Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление государственности и права на территории современной России в эпоху античности.



Наиболее яркие отечественные античные цивилизации были расположены в Приазовье. Именно здесь представлено значительное число материальных (археологических) свидетельств жизни и деятельности наших далеких предков в эпоху железного века. Кроме того, интереснейшие материалы, рассказывающие о нравах, быте, общественном устройстве местного античного населения имеются в наративных источниках, трудах греческих и арабских исследователей.

Так, например, скифские племена появились в Донском регионе в VIII в. до н.э. В VI – III вв. до н.э. скифы занимали пространство от Днепра до Закавказья. Именно в это время происходит формирование скифского античного протогосударства. Известны крупные поселения скифов в Крыму и Северо-восточном Приазовье: Неаполь (Крым), Гелон (Донецко-Днепровском междуречье), Елизаветовское, Кобяковское, Недвиговское и др. городища (Северо-восточное Приазовье).

Сарматы в У1-1У вв. до н.э. жили на территории от р. Тобол до р. Волги. Они представляли собой кочевые скотоводческие племена. Сарматы это собирательное название таких этносов как савроматы, аорсы, сираки, языги, роксаланы, аланы. В Ш в. до н.э. сарматы проникли в Северное Причерноморье, частично вытеснив скифов, частично ассимилируя с ними, восприняв ценности античной культуры. В начале 1 тыс н.э. сарматы перешли к оседлости и сформировали собственное протогосударство. Лидерство среди сарматских племен захватили аланы.

Верховная власть в государстве редко передавалась по наследству, а приобреталась на выборах знати.

Формирование у скифов и сарматов государственности, взаимосвязано с зарождением и развитием норм права. Правовые обычаи являлись правовой системой того времени. Обычай (от слов обвыкнуть, привыкнуть) – действующий источник (форма) права, специфический способ передачи нормативной информации от поколения к поколению. Обычаи, так же как и другие виды социальных норм, например, обряды, являются механизмом социального регулирования. Древние источники о народах Дона и Северного Кавказа свидетельствуют о наличии и функционировании данного механизма. Скифо-сарматские обычаи реконструированы учеными по наративным и археологическим источникам. Обычное право скифов и сарматов достаточно подробно изложено в работах античных авторов

В обычном праве народов Дона и Северного Кавказа нашли отражение нормы гражданского права. Имущество подразделялось на движимое и недвижимое. Частная собственность распространялась на движимое имущество, предметом которого выступали скот, оружие, украшения, инвентарь.

Земля принадлежала всему обществу, то есть орде, находилась в пользовании рода или семьи и подлежала ежегодному перераспределению на народном собрании. Наименьший земельный надел определялся территорией, которую всадник мог объехать за один день, наибольший надел не оговаривался. Относительно частной собственности были распространены нормы обязательственного права, подкрепляемые договорными отношениями. Многие элементы договорных отношений сопрягались с обрядами, что составляло так называемую символику права

Семейное право скифов основывалось на патриархальных обычаях. Главой семьи и единственным распорядителем имущества у скифов был супруг. Жена и дети находились в его власти и при смерти главы семьи переходили во владение наследнику. Совершеннолетним сыновья, образовавшим свои семьи, выделялась часть имущества отца, но преобладающим правом в наследстве обладал младший сын

Вообще, право минората (система наследования младшим сыном) было достаточно широко распространено, что объяснялось необходимостью облегчить старость родителей после совершеннолетия сыновей. Совершеннолетия, то есть полной дееспособности юноши достигали не по достижению определенного возраста, а по личностным качествам: убивший врага считался уже не юношей, а мужчиной.

В семейном праве сарматов было много общего со скифским семейным правом, и имелись особенности, в которых нашли отражение пережитки матриархата. Главой семьи была женщина. Сарматка имела право вступить в брак только после участия в боевых походах, то есть дееспособность, так же как и у скифов не достигалась по возрасту, а приобреталась. Имущественные и семейные права мужчины ограничивались. Современники называли сарматов «женоуправляемыми».

Обычное право скифо-сарматской цивилизации содержало и нормы уголовного права. Самое опасное преступление – нарушение обычаев и заимствование чужих наказывалось смертной казнью и отречением от имени вероотступника. Синкретность (слияние, соединение), тесная связь обычая с религией вполне характерно для обычного права. Другое тяжкое преступление – покушение и даже попытка покушения на жизнь царя.

Обычное право знало и такой вид преступления как убийство или обида, например, воровство. В этом случае действовал обычай кровной мести, при этом убийство врага обществом даже поощрялось.

В качестве наказания широко применялся остракизм (черепок, на котором греки голосовали за изгнание из общины).

Право народов Дона и Северного Кавказа позволяют выявить состязательный судебный процесс и розыскной суд. Состязательный судебный процесс описан в «Истории» Герадота и других наративных источниках.

Один из судебных прецедентов, записанный античным историком, несет много ценной информации. Во-первых, можно говорить о состязательном суде, в котором число судей обязательно нечетное: 3+6=9; 9+18=27 и т.д. (нечетное количество судей имело значение при голосовании). Во-вторых, суд состоял из нескольких заседаний, на которых обстоятельно (в понятиях того времени) взвешивались доводы сторон, принимались клятвы.

Состязательный суд царя проводился для решения споров между общинниками. Проигравший в таком суде подлежал смертной казни, выигравший пользовался почетом и уважением. Споры между общинниками могли рассматриваться в суде жрецов, который проходил в области, свободной от юрисдикции государства. Там же, у жрецов, можно было получить убежище от кровников или врагов.

Такими были общие черты скифского и сарматского обычного права, получившее у греческого ученого теолога Н. Дамасского (1 в. н.э.) емкое название «Свод странных обычаев».

В первой половине I тысячелетия н.э. началось Великое переселение народов. По территории Евразии проходили многочисленные миграции этносов с востока на запад и с севера на юг. В совокупности эти два направления давали очень сложную картину переплетения миграционных потоков, которые вовлекали в этногенетический процесс угасающие античные цивилизации. Волны переселяющихся народов прокатывались и по отечественным территориям: с востока – гунны, с севера – готы, из бассейна Вислы – праславяне. В процессе великого переселения народов формировались локальные позднеантичные общества, которые продолжали традиции Древнего мира.

В рамках Великого переселения народов, в середине 1 тыс. н.э. в лесной полосе европейской части современной России появились славяне, которые ассимилировали с многочисленными народами, сведения о которых нам дает археология. Это представители ананьевской , городецкой, дьяковской и других культур. Кроме того, формирующийся этнос постоянно контактировал с заселявшие северные пространства отечественной территории: угрофинскими племенами: меря, весь, мурома, чудь и др.

В У-УШ вв. и происходило на этой основе формирование русичей , которых на севере звали венеды, на юге склавины, на востоке анты. Судя по источникам чаще всего племена, в которые входили эти новые этнические образования, получали названия входящих в них славянских племен: поляне, уличи, радимичи, вятичи, древляне, северяне и т.д.

В рамках поздней античности происходило формирование Древнего русского государства. В УШ-1Х вв. на европейской территории Отечества сложились и развивались по крайне мере три племенных центра – Славия , Куявия и Артания. Первые два располагались соответсвенно вокруг Киева и Новгорода. Артания располагалась северо-восточнее первых двух. Однако в науке существует мнение южного местонахождения Артании. Эти союзы племен стали основой складывания Древнерусского государства.

Территория, занимаемая племенем, называлась «землею». Земли делились на «волости», называвшиеся именами городов – политических центров волостей. Главный город «земли» назывался «старейшим городом», где находилась резиденция князя.

Каждое племя составляло особое княжение и оно было независимо от других княжений, имело свои органы власти и свою систему права, т.е. свою государственность. Главные проблемы решались на народных собраниях – вече (от вещать – совещание). Вече существовало во всех городах, но значение органа верховной власти имело только вече старейшего города племени. Это вече соединяло в себе власть законодательную, исполнительную и судебную.

Власть гражданская не была отделена от власти военной. Защищать свое княжение – обязанность всего населения, способного носить оружие. В военных целях все волости делились на сотни и тысячи, состоящие под начальством сотников и тысяцких.

Ключевым в понимании становления отечественной государственности является – полюдье. Это ежегодный объезд князем подвластных территорий, «сбор одежд» (очевидно, пушнина) и сбыт собранных ценностей в Византию и земли Халифата. Полюдье было стержнем государственности, вокруг которого выстраивалась «вертикаль» власти: «князь князей», князь племени, старосты родов.

В составе народонаселения различались четыре категории: жрецы- волхвы, князья, свободные люди и рабы. Князья – бояре - старейшины - лучшие мужи были начальниками земель, волостей и городов. Людьми назывались все свободное население городов. Каждый горожанин мог быть земледельцем, ремесленником, воином, знахарем, а в случае избрания и боярином - князем.

Рабы назывались челядью. Источником рабства был военный плен. Причем, рабы не были в вечном рабстве, а только определенный срок, по истечению которого пленным предоставлялся выбор: откупиться, вернуться на родину или остаться в качестве людей свободных.

Важное значение для формирования устойчивой организации общества, складывающейся государственности имела «вервь» - семейная община. Во главе верви стоял старейший представитель этого сообщества, наиболее почитаемый «старец», «муж нарочитый» (позднее староста). Вервь состояла, как правило, из трех поколений. Далее в верви стоял старший сын старосты. Однако распоряжения старшего брата имели силу только с согласия младших. После сыновей шли племянники. По мере численного роста верви из нее обособлялись старшие сыновья.

Недвижимое имущество (двор) оставалось в наследство младшему сыну. Вервь сплачивала круговая порука – единая материальная, социальная и моральная ответственность. Происхождение слова «вервь» истолковывается по-разному. По одной из версий оно толкуется как веревка, связывающая родственников друг с другом.

Наряду с судебной властью вече была судебная власть князя, начальника волости и судебного собрания общины. Судебное собрание составляли домохозяева, их братья и сыновья, а также женщины приглашались на собрание только как свидетели. Суд вершили под открытым небом в центральном селении общины или на месте совершения преступления. Руководствовались нормами обычного права. В ряду доказательств играли важную роль клятва и судебный поединок.

Обвинение и защита перед судом, собирание доказательств и исполнение судебных решений составляли право и обязанность тяжущихся сторон. Потерпевший имел право простить преступника («шкодника»).

Закон давал право обиженному в некоторых случаях убить преступника до суда. Таковыми были: явные преступники, совершившие преступление при свидетелях; воры, пойманные на месте преступления и др.

Русское право позволяло многоженство, Жены приобретались насильственным похищением, пленением, покупкой, соглашением жениха с невестой и ее родителями. Жены, приобретенные по договору пользовались, большей свободой в имущественных правах в доле своего мужа. Каждая из них имела право распоряжаться своим имуществом. Имела равное с мужем право на развод. Жены, приобретенные посредством купли-продажи, воровства, грабежа или как военная добыча были под властью мужа.

Обряд расторжения брака требовал от супругов отправиться к ручью и встать на противоположных берегах. Взявши за концы тонкую ветку, тянуть ее до тех пор, пока она не разорвется. У воды совершался брачный обряд, у воды он и прекращался. Взрослый сын женился по указанию родителей. Когда у хозяина не было сына, а была дочь, то он брал себе приемыша, чтобы воспитывать его и женить на дочери.

По смерти хозяина, если в доме нет взрослых сыновей, все его права по управлению домом переходили к вдове до времени возмужания детей. Взрослые женатые и неженатые сыновья по смерти их отца имели право разделить между собой наследство или пользоваться им сообща, оставаясь жить совместно в родительском доме под главенством старшего по рождению или выборного из своей среды. Сестры получали приданое. При разделе все имущество умершего отца делилось на равные «паи» по количеству братьев, а паи распределялись по жребию.

Эти сведения о государственности и системе права позднеантичного периода отечественной истории историко-правовая наука черпает из археологических, этнографических свидетельств и наративных (описаний греческих и арабских путешественников) источников, в которых нормы обычного права описывались как Закон русский.

Таким образом, на территории современной России существовали античные цивилизации, со специфическим государственным устройством и правовыми нормами, которые оказали непосредственное влияние на возникновение древнерусского государства и права.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь