Сюжетно-ролевая игра «Ночь триффидов»
Сюжетно-ролевая игра «Ночь триффидов» создана по мотивам произведения Джона Уиндема «День триффидов».
Возраст участников игры колебался от 13 до 45 лет.
Подготовка к игре. Особенно интересна ситуация, когда играть будет большое количество незнакомых людей. Мы рекомендуем проводить эту игру в малознакомом коллективе, так как она способствует сближению ребят. Но в игре могут участвовать и ребята, состоящие в более тесных общественных и дружественных связях (класс, группа). Тогда она станет
своего рода проверкой на сплоченность, на умение работать в группе.
Цели игры. Наша задача — провести досуговое мероприятие с элементами психодиагностики через погружение в экстремально-условную среду выживания индивидуумов. Игра позволит лучше узнать детей и научить их слаженным действиям в критических условиях (тотальное «ослепление»). Участвовать в этой игре могут и взрослые. Правда, они страшнее логики, поэтому играть им намного сложнее.
Игровая территория — словно замкнутое пространство, где ведутся игровые действия. Другими словами, такая территория, за пределами которой игра завершена. Это может быть школьный коридор с несколькими открытыми классами, освобожденными от парт и стульев. Здесь важно смоделировать игровое пространство, выдержанное в нормах техники безопасности (учитывая то, что наши дети во время игры ничего не видят, поэтому лучше обезопасить их от травм). Необходимо выделить одну комнату для коллективных собраний, откуда мы и начнем игру. Лучше, если на полу будет лежать ковер.
Игровой реквизит
- тканевые повязки из плотного материала (по количеству участников);
- два фонарика;
- пара свечей;
- бутылка емкостью 0,5 литра с шипучей газированной водой, на которой написано «Н2О» (ключ);
- плакат (1 х 0,5 м) с надписью «Если ты глазной врач — земляне победили и скоро ты вернешь им зрение. Если же нет —
- скоро Земля будет завоевана инопланетянами, а ты получишь почетное звание генерала-предателя»;
- саквояж с хирургическими инструментами (мензурки, баночки, леденцы);
- магнитофон со специально подобранными записями, нагнетающими атмосферу ужаса и безысходности, скотч.
- пристанище (штаб-квартира инопланетян), оборудованное за пределами игровой территории. Это может быть комната, находящаяся на другом этаже или просто изолированная от игровой территории. В ней должны быть кресло, несколько стульев,
- ваза с широким горлышком (2- или 3-литровая стеклянная банка). Сюда по ходу игры отводятся похищенные инопланетянами игроки.
Роли
Ролей будет немного. Это в основном игротехники:
- мастер;
- наблюдатели-помощники (2 — 3 человека);
- звукорежиссер;
- психолог (рекомендуем специалист в области детской психологии);
- доктор (им может быть взрослый, старший подросток, вожатый);
- игроки («ослепленные») — от 8 до 30 человек.
Начиная игру
Как уже было сказано, сюжетно-ролевая игра «Ночь триффидов» — вариант ночного сбора. Это объясняется тем, что в условиях реальной темноты проще смоделировать ситуацию человека, внезапно лишенного зрения. Романтика ночного сбора делает такую игру весьма привлекательной. Однако ничто не помешает провести ее в вечернее время и даже днем, необходимо лишь тщательно занавесить источники! света. Игра может продолжаться 1,5 — 3 ч. Ее протяженность во (времени напрямую зависит от размеров игровой территории: 1ч в комнате, 3 ч в коридорной сетке комнат.
Работа с игроками
Игровые приготовления лучше начать заранее. Участников следует предупредить о том, что они несколько часов будут задействованы в игре (не лишними будут рекомендации посетить до игры туалетные комнаты). Все игроки сначала находятся в освещенной комнате. Затем друг за дружкой они должны проследовать через темный коридор в комнату для коллективных собраний, немного освещенную свечами, сесть на ковер, образовав живой круг.
Включается фонограмма, специально подобранная для начала игры. Участникам предлагается передавать друг другу зажженную свечку, акцентировав свое внимание на пламени. После того как в атмосфере полной тишины свечка возвращается к началу цепочки, Мастер говорит: «Ребята, кто-нибудь из вас знаком с романом английского писателя Джона Уиндема «Ночь триффидов»? Скорее всего, кто-то из детей читал книжку или смотрел фильм, но необходимо все же рассказать фабулу романа».
Погружение в сюжет
В романе Джона Уиндема «Ночь триффидов» мы сталкиваемся с необычным космическим явлением — дождем из сверкающих метеоритов, сгорающих в верхних слоях атмосферы. Все на Земле прильнули к окнам своих домов, к окулярам телескопов и биноклей — никто не хотел пропустить необычного зрелища, какого раньше еще не было! Яркие вспышки метеоров чудесно переплетаются в звездном небе... До тех пор, пока все, наблюдавшие за этим зрелище, не слепнут.
Теперь представьте, что именно вы и есть наблюдатели этого атмосферного явления, а пламя свечки — таинственные небесные вспышки. (Включается фонограмма — убыстряющаяся, тревожная музыка. Мастера, находящиеся за спинами игроков, знакомят участников с правилами игры).
Правила:
- ребятам объясняется, где расположена игровая территория и где нельзя находиться во время игры;
- повязки на глазах снимать категорически воспрещается, так как игра ведется на честность;
- по игровой территории передвигаться можно вдоль стен, взявшись за руки (или как Удобно);
- подглядывать сквозь приспущенную повязку запрещается,
- если кому-то из игроков на голову одевается фуражка, шляпа, шапка, он должен стоять на месте и не разговаривать и полностью подчиняться приказам Macтepa; когда фуражка снимается, можно говорить;
- за выполнением правил игроками будут следить наблюдатели.
После объяснения правил необходимо дать сигнал наблюдателям, которые должны надеть ребятам повязки на глаза. Сильно сдавливать глазную область нельзя, повязка должна сидеть свободно, закрывая обзор, но и не спадать. Игроков предупреждают о том, что за всеми их действиями будут следить наблюдатели.
Ребятам сообщается, что их самая главная задача — просто найти Доктора, который, возможно, сможет вернуть им зрение. Настоящий Доктор должен откликнуться на вопрос, направленный к нему непосредственно: «Ты Доктор?». Пока объясняются правила, наблюдатели крепят плакат с надписью на стену (чуть выше уровня глаз самого высокого игрока) и отключают все источники света на игровой территории.
Первый этап игры
Ребят следует разделить на несколько групп и вереницей развести по игровой территории. Затем подается заранее обговоренный условный сигнал начала игры. Это может быть громкая голосовая команда, школьный звонок, грохот барабана, звон будильника — все, что угодно. Именно с данным сигналом начинают действовать правила «Ночи триффидов».