Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия, культурология и социология об «идеале», «культурной норме» и «потребности»



Идеал и идеальное оказывались предметом интереса человека с древности; недаром вопрос о соотношении идеального и материального считается основным вопросом философии. Различные аспекты идеального и идеала являются объектом изучения философов, культурологов, социологов, искусствоведов, религиоведов, историков, психологов. В общее употребление слово идеал стало входить с конца XIX - начала XX столетия, главным образом, благодаря И. К-Ф. Ши́ллеру 1759—1805) [1].

«Идеал» (от греч. idea - идея, первообраз) - это обобщенное представление о должной, совершенной, желаемой эстетической и культурной ценности жизнедеятельности человека; единство существующего и должного; обобщает эстетическую практику человека, классов, социальных слоёв и целых эпох» [2].

Наиболее остро проблема философского идеала была поставлена в немецкой классической философии (И. Кант, И.Г. Фихте, В.Ф. Гегель, К.Г. Маркс). Согласно И. Канту, каждый шаг по пути прогресса есть шаг на пути реализации этого идеала, который люди всегда смутно чувствовали, но не умели теоретически сформулировать его состав [1]. «Единственно, где идеал может быть дан, это в искусстве, в художественном творении гения». «Если «характеристичное» (индивидуальное) преувеличено за счет «нормального» (абстрактно-всеобщей нормы), то красота исчезает и возникает карикатура».

Категория идеала обладает глубоким социальным значением. «Многообразие форм активности человека, жизнедеятельности создает ситуацию, когда у одного и того же индивида может быть несколько идеалов, отражающих основной круг его интересов, активности (общественный, эстетический, нравственный, научный, религиозный и др.). Общественный идеал, связан с выбором мотива, оправдывающего напряжение сил и энергии многих людей ради достижения определенных социальных и политических целей» [3]. По Веберу, «Идеал – это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя – выступает как своеобразный «эталон», мерило эстетической и культурной ценности любого жизненного явления» [1].

«Культурные нормы – это парадигмы-модели культур, регулирующие поведенческие структуры-паттерны людей, которые принадлежат к дифференцированным социоальянсам - сообществам, культурам, группам-бомондам. Отражают-интерпретируют мультирепрезентации индивидов о потребном, должном, необходимом» [4] «Культурные нормы – есть фундаментальное звено культурной системы; их стабильность – условие бытия самой культуры/…/ Культурная норма фиксирует устойчивые исходные моменты трансляции в процедурах примера, показа и языковой символики. /…/ Каждое конкретное общество, помимо всеобщих, общечеловеческих норм и ценностей, имеет и свои специфические представления о том, что полезно, разрешено, важно, а что вредно, запрещено, неважно; каким традициям и обычаям следовать, а каким нет; какие образцы поведения достойны признания, а какие должны быть отвергнуты и т.д. [3].

Культуролог А.Я. Флиер разработал собственную теорию развития культуры, выделив макро и микроуровни, и предложил собственную морфологию культурогенеза, обозначив такие частные процессы, как - генезис культурных форм и норм, который в своем развитии проходит четыре фазы:

а) инициирование инноваций (они могут быть вызваны либо «социальным заказом», либо творческим поиском отдельных личностей); 

б) создание самих культурных форм;

в) «конкурс» их функциональной и технологической эффективности;

г) внедрение отобранных в ходе «конкурса» форм в социальную практику производства и интерпретирования (в фазу конкурсного отбора включаются и формы культуры, заимствованные извне или из культуры прошлого) [5].

Итак, генезис культурных норм по Флиеру может быть представлен в виде логического ряда: инициирование — создание — конкурс — внедрение.

 «Потребность - это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия» [6].

«Общепризнанной классификации потребностей пока не существует /…/, на наиболее общем - философском уровне, потребности подразделяются на биологические и социальные, материальные и духовные, личные и общественные, рутинные и творческие. /…/ Социальные потребности сложнее биологических, поскольку связаны с качественно более высоким способом существования» [7]. Они «не передаются по наследству биологическим путем, а заново формируются у каждого человека в процессе воспитания, приобщения к культуре своего времени» [6]. При этом, «любая социальная потребность имеет свою биологическую основу, некий биологический пласт или компонент» [7].

«Материальные потребности – это потребности человека в обеспечении своего материального существования /…/, выделяется два пласта: относительно простые материальные биологические потребности и более сложные – материальные социальные потребности /…/. Духовные потребности – это /…/ потребности в познании, образовании, воспитании» и необходимости осознания смысла жизни [7].

«Механизм взаимосвязи индивидуальных и общественных потребностей /…/ это сложный процесс взаимодействия личных, групповых и общественных потребностей изменяется и эволюционирует, на протяжении истории /…/. Рутинные потребности, состоят в использовании уже произведенных предметов и услуг, /…/ а творческие – это потребности в создании новых материальных и духовных ценностей [7].

В социологии и психологии потребности подразделяются на объективные (первичные, витальные) и субъективные (вторичные). «Объективное в потребностях — это реальная зависимость человека от внешней природной и социальной среды и от свойств его собственного организма. Таковы потребности во сне, пище, дыхании и другие фундаментальные биологические потребности, без которых жизнь невозможна, а также некоторые более сложные социальные потребности. Субъективное в потребностях - это то, что привносится субъектом, определяется им, зависит от него. Субъективный компонент потребности является осознанием (правильным или иллюзорным) объективных нужд человека» [6].

 Сложность структуры потребностей заключается в том, что «человек может иметь объективно обусловленную потребность, /…/ но не осознавать этого /…/ или осознавать неясно, неточно /…/, смутно ощущать ее, но не находить путей ее реализации. /…/ В наиболее сложном случае субъективные стремления человека не совпадают с его объективными интересами и потребностями или даже противоречат им. В результате формируются так называемые псевдопотребности, /…/ неразумные потребности. /…/ Способы удовлетворения насущных потребностей постоянно меняются, порождая новые, вторичные, или производные, потребности. /…/ Экономисты формулируют особый закон – закон возвышения потребностей: удовлетворение одних потребностей ведет к формированию других, более сложных» [6].

«Самая известная попытка систематизировать потребности – это иерархия потребностей американского психолога А. Маслоу. Базовые /…/ потребности он расположил в виде пятиступенчатой пирамиды, начиная с насущных /…/ и кончая наиболее сложными – социальными» [7] (рис.2).

Рис.2 Пирамида потребностей Абрахама Маслоу

  1. Физиологические потребности
  2. Потребность в безопасности
  3. Потребность в любви и принадлежности
  4. Потребность в уважении
  5. Потребность в самореализации и самовыражении

 

«Маслоу считает, что потребности каждой последующей степени становятся для человека актуальными только после того, как на достаточном уровне удовлетворены потребности предыдущей стадии» [7]. Абсолютность данной позиции широко оспаривается и критикуется в научной литературе и подвергается сомнению и автором, но на данный момент времени альтернативной конкурентоспособной иерархии потребностей не изобретено.

1.1.2  Взаимосвязь понятий «идеал», «культурные нормы»

    и «потребности»

Рассмотрев и уточнив понятия в отдельности, важно выявить их взаимосвязь. Прямого ответа на данный вопрос в литературе найдено не было, поэтому автор выдвинул собственное предположение о соотношении понятий, подкрепляя свою позицию авторитетными мнениями.

Гипотеза: идеал первичен. Природа идеала заключается в том, что он манит, побуждает к действию, но не может быть воплощен, реализован. «Идеал, словно горизонт, всё время отодвигается в будущее по мере приближения к нему» (Иммануил Кант) [1]. Воплощенный идеал уже не идеал – это культурная норма. «Культурные нормы направлены на идеалы человечества, воплощение которых есть конечная и недостижимая цель культурных норм. /…/ Для любой культурной нормы есть идеальный уровень соответствия и некоторый диапазон допустимого изменения вокруг идеала» [8]. Идеал лежит в основе культурных норм индивида и общества в целом, позиционируя человека к стремлению воплотить идеал в реальность через культурные нормы. Идеал устойчив во времени и в определённых исторических условиях константен. Смена идеалов прямо пропорциональна смене эпох и стилей.

Культурные нормы так же обладают низкой дискретностью, но, в отличие от идеалов, гораздо больше подвержены влиянию тенденций времени, моды, появлению новых технологий. Культурные нормы более разнообразны, чем идеалы, то есть один идеал может иметь несколько интерпретаций в культурных нормах, в зависимости от принадлежности носителя к определенной культуре, классу, сообществу. «Культурные нормы оказывают мощное воздействие на мир потребностей» [7], формируют и преобразуют их. «Потребности индивида зависят от социальной среды и принятой в ней системы ценностей» [6].

«Механизм воздействия культурных норм на потребности можно свести к пяти основным составляющим:

1. Формирование потребностей на основе культурных норм;

    1. Потребности делятся на разумные и неразумные на основе представлений о ценностях и нормах;
    2. На основе культурных норм устанавливается очередность удовлетворения потребностей, их градация по уровню значимости;
    3. На основе культурных норм устанавливаются способы удовлетворения потребностей;
    4. Деятельность по целенаправленному формированию и изменению потребностей строится с учетом культурных норм» индивида [7].

Таким образом, рассматривая понятия в их взаимосвязи и взаимовлиянии, можно сформулировать иерархию, критериями построения которой служат сравнительная фундаментальность понятий, роль и устойчивость во времени (рис.3)

Рис. 3 Соподчинение идеалов, культурных норм и потребностей

Выводы по главе: Понятия «идеал» и «культурные нормы» играют важную роль в жизни социума, формируя и модернизируя «потребности» индивида, как части общества в целом. Знание и понимание значения понятий и их взаимосвязи важно представителю каждой профессии, чья деятельность непосредственно связана с социальной жизнью человека, и, особенно важно для архитектора, основной целью которого является создание комфортной и гуманной среды обитания индивида как части социума.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь