Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ступень III БЕГСТВО ПУЛЬЧИНЕЛЛЫ



 

«Мильционер, поймали херувима!»

Н. Клюев

 

В ту секунду, когда с Буратино снята последняя стружка, и надет «дурацкий» колпак, на сцену выпрыгивает «Джокер». Это нулевая карта, у неё много названий: «Глупец», «Безумный», «Дурак». Другое название этой карты «Материалист», в «египетском» Таро ей соответствует карта «Крокодил».

В Таро «Дурак» изображён слепцом, бредущим прямиком к пропасти. В масонской иерархии этой стадии духовного роста соответствует «профан», поэтому глаза кандидата закрывают повязкой, символизирующей его духовную слепоту. «Дурак» молод и отважен, от того и готов отправиться в рискованнейшее приключение. У ног «Дурака» рисуют небольшое животное: собаку, реже – кошку. Зверёк всеми силами стремится удержать «Дурака» от падения в пропасть, и даже кусает его за пятку. В одном из вариантов «египетского» Таро собачонка сдирает с дурака штаны. Принято считать, что это инстинкты, животная природа, которая доминирует в психике человека в этот период. Вот и наш герой ухитряется раздразнить крысу Шушару, и если бы не помощь папы Карло, сказку на этом можно было бы и закончить.

Символика нулевой карты отражает трагизм положения неофита. Прежде всего, это резкий разрыв уровней, прыжок в бесконечность, муки духовного рождения, когда старое уже безвозвратно отвергнуто, а новое ещё не обретено, и под ногой соискателя истины разверзается пропасть. Всё мужество, воля и жажда познания понадобятся ему, чтобы сделать этот шаг.

Карта «Дурак» связана с «путём Гора», хотя и не входит в него. Это драматический, балансирующий на парадоксах, «гамлетовский» путь. Путь Гора состоит из семи карт: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. Нумерологическое значение этой карты утверждает, что дурак поистине «круглый». Числовой эквивалент «Дурака» неразложим, и это роднит его с первой, «божественной» картой. Действительно, наивный простец, или юродивый, зачастую оказываются ближе к Богу, чем хитромудрый делец или властитель. Но любой цифровой расклад Таро, а их великое множество, можно понимать в зависимости от того, что желаешь видеть. К примеру, «округлость» (законченность) дурака можно понять и так: «Изредка даже великому мудрецу не грех пошутить и подурачиться, дабы немного отдохнуть от груза мудрости». Нулевому интеллекту «Дурака» соответствует буква «шин» (?) еврейского алфавита.

По замечанию В.А.Пономарёва эта буква подозрительно напоминает «Серп и Молот» – эмблему победившего социализма. В этом свете само название «Страна Дураков» (у Коллоди – «Болвания») приобретает онтологическую глубину и выверенный символизм, а легкомысленные, на первый взгляд, совпадения выстраиваются в увлекательную цепочку литературно-детективного расследования. В масонском символизме есть некая «Гора Дураков»: так профан, с огромным трудом и помпой одолевший её вершину, всего лишь первый среди недоумков.

В городе Дураков как тени бродят умирающие от голода жители, «зато на перекрёстках стояли навытяжку свирепые бульдоги-полицейские… Они кричали на голодных и шелудивых жителей: Пр-р-роходи, проходи, не задерживайся». Вспомним, каким скандалом оканчивается сотворение Буратино: «Огромный полицейский с закрученными усами» хватает Буратино, а потом уже, по наущению недремлющей общественности и самого папу Карло. Не будем забывать, что сказка писалась, в период нарастания репрессий, и фигура пугающе огромного стража порядка, без разбора хватающего «отцов и детей», а так же намёк на то, что «бедняжка» Буратино протянул ноги на мостовой «должно быть с голоду…» выглядят как острая политическая сатира. Намёки на произвол властей есть и у Коллоди, но Алексей Толстой превосходит его в описании сказочной Деспотии, и её «не сказочных» проявлений: «Ты совершил три преступления, негодяй: ты – беспризорный, беспаспортный и безработный. Отвести его за город и утопить в пруду!», – кровожадно сопит на Буратино «дежурный бульдог».

Рисунок:

Бульдоги-полицейские ведут Буратино.

В конце сказки, когда золотым ключом уже открыта заветная дверца, на сцене волшебного кукольного театра появляются: «милиционер», «трамваи», «разносчик газет» и так далее. «Граждане…» – оговаривается Мальвина, забыв про более подобающее случаю «сеньоры».

Кому дозволено так шутить? Ведь это роковые тридцатые. Вся литература, а тем более, детская, насквозь прощупывалась идеологическими цензорами, не завалилось ли что-нибудь за подкладку? Героический комарик Корнея Чуковского заподозрен в том, что он «переодетый принц». «Рыжий и усатый» таракан вызывает немало пересудов. Такое впечатление, что персона Алексея Толстого обладала высшей неприкосновенностью, или в «стране дураков» можно было особенно не церемониться?

 

Рисунок:

Карта Таро «ДУРАК»

Благодаря своему блуждающему, нефиксированному положению в колоде «Дурак» – централен. Остальные карты представляют аспекты его духовных исканий. Особенность Таро – сквозные образы. Они проходят сквозь арканы, как через двери в лабиринте посвящения. Посвящение в этом смысле выглядит виртуально. Оно лишь доступ к информации, вернее, ключ к её пониманию.

В традиции толкований Таро «нулевая» карта уподоблена материальной вселенной. «Грубо-материальная сфера есть мир нереальности, и наше земное тело – ничто иное, как одеяние», – в один голос повторяют школы Посвящения.

В старинных строях Таро Дурак одет в украшенный звёздами наряд. Напомним, что в Таро всё имеет смысл: сквозь одежду дурака просвечивает божественная субстанция – Марди Грас, «блеск божественных искр, разбросанных по одеянию шутов». Заметим, что полено, из которого был сделан Буратино, уже имело в себе изначальную искру жизни, вложенную в него таинственным образом.

«Дух человека, это – искра Божественной сущности… Он совершенен и бесконечен, как аспект Совершенного и Бесконечного Целого. Всё проходит, всё разрушается, всё тонет в пучинах бесконечности и времени, чтобы вновь возникнуть ко временному бытию и вновь погибнуть. Одни только искры Божественной сущности продолжают жить вечною и неизмеримою жизнью. Это великая сила духа человеческого, не только наделяющего его самого бессмертием и несокрушимостью, но дающая ему дар самому себе быть источником бесконечной силы, есть лишь следствие его истинной Природы». (В.Шмаков, «Священная книга Тота»).

Отблеск божественных искр играет и в остроумии толкователей Таро. Он заразителен настолько, что весь мир хочется разложить по арканам.

Но есть явление словно созданное для того, чтобы быть прочитанным на языке символов: это цирк. Цирковое искусство донесло до нас отпечаток древних мистерий, свет, пронзающий мрак тысячелетий и переменчивый мир иллюзий. В цирке человек гармоничен и бесстрашен, он повелевает стихиями и животными, владеет магическими искусствами и чудом перевоплощения. Он летит сквозь огненные кольца, и глотает пламя, он жонглирует огнём, воскрешая наши забытые возможности, подобно Фениксу, таящиеся под тленной золой. Как и колода Таро, – цирк был доверен простакам, и они сберегли это воспоминание о величии человека.

Не об этом ли пел и А. Вертинский:

В бродячем цирке, где тоскует львица.

Где людям весело, а зверям тяжело,

Вы в танце огненном священной белой птицы

Взвиваете свободное крыло.

Гремит оркестр, и ярый звон струится

И где-то воют звери под замком.

И каждый вечер тот же сон вам снится -

О чём-то давнишнем, не бывшем и былом.

Вам снится храм, и жертвенник, и пламя.

И чей-то взгляд, застывший в высоте

И юный раб дрожащими руками

Вас подаёт на бронзовом щите.

 

И вы танцуете, колдунья и царица!

И вдруг в толпе, повергнутой в экстаз,

Вы узнаете обезьяньи лица

Вечерней публики, глазеющей на Вас.

 

«С упадком добродетели, который предшествует падению любого народа, – пишет Мэнли П.Холл, автор энциклопедии оккультных учений, – мистерии были извращены. Колдовство заняло место божественной магии. В обиход вошла нежелательная практика вакханалий. И извращение достигло предела. Ведь ни один институт не может быть лучше составляющих его членов. В отчаянии немногие пытались спасти секретные доктрины от забвения. В некоторых случаях они преуспели, но по большей части тайна была утеряна, и от мистерий осталась лишь одна пустая оболочка».

Немногие ключи к мистериям были сохранены секретными братствами. Так осыпанное блёстками одеяние «Дурака» призвано напоминать о «божьих искрах», что светят в глазах самого верного и любимого друга, они же сокрыты под оболочкой самого отвратительного негодяя, как гласит одно из масонских поучений.

Но «злые дети не любят, когда им делает замечание кто-нибудь знающий больше чем они» – устами говорящего сверчка замечает Коллоди. И в голову мудрого учителя летит «деревянный молоток», а само неразумное дитя уже несётся навстречу «ужжасным приключениям» и коварным соблазнам. Молоток в руках «универсальной активности» – один из главных атрибутов масонства. «Молоток Хирама, подобно молнии Зевса (о «молнии» мы ещё поговорим), представляет власть над материальными элементами низшего мироздания». (Мэнли П.Холл, «Масонский символизм».)

О месте «Дурака» в колоде было немало споров. Традиционно его располагают в конце колоды. Но если разложить карты попарно, в предполагаемом порядке «зала посвящений», то «дурак» оказывается напротив «Мага» и в раскладе следует сразу за ним. Нам остаётся проследить, сохраняется ли данный порядок карт в дальнейшем.

Яйцо, которое разбил Буратино, не относится к образам старших арканов Таро и встречается лишь в младших арканах («Четвёрка кубков»), но, тем не менее, появление его в сказке Толстого весьма уместно. Яйцо фигурирует и в «Приключениях Пиннокио».

Символы – язык мистерий. На этом языке «яйцо» – гностический образ мирового истока. Внутренняя структура яйца имеет много общего с планетарным строением, и даже содержит небольшой воздушный купол под скорлупой. Следуя закону аналогий, гностики избрали яйцо знаком космоса, окружённого огненным творящим духом.

Яйцо, обвитое змеёй – эмблема орфических мистерий. «Орфическое Яйцо» представляет собой душу философа, змея – Мистерии. Во время инициации скорлупа разбивается и человек рождается из эмбрионального состояния, в котором он пребывал во время внутриутробного философского возрождения.

«Философское яйцо», герметически закрытый сосуд, использовался в Алхимии, для наиболее значимой части «Великой Работы».

Похождения Буратино начинаются с инстинктивного разрушения скорлупы материального, ветхого мира. В итальянском оригинале едва вылупившийся из яйца Цыплёнок шлет голодному Пиннокио самый что на есть «пламенный привет» и исчезает навсегда.

Братство розенкрейцеров предполагало производить похороны братьев внутри огромных философских яиц, запечатанных печатью Гермеса, с тем, чтобы через определённый срок они воскресли и вернулись в мир. Магический сосуд яйца, таким образом, содержит в себе и источник жизни, и ключ к воскрешению.

Сотворение Мира

В начале всех времён существовало в полной темноте и пустоте хрустальное Мировое Яйцо внутри которого, погружённый в туман, спал Бог. Со временем туман осел, и внутри Мирового Яйца образовался океан, а над ним воздух.

Бог вздохнул и проснулся, но не увидел ничего кроме воды. И вот куда бы он ни обращал свой взор – то утыкался в хрустальную сферу Мирового Яйца и оставлял там горящую Звезду. Так образовалось Небо и Созвездия на нём.

Тогда в призрачном свете звёзд увидел Бог своё отражение в зеркале вод и захотел оживить его, чтобы было с кем общаться. Но, поскольку всё, что отражалось в водах было зеркальным, то отражение Бело-Бога стало Чёрно-Богом, и если Бело-Бог нёс Счастье, Радость и Жизнь, то Чёрно-Бог сеял Уныние, Горе и Смерть. И назвали Чёрно-Бога Бесом, потому, что творил он бедствия.

И сотворили Боги между небесной твердью и водой два дерева, два дуба: один светлый, а другой – тёмный, каждый по цвету своему, и держались дубы на силе божьей.

Из двух желудей как из яиц, вылупились две Уточки, два Великих Гоготуна и стали нырять на дно моря и доставать со дна ил и песок, которым скрепляли опавшие с дубов листья и ветки. И слепили Уточки Гнездо-Землю, которая плавала по воде.

Позавидовал им Бес и тоже стал нырять и набросал камни со дна в Гнездо-Землю и вот появились горы. И осерчал Бело-Бог на Беса, за то, что тот мешает Священным птицам строить гнездо, и сломал он чёрный дуб, сделал из него дубину и загнал Чёрно-Бога под землю и осталось с тех пор только одно Мировое Дерево.

И создал Бог Трёхголового Змия, и свернулся тот кольцом под островом Руян, и упёрся всеми головами в гору, чтобы не потонул остров, ибо в то время остров Руян и был Гнездом-Землёй. И держал Змей Землю на плаву, и стала с тех пор прозываться та гора Триглав.

И вот взял Бог дубину, и стал сверлить ею дуб, зажглась в дубе божественная искра, и забеременело Мировое Дерево, и ударила молния, от которой на земле вспыхнул очаг, из углей которого и появились первые люди: мужчину и женщину сотворил он!

Рисунок:

Карта ТАРО «МИР»

как отражение мифа о сотворении мира

 

Ступень IV «…УЖЕЛЬ ВДОВИЦУ ПОЛЮБЛЮ?»

 

Н. Клюев

Культура – вечная вдова.

Супруг покоится в Мемфисе.

Н.Клюев

 

Первым искушением в жизни Буратино становится театр: «На верху балагана, приплясывая, играли четыре музыканта».

Четыре – особое число. В сказке оно варьирует множество раз, начиная с четырёх волосков на носу крысы Шушары, четырёх сольдо, домика Мальвины в четыре окошка, четырех мрачных полицейских и так далее.

Из четырёх алхимических первоначал, стихий или элементов состоит реальный мир: это Огонь, Вода, Воздух и Земля. В магии четырём стихиям соответствуют четыре класса духов: эльфы, ундины, сильфы и гномы. В астрологии – четыре стороны света, которые в свою очередь служат для обозначения мистических частей человеческого тела.

На вершине пирамиды «квартенеров» пребывает «Тетраграмматон», священное «четырёхбуквие» Каббалы – непознаваемое, или утерянное имя Бога.

В Апокалипсисе святого Иоанна, и в видении Изекииля, присутствуют четыре загадочных существа: с головой льва, быка, орла и человека. Всё вместе это сфинкс: четыре первоначала, слитые воедино. Эти четверо вещих животных представлены и в Таро. Кроме того, Закону Четырёх в Таро соответствуют четыре масти: жезлы – огонь, чаши – вода, мечи – воздух, пентакли – земля.

 

Рисунок:

Гримуар «Четыре стихии»

Балаган – сфера тайны, её суверенная территория. У входа толпится простой люд. Среди них выделяется пожарный и кормилица. «Нянька, загулявшая с пожарным» в начале прошлого века была героиней бытовых анекдотов.

У входа в шатёр «полная, улыбающаяся тётя» продаёт билеты. Это явление второй карты, её название – «Жрица», она открывает «Путь Изиды», это – 2, 5, 8, 11,14,17 и 20 карты.

«Жрица» представлена царственной госпожой, восседающей на троне перед завесой. В руках её – книга Тота. В эзотерических строях Таро на карте обязательно присутствуют два столпа: красный и чёрный.

В старинных колодах эта карта иногда зовётся «Папессой». В истории католицизма известна единственная женщина-Папа под именем Иоанна VIII[3].

Предполагается, что она достигла папства обманом, лицемерно разыгрывая карту безупречной «мужской» бесстрастности. Обман раскрылся, когда Иоанна, окружённая клиром, родила прямо во время крестного хода в день вознесения Господня. (Мэнли П. Холл)

Но это толкование способно разве что увести рассеянный ум от Истины. Карты Таро – это шаги посвящения, увлекающие нас в глубину мифологического пространства, в котором оживают образы и символы, сопровождающие человечество с момента его появления. Однако для того чтобы увлечь профана на путь пробуждения души необходима встряска, удар, столкновение обыденного сознания с непреложной истиной, или тайной скрывающей её.

Вот как описывает первые шаги «пробуждённой» души в храме посвящения Эдуард Шюре: «Если же Иерофант находил в ищущем искреннее искание истины, он предлагал ему следовать за собой. И тогда они проходили через портики, через внутренние дворы, через аллею, высеченную в скале, открытую сверху и окаймлённую обелисками и сфинксами, которая вела к небольшому храму, служившему входом в подземные пещеры. Дверь, ведущая к ним, была закрыта статуей Изиды в натуральную величину. Богиня изображалась сидящею с закрытой книгой на коленях, в позе глубокого размышления. Лицо её было закрыто. Под статуей виднелась надпись: «Ни единый смертный не поднимал моего покрывала».

«Вот дверь в тайное святилище, – говорил Иерофант, – посмотри на эти две колонны. Красная представляет восхождение духа к свету Осириса: тёмная – его пленение в материи, и падение его может окончиться полным уничтожением. Каждый, прикасающийся к нашему учению, ставит на ставку свою жизнь».

Наивного Буратино неудержимо тянет к шатру, где обещано магическое театральное действо, однако путь к посвящению в искусство лицедейства надёжно перекрыт билетёршей. Но добродушная билетерша – лишь маска Жрицы-Изиды. Изида – «вечная вдова», женственный полюс вселенной, символ Великой Матери, зачавшей сына Гора от убитого врагами Осириса, хранительница тайны воплощения и материнства, и всепроникающей мудрости Природы.

Богиня Изида часто изображается стоящей (сидящей) между двумя столпами – Иахином и Боазом (Воазом) Соломонова храма. «Как персонифицируемая мудрость, Изида стоит между столпами противоположностей, указывая, что понимание всегда находится в точке равновесия, и что истина часто распята между двумя тайнами кажущегося противоречия», – объясняет символизм храмовых колонн Мэнли П.Холл[4].

Иахин и Боаз, эти Кастор и Поллукс еврейского мистицизма, подпирают не только пилон Соломонова храма, но всё здание масонского учения. Вне всякого сомнения, башни-близнецы Нью-Йоркского торгового центра – это земные Иахин и Боаз. В этом смысле изучение Таро отнюдь небесполезно, и даже способно прояснить тёмные места мировой истории.

Рисунок:

Масонский ковёр (также: табель, хоругвь)

Два столба, две башни, две колонны – сквозной образ Таро. Не потому ли Алексей Толстой вновь и вновь даёт изображение священных столпов то под видом деревьев по краям сцены, то в образе покосившихся колоколен. В пространстве между башнями близнецами разыгрывается заключительное «представление»: «С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков». Сокровенный смысл «двух столпов» в том, что «Мир ждёт, ждёт Озарённого, который выйдет из портика между двух колонн храма мудрости».

Откуда же «растут уши», вернее ноги?

Древнейшие манускрипты, использованные братством масонов в качестве источников, повествуют о двух столпах (две золотые дельты Еноха), сохранившихся после потопа. На их поверхностях были запечатлены множество секретов наук и ремёсел. По преданию, эти реликвии были построены сыновьями патриарха Ламеха. Столпы – символ преемственности с допотопными цивилизациями, так же как и пол в виде шахматной доски в масонских ложах является наследием Дионисийсих архитекторов, наиболее почитаемого братства мастеров в древнем мире. Символика современных тайных обществ выросла из метафизических доктрин античности, а она, по всей видимости, была унаследована от погибшей цивилизации континента называемого Атлантидой, иначе, «философская сила масонства и даже самая сущность его души заключена в древности его символов» (Мэнли П.Холл).

Между столпов на карте «Жрица» (напомним, мы анализируем эзотерический строй Таро с обязательным набором символов, весьма отличный от современного) помещена завеса: «покров Изиды». Сама жрица держит книгу и ключи от секретных доктрин. В руках «полной улыбающейся тёти», восседающей у входа в балаган, «книга тайн» распадется на оторванные билетики. Не беда: ведь Таро, как утверждают оккультные источники, это тоже разрозненные листки великой книги Тота Гермеса. Но сама Изида, «Непорочная мира», олицетворяет собой всё величие и возможности космического женского начала.

Апулей в одиннадцатой книге своего «Золотого осла» устами богини говорит о её силе и атрибутах: «Вот я пред тобою… Мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времён, высшее из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновения, преисподней скорбное безмолвие. Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная. Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Матерью Богов, тут исконные обитатели аттики – Миневрой Некропической, здесь кипряне, морем омываемые, – Пафийской Венерой, критские стрелки Дианой Диктиносской, трёхязычные сицилийцы – Стигшийской Прозерпиной, элевсинцы – Церерой, древней богиней. Одни Юноной, другие Беллоной, те Гекатой, эти Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи солнца, арии, и богатые древней учёностью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем – царственной Изидой».

Невозможно удержаться, от описания внешности Изиды в передаче роскошного Апулея: «Прежде всего, густые длинные волосы. Незаметно на пряди разобранные, свободно и мягко рассыпались по божественной шее: самую макушку окружал венок из всевозможных пёстрых цветов, как раз посередине. Надо лбом, круглая пластинка излучала яркий свет, словно зеркало, или скорее верный признак Богини Луны. Слева и справа круг завершали тянущиеся вверх змеи. А так же хлебные колосья… Но что больше всего поразило моё зрение, так это чёрный плащ, отливавший тёмным блеском. Обвившись вокруг тела и переходя на спине с правого бедра на левое плечо, как римские тоги, он свешивался густыми складками, а края были красиво обшиты бахромою.

Вдоль каймы и по всей поверхности плаща здесь и там были вытканы мерцающие звёзды, а среди них полная луна излучала пламенное сияние».

На картах Таро, и в искусстве древних, Изида иногда изображалась беременной, «полной» в полном смысле этого слова. На некоторых изображениях Изида попирает стопами скопище змей. Этот канон сходен с образом Непорочной из Откровения святого Иоанна.

Ну вот, пожалуй, и все о загадочной личности «улыбающейся тёти», продающей билеты в тайну. Изида в разных ипостасях семь раз является в Таро, и в сказке А.Толстого она принимает разные обличья.

Зрителей кукольного спектакля ожидает просветление, катарсис. «Одна кормилица даже прослезилась. Один пожарный плакал навзрыд». (Кормилица так же в некотором смысле «Изида». Богиню часто изображали кормящей грудью маленького Горуса.)

Неразрывную связь «балагана» и «Истины» провидел и Александр Блок в меланхолических стихах о доле бродячих комедиантов:

Над серой слякотью дороги

Не поднимается туман.

Везут, покряхтывая, дроги

Мой полинялый балаган.

Лицо дневное Арлекина

Ещё бледней, чем лик Пьеро.

И в угол прячет Коломбина

Лохмотья, сшитые пестро.

Тащитесь, траурные клячи!

Актёры, правьте ремесло,

Чтобы от Истины ходячей

Всем стало больно и светло.

 

Рисунок:

Розенкрейцеровская медаль, XVII век

(«Мужество и молчание»)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь