Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Взаимоотношение церкви и государства в процессе формирования централизовнного государства.



В рамках акматической фазы развития средневековой цивилизации, когда монархия по своей сути носит клерикальный характер, велика роль церкви во всех сферах жизни общества и государства. Церковь играла важную роль в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства, была поборником утверждения самодержавной власти. Священнослужители являлись авторами идей «Москва – третий Рим», «православное царство», «царь — помазанник Божий», гармонии властей (светской и духовной) которые были положены в основу концепции единства русской земли под руководством централизованного государства.

В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия Византийского патриарха (к этому времени Византийская империя пала), а в 1589 г. в России было учреждено патриаршество и Русская Церковь полную национальную самостоятельность. Эти факты свидетельствуют об укреплении позиций русской православной Церкви как внутри государства, так и на международной арене.

Церковь проводила политику, которая включала в себя освоение новых земель (создание скитов, монастырей и т.п.). Активно занималась обращением в православие народов северо-западных, восточных окраин Руси, в Поволжья. Реально участвовала в государственном управлении, важную роль в этот период играли Церковные соборы, которые являлись центром политической активности. Всё это делало Церковь важным союзником укреплявшегося самодержавия в условиях клерикальной монархии.

Церковь являлась не только серьезной идеологической и политической но и экономической силой Московского государства. Крупным землевладельцем церковь стала в результате того, что, во-первых, государство жаловало монастырям земельные участки и деревни, во-вторых, источником церковно землевладения были «вклады по душе», по которым монастырям передавалось имущество и земли, как плата за молитвы во спасение души вкладчика и по упокоенной душе, в–третьих, земельные владения церкви росли за счет вкладов от пострижения в монахи и наконец, за счет покупки земли. 

Факт обладания значительными богатствами неоднозначно оценивался внутри церковной организации, где сложилось две противоположных идеологических направлений. Сторонники одного - нестяжатели (Нил Сорский, Максим Грек и др.) выступали против участия церкви в политической деятельности государства и требовали отказа церковников от богатств, лишения церкви права владеть землями. Напротив, сторонники другой идеологической позиции – стяжатели или иосифляне (Иосиф Волоцкий и др.) защищали экономический статус церкви. Кроме того, они отстаивали положения о преобладании духовной власти над светской, о «симфонии», союзе властей, в котором светская власть помогает Церкви бороться с еретиками, а Церковь своим авторитетом поддерживает государственную власть.

На протяжении ХУ1 в. с переменным успехом шло то наступление на политические и особенно экономические права церкви, то принимались решения о консервации ее владельческого положения. Так, на Освященном (церковном) соборе 1503 г. состоялось решение о нерушимости экономического состояния церкви. В дальнейшем Иван 1У попытался поддержать позицию нестяжателей, он который одним из первых почувствовал возможность дальнейшего укрепления централизованной царской власти только с помощью идеологической поддержки православной Церкви. В середине ХУ1 в. царь Иван 1У выступил с идеей разделения духовной и светской властей. Он стремился провести политику секуляризации церковных земель. Однако процесс секуляризации не состоялся, государственная власть на этом этапе потерпела поражение в борьбе с Церковью, что было вполне закономерно в условиях клерикальной монархии. И все же по Судбнику 1550 г. удалось ликвидировалась привилегию монастырей не уплачивать подати в казну. Церковный собор 1551 г. принял Стоглав – сборник решений Собора в виде ста глав-статей из ответов на вопросы царя Ивана о церковном строении. В нем запрещалось основывать монастыри и храмы без особого разрешения, принимать земельные подарки от светских феодалов. Регламентировалась церковная служба. В то же время Церковный собор не одобрил намерения царя конфисковать земли церкви.

И все же на протяжении второй акматической фазы развития Средневековой цивилизации русская Церковь сосредоточила в своих руках значительные земельные владения и ценности. Церковные учреждения (приходы и монастыри) были крупными землевладельцами, обладали своей юрисдикцией и судебными органами. Церковь имела собственные военные формирования.

Вначале судебную власть Церковь осуществляла через священнослужителей, в конце ХУ в. духовными судьями становятся чиновники - архиерейские и митрополичьи бояре, наместники и дьяки. Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, монашество, церковных крестьян.

Церковные суды рассматривали как собственно церковные дела, так и светские. Церковные дела – это дела «греховные», которые вершили епископы с архимандритами и игуменами, без участия судебных чиновников по церковным правилам – Номоканона. Светским судам запрещалось вторгаться в эту сферу, за исключением тяжких уголовных преступлений. Светские дела, рассматриваемые духовным судом касались малозначительных уголовных правонарушений, а так же гражданских споров, и споров связанных с семейным правом. С 1589 г. центральным судебным органом Церкви стал суд Патриарха.

Основными источниками церковного права являлись Кормчая книга (сборник церковных и светских законов на Руси с XIII в., последний раз Кормчая была издана в 1839 г.); Мерило праведное (сборник состоял из византийских источников Прохирона, Эклоги и Закона судным людям и содержал нормы имущественного, залогового, наследственного права); Правосудье митрополичье (правовые акты митрополита) и Стоглав (свод законов, принятый на Церковном соборе 1551 г.). Кроме того, до ХУ в. акты государственной власти, регламентирующие положение Церкви принимались в виде уставных и жалованных грамот, княжеских уставов и носили удельный характер.

Содержание Стоглава (1551 г.) составили вопросы, относящиеся к церковному праву и внутрицерковным отношениям. В сборнике регламентировались: порядок богослужения, правила поведения духовенства монашества и мирян во время проведения церковных обрядов, литургии (обедня – русское название, у католиков – месса) - христианского богослужения, во время которого совершается причастие и т.п., статус монастырских вотчин, юрисдикция церковного суда.

Стоглав передал в подсудность епископам все монастыри и приходские причты - штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужители (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т.д.), запретив светским судам судить духовных лиц.

В области гражданского права статьи Стоглава регламентировали статус монастырских вотчин. Хотя государству не удалось провести секуляризацию церковного имущества, в статьях Стоглава прослеживается тенденция наступления на права церкви. Управление церковными землями было возложено на государство совместно с монастырскими властями. Стоглав обязывал вести строгую отчетность относительно земельных вкладов в монастыри и т.п. Ограничения касались и других сфер, например, Стоглав запрещал духовным лицам давать деньги и хлеб «в рост».

Сильному воздействию канонического (церковного) права в Х1У-ХУ1 вв. подвергалось семейное право. Законным, имеющим юридические последствия считался только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных – согласие их хозяев. Стоглав определял брачный возраст: 15 лет для мужчин, 12 – для женщин. Статьи Стоглава закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавливалась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданым жены без ее согласия. Указанные нормы семейного права корреспондируются со сводом этических правил и обычаев «Домострой», составленном в ХУ1 в.

Часть норм Стоглава отражала проблемы уголовного права. Это касалось вопросов о чародействе, языческих обрядов, лжеприсяги. Преступления против религии и церкви были в сфере церковной юрисдикции. Однако, наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков наказывали по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (Разбойный, Сыскной приказы). С середины ХУ1 в. церковные органы своими предписаниями запрещали светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п.

Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от Церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др.

Таким образом, на протяжении второй акматической фазы развития средневековой цивилизации происходило глубокое взаимодействие государства и Церкви, что отвечает содержанию клерикальной монархии. Церковное право в Х1У-ХУ1 вв. было направлено на укрепление власти церкви и усиление своего влияния на государство. Из правового поля в акматическую фазу средневековой цивилизации исключены еретики. Причем в условиях русского централизованного государства борьба с ними осуществлялась на основе постановлений церковных судебных инстанций, но государственными органами.

К концу ХУ1 в. взаимоотношения государства и Церкви были достаточно сложными и неоднозначными. Подвергалась пересмотру со стороны государства правовая регламентация церковной организации. Клерикальная монархия готовилась уступать место монархии сословно-представительной, в рамках которой Церкви отводилось иное место и иная роль.

 

Вопросы для закрепления материала лекции:

1. Каким образом великие князья боролись с самостоятельностью удельных князей в процессе создания централизованного государства.

2. Какие органы центрального государственного управления действовали во второй акматической фазе развития средневековой цивилизации в русской земле?

3. Что такое местничество?

4. Каковы функции Боярской думы и как они менялись в процессе формирования русского централизованного государства?

5. Каковы функции Земского собора, и какова его роль в государственном управлении по форме и содержанию?

6. Что отличает дворцово-вотчинная и приказная системы управления?

7. Как организовывалась работа приказов?

8. Какую роль сыграла «опричнина» в организации власти и управления Московского царства?

9. Что представляли собой вооруженные силы русского централизованного государства.

10. Какова роль податной системе, и какие подати и повинности несло большинство населения Московского государства?

11.Как начислялись подати в пользу государственной казны?

12. Какие изменения в налогообложении произошли в ХУ1 в.?

13. Какую роль играла церковь в процессе становления великорусского централизованного государства?

14. В чем состояла суть политики церковных организаций?

15. Каким образом церковь стала крупным землевладельцем?

16. Каково отношение к церковным богатствам и взаимоотношению церкви и государства «стяжателей» и «нестяжателей»?

17. Как и почему стали меняться взаимоотношения церкви и государства?

18. Каково основное содержание статей Стоглава?

 

 

Лекция 3 (т. 7)

Развитие русского права в процессе формирования единого централизованного Московского государства.

 

Цель лекции: изучить особенности правовой системы во второй акматической фазы отечественной средневековой цивилизации, проанализировать многообразные источники права периода становления централизованного русского государства, выявить общее и особенное в содержание важнейших памятниках права: Судебниках 1497 и 1550 гг.

План

1. Важнейшие источники русского права Х1У – ХУ1 вв.

2. Правовое регулирование имущественных отношений.

3. Уголовное право.

4. Процессуальное право.

1. Важнейшие источники русского права в Х1У-ХУ1 вв.

В акматической фазе развития русского средневековья ХIV-ХVI вв. в период объединения русских земель вокруг Москвы и становления единого централизованного русского государства в качестве источника права применялось обычное право, основным законодательным актом Московского государства Х1У-ХУ вв. оставалась Русская Правда в ее новой редакции Сокращенная Правда, созданная из Пространной Правды. Кроме этого, все большее значение приобретают такие источники права как великокняжеское (царское) законодательство, «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов.

С конца XV в. создаются новые сложные формы законодательства: общерусские кодексы – судебники, а так же указные (уставные) книги (например, Уставная книга Разбойного приказа), все большее место в системе источников права начинают занимать различные частные акты (духовные грамоты, договоры, акты, закрепляющие собственность на землю и др.).

Отдельные узаконения носили название грамот. Они издавались даже после создания судебников, которые не могли отразить все аспекты правовых отношений и являлись дополнением к судебникам.

Московские государи издавали: жалованные, уставные, судные, таможенные грамоты.

Жалованные грамоты охватывали широкий круг действия. В них верховная власть предоставляла льготы и привилегии физическим и юридическим лицам (а также целым местностям). Срок действия такого закона был ограничен временем правления его издателя. Для продолжения действия жалованная грамота должна была быть подтверждена следующим правителем.

Жалованные грамоты различались по предмету пожалования. Среди них были вотчинные в которых говорилось о размерах, характере земли и угодий, пожалованных данному лицу; льготные (иммунитетные), которые делились на обельные (освобождающие от податей и повинностей) и несудимые (освобождающие от суда местных властей, устанавливающие подсудность лишь княжескому суду). Кроме того, существовали тарханные грамоты, предоставлявшие полное освобождение от общих «тягостей суда и дани» и охранительные или заповедные грамоты, выдававшиеся лицам, находящимся под особой княжеской защитой.

Выдавая жалованные грамоты, великие князья создавали социальную опору своей власти в процессе становления централизованного государства, но по мере решения этой задачи начался процесс ограничения иммунитетов. Например, в Судебник 1550 г. было внесено положение о запрете выдавать тарханные грамоты и об изъятии ранее выданных грамот, а Стоглавый Собор (1551 г.) запретил выдачу «несудимых грамот» духовенству.

Регламентирование местного управления, было подробно отражено в уставных грамотах. Эти грамоты содержали положения, согласно которым население было обязано содержать кормленщиков (например, уставные грамоты Двинская 1397 г. или 1398 г. и Белозерская 1488 г.). Они определяли правила административной и судебной деятельности наместников и волостелей, а так же их перед центральной властью. Уставные грамоты содержали нормы пошлин, сборов и повинностей с населения.

С появлением земского самоуправления уставные грамоты, регламентировали порядок местного земского самоуправления, регламентировали Деятельность выборных должностных лиц. Такие уставные грамоты подразделялись на уставные земские и уставные губные и были правовой основой для работы земских и губных изб. В них определялся порядок выборов старост, судей, дъяков, целовальников, «излюбленных голов» и т.п. Кроме того, устанавливалась льготы и выплаты выборным должностным лицам и ответственность за злоупотребления должностным положением.

Вопросы уголовного и полицейского характера особенно тщательно рассматривались в уставных губных грамотах. Определялись правила надзора за проезжими людьми, порядок проведения «обыска лихих людей», их поимки, суда и казни, определялись размеры судебных пошлин, порядок взаимодействия губных судов с судами наместников и волостелей и центральными судами. Земскими грамотами регламентировался размер и порядок взимания оброка (плата за введение самоуправление).

Особое место в системе источников права занимали судные грамоты, которые содержали нормы гражданского и уголовного права. Они являлись основным источником процессуального права и выдавались населению отдельных местностей. Эти грамоты освобождали от подсудности местным правительственным органам и давали право избирать своих судей.

Деятельность как внешних, так и внутренних таможен регламентировали таможенные грамоты, в них устанавливались размеры пошлин, местности, предметы и лица, на которых ложились эти пошлины или которые освобождались от них. Например, Белозерская таможенная грамота 1497 г. предусматривала сбор внутренних таможенных пошлин путем сдачи их на откуп.

Самыми значительными памятниками русского права в период становления централизованного Московского государства были Судебник 1497 г. (великокняжеский) и Судебник 1550 г. (царский). Главной целью Судебников было распространить юрисдикцию великого князя, затем царя на территорию централизованного государства, ликвидировать правовые суверенитеты отдельных земель, уделов и областей. Это первые общерусские своды законов, с помощью которых создавалось единое правовое пространство.

Судебник 1497 г. внес в первую очередь единообразие в судебную практику Русского государства. Источниками Судебника являлись Русская Правда, Псковская судная грамота, текущее законодательство московских князей. В нем не только был обобщен имеющийся правовой материал, но и большое количество статей было написано заново. Он содержал главным образом уголовные и уголовно процессуальные нормы. Видимо Судебник 1497 г. не полностью заменил старое законодательство. Продолжали действовать, например, некоторые нормы Русской правды, в части, гражданского, в особенности обязательственного права.

Судебника 1497 г. состоял из 68 статей, содержание которых регламентировало деятельность центрального и местных судов, включало в себя статьи, относящиеся к уголовному праву, нормы материального права, преимущественно гражданского права и процесса и дополнительные статьи, посвященные процессуальному праву.

Судебник 1550 г. во многом развил принципы Судебника 1497 г. дополнил и исправил его. Треть статей нового судебника была новая по сравнению с Новый Судебником 1497 г. Изменения связаны были прежде всего с тем, что Судебник 1550 г. являлся основой реформ в середин ХУ1 в. Царский Судебник включал 100 статей, его структура почти полностью повторяла структуру великокняжеского Судебника. Однако, в отличие от него Судебник 1550 г. делил материал на статьи или главы и не использовал заголовков.

Второй Судебник подвергал материал более строгой систематизации. Так, статьи по гражданскому праву были помещены в одном отделе.

К наиболее важным нововведениям Судебника 1550 г. относились: запрет выдачи тарханных грамот и указание на отказ уже выданных грамот; провозглашение принципа закон не имеет обратной силы, выраженного в предписании впредь все дела судить по новому Судебнику; порядок пополнения Судебника новыми законодательными материалами.

Являясь основой реформаторской деятельности Ивана 1У, Судебник 1550 г. был дополнен статьями, устанавливающими строгие уголовных наказаний судьям за злоупотребление властью и неправосудные приговоры, а так же статьями, регламентирующими деятельность выборных старост и целовальников в суде наместников, «судных мужей» в процессе.

Царский Судебник вводил новые виды наказаний, например, тюремное заключение, а так же новые составы преступлений, например, подлог судебных актов, мошенничество и новые гражданско-правовые институты, в частности, был разработан вопрос о праве выкупа вотчины, уточнен порядок обращения в холопство.

Таким образом, во второй фазе развития отечественной средневековой цивилизации в Х1У-ХУ1 вв. общественные отношения регулировались многочисленными правовыми актами. При становлении и укреплении единого централизованного русского государства необходимо было установление нового законодательного порядка, который бы отменил различные правовые акты, составленные в разное время для отдельных регионов. Эта потребность в определенной степени была реализована в таких источниках права как жалованные, уставные, судные и таможенные грамоты, которые издавались московскими князьями в целях централизации государства. Создавались новые сложные формы законодательства – Судебники.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь