Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пресвитериане и индепенденты. Оливер Кромвель.
Индепенденты (англ. independents, буквально — независимые), приверженцы религиозно-церковного течения, представляющего одно из направлений протестантизма; в период английской буржуазной революции 17 века — политическая партия, выражавшая интересы радикального крыла буржуазии и нового, обуржуазившегося дворянства. И. оформились в Англии в 80—90-х гг. 16 в. как левое крыло пуритан и складывавшейся буржуазно-дворянской оппозиции абсолютизму и господствовавшей англиканской церкви. В противовес правому крылу пуританизма — пресвитерианам — И. (другое название — браунисты, по имени основателя Р. Брауна, конгрегационалисты, сепаратисты) выступали за полную автономию и самоуправляемость каждой общины верующих, решительно отвергая всякую церковь, берущую своё начало от государства. На первом этапе английской революции И. возглавили восстание против абсолютизма Стюартов, отражая в этот период в известной мере чаяния широких народных масс. После военной победы над королём (1646) в рядах И. произошло размежевание. Демократические элементы выступили против буржуазно-дворянского крыла, возглавлявшегося О. Кромвелем, считавшим революцию в основном законченной, и создали самостоятельную партию левеллеров. Под натиском народных низов Кромвель и его приверженцы вынуждены были пойти на решительные революционные меры (казнь короля и уничтожение палаты лордов). Годы индепендентской республики (1649—53) и протектората (1653—59) ознаменовались крупными земельными спекуляциями, разгромом демократических движений левеллеров и диггеров, безудержным колониальным грабежом, захватнической внешней политикой. После реставрации Стюартов (1660) партия И. сошла с политической арены. Религиозно-церковное течение И., продолжающее существовать в Англии и ряде других стран, более известно под названием конгрегационалисты. 20 апреля 1653 года Кромвель, ставший одним из наиболее выдающихся вождей буржуазной революции, разогнал «охвостье» Долгого парламента. Однако открыто взять власть в свои руки Кромвель не решился. Он созвал новый, так называемый Малый парламент, депутаты которого избирались и населением графств, а местными религиозными обществами в главе с индепендентскими священниками. Это был однопартийный индепендентский парламент, и Кромвель надеялся, что люди его партии окажут ему полную поддержку. Но депутаты парламента (называемого Бербонским по имени одного из деятельных депутатов) отнюдь не выражали намерения стать игрушкой в руках диктатора. Это были суровые индепенды из провинции, сохранившие идеалы раннего пуританства, пропитанный духом левеллерства. Для них ссылка на библию была не привычной формулой, искусственно притягиваемой для доказательства нужного положения, а действительным «источником мудрости». Воздержавшись от ассигнования новых средств на войну, этот «парламент святых» занялся принципиальными вопросами общественного и государственного устройства. Он успел сделать немногое: издать закон о гражданском браке, упорядочить сбор акцизов, освободить из тюрем заложников, не имеющих возможности заплатить долг. Но Бербонский парламент занялся подготовкой крайне важных форм революционного характера: об отмене десятины, кодификации права и даже об освобождении копигольдеров от повинностей, то есть превращения копигольдеров во фригольд. Уже одно только обсуждение этих вопросов вызывало ненависть к Бербонскому парламенту со стороны церковников, сквайров, джентри, корпораций юристов, крупной буржуазии. Среди депутатов усилилось умеренное крыло, отражавшее эти настроения. Под давлением армейской верхушки умеренные элементы провели постановления о самороспуске парламента (12 декабря 1653 год) и передаче всей власти Кромвелю. А через несколько дней Кромвель был провозглашен «лордом — протектором свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии». Пресвитериане (англ., единственное число presbyterian, от греч. presbýteros — старейшина), умеренное крыло английских и шотландских пуритан; политическая партия периода Английской буржуазной революции 17 века. Пресвитерианство основано в Шотландии учеником Ж. Кальвина Дж. Ноксом в середине 16 в.; признано гос. религией Шотландии в 1592. Пресвитерианство требовало строгого единообразия, упрощения и удешевления церковного культа, замены епископов выборными старейшинами (пресвитерами), централиз. церкви, ослабления её зависимости от гражд. власти. В Англии общины П. возникли в 70-е гг. 16 в., а с началом революции приобрели значение политической партии, которая выражала интересы купечества и буржуазии, а также части нового дворянства. В Долгом парламенте с 1640 до 1648 П. имели твёрдое большинство. В 1643 под их влиянием была заключена "Торжественная лига и ковенант" с Шотландией, а в 1644 пресвитерианство стало в Англии государственной церковью. П. боялись углубления революции и стремились достигнуть соглашения с королём, что вызвало недовольство не только широких народных масс, но и радикальных кругов буржуазии и нового дворянства, группировавшихся вокруг индепендентов, и привело к изгнанию П. из Долгого парламента в конце 1648. После смерти О. Кромвеля (1658) П. активно стремились вернуть себе власть и заключить соглашение с королём; в 1660 способствовали реставрации Стюартов, после чего сошли как партия с политической арены. 14. Левеллеры и диггеры. Д. Лильберн и Дж.Уинстенли. Казнь Карла I означала, что индепенденты отказались от монархии и пошли на установление такого государственного устройства, которое принято называть республикой. Палата общин провозгласила себя высшей властью в стране. Были приняты законы об уничтожении палаты лордов и уничтожении королевского звания. Главную роль в управлении в период индепендентской республики (1649-1653) играл Гос. совет, обладавший чертами исполнительного органа власти. 19 мая 1649 года новое государство было провозглашено официально (Карикатура ''Королевский дуб Британии''). Поначалу положение режима не казалось прочным. Потребовалось время, чтобы устранить опасность новых роялистских восстаний. Серьезные опасения у лидеров индепендентов вызвала активность левеллеров, которые сочли, что новая власть не имеет общего с демократическим республиканским идеалом, провозглашенным в "Народном соглашении". Краеугольный камень платформы левеллеров – принцип первичности, верховенства и суверенности власти народа. Левеллеры не просто провозгласили этот принцип, они обогатили его положением о неотчуждаемости народного суверенитета. Законы самой истории, ответственность перед потомками и предками воспрещают нации отчуждать кому-либор свою власть. Аналогичным образом решался левеллерами вопрос о правах и свободах индивида. По крайней мере свобода личности и право собственности, свобода совести и печати, свобода промышленной и торговой деятельности, равенство всех перед законом и судом объявлялись прирожденными и неотъемлемыми. Никакие власти и никакие органы не полномочны отменять или изменять естественные права и свободы человека. Данное мнение покоилось на той презумпции, что естественные права и свободы людей существуют раньше и стоят выше гражданского, позитивного закона. Среди всех других политических течений левеллеры выделялись своим бескомпромиссным отрицанием, каких бы то ни было форм монархического и олигархического правления. Их идеал – республика, в которой проводятся выборы в однопалатный парламент, а само законодательное контролируется народом. Свобода совести и печати, равенство всех пред законом, с гарантиями личной неприкосновенности вроде суда присяжных — неотъемлемые права граждан, ограничивать которые не может даже верховная власть народа. Этим, в сущности, вводилось и отделение церкви от государства, так как никакая власть не могла принуждать кого бы то ни было к доставлению средств на содержание духовенства. От власти законодательной и исполнительной левеллеры отделяли судебную власть, вручая ее одним присяжным, разрешающим своими приговорами как вопросы факта, так и вопросы права, причем судоговорение должно быть публичным и гласным. Сохраняя исторические основы семьи и собственности, левеллеры добивались уничтожения всех остатков феодализма, стояли за народные формы землевладения, за вечнонаследственную аренду, признавали равенство всех пред налогом и обложение каждого сообразно его имуществу, восставали против привилегий и монополий и стремились к свободе торговой и промышленной деятельности. Новаторским является выдвинутый левеллерами тезис: в целях предотвращения узурпации власти, во имя сохранения свободы народа необходимо избежать сосредоточения всех публично – властных полномочий в одних руках, даже если это будут руки законодателей. В политической программе левеллеров отчетливо видна платформа буржуазной революционной демократии. Заслуга левеллеров состоит в раскрытии тех политически–организационных и правовых условий, при которых государство, законодательство Нового времени способны служить интересам общества, гарантировать права и свободы личности, выступать факторами социального прогресса. В памфлетах Лильберн и другие левеллеры подвергли острой критике не только Гос. совет, но и парламент. В них был сформулирован вопрос, следовало ли подчиняться режиму, который левеллеры рассматривали как незаконный. Не удивительно, что в конце марта Гос. совет распорядился арестовать лидеров левеллеров Лильберна, Овертона и Уолвина, а также Томаса Принса. В Тауэре они пишут "Манифест", в котором защищают свои идеи от "клеветы", обрушившейся на них. В Лондоне началась кампания в их защиту, инициаторами которой выступили жены Лильберна и Овертона и другие женщины, близкие к движению (удивительный факт в культуре пуританизма). Арест лидеров левеллеров вызвал волнения в армии, пик которых пришелся на конец апреля-начало мая 1649 года. Попытка восстания была подавлена Кромвелем и Ферфаксом, за что Сити выразило им "сердечную благодарность". Несколько сотен солдат восставших двух полков бежали, около четырехсот были схвачены, четверо приговорены к смерти, из которых трое действительно казнены. Новая серия волнений под лозунгами левеллеров пришлась на осень того же года, но и они были быстро подавлены офицерами. Таким образом, к 1650 году движение левеллеров лишилось своей главной опоры в армии. Большая часть его лидеров, оставаясь противниками индепендентов, отказалась от насильственной борьбы и присоединилась к религиозным пуританским сектам. То же случилось и с самим Лильберном: осенью 1649 года он предстал перед судом по обвинению в государственной измене, но был освобожден, а затем выслан из страны. Вернувшись в Англию, он присоединился к квакерам. Характерно, что Лильберн и другие левеллеры подчеркивали, что их позиция принципиально отличается от диггеров, что в отличие от последних они реалисты. Действительно, наиболее радикальное политическое требование левеллеров, сводившееся к введению всеобщего избирательного права для мужчин (не католиков), было не таким уже невозможным: в некоторых городах правом избирать пользовались практически все домовладельцы. Некоторые положения программы левеллеров имели продолжение, тогда как идеи диггеров остались только в истории социалистических учений. Индепенденты были напуганы активностью левеллеров. Если те и другие выступали единым фронтом против пресвитериан, то в то же время между ними были острые противоречия, получившие наиболее яркое выражение в политической борьбе, которая происходила в армии в 1647 г. Индепенденты стремились взять солдатское движение под свой контроль. Именно для этого был учрежден общеармейский совет, в который вошли высшие офицеры армии, агитаторы всех полков и по два офицера от каждого полка. Общеармейский совет, имея в своем составе активных левеллеров и агитаторов, а также видных индепендентов, начал играть очень большую роль в политической жизни страны. В общеармейском совете стали обсуждаться даже проекты будущей конституции Англии. Левеллеры и агитаторы выступили с критикой проекта индепендентов, сформулировав свои собственные требования в документе под названием «Дело армии». Это главным образом документ армейских левеллеров и агитаторов. Большое место отводилось здесь экономическим вопросам. Левеллеры требовали отмены монополии, уничтожения десятины, прекращения огораживаний, возвращения крестьянам отнятых общинных земель. Кроме того. «Дело армии» содержало ряд положений о будущем политическом устройстве Англии. Индепенденты во главе с Кромвелем и Айртоном выступили с критикой предложений левеллеров. Развернулась весьма острая полемика вокруг «Глав предложений» и «Дела армии». Индепенденты решили созвать расширенное заседание, или конференцию общеармейского совета, чтобы там дать бой левеллерам и заставить их отказаться от своей демократической программы. В ходе подготовки к конференции левеллеры выдвинули свой расширенный проект будущего гос. устройства Англии — «Народное соглашение». Левеллерский проект предусматривал превращение Англии в республику, формально-юридическое равенство всех перед законом, отмену всех сословных привилегий и введение всеобщего избирательного права. По существу «Народное соглашение» предусматривало уничтожение палаты лордов и власти короля. Палата общин должна была иметь верховную власть в государстве «без всякого вмешательства какого-либо лица или лиц». В «Народном соглашении» отстаивался принцип невмешательства государства в дела религии. Борьба вокруг левеллерского проекта новой конституции развернулась на армейской конференции в лондонском предместье Путни. Первые выступления на Путнейской конференции были посвящены вопросу о будущей форме гос. власти. Левеллеры требовали уничтожения королевской власти. Индепенденты же устами Кромвеля и его ближайшего помощника Айртона выступали за сохранение ограниченной парламентом королевской власти. Они доказывали, что англичане сроднились с определенными порядками, которые не следует резко изменять. Еще более бурные прения вызвал вопрос о всеобщем избирательном праве. Левеллеры отстаивали принцип всеобщего избирательного права. Индепенденты решительно отвергали аргументацию демократической партии. Избирательные права должны принадлежать людям, «в руках которых находится вся земля... или в руках которых находятся вся торговля и ремесло», — заявлял Айртон. Индепенденты заявили, что ограничение избирательного права направлено на обеспечение внутреннего мира в государстве. Они обвинили левеллеров в том, что их предложения создают угрозу собственности. В конце концов, было решено составить компромиссные предложения и вернуться к вопросу о форме гос. власти. Но договориться не удалось. Борьба приняла столь острый характер, что Кромвель решился на роспуск общеармейского совета. Его место занял совет офицеров. В ответ левеллеры сделали попытку в ноябре 1647 г. поднять восстание солдат в защиту своих требований, но их поддержали лишь некоторые полки. Кромвелю удалось удержать большинство полков под своим влиянием. Дальнейшему обострению борьбы в армии парламента помешала вторая гражданская война. Диггеры (англ. diggers, буквально — копатели), представители крайне левого крыла революционной демократии в Английской буржуазной революции 17 века, выражавшие интересы деревенской и городской бедноты, особенно безземельных и малоземельных крестьян, разорявшихся в ходе аграрного переворота и подвергавшихся как феодальной, так и капиталистической эксплуатации. Впервые название "Д." появилось в ходе крестьянского восстания 1607 в центральной Англии, но как идеологическое и социально-политическое течение Д. оформились в ходе революции, на её буржуазно-демократическом этапе (1647—49), выделившись из движения левеллеров (в отличие от которых Д. стали называть себя также "истинными левеллерами"). Д. устами своего идеолога Дж. Уинстэнли провозгласили идеал "свободной республики", не знающей эксплуатации человека человеком, идеал коллективной собственности и коллективного труда. Программа Д. предусматривала отмену копи-гольда и власти манориальных лордов над землёй, возвращение общинных земель в общее пользование. Реализация этой программы означала бы полное уничтожение феодального землевладения и в конечном счёте частной собственности на землю. В условиях далеко зашедшей дифференциации английского крестьянства требования Д. не смогли стать основой массового движения в деревне. В 1649 Д. предприняли попытку коллективного возделывания общинной пустоши близ Кобема (графство Суррей) и др. мест. Однако судебные преследования и прямое насилие властей в конечном счёте подорвали движение Д. (1650). Уинстэнли — агитатор времен первой английской революции. О жизни его имеется очень мало сведений. Сначала он занимался каким-то промыслом в Лондоне и был человеком зажиточным. Когда вспыхнула война между парламентом и Карлом I, его симпатии были всецело на стороне первого; он щедро поддерживал парламентскую армию, пока тяжелые налоги не лишили его состояния. Он должен был покинуть свое дело в городе и переселился в деревню, но и там налоги и солдатские постои лишили его вновь приобретенного имущества. Однако даже вторичное разорение не поколебало его веры в правоту защищаемого парламентом дела, и только постепенно он стал разочаровываться в людях, которые вели борьбу с королем, и в искренности их стремлений. Однажды во время работы у него в голове возник целый рой мыслей, о которых он раньше ничего не слыхал и не читал. Окружающие, которым он решался их поведать, находили их до того дикими, что не хотели даже слушать о них. Одна из этих мыслей заключалась в том, что земля должна сделаться достоянием всех людей. У. был, по-видимому, творцом и вдохновителем того движения, которое возникло в 1649 г. и сторонники которого называли себя "истинными левеллерами", в отличие от последователей Лильборна. Среди главарей движения наряду с У. занимал видное место Вильям Эверард. Когда Лильборн и другие вожди левеллеров были заключены в Тауэр, на холме близ Лондона, 8 апр. 1649 г., появилось несколько человек, с заступами в руках. Они стали копать землю и говорили окружающим, что их число вскоре дойдет до 4000 человек, и тогда они осуществят свою идею, заключающуюся в том, чтобы трудящийся народ обрабатывал незанятую землю и пользовался ею безоброчно. Действительно, их число стало быстро расти, но отряд республиканской кавалерии разогнал толпу, а вождей схватил и привел к Ферфаксу. При допросе Эверард и У. ответили, что цель их заключается в том, чтобы восстановить изначальную общность пользования плодами земли; но тут же они сказали, что сопротивления властям не окажут, а будут ждать для осуществления своих задач более благоприятного момента. Присяжные — из землевладельцев — наложили на них высокий штраф; они не могли его выплатить, и их имущество было продано. "Истинные левеллеры", или, как они еще называли себя, землекопы, не унимались и снова делали попытки обрабатывать незанятую землю; их разгоняли вновь и вновь. Вместе с тем они выпускают целый ряд памфлетов. Бернштейн, открывший для науки истинных левеллеров и У., думает, что даже те памфлеты, на которых стоят имена Эверарда и У., написаны исключительно последним. Главное его произведение — брошюра: "The Law of Freedom in a Platform on True Magistracy Restored" (Лонд., 1651—52). Это — коммунистическая утопия, на которой сильно сказалось влияние Томаса Мора. В предисловии, в форме обращения к Кромвелю, У. дает резкую критику существующих порядков; в первых трех главах изложены теоретические рассуждения о свободе и о монархическом и республиканском образе правления; с четвертой главы начинается картина идеального общественного устройства. Главные черты его таковы: земля общая; в промышленности господствует домашнее производство; распределение происходит при помощи общественных магазинов; обучение и труд всеобщи и обязательны; центральная власть — в руках парламента, местная — в руках различных должностных лиц; войско и духовенство имеются, но обязанность последнего ограничивается просвещением народа, ибо религии, основанной на сверхчувственном, не существует; брак свободен и совершается без всяких формальностей; он обязателен в случае доказанной связи, приведшей к рождению ребенка; наказания, вплоть до смертной казни, существуют; высшие наказания постигают уличенных в купле и продаже; золото и серебро, как и у Мора, идут только на утварь. Утопия У., в противоположность взглядам левеллеров типа Лильборна, открещивавшихся от своих "истинных" коллег, является идеологией чистого пролетариата. В его, порою наивных, рассуждениях прорываются иногда такие идеи, которые далеко опережают его век. Остаток жизни У. провел среди квакеров и частью проникся их воззрениями. Дата смерти, как и год рождения его, неизвестны. 15. Протекторат Кромвеля. Выделим четыре основных уровня сложившейся после установления республики 1649 года структуры общества Британии: - лорд-протектор Оливер Кромвель; - политическое окружение лорда-протектора (правящая партия индепендентов); - экономически самостоятельные слои общества (землевладельцы и предприниматели); - малообеспеченные горожане и крестьяне. История прихода индепендентов к власти повторяет историю большинства революций: победа над "врагом нации" (казнь Карла I 30 января 1649 года), раскол между союзниками и военное подавление левеллеров и диггеров в 1649 - 1650 годах, межфракционные конфликты... Существование потенциальных противников на всех трех уровнях (роялистские заговоры и попытки интервенции, давление левой оппозиции левеллеров, противоречия внутри самой правящей партии), с одной стороны, сужало свободу маневра и являлось источиком повышенной политической опасности, а с другой стороны, развязывало руки протектору. Для каждого здравомыслящего либерала сейчас очевидно, что, выведя насилие за пределы политики, обеспечив свободу слова и введя общие правила игры, правительство полностью обезопасило бы себя с этой стороны; но ни британское общественное мнение, ни британская послевоенная экономика, ни само правительство (за неимением последовательных концепций либерализма) не были готовы перейти к такой "дорогой" и "медленной" системе управления, как чистая представительная демократия. Во-первых, не было средств связи, синхронизирующих жизнь страны с точностью по меньшей мере до суток, а значит, нельзя было говорить о каком-либо целостном общественном мнении в масштабах страны. Во-вторых, как Долгий парламент, так и все последовавшие за ним показали свою неспособность к оперативному реагированию на происходящее. В-третьих, парламент, из оппозиционной группировки перейдя в ранг "ответственных за принимаемые решения", за время гражданской войны окончательно потерял доверие со стороны населения. В-четвертых, сам Кромвель никогда не допустил бы СНИЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ правительственного курса. Распуская первый парламент протектората 22 января 1654 года, он произнес: "Если у меня будет свобода, чтобы гулять по просторам или путешествовать, все же было бы глупо делать это, когда горит мой дом". Вспомним, что основным пунктом противоречий, как бы длиной волны той или иной линии политического спектра, являлось отношение к собственности - или, в формулировке Оливера, к праву уверенно "считать что-либо своим". И Карл I, "игравший" налогами в обход парламента, и левые оппозиционеры, призывавшие к конфискации земель лендлордов, были для Кромвеля-протестанта равно опасными врагами мирового порядка. Нищие проповедники считали собственность корнем всех общественных пороков; лендлорды - своим священным правом, знаком избранности; мы же понимаем, что легитимно урегулированные отношения собственности всего лишь создают альтернативу, еще одну плоскость возможного выбора, реализации свободы воли. Такова экономическая программа Кромвеля. Важнейшей задачей протектората являлось обеспечение синхронности принятия решений. Вспомним, как часто Кромвель в 1656 - 1657 годах подчеркивал необходимость достижения общественного согласия: "Оно сейчас больше необходимо народу, чем когда-либо". "То, что достигается силой, я не ставлю ни во что!" - насилие понималось как запрещенный, но единственно эффективный прием. Введение летом 1655 года института генерал-майоратов означало обращение к самой "дешевой", простой и безотказной древовидной вертикали власти; но Кромвель сам же и выступал противовесом - как, например, сообщается в декабрьском рапорте генерала Десборо, сборщики "десятичного налога" жаловались, что расположение Кромвеля к роялистам подрывает их усилия по сбору налога. Что мы можем сказать о религиозной программе Кромвеля? Уже и после роспуска "парламента святых" в 1655 году он в очередной раз заявляет о своей позиции религиозной свободы и веротерпимости - несмотря на недоверие населения и парламентского большинства к малочисленным пуританским сектам. Твердость этой позиции протектора можно считать доказательством его неспособности к политической игре, а можно - доказательством того, что личная власть, поддержанная обществом, не была для него самоцелью. С 1654 года в своих речах он неоднократно использовал образы легенды об исходе иудеев из Египта через "Красное море" гражданской войны и "пустыню" экономического кризиса. Сочетание жестких личных протестантских убеждений "для себя" и концепции веротерпимости "для всех остальных" только подтверждает наше предположение о "конструктивном фундаментализме" Кромвеля; и в свете этого абсурдным и наивным выглядит предложение второго парламента протектората Оливеру принять титул светского монарха и основать династию. Внешняя политика Оливера Кромвеля на посту протектора вполне объяснима в свете вышеизложенного. Убежденность в мировом значении того "Нового Иерусалима", который он пытался построить в Британии, требовала активной, экспансионистской внешнеполитической позиции. Частично эти усилия по "экспорту революции" увенчались успехом (экспедиции августа 1649г. - сентября 1651г. в Ирландию и Шотландию), частично провалились из-за низкой продуманности и координации ("западный проект" декабря 1654 года), но нельзя отрицать, что задача поддержания национальной безопасности (предотвращение роялистских заговоров, мятежей и интервенций, установление союзнических отношений с Францией) успешно решалась Кромвелем до самой его смерти в 1658 году. Эволюция Оливера Кромвеля как политического лидера. Кромвель как полит. деятель может быть исчерпывающе охарактеризован одной фразой: "Я знаю, как надо". Заложенное с детства представление о "правильном", "оптимальном", "корректном", "истинном" мироустройстве в сочетании с характерным для "механика" самоотождествлением с управляемой системой приводит к тому, что такой политический идеалист рано или поздно по мере своего восхождения к вершине власти упирается в некоторый "потолок", "горизонт управления". Эволюция такого управленца - это своеобразное "взросление", бег с нарастающей скоростью и неизбежным сходом с дистанции. Деятель оппозиции, каким был Оливер Кромвель в мирное время (до 1642 года), по определению ограничен своей декларативной программой. Осознание проблем, с которыми ему предстоит столкнуться в случае прихода к власти, табуировано, закрыто из-за невозможности отождествления себя с правящей верхушкой. Впрочем, современники указывают на наивность Оливера даже в делах легальной парламентской оппозиции - наивность, вызванную искренним убеждением в черно-белом устройстве мира. Начав командовать полком в 1643 году, Кромвель оказался в своей стихии. Высокий уровень воинской дисциплины, умело поддерживаемый "пряником и кнутом", по-видимому, определял успех на поле боя даже в большей степени, чем сомнительные стратегические таланты Оливера. Впрочем, именно здесь им были отточены те природные навыки управления предсказуемыми системами, которые сделали его впоследствии лордом-протектором, именно здесь произошли те стечения обстоятельств (как, например, победа при Марстон-Хоре 2 июля 1644 года), которые он расценил как свидетельства своей божественной избранности для этого поста. С момента установления республики 1649 года окружение Кромвеля стало на порядок более сложным. Роль главы государства, по определению и по убеждению обязанного отвечать за ВСЕ направления деятельности правительства, в конечном счете привела Оливера к жесточайшему разочарованию в собственных силах. В психологии описан так называемый "синдром преждевременной реализации". Он состоит в том, что, как правило, практик с формальным складом ума, имея лишь приблизительную, общую постановку задачи, "дорвавшись" до инструментов ее решения, уже не тратит время на обдумывание деталей, надеясь "довести вручную", решить возникающие проблемы "по ходу", интуитивно. Большинство руководителей, пришедших к власти насильственным путем, вынуждены так или иначе преодолевать "синдром преждевременной реализации". Если это не удается, начинается бесплодная игра с инструментами, с составами. "Опьянение властью" означает для "механика" опьянение от процесса бесконечной сборки и разборки механизма с незначительными вариациями. А поскольку основным критерием "соответствия занимаемой должности" для него является профессиональная компетентность и личное доверие, смена правительств (парламентов) крайне редко означает обновление "личного состава", человеческого капитала власти. Анализ кадровой политики Кромвеля был сознательно исключен мной из предыдущей главы: ее просто не было. Тем не менее, нет достоверных свидетельств в пользу того, что все решения периода протектората Оливер принимал единолично. В числе его неформальных советников отмечены Оливер Сент-Джон и Пьерпонт, лорд Брогхилл, Мэнессах бен Израэль - в общем, все цвета политического спектра Британии эпохи протектората - а это можно понимать и как попытку ввести демократическое представительство личным участием. Смерти лорда-протектора предшествовала глубокая депрессия, вызванная неизбежными для политика такого рода разочарованием в практической реализуемости своих идеалов и кризисом доверия к соратникам: "Что касается моей совести и души, я скорее хотел бы прожить на опушке леса, содержать стадо овец, чем находиться на таком месте, каким было это". Учреждение протектората (1653). Два последующих года ознаменовались возобновлением начавшегося еще в 1647 конфликта между парламентом и армией. В армии возобладали радикальные настроения, она требовала реформы церкви и государства. Вначале Кромвель попытался, как и прежде, достичь компромисса, но в конце концов стал выступать от имени армии. Общество в целом устало и от войны на море, которая велась против Голландской республики (1652-1654); хотя солдаты Кромвеля не участвовали в этой войне, они, несомненно, осуждали убийство братьев-протестантов. Очень скоро Кромвель обнаруживает, что необходимо упорядочить правовую систему, устроить церковные дела, распустить парламент и назначить выборы в новый, более представительный, более многочисленный. Действующий парламент стал посмешищем: в нем насчитывалось едва ли 100 человек. В народе его презрительно именовали "охвостьем". Члены его не желали проводить реформы и расставаться со своей властью. Внутри страны положение оставалось тяжелым. Англию разоряли неурожаи, падение производства, сокращение торговли, безработица. Новые владельцы земли наступали на права крестьян. Страна нуждалась в реформе права и в конституции. В этих условиях 20 апреля 1653 года Кромвель разгоняет "охвостье" Долгого парламента и назначает новый орган власти, так называемый Малый, или Бэрбонский, парламент. Его членами были назначенные местными конгрегациями "благочестивые люди". Они сразу же попытались провести демократические реформы: кодифицировать законодательство, отменить жестокие казни, церковную десятину, систему откупов, ренту лендлордам и т. п. Это вызвало резкое недовольство правящей верхушки. Под давлением офицеров парламент был вынужден самораспуститься 12 декабря 1653 года. Государственный переворот был совершен с помощью генерал-майора Джона Ламберта (1619-1684), второго, после Кромвеля, лица в армии. Джон Ламберт - военачальник и соратник Оливера Кромвеля Именно Ламберт и его помощники составили новую конституцию английского государства (которая была принята 16 декабря 1653 года), по которой учреждались выборный однопалатный парламент, созываемый каждые три года, назначаемые пожизненно члены Государственного совета и лорд-протектор как глава законодательной и исполнительной власти - не диктатор, но первый слуга Содружества (Республики). Выработанная офицерами конституция, известная под названием "Орудие правления", была нацелена на сосредоточение исполнительной власти в одном лице. В соответствии с ней 16 декабря 1653 года Кромвель был провозглашен Лордом-Протектором Англии, Шотландии и Ирландии. В стране устанавливается режим единоличной власти. Согласно новой конституции, высшую пожизненную власть получил Кромвель; парламент из 400 человек избирался сроком на три года людьми, имевшими не менее 200 фунтов стерлингов годового дохода. Протектор командовал вооруженными силами, ведал внешней политикой, имел право вето и т. п. В речи после церемонии принесения присяги Кромвель обещал править таким образом, чтобы "Евангелие могло цвести в его полном блеске и чистоте, а народ мог пользоваться своими справедливыми правами и собственностью". Лорд-протектор: проблемы и достижения. Оставшиеся пять лет жизни Кромвель управлял страной в качестве лорда-протектора, иногда прибегая к помощи парламента, иногда обходясь без него. Но, подобно королям прежних времен, он неизменно зависел от консультаций и поддержки Государственного совета (позднее названного Тайным советом). Первая сессия парламента протектората (3 сентября 1654 - 22 января 1655 года) была озабочена скорее пересмотром конституции, чем разработкой и принятием новых законов. Разногласия между лордом-протектором и парламентом оживили надежды роялистов на успех. В результате 22 января 1655 года Кромвель распустил парламент, а в марте 1655 года вспыхнуло роялистское восстание. И хотя оно было немедленно подавлено, лорд-протектор ввел в стране полицейский режим майор-генералов. Снова была введена цензура. Этот режим оказался крайне непопулярным и разорительным. Кромвель разделяет Англию и Уэльс на 11 военно-административных округов во главе с майор-генералами, наделенными всей полнотой полицейской власти. Сам Кромвель, по собственному его слову, становится констеблем - стражем порядка. Он теперь постоянно опасается покушения на свою особу, не доверяет личной охране и даже самым близким родственникам и носит под одеждой тонкую кольчугу. Тем временем Англия оказалась вовлеченной в новую войну, на этот раз с Испанией (октябрь 1655 года), и Кромвель был вынужден созвать новый парламент, чтобы утвердить военные расходы. 17 сентября 1656 года прошло первое заседание второго парламента протектората, где Кромвель вновь столкнулся с серьезной оппозицией, особенно со стороны ярых республиканцев, возражавших против самой идеи протектората. В результате парламент был подвергнут "чистке", из него были удалены 160 членов, многие из которых отказались присягнуть на верность режиму. Те, кто остался, в основном сотрудничали с Кромвелем и Государственным советом, хотя и выступали против системы местного управления с помощью генерал-майоров. Тогда же группа правоведов и гражданских лидеров предложила заменить военную диктатуру конституционной монархией (королем должен был стать Кромвель) и создать государственную пуританскую церковь. Кромвель вынужден был отказаться от предложения, поскольку эта идея встретила неприятие его старых армейских друзей и соратников. Тем не менее была принята новая конституция, по которой восстанавливалась палата лордов; в палату общин допускались все, кроме явных роялистов; место Государственного совета занял Тайный совет; кроме того, вводились некоторые ограничения власти лорда-протектора и свободы совести. Новая конституция, известная под названием "Покорнейшая петиция и совет" вступила в силу в июне 1657 (принята 25 мая 1657 года). Была сформирована верхняя палата, однако в палату общин вошли теперь ранее исключенные члены парламента, и в то же время ее покинули друзья Кромвеля, назначенные им членами палаты лордов. Поэтому уже в июне 1658 года палата общин превратилась в арену нападок на лорда-протектора со стороны республиканцев, выступавших за отмену новой конституции. На этот раз Кромвель не сумел сдержать гнева и, убежденный, что за новым конфликтом последует вторжение роялистов, 4 февраля 1658 года распустил парламент. Последние несколько месяцев жизни Кромвель правил без парламента. Война против Испании, которая велась в союзе с Францией, была выиграна фактически за счет побед на море. В декабре 1654 года в Вест-Индию была послана военная экспедиция, в мае 1655 года она овладела Ямайкой. Кромвель сделал все для того, чтобы превратить остров в процветающую колонию. Это был единственный существенный итог его проекта заморской "протестантской империи". Впрочем, в 1658 году он получил от французов порт Дюнкерк - в благодарность за поддержку Франции против Испании. После заключения мирного договора с Голландией в 1654 году начала развиваться внешняя торговля. Кромвель боролся с фанатичными пуританами за подлинную свободу христианских вероисповеданий, которая бы позволяла членам епископальной и Римско-католической церкви проводить богослужение в частных домах. Он позволил поселиться в Англии евреям, изгнанным еще Эдуардом I, назначил достойных судей и призвал своих советников-юристов к реформе законодательства и более дешевой судебной системе. Кромвель содействовал развитию образования, некоторое время был канцлером (номинальным главой) Оксфордского университета и помог основать колледж в Дареме. Последний год жизни Оливера Кромвеля. Между тем Протектору исполнилось 58 лет, и его здоровье сильно пошатнулось. Усилилась одутловатость лица, шаркающей стала походка, тряслись руки - он едва мог писать. Вне семьи он был почти одинок, и в делах государства он мог полагаться только на близких: младшего сына Генри - наместника Ирландии, своего зятя Флитвуда - фактически командовавшего армией, родственников, задававших тон в Государственном совете. Летом 1658 года тяжело заболела его любимая дочь Элизабет, и Кромвель две недели не отходил от ее постели. Ричард - сын и преемник Оливера Кромвеля Смерть ее была для него тяжелым ударом. В середине августа он сам заболел, и 3 сентября 1658 года в 3 часа ночи, в день его счастливых побед под Денбаром и Вустером, Кромвель умер. Перед смертью Кромвель назвал преемником своего сына Ричарда. Казна была совершенно пуста. Для устройства похорон пришлось прибегнуть к займу - на этот раз кредиторы не поскупились (на похороны было израсходовано 80000 фунтов стерлингов). Его тайно похоронили 10 ноября, через 13 дней после официальных похорон. "Узурпатора" похоронили в древней усыпальнице английских королей - в Вестминстерском аббатстве. Ричард Кромвель был провозглашен протектором, но, будучи человеком малоспособным и ничтожным, не мог справиться с трудностями положения и уже в мае 1659 года вынужден был отречься от своего звания. Однако после реставрации (монархии) Стюартов по постановлению верноподданнического парламента 30 января 1661 года, в день казни Карла I, прах Кромвеля был извлечен из могилы, и после варварской процедуры "повешения цареубийцы" на виселице для уголовников в Тайберне, от трупа отсекли голову, туловище было зарыто в яме, выкопанной под виселицей, а голову, насаженную на копье, выставили у Вестминстерского дворца "на обозрение". Но уничтожить то, чего добился этот человек, они были не в силах. Случилось так, говорил в свое время Кромвель, вспоминая гражданскую войну: когда всевышнему угодно было собрать компанию людей бедных и презираемых, не сведущих ничего в военном деле и, более того, лишенных природного предрасположения к нему ... "господь благословил их и споспешествовал всем их начинаниям". В свете этой доктрины несомненно искренним было признание Кромвеля: "Я бедное, слабое существо... призванное, однако, служить господу и его народу". "Всевышний, - говорит старая иезуитская поговорка, - хоть и изощрен, но не злонамерен". И потому Господь, поглядев некоторое время на республиканскую и демократическую Англию, очевидно, счел эксперимент не совсем удавшимся и не стал продолжать его. Исторические итоги протектората Кромвеля. Увы, первая и последняя в Англии республика держалась лишь на его железной воле. Памятник Оливеру Кромвелю в Лондоне Судя по тому, что страна была в долгах и в казне не было ни гроша, хозяйственником он был не ахти. Протектор явно не смог ни экономически, ни политически закрепить свой успех, в последние годы жизни народ побаивался его и не доверял. И потому в общем-то не сопротивлялся возвращению династии Стюартов. Если подходить к истории буквально, четыре года республики и пять лет протектората никак не повлияли на последующий политический курс Британии. Реставрация 1660 года вернула страну к тому же законодательству и тому же политическому устройству, какое существовало до гражданской войны. Однако не следует забывать: бывают задачи, самая сложная часть которых - постановка. Курс на экономическую стабилизацию и защиту собственности, свобода слова и веротерпимость, объявленные республикой и Кромвелем, отразились впоследствии в мировоззрении либералов Локка и Адама Смита, в Декларации Независимости. И в этом смысле кромвелевское "просветление", ощущение сопричастности к обустройству протестантского Нового Иерусалима мирового масштаба, каким впоследствии стали для всего остального мира Западная Европа и Северная Америка, не обмануло его - так простим же провидцам, доказавшим теоремы о существовании, расхождения в сроках. Социально-экономич. и политич. результаты А. б. р. были столь значительны и многообразны, что ими было предопределено развитие об-ва - и не только англ. - в столетие, следовавшее за ней. Самым важным завоеванием революции, подтвержденным реставрацией, была отмена рыцарского держания, т. е. одностороннее (в интересах бурж.-дворянского блока) уничтожение феод. строя поземельных отношений и утверждение бурж. поземельной собственности. Победа бурж.-дворянского блока в революции предрешила судьбы англ. деревни в 18 в. - исчезновение крестьянства как класса и торжество системы лендлордизма. Разграбление сторонниками Вильгельма III Оранского, его фаворитами и фаворитками огромного фонда коронных земель (к-рый только в Ирландии достигал 1 млн. акров) показывает, как складывались зем. владения совр. англ. аристократии. Революция дала мощный толчок процессу т. н. первоначального накопления капитала с его "раскрестьяниванием" деревни, превращением большинства ее обитателей в наемных рабочих, усилением огораживаний, заменой крест. держаний крупными фермами капиталистич. типа. Отказ поздних Стюартов от стеснительной опеки над экономич. жизнью означал максимальное стимулирование капиталистич. накопления, обеспечение полной свободы действий восходящему классу буржуазии. 60-70-е гг. 17 в. были периодом необычно быстрого роста нац. богатства Англии, ее внутр. и внеш. торговли, ее мануфактур и судоходства. Т.о., Англия стала "родиной" пром. революции и потому, что первой совершила победоносную бурж. революцию. Система протекционизма, развитие гос. долга, основание Англ. банка, торговая и колониальная экспансия за морем, вылившаяся в серию торговых войн, ведшихся во имя интересов капитала, - вот краткий перечень тех предпосылок превращения Англии во "всемирную мастерскую", к-рые были созданы революцией 17 в. И если одна из особенностей политич. строя Англии во 2-й пол. 17 и в 18 вв. заключалась в том, что здесь не установилось "чистое" господство буржуазии, а сохранилась политич. монополия землевладельч. знати, то тем поразительнее то, какие обширные возможности были в этой стране открыты для "свободной игры" капитала, как чутко улавливались и учитывались в политике веления его величества "денежного мешка". Одним словом, переход от феод. монархии средних веков к бурж. монархии нового времени - вот что совершилось в результате народного подвига сер. 17 в. 16. Историография английской революции 17 в. Бурж. историография англ. революции насчитывает три столетия. Традиц. истолкование ее имеет два направления - торийско-консервативное и вигско-либеральное; предтечей первого был Э. X. Кларендон (1609-74), второго - Дж. Локк (1632-1704), философ "славной революции". Являясь выразителем реакц. сил феод. об-ва, Э. X. Кларендон - "История мятежа и гражданских войн в Англии" и его новейшие последователи Дейвис - "Ранние Стюарты" трактуют революцию 40-х гг. как "великий мятеж" против благочестивого короля, спровоцированный вождями оппозиции и имевший "ужасные последствия" для королевства. Провиденциализм и легитимизм - отличит. черты этой концепции. Ее модификацией является концепция совр. реакц. историка Х. Р. Тревора-Ропера - "Английская революция Кромвеля", согласно к-рой восстание 1640 не бурж. революция, а "слепой бунт" наиболее отсталого, оскудевшего провинц. джентри, по сути дела - феод. смута против короля и придворной знати. Т. о., революция 40-х гг. совершенно лишается бурж. содержания. В своей кн. "Two treatises of government" (1690, рус. пер. "О государстве", 1902) Дж. Локк положил начало вигской идеализации мирного переворота 1688-89, назвал его "славной революцией", в отличие от событий 40-х гг., в к-рых решающую роль сыграли восставшие нар. массы. Полное пренебрежение к интересам нар. масс и подчеркивание клас. компромисса буржуазии и дворянства содержится у Д. Юма ("История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688"), к-рый предпринял попытку своеобразного синтеза торийской и вигской концепций революции 40-х гг. В частности, Юм совершенно не понял религ. оболочки этой революции и подозревал пуритан в сплошном лицемерии. Его возмущали левеллеры (к-рых он смешивает с диггерами); их идеи он называет "чудовищными химерами". В трудах Халлама - "Конституционная история Англии", Ф. Гизо – «История английской революции», T. Маколея - "История Англии от восшествия на престол Якова II" прославляется "славная революция". Последним словом бурж. историографии 19 в. была концепция англ. революции 17 в. как "пуританской революции" С. Гардинера - "История Англии от восшествия на престол Якова I до начала гражданской войны" и продолжение этого труда- "История Великой гражданской войны", "История Республики..." Рассматривая гражд войны 40-х гг. лишь как религ. смуту, борьбу религ. и политич. идей, Гардинер тем самым лишил революцию какого-либо социального, клас. содержания. Тесно примыкает к концепции "пуританской революции" крупный историк 20 в. Тревельян. В качестве реакции на науч. бесплодность "традиц. концепций" революции 40-х гг. можно рассматривать совр. лейбористскую историографию. Ее гл. внимание обращено на изучение мелкобурж. радикалов 17 в., в частности левеллеров. Лейбористская историография расширила круг источников, а тем самым и поле ист. наблюдений, однако так и не дошла до понимания подлинно-ист. значения событий 40-х гг., так как она не рассматривает их как вершину борьбы классов. Большое ист. чутье в истолковании событий 40-х гг. 17 в. проявила уже дореволюц. русская историография (М. М. Ковалевский; А. Н. Савин). Подлинно-научную концепцию англ. революции дали основоположники марксизма-ленинизма. Они первые истолковали ее как революцию буржуазную, подчеркнув решающую роль в ней народных масс и указав на ее специфические отличия от французской революции конца 18 в. Сов. историография, опираясь на теоретич. фундамент марксизма-ленинизма, попыталась создать первое науч. построение истории англ. бурж. революции, начинающей новое время (см. "Английская буржуазная революция 17 века", под ред. акад. Е. А. Косминского и Я. А. Левицкого, т. 1-2, М., 1954). Английская революция XVII века известная также как Английская гражданская война; англ. English Civil War; в советской историографии Английская буржуазная революция — процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы. 17. Реставрация Стюартов. Реставрация Стюартов — восстановление в 1660 году на территории Англии, Шотландии и Ирландии монархии, ранее упразднённой указом английского парламента от 17 марта 1649 года. Новым королём всех трёх государств стал Карл II Стюарт, сын казнённого во время Английской революции короля Карла I. Историческая обстановка накануне Реставрации В сентябре 1658 года умер правитель («Лорд-протектор») Англии Оливер Кромвель. К этому времени Шотландия и Ирландия, ранее считавшиеся отдельными государствами, были присоединены к Английской республике. Англия была втянута в долгую и разорительную войну с Испанией. Экономическое положение страны значительно ухудшилось, число сторонников восстановления монархии быстро росло. Ещё в 1649 году, сразу после казни Карла I, его сын принц Карл, бежавший в Голландию, объявил себя законным королём Англии. Кромвель сумел подавить сопротивление роялистов только в 1651 году. После смерти Кромвеля власть в стране перешла сначала к его сыну Ричарду, а спустя полгода (6 мая 1659 года) — к группе генералов. Популярный в армии генерал Джордж Монк, командующий вооружёнными силами в Шотландии и не включённый в правящую группу, в конце 1659 года повёл свою армию на Лондон. Он не встретил серьёзного сопротивления и без труда совершил государственный переворот. Умеренные депутаты палаты общин, в начале революции изгнанные из парламента («Прайдова чистка»), были восстановлены в депутатских правах. Восстановление монархии 4 апреля 1660 года Карл II обнародовал т. н. «Бредскую декларацию», в которой обещал в обмен на признание его королём: всем участникам революции (кроме «цареубийц», подписавших смертный приговор Карлу I) будет объявлена амнистия; крупная задолженность офицерам и солдатам будет немедленно выплачена; он не намерен требовать перераспределения собственности и будет уважать права и привилегии парламента и английских граждан; англиканская церковь останется господствующей в Англии, к остальным конфессиям будет проявляться терпимость. Как позже выяснилось, эта декларация была ответом на тайное письмо Монка принцу Карлу. 25 апреля 1660 года новый парламент, обсудив декларацию, пригласил Карла занять престол трёх королевств. 29 мая Карл триумфально въехал в Лондон, и монархия была официально восстановлена. Формально было решено считать, что он правил с момента казни Карла I. День 29 мая с тех пор официально празднуется в Англии (Royal Oak Day). После Реставрации Англия, Шотландия и Ирландия вновь стали рассматриваться как отдельные государства с общим королём. Дворяне-эмигранты вернулись в Англию и получили некоторую компенсацию за потерянное имущество. Был щедро награждён и Джордж Монк: он получил сан рыцаря, титулы графа Торрингтонского и герцога Элбимарлского (Duke of Albemarle), два баронства в разных графствах, а также придворную должность конюшего (Master of the Horse) и 700 фунтов в год. Уцелевшие «цареубийцы» были преданы суду и многие были казнены. Трупы Кромвеля, Айртона, Прайда и Бредшоу были выкопаны из могилы, повешены и затем четвертованы. Восстановление королевской власти в Англии произошло не вследствие того, что феодалы-кавалеры оказались сильнее буржуазии и сумели оружием навязать свою власть. Реставрация 1660 г. объясняется усилением консервативных настроений в рядах самой английской буржуазии, а также в среде английского нового дворянства, удовлетворенного превращением своей феодальной земельной собственности в неограниченную буржуазную собственность и расширением своего землевладения в Англии и особенно в Ирландии. Буржуазия и джентри боялись новых массовых движений, угрожавших их собственности. Для этих слоев имело значение и то обстоятельство, что Карл II возвращался в Англию не в качестве абсолютного монарха, а на договорных условиях. Бредской декларацией от 4 апреля 1660 г. Карл2 обещал политическую амнистию, свободу религии, сохранение права собственности на имущества, приобретенные во время революции. Прибыв в Англию, новый король подтвердил ряд важнейших конституционных актов, таких, как «Великая хартия вольностей», «Петиция о праве», статуты об исключительном праве парламента утверждать налоги. Карл2 обещал править страной совместно с парламентом. У короля не было постоянного войска, за исключением дворцовой охраны и сравнительно немногочисленных отрядов, размещенных в качестве гарнизонов в различных пунктах Шотландии и Ирландии. Лишенный коронных земель, конфискованных и распроданных во время революции, Карл в финансовом отношений целиком зависел от парламента, назначившего на содержание короля и его двора определенную сумму по так называемому цивильному листу. Казалось, что при этих условиях Стюарты и вернувшиеся с ними кавалеры должны были лояльно придерживаться конституции, учесть уроки недавней революции и отказаться навсегда от планов реставрации абсолютизма. В действительности получилось иначе. Карл2, его брат и наследник престола герцог Йоркский Яков, их главный советник – канцлер граф Кларендон и другие кавалеры скоро обнаружили явное стремление к восстановлению дореволюционного политического порядка. Убедившись в том, что новый парламент, избранный в 1661 г. на смену парламенту-конвенту 1660 г., в подавляющем большинстве состоит из кавалеров, правительство Карла2 грубо нарушило Бредскую декларацию. В Англии была полностью восстановлена государственная англиканская церковь в ущерб пресвитерианству и индепендентским сектам. Из обещанной амнистии исключили всех «цареубийц», к числу которых отнесены были не только участники трибунала, судившего в 1649г. Карла 1, но и все республиканцы, принципиальные противники монархии. В январе 1661 г. группа английских анабаптистов под руководством бочара Томаса Веннера подняла восстание. После его подавления правительство начало систематические преследования демонратических сект, среди которых сохранялась еще память о «добром старом деле в Англии, т. е. о революции 40-х годов. Правительство реставрации нарушило свои обещания и относительно сохранения собственности новых землевладельцев. Часть конфискованных земель была возвращена их прежним владельцам – лордам и англиканской церкви. Правда, в более широком вопросе – восстановления всей прежней феодальной собственности – правительство оказалось бессильным. Громадное количество земель было распродано феодальной знатью, принуждавшейся во время революции к уплате денежных штрафов (так называемых композиций). Эта распродажа производилась с соблюдением всех юридических формальностей за наличный расчет. Вернуть такие земли было совершенно невозможно, тем более что большинство их за время республики и протектората успело по нескольку раз переменить своих владельцев. Конфискованные земли короны, англиканской церкви и кавалеров-делинквентов также трудно было возвратить. И здесь новые собственники в значительной степени переменились; происходила перекупка и перепродажа поместий; наследники новых владельцев успели устроиться на королевской службе и цепко держались за свои имущества. Попытки вернуть эти .земли приводили к бесконечной судебной волоките, вызывая в то же время раздражение значительных кругов дворянства. В конце концов аристократии пришлось удовольствоваться компромиссом Некоторые земли были ей возвращены (в том числе поместья Кромвеля), другие остались у новых собственников при условии, что последние частично возместят убытки прежним владельцам. Сам король не получил обратно своих поместий; цивильный лист годового содержания двора рассматривался парламентом как компенсация за коронные земли. Кавалеры еще в 1660 г. одобрили акты революции об отмене рыцарского держания (законы 1646 и 1656 гг.). Аграрное законодательство Долгого парламента и протектората, фактически лишавшее крестьян земли и признававшее дворян единственными земельными собственниками, независимыми от короны и свободными от всяких вассальных повинностей, устраивало и кавалеров. Положение крестьян- держателей как краткосрочных арендаторов, которых лорд может согнать с земли в любое время, было позднее специально оформлено парламентом реставрации в новом акте 1677 г. Это открывало прямой путь к дальнейшей массовой экспроприации крестьянства. Процесс огораживаний во время реставрации усилился. Новые массы крестьян превращались в безземельных пауперов, в батраков, в мануфактурных рабочих или в эмигрантов, искавших счастья за океаном. Правительство реставрации, возглавленное графом Кларендоном, должно было считаться с капиталистическим развитием Англии, с усилением экономической мощи буржуазии. Меркантилистская политика, которую проводил Оливер Кромвель в 50-е годы, продолжалась и в первые годы реставрации. Ряд парламентских актов 60 – 70-х годов категорически запрещал вывоз сырья (шерсти, кожи, льна, различных руд и т. п.) и одновременно ввоз в Англию иностранных изделий – сукон, полотен и кружев. В 1667 г. граф Кларендон был уволен в отставку. Неудачи в войне против Голландии, когда обнаружилась полная неподготовленность Англии и вскрылись вопиющие факты казнокрадства, господства рутины и всякого рода злоупотреблений в адмиралтействе, – все это было поставлено в вину канцлеру. Кларендон вынужден был снова уйти в изгнание. Новое правительство Карла2 проводило внешнюю политику, игнорируя парла- мент, ничего не сообщая ему о содержании тайно заключаемых с иностранными державами соглашений. Формально оно придерживалось протестантской ориентации. В феврале 1685 г. Карл 11 умер. На престол вступил его брат герцог Йоркский под именем Якова II. Хотя облик нового короля как реакционера был достаточно известен в обществе, вступление его на престол не встретило вначале какого-либо противодействия. Парламент, созванный Яковом2, оказался весьма умеренным. Большинство депутатов состояло из тори, готовых оказать королю полную поддержку, в борьбе с вигами. Небольшую оппозицию представляли 30 – 40 вигов, плохо организованных и малоактивных. Спустя всего несколько месяцев в разных местах Англии началось движение различных оппозиционных элементов, направленное против короля- паписта. В это движение включились частью и демократические элементы – крестьяне и ремесленники. Первым выступлением против Якова2 было движение шотландских пресвитериан (виггаморов), во главе с графом Аргайлем, которое началось в мае 1685 г. Предполагалось поднять всю Южную (долинную) и Север- ную (горную) Шотландию. Аргайль и другие заговорщики были схвачены и казнены. Шотландия была наводнена королевскими солдатами. Используя страх имущих классов перед угрозой новых народных движений и чрезвычайное ослабление партии вигов, Яков2 начал открыто проводить абсолютистскую политику. Под предлогом борьбы с «мятежниками» он создал постоянную армию в 30 тыс., а затем даже в 40 тыс. человек, в которой служили не только англичане, но и шотландские, ирландские, французские, итальянские и немецкие наемники. Парламент в ноябре 1685 г. был распущен, и ЯковII стал править без представительного органа. Не доверяя англиканским епископам, часть которых оказалась связанной с вигами, король решил использовать благоприятную ситуацию для официального восстановления в Англии католической церкви. Первым шагом к восстановлению католицизма была новая «Декларация веротерпимости» от 2 апреля 1687 г.Формально она лишь отменяла репрессивные законы, изданные ранее в Англии как против диссентеров-протестантов, так и против католиков, но на деле открывала путь к превращению католицизма в гос. религию. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 3644; Нарушение авторского права страницы