Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раскольников и его “двойники”. Значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова.



 --Лужин живет по принципу: «все дозволено», ничего святого в его душе нет. Действия Лужина безукоризненны с точки зрения господствующих законов и морали «сильных мира». Для достижения своих эгоистических целей он готов «преступить все препятствия». В этом теория Лужина схожа с теорией Раскольникова.

Основные черты Свидригайлова – вседозволенность, равнодушный цинизм, безграничное сладострастие.

--Роль Свидригайлова в романе велика: сблизив Раскольникова и Свидригайлова, предоставив им возможность общаться, автор, по мнению Н. С. Прокуровой, позволил главному герою «получше вглядеться в фигуру Свидригайлова и, увидев всю низость и мерзость его души, содрогнуться при мысли о том, что он и Свидригайлов теперь – «одного поля ягоды».

--В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Все эти герои – эгоисты, самоутверждающиеся за счет других. Сталкивая их, автор опровергает теорию Раскольникова о праве сильной личности.

Образы “униженных и оскорбленных”. Роль второстепенных персонажей для раскрытия замысла автора. Приемы создания образа Петербурга. Осмысление конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

--Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург. У

Достоевского есть в Петербурге любимые места, любимый сезон, любимое время.

Наиболее часто встречающееся время в его описаниях Петербурга – закаты солнца. У Достоевского

город живет человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мерзнет, болеет…

Петербург – это тоже «действующее лицо» в романе.

Петербург Достоевского – город контрастов. Он как бы меняет маски.

Город у Достоевского эмоционально воздействует на героев. Не описывая место действия, автор лишь

фиксирует ощущение от него. «Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы

сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где

найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге

Двойственность Петербурга Достоевский увидел не в контрасте «пышного» и «бедного», а во внешнем

великолепии с безрадостной изнанкой. Страшный в своей безжалостной

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.

Соня — своего рода предел кротости и страдания. Она мученица, ибо приносит себя в жертву во имя спасения своей семьи от голодной смерти. Следовательно, героиня заслуживает не презрения, а сочувствия.) В романе “Преступление и наказание” действительно поднимается проблема жертвенного поведения героини. Сюжет Сони Мармеладовой развивает в романе мотив блудницы. Она напоминает историю Марии Магдалины. Соня — натура деятельная, активная. Профессия по “желтому билету”, безусловно, позорна, отвратительна, но цели, ради которых она выбрала этот путь, по мысли писателя, самоотверженны и святы. Соня являет собой эталон, идеал нравственности. И здесь у Достоевского по-новому звучит мотив воскресения. Всю свою прошлую жизнь героиня считает мертвым сном. И лишь беда, несчастья семьи заставляют ее пробудиться. Она воскресает для новой жизни.

Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне.

--Библейские мотивы в произведениях Достоевского служили иллюстрациями для его размышлений о трагических судьбах мира и России, о духовности человека. Залогом возрождения России он считал обращение к идее Христа, «Сначала было Слово...» человек должен жить в соответствии заповедей.

Тема духовного восприятия личности, которую Достоевский считал главной, в литературе пронизывает все его произведения.

--Поскольку это роман - притча, то одним из центрального эпизодов является чтение «Евангелие». Ключевые слова эпизода «... Убийца» блудница, странно сошлись за чтением «вечной книги»... являются отражением библейского мотива и помогает понять философский смысл произведения. Увидеть художественное мастерство Достоевского.

Эпиграф «Сначала было Слово...». 10 заповедей. Эти нравственные принципы исповедуют многие персонажи Достоевского, вставшие на путь духовного возрождения. Главная их черта - чувство всеобщей скорбящей любви во спасение человечества. Основная стержневая мысль философии Достоевского: постепенно нравственное преображение каждого человека приведёт к обновлению всего общества.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь