Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ Ю. П. НАУМОВА
«СТАНДАРТ ШКОЛЫ – В ЭТАЛОН ЖИЗНИ» «Начальная школа» 101833 Москва, ГСП Ежемесячный научно- Покровский бульвар методический журнал 4/17 строение 5 телефон 92 47 617 факс 92 47 434
Статья написана на актуальную тему. Автор убедительно говорит о том, что смысл реализации образовательного стандарта начальной школы заключается в формировании личности ученика, его гражданских и патриотических качеств, развитии активности, самостоятельности в учебных и бытовых делах, желании учиться, стремлении к знаниям, к труду, к культуре общения в семье, в школе, со сверстниками. Иначе говоря, стандарт школы – это путь становления жизненной позиции ученика, начальный этап осознания смысла жизни. И этот смысл ребёнок постигает не только осваивая учебные программы, но и тем, что школа совместно с семьёй управляет его деятельностью учебной, трудовой, бытовой, досуговой, создавая единство жизни ребёнка в школе, семье, труде, общении. Это даёт детям возможность уже в данном возрасте ощущать себя как бы взрослыми, подобно подросткам, но без фазы их кризисов. В статье содержится материал о приобщении детей к сельскохозяйственному и бытовому труду. С этими идеями автора следует познакомить читателей журнала. Ведь в суетной жизни учитель чрезмерно большое внимание уделяет освоению детьми учебного материала, их отметкам, подразделяя их на хорошо, средне и слабо успевающих, провоцируя жизненную позицию, связанную с качеством знаний, успеваемостью.
Рецензент – профессор С. П. Баранов ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Школьные учебники сегодня уже не наполняются советской идеологией, но по-прежнему ещё строятся на гуманных социалистических принципах, тогда как на дворе волчьи законы. Воспитание стоит рассматривать как критику и оценку окружающего мира по линии критериев знаний. Воспитание детей, которое входит в полное противоречие с жизнью, является преступлением. Ошибки социалистического и капиталистического дети должны видеть на примерах художественного восприятия мира и научного восприятия, не идеализируя ничего, но в то же время и огульно не отрицая. Современные учебные пособия для общеобразовательных учреждений и их проводники в жизнь – инспекторский корпус. Каковы их задачи, цели и ориентации? Школьные учебники сегодня уже не наполняются советской идеологией, но по-прежнему ещё строятся на гуманных социалистических принципах, тогда как на дворе волчьи законы. И, следовательно, проводники учебных пособий и необоснованных программных материалов, не отвечающих современным требованиям жизни, играют невольно роль лицемеров. Они могут относиться критически к жизни, но слепо проводить в жизнь школы то, что задано в учебниках как литературы, русского языка, так и истории, обществознания. Конечно, суть человека не меняется, но меняются принципы жизни, возрождаются волчьи законы капитала, вытесняются гуманные принципы и проповедуются экономические, рыночные. Они влекут за собой изменения в психике человека. Людям не стоит теперь быть столь доверчивыми. Отсюда необходима конкурентность подбора материалов для школьных учебников. С одной стороны, критическое отношение к гуманистическим взглядам, с другой стороны – раскрытие волчьих законов общежития. Всё это должно наполняться источниками, которые имеются как в народном творчестве, так и в художественной литературе. Содержательная сторона учебных пособий обязана рассматривать последствия воспитания и развития граждан, чтобы дети могли не только брать знания, но и сопротивляться анархически-хищнической воле рынка, который не способна сдерживать даже государственная машина власти. Беспомощность человека очевидна, и это выливается в критику жизни. Но мы никак не поймём одного – что одной критики мало. Возвращаясь к старым капиталистическим принципам, мы не можем кататься на белом коне гуманизма. Надо запрягать иного коня – художественного воображения, который выйдет в полный курс знаний с целью раскрывать механизмы полезности и вредности происходящего вокруг. Учебники не должны быть столь же революционны, сколь и реакционны, а ретивость их проводников следует направить в реальную жизнь школы, чтобы они понимали и осознавали современное состояние жизни детей, их родителей. Теперь не достаточно только того, чтобы ученики осваивали учебный материал. Они должны ещё уметь его применять в жизни и примерять к ней, должны оценивать им возможности свои, своих родителей, проверяющих, государства. Воспитание стоит рассматривать как критику и оценку окружающего мира по линии критериев знаний. Воспитание детей, которое входит в полное противоречие с жизнью, является преступлением. Нам следует отойти от этого преступления ради собственной жизни, ради жизни детей на этой земле и избавиться от романтики, внедрённой в сознание, хотя романтика как преодоление тягот действительности имеет право присутствовать. Ошибки социалистического и капиталистического дети должны видеть на примерах художественного восприятия мира и научного восприятия, не идеализируя ничего, но в то же время и огульно не отрицая. Чтобы дети действительно были строителями будущего своего Отечества, а не были бы всего лишь приставками к современным средствам технической аппаратуры. Тогда не будет того, что одни хапают только, а другие презирают их, но станут относиться и к хапанью как к явлению опасному и в то же время без апатии станут оценивать возможности и таланты. Педагогике стоит позаботиться о том, чтобы человек мог жить достойно и старался бы честно зарабатывать деньги. Может быть, даже учебники тогда нужны будут не только государственные, столичные, но и областные, региональные, которые смогут готовить не только стандарт. Всякие экономические изменения, не опирающиеся на воспитание народа, обречены на анархию. Только воспитание человека даёт возможность осуществлять справедливое экономическое оперирование. Это очень опасно, что у нас коммунистическое мировоззрение на капиталистические волчьи законы. Гуманистическое мировосприятие. Политика изменилась, экономика изменилась, а воспитание осталось прежним. Нам необходимо многое понять и многое пересмотреть уже не с точки зрения лицемерной одёжки, но с точки зрения сути. Это необходимо, чтобы человек не входил в противоречие с самим собой, со своей совестью, чтобы люди не имели агрессивности по отношению друг к другу. Ибо только знание даёт возможность человеку понимать человека. Остальное – манипуляция с целью обмана, чтобы люди видели, знали, читали, но не осмысляли. Реформы политики, экономики, военные реформы и реформы правоохранения зависят от законов. Образование и воспитание сами становятся законом человеческой совести. Чего как раз и не хватает, ибо образование у нас пока однобокое. Оно избавилось от идеологии одной, но тянет сразу на несколько идеологий. Одним подсовывают конкурентность, другим – веру, третьим – силу. На самом же деле нужно знание – высокое, гражданское и честное, основанное на таком продуманном многообразии, которое способствовало бы не только тому, чтобы наживаться, но и тому, чтобы видеть последствия этой наживы. Сегодня школе нужен такой подход и охват, который позволил бы опираться не на веру, а на знания, формировал бы сознание и психологию человека, способного торговать и воевать. Но торговать, производя, а воевать с тем, кто мешает производить и захватывает чужое. Ый год ЧТО МОГУТ НАШИ ДЕТИ, |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы