные документы:

· Конституция Донецкой Народной Республики;

· Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72);

· Стандарт государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»;

· Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.

· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;

· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;

· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи».

Данная программа соответствует основным принципам государственной политики ДНР в области образования, изложенным в Законе Донецкой Народной Республики “Об образовании” и других законодательных актах ДНР:

ü гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

ü воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине;

ü общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

ü создание условий для самореализации личности;

ü содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

Основные задачи в работе вокального кружка

- Обучающие: дать основы певческой установки, обучить певческому дыханию, звукообразованию, высокой певческой позиции, обучить навыкам использования различного звуковедения, атаки звука, четкой дикции и артикуляции, научить ориентироваться в жанрах и стилях музыки; обучить правилам поведения на сцене.

- Развивающие: развить музыкальные способности детей (точное интонирование, чувство ритма, музыкальную память,   художественно-образное мышление), формировать умение создать интерпретацию музыкального образа произведения, развивать навыки артистичного, эмоционального, выразительного пения, развить способность адекватного оценивания собственного пения и пения других участников вокального ансамбля.

- Воспитательные: приобщить к музыкальной культуре; воспитывать интерес к музыке, вокально-ансамблевому исполнительству, содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи.

Многолетние научные  исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.

Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда участники вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

По возрасту обучающиеся распределяются следующим образом:

1-й год обучения – дети 7-10 лет(начальный этап подготовки);

2-й год обучения – 11-14 лет (средний этап подготовки);

3-й год обучения – 15-18 лет (этап совершенствования).

Принимаются все желающие без предварительного отбора.

Срок реализации программы – 3 года.

В кружок 1-го года обучения могут попасть и дети более старшего возраста, тогда целесообразным будет разделение обучающихся на группы: младшую и старшую.

Формы и режим занятий – теоретические и практические занятия, беседы, игры, концерты; беседы, групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные.

Общее количество часов в год –144 часа. Количество часов в неделю – 4 часа. Периодичность занятий в неделю – 2 раза.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По окончанию первого года обучения воспитанники вокальной студии должны:

–  проявлять интерес к вокальному искусству; стремиться к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

–  знать певческую установку (подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки);

–  уметь правильно пользоваться дыханием (дышать животом, экономно расходовать дыхание);

–  уметь петь чисто несложные произведения в унисон с сопровождением и без него;

–  знать основы нотной грамоты (ноты, скрипичный ключ, основные динамические оттенки – p, f, штрихи – легато, стаккато, нонлегато);

–  знать средства музыкальной выразительности (темп, тембр, динамика, лад, ритм, звуковысотность);

–  уметь дать элементарную характеристику музыкальному образу;

–  уметь пользоваться навыками вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

–  уметь двигаться под музыку, не бояться сцены;

–  уметь контролировать свое пение;

–  знать правила поведения на сцене.

По окончанию второго года обучения воспитанники вокальной студии должны:

–  проявлять повышенный интерес к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражению (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкальных постановках);

–  применять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – ноты с точкой, пунктирный ритм, синкопы, остинатный ритм, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, использовать цепное дыхания);

–  уметь исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к разным жанрам;

–  уметь анализировать и передавать характер песни;

–  уметь выразительно исполнить фрагмент самостоятельно разученного произведения;

–  уметь корректировать свое пение с пением других участников коллектива;

–  уметь свободно использовать сценические движения, жесты, мимику;

–  уметь сохранять стойкость в творческом самочувствии, уметь не отвлекаться на посторонние факторы;

–  участвовать в конкурсах и концертах, совершенствовать сценическое мастерство.

По окончанию третьего года обучения воспитанники вокальной студии должны:

−  проявлять повышенный интерес к вокальному искусству, выявлять постоянное желание к творчески-сценической деятельности; выявлять яркую эмоциональную реакцию на ансамблевое пение, на выступления вокальных ансамблей;

−  усовершенствовать навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений с элементами трехголосия с сопровождением и навыки пения a’capella, умение точно интонировать произведения с хроматизмами и модуляцией);

−  уметь проявлять эмоциональность в процессе исполнения;

−  проявлять активность и самостоятельность в коллективной интерпретации музыкального произведения;

−  уметь применять элементы импровизации в сценическом поведении;

−  уметь определить «на слух» недостатки собственного пения по сравнению с другими участниками коллектива;

−  уметь свободно использовать сценические движения, жесты, мимику;

−  уметь сохранять свободное, непринужденное, непосредственное поведение во время публичного выступления;

−  участвовать в конкурсах и концертах, совершенствовать сценическое мастерство.

Способы проверки результатов.

Наблюдение за проведением групповых занятий в вокальных кружках осуществляется в форме открытых уроков и занятий, широко применяется проведение анализа видеозаписей занятий и концертных выступлений, используются различные виды контроля: входной, промежуточный, итоговый.

Таблица оценочной диагностики вокально-ансамблевых способностей обучающихся

Фамилия, имя обучающегося Параметры диагностики Высокий уровень оценки Средний уровень оценки Низкий уровень оценки
         
         

                                                                          

Критерии оценки умения сценического воплощения музыкальных образов в вокально-ансамблевом пении по параметрам диагностики:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование  тем Общее количество часов

в том числе

теоретических        практических

1. Вводное занятие. 1 1  
2. Певческая установка. 5 2 3
3. Певческое дыхание. 15 5 10
4. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.   39   9   30
5. Работа над дикцией и артикуляцией   20   3   17
6. Основы нотной грамоты. Средства музыкальной выразительности. Музыкальный образ.   25   6   19
7. Формирование чувства ансамбля.   15   5   10
8. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.   24   4   20

Итого:

144 35 109

Содержание программы первого года обучения.

Вводное занятие.

Знакомство с коллективом. Правила поведения на уроке. Охрана детского голоса.

Работа над дыханием.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование тем Общее количество часов

в том числе

 теоретических практических

1. Вводное занятие. 1 1  
2. Певческая установка. 4 1 3
3. Работа над дыханием. Цепное дыхание. 24 5 19
4. Работа над звуковедением. Атака звука. Штрихи в пении. Регистры.   25   5   20
5. Дикция и артикуляция. 20 2 18
6. Нотная грамота. Средства музыкальной выразительности. Музыкальный образ.   25   5   20
7. Ритмический и динамический ансамбль. Строй.   25   5   20
8. Сценическое мастерство. Работа с фонограммой.   20   5   15

Итого:

144 29 115

Содержание программы второго года обучения.

Вводное занятие.

Правила безопасного поведения на уроке. Охрана детского голоса.

Дикцией и артикуляция.

Артикуляционная гимнастика (см. Приложение В). Работа со скороговорками (см. Приложение Г). Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Осознанный навык активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах p и pp.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование тем

Общее количество часов

В том числе

теор.  практич.

1. Вводное занятие. 1 1  
2. Певческая установка. 3 1 2
3. Певческое дыхание. Приемы «цепного дыхания». 20 5 15
4. Работа над звуковедением. Расширение диапазона. 20 5 15
5. Работа над дикцией и артикуляцией. 20 5 15
6. Музыкальный образ. Элементы импровизации. 20 5 15
7. Работа над строем и ансамблем. 30 5 25
8. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 30 5 25

Итого:

144 32 112

Содержание программы третьего года обучения.

Вводное занятие.

Охрана детского голоса. Культура поведения на уроке. Правила безопасного пользования аппаратурой.

Певческая установка.

Закрепление навыков певческой установки.

Список рекомендуемой литературы для педагога

1. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина // Музыка и пение : учебное пособие. – М. : Просвещение, 1983. – 224 с. : нот. и ил.

2. Белоусенко М. И. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г.

3. Беседы К. С. Станиславского [сост. К. Е. Антарова]. – М.: Сов. Россия, 1990. – 80 с. – (Б-ка «В помощь худ. самодеяльности»).

4. Вилинская И. Н. Значение репертуара в воспитании певца / Вилинская Ирина Николаевна. – М. : Музыка, 1967. – Вып. 3. – С. 45 – 67. – (Вопросы вокальной педагогики).

5. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебн. пособ. / Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. – М. : Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.

6. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение : секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 183 с. : ил. – (Любимые мелодии).

7. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре / Н. Добровольская. – М. : Музыка, 1987. – 35 с.

8. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В. В. Емельянов. – Санкт-Петербург, 1997. – 190 с.

9. Ірха В. Основи методики викладання вокалу в хоровому класі : навч. посібник / В. Ірха. – Харк. держ. акад. культури. – Х. : ХДАК, 2002. – 141 с. : нот. іл.

10. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. – М. : Просвещение. – 1987. – 95 с.

11. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе Текст.: метод, пособие / Д. Е. Огороднов. 3-е изд. - Киев: Музична Украина, 1989. - 165 с.

12. Ровнер В. Є. Вокальний ансамбль. Методика роботи з самодіяльним коллективом : навч. посібник / В. Є. Ровнер. – Ленінград, 1984. – 58 с.

13. Соболев А. С. Речевые упражнения на уроках пения : пособ. [для учителей] / А. С. Соболев. – М. – Л. : Просвещение, 1965. – 92 с.

14. Сценическая педагогика. Сборник трудов / [отв. ред. С. В. Гиппиус]. – Л., 1973. – 320 с.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

1. Алянский Ю. П. Азбука театра / Ю. П. Алянский. – Л. : Дет. лит., 1986. – 143 с.

2. Богословский Н. Певец на сцене / Н. Богословский. – М. : «Советская культура», 1979. – С. 5. – (О некоторых недостатках сценической культуры у эстрадных певцов).

3. Воспитание и охрана детского голоса / [под ред. В.А. Багадурова]. – М., 1953. – 71 с.

4. Готсдинер А. Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям : методические записки по вопросам музыкального образования / А. Л. Готсдинер ; ред.-сост. А. И. Лагутин. – М. : Музыка, 1991. – № 3. – С. 182 – 192. – (К вопросу об эстрадном волнении).

5. Маркуорт Л. Самоучитель по пению / Линда Маркуорт ; [пер. с англ.]. – М. : Астрель, 2008. – 158 с.

6. Савкова З. В. Как сделать голос сценическим. Практические приемы для развития голоса / З. В. Савкова. – М. : Искусство, 1968. – 127с.

7. Сет Риггс. Как стать звездой / Риггс Сет // [Сайт организации]. – Режим доступа : http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=370820

8. Шипунов С. Харизматичный оратор : pуководство к курсу «Словесная импровизация» / С. Шипунов. – М., 2010. – 288 с.

Список рекомендуемой литературы для родителей

1. Бойко Б. В. Энергия и эмоции в общении / Б. В. Бойко. – М. : Филин, 1996. – 472 с.

2. Ветлугина Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость / Н. А. Ветлугина : [под ред. В. Н. Максимова]. – М. : Знание, 1980. – С. 229 – 244. – (Восприятие музыки).

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л. С. Выготский. – М., 1967. – 93 с.

4. Крылова Н. Б. Эстетический потенциал культуры / Наталья Борисовна Крылова. – М. : Прометей, 1990. – 146 с.

5. Макшанов С. И. Психогимнастика в тренинге / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. – СПб. : Институт тренинга, 1996. – Ч. 3. – 84 с.

6. Пекерская Е. М. Вокальный букварь : [учеб. пособ.] / Е. М. Пекерская. – [Сайт организации]. – Режим доступа : http://www.manybooks.org/auth/5670/book/16577/pekerskaya_em/vokalnyiy_bukvar

7. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия / В. И. Петрушин. – М. : Владос, 1999. – С. 12 – 20.

8. Шакирова И. Музыка в сказке : книга для детей и взрослых (cерия «Через игру – к совершенству») / И. Шакирова. – М. : Лист. – 2000. – 272 с.

9. Юдина Е. И. Первые уроки музыки и творчества : популярная библиотека для родителей и педагогов / Е. И. Юдина. – М. : Аквариум ЛТД, 1999. – 272 с.

 

 

Приложение А

 

«Комплекс художественно-технических упражнений с целью активизации творческого самовыражения учеников в процессе прилюдной деятельности»

 

1. Разминка для мимики.

Задачи: активизировать мышцы лица, определить, какое выражение лица подходит для выражения определенного настроения.

Как картинка, в которой много оттенков, выглядит богаче, ярче, насыщенней, чем та же картинка в палитре из нескольких цветов, так и для того, чтобы выступление было ярким и живым, нужно, чтобы мимика лица тоже была живой:

- Наморщить лоб, поднять брови (удивление), расслабиться;

- Сдвинуть брови, нахмуритися (сержусь), расслабиться;

- Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно – равнодушие)

- Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас), расслабиться;

- Расширить глаза, рот открыт, вдохнуть, немного улыбнуться (удивление, восхищение);

- Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется дремать);

- Расширить ноздри, сморщить нос (отвращение), расслабиться;

- Сжать губы, зажмурить глаза (презрение), расслабиться;

- Улыбнуться, подмигнуть (улыбка – залог успеха).

2. Упражнение «Воплотить настроение».

Задачи: научить свободно владеть мимикой, уметь применять определенное выражение лица для определенного настроения.

 

 

Продолжение Приложения А

 

Ход упражнения: дети по очереди дают друг другу задания передать настроение: веселое, грустное, торжественное, злое, удивленное, обиженное, тревожное, сердитое и тому подобное. Затем ученики оценивают, удалось ли

передать настроение в достаточной степени, или нет, какой мимики не хватило, над какими мышцами лица необходимо работать.

 3. Упражнение «Угадай настроение».

Задачи: развивать мимику лица; формировать умение управлять своими эмоциями, умение читать эмоции других участников ансамбля.

Ход упражнения: один из учеников изображает определенное эмоциональное состояние (на его выбор), другие ученики должны угадать настроение, которое выражает ученик. Далее другие ученики по очереди изображают различные эмоциональные состояния.

4. Упражнение «Раскрась звуки».

Задача: формировать умение применять соответствующую мимику и жесты для эмоционального исполнения гласных «а», «о», «у», «ы», «и», «я».

Ход упражнения: ученикам предоставляются примеры эмоциональных состояний: радость, удивление, оклик, гнев, улыбка, торжественное настроение – и примеры громких звуков: «а», «о», «у», «ы», «и», «е». Необходимо определить (в процессе пения различных гласных), с помощью которого гласного звука можно лучше воплотить эмоциональное состояние, какое настроение больше подходит к определенным звукам. Можно помогать себе воплощать настроение жестами.

Варианты ответов:

«А» – радость (глаза широко раскрыты, руки расходятся в стороны),

«О» – удивление (поднятые брови, плечи, руки с раскрытыми ладонями немного разведены в стороны),

«У» – оклик (губы вытянуты вперед, руки тоже),

«Ы» – гнев (брови нахмуренные, руки в стороны),

Продолжение Приложения А

 

«И» – улыбка (глаза радостные, лицо улыбается),

«Я» – праздничное настроение (расправить плечи, голову поднять вверх, рот широко открыт, руки показывают человека и опускаются вниз).

5. Упражнение на развитие эмоций в процессе пения «Создай фразу».

Задача: формировать творческую самостоятельность учащихся в проявлении эмоций в процессе пения.

Ход упражнения: ученикам была предложена фраза «Я пойду на концерт» и домашнее задание: придумать мелодию на эту фразу в определенном настроении (с интересом, с радостью, с удивлением, со страхом, торжественно, печально). Затем на уроке все по очереди должны продемонстрировать ее и обратить внимание, как мелодия влияет на настроение. Например, мелодию с грустным настроением ученица создала в минорном ладу с нисходящим движением мелодии, в мелодии с удивленным настроением применен скачок вверх на интервал чистая квинта, мелодия с радостным настроением создана в мажорном ладу с движением мелодии вверх.

6. Упражнение на развитие умения отличать пение в высокой и низкий позиции.

Задача: научить отличать пение в высокой и низкой позиции и применять позиции в пении.

Ход упражнения: ученикам предоставлены аудиозаписи пения в высокой и низкой позициях. Надо определить, в какой позиции поют исполнители, проанализировать, какое у них выражение лица и как это влияет на тембр звука, на интонацию. Затем ученикам предлагается спеть фразу песни из репертуара ансамбля сначала в низкой, затем в высокой позиции и почувствовать разницу.

 

 

Продолжение Приложения А

 

7. Упражнение «Пантомима».

Задачи: развивать воображение, выразительность движений, умение распознавать и самостоятельно воспроизводить различные эмоциональные состояния.

Ход упражнения: ученики исполняют песню из репертуара ансамбля. Один из учеников выходит на середину и мимикой и жестами воспроизводит

содержание произведения, воплощает различные эмоции и настроения, которые хотел передать композитор. Затем кто-то другой из участников ансамбля показывает пантомиму. Далее ученики анализируют, какие настроения удалось хорошо воплотить, какие не очень, на что необходимо обратить внимание.

 

Приложение Б

 

«Комплекс музыкально-творческих заданий»

 

1. Первая группа заданий – упражнения и задания на развитие воображения, фантазии, расширение кругозора.

«Спой свое имя»

Это упражнение-игру желательно выполнять на первых занятиях с вокальным ансамблем. Игра помогает запомнить имена товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует ощущение группового единства. Содержание упражнения: дети расположены по кругу, бросают друг другу мяч, кому в руки попадает мяч, тот поет свое имя.

«Музыка обо мне»

Детям предлагается рассказать, какую они написали бы музыку «о себе». Эта музыка должна соответствовать особенностям характера, поведения, настроения самого «композитора». Ученики рассказывают, какие средства выразительности и почему именно эти средства выразительности они бы использовали при создании такого музыкального произведения, какое дали бы ему название. Таким образом, задание развивает у детей фантазию, творческое воображение, побуждает к сосредоточению и самопознанию, к сопоставлению свойств собственного характера, внутреннего мира с воображаемым музыкальным образом.

«Композитор» (поиск изобразительных средств,

отбор наиболее целесообразных вариантов)

Упражнение начинается с того, что ученикам раздают рисунки с изображением зверей, птиц, сказочных героев, репродукции картин, пейзажи, портреты и т. Дети рассказывают, какую музыку они написали бы к этому рисунку, об этом персонаже, какой инструмент использовали бы для воплощения образа и почему.

Ученикам можно помочь вопросами:

Продолжение Приложения Б

 

- В каком регистре будет написана музыка?

- Почему выбран этот регистр?

- В какой тональности?

- Какое настроение этой картины? Веселая или грустная?

- В каком темпе будет эта музыка?

«Художник» (музыкальное моделирование)

Содержание этого упражнения заключается в том, что после звучания вокального произведения желающие по очереди рассказывают, какими цветами они бы нарисовали картину к прослушанной музыке. При этом нужно попросить маленьких «художников» объяснить, почему именно такой цвет они выбрали, а при необходимости помочь им определиться и аргументировать свой выбор.

2. Вторая группа заданий – задания на развитие двигательной координации: пластичность тела, координация рук, чувство ритма других участников.

«Бег теней»

Это упражнение на внезапную импровизацию движений выполняется парами. Первый участник под музыку выполняет свободные движения (по собственному желанию), а второй копирует первого и эти движения повторяет.

«Марширование змейкой»

Задача на сочетание движений рук и пения. Сначала учим два куплета песни-марша, например, «Тихий марш» (муз. Г. Гладкого, сл. П. Сингаевского). Располагаем детей змейкой (шеренгой). Сначала без пения под музыку в медленном темпе выполняем движения: вперед, перед грудью, в сторону, вниз сначала правой рукой, затем левой. Объединяем движение правой и левой рук, но левая рука на одну долю опаздывает. Это трудно, и поэтому выполнять упражнение нужно очень медленно. Если упражнение получается,

 

Продолжение Приложения Б

постепенно ускоряем темп. В случае неудачи повторить еще каждой рукой отдельно, затем опять выполнить упражнение двумя руками. Далее усложняем задачу: во время выполнения необходимо идти вперед, затем назад. Каждый шаг – одна четверть. Соединеняем пение с движениями рук. Затем соединяем все элементы упражнения: шагаем с движениями рук и поем.

3. Третья группа заданий – задания на развитие вокально-двигательной координации, формирование свободы исполнения.

«Маляры»

Представляем, что ладонь и пальцы рук – это малярная кисть, погруженная в краску. Этой «кистью» нужно покрасить забор. «Красить» необходимо под музыку размером 4/4, медленную, плавную. Один такт – движение вниз, второй такт – вверх и т.д. Участникам предлагается сначала выполнить задание у стены, затем сделать то же движение в воздухе так, как будто оно выполняется на стене. «Красить» по такому рисунку: два раза сверху вниз, два раза справа налево, два раза слева направо и два раза снизу вверх. Новое задание: «красить» очень высокий забор. Это должно увеличить размах движений. Затем соединяем пение с движением. Рекомендуется спеть лирическую песню. Очень важно, чтобы движение было непрерывным. Руки должны как будто «пропевать» движение.

«Скакалка»

Выучиваем текст стихотворения. Затем ученикам предлагается сочинить свой вариант мелодии. Лучший вариант исполняем. Представляем, что у каждого из нас в руках скакалка. Соединеняем прыжки с пением. Темп исполнения сначала медленный, затем постепенно ускоряется.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, что бы

Звук держать оно могло бы.

 

Продолжение Приложения Б

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую отдышки.

Голос звучен, льется ровно

И не прыгаю я словно.

Раз,два! Раз, два! Раз, два! Раз.

Можно прыгать целый час.

4. Задания на развитие и коррекцию умений ансамблевого пения (упражнения на развитие гармонического слуха, развитие у учащихся чувства коллективизма).

«Повтори звук»

Кто-то из учеников воспроизводит, пропевает звук. Тот, кто стоит рядом, должен повторить (скопировать) этот звук (высоту, характер, динамику), звук начинает «двигаться» по кругу. Можно разнообразить задачу просьбой удерживать звук на цепном дыхании (начинает один, потом все вступают по очереди).

«Эхо»

Дети сидят по кругу. Учитель поет фразу песни, из репертуара ансамбля, ученики по кругу по очереди повторяют эту фразу (пытаются ее точно воспроизвести), но с каждым разом все тише, подражая эху, пока пение не превратится в шепот.

5. Задания на формирование умения использовать изобразительные приемы (глиссандо, филирование, трели) – подражание звукам природы, озвучивание текста.

«Пожелания для друга»

Учитель под веселую вокальную композицию бросает каждому ученику мяч и спрашивает, что он желает присутствующим. Ответы могут

 

Продолжение Приложения Б

 

быть следующие: «желаю всем хорошего настроения», «желаю успехов», «желаю творческого вдохновения» и другие.

Пожелания всегда поднимают настроение, способствуют возникновению доверительных отношений между учителем и учениками, формируют у учащихся чувство коллективизма. Веселое музыкальное сопровождение психологического тренинга может знакомить учеников с вокальным материалом, который будет изучаться на данном музыкальном занятии, расширять музыкальный кругозор.

«Весенние голоса»

В этом фонопедическом упражнении ученики сами придумывают и изображает различные звуки природы, которые можно услышать весной. Педагог читает текст, ученики озвучивают:

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко).

С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком, как бы изображая бульканье ручейка).

До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр).

Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом «волну» – вверх-вниз).

И дальше побежал (булькаем).

Выбрались из под коры жучки («жжж-жжж» в низком регистре) и

букашки («ззз-ззз» в более высоком регистре).

Расправили крылышки («крш» с постепенным увеличением силы звука) и полетели кто куда («тр-тр-тр» шепотом на разной высоте кто как хочет).

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало («шур-шур»).

И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух).

 

Продолжение Приложения Б

Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно).

Вот и пришла весна (каждый изображает свой «весенний звук» – дети выбирают звук сами).

«Путешествие на лесную поляну»

(фонопедична игра с движением)

Представляем себе, что мы едем в путешествие на лесную поляну. Ученики свободно двигаются по залу, декламируют текст (рассказывают, что они видят по дороге и озвучивают увиденное). Педагог читает текст, ученики озвучивают:

Мы едем на тележке («скрип, скрип, скрип»).

Листья шелестят («ш-ш-ш»), птицы поют («фить-пирю, фить-пирю»).

Белка орешки грызет («цок-цок»).

Лисичка зайца стережет (притаиться и замереть).

Ручей журчит (болтать языком), в реку он бежит (болтать языком). Долго мы ехали и наконец, приехали («ух» (хором)).

Можно придумать свой вариант упражнения или дополнить его.

 

 

Приложение В

 

Артикуляционная гимнастика

 

1. Несколько раз легко прикусите кончик языка зубами.

2. Покусайте язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, будто жуя его.

3. Сделайте языком круговые движения между губами и зубами с закрытым ртом. То же самое в противоположном направлении.

4. Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

5. Натяните верхнюю губу на верхние зубы.

6. Натяните нижнюю губу на нижние зубы.

7. Упражнение «футбол». Поочередно упирайтесь языком в левую и правую щеку. Рот закрыт.

8. Слегка покусывая поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад.

9. Упражнение «Заборчик». Губы растянуты в естественной улыбке. Зубы сжаты. Все передние зубы и часть коренных зубов хорошо видны. Удерживать это положение несколько секунд.

10. Упражнение «Окошко» или «Скалится страшный лев». Максимально широко открываем рот, затем закрываем. Повторяем так несколько раз.

11. Упражнение «Шарик». Попеременно надуваем и сдуваем щеки.

Во время выполнения упражнений необходим визуальный контроль учителя. Эти упражнения являются важным и необходимым звеном в исправлении недостатков речи и в работе над вялостью артикуляционного аппарата. Для достижения необходимого эффекта упражнениям необходимо уделять 3-5 минут перед пением.

 

Приложение Г

 

Скороговорки

Для усовершенствования певческого слова необходимо включать в содержание занятий скороговорки, которые не только улучшают артикуляционную подвижность органов речи, но и прививают внимание и уважение к каждому произнесенному звуку, слову, к качеству и чистоте произношения.

Мы предлагаем скороговорки на разные согласные звуки, которые, в первую очередь, нуждаются в исправлении и отработке.

 «б-п»              Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

                        У быка бела губа была тупа.

 

«ч»                  В четверг, четвёртого числа,

                         В четыре с четвертью часа

                         Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка

                         Чертили чёрными чернилами чертёж.

 

«м-р»               Мурлика муркоче, морозива хоче,

                         Мурлико руденький, – замерзнеш , дурненький.

 

«ж-ш»              Вийшов Гришка на доріжку

                         На доріжці сидить кішка,

                         Взяв з доріжки Гришка кішку,

                         Хай піймає кішка мишку.

 

«с»                  Спить старий сердитий сом

                        Сниться сому сьомий сон,

                       Сонце пестить поплавок,

                       Сом сопе на весь ставок.

Продолжения Приложения Г

 

Игра «Свинки» (стихи К.Чуковского)

Ученики представляют себя веселыми шаловливыми свинками, которые «печатают» на машинке и приговаривают в такт с ударами:

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают и похрюкивают!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Сначала темп не быстрый, потом все быстрее и быстрее «печатаем» и приговариваем. Движения кистей рук легкие. Они быстро отскакивают от воображаемой машинки вместе с ударным гласным звуком.

Методика разучивания и работы со скороговорками.

1. Учитель говорит два раза четко в медленном темпе.

2. Произносим хором (все ученики) четко в медленном темпе. Учитель исправляет ошибки (разучивание постепенно).

3. Говорят отдельные ученики в медленном темпе.

4. Хором говорим с ускорением темпа.

5. Хором - быстро, четко и умеренно громко.

6. В быстром темпе говорят отдельные ученики.

Можно говорить так:

Шепотом – медленно

Тихо – немного быстрее.

Громко – еще быстрее

Громко – быстро.

Возможны другие варианты.

Ценной является индивидуальная работа с скороговорками.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа вокальной студии «Жемчужина» в системе дополнительного образования относится к программам художественной направленности. Уровень освоения программы общекультурный.

Среди различных форм коллективного музыкального творчества вокально-ансамблевое пение является ведущим видом музыкально-сценической деятельности. Исполнительская деятельность вокального ансамбля – это музыкально-сценическое коллективное творчество детей, которое способствует их музыкальному развитию. В процессе музыкального воспитания исполнительская деятельность имеет большое значение еще и потому, что содержит возможности эстетического ориентирования детей.

Ученики с удовольствием посещают вокальные кружки. Не каждый ученик может выступить сольно без предварительной длительной подготовки. Здесь речь идет не о музыкально-одаренных детей от природы, а о детях со средними музыкальными данными, которые приходят в вокальные коллективы с желанием научиться петь.

Итак, в настоящее время детские вокальные ансамбли приобретают все большую популярность. В вокальных ансамблях ребенок имеет возможность приобрести вокально-хоровые навыки, научиться управлять собственным голосом, имеет возможность развить свои творческие способности и всегда получает попытку самовыражения и имеет поддержку товарищей.

Ансамблевое пение сочетает в себе различные виды художественно-исполнительской деятельности. Во многих вокальных коллективах, например, применяют театрализацию песен, используют элементы хореографии.

Идея объединения различных видов искусств, использование различных видов деятельности важна для формирования целостного художественного мировоззрения, развития эмоциональной, интеллектуальной и творческой сфер личности.

Участие детей в работе вокального ансамбля помогает не только осмыслить музыкальный материал, дети учатся управлять голосом, жестами, мимикой, пластикой тела, в процессе деятельности развивается логическое и образное мышление, музыкальные способности, и дети учатся создавать определенные музыкальные образы. Музыкальная деятельность способствует раскрепощению личности ученика, более полному выявлению его индивидуальных качеств, воспитывает работоспособность и дисциплинированность.

Ученики с большим удовольствием участвуют в инсценировке песен и музыкальных произведений, предлагают характер исполнения музыкального произведения, творчески проявляют себя в движениях (сами создают танцевальные движения как существенный выражение чувств, переживаний).

Главной задачей вокального коллектива является художественно-эстетическое воспитание каждого его участника, формирования исполнительских навыков каждого певца. Только в том случае, когда каждый участник ансамбля является «актером», который хорошо играет свою роль, возможно полное раскрытие музыкального образа.

Новизна программы полагает в том, что впервые:

- определены критерии оценки умения сценического воплощения музыкальных образов в вокально-ансамблевом пении по параметрам диагностики;

- разработаны методы и приемы формирования у детей умений сценического воплощения музыкальных образов в процессе ансамблевого пения;

- усовершенствованы особенности индивидуально-дифференцированного подхода к музыкальному обучению детей;

- дальнейшего развития получило методическое обеспечение процесса вокально-ансамблевого пения участников кружка.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от подобных предметных программ:

- изменение тематики занятий,

- расширение и изменение методического обеспечения процесса вокально-ансамблевого пения.

Цель программы: - воспитать музыкальную и певческую культуру, развить творческие способности обучающихся и содействовать формированию у них осознанного отношения к музыкальному произведению и музыкально-сценическому искусству и, таким образом, сформировать определенные умения и навыки, с помощью которых ученик самостоятельно мог бы создать собственную интерпретацию образа, сознательно оперируя средствами музыкальной выразительности.

- заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к вокально-ансамблевому пению, сформировать вокально-хоровые навыки, чувство стиля,  развить музыкально-эстетический вкус детей.

Образовательный процесс данной программы определяют и регламентируют следующие государственные и ведомственные нормативные документы:

· Конституция Донецкой Народной Республики;

· Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72);

· Стандарт государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»;

· Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.

· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;

· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;

· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи».

Данная программа соответствует основным принципам государственной политики ДНР в области образования, изложенным в Законе Донецкой Народной Республики “Об образовании” и других законодательных актах ДНР:

ü гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

ü воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине;

ü общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

ü создание условий для самореализации личности;

ü содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

Основные задачи в работе вокального кружка

- Обучающие: дать основы певческой установки, обучить певческому дыханию, звукообразованию, высокой певческой позиции, обучить навыкам использования различного звуковедения, атаки звука, четкой дикции и артикуляции, научить ориентироваться в жанрах и стилях музыки; обучить правилам поведения на сцене.

- Развивающие: развить музыкальные способности детей (точное интонирование, чувство ритма, музыкальную память,   художественно-образное мышление), формировать умение создать интерпретацию музыкального образа произведения, развивать навыки артистичного, эмоционального, выразительного пения, развить способность адекватного оценивания собственного пения и пения других участников вокального ансамбля.

- Воспитательные: приобщить к музыкальной культуре; воспитывать интерес к музыке, вокально-ансамблевому исполнительству, содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи.

Многолетние научные  исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.

Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда участники вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

По возрасту обучающиеся распределяются следующим образом:

1-й год обучения – дети 7-10 лет(начальный этап подготовки);

2-й год обучения – 11-14 лет (средний этап подготовки);

3-й год обучения – 15-18 лет (этап совершенствования).

Принимаются все желающие без предварительного отбора.

Срок реализации программы – 3 года.

В кружок 1-го года обучения могут попасть и дети более старшего возраста, тогда целесообразным будет разделение обучающихся на группы: младшую и старшую.

Формы и режим занятий – теоретические и практические занятия, беседы, игры, концерты; беседы, групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные.

Общее количество часов в год –144 часа. Количество часов в неделю – 4 часа. Периодичность занятий в неделю – 2 раза.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По окончанию первого года обучения воспитанники вокальной студии должны:

–  проявлять интерес к вокальному искусству; стремиться к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

–  знать певческую установку (подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки);

–  уметь правильно пользоваться дыханием (дышать животом, экономно расходовать дыхание);

–  уметь петь чисто несложные произведения в унисон с сопровождением и без него;

–  знать основы нотной грамоты (ноты, скрипичный ключ, основные динамические оттенки – p, f, штрихи – легато, стаккато, нонлегато);

–  знать средства музыкальной выразительности (темп, тембр, динамика, лад, ритм, звуковысотность);

–  уметь дать элементарную характеристику музыкальному образу;

–  уметь пользоваться навыками вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

–  уметь двигаться под музыку, не бояться сцены;

–  уметь контролировать свое пение;

–  знать правила поведения на сцене.

По окончанию второго года обучения воспитанники вокальной студии должны:

–  проявлять повышенный интерес к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражению (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкальных постановках);

–  применять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – ноты с точкой, пунктирный ритм, синкопы, остинатный ритм, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, использовать цепное дыхания);

–  уметь исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к разным жанрам;

–  уметь анализировать и передавать характер песни;

–  уметь выразительно исполнить фрагмент самостоятельно разученного произведения;

–  уметь корректировать свое пение с пением других участников коллектива;

–  уметь свободно использовать сценические движения, жесты, мимику;

–  уметь сохранять стойкость в творческом самочувствии, уметь не отвлекаться на посторонние факторы;

–  участвовать в конкурсах и концертах, совершенствовать сценическое мастерство.

По окончанию третьего года обучения воспитанники вокальной студии должны:

−  проявлять повышенный интерес к вокальному искусству, выявлять постоянное желание к творчески-сценической деятельности; выявлять яркую эмоциональную реакцию на ансамблевое пение, на выступления вокальных ансамблей;

−  усовершенствовать навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений с элементами трехголосия с сопровождением и навыки пения a’capella, умение точно интонировать произведения с хроматизмами и модуляцией);

−  уметь проявлять эмоциональность в процессе исполнения;

−  проявлять активность и самостоятельность в коллективной интерпретации музыкального произведения;

−  уметь применять элементы импровизации в сценическом поведении;

−  уметь определить «на слух» недостатки собственного пения по сравнению с другими участниками коллектива;

−  уметь свободно использовать сценические движения, жесты, мимику;

−  уметь сохранять свободное, непринужденное, непосредственное поведение во время публичного выступления;

−  участвовать в конкурсах и концертах, совершенствовать сценическое мастерство.

Способы проверки результатов.

Наблюдение за проведением групповых занятий в вокальных кружках осуществляется в форме открытых уроков и занятий, широко применяется проведение анализа видеозаписей занятий и концертных выступлений, используются различные виды контроля: входной, промежуточный, итоговый.

Таблица оценочной диагностики вокально-ансамблевых способностей обучающихся

Фамилия, имя обучающегося Параметры диагностики Высокий уровень оценки Средний уровень оценки Низкий уровень оценки
         
         

                                                                          

Критерии оценки умения сценического воплощения музыкальных образов в вокально-ансамблевом пении по параметрам диагностики:

Степень заинтересованности вокально-ансамблевым пением в условиях публичной деятельности.

Высокий уровень оценки – 3 балла выставляются ученикам, если они: нуждаются в общении в вокальном ансамбле; проявляют постоянное желание к сценически-творческой деятельности; ярко и эмоционально реагируют на ансамблевое пение.

Средний уровень оценки – 2 балла выставляются ученикам, когда они: время от времени нуждаются в общении в вокальном ансамбле; обнаруживают недостаточное стремление к сценически-творческой деятельности; имеют недостаточный интерес к ансамблевому пению.

Низкий уровень оценки – 1 балл ставится ученикам, если у них: не сформирована потребность в общении в вокальном ансамбле; отсутствует наличие желания к сценически-творческой деятельности и интерес к ансамблевому пению.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.395 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь