Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Путешествие на воздушном шаре



Цель деловой игры: дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т. д. Одного участника попросите быть наблюдателем). Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто - то должен выпрыгнуть из корзины. Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове. После завершения дискуссии происходит оценка работы группы. эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту “своей” профессии, умение выслушивать друг друга, “авторитарные манеры” и т. д.

С миру по нитке

Один из участников начинает рассказ, предлагая одно предложение, затем следующий по кругу добавляет к нему свое предложение, следующий — свое и так до тех пор, пока очередь не дойдет до начавшего. Затем кому-нибудь из группы предлагается вспомнить и рассказать все получившееся целиком. Остальные могут добавлять или поправлять рассказывающего.

Щепка на реке

Участники встают в два длинных ряда лицом друг к другу. Расстояние между участниками должно быть чуть больше одной вытянутой руки. Все дети – это вода одной реки. Тёплая, понимающая, ласковая. По реке по очереди плывут щепки (дети, начиная с какого-либо края). Они сами решают, как они будут двигаться: быстро или медленно, прямо или кружась, и т.д. Желательно щепкам закрыть глаза. Вода должна помочь щепкам найти дорогу. Все по очереди проходят сквозь реку и встают в конце строя. Важно, чтобы дети не отпихивали щепки, а бережно передавали.

Зоопарк

Ребята становятся по кругу, положив руки друг другу на плечи. Ведущий каждому на ухо, так, чтобы никто не слышал, говорит какое он животное. Затем объясняет правила игры: как только вы услышите своё животное, сразу же поджимаете ноги, а ваши соседи должны вас удержать. После рассказывается история «Как мы ходили в зоопарк», где упоминается каждое животное. Далее проводится второй тур игры. Опять каждому говориться животное, но уже одно на всех, и при рассказе о походе в зоопарк в итоге все дети падают.

Я змея, змея, змея

Участники стоят в круге, через одного —мальчик, девочка. Начинает вожатый, подходя к кому-нибудь со словами: « Я змея, змея, змея, хочешь быть моим хвостом?». Если ответ положительный, то спрашиваемый проползает под ногами ведущего, знакомится и своей правой рукой берет левую руку спрашиваемого через ноги. В случае отрицательного ответа звучит фраза: « А придётся!», идёт сцепление. Таким образом, с каждым разом змея всё больше и больше увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

Арам шам-шам

Ребята, держась за руки, образуют круг, в центре – ведущий с закрытыми глазами и вытянутой перед собой рукой. Ребята идут по кругу в одну сторону, водящий крутится в другую, и говорят слова: «Арам шим-шим, арам шим-шим, арамия гусия, гусия, гусия, покажи-ка на меня, на меня, на меня и раз, и два, и три!» Все останавливаются. Тот, на кого указал водящий, становиться к нему спиной, затылок к затылку. Все говорят: «И раз, и два, и три!» На последних словах участники в центре круга должны повернуть головы в стороны. Если оба повернули в одну сторону – участники обнимаются, если в разные – пожимают друг другу руки. В зависимости от отношений в отряде и настроя ребят можно целоваться и обниматься соответственно.

СЛЕПОЙ - ПОВАДЫРЬ

Это упражнение развивает доверие членов группы друг к другу, будит фантазию и творческую энергию.

  1. Поделите всех участников на небольшие группы по шесть-восемь 1 человек. Скажите примерно следующее: «Сейчас вы отправитесь в не большое путешествие. Вы должны будете закрыть глаза. Один из вашей группы будет гидом. Только он может оставить глаза открытыми».
  2. Затем группа встает в ряд друг за другом, первым стоит Гид. Игроки закрывают глаза, и каждый кладет руки на плечи впереди стояще (можно класть руки не на плечи, а на бедра).
  3. Путешествие должно длиться 15 минут. Оно может проходить как в комнате для занятий, так и в зале. Группа ходит вниз-вверх по лестницам и может выходить на улицу. Задача Гида - сделать путешествии как можно более интересным. Он вслух описывает группе воображаемые места, через которые пролегает их маршрут, указывает на воображаемые опасности, делится своими впечатлениями... Гид должен давать группе инструкции, как надо вести себя в данной местности идти на цыпочках, двигаться бесшумно, ползти на животе и т. д. Если Гид ведет группу по пустыне, он может сказать примерно следующее. «Вы с трудом переставляете ноги в горячем осыпающемся песке...

Сейчас начнется песчаная буря, повернитесь при ходьбе налево, чтобы ветер не дул вам в лицо... Песчаная буря усиливается... Встаньте и плотно прижмитесь друг к другу, чтобы вы могли прикрыть друг друга... Держите руки перед лицом, чтобы не вдыхать песок...»

  1. Остальные должны внимательно слушать советы Гида и выполнять все, что он требует, представляя себе все события как можно реалистичнее. Перед «путешествием» группа самостоятельно может решить, нужно ли заранее обговаривать маршрут.
  2. Гид отвечает за безопасность членов группы и заботится о том, чтобы никто не пострадал. Он должен сделать все, чтобы путешествие стало незабываемым для всех участников.
  3. Через 15 минут, когда путешествие закончится, все вместе обсуждают свои впечатления. Какое было настроение во время путешествия?
    • . Насколько уверенно чувствовал себя каждый?
    • . Было ли путешествие интересным?
    • . Какие эпизоды наиболее понравились?
    • . Были ли в путешествии критические моменты?
    • . Каким был контакт членов группы?
    • . Чувствовали ли члены группы общую поддержку, атмосферу взаимопомощи?
    • . Как себя чувствовал Гид?
    • . Может быть, ему больше бы понравилось в роли простого путешественника?
    • .'А кто бы сам предпочел роль Гида?
    • . Если бы упражнение решили повторить, что следовало бы изменить?

 

МОНСТР

"Ваша задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой от этой линии до той. Вы все должны пересечь стартовую линию одновременно, в то время как вся группа одновременно может иметь лишь 4 точки касания с землей." (Это условие подходит для групп из 7 человек и менее, если в группе более 7 человек, добавьте по одной точке касания на каждых троих участников)

«РОБОТ»

Создается игровое поле - обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары ("робот" и "оператор"). Задача "оператора" - с помощью своего "робота" собрать как можно больше спичек. Для этого он подает "роботу" словесные команды, стремясь детально и точно управлять движением его рук и ног, туловища. Задача "робота" - беспрекословно и точно выполнять команды своего "оператора". Глаза "робота" во время игры закрыты. Ведущему следует подчеркнуть, что "робот" не должен подыгрывать своему "оператору", он всего лишь послушный инструмент в руках "оператора". При включении в игру "оператор" начинает воспринимать неточности в движениях "робота" не как ошибки партнера по игре, а как свои собственные. Вместо спичек можно предложить любую другую двигательную задачу: начертить фигуру, завязать узел, пройти лабиринт, построить групповую скульптурную композицию и т.д.

Заставь их аплодировать!

Встаньте в круг. Нужен один доброволец. Попросите его покинуть комнату на 1 минуту. Предупредите группу: «Что бы он (доброволец) ни делал, повторяйте все его движения». А добровольцу дайте такую установку: «Ты должен во что бы то ни стало заставить этих людей тебе зааплодировать. Пока ты этого не сделаешь, задание не может считаться выполненным».

Атомный реактор.

Предварительная работа: на полу обозначается или чертится круг диаметром 3 метра.У каждого участника вожатый берёт какой – либо предмет, который кладёт в корзину. Далее корзину ставят в центр обозначенного круга. Задача каждого участника достать любой предмет из корзины не заступая в круг. Участник имеет право достать предмет только один раз, таким образом каждый участник достаёт предмет. Круг – это и есть "атомный реактор". Если кто – либо из участников заступает в круг, то всё начинается заново. Игра не заканчивается пока не достанут последний предмет.Данная игра способствует сплочению отряда, решение данной задачи возможно только при взаимодействии всего коллектива, ребёнок не может самостоятельно достать предмет, для этого ему необходима помощь всей команды. Вожатому следует обратить внимание на технику безопасности и способы решения поставленной задачи.

Игра на сплочение "Башни”

Цель В упражнении тренируются навыки взаимодействия в команде.

Необходимые материалы Детали для детского конструктора, карточки с инструкциями по количеству участников (одну и ту же инструкцию можно использовать для более чем одной карточки).

Инструкции, которые следует написать на карточках:

  • Башня должна иметь высоту в 10 уровней.
  • Башня должна быть не меньше 8 уровней в высоту.
  • Башня должна быть не больше 15 уровней.
  • В строительстве можно использовать только белые, красные и желтые «кирпичики».
  • Башня должна быть построена только из белых и желтых «кирпичиков».
  • Каждый уровень должен быть единым по цвету.
  • Шестой уровень башни должен быть желтым.
  • Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.

Игры на взаимодействие

В начальный период формирования детского коллектива неорганизованное взаимодействие ребят часто становится причиной их неприязни друг к другу, преходящей в конфликты, безразличия к делам коллектива, противопоставления себя всему коллективу и т.д. Избежать подобных неприятностей помогают специальные игры на взаимодействие, основная цель которых – установить близкие и доброжелательные отношения между детьми, а также между детьми и педагогами. При правильном использовании этих игр отношения складываются намного быстрее и благоприятнее, чем в любой другой ситуации.

“Зеркало”

Участники разбиваются на пары, встают лицом друг к другу. Один из партнёров – “зеркало”, и его лицо, следовательно, - отражение лица второго партнёра, оно должно следовать всем его движениям. Пусть некоторое время они делают, что хотят. Возможно один будет смешить, и отражению будет трудно за ним следовать. Затем дайте указание: “Смотрите в глаза своему партнёру и, используя периферическое зрение, следуйте его движениям. Делайте их достаточно медленно, в одном ритме, не старайтесь обмануть друг друга. Добейтесь того, чтобы нельзя было отличить, кто является “отражением”. После определённых достижений в синхронности пар можно предложить кому-нибудь из других пар определить, кто ведущий, а кто его отражение. После того, как пары сработаются, предложите поменяться партнёрами (возможна неоднократная смена партнёров).

Анализ: упражнение развивает умение чувствовать партнёра и схватывать логику его движения, это очень хорошее средство развития психологического контакта; упражнение развивает способность к перевоплощению, учит попытке смотреть глазами другого человека на привычные вещи, на окружающих людей, на самого себя.

Мост

Перед группой стоит стул, на нем бумага, скрепки или иголки, клейкая лента. Ведущий: Необходимо из предложенного материала построить мост, чтобы он не касался стула.

Слово

Подсобный материал – спички. Группа выстраивается в линию. Члены группы действуют поочередно. Ведущий: Вам необходимо написать слово, используя как можно больше спичек. На выполнение задания дается 10 минут. Задание рассчитано на выдумку членов группы, на изолированность друг от друга, отсутствие помощи, на самостоятельное принятие решения.

Бревно

Вся группа встает на бревно в определенном порядке. Членам группы необходимо поменяться местами: первый должен занять место последнего члена группы, второй – предпоследнего и т. д. Во время выполнения упражнения нельзя становиться на землю. Если хотя бы один человек из группы коснется земли, вся группа возвращается на исходную позицию. Как только группа выполнит упражнение, следует проанализировать действия ребят.

Упражнение Джеффа

Цели: ребята учатся свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать свое мнение. Упражнение помогает лучше понять мир, свой коллектив. Ребята учатся уважать мнение других. Упражнение проводится для большой по количеству аудитории в два этапа: первый – ответы на вопросы; второй – анализ происходящего.

Подготовка

Для ведения упражнения необходимы двое ведущих. Готовятся три плаката с надписями: «ДА», «МОЖЕТ БЫТЬ», «НЕТ». Крайние плакаты плакаты вывешиваются в двух концах зала, а средний – в центре. Ведущие располагаются в середине зала на возвышении, чтобы задаваемые вопросы были лучше слышны. После заданного вопроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему он выбрал именно этот ответ (встал именно под этот плакат). Желающий поднимает руку. Ведущий кидает ему мяч. Тот. у кого в руках мяч, имеет право на ответ.

Запрет: участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они высказывают только свое мнение.

Зеркало".

Один партнер изображает выполнение какого-то задания (пришивает пуговицу, печет пирог, выступает в цирке), а другой повторяет все его движения, выполняет роль зеркала. Жюри оценивает выступления актеров, игравших роль зеркала, по пятибалльной системе.

"АБВ".

В тройке участник А слепой, участник Б глухой, участник В парализованный (не говорит, не двигается). Тройка должна выработать общее решение, например, в какой цвет покрасить забор. (У кого-то даже получилось!)

Скульптура

Группа разбивается на две подгруппы. Первая подгруппа внимательно наблюдает за действием участников второй подгруппы, подмечает неточности в их действиях и по окончании игры высказывает свои замечания. Детям из второй подгруппы даётся следующая инструкция, после чего им завязываются глаза: «Ребята сейчас мы с вами поиграем. Я буду «скульптором», вы все- «комьями глины». Из одного «кома глины» я начинаю лепить «скульптуру», т.е. придаю какое-то определённое положение рукам, ногам, голове одного из вас. Этот человек и вся вторая подгруппа не будет видеть, что я с ним делаю, т.к. у вас в это время будут завязаны глаза. Поэтому вы должны быть очень внимательными и постараться мысленно представить себе ту позу, которую я вам придам.

 

Как только моя «скульптура» будет готова, она тут же сама превращается в «скульптора», который получает задание придать второму участнику игры точно такую же позу, в которой он только что находился сам, будучи «скульптурой». Второй участник проделывает точно такую же операцию с третьим, третий с четвёртым и так по очереди до конца. Учтите, что повязка с глаз «скульптуры» снимается лишь тогда, когда ноги и руки её будут приведены в исходное положение и «скульптура» превращается в «скульптора». Поэтому будьте внимательными и постарайтесь не делать ошибок в своих «скульптурах».

После выполнения упражнения участники первой подгруппы указывают, что произошла ошибка в «передаче информации», все вместе рассуждают, как и почему это могло произойти. Затем обе подгруппы меняются ролями.

КАТАСТРОФА В ПУСТЫНЕ

Известными аналогами этой игры являются 'Кораблекрушение', 'Посадка на Луне'. Упражнение имеет широкий диапазон задач: отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать 'шелуху', видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д. но в тренинге развития самосознания ведущему следует помимо указанного акцентировать внимание при обсуждении результатов на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время 'отключить' механизм психологической защиты и стать самим собой - именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы).

Время на это упражнение - не менее полутора часов.

Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

Ведущий дает группе следующую инструкцию:

- С этого момента все вы - пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При перелете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались не поврежденными после катастрофы.

Ваша задача - проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.


Список предметов:

1. Охотничий нож.

2. Карманный фонарь.

3. Летная карта окрестностей.

4. Полиэтиленовый плащ.

5. Магнитный компас.

6. Переносная газовая плита с баллоном.

7. Охотничье ружье с боеприпасами.

8. Парашют красно-белого цвета.

9. Пачка соли.

10. Полтора литра воды на каждого.

11. Определитель съедобных животных и растений.

12. Солнечные очки на каждого.

13. Литр водки на всех.

14. Легкое полупальто на каждого.

15. Карманное зеркало.


После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры - общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся споры-баталии когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итог игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является следующий: 'Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему'.

Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой - в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)?

Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?

Была ли выработана общая стратегия спасения?

Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?

Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?

Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?

Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер?

Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?

Какие способы поведения оказались наименее результативными?

Какие только мешали общей работе?

Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д. При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

Практически всегда возникает вопрос о 'правильном' ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которыми мы вправе не соглашаться, но вынуждены участь важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время, как другая часть имела ввиду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.

Итак, ответ:


Вариант 'Ждать спасателей' (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).

1. Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.

2. Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.

3. Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.

4. Карманный фонарь. Также средство сигнализации ночью.

5. Парашют красно-белого цвета. И средство от прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.

6. Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.

7. Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.

8. Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.

9. Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.

10. Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.

11. Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.

12. Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.

13. Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.

14. Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах.

15. Пачка соли. Значимости практически не имеет.


Вариант 'Двигаться к людям'. Распределения значимости будет иметь несколько иной вид:

1. Полтора литра воды на каждого.

2. Пачка соли.

3. магнитный компас.

4. Летная карта окрестностей.

5. Легкое полупальто на каждого.

6. Солнечные очки на каждого.

7. Литр водки на всех.

8. Карманный фонарь.

9. Полиэтиленовый плащ.

10. Охотничий нож.

11. Охотничье ружье с боеприпасами.

12. Карманное зеркало.

13. Определитель съедобных животных и растений.

14. Парашют красно-белого цвета.

15. Переносная газовая плита с баллоном.

Иногда прояснение взаимных впечатлений и открытый обмен обратной связью на первых этапах тренинга затруднены, и хотя игра остается полезной и эффективной, она не способна снять психологические защиты участников. Для ослабления напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью.





Упражнения на доверие

Доверие – это чувство, это мощное и важное воспитательное средство, в то же время это очень хрупкая вещь. Доверие – это ключик к личности ребенка. Заслужить доверие можно длительной работой, а разрушить его можно в один момент. Игры на доверие дают возможность укрепить лучшие черты характера детей, объединить группу, выявить и раскрыть уникальные и часто затаенные стороны личности.

 При проведении упражнений нужно быть внимательным, ваши указания должны быть четкими и понятными, необходимо наблюдать за всеми участниками и уделять особое внимание предотвращению возможных проблем.

«слепец и поводырь»

Цель: Формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению.

Задача: Получить опыт ответственности и беспомощности, определить уровень доверия партнёру

Оборудование: Повязки на глаза

Количество детей: Любое чётное (работа в паре)

Краткое описание:

Участники разбиваются на пары по принципу наименьшей привязанности. «Поводырь» ведет участника с завязанными глазами по комнате, преодолевая различные препятствия с помощью устных рекомендаций. Для создания более напряжённой атмосферы можно предложит «Слепцу» выступить в роли инопланетянина, ничего не знающего об этом мире. Тогда задача «Поводыря» осложнится объяснениями предметов, цветов ,вкусов, движений.

Игра завершается обязательным обсуждением полученных результатов.

 Слепые лесники

Разбейтесь на пары и завяжите глаза одному из партнеров в каждой паре. Зрячий игрок подводит напарника к дереву. Игрок с завязанными глазами исследует дерево всеми своими органами чувств (кроме зрения). Затем зрячий партнер отводит его обратно на старт. Повязка снята и игрок отправляется искать свое дерево. Потом партнеры меняются ролями.

 Веревочка

Участники завязывают глаза и берутся руками за веревку, за которую вы будете их вести. Отправляйтесь на прогулку. Старайтесь разнообразить маршрут: проходите между деревьев, построек, по открытой местности. Время от времени останавливайтесь и задавайте вопросы типа:

 Где мы: на солнце или в тени?

 Что за почва под ногами?

 Какие звуки вы слышите?

 Где мы: на открытой местности или среди деревьев?

 Дует ли ветер?

 Как вы себя чувствуете?

 Какие запахи вы чувствуете?

 Изменилась ли поверхность по которой мы идем?

 

И т. д...

Если участников много, то лучше разделить всех на две группы.

 Прогулка доверия

Разбейтесь на пары и завяжите глаза одному из партнеров в каждой паре. Впрочем группа может состоять из нескольких игроков с завязанными глазами и одного ведущего. Зрячий игрок ведет группу или партнера гулять. Продолжительность прогулки оговаривается заранее. После меняются ролями. После упражнение надо дать время участникам обменяться впечатлениями. Помните упражнение дает участникам получше узнать друг друга, поэтому внимательно разбивайте участников на пары.

 Прогулка енота

Енот не пользуется зрением, он в темноте передвигается на ощупь. Попробуйте стать енотом. Завяжите глаза. И отправляйтесь на прогулку на четвереньках, передвигаясь на ощупь.

 

Наблюдайте за всем участниками, что бы никто не поранился. Для предупреждения используйте свисток или другой условный сигнал. По вашему сигналу все должны замереть.

 Вслепую по голосу

Проводится так же как “Прогулка доверия”, но между ведущим и ведомым нет физического контакта. Ведущий передвигается медленно, рассказывает всякие истории, не умолкая. Меняет темп и направление движения.

 Идем по компасу.

 Выбирается объект на другом конце площадки. Все завязывают глаза и направляются к объекту. Им разрешается разговаривать друг с другом, но нельзя снимать повязки с глаз до тех пор, пока они все не решат, что достигли цели.

Вожатый контролирует безопасность.

 Храбрый неваляшка

Участники разбиваются на пары, становятся один позади другого, лицом в одну сторону. По команде ведущего, первый падает (колени не сгибать), второй ловит первого. Далее меняются местами.

 Живая лестница

Участники разбиваются на пары и встают в две шеренги. Каждая пара сплетает руки – это получается ступенька. “Ступеньки” разбиваются по восходящей. Верхняя ступенька не должна быть выше высоты плеч. Всходящий игрок взбирается по “ступенькам” распределяя свой вес равномерно и опираясь на каждую ступеньку только одной ногой или рукой. Освободившееся пара перебегает в конец “лестницы”, образуя там новую “ступеньку”.

 Паутина

Все участники группы должны пройти сквозь паутину из веревок, натянутых между деревьями, не касаясь веревок. Игрок, коснувшийся веревки, начинает проход заново с начала.

 Круг доверия

Все становятся в тесный круг, желательно физически сильных и слабых чередовать. Водящий в центре скрещивает руки и падает назад (колени не сгибать) Игроки его ловят и начинают перебрасывать его вперед-назад в круге. Предложите побывать в качестве ведущего каждому у частнику.

Вариант: водящему завязывают глаза.

 Подъем доверия (человековод)

Участники встают в две колонны по разные стороны скамейки. Желающий ложится на скамейку. Участники подсовывают под него руки На счет три поднимают его над головами и начинают медленно передавать назад. Как только “груз” достиг конца человековода, вверх поднимают следующего игрока, стоящего в первом ряду, и до тех пор пока не вынесут всех желающих.

 Падение доверия

Водящий встает на возвышенность (ступеньку, пенек, скамейку, стул) затем падает на руки заранее подготовленной группы страхующих, состоящей из не менее 8-10 человек. Страхующие становятся в две шеренги и протягивают руки вперед ладонями вверх.

Шпион в команде

Приведем интересную игру, впервые предложенную канадскими тренерами и консультантами Г. Томсоном и П. Пирсом для того, чтобы показать роль доверия и недоверия в командной работе.

 

Несколько команд решали нехитрую, на первый взгляд, задачу: требовалось разложить большое количество предметов на столе точно так, как они располагались на столе организаторов игры в другом помещении. У всех участников была возможность взглянуть на образец, но каждая такая “разведка” уменьшала время, отведенное для совместной работы команды. Подвох состоял в том (это было известно заранее), что в каждой группе находились коллеги, вытянувшие жребий “шпиона”. Во время коллективного обсуждения они должны были искажать информацию о расположении предметов, оспаривать правильные решения других участников. В результате они получали долю в выигрыше другой команды.

В этой ситуации игроки могли придерживаться одной из трех основных стратегий поведения:

 всеобщая подозрительность и попытки во что бы то ни стало выявить врага;

 доверие друг к другу, договоренность не тратить время на споры о намерениях, сосредоточение на задаче;

 промежуточный вариант, когда есть желание доверять, но нет решимости обсуждать проблему доверия открыто, что приводит к бесконечным спорам и неспособности принять решение.

 

 В первом случае члены команды не могли сосредоточиться на решении задачи, любое предложение вызывало сомнение. Атмосфера была настолько напряженной, что, когда один из членов команды решил отлучиться на минутку, его попытались не пустить: уж не шпион ли?

Во втором случае логика была очень простой: если большинство действует сплоченно, работая на общий результат, то один человек не сможет сильно повлиять на командные решения. И наоборот, общая неуверенность ведет к провалу, хотя “шпиона” может не быть в составе команды. Это и происходило в третьем варианте.

 Игра хорошо демонстрирует простую истину: в задачах, требующих совместных усилий и слаженности, доверие – это необходимость, а не сентиментальное украшение.

На практике последствия недоверия более существенные: команды, члены которых не решаются договориться о ценностях коллектива и правилах своей деятельности, рано или поздно оказываются в тупике, что в свою очередь приводит к еще большему кризису доверия в команде. Однако вместо того, чтобы извлечь уроки из ошибок, они задыхаются в атмосфере взаимных упреков.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.131 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь