Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные модели социально-экономического развития западных стран в 17-18 веках.



XVII-XVIII века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.

Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя . К середине XVII века противоречия между капитализмом и феодализмом приобрели общеевропейский характер. В Нидерландах уже в XVI веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия» (Маркс). Но эта победа капиталистической экономики и буржуазной идеологии имела еще ограниченное, местное значение. В Англии эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба» (Маркс). Одновременно с Английской буржуазной революцией происходили революционные движения во Франции, Германии, Италии, Испании, России, Польше и ряде других стран. Однако на европейском континенте феодализм устоял. Еще целое столетие правящие круги этих государств проводят политику феодальной «стабилизации». Почти всюду в Европе сохраняются феодально-абсолютистские монархии, дворянство остается господствующим классом.

Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.

В XVII веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция XVI века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе — центр передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.

Однако в конце XVII века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции — странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В 18 веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.

Абсолютистская Испания — в XVI веке одно из могущественных государств Европы — в XVII веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной. Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины XVI века частично утратившая свою национальную независимость.

Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640—1660 гг.) и французской (1789—1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.

 

 9. Абсолютизм, его происхождение, смысл, разновидности.

Главной особенностью периода Нового времени в Европе было становление абсолютизма в период разложения традиционного общества в конце XV–XVI вв. с достижением его расцвета в XVII в. Абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. При абсолютизме пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость. Англия и Франция – первые государства Европы, где сложились абсолютные монархии в начале периода Нового времени. В Германии феодальная раздробленность сохранялась длительное время. Формирование единого национального государства в Италии также шло постепенно в течение всего периода Нового времени из—за наличия множества самостоятельных городов—республик. В Швеции, Испании и Португалии процесс формирования абсолютистских государств в начальный период Нового времени шел более успешно, чем в других государствах Европы.

Абсолютная монархия – полит. режим с юрид. неогранич. деспотич. властью. абсолютизм – особая соц.-полит. система, складыв. в ранний период перехода от традиц. в индустр. общ-ву и отраж. временный баланс соц. сил. создание общегос. бюрократ. системы, формир. пост. проф. армии, о/з общегос. налог. системы, унификация зак-ва и ад. устройства, созд. общегос. суд-след. аппарата, о/з гос. церкви, проведение единой гос. эк. пол-ки. Разновидности абс. режимов: 1) деспотический аб-изм – персонифицированная гос. система. ориентированная на проведение пол-ки в интересах династии, прав. группы, самодержца, со значит. долей волюнтаризма в определении целей проводимой пол-ки 2) консервативный – гос. система, ориентир. на охранительную пол-ку в интересах феод. соц. групп, опирающ. на идеалы традиц. ментальной системы, стереотипы полит. поведения масс. 3) теологический – гос. система, отлич. особой ролью церкви в составе гос. стр-ры – абсолютный монарх явл. одновременно главой нац. церкви, сосредоточивая в своих круках полит. и дух. власть 4) очаговый (региональный) абс. – формир. в ситуации гос. децентрализации на основе региональных сословно-монарх. режимов 5) просвещенный – ориентир. на общенац. консолидацию, ассимиляцию новых соц. групп, т.ч. через проведение протекционистской пол-ки, поддержку просветительской идеологии, проведение общенац. экспансионистской пол-ки. Особенности абсолютизма: во Франции – высокая роль гос. бюрократии, активная протекционистская пол-ка, активная экспансионистская внеш. пол-ка, отход от конфессионально ориентированной пол-кипо мере сглаживания религ.-гражд. конфликта. В Англии – отсутствие пост. армми, отсутствие разветвленной стр-ры гос. бюрократии, сохранение значит. полит. роли представительного органа власти – парламента, пассивная протекционистская пол-ка. Испания – жесткая централиз. власть, активная конфессионалная охранительная пол-ка, высокая полит. роль дворянства. активная внеш. пол-ка, отказ от внут. протекционистской пол-ки.

Степенью развития буржуазных слоев, равно как и особенностями предшествующего развития политических структур, в известной мере определяются конкретный характер абсолютистской власти, степень ее зрелости в той или иной стране. При этом абсолютизм как исторически преходящая форма феодальной монархии может иметь и черты внешнего сходства с другими формами «самодержавного» правления, основывающимися на иной социальной базе и восходящими к принципиально иным политическим традициям. Другими словами, абсолютизм рассматривается как форма государства, соответствующая заключительной стадии развития феодализма и характеризующаяся резко усиливающейся властью монарха и наивысшей степенью централизации. В переходный период формой политического господства феодалов является абсолютная монархия, т.е. когда буржуазия укрепляет свои позиции, но к власти пока придти не может. Опора абсолютизма – средние и мелкие слои дворян, ядро армии. Власть монарха неограниченна и самостоятельна (в известном смысле) по отношению к обоим сословиям в целом. Абсолютный монарх опирается на постоянную армию, бюрократию (лично подвластный ему аппарат), систему постоянных налогов и церковь. Абсолютизм был весьма действенной формой государства, использовавший буржуазное развитие в интересах, и для сохранения позиций господствовавшего класса феодалов. В интересах последнего он обеспечивал получение феодальной ренты, подавляя антифеодальную борьбу масс, значительную часть налоговых поступлений тратил на придворную знать, вел войны. В то же время абсолютизм оказывал поддержку и буржуазии – проводя политику меркантилизма и (торговые войны, откуп налогов, займы короля) и протекционизма. Королевская бюрократия создавалась за счет буржуа. Существуют особенности абсолютизма в разных странах.

Нижняя хронологическая граница абсолютизма условно может быть отнесена к концу XV-началу XVI в. Распространенным является представление о XVI и первой половине XVII в. как о периоде «раннего абсолютизма», хотя английский абсолютизм (наличие которого, впрочем, отдельные школы и направления зарубежной историографии отрицают) прошел в течение XVI в. стадию зрелости и вступил в полосу затяжного кризиса, разрешившегося буржуазной революцией середины XVII столетия. Абсолютизм продолжает начатое ранее присоединение окраинных территорий, резко сдерживает центробежные, сепаратистские устремления феодальной знати, ограничивает городские вольности, разрушает или меняет функции старых органов управления на местах, формирует мощную центральную власть, ставящую под свой контроль все сферы экономической и социальной жизни, производит секуляризацию церковного и монастырского землевладения, подчиняет своему влиянию церковную организацию. Органы сословного представительства (Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.) утрачивают значение, которое они имели в предшествующий период, хотя в ряде случаев и продолжают существовать, образуя причудливый симбиоз с новым бюрократическим аппаратом абсолютизма. В Англии парламент, созданный еще в XIII в. как орган сословного представительства, становится неотъемлемой частью абсолютистской системы, а король, согласно широко распространенным в английской политической литературе представлениям, обретает всю полноту власти лишь в сотрудничестве с парламентом. Специфика английского абсолютизма, а в последующем и характер его кризиса, во многом были обусловлены особенностями социальной структуры английского общества, близостью экономических позиций и классовых интересов нарождающейся буржуазии и значительной части среднего и мелкого дворянства. Сравнительно медленное развитие французского абсолютизма в значительной степени было связано с сохраняющимся социальным преобладанием дворянства и неразвитостью капиталистических элементов, а также с рядом других факторов социально-экономического, политического, географического характера, питающих центробежные тенденции в ущерб центростремительным. Созданная французским абсолютизмом мощная бюрократическая машина, наличие которой зачастую рассматривается как наиболее характерная черта абсолютистского государства вообще, в XVI-начале XVII в. еще сохраняла множество архаических элементов. Реформы 20-30-х годов XVII в., ограничивавшие позиции феодальной аристократии и чиновничества, стали своего рода прелюдией к вступлению французского абсолютизма в «классическую» стадию развития, начавшуюся во второй половине XVII в. Особенности испанского абсолютизма можно в известной мере объяснить крайней узостью его социальной базы, ограниченной исключительно дворянством, которое занимало доминирующее положение в классовой структуре испанской монархии, оттеснив на задний план средние предпринимательские слои. Слабая заинтересованность испанского дворянства, важный источник доходов которого составляли драгоценные металлы из колоний, в развитии национальной экономики сочеталась с преимущественной ориентацией политики правящей в стране австрийской династии Габсбургов па внешние по отношению к Испании цели (достижение гегемонии Габсбургов в Западной и Центральной Европе, борьба с реформационными движениями, расширение колониальной империи в Америке). Агрессивная внешняя политика испанского абсолютизма находила мощную поддержку среди всех слоев дворянства, составлявшего в XVI в. основу испанской армии и видевшего в осуществлении этой политики дополнительный источник доходов. Особую специфику имело утверждение абсолютистских форм правления в Германии, представлявшей в рассматриваемый период конгломерат государств и политических образований в рамках Империи. Императоры, избиравшиеся коллегией курфюрстов, продолжали сохранять далекие от реальности претензии на политическое руководство «христианским миром», хотя в самой Империи их власть резко ограничивалась старой имперской аристократией и новой территориально-сеньориальной знатью, «имперскими чинами», представленными с конца XV в. в общеимперских собраниях (рейхстагах). Национальная имперская традиция, воплощавшаяся в конкретной политике Габсбургов, содействовала развитию регионально-партикуляристских тенденций, упрочению территориальной государственности и в конечном счете вела к формированию в отдельных землях мелкодержавного абсолютизма, расцвет которого приходится на вторую половину XVII в. В отличие от абсолютизма крупных западноевропейских государств региональный, мелкодержавпый абсолютизм в Германии не только не играл централизаторской роли, но и, напротив, содействовал усилению политической обособленности отдельных германских земель. Реформация, Крестьянская война 1524-1526 гг., последующие внутриимперские конфликты также содействовали закреплению территориально-политической раздробленности немецких земель, получившей дополнительную конфессиональную окраску. Опора каждого из конфессионально-политических германских лагерей - католического и протестантского - на внешние силы постепенно превращала Германию в сферу столкновений интересов других европейских государств, приведших к общеевропейской Тридцатилетней войне 1618-1648 гг. Вестфальский мир оформил раздробленность Германии, сохранявшуюся на протяжении двух последующих столетий. Региональный тип абсолютизма сложился в течение XVI в. и на территории Италии, где он пришел на смену региональным сословным монархиям и городам-республикам. При этом структуры Савойского герцогства были близки к французскому типу абсолютной монархии, а структуры Неаполитанского королевства и Папского государства - к испанскому типу. Собственно итальянский вариант абсолютизма получил воплощение в Тосканском великом герцогстве и других государственно-политических образованиях, сложившихся на базе синьорий. Неизменным вплоть до XVIII в. оставался государственный строй Венецианской республики, классовой базой которой являлся преимущественно патрициат, а также отчасти городская аристократия и дворянство подчиненной территории, что позволяло ей осуществлять те же классовые функции, что и монархии абсолютистского типа.

Элементы абсолютистского правления (создание центральных государственных учреждений, попытки лавирования между соперничающими социальными слоями) возникали с начала XVI в. и в странах Скандинавии, однако они не обрели здесь устойчивых форм. Вслед за краткими периодами усиления королевской власти следовали периоды политического преобладания отдельных феодальных групп.

 10. Нации и национализм в истории Нового времени.

Национализм как социальное явление привлекает внимание исследователей уже более ста лет, и за это время появилось множество его определений. С точки зрения Э. Геллнера, « национализм — это, прежде всего политический прин­цип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать, а также, чтобы управляемые и управляю­щие в данной политической единице принадлежали к одному этносу».

В свою очередь, Ганс Кон определяет национализм как «состояние ума, акт сознания преобладающего большинства какого-либо народа, убежденного, что высшей ценностью личности должно быть национальное государство», которое признается «в качестве идеальной фор­мы организации народа, источника всей творческой культуры, энергии и экономического благосостояния». Для Г. Кона националистическое сознание тождественно национализму и включает также веру в то, что человек должен проявлять «высшую преданность» своему народу. Английский историк и политолог Эрик Хобсбаум также дает свою периодизацию развития национализма и интерпретацию понятия «на­ция», которые нам представляются наиболее адекватными нашим целям.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 1410; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь