Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Аборт как проявление жестокости
Независимо от причин искусственного прерывания беременности, многие женщины (в том числе не испытывающие угрызений совести по поводу сделанного выбора) воспринимают аборт как нарушение их «физической целостности» (термин взят из определения ПТСР). Нередко женщины описывают перенесенный аборт словами «хирургическое изнасилование»9. Чтобы понять происхождение этой аналогии, достаточно представить себе процедуру выполнения аборта: женщина лежит на спине с разведенными ногами, а незнакомый человек с повязкой на лице в это время вводит инструменты в ее половые органы, причиняя ей боль и буквально высасывая жизнь из ее чрева. Вот что рассказала Линда о своем аборте: Процедуру проводили без анестезии: никаких таблеток или уколов. Я лежала на столе, и по моим щекам бежали слезы. Б ка бинете было холодно, и, казалось, слезы постепенно прожигают кожу насквозь. Мои ладони были мокрыми от выступившего пота. Правой рукой я крепко держалась за тонкое и холодное запястье консультанта, как будто бы пытаясь задушить его. Левую руку, сжатую в кулак, я прижимала к своему дрожащему животу, пока не закончился аборт. Мне казалось, что меня безжалостно насилуют насадкой аспиратора. Я. чувствовала себя абсолютно беспомощной и тихо плакала, смирившись со своей участью. Представление об аборте как о нарушении физической целостности особенно характерно для женщин, в прошлом подвергавшихся сексуальным домогательствам или изнасилованию. У таких женщин аборт вызывает ассоциации с другими психологическими травмами. Именно поэтому наличие в анамнезе женщины сексуальных домогательств является фактором риска развития серьезных психических осложнений после аборта. Новая травма лишь усугубляет предыдущие, даже в тех случаях, когда женщина добровольно идет на прерывание беременности. Как станет ясно из следующей главы, люди, пережившие психологическую травму, склонны воспроизводить ее в дальнейшем. Выполнение аборта женщинам, ранее подвергавшимся изнасилованию или сексуальному притеснению, во многих случаях способствует формированию саморазрушающего поведения. Особенное значение это обстоятельство приобретает в контексте результатов последних исследований, которые свидетельствуют о том, что жертвами изнасилования или сексуальных домогательств становились до 30 % женщин10. В связи с этим представляется уместным процитировать слова медсестры одной из клиник, специализирующихся на искусственном прерывании беременности: «Аборт - это такая процедура, где грань между добротой и жестокостью очень тонка. Какими бы хорошими ни были условия ее проведения, прерывание беременности в любом случае является актом жестокости. .. »п. Вот как описала перенесенный аборт Мисси: Процедура аборта была крайне болезненной. Боль была про сто невыносимой. Врач постоянно требовал, чтобы я не вы гибала спину. Помню, что медсестрам пришлось даже держать меня. Аппарат гудел, как сломанный кондиционер. Ужасно гром ко. Я чувствовала себя беспомощной, загнанной в угол и растер занной. После завершения процедуры я упала в обморок. По своей природе аборт предполагает нарушение целостности женского тела. Сначала врач инструментально вскрывает шейку матки, созданную для защиты развивающегося плода, после чего проникает в матку, в которой зарождается новая жизнь, и высасывает ее содержимое, тщательно выскабливая стенки. Для многих женщин эта процедура представляет собой не что иное, как первое близкое знакомство со смертью. Боль, которую я испытала во время аборта, была физи ческим проявлением умерщвления моего ребенка. Я никогда не забуду свои ощущения. Непосредственно после окончания процедуры я почувствовала себя потерянной и выбитой из колеи, а в послеоперационном покое испытала колоссальное чувство сожаления. Я была настолько ошеломлена нахлынувшими эмоциями, что, наверное, не провела в палате и 40 секунд: встала, оделась и вышла из клиники, как будто бы в моей жизни ничего не изменилось. Однако в действительности изменилось абсолютно все. У Розмари один вид детей вызывал ассоциации со смертью ее ребенка в результате аборта. Лежа на операционном столе, я впервые столкнулась со смертью во всей ее трагичности и безысходности. Теперь я страдаю синдромом «фиксации» (как я это называю). Любой ребенок, который оказывается в поле моего зрения, вызывает у меня невероятную боль, чувство вины и панический страх от осознания чудовищности моего решения сделать аборт. Я глубоко сожалею о своем выборе и ненавижу себя. Мне стоит громадных усилий адаптироваться к жизни вокруг, после того как я пережила столкновение со смертью и постоянно ощущаю чувство невосполнимой утраты. Полноценное осмысление трагедии добровольного решения прервать беременность многим кажется пугающей, непосильной и, наверное, попросту невыполнимой задачей. Хизер при воспоминаниях о перенесенном аборте всё время терзала совесть, что не давало возможности как-то смягчить боль утраты. Я по-прежнему в полной мере ощущаю боль, вызванную моим решением пойти на аборт. Мысль об убийстве собственного ребенка может свести с ума. Мне потребовалось несколько лет, чтобы пережить свое горе. В результате аборта я потеряла не только своего ребенка, но и себя саму. Я хотела бы, чтобы люди знали: полностью избавиться от ребенка невозможно. У Кэрри вместе с ребенком умерла частичка ее самой. После аборта что-то во мне умерло. Только через девять с половиной лет я поняла, чего именно я лишилась: ребенка - сына или дочери, которого мне не суждено увидеть. Я так долго держала это чувство в себе, не желая в него верить, что на эмоциональном уровне сама стала угасать. Я постепенно на чала терять интерес к жизни, муж и дети перестали иметь для меня какое-либо значение. Мне хотелось умереть, но я не понимала почему. Я казалась себе потерявшимся ребенком, который не хочет искать дорогу домой. Я была подобна дереву, на котором весной нет ни единой почки. Мои корни разучились впитывать живительную влагу. Я так и не поняла, что со мной произошло. Жертвы или виновники? Важно отметить, что развитие посттравматического стрессового расстройства характерно не только для «жертв» акта жестокости, как это принято считать. Виновники могут страдать ПТСР в той же мере, что и пострадавшие. Этот тезис подтверждается наблюдениями доктора Джудит Льюис Герман. По ее мнению, «наиболее высокому риску развития ПТСР подвергаются люди, которые не просто наблюдали за совершением жестокого убийства или другого зверского преступления в отношении других людей, но и принимали в нем активное участие»12. Это обстоятельство объясняется тем, что ужас от происшедшего умножается на чувство личной ответственности и вины. Женщины, страдающие ПТСР после аборта, как правило, чаще считают себя виновниками, нежели жертвами. С моей точки зрения, в подавляющем большинстве случаев решение женщины прервать беременность одновременно является и добровольным, и вынужденным — вследствие ощущения отсутствия выбора. С одной стороны, многие женщины в той или иной степени знают о последствиях аборта и сознательно дают согласие на проведение этой процедуры, но с другой стороны, они оказываются под давлением окружающих людей или обстоятельств, не оставляющих им выбора. В этом смысле они являются жертвами. Мой молодой человек позвонил в клинику и договорился, чтобы через две недели мне сделали аборт. Я никому об этом не рассказывала, и до сих пор никто из моих близких не знает о случившемся. Я была против аборта, но мой молодой человек уговорил меня сделать его. В назначенный день консультантка спросила меня, хочу ли я, чтобы мой молодой человек присутствовал во время нашей беседы. Я ответила «да», зная, что сама не смогу рассказать ей о своем нежелании делать аборт. Она задавала мне вопросы, а мой молодой человек отвечал на них вместо меня. Не понимаю, как она могла не заметить слезы в моих глазах и комок в горле. Скорее всего, она почувствовала сопротивление с моей стороны, но, похоже, она думала только о том, как бы «раскрутить» меня на аборт. Признаю, что я подчинилась своему молодому человеку - в этом моя основная вина. У меня появилось сильное материнское желание защитить ребенка, но мне было страшно. Мне казалось, что я живу как во сне: пытаюсь кричать, но беззвучно. Страх полностью парализовал меня. Тем не менее я считаю, что сотрудники клиники не имели права разрешать моему молодому человеку записывать меня на эту процедуру и отвечать на вопросы вместо меня. По словам одной женщины, вместо принятия осознанного решения сделать аборт она «позволила себе быть слабой» и попросту уступила окружающим, которые считали, что у нее «нет другого выбора». В таких случаях аборт может вызвать у женщины все три симптома психологической травмы: страх, беспомощность и ужас. Скорее всего, подобные реакции характерны для большей части женщин, перенесших аборт. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что в большинстве случаев женщины рассматривают аборт с позиции своего участия в прерывании человеческой жизни, жизни собственного ребенка. Вот что по этому поводу говорит Элеанор: Я сижу в клинике в ожидании вызова. Рядом со мной не меньше ста женщин. Вокруг нет свободного места. Для обеспечения конфиденциальности каждой из нас присвоили идентификационный номер, и я жду, когда назовут мой. В течение нескольких часов в клинике царит полная тишина, как в морге. Вдруг называют мой номер, и я чувствую, что цепенею от страха. Медсестра спрашивает, как меня зовут, чтобы убедиться в правильности номера, и уводит меня готовиться к процедуре. «Все будет в порядке, - говорит она, - несколько минут, и всё». И вот я лежу на операционном столе не в силах прийти в себя и вдруг слышу пронзительный крик: «Нет, мамочка! Нет!» В ужасе я вскакиваю, а медсестра укладывает меня обратно, говоря, что операция завершена. Я. вижу, как доктор уходит к следующей пациентке, хватаю медсестру за халат и в слезах объясняю ей, что слышала голос своего ребенка. «Не переживай, — отвечает она, — со временем это пройдет». Каким-то образом мне удалось забыть об этом эпизоде на 12 лет, и только в ходе психотерапии я начала осознавать свои страхи и постепенно разбираться во всех своих жизненных сложностях. В 70 % случаев женщины, согласившиеся на искусственное прерывание беременности, считают, что аборт является убийством и идет вразрез с их нравственными принципами13.30-60 % женщин говорят о том, что с испытали радость, узнав о своей беременности, и были счастливы вынашивать ребенка14. 60-80 % женщин заявляют, что готовы были родить ребенка, если бы условия жизни были более благоприятными15. А 30-55 % опрошенных принимали решение под давлением со стороны окружающих16. Приведенные статистические данные подтверждают оба пункта, которые обсуждались выше. Во-первых, большинство женщин, перенесших аборт, считают эту процедуру убийством невинного ребенка. А во-вторых, они вопреки своей совести становятся причастными к этому убийству, так как не могут изменить обстоятельства, которые заставляют их пойти на аборт. Вот как описывает свою историю Лори: К сожалению, вокруг не оказалось людей, которые бы уте шили меня и предложили другой выход из моего положения. Когда ребенок находился у меня в матке, между нами образовалась связь, которую не смог разрушить даже аборт. Вместе с тем, любовь к ребенку сочетается у меня с колоссальным чувством вины за то, что я лишила его жизни. Мне ужасно его не хватает. Все, что мне осталось от него, - это воспоминания о тепле его крошечного тельца и муки совести из-за того, что я согласилась его убить. Многие женщины воспринимают аборт как «своего рода убийство», вынужденную меру, необходимую для «спасения собственной жизни»17. Отчаяние, которое испытывают многие женщины перед абортом, хорошо характеризует следующее сравнение: «Аборт для женщины — не прихоть, как мороженое или новенький Порше. Аборт для женщины — все равно что капкан для животного, выбраться из которого можно одним способом — перегрызть себе лапу»18. Частота развития ПТСР |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы