Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Программа тренинга по профилактике и коррекции состояния тревожности в подростковом и раннем юношеском возрастах.



Программа рассчитана на 10 занятий по 3 часа. Количество участников – от 9 до 18 человек. Желательно проводить занятия 2 раза в неделю. В программе использованы как авторские упражнения, так и заимствованные (Фопель К., 2000, 2003, Солдатова Г.У. и др., 2001).

 

Программа состоит из трех блоков:

Ø блок занятий, направленный на создание рабочей атмосферы, сплочения группы, определение целей;

Ø блок занятий, направленный на осознание убеждений и основанных на них поведенческих стереотипов;

Ø блок занятий, направленный на повышение самооценки, приобретение навыков уверенного поведения.

 

Каждое занятие начинается с разогревающих упражнений, позволяющих участникам войти в атмосферу групповой работы, отрешиться от текущих забот, настроиться на работу. Почти все упражнения после завершения обсуждаются группой. Ведущий выясняет у участников, какие ощущения, мысли, впечатления остались после выполнения упражнения. В тексте программы эти обсуждения коротко названы «рефлексия».

 

Блок 1. Создание рабочей атмосферы. Время – 9 часов (3 занятия по 3 часа).

Цель данного блока выстроить такую систему взаимодействия между участниками, которая поможет им быть максимально открытыми для нового опыта, нового восприятия привычных отношений.

Если тренинг проводится в группе подростков, имеющих устойчивые внутригрупповые взаимоотношения (например - школьный класс), ведущему необходимо обратить внимание на систему этих взаимоотношений, постараться строить отношения с группой таким образом, чтобы снять шаблонность восприятия участников группы. Иначе эти привычные роли и стереотипы восприятия будут служить якорем, тормозящем возникновение требующихся новообразований (способности критически осмысливать основания для оценки действительности, способности пробовать и осваивать новые варианты поведения).

 ребующихся новообразований (способности критически осмысливать основания для оценки действительности, асс) открытыми  

Занятие 1 . Время – 3 часа. Цель – знакомство с формой и правилами групповой работы.

Материалы – ручки и тетради для каждого участника, карточки с изображениями простых предметов, отдельные листы бумаги.

 

Упражнение 1. (5 – 10 минут). «Поздоровайся локтями».

Все должны рассчитаться на один – четыре и сделать следующее:

• каждый номер «первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

• каждый номер «второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти

также были направлены вправо и влево;

• каждый номер «третий» кладет левую руку на левое бедро, правую

руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены

в стороны;

• каждый номер «четвертый» держит сложенные крест-накрест руки

на груди (локти смотрят в стороны).

На выполнение задания дается 5 минут. За это время участники должны поздороваться с как можно большим числом членов группы, коснувшись друг друга локтями.

Упражнение 2. (30 минут – 1 час). «Групповые нормы».

Ведущий предлагает группе сформулировать правила поведения в группе. Если участники тренинга затрудняются в определении правил, ведущий предлагает каждому участнику «примерить на себя» ситуацию, в которой отражается какой-либо аспект взаимоотношений, которого желательно избегать в групповой работе. Например: «Нравится ли Вам, если Вас перебивают, не дают высказать мысль? ».

Обсуждение подобных ситуаций позволяет выработать групповые нормы, с которыми согласны все участники и формирует направленность на совместную работу. Сформулированные правила записываются первоначально на классной доске (отдельном листе), а затем, когда достигнуто согласие всех участников, переписывается в их тетради.

Затем ведущий предлагает выработать систему «штрафов» за нарушение принятых групповых норм. Важно, чтобы система штрафов не включала в себя каких – либо неоднозначно трактуемых действий и не задевала самолюбие участников. Лучше, если «штрафы» будут достаточно легкими в исполнении, шутливыми, например – за то, что участник тренинга перебил своего оппонента, он должен громко сосчитать в обратном порядке от 15 до 1. Задача «штрафных санкций» не наказание, а привлечение внимания участников к привычным, повторяющимся действиям, не одобряемым самими подростками.

Упражнение 3. (30 минут). «Солнце светит для тех, кто... »

 Эта игра способствует развитию чувства сплоченности.

Группа усаживается в тесный кружок. Одни из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.

Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть.

Человек в центре круга рассказывает что – то о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому – либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.

Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто...» Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. («Солнце светит для каждого, кто... любит проводить отпуск на море... терпеть не может курильщиков... питается по – вегетариански») Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах.

Игра ведется до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, которая потом может быть полезна для дальнейшей работы.

Рефлексия. Пусть игроки ответят на следующие вопросы:

• Что стало для меня неожиданностью?

• Чувствую ли я, что нашел достаточно «родственных душ»?

• Радует ли меня, что между нами так много общего?

Упражнение 4. (30 минут – 1 час). «То, что нужно…»

Упражнение способствует формированию рефлексии, осознаванию приоритетов.

Участники каждый в своей тетради описывает тип личности, который ему нравиться и выделяет конкретные психологические характеристики.

После группового обсуждения полученных «портретов» подростки получают задание выделить среди описанных качеств личности те, которые хотелось бы иметь самому участнику.

Далее каждый участник называет те качества, которые он выбрал для себя и определяет, насколько они у него выражены. Затем описывает ситуации, в которых, по его мнению, данное качество проявляется и к каким результатам приводит. Ведущий инициирует групповое обсуждение предлагаемых качеств и ситуаций. Упражнение заканчивается, когда все участники выскажутся относительно выбранных ими качеств.

Упражнение 5. (30 минут).  «Телефакс».

Это упражнение похоже на игру «Испорченный телефон», но в ней есть своя изюминка.

Необходимо иметь изображенные на листах бумаги несколько простых объектов: дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме того, каждой команде понадобятся бумага и карандаш.

Группа делится на команды по восемь – десять игроков в каждой. Все садятся один позади другого на стулья (спинки стульев надо повернуть в сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает чистый лист бумаги и карандаш, последний – карточку с рисунком (больше ее не должен видеть никто).

Каждая команда сейчас будет работать, как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение – простое изображение предмета, который рисуется указательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой.

Когда «сообщение» дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит «Готово! ». После этого можно сравнить обе карточки.

Перед началом следующего раунда следует выяснить, будут ли команды менять последовательность игроков. Повторите игру с разными карточками 2 – 3 раза.

 

Обратная связь от участников тренинга. На получение обратной связи и обсуждения занятия желательно оставлять от 15 до 30 минут.

Каждый участник высказывает свое мнение о прошедшем занятии. Что оказалось новым, чему научился, что удивило. Желательно обратить внимание, чтобы подростки говорили не только о том, что им понравилось, запомнилось, но и о том, что было неприятно, не понравилось. Проговаривание подобной информации не только дает возможность ведущему вносить коррекцию в проведение занятий, но и формирует у подростков доверие к ведущему, способность формулировать и озвучивать свое мнение.

 

Занятие 2 . Время – 3 часа. Основная цель – сплочение группы.

Материалы: не требуются.

 

Упражнение 1. (10 - 15 минут).  «Калейдоскоп».

Оно помогает создать хорошую атмосферу для обучения.

Стулья убираются в сторону и освобождается место для игры.

Эта игра должна проходить в быстром темпе. Группе говорится приблизительно следующее: «Я собираюсь озадачить вас множеством маленьких вопросов и заданий. Как только вы найдете ответ, тут же начинайте искать других участников, нашедших тот же ответ. Встаньте рядом с ними и, если у вас еще останется время, обменяйтесь несколькими фразами. Вероятность того, что вы найдете немало общего со многими игроками, весьма велика, и вы можете сделать из этого некоторые выводы. Позднее мы поговорим об этой игре».

Нижеприведенный список весьма обширен и включает множество вопросов, которые можно использовать при проведении этой игры. Позаботьтесь о том, чтобы образовавшиеся группы существовал недолго: сразу же подкиньте участникам новый вопрос.

Вопросы к игре «Калейдоскоп»:

• Сложи пальцы в кулак. Большой палец внутри или снаружи?

• Если бы ты обладал сверхъестественными способностями, что бы ты больше хотел уметь делать: путешествовать во времени, быть не видимым, читать мысли, просвечивать все взглядом, как рентгеновскими лучами, превращаться в кого – либо или что – либо, предвидеть будущее или различать неслышимые звуки?

• Сложи руки вместе. Какой большой палец – правый или левый – оказался верху?

• Скрести руки на груди. Левая или правая рука сверху?

• Когда ты надеваешь брюки, с какой ноги ты начинаешь?

• Ты, скорее, замкнутый или общительный человек?

• Кем бы ты хотел быть: снобом, гением, рок-звездой, руководителем фонда?

• Какой ногой — правой или левой — ты качаешь в такт музыке?

• Используя свой указательный палец как карандаш, нарисуй в воздухе круг... Твой палец движется по часовой стрелке или против нее?

• Нарисуй указательным пальцем в воздухе очертания собаки... Собака смотрит налево или направо?

• Используй одну руку как подзорную трубу... Каким глазом ты смотришь в эту трубу?

• Представь, что ты перепрыгиваешь через низкую стену... Какой ногой ты отталкиваешься?

• Назови свой любимый цвет.

• Обувь, какого размера ты носишь?

• В каком месяце ты родился?

• Под каким знаком зодиака ты родился?

• Когда ты что-то покупаешь, считаешь ли ты сдачу?

• Сколько у тебя родных братьев и сестер?

• Какой музыкальный инструмент ты любишь слушать больше всего?

• Какой запах тебе особенно нравится?

• Пожми нескольким людям руку и проследи, как ты держишь свою...

Сжимаешь ли ты только пальцы? Твоя рука оказалась сверху? Ты делаешь это двумя руками? Ты держишь обе руки на одинаковой высоте?

• Твое типичное положение, когда ты стоишь: ладони на поясе, руки

скрещены, руки спрятаны за спиной или опущены вниз?

• Если ты оборачиваешься за кем – нибудь, через какое плечо ты смотришь?

• Если ты садишься на пол, какая рука первой касается пола?

• От кого ты легче принимаешь помощь, от мужчин или женщин, а может, ты предпочитаешь справляться с проблемами сам?

• Что ты лучше запоминаешь – имена или лица?

• Есть ли у тебя качества, которые, по твоему мнению, нельзя изменить?

• В каком случае ты чувствуешь себя более способным на творчество? Когда ты в одиночестве, с партнером или же в группе?

• От какой привычки тебе трудно отказаться?

Рефлексия.

 

Упражнение 2. (30 минут – 1час). «Дистантное управление».

Участникам предоставляется возможность развить взаимное доверие.

В игре несколько раундов. В каждом вместе играют по два участника: один партнер «слеп», второй руководит его движением.

В качестве преград ставят несколько стульев, а оставшиеся члены группы выступают в роли живых препятствий.

Зрячий партнер должен, используя только слова, провести «слепого» через все препятствия так, чтобы тот не задел ни одно из них.

Затем наступает очередь следующей пары. Игра продолжается до тех пор, пока каждый игрок не побывает либо в роли «слепого» либо в роли «поводыря» (Будет достаточно, если одна половина группы выполнит это упражнение в роли «слепого», а вторая — «поводыря».)

После завершения участники отвечают на следующие вопросы:

• Насколько уверенно вы чувствовали себя в роли «поводыря»?

• Насколько четкими были инструкции вашего «поводыря»?

• Возросло ли ваше доверие к членам группы во время игры?

• Что бросилось в глаза наблюдавшим за парами членам группы?

 

Упражнение 3. (30минут). «Идем вслепую».

Это упражнение демонстрирующее нашу уязвимость. Члены группы должны проявить себя настоящими защитниками.

Вся группа выстраивается большим кругом и смотрит внутрь него.

Добровольца с закрытыми или завязанными повязкой глазами проводят в середину круга, откуда он может двигаться в любом направлении в свойственном ему темпе.

Когда «слепой» подходит к краю круга, его осторожно останавливают и разворачивают, чтобы он снова мог пройти через внутреннее пространство круга.

Упражнение повторяют с другим участником. Очень важно, чтобы у каждого была возможность походить вслепую внутри круга.

В конце игры участники отвечают на вопросы ведущего:

• Как вы себя чувствовали в роли «слепого»? Насколько уверенно?

• Как удавалось ориентироваться в этой непростой ситуации?

• Насколько вы можете рассчитывать на помощь других участников?

• Что вас удивило в поведении других участников?

• На какую меру надежности и взаимопомощи вы хотели бы рассчитывать в этой группе?

 

Упражнение 4. (40минут). «Волна».

Игра поднимает уровень адреналина у участников, волнует и необычайно связывает всех.

Для игры требуется очень много свободного места, поэтому лучше всего провести ее на свежем воздухе.

Группа выстраивается в два ряда так, чтобы участники стояли напротив друг друга. Расстояние между рядами должно быть таким, чтобы стоящие напротив участники могли коснуться вытянутых рук партнера.

В игре несколько раундов. В каждом из них один участник стартует в 10 м от игроков и пробегает между их рядами.

Участники держат руки на высоте плеч, вытягивал их в сторону стоящего его напротив партнера так, что ладони перекрывают друг друга, (однако руки ни в коем случае не должны быть сцеплены). У подбегающего игрока создается, таким образом, впечатление, что он пробежит сквозь препятствие.

Незадолго до того, как бегущий игрок доберется до стоящих участников, те должны поднять руки, а как только он пробежит мимо них – снова опустить их. Бегущий должен верить в то, что все игроки полностью сконцентрировали свое внимание на нем и что он не натолкнется на их руки.

Попросите бегущего по возможности не менять темп движения. Если бегущий замедлит ход, проблем не возникнет, если же он резко увеличит скорость, возможны неприятности.

До игры подробно обсудите с группой вопросы безопасности: все должны быть постоянно начеку, чтобы бегущий не получил травму, не спускать глаз с бегущего и оценивать его скорость. Руки нужно поднимать вверх вовремя, лучше раньше, чем слишком поздно.

Бегущий стартует с расстояния в 10 м, чтобы участники смогли приноровиться к его скорости. Перед стартом он дает сигнал и спрашивает у игроков «Готовы»? Необходимо дождаться положительного ответа от группы ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Чтобы все участники освоили упражнение, лучше начать с нескольких пробных раундов, в которых бегущий передвигается медленно.

Безопасность повышается также тогда, когда бегущий заранее объявляет, на какую скорость он решится. Тогда остальные смогут настроиться на эту скорость. Если бегущий решил развить очень большую скорость, можно увеличить расстояние от старта до «волны». Проверьте сами быстроту реакции группы, а затем дайте каждому игроку возможность убедиться в надежности «волны».

Рефлексия.

Замечания: структура этой игры очень проста, но требования велики ко всем: и к бегущему и к игрокам, и к ведущему. Ведь во время этой игры каждый участник должен быть максимально сосредоточенным.

 

Упражнение 5. (30 минут) «Иди ко мне».

Хорошая возможность оценить потенциал доверия между участниками.

Один игрок закрывает глаза. Кто – либо из участников группы встает напротив него на расстоянии примерно 3 – 4 м и начинает медленно подходить к нему, пока первый не скажет «Стоп».

Каждый из участников группы должен побыть в роли «слепого».

Обсуждение:

• Что побудило слепого игрока сказать «Стоп»?

• Насколько близко я позволяю другим подойти ко мне?

Варианты:

Можно усилить игровой элемент упражнения. Тогда игра развивается следующим образом: видящий игрок подкрадывается как можно ближе к партнеру, обходит его и встает так, что «слепой» не знает, где тот находится. Цель зрячего игрока – в какой – то момент мягко хлопнуть «слепого» по плечу. Однако слепой партнер может в любой момент остановить попытку сближения, сказав «Стоп». Тогда двигающийся игрок останавливается, а «слепой» открывает глаза, чтобы определить в какой ситуации он принял меры предосторожности.

В заключение в этом варианте игры роли тоже меняются, а затем партнеры кратко оценивают эксперимент. Во время обсуждения следует уделить особое внимание вопросам, касающимся чувства собственной безопасности, доверия и любопытства.

 

Обратная связь от участников тренинга. (15 – 30 минут).

Занятие 3 . Время – 3 часа. Цель – принятие групповых решений, учет мнения каждого участника.

Материалы – мел или клейкая лента.

 

Упражнение 1. (5 – 10 минут). «Рукопожатие вслепую».

Это упражнение способствует улучшению координации движений и учит игроков доверять друг другу.

Два игрока встают друг перед другом так, что за каждым остается по 2 – 3 м свободного пространства.

Они обмениваются рукопожатием и, пристально глядя в глаза, друг другу, продолжают неподвижно стоять на месте.

Затем все участники закрывают глаза.

По сигналу «Марш»! партнеры разжимают руки и начинают медленно и осторожно пятиться назад на 2 – 3м. При этом руки должны оставаться в том же положении, в котором были при рукопожатии.

По команде ведущего оба игрока начинают двигаться к исходной точке и, не открывал глаз, пытаются вновь пожать руку партнера. Затем можно открыть глаза и кратко обсудить результаты упражнения.

 

Упражнение 2. (40минут).  «Новый порядок».

Игрокам предстоит скооперироваться и выработать совместную стратегию.

На полу необходимо наклеить две параллельные линии на расстоянии примерно 45 см, (длина линий устанавливается в зависимости от количества игроков).

Группа делится на команды от шести до десяти человек в каждой. Игроки каждой команды выстраиваются по росту в образовавшемся коридоре между линиями.

Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее поменять порядок игроков в строю на обратный так, чтобы никто при этом не наступил на линии и не коснулся пола вне линий. Расстояние между членами одной команды не должно быть меньше 60 см.

В течение 5 минут команды могут подумать, как решить поставленную перед ними задачу.

После этого команды одновременно начинают перегруппировку. Ведущий выполняет роль арбитра на линии, который следит за выполнением правил. Если кто-то ступит на линию или за нее, команда начинает работу сначала.

Рефлексия.

Варианты: команды могут перестраиваться и по другому принципу, например, по возрасту, по алфавиту, месяцу рождения и т. п.

Упражнение 3.   (20 минут). «Бег рук».

Участники разбиваются на две команды. (Но можно и одной большой командой).

Каждая команда образует круг. Все игроки вытягивают правые руки к центру и кладут ладони одна на другую.

Теперь участники перекладывают ладони: самая нижняя рука начинает путешествие наверх, за ней следует рука второго игрока, которая теперь оказалась снизу, и т. п. Руки должны перемещаться строго по очереди, причем в один и тот же момент двигать рукой может только один игрок.

После того как члены команд научатся работать быстро и слаженно, начинается соревнование между командами: кто быстрее изменит расположение рук. Как только команда успешно завершит перегруппировку, все ее игроки должны будут закричать в один голос: «Готово»!

Сыграйте в эту игру два или три раза и в заключение спросите, изменились ли у играющих ощущения от рук партнеров.

Замечания: в пылу соревнования часто бывает трудно определить момент окончания состязания, поэтому для удобства можно пометить руку первого игрока, например, крестиком.

Если у Вас достаточно времени, проведите соревнование с левыми руками и, что довольно трудно, с обеими. В последнем случае руки одного и того же участника не должны лежать одна на другой. Успех игры во многом зависит от того, насколько развиты у игроков способность к сосредоточению и координация движений.

Упражнение 4. ( 30 минут). «Все мы…».

Группа делится на две – три подгруппы.

Участники тренинга должны написать как можно больше сходств между собой (не менее 30).

Рефлексия.

 

Упражнение 5. (30 минут ). «Испорченный телефон».

Материалы: подготовленный заранее текст (150-250 слов). Желательно, чтобы подготовленный текст содержал эмоционально значимую для подросткового возраста информацию.

 

Вся группа выходит за дверь, один участник остается.

Ведущий дает следующую инструкцию: «Вы будете передавать полученное вами сообщение как эстафетную палочку», после чего зачитывает текст сообщения. Участники по приглашению ведущего по одному заходят в помещение, получают сообщение и передают его следующему.

После того, как все участники группы получили сообщение, сверяется первоначальный текст с тем, который получился в конце.

Основное внимание при обсуждении следует обратить на причины искажения информации, а также на достоверность информации, которую каждый из нас периодически получает через «вторые, третьи и т.д. руки».

 

Упражнение 6.   (40 минут). «Метафоры».

Эта игра дает возможность увидеть себя с неожиданной стороны.

Члены группы сидят в кругу; один стул свободен. Положите на него несколько вещей, например, штопор, книгу, часы, спичечный коробок.

Ведущий рассказывает участникам о значении метафоры в нашей жизни, о том, что один из нестандартных путей самопознания — попытка сравнить себя... с каким-либо предметом. Обратите внимание игроков на вещи, лежащие на стуле, и расскажите, в каких случаях Вас можно метафорически сравнить с каждой из них. Желательно, чтобы Ваше описание было юмористическим.

Разрешите ребятам потрогать предметы, подержать их в руках. Это поможет участникам справиться с заданием.

Далее участник пытается сравнить себя только с одним имеющимся предметом, берет его в руки и объясняет группе, какое сходство существует между ним и этим предметом.

После того как задание будет выполнено всеми, игроки разбиваются на команды в соответствии с выбранными предметами. Очевидно, что в командах будет разное количество участников, однако в данном случае это не имеет значения.

Игроки, оказавшиеся в одной команде, обсуждают, что положительного еще можно открыть в этом предмете (скрытые психологические качества). За 10 минут им предстоит найти, по меньшей мере, десять таких качеств и записать их. Как только с заданием справляется одна группа, игра оканчивается.

Все собираются вместе, и команды делятся друг с другом результатами своей работы. Кроме того, каждый отдельно взятый игрок говорит, какое из названных качеств он ценит больше остальных.

Рефлексия.

 

Обратная связь от участников тренинга. (15 – 30 минут).

 

Блок 2. Осознание убеждений, стереотипов восприятия, отношения к другим людям, существующим нормам. Время – 9 часов (3 занятия по 3 часа).

Целью данного блока является создание ведущим такого режима работы группы, в котором участники смогут столкнуться с собственными неосознаваемыми убеждениями, критически осмыслить их, пересмотреть или оставить неизменными.

Основной задачей данного блока является помощь в осознании подростками собственных ценностных ориентаций, своей позиции в жизни, в социуме. Решение данной задачи достигается через постановку проблемных ситуаций, в которых актуализируются основные жизненные позиции и убеждения участников группы.

Проведение данного блока часто провоцирует ускорение протекания наступления фазы конфликта, что также способствует обострению и осознаванию внутренних позиций участников.

 

Занятие 1. Время – 3 часа. Цель – осознание доминирующих ценностей социального мира и определение отношения к этим ценностям.

Материалы: ручки и листы бумаги.

  Упражнение 1. ( 10 – 15 минут). «Считаем до двадцати».

Это упражнение дает возможность оценить сплоченность группы.

Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза.

Цель упражнения: группа должна посчитать от одного до двадцати. При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но в ходе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколько игроков одновременно назвали одно и то же число, игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать.

Если игра никак не ладится, подбодрите участников, чтобы они не чувствовали себя слишком напряженно. Возможно, Вам придется время от времени смешить игроков, потому что эта игра очень непроста.

Пусть игра продолжается до тех пор, пока участники получают от нее удовольствие. В некоторых группах участники даже забывают о времени и делают все для того, чтобы добиться успеха.

Рефлексия.

Замечания: на первый взгляд задание не кажется сложным, но почти никогда не бывает так, чтобы группе сразу удавалось дойти, по крайней мере, до десяти. После каждого провала назначайте обсуждение итогов: участники смогут снять напряжение и подумать о том, как решить проблему.

 

Упражнение 2.   (1 час). «Лидер».

Группа делится на две подгруппы с приблизительно равным количеством участников. Ведущий дает следующую инструкцию: «Подумайте и опишите психологические качества человека, которого Вы могли бы назвать лидером. Ваша задача не только записать эти качества, но затем и обосновать свое мнение».

После того, как обе команды справились с заданием, образуется общий круг и инициируется обсуждение полученных «портретов лидера». Задача команд – придти к общему мнению, относительно того, каким они хотели бы видеть своего лидера. Обязательное условие – учет мнения всех участников. Если хотя бы один член команды не согласен – задача группы либо убедить его, либо найти компромиссное решение.

Вновь происходит деление на подгруппы. Следующее задание, которое получают участники группы – описать психологические характеристики тех людей, которые реально являются лидерами. Сравнить с полученными в предыдущем обсуждении и ответить на вопрос: «Почему имеются эти расхождения? ».

Рефлексия.

Упражнение 3. (20 минут). «Выглядим комично».

Эта игра поможет участникам отдохнуть и расслабиться после предыдушего упражнения.

Единственное условие для этой игры – чтобы каждый мог свободно пройти по прямой как минимум 5 м.

Попросите играющих забыть о грации и элегантности и пройти 5 м один за другим, приложив все силы к тому, чтобы выглядеть комично и даже безумно. Можно изображать необычных людей, героев кино фильмов и т. п. Чем более причудливым и гротескным будет изображаемый персонаж, тем лучше. Пусть тот или иной игрок попробует пройти, как:

• звонарь с колокольни Нотр-Дам;

• годовалый ребенок;

• робот;

• деревенский дурачок;

• супермодель с мировым именем;

• марширующий солдат;

• человек с избыточным весом в сто килограммов;

• граф Дракула;

• бомж и т. д.

Пока участники, дефилируя поодиночке, демонстрируют глубокое знание человеческих недостатков, особенностей и причуд, публика должна воодушевлять и подбадривать их.

Когда одиночные проходы по подиуму будут закончены, наступает очередь пар... Затем комичный «карнавал» продолжают группы из трех человек. В конце игры вся группа объединяется в общем параде гротеска.

Рефлексия.

 

Упражнение 4.   (20минут). «Качели»

Участники показывают, что они готовы поддержать друг друга.

Игроки делятся на команды по восемь человек в каждой. Семь членов команды образуют качели, а восьмого они качают.

Один участник ложится на пол и кладет руки на бедра. По три игрока встают на колени с каждой стороны, один игрок – около головы лежащего. Затем помощники подсовывают под него руки и поддерживают затылок, плечи, бедра и колени.

Медленно выпрямляясь, помощники поднимают лежащего вверх и держат его на уровне пояса. Они нежно качают его взад и вперед. Попросите членов команды действовать как можно более синхронно: в одном и том же темпе поднимать, в том же ритме качать. Только тогда лежащий сможет почувствовать себя в безопасности, расслабиться и получить удовольствие от игры.

Все члены команды должны поочередно «покачаться» на качелях.

Рефлексия.

Замечания: это очень ценное упражнение, усиливающее доверие между участниками. Помощники имеют возможность взаимодействовать чрезвычайно точно, а качающийся получает удовольствие от в высшей степени приятного расслабления.

 

Упражнение 5. (40 минут – 1час). «Я его не люблю».

Все участники тренинга получают задание – записать на листе бумаги имена 3-х человек, желательно тех, кого все хорошо знают (популярные артисты, телеведущие, актеры), которых они по каким-либо причинам не любят. Затем необходимо выделить те черты, которые вызывают это негативное чувство.

Группа делится на 2 – 3 подгруппы приблизительно по 5 – 6 человек. Каждой подгруппе дается задание – найти положительные качества в тех людях, которых отметили участники.

После выполнения упражнения каждая группа сначала представляет «нелюбимых» персонажей, с объяснением, за что их не любят, а затем – перечисляют их положительные характеристики, найденные в ходе группового обсуждения.

После того, как все подгруппы представят результаты своей работы, ведущий спрашивает каждого участника, изменилось или нет его отношение к тем людям, которые первоначально вызывали негативные переживания, какие мысли возникли в процессе выполнения упражнения.

 

Обратная связь от участников тренинга. (15 – 30 минут).

 

Занятие 2. Время – 3 часа. Цель – осознание отличия других людей и признание их права быть другими.

Материалы: не требуются.

 

Упражнение 1.   (15 – 20 минут). «Гордиев узел».

Все участники становятся в круг и вытягивают левые руки в центр круга.

Затем каждый сжимает руку какого-то другого игрока, только не руки своих соседей.

После этого каждый игрок вытягивает правую руку и находит чью – либо свободную руку. Обратите внимание играющих на то, что нельзя держать обе руки одного и того же человека.

В результате всех манипуляций получится узел, и группа должна, не разрывая соединения рук, распутать его. Важные правила: чтобы никто не вывихнул и не повредил руки, в одно и то же время двигаться может только один участник; если какой – либо игрок почувствует, что его рука выворачивается, он может на мгновение отпустить руку, что бы затем принять терпимое положение.

В конце игры важно подвести итоги, предоставив участникам право ответить на следующие вопросы:

• Пытался ли кто – нибудь взять на себя контроль над выполнением задания?

• Оставался ли кто – то из игроков совершенно пассивным?

• Какой была атмосфера в группе?

• Проявлялись ли по ходу игры нетерпение, готовность помочь?

• Не оказалась ли возникающая по ходу игры ситуация стрессовой для кого-то из участников?

• Можно ли сравнить игру с повседневными социальными ситуациями?

• Как пережили участники тесный физический контакт с другими членами группы?  

• Не чувствовали ли себя участники несвободными, словно в тюрьме?

• Получили ли члены группы удовольствие от игры?

Замечания: группа сможет выполнить это задание лишь в том случае, если игроки будут действовать сообща, если смогут услышать, обсудить и осуществить все поступившие предложения. Бессмысленные активные действия в данном случае не приведут ни к чему.

 

Упражнение 2.  (40минут – 1 час). «Адвокаты».

Участники разделяются на две подгруппы; в каждой подгруппе составляют списки отрицательных и положительных результатов лени, праздности и т.п. Отрицательных и положительных следствий должно быть в результате получено приблизительно одинаковое количество.

Затем участники садятся в общий круг и ведущий инициирует обсуждение полученных результатов. Основная задача ведущего - привлечь внимание подростков к отсутствию однозначности, к многомерности каждого явления в окружающем нас мире.

 

Упражнение 3.   (20 минут).  «Я падаю»!

 

В этой игре каждый может проверить готовность других членов группы прийти на помощь

Участники игры прогуливаются по комнате. Неожиданно какой – либо игрок, закричав: «Я падаю! » начинает медленно опускаться на пол либо падать вперед. (Ни в коем случае нельзя опрокидываться назад! ) Остальные играющие должны молниеносно поспешить на помощь и подхватить нуждающегося в поддержке игрока прежде, чем он коснется пола.

Как только падающий игрок «спасен» все участники игры расходятся по комнате и действие повторяется снова.

Рефлексия.

Замечания: участники игры должны быть подвижными, чтобы в качестве «спасателей» действовать по – настоящему быстро и проворно, а при падении на пол не получить никаких повреждений.

 

Упражнение 4. (40 минут – 1час). Игра «Карамбия».

Цели:

— предоставить подросткам возможность понять и по­чувствовать, каковы причины и следствия межкультур­ного непонимания;

— помочь осознать, что успешное общение с представи­телями другой культуры невозможно без знания ее норм и правил.

Процедура проведения.

1. Из числа участников выберите двух-трех членов группы, которые будут в этой игре выполнять роль «посланников». Не заостряя на этом внимания, ведущий должен так подо­брать посланников, чтобы они различались между собой по значимым признакам: например, мальчиков и де­вочек. «Посланники» удаляются в другую комнату. Там они получают инструкцию и на ее основе готовят вопросы для группы (время на подготовку — 10 минут). Каждый «послан­ник» готовит свой перечень вопросов самостоятельно.

2. Пока посланники выполняют задание, дайте всей группе следующую инструкцию:

«Мы — карамбийцы, представители страны Карамбия, имею­щей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы. К нам едут посланники из другой страны, чтобы узнать поближе нас и нашу культуру. Мы должны следовать трем правилам, которые действуют в нашей стране:

• Мы можем говорить только с человеком того же пола, что и мы сами (включая посланников).

• В нашем словаре всего два слова — «да» и «нет».

• Наш ответ на вопрос зависит от того, улыбается тот, кто нас спрашивает, или нет. Если человек улыбает­ся, мы отвечаем «да», если не улыбается, отвечаем «нет».

3. Ведущий должен убедиться в том, что участники усвои­ли правила.

4. Начните игру, когда «посланники» готовы. Приглашай­те их по одному, так, чтобы другие посланники не знали, какие вопросы задают их коллеги.

5. После опроса каждый из посланников представляет свой отчет о культуре Карамбии и ее жителях.

Обсуждение и анализ: после того как эксперты завершат свои отчеты, предложите группе дискуссию, выбрав не­которые из следующих вопросов (можно записать их на доске):

Ø Как карамбийцы приняли посланников: были ли они доброжелательны, дружелюбны, ориентированы на взаимодействие?

Ø Заметили ли посланники какие-нибудь особенности по­ведения и общения у карамбийцев?

Ø Какие чувства испытывали посланники во время кон­такта с карамбийцами?

Ø Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испы­тывали сходные чувства? Попросите желающих рас­сказать об этом.

Ø Что могут карамбийцы сказать про поведение послан­ников?

Ø Как вы объясните возникавшие случаи непонимания?

Ø Что полезного дала вам эта игра?

После обсуждения вопросов «карамбийцы» могут расска­зать посланникам о правилах поведения и общения, приня­тых в их культуре.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.191 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь