Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ ХХІ ВЕКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ



Ширшова А.А., Коваленко Е.А. (2 курс, лечебный факультет)

Научный руководитель: доцент Тиханович Н.У.

 

УО «Витебский государственный медицинский университет»,

г. Витебск

 

Проблема жизни и смерти всегда волновала и доселе волнует человека. Человек − единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины его внутреннего мира. Проблема жизни и смерти интересует религию, социологию, медицину, искусство, философскую мысль [1]. Примерами в медицине могут служить трансплантология, аборты, самоубийства, эвтаназия.                                                                       Проблемы трансплантологии, с точки зрения философии, заключаются в проблеме констатации смерти человека, в проблеме добровольного волеизъявления о пожертвовании собственных органов после смерти для трансплантации. Проблема забора органов и тканей у донора рассматривается в зависимости от того, является ли донор живым или мертвым человеком. Самый распространенный в настоящее время вид донорства – это изъятие органов и (или) тканей у мертвого человека. И тут возникают вопросы, когда же человека считать мертвым. Распределение донорских органов в соответствии с принципом справедливости решается путем включения реципиентов в трансплантологическую программу, основанную на практике «листов ожидания». «Листы ожидания». Проблема заключается в том, что пациент может находиться на первом месте в этом списке и так и не дождаться спасительной для него операции. Это связано с тем, что из имеющегося объема донорских органов очень трудно подобрать подходящий данному пациенту орган в связи с иммунологической несовместимостью[2]. Так же моральный вопрос, вызывающий споры, — прерывается ли при аборте уже существующая человеческая жизнь?Аборт вполне можно считать настоящим убийством. У эмбриона нервная трубка формируется уже на 21 день после зачатия. Аборт после 21 дня – лишение жизни живого человеческого существа, которое все чувствует и испытывает в процессе проведения аборта жуткую боль. Не зря искренне верующие люди выступают категорически против проведения абортов [3]. Для философии проблема самоубийства никогда не была второстепенной, ибо от решения ее во многом зависит ответ на такие важные вопросы, как смысл жизни, свобода выбора и воли, проявление в целом свободы личности. Свободен ли человек в своей жизни и свободен ли он также в выборе своей смерти? Казалось бы, здравый смысл подсказывает, что в руках самого человека решение вопросов, связанных если уж не со своей жизнью, то со своей смертью. Мы можем быть недовольны жизнью, жаловаться на нее, тяготиться ею и даже ненавидеть ее, но нашу смерть у нас никто не может отобрать. Монтень по этому поводу говорил: "Почему ты жалуешься на этот мир? Он тебя не удерживает; если ты живешь в муках, причиной тому твое малодушие: стоит тебе захотеть - и ты умрешь". Так, например, Альбер Камю - один из представителей школы экзистенциалистов - считал, что "есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии". Датский философ Серен Кьеркегор проблему самоубийства относил к вершинам жизненной мудрости. Горькой иронией проникнуты его слова: "Повесься - ты пожалеешь об этом; не повесься - ты и об этом пожалеешь; в том и другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые государи, резюме всей жизненной мудрости..." Итак, самоубийство в философии рассматривается, как чрезвычайно сложное, комплексное проявление бытия человека во всей его многоплановости [4].

В прогрессивно ориентированной культуре ХХ века проблема эвтаназии в контексте темы смерти оказалась отодвинутой на периферию общественного сознания и общественной жизни. Официальная идеология запретила легализацию эвтаназии, о ней умалчивали, как будто ее нет [5]. Эвтаназия - это действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственным желаниям. Эвтаназия есть вопрос не о сущности смерти, а о сущности и способе умирания, перед которым оказывается человек в конце своего земного существования. Поэтому идея эвтаназии, глубоко погружена в контекст философских, моральных, этических, правовых и психологических проблем, от разрешения которых зависит судьба эвтаназии как института психологически-правовой легитимности и ее легализации.

В настоящее время проблема отношения к смерти приобрела новые аспекты. В современной трактовке эвтаназия в основном отождествляется с понятием «убийство из милосердия», а как врачебная тактика означает сокращение руками медицинских работников жизни больных определённой категории.                                                              Самая большая опасность, сопряжённая с эвтаназией состоит в том, что она посягает на идею святости человеческой жизни, переходит границу, обозначенную древним законом «не убий». И, по меньшей мере, нелогично требовать нравственной санкции на действия, которые направлены против основополагающего принципа самой нравственности. Эвтаназия не может считаться правомерной, так как в этом случае человек переходит границы своей компетентности. Есть две вещи, которые коренным образом касаются человека, но происходят без его согласия. Это его рождение и его смерть. Никто не спрашивал человека, желал ли он прийти в этот мир. И никто не спрашивает его, желает ли он уйти из него. Как сказано выше, сторонники эвтаназии иногда говорят, что она представляет собой выбор не между жизнью и смертью, а выбор между разными способами умирания, и если человек получает помощь при рождении, то почему он должен быть лишён её при умирании? Однако выбрать смерть или достойно вести себя перед лицом смерти - не одно и то же. Точно так же совершенно разные вещи : «облегчить» человеку процесс умирания подобно тому, как облегчить процесс рождения, или убить его [6].                                                                                                Проблема человека, его жизни и смерти на протяжении многих столетий приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Когда и почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить жизнь? Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Торжество биологической эволюции или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным? И наконец: что же царит в нашем мире – жизнь или смерть?. Прошел XX в. Но ответы на эти вопросы до сих пор не найдены.

 

                                                 Литература:                                             

1. Борзенков, В.Г. От философии жизни к биофилософии / В.Г.Борзенков // Человек. - 1998. - № 5. - C. 15-21.

2. Шумаков, В. И., Иммунологические и физиологические проблемы ксенотрансплантации / В.Г. Борзенков, А.Г.Тоневицкий. - М.: «Наука», 2000.

3. Сергеев, Ю.Д. Профессия врача. Юридические основы. Киев : "Выща школа",1998.

4.Банщикова, Е.Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства / Е.Г. Банщикова // http: Русский Медицинский Сервер; Режим доступа: 24.01.2002.

5. Бэкон, Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1971. 

6. Change M. Voluntary euthanasia // Singapore Med. J. 1977. Vol. 18, № 4. P. 265-269.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь