Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТВОЯ ЭНЕРГИЯ ОСТАЁТСЯ ТОГДА,



КОГДА ТЫ ЕЁ ИЗЛУЧАЛ

Статья написана в ответ на авторскую телепередачу Андрея Разбаша[3] «Час пик» с Борисом Гребенщиковым. В статье утверждается, что человек остаётся на этом свете и после смерти, если он при жизни свою душевную энергию не тушил, не душил и не губил. Чем больше света даёт душа, тем она ценнее.

У нас очень много говорят о душе, о душевной энергии. «Человек умирает, и после него что-то остаётся», – говорит рок-музыкант Борис Гребенщиков. Как легко! Сделай плохое или хорошее поведенчески – и ты остался энергетически в этом мире вечно. Всё это далеко не так. Да, после смерти человека остаётся его энергия. Но она остаётся тогда, когда человек её излучал. Излучал в напряжении, в движении, в работе. Но ведь можно не желать ни плохого, ни хорошего. Тогда ты ничего не излучаешь. Ты просто отбываешь на этом свете, и вечность твоего существования обречена. Дело в том, что человек оставляет, фиксирует энергию – и не только в слове и чувстве, но и в общении. Человек отдаёт, но отдаёт не в безвоздушное пространство. Человек остаётся, уйдя из этого мира, только тогда, когда он при жизни свою энергию не тушит, не душит и не губит. Можно запивать энергию, волю. Она отделяется, отдаляется при жизни и чаще всего умирает, хотя некоторые люди как раз и выявляют свою энергию. Иная энергия напоминает энергию света. Её можно подсоединять, можно отключать, можно переключать. Она существует до тех пор, пока её вырабатывают. Но перестали вырабатывать – и света нет. То есть эта энергия умирает вместе с теми, кто её выражает.

Не надо ублажать всех, не надо унижать тех, кто создаёт такую энергию, которая направляется вечно. Тогда просто всё. Даже простенько. Ты остаёшься. У тебя была душа. Она производила энергию, и тебе как бы нечего напрягаться, чтобы твоей энергией не умилялись, а восхищались. Энергия может двигать других и после того, когда человека нет. Энергия – это движущая сила, и в том её ценность. Чем больше она даёт света и поднимает других людей на создание света, тем более она становится ценной, а значение её в будущем всё более непреходящим. Всё остальное – банальная болтология на предмет «так сказать». Мы подпеваем, мы играем, а вернее, заигрываем, как на сцене, чтобы угодить, чтобы поставить себя в общую среду, где каждый хочет жить в вечности. Но не каждый будет в вечности жить. Не умиляйтесь все подряд. Многие останутся бродить после смерти бесследно. Многие никого не трогали при жизни и после неё не потревожат и не поднимут на подвиг. Многие и при жизни были мертвы. Некоторые энергии способны убивать и человека и душу. Есть в ней свои убийцы и самоубийцы.

Борис Гребенщиков пришёл на передачу «Час пик», закрыв себя очками. Это равносильно герою передачи «Человек в маске». Единственное отличие здесь в том, что собеседник был изначально назван. На «Час пик» приходят, чтобы искренне поговорить, выразить себя, в том числе и свою энергию. А на передаче «Человек маске» герой прячется, чтобы сказать, выразить свою сокровенную энергию публично, доселе заведомо пряча её от людей. Тут же музыкант заведомо прячет и лицо и ту душу, которую желает отправить в вечность. Всё это очень нечестно и противоречиво. Есть такое понятие – «бездушное». Здесь бездушное отношение к передаче. И не знаешь, а зачем, собственно, человека пригласил Андрей Разбаш.

Нельзя много говорить о душе. Душа – это работа ума и сердца. Эта работа и создаёт энергию. Максимальная работа ума и сердца и создаёт ту энергию, которая потом поднимает массы.

 

Декабрь 1997 г.

 

 

ДУХ ДОБРЫХ ДЕЛ

 

Когда я принимался за прочтение труда «Дух, душа и тело» Святителя Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого) – хирурга, прославившегося своими операциями и учёными трудами, и известного деятеля православной церкви – то думал, что архиепископ будет утомлять читателя чем-то загробным. Для того ли мы изучаем и совершенствуем личностную суть, чтобы думать только о существовании после смерти? Лука в своей книге говорит о том, что делал в жизни для человека и во имя его здоровья. Только здоровый человек может радовать современников своим совершенством. Мне хотелось понять, что значит Дух. Отрезвил меня Лука тем, что не находил в больном и здоровом Духа как такового, но указывал: тело человека – это обиталище, где формируется сила духа: «…Дух направляет развитие тел человеческих в соответствующих себе формах» [Святитель Лука 2006: стр. 83]. И хотя Святитель подвергает сомнению классическое естествознание, фундаментальные науки, но стоит признать: без них никак не обойтись. Ибо человек при них жив, стремительно желает быть совершенным и, разуверившись или утвердившись, начинает искать мотивы совершенства в божественных тайнах. Но и в их осмыслении творцы фундаментального знания опирались на наблюдения живой природы. Знания же, предлагаемые сегодня в наших учебных пособиях для общеобразовательных учреждений, так расплывчаты, а данные классической науки и вовсе настолько расфасованы в комментариях, что задаёшься вопросом: а знания ли это?

Поскольку как учёный-естествоиспытатель и практик Лука совместил в себе естественнонаучные знания с теологическими изысканиями, он для меня стал образцом добросовестного учёного. Не желая впадать в идеологические крайности науки о Боге, он опирался на всё живое, что связано с человеком, и на естествознание тоже, хотя подвергал всё сомнению, понимая, что развитие и совершенство не в застое, а в человеческом движении и промысле Божием, если именно этот промысел, а не собственные страсти человек берёт за основу своей жизни. «До конца XIX века система точных наук поражала ясностью и точностью всего, о чём они трактуют, – пишет В. Ф. Войно-Ясенецкий. – До недавнего времени царила безусловная вера в основные догматы науки, и только немногие избранные умы видели трещины в величественном здании классического естествознания. И вот великие научные открытия в самом конце прошлого и в начале нынешнего столетия неожиданно расшатали самые устои этого здания и заставили пересмотреть основные идеи физики и механики. Принципы, которые казались имеющими самую достоверную математическую базу, оспариваются теперь учёными. Книги, подобные глубокому сочинению Анри Пуанкаре «Наука и гипотеза», дают доказательства тому на каждой странице. Этот знаменитый математик показал, что даже математика живёт множеством гипотез и условностей» [Святитель Лука 2006: стр. 4-5]. Если великие умы переосмысляли даже фундаментальные знания, то что остаётся делать с расфасованной и замороженной в догмах продукцией наших учебных книг! Конечно, надо подвергать их критике и переосмыслению, чтобы детям и юношеству на стол подавать свежий добротный продукт знаний.

Вы представляете широту взглядов, глубину познаний вот такого монаха, до которого нам, учителям, расти и расти! Подчас мы, изучая в школе таблицу умножения, ленимся прочесть Леонтия Филипповича Магницкого (автора первого русского учебника по математике), а потому требуем от учеников заучивать эту таблицу наизусть. Хотя, что там учить наизусть: первый множитель – постоянное, константное число, второй множитель – обычный счёт, с которым ребёнок имеет дело каждый день, а произведение – это всего лишь прибавка первого множителя по счёту к тому, что получилось при предыдущем умножении. Как бедны мы, когда отказываемся хотя бы совершенствовать свой ум, не говоря уж о человеческой сути учителя!

Ломка старых знаний не означает анархию в науках, как это стали трактовать в наше время: раз есть эрозия, то будем размывать и разбивать, пока здание не упадёт. Утверждение основ знаний – опора, которая помогает видеть, куда идти, что выбирать, что делать лучше. Тому учит и Лука. Доктор медицинских наук, врач, теолог, педагог и художник.

Во что же верить человеку вообще и учителю в частности? Учиться понимать на практике то, что помогает рассчитывать всевозможные теории, которые позволяют понять законы Вселенной и место человека в ней. Раз расчёты помогают лететь и достигать небесного совершенства, то и нечего сомневаться в них. Утверждать надо. Но сомненье сомненью рознь. Одно сомненье уточняет знания, а другое отвергает их, ломает и создаёт хаос, неразбериху. Надо брать за основу те знания, которые подтвердились на практике, – например, в кораблестроении морском и космическом. Об этом писал и Лука, посвятивший все свои знания лечению, восстановлению человеческого тела, а также совершенствованию сознания. И вот на что указывает Святитель: «…если 30-40 лет тому назад можно было говорить, что физика (и механика) поверглись в состояние анархии, то сейчас это уже не соответствует действительности» [Святитель Лука 2006: стр. 6]. Вот тебе и монах, вот тебе и священнослужитель! Понимает чётко и ясно: что соответствует действительности – надо принимать, признавать, а не отвергать. Что же дальше пишет Лука? «Революционная ломка основных физических принципов и представлений привела к созданию новых концепций, более глубоких и точных, чем прежние» [Святитель Лука 2006: стр. 6]. Вера и атеизм как конкуренты и борцы тоже многое изменили в своём движении к совершенствованию человека. Сегодня застой в почёте. Оттого и топчемся на месте. Архиепископ Лука пропагандировал научное знание, а в области анатомии и медицины развивал его. Он причислен к лику Святых и является образцом полноты всех достоинств человеческой природы, которая не знает границ в своём развитии.

Начиная с философии науки, В. Ф. Войно-Ясенецкий делает упор на медицинскую практику, как врач определяет, что в нашей жизни совершенно, а затем незаметную роль отводит богословию. В конце книги он теоретически обосновывает свой взгляд на дух, душу и тело, однако не забывает никогда о действительном мире, который нас окружает. В этом сила Святителя Луки и его дальновидные возможности. В истории России вначале веру довели до отвратительного мракобесия, затем атеизм довели до того же состояния, а потом спохватились: зачем им мешать сражаться за истину?

Нельзя и грешно подходить к совершенствованию сознания только с дидактических позиций назидания или идеологического превращения. Даже сама материя, переходя из одного состояния в другое, совершенствуется, а человеку и сам Бог велел это делать. Прерывать любое развитие – человека или общественного устройства – дело опасное. Ибо это всегда означает отбрасывание личности или общества назад. Высказывая своё понимание истин естествознания, архиепископ Лука допускает разумную свободу, но не хаос безумия.

На вопрос Святителя, стоит ли утверждать, что в мире существуют другие, неведомые нам формы энергии, может быть, гораздо более важные для мира, чем внутриатомная энергия, я отвечаю: это энергия человеческого разума и сердечного откровения, которая делает нас совершенными и счастливыми. И тому примером является сам Лука. Что значат все энергии по сравнению с человеческой, переходящей в вечное торжество и бессмертие Духа, как убеждают нас верующие люди! И хотя многие сомневаются в бесконечном существовании души человека, однако дух добрых дел в веках нас восхищает, учит и развивает наше сознание.

 

Литература

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело: Избранные поучения. – М.: Даръ, 2006.

 

Статья напечатана в научно-художественном

журнале Дагестанского отделения

Международной Лиги Защиты Культуры

«Поиск Истины – Дагестан»:

№ 29 за 2011 год, стр. 65

 

 

Научное издание

Наумов Юрий Петрович


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь