Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИКВИЯ – ДАРЫ ВОЛХВОВ



Стоякова Л.А., 43гр, 1 курс,лечебный факультет

Научный руководитель канд. ист. наук, доцент Шевкун П.В.

 

УО «Витебский государственный медицинский университет»

Сегодня религия занимает одно из ключевых мест в общественной жизни, во многом определяя мировоззрение человека, формируя или значительно влияя на нормы его поведения. Важнейшей составляющей полноценной религиозной жизни является её материальное символическое выражение – реликвии. Они позволяют верующему не только прикоснуться к тысячелетней истории христианского благочестия, настроив своё индивидуальное религиозное чувство в максимальном соответствии с принятыми в вероисповедании нормами, но и установить, с точки зрения верующего, более действенную связь «профанного» и сакрального миров, открыть своё сердце Божественной благодати.

К важнейшим христианским святыням принадлежат «Дары волхвов». Это предметы, которые согласно Библиибыли принесены Иисусу после его рождения. Вот как эта история представлена в тексте Нового Завета:«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейскомво дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф.2:1-2).Эти расспросы волхвов насторожили Ирода, поскольку в книге пророка Даниила была предсказана дата рождения Мессии.Посоветовавшись с «первосвященниками и книжниками», царь выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия (Мих. 5:2).

Тогда, как повествует Евангелие, «тайно» призвав к себе во дворец волхвов и узнав от них, что звезда стала видимой на небосклоне еще до рождения того, кого они ищут, и что именно она вела их в пути, Ирод поручил им отыскать в этом городе младенца, чтобы и он, Ирод, мог поклониться ему. Когда же волхвы вышли из Иерусалима, звезда вновь осветила им путь и привела их к дому, где в то время находилась Дева Мария с Иисусом и Иосиф: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, матерью Его, и, пав, поклонились ему»(Мф.2:11).

Кем же были волхвы, пришедшие поклониться младенцу? Говоря о волхвах, евангелист употребляет термин μάγοι (маги, волшебники). В античной литературе существует два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам и вавилонские жрецы-астрологи. Очевидно, волхвы были из Персии или Вавилонии. В этих странах были известны мессианские ожидания иудеев благодаря пророку Даниилу. Примечательно, что персидский царь ХосровIIПарвиз, уничтоживший во время завоевания Палестины в VII в. почти все христианские храмы, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества Христова из-за фресок, на которых волхвы изображены в персидских одеяниях.

В Евангелии не сказано, сколько именно волхвов пришло к Младенцу, но принято считать, что их было трое – по числу даров. Их имена –Каспар, Мельхиор, и Валтасар – впервые встречаются у Беды Достопочтенного (VIII в. н.э.). Они принесли дары Иисусу: золото, ладан и смирну(миро)(Мф.2:11.). Золото было принесено Иисусу как царю иудейскому, ладан – как Богу, вещество для бальзамирования – смирна– как Спасителю, ставшему Сыном человеческим, которому были предсказаны «многие страдания и погребение».

Дальнейшая история даров, согласно христианской традиции представлена следующим образом: Дева Мария бережно хранила их всю жизнь. Незадолго до своей смерти она передала дары Иерусалимской церкви, где они находились до 400 г. н.э. Позже эти реликвии были перенесены византийским императором Аркадием в Константинопольский храм Святой Софии.

В 1453 г. османский султан МехмедII штурмом взял Константинополь. Византийская империя пала. Матерью молодого султана была сербская принцесса Мария Бранкович. Она не приняла ислам и до конца своих дней оставалась православной. Мария спасла и сохранила многие православные святыни. МехмедII, любивший свою мать и уважавший ее религиозные чувства, не препятствовал такой деятельности.

Помимо собирания святынь султан позволил матери взять под личное покровительство и защиту гору Афон – монашескую страну. В 1470 г. Мария Бранкович решила посетить на горе Афон монастырь св. Павла Ксиропотамского, который очень любил её отец – сербский царь Георгий Бранкович. С собой она везла христианские реликвии, среди которых были и дары волхвов. Мария не могла попасть на территорию мужского монастыря. Ей на встречу вышел настоятель обители с монахами, которым и были переданы святыни. Эти реликвии хранятся там и сегодня.

Уже в наши дни, в 2014 г., произошло знаменательное, для православных христиан, событие. Святые Дары впервые покинули территорию Греции и, среди прочих городов на постсоветском пространстве, были привезены в г.Минск. Поклониться реликвиям пришли десятки тысяч верующих.

Мы сознательно оставили в стороне дискуссии о подлинности указанных артефактовили истории о волхвах. Научные доказательства в религиозной жизни имеют второстепенное значение. Ведь реликвии, и, в частности,Дары волхвов являются не более чем (а более, наверное, и не надо) материальным выражением и свидетельством глубокой веры, подлинно религиозного чувства. Благодаря этому человечество успешно прошло тысячелетия своей истории, представив образцы величия духа, выраженных в религиозной традиции, в достижениях культуры и искусства, которые сегодня вдохновляют на пути совершенствования миллионы людей, вселяя надежду на успешное развитие нашей цивилизации.

 


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь