Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


У любой школы, у любого техникума или вуза должна быть конкретная цель обучения, исходящая прежде всего из тех условий жизни, в которых находятся дети.



На одном из августовских педагогических совещаний в нашем Инжавинском районе Тамбовской области зашёл спор о стандартах. Поскольку в то время многое менялось, то невольно пришлось задуматься, а что же будет базой в вопросах воспитания, что станет основой в формировании ученика, какая продукция выйдет не из-под штампа, а из индивидуального сердца учителя – ведь учитель не только даёт знания, но и создаёт человека будущего?

 

1

 

В советское время требовались стройность и чёткость государственной машины, так как она была коллективна. Для сопряжения частей машины требовался стандарт. Сегодня государственная машина разобрана на части и разбросана по разным углам. Эта разбалансировка привела к параличу системы стандартов образования. Иное государственное устройство требует, естественно, и других стандартов.

До сих пор человек был ориентирован школой на общественное начало. Власть теперь ориентирована на его частное начало. И принципы сопряжённости уже другие. От человека сегодня не требуется быть винтиком. Человек становится машиной. Поэтому школа, образование должны заботиться не о стандарте детали – мы должны готовить человека универсальных возможностей. Нужно изобретать стандарт не для государства, а стандарт для личного в общем. Ибо совершенное личное будет изменять и общее. Хороший хозяин – он и в коллектив несёт ценное своё начало.

Сегодня необходимо, чтобы человек смог сам справиться не с отдельной какой-то функцией в государственных делах, а чтобы мог работать на конечный результат. Школа при этом становится хозяйственной базой – микрогосударством – и формирует действительно гармоничных людей.

 

2

 

Стандарт предполагает свинчивание, соединение, в данном случае – сопряжение масс на государственном уровне. Что касается базы знаний – то это совсем другое. Ни к шаблону, по которому изготавливают деталь или формируют человека, ни к штампу такой стандарт не имеет отношения. База может быть вне стандарта, вне шаблонов и вне штампов, по которым готовится одинаковость. База – это основа знаний, она необходима для того, чтобы дать возможность творчески оперировать ими и сопрягаться, но в пределах дальнейшего обучения. То есть, поступать в средние специальные и высшие учебные заведения, имея максимум и минимум знаний, умений и навыков.

Но по старым стандартам подготовленные специалисты остаются сегодня ненужными, невостребованными. Высокообразованные люди идут убирать дворы, торговать. В советское время говорили много о гармонии, но готовили винтики. Теперь педагоги опять говорят о гармонии, как будто ничего не случилось. На мой взгляд, сейчас нужно готовить личности, чтобы при ненужности, при отсутствии работы, человек был востребован семьёй, чтобы смог обеспечить себя и семью в любом случае, обладая хотя бы умением вести собственное хозяйство.

Ясно, что мои убеждения намекают на новое понятие «фермер», которое у нас связывают с индивидуализацией труда, с обособленностью, – но я имею в виду не совсем это. Фермерство как социально-государственное явление не сопрягается с нашим национальным. Однако хозяева – хозяева двора, хозяева семьи – всегда у нас были.
Они опирались на умение держать и кормить семью, на желание рожать детей, умение ходить за ними, обеспечивать их и учить тому, на что способны сами родители. Фермерство предполагает замену коллективного производства индивидуальным. Но возможности самого частного лица пока ограничены. Государство ничего не сделало в плане изменения отношения к сельскому хозяйству. В основном руководители на местах распоряжаются бюджетом по собственному усмотрению и захватывают побольше земли, чтобы потом ею жить. Что же касается деревень, то они предоставлены сами себе, как и
люди, обитающие в них. Отсюда вся трагедия современного села.

Школа в этих условиях не может отрываться от семьи и работать в пользу только государства или противопоставлять государство семье в нарушение баланса отношений и сопряжения. Поэтому наши стандарты должны иметь гармонию понятий и убеждений – если хотите, гармонию психологии. Только в этом случае наряду со вчерашними коммунистическими понятиями можно будет освоить и принять как жизненно необходимые качества: профессионализм, предприимчивость и прочие новые не лексические уже, а экономические стереотипы общества. Если отрицать их или только утверждать, то мы упрёмся в стенку. Чтобы формировать гармоничную личность в процессе освоения базовых знаний, в процессе физического, умственного развития, освоения профессиональных навыков, нам необходимо пересматривать стандарты или стереотипы обучения. Я вовсе не за то, чтобы не раскрывать детям сути жизненных отношений, или не за то, чтобы сразу учить соглашательству. Я за то, чтобы человек умел отстаивать и защищать свои интересы, свои убеждения. Для этого он должен готовить себя не столько к учебному заведению, сколько к жизни, чтобы обладать стойкостью в ней. Для этого ему необходимо владеть собой, уметь кормить себя; он не должен рвать себя на части от построения космических систем до уборки туалетов в столицах. Человек должен ценить, уважать и понимать своё предназначение не только в городах на асфальте, а на земле в целом. Тогда вместо сорняков в сёлах будет произрастать культура и красота. Тогда мы будем говорить о гармонии жизни, а не о личной гармонии только. Личная гармония сопрягаться должна с жизненной. Иначе – парадокс и разрушение личности и жизни.

 


3

 

Что я делаю для того, чтобы мои дети могли работать в новых условиях? Растят скотину, доводят её до взрослости, доят и получают молоко пока для себя. Работают, помогают семье. Самостоятельно решают вопросы с кормом, оборудованием для содержания животных. То есть, не функциональные какие-то элементы, а завершённый комплекс хозяйственных вопросов отрабатывают на практическом уровне, и это формирует способность принимать самостоятельные решения в делах хозяйства семьи-школы, которая сама себя обеспечивает продукцией, строится, в которой дети сами себя обучают жизни.

Хозяйственный парк наш обновился: с деревянных колёс перешли на подшипниковый резиновый ход. И округа стала искать такие же возможности. Если раньше дурачились и пасли коров на тракторах, то теперь уважительней относятся к исчезающей и без того скотине. Свинина стала в основе стандартов жизни крестьян в связи с высокими потребностями в ней в Москве, но мы разводим овец и крупный рогатый скот. Люди тянутся к тому же. Расширяя технические возможности путём собственных выдумок и не за государственные деньги, мы даём детям развитие, с одной стороны, а доступность – с другой. Вместо сдачи в утиль многих деталей мы сделали и делаем из них сносную техническую базу. Гайки, болты, блоки и всевозможные механизмы сегодня реже валяются по полям. Проводим работу с людьми, да и сами землепашцы стали ценить каждую деталь. Теперь в село государство уже не поставляет сельхозмашины плановым порядком. Их требуется самим собирать на местах. О конверсии и говорить не приходится. Микрооборудования для хозяйственных нужд нет.

Таким образом, стандарт требует восстанавливать русскую жизнь на селе. И мы участвуем в том изменении. Пока обещанная властями конверсия не дошла до человека, мы строим свой стандарт обеспечения, но для собственного удобства, потому что у нас своя задача – вырастить детей здоровыми. Мы не производители. И детей нельзя ставить на поток сельскохозяйственного производства. Да и наша хозяйственная база – на первобытном уровне. Но и промышленное производство коллективного плана тоже разрушено на селе в нашем районе. Современные реформы человеку деревни ничего не дали. В его руках – тяпка, коса, лопата, топор. А за его двором – разрушенные коровники, где всё прежде было механизировано: поение, дойка, уборка помещения и пр. Фермеров пока нет таких, которые бы взяли эти коровники и восстановили. На разваливающейся технике далеко не уедешь в развитии. Сама деревня перестала интересовать государство. А зря. Мясо из Бразилии возить далеко.

Сегодня хозяйства на селе отказывают школам в помощи, государство оставляет школу без поддержки, – они теряют с ней связь и толкают школу на тот путь развития, при котором она независимо и без конъюнктуры будет готовить самостоятельных людей, способных жить как отдельно, так и в коллективе, и строить новые отношения и новую психологию, направленную на укрепление индивидуального в общественном. Хозяйства и государство в таком положении теряют возможность требовать от школ нести бремя их задач и интересов. Однако районные отделы образования и департаменты образования области в подобных случаях закрывают школы. Закрыли и нашу школу. Фактически наказали детей за то, что они с малых лет пытались не быть обузой у семьи и государства. Обучая детей по госпрограмме, я прививал им любовь к труду и заставлял выполнять работу взрослых тружеников села.
Я думал о будущем. Но будущее этих детей, похоже, никого не интересует.

Чтобы судьба человека не зависела от прихотей и установок того или иного чиновника, нужно растить самостоятельную единицу личностную, которая могла бы быть принята в целое, а если появится ненадобность в ней, могла бы работать в обособленном режиме. Автономность узлов и механизмов, автономность питания – это гораздо глубже, чем авторитарность или тоталитарность. Такая машина может работать в любых условиях

Вначале изменения и реформы направлялись на то, чтобы из людей-винтиков сделать целые механизмы. Однако некоторые скоро поняли, что эксплуатация и рабство дают больший доход, чем самостоятельный путь развития человека будущего.

Я трудился в разных учебных заведениях, и это утвердило меня в том, что у любой школы, у любого техникума или вуза должна быть конкретная цель обучения, исходящая прежде всего из тех условий жизни, в которых находятся дети. Это вовсе не значит, что надо всех заставлять пасти коров, растить кроликов или водить пчёл. Но надо заметить, что одна книжная информация ничего ребёнку не даст. Нужна конкретная работа детей и родителей. Будут дети пчеловодами или свиноводами – не важно. Возможно, они будут бухгалтерами, трактористами, водителями или почтальонами. Возможно, врачами или учителями. Дело-то не в основной профессии. Поскольку падение цен на труд происходит обвально, подсобное хозяйство становится великим подспорьем не только на селе. Более того, раз политики призывают заниматься по совместительству с основной работой ещё и другими видами деятельности, то ведение хозяйства, понимание природы становится неизбежностью. Правда, в городе тоже изучают биологию, а в деревне – информатику и компьютер, но дело не в дисциплинах, а в практике жизни. Узость специализации порождает шаблон, хотя и чрезмерная широта уводит от конкретности.

Мои дети водят животных почти с малых лет. Растят их, растут и сами вместе с ними. Учат младших и учатся сами. Но дело в том, что это не мешает детям интересоваться литературой, живописью, музыкой и стенографией даже. Как это объяснить? Очень просто. Дети, понимающие животных, стараются понять человека. Тот, кто видит в животном продукт потребления, может убить и человека.

Я тоже учился у отца ходить за скотиной, косить, но это были эпизоды жизни. Природа для моих детей-школьников сама стала их жизнью. А жизнь на селе – это не только и не столько учёба в школе. Но, проявив себя в сельскохозяйственном труде, дети стали находить себя в развитии. Не по принуждению, а по интересам. Но интерес этот не абстрактный. Не тот, который исходит из межпредметных связей. Интерес живой – учиться, кормить и одевать себя с детских лет. Дети не надеются на родителей только. Они берут быка за рога и определяют сельскохозяйственную деятельность по своему усмотрению. Раньше всё было с подачи отца и матери. Теперь всё наоборот. Большинство работ производится с подачи детей. Покос, уборка сена и его скирдование. Самые сложные сельхозработы в их руках. Теперь книги по получению молока, кормлению и лечению домашних животных, книги по травам – не абстракция, а цель: от этих знаний зависят привес, надои, то есть доходы семьи. А доходы эти не в деньгах – в продуктах. У детей есть база питания. Есть на что опереться. На собственные возможности. А значит, дети будут иметь больше, чем того требуют от них школьные предметы. В дополнение к книжным знаниям дети приобретают самостоятельность, дисциплину и целенаправленность. Учёба для них – тоже работа, и отношение к ней такое же, одно влияет на другое положительно.

Вы можете сказать, что это не имеет отношения к стандартам образования. Ошибаетесь! Самое прямое и непосредственное. Человек, познавший свою природу через животных, ценит и себя и животных, понимает своё место в общежитии. Такой человек способен наряду с аттестатом зрелости обрести зрелость гражданскую, женственность настоящую, настоящее мужество, устойчивость, волю, здоровье, что очень важно для дальнейшей жизни. Зрелость духа даст ему возможность определиться и опериться в жизни, опираясь на опыт и базу, которая позволила ему выйти на самостоятельную дорогу. Такой человек войдёт в систему не деталью того или иного коллектива, а личностью. Ему не надо будет адаптироваться к психологическим стандартам устаревшей системы. Он заявит о себе на равных с другими. И ценить его будут не за то, что он приспосабливается, а за то, что умеет, за то, что знает, за то, как работает. Такие люди потребуют деловых отношений от коллег, партнёров. Что будет влиять на перспективу производства. Одним словом, производство получит самостоятельную и трудоспособную личность. Работника в хорошем смысле слова и в то же время хозяина Земли Русской.

Говоря о том, что жизнь детей на селе – это не только и не столько учёба, сколько работа на земле, мы хотим подчеркнуть, что одно вытекает из другого. У нас сегодня даже в сельских школах воспитывают учеников по программе, которая на труд отводит лишь два часа в неделю, и то формально. Раньше хоть у школ был приусадебный участок, где выращивали овощи. Теперь ничего нет. Учителя с учениками ходят по полям солому жгут. Государство перестало интересоваться подготовкой сельского труженика и говорит только о том, что нужны торговцы и хозяева. Хозяева всегда и везде были. Но были и мастера У нас хотят как-то перепрыгнуть через мастерство. Утверждают, что экономика заставит быть мастером. Однако не всегда только экономика двигает интересами, но и умение. Если человек умеет делать то или иное дело, то он будет искать возможность употребить свои способности. Захват больших объектов труда, которые составляют бюджетную основу, уводит от малого дела. У нас малый бизнес – пожалуйста, но малые производственные занятия – конкретные трудовые специальности – почему-то отодвигаются. Раньше бизнес отодвигали, теперь, наоборот, отодвигают само производство. Но всё это требует совокупного развития, а не пренебрежения. Любой бизнес базируется на возможностях производства, а они опираются на людей той или иной профессии. Специалисты на селе утверждались веками. Без мёда и хлеба, без мяса и молока, без капусты и яблок, без ягод, картошки, тыквы, огурцов и помидоров, моркови, лука и чеснока далеко не уедешь на одной предпринимательской деятельности. Она требует полноценной и полномасштабной производственной работы, для которой нужны знания и практика наших предков.

 

4

 

По словарю, стандарт предполагает: 1) норму, образец, мерило, основу; 2) типовой вид изделий. Стандартизация имеет огромное значение для повышения производительности труда в коллективном деле. Повышая производительность, она освобождает человека от рутины. В школьном деле стандартизация тоже помогает приобрести фундаментальные знания в определённом режиме.

Я не призываю всех и всё к кустарному, или самобытному. Промышленное задаёт уровень, является эталоном, и оно всегда будет в стандарте искать свои возможности. Но личность всегда будет искать возможность совершенствовать стандарт. Воспитание и обучение должны способствовать тому, чтобы новое сопрягалось с совершенным.

Кустарное как вид искусства влияет на уровень стандартного и задаёт ему высоту. Коллективным многое можно изменить, но оно не может дать того, что даёт личность. Ибо коллективное ценно, когда оно личностно.

Школа всегда являлась эталоном знаний. Тем она и сильна. Если из эталона сделать стандарт только для индивидуального пошива, то мы потеряем школу и современное производство.

При разрушении авторитетов, идеалов преданности и веры нужен эталон, образец, который бы ориентировал человека. Образцы вписываются и в стандарт, но они особенны. Именно они способствуют формированию такого человека, который восхищает общество.

 

5

 

Школьная база стандартов должна опираться на жёсткие законодательные нормы – тогда учитель будет уверен в своей правоте и поддержан государством. А государство должно быть заинтересовано в том, чтобы каждый рубль, предназначенный по закону гражданину, был отдан гражданину, а не мошеннику из чиновничьих кругов.

Образовательные стандарты не могут писаться на голом месте. Создатели учебников должны опираться на фундаментальные знания. А это законы вместо правил. Например, сейчас предлагают изменить названия общественных классов. То есть, вместо рабочего и колхозника – верхний, средний и нижний классы. Богатые – фермеры, коммерсанты, предприниматели. И бедные – те, кто на своём маленьком производственном участке зарабатывает кровную копеечку или перебивается на пенсию или пособия. Но, чтобы утвердить новые названия классов, нужна законодательная база. Тогда как её ещё пока нет. И изменить базовые понятия о классах в учебнике истории невозможно. Что дадут нашим школьным стандартам новые классы? Могут дать, если будут конкурентноспособны. Пока все они вместе мало что дают для стандарта подготовки полноценного человека. Почему? Потому что не создали производства, а лишь присвоили.

Итак, стандарты школы должны базироваться на научных и на правовых законах. Тогда учебники станут проводниками точной политики государства. Тогда будет взаимопонимание между учениками и учителем, между учителем и руководителями образования, а также работниками государственного управления. Пока многое в государстве разбалансировано и не сопрягается. В таких условиях сложно создавать образовательные стандарты, которые бы отвечали интересам нашего времени.

Мысль «Стандарт школы – в эталон жизни» не прихоть автора. Это требование самой жизни. У нас теперь нет морального кодекса строителя коммунизма, а если откажемся вовсе и от стандарта высокого класса – тогда ничего не останется для будущего.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь