Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Широкополосное красноколодочное браное построение.



Трёхполосные полотенца а-а-а-1/2а

Вдоль р. Покать, левого притока Сожа. Взаимодействует с чечерской (р. Чечера, правый приток Сожа) и волосовичской (д. Волосовичи и деревни по реке Ковпите, правому притоку Беседи) традициями.

В ВМНТ хранятся экспонаты из следующих деревень:

- Бабичи (14; 278-374/26-42; конец XIX в. – 1930-е гг.);

- Городовка (1);

- Добрынь (1; 287/39);

- Залесье (2; 149/38-40; 1920–1930-е гг.):

- Кунтаровка (2; 390/33-39; 1910–1920-е гг.);

- Малые Немки (1; 298/36; 1920–1930-е гг.);

- Мотневичи (1; 292/40; начало XX в.);

- Новиловка (7; 228-392/28-38; конец XIX в. – 1925 г.);

- Нисимковичи (1; конец XIX в.);

- Селянин (1);

- Фёдоровка (10; 295-326/30-37; начало XX в. – 1920-е гг.);

- Юрковичи (1; 267/34; 1918 г.).

Отдельные переходные по композиции полотенца из деревень:

- Столбун (2; 304/43; начало XX в. – 1920-е гг.);

- Красный Пахарь (1; 1910-е гг.).

Рис. 22. В доме уже нет хозяев, но полотенце в красном углу ещё охраняет старый очаг. Селянин (Чечерский район). 2003 г.

Цвет — красно-белый.

Техники — браное ткачество. При взаимодействии с соседней чечерской традицией — введение закладов; с казацко-болсунской — заимствование переборов (перебор под полотно, двусторонний и односторонний переборы) и переложение на эту технику браных узоров.

Середина — белая, одноуточное четырехнитовое ткачество «в кружочки», «в ёлачку», «в кропельки». На границах с другими традициями — варианты белой середины «в проста» и полотняной с поперечными красными колодками.

Конец — одинаковые на обоих концах композиции типа а-а-а-1/2а в виде трёх с половиной полос с одним и тем же браным орнаментом. При взаимодействии с соседними традициями между этими «автохтонными» полосами узоров вводятся две «заимствованные» полосы в другой технике, чаще всего белофоновые. В результате композиция асимметричная (ас) превращается в зеркально симметричную (зс): а-б-а-б-а+1/2а или а-б-а-б-в. Но всегда сохраняются следы симметрии благодаря добавочным полосам сверху.

Колодки:

1) широкие красные, тканые по репсу «вольные полоски» между узорными полосами;

2) ряд «пруциков» между белой серединой и массивной основной композицией узорного конца.

Край: чаще всего бабичские ткани заканчиваются широкой полосой белых кружев с зубцами, иногда с кистями. Узоры весьма разнообразны. Различаются по деревням. Обычные мотивы — горизонтальная цепь ромбов, косые узоры, кресты, растительные.

Количество орнаментальных элементов: в составе одной полосы обычно два элемента. На самых старинных экземплярах они размещены асимметрично ( а-б ). Вероятно, склонность к симметрии в полосе приводит к появлению типа а-б-а, причём средний элемент редуцируется, а крайние укрупняются, образуя пару. Тройной повтор полос создает числовую «рифму» 2+2+2, в сумме двух концов 6+6 = 12. Другие закономерности возникают при взаимодействии с соседними традициями.

Происхождение орнаментов

В багаже знаков — весь набор раннеземледельческих символов. Часть узоров позднего происхождения, но геометрический орнамент и браная техника сохраняются как часть стиля. Разрабатываются формы ромбов и «восьмирожков» в направлении «бубки-цветки», «звёзды-цветки», причём геометрическая форма остаётся более важной: «чатырохрожка», «пяцирожка», «сямирожка», «дзесяцирожка». Только позднее возникают «рожины», «цвецики». Крест-«бабачка» в ромбе или в лучистом ромбе — ещё одна из излюбленных тем.

Терминология сохранилась более образная, чем в приснянской традиции, где набор знаков очень похож. Мы подробно рассмотрели фонд местных названий элементов во время описания приснянских тканей, потому что были вынуждены называть их узоры бабичскими именами (которые сохранились главным образом в Новиловцах и Нисимковичах).

Узорный конец: как мы говорили выше, бабичские и приснянские полотенца по конструкции орнамента представляют оппозицию. Она, как видно, даёт возможность ощутить те семантические влияния, которые воздействовали именно на узорную композицию, что позволило бабичской традиции донести до наших дней свой архаичный, краткий и выразительный «текст».

Целостная, технологически обусловленная традиция, которая «под замком» технологии сохранила архаичные черты — асимметрию, тип сочетания белой середины и полосатого конца, широкие репсовые красные колодки, старинное браное построение узоров типа а-а-а+1/2а, чётное число нитей в шаге орнамента и значительную высоту ступеньки, создающую «высокий» вариант фигур в композиции, что отличает бабичскую традицию от, например, неглюбской. По отдельности эти черты рассыпаны по тем традициям, которые изменились значительно сильнее. Бабичская сохраняет технологическую память об их происхождении.

Чечерская традиция.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь