Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные особенности государственного устройства Великобритании в 17 и 18 веках. Партии, их деятельность и программа.



Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе двух английских революций XVII в., получивших названия "Великий мятеж" и "Славная революция". Идеологическую оболочку движения составили лозунги реформы господствующей церкви и восстановления "старинных обычаев и вольностей", характерные для социальных движений средневековья. Вместе с тем в английской буржуазной революции впервые отчетливо проявились основные закономерности развития буржуазных революций нового времени, что позволило назвать ее прообразом Великой французской буржуазной революции.

Основные особенности английской буржуазной революции обусловлены своеобразной, но исторически закономерной для Англии расстановкой социально-политических сил. Английская буржуазия выступила против феодальной монархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с "новым дворянством". Раскол английского дворянства и переход его большей, обуржуазившейся части в лагерь оппозиции позволили еще недостаточно окрепшей английской буржуазии одержать победу над абсолютизмом.

Этот союз придал английской революции незавершенный характер, обусловил ограниченность социально-экономических и политических завоеваний.

Этапами установления монархии нового типа в 17 - начале 18 вв. стало принятие следующих нормативных актов:

1) " Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и предупреждении заточению за морями" (Хабеас корпус акт 1679 год, принятый по инициативе партии вигов-либералов с целью защиты от судебного произвола).

2) "Билль о правах" 1689 года (принятый парламентом после т. п. "славной революции" 1688, изгнания Карла II Стюарта и восшествие на престол Вильгельма Оранского - родственника Стюартов, протестанта, имевшего опыт управления Нидерландами).

3) Акт об устроении 1701 года (акт о престолонаследии).

Сохранение крупного землевладения английских лендлордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства - основной показатель незавершенности английской революции в экономической сфере. В политической области буржуазии пришлось разделить власть с новой земельной аристократией при определяющей роли последней. Влияние аристократии сказалось на образовании в Англии такой разновидности буржуазной, конституционной монархии, которая наряду с представительным органом сохранила феодальные учреждения, в том числе сильную королевскую власть, палату лордов, Тайный совет. Последовавшие в XVIII и XIX вв. аграрная и промышленная революции в конечном счете обеспечили господствующее положение капиталистическим производственным отношениям и лидерство промышленной буржуазии в осуществлении политической власти. На протяжении этого времени полуфеодальная, аристократическая политическая система Британии медленно и постепенно превращалась в буржуазно-демократическую.

Главными направлениями эволюции британской монархии в течение XVIII в., заложившими основы британской модели парламентаризма, были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти. Английская революция развивалась в виде традиционного противостояния короля и парламента. Существенная часть государственно-правовой программы революции была подготовлена парламентской оппозицией еще в 20-х гг. XVII в., по мере обострения экономического и политического кризиса абсолютизма. В Петиции о праве 1628 г. был сформулирован ряд требований, облеченных в старую феодальную форму, но уже имевших новое, буржуазное содержание. Перечислив злоупотребления королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля, чтобы: 1) никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну "без общего согласия, данного актом парламента"; 2) ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги; 3) армия не размещалась на постой в дома жителей; 4) никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти "противно законам и вольностям страны".

Таким образом, в документе был отражен главный политический вопрос революции - о правах короля в отношении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос - о неприкосновенности частной собственности. Охрана собственности, как говорилось в Петиции, есть истинная цель закона и правосудия. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному беспарламентскому правлению Карла I (1629-1640 гг.). В этот период король для пополнения казны единолично вводил все новые поборы и штрафы, пресекая недовольство в стране с помощью чрезвычайных судов. Однако в условиях начавшейся войны с Шотландией король был вынужден вновь обратиться к парламенту.

В созванном в 1640 г. парламенте, получившем название Долгого (1640-1653), господствующее положение заняли пресвитериане. В течение 1640-1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов. Прежде всего по инициативе палаты общин были осуждены главные советники Карла I - граф Страффорд, архиепископ Лод. Тем самым было утверждено право парламента на импичмент высших должностных лиц. Далее, согласно Трехгодичному акту 16 февраля 1641 г., парламент должен был созываться по крайней мере один раз каждые три года, а при несогласии короля сделать это он мог быть созван другими лицами (пэрами, шерифами) или собраться самостоятельно. Эти положения были дополнены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать Долгий парламент иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвращения к беспарламентскому правлению. Наконец, в июле 1641 г. были приняты два акта, которые ограничили полномочия Тайного совета в области судопроизводства и предусмотрели уничтожение системы чрезвычайных трибуналов, прежде всего Звездной палаты и Высокой комиссии. Серия актов, принятых летом 1641 г., провозгласила неприкосновенность имущества подданных и лишала короля права произвольно налагать различные штрафы. Программным документом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Это означало, по сути, политическую ответственность должностных лиц перед парламентом и было воспринято королем как вторжение в его прерогативу, исполнительную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию.

Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение абсолютной власти короля и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Однако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем

История политических партий Великобритании берет начало в середине 17 века. Существовавшая в этот период парламентская оппозиция оформилась в партию вигов, а сторонники короля получили название тори. Первоначально оба названия носили оскорбительный характер. Слово «тори» на гэльском языке означало «бандитов» и «разбойников», а «виги» – шотландских проповедников-пресветериан. Ни одна из группировок не была политической партией в современном смысле слова. В течение почти полутора веков тори выступали с консервативных позиций, поддерживая королевскую власть и англиканскую церковь, и отражали главным образом интересы земельной аристократии. Напротив, виги считались сторонниками сильного парламента и опирались на слои торгово-промышленной буржуазии и дворянства. Английский журнал Фригольдер от 25 июня 1716 г. пишет: «Едва ли не вся английская нация разделяется на вигов и тори, ибо немного найдется таких, кто держится в стороне, не приемля ни одного из сих именований. Казалось бы, мы вправе счесть, что всякий член сообщества, уверенно принимающий воззрения той или этой партии, глубоко их исследовал, обдумал и убедился в их превосходстве над принципами партии отвергнутой. Однако мы знаем, что большая часть наших сограждан послушна лишь предрассудкам, внушенным воспитанием, либо личным пристрастиям, либо уважению к тем, кто в сердце своем, быть может, и не разделяет мнений, прилежно внушаемых толпе. Более того, многие приверженцы одной из партий, несомненно, оказались бы согласными с противником, если бы им удалось выразить истинные свои чувства и высказать собственное мнение». Таким образом, в Англии в 17-19 веках велось постоянное противостояние между представителями двух партий - вигов и тори. Именно на эти две партии попеременно в течение двух столетий опирались руководители страны. Виги - английская политическая партия в 17-19 веках. Партия вигов начала складываться в конце 1660-х годов, как группировка противников абсолютной власти короля Карла II Стюарта . К этому времени сторонникам абсолютизма -- так называемой «партии двора» -- удалось значительно усилить властные полномочия короля. Лидером партии двора был фаворит короля граф Денби, которые и возглавлял правительство. В 1667 году сторонникам абсолютизма удалось отменить «Трехгодичный акт», обязывавший короля созывать парламент не реже, чем раз в три года.

Оппозиция королевскому правительству консолидируется в палате общин. В противовес партии двора оппозиционеры называли себя «партией страны». Они критиковали коррупцию и распущенность двора, внешнюю политику правительства, в частности, союз с абсолютистской Францией. Как и «партия двора», оппозиция состояла из аристократов, поддерживаемых частью английской финансовой элиты. В 1670-х годах «партии страны» во многом удавалось корректировать решения правящего кабинета.

Ряд неудач во внешней и внутренней политике, непопулярные войны с Голландией, вынудили уйти в отставку правительство графа Денби. На парламентских выборах 1679 и 1680 годов «партия страны» одерживала победу. Размежеванию политических сил способствовала парламентская полемика 1680-1681 годов вокруг «Билля об исключении» герцога Йоркского -- принца Якова Стюарта -- от престолонаследия и условиях созыва парламента. Именно тогда за представителями партий закрепились бранные клички, которыми обменивались оппоненты. Представителей «партии страны» называли вигами (Whig в Шотландии -- человек вне закона), а «партии двора» -- тори (Tory из ирландского - «грабитель»). На открытии парламента 1681 года виги появились с отрядами вооруженных сторонников, что напомнило англичанам об ужасах гражданских войн во времена Английской революции. Маятник общественных симпатий качнулся в сторону тори, участие вигов в ряде заговоров 1683 года дискредитировало их партию, многие ее лидеры были арестованы или эмигрировали и «партия страны» была дезорганизована.

По сути, виги выступали за ограничение прерогатив королевской власти, усиление позиций парламента. В религиозной политике они поддерживали диссидентов, членов протестантских сект, не входивших в англиканскую церковь, и выступали за наделение их гражданскими правами. В тоже время виги были решительными противниками предоставления равных прав католикам. Среди лидеров вигов были бывшие королевские министры граф Шефтсбери и герцог Бекингем-младший .

Поддержка тори обеспечила в 1685 году восшествие на престол короля-католика Якова II Стюарта. Однако проводимая новым королем политика расширения прав католиков вызывала протест, как вигов, так и тори -- в большинстве своем приверженцев англиканской церкви. Союз тори и вигов позволил в 1688-1689 годах сравнительно легко осуществить Славную революцию и свергнуть Якова II с престола. Виги считали, что парламент в праве передать престол кому угодно, но тори настаивали на соблюдении принципа легитимности. В результате компромисса престол был передан в 1689 году дочери Якова II -- Марии II Стюарт и ее супругу Вильгельму III Оранскому. По настоянию вигов королевская власть была ограничена «Биллем о правах», который послужил основой для становления парламентской монархии.

Среди тори оставалось немало приверженцев свергнутого короля и особенно его сына принца Уэльского, которого после смерти отца называли Яковом III Стюартом. Поэтому Вильгельм III в годы своего правления Англией (1689-1702) опирался на вигов. Такое же положение сохранялось при королеве Анне Стюарт (1702-1714), хотя по своим политическим и религиозным убеждениям она была близка тори. В этот период большинство министров подбирались так называемой «Вигской хунтой» в палате лордов .

Виги выступали за активную внешнюю политику Англии, целью которой было обеспечение ее торговых интересов. Они были сторонниками вмешательства Англии в войну за испанское наследство (1700-1713) и поддерживали в парламенте предложения о выделении военных субсидий; один из лидеров вигов, герцог Мальборо, командовал английской армией во Фландрии и Германии. Но война затянулась, и военные тяготы вызвали недовольство в стране. На волне этого недовольства в 1710 году на выборах в парламенте победили тори, выступавшие за скорейшее заключение мира.

Но пребывание тори у власти оказалось недолговечным. К этому времени вновь обострился вопрос о престолонаследии -- королева Анна была бездетна. Тори выступали за передачу трона находившемуся в изгнании брату королевы -- принцу Уэльскому, при условии его отказа от католичества. Виги настаивали на соблюдении парламентского акта 1701 года, согласно которому престол Великобритании должен был перейти дальнему родственнику Стюартов -- ганноверскому курфюрсту Георгу Людвигу. Отказ принца Уэльского отречься от католичества предопределил победу вигов и падение правительства тори.

Первые короли Ганноверской династии -- Георг I (1714-1727) и Георг II (1727-1760) -- слабо ориентировались в английской политике и даже плохо владели языком своих британских подданных. Гарантию сохранения престола они видели в вигах и полностью доверили им формирование правительства. В первой половине 18 века кабинет министров неизменно возглавляли виги, среди которых выделялись Роберт Уолпол (премьер-министр в 1724-1742) и Уильям Питт-старший. За эти годы правления Великобритания добилась значительных успехов во внешней политике, вела успешную колониальную экспансию. Ей удалось нанести поражение Франции в войне за австрийское наследство (1740-1748) и Семилетней войне (1755-1763), остановить французскую экспансию в Европе, вытеснить французов из Индии и Северной Америки. Рост промышленности и господство в мировой торговле сделали Великобританию одним из самых могущественных государств своего времени.

Доминирование вигов на внутриполитической арене закончилось с приходом к власти нового короля Георга III (1760-1820), который считал, что виги умаляют права монарха. Опираясь на тори, королю удалось устранить вигов от власти и в 1770 году сформировать новый кабинет министров. Фактическим главой этого правительства был сам Георг III. Неудачи английских войск в попытках подавить Американскую революцию 1775-1783 годов привели к падению королевского правительства. Но Георг III отказывался сотрудничать с вигами, в 1783 году он призвал к власти так называемых «умеренных» или «новых» тори во главе с Уильямом Питтом-младшим. В результате перегруппировки политических сил часть вигов перешла в правящую партию тори. Конец 18 -- начало 19 века стали временем гегемонии тори в британской политике, виги отошли на второй план, играя роль оппозиции его величества. Во время Великой французской революции часть вигов во главе с Эдмундом Берком решительно поддерживали войну с Францией, но другая часть во главе с Чарльзом Фоксом осуждала антифранцузскую политику. Войны с революционной и наполеоновской Францией длились четверть века и завершились полной победой Великобритании.

В этот период Великобритания пережила промышленный переворот, бурный рост экономики, кардинально изменилась социальная структура британского общества. Рост городского населения, усиливавшееся влияние на социальную жизнь буржуазии, интеллигенции, наемных работников вызвал усиление либерального крыла партии вигов, побудил ее занять более радикальные позиции, прежде всего в вопросе о парламентской реформе.

К этому времени британская избирательная система превратилась в архаичный, оторванный от реалий жизни институт. Однако он обеспечивал лендлордам -- основной опоре тори -- значительное количество мест в парламенте. Проводя умеренные реформы в интересах развития британской промышленности и торговли, тори были решительными противниками изменений в избирательной системе.

Хлебные законы 1815 года и репрессивная политика кабинета Роберта Каслри подорвали политическое влияние тори. Даже в их рядах росло понимание необходимости перемен. Либерально настроенные тори (Дж. Каннинг, Р. Пиль) начали поиск компромисса с оппозицией, требующей парламенской реформы. На этом фоне в конце 1820-х годов в Великобритании были приняты законы уравнивающие в правах последователей всех религиозных конфессий.

 21. Просвещение, его источники и идеологическое содержание.

Окрепшая буржуазия, обретая экономическую свободу, в борьбе за власть апеллировала большей частью к светским представлениям о справедливости, свободе, праве и государстве, к рационалистическим концепциям естественного права, к идеям всеобщего равенства людей перед законом. В этот период происходит разработка основ светской доктрины государства и права, новых концепций соотношения личности и государства, прав и свобод человека, разделения властей. Мыслители нового времени широко использовали авторитет и идеи античных авторов. Теоретическое обоснование идей конституционализма и парламентаризма происходило в обстановке борьбы против королевского абсолютизма Стюартов в Англии, монархии Бурбонов во Франции, колониального господства Англии в североамериканских колониях, монархии Гогенцоллернов в Пруссии, Габсбургской монархии в Австрии. Тяжесть гнета и всевластие королевской власти были столь ощутимы накануне первых революций, что идея ограниченной монархии становилась потребностью и лозунгом первостепенной важности.

Просвещение как мощное идейное движение, начавшееся в Англии, формируется во Франции с 40-х гг. XVШ в. Монтескье, Вольтер, Гольбах, Руссо происходили из разных слоев общества, но отношение к старому режиму, несостоятельность которого была для них очевидна, требование равенства, оценки человека по заслугам личности, а не по сословным привилегиям объединили мыслящих людей Франции.

Европейское общественное развитие подошло к тому рубежу, когда потребовались глубокие реформы общественного порядка. Теоретическая основа преобразований была создана доктриной естественного права. Г.Гроций (1583—1645 гг.), Т.Гоббс (1588—1679 гг.), Д.Локк (1632—1704 гг.), Ж.Ж.Руссо (1712—1778 гг.), предложив идею общественного договора, выводили из нее идеи о неотъемлемой свободе и равенстве, что стало обоснованием прав собственности и эффективным средством в борьбе против старых форм правления. Все то, что принадлежало индивидууму в его естественном состоянии в царстве природы, принадлежало ему по нерушимому праву.

Г.Гроций обосновал аксиому, что человек по своей природе есть свободное создание, предназначенное для социального общежития. Было ясно сказано, что человек должен жить в обществе, чтобы выжить, но также и потому, что по природе своей он является существом, созданным обществом. Его концепция человека, который по своей природе является свободным и разумным, подготавливала почву для пересмотра институтов общества. Для всех и каждого было видно несоответствие этой теории действительности. Люди по-прежнему вели себя не как свободные и разумные личности. Из теории Г.Гроция следовало, что если человек действует не в соответствии со своей истинной природой, то виноваты в этом воспитание и порочные институты общества. Все эти теоретические концепции вместе с идеей общественного договора служили средством достижения свободы мышления и были оружием в руках политического идейного течения, которое называется Просвещением. Оно оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике («просвещенный абсолютизм»), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения. При всем разнообразии мнений, большинство мыслителей сходились в его оценке как передового, новаторского явления.

Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже Божественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая рассматривала историю как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просветителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций. Их индивидуализм поразительным образом уживался с коллективистскими идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками коммунизма.

Как течение общественной мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет, прежде всего, о целях и идеалах Просвещения, таких как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также о знаменитом вольнодумстве, критическом отношении к авторитетам всякого рода, неприятии догм. Именно разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого поплатились в XIX и XX вв. Просветители вовсе не были мечтателями, витающими в облаках. Их духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны со злободневными проблемами жизни. Они отнюдь не чурались общественной деятельности, видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику правительств. Почти все они пользовались известностью как писатели, публицисты, университетские преподаватели или политические деятели. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В XVIII в. нивелирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило к различиям во взглядах просветителей. В каждой стране просветительское движение несло печать национальной самобытности.

В Англии в ХVII — ХVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились наиб. глубокие противоречия. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Бурный рост числа и тиражей периодических изданий способствовал повышению культурного и образовательного уровня населения. Стремительно расширявшийся рынок газет, книг, произведений искусства обусловил значительную коммерциализацию культуры, которая освободила творцов от унизительной зависимости от государства, церкви, меценатов. Эти и многие другие перемены в жизни общества производили ошеломляющее впечатление на иностранцев, видевших в Англии образец общественного прогресса. Не случайно все основные течения англ. обществ. мысли подхватывались передовой интеллигенцией в других странах. На характер английского Просвещения повлияли также его взаимоотношения с религией и церковью. Видные его деятели, за редким исключением, придерживались догматов христианства. Во многом это объяснялось тем, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это имело далеко идущие последствия для культурного развития страны, поскольку позволило сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими идеями, которые несло Просвещение.

В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком. Как и многие мыслители ХVII в., он считал, что возникновению государства предшествовало естеств. состояние, «состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью», а также «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными». Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора, который предполагал перераспределение лишь властных функций и не влек значительных перемен в положении людей. Государство должно было руководствоваться тем же «законом природы», который регулировал отношения людей в естественном состоянии, и поэтому не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан. Локк предусмотрел специальный конституционный механизм, не допускавший превышения государством своих прерогатив. Это разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и «федеративную» (которая ведала отношениями с другими государствами). Кроме того, сползанию государства к деспотизму должен был препятствовать принцип законности, согласно которому «ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». Взгляды Локка в значит. мере воплотились в полит. строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общественном развитии, включая рост предпринимательской активности, повышение благосостояния, дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя. Все это в полной мере соответствовало целям просветителей. Поэтому их внимание было приковано не столько к политике, сколько к частной жизни граждан. Это отразила этика английского Просвещения, в основных чертах разработанная Локком. Понятия добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания (в физическом и духовном смысле). Поскольку люди, считал Локк, соотносят эти понятия с требованиями повседневной жизни, то и правила, регулирующие их отношения, должны отличаться удобством, целесообразностью и полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в Нагорной проповеди. В утилитарной этике английского Просвещения звучал и мотив личного преуспевания. Локк подчеркивал: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству». Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Просвещение, безусловно, признавало и право каждого человека преследовать свой частный интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение философа XVII в. Томаса Гоббса об эгоистической природе человека, которое послужило основой этики себялюбия, или разумного эгоизма. Один из ее создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей является производным от себялюбия. Последнее представляет собой не что иное, как чувство самосохранения, побуждающее человека вести борьбу за жизненные средства против сил природы и противостоящих ему интересов других людей. Из деятельности, направленной на самосохранение, Мандевиль выводил и пороки эгоизма, рассматривая их как величайшее благо для общества в целом. В своей «Басне о пчелах» он проиллюстрировал эту мысль множеством примеров из повседневной жизни. Его парадокс «Пороки частных лиц — благо для общества» отражал реальности рыночной экономики.

Во многом благодаря усилиям просветителей, была создана рациональная модель отношений между людьми в практической жизни, соответствующая роли и значению гражданского общества. Одним из важнейших достоинств человека признавалась его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности. Вошло в моду членство в клубе или масонской ложе, посещение политических собраний или встреч по интересам (например, в кафе). Детально разработанный кодекс правил поведения человека в обществе отразила английская художественная литература ХVIII в. Просветители во многом преуспели в стремлении привить широким слоям населения Англии свои ценности и идеалы. Значение этого в полной мере проявилось в ходе социально-политических бурь, пронесшихся над Европой в конце XVIII — начале XIX вв. Англия оказалась островком стабильности, сумевшим избежать революций и гражданских войн. Общие ценности, да еще этика политического компромисса, разработанная, например, в трудах Болингброка, оказались более надежным средством умиротворения общества, чем принудительная дисциплина, поддерживаемая силой. В этом и заключается один из основных уроков английского Просвещения.

Особое место занимает просветительское движение в Шотландии. История общественной мысли в Шотландии ХVIII в. — это история мучительных поисков выхода из унизительного положения, в котором, по убеждению многих просвещенных шотландцев, оказалась их родина. Продолжать ли политическую борьбу за восстановление независимости или же служить отечеству, содействуя его экономическому, социальному и культурному процветанию? Философ Эндрю Флетчер, «отец» шотландского Просвещения, дал толчок формированию новой гражданской этики, обосновывавшей иные, альтернативные войне и политике, методы исполнения гражданами своего долга перед отечеством. Просвещение в Шотландии опиралось на мощный интеллектуальный потенциал, которым располагали в середине ХVIII в. университеты Эдинбурга, Глазго и Абердина. Среди преподававших там замечательных ученых выделяется философ, историк, экономист Дэвид Юм. Откликаясь на духовные запросы шотландского общества, он обосновал мысль о том, что добродетель гражданственна по своей сути, ибо добро — это все, что полезно людям. Д.Юма, конечно же, волновала судьба Шотландии, ее культурных традиций в едином британском государстве. Это наложило отпечаток на его рассуждения об этике взаимоотношений гражданина с обществом и государством. Юм считал, что взаимоотношения возникают из тяги людей к взаимному общению, а также из-за их полезности, поскольку они увеличивают возможности удовлетворения потребностей людей. И прежде всего, они призваны обеспечить политическую стабильность, от которой зависит всякая упорядоченная жизнь. Именно в интересах стабильности государство и общество должны признавать все многообразие взглядов и убеждений граждан, обусловленное их индивидуальным опытом. Современное общество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на сложном разделении труда и различиях в положении людей, которые вследствие этого различаются и своими представлениями о нравственности и справедливости. По мнению Юма, не может быть стабильным общество, не уважающее многообразия социальных и региональных различий между людьми. В равной мере не может быть добродетельным и гражданин, не признающий, что его личное благополучие в конечном счете связано с благополучием всего общества.

 22. Начало колонизации Северной Америки. Экономические, социально-политические и религиозные особенности развития колоний.

Первые пост. английские поселения были основаны в 1607 г. на территории современного штата Вирджиния, а к середине XVIII в. в Северной Америке было уже 13 английских колоний. Важной особ. соц.-эк. развития североамериканских колоний было наличие рабства. Широкое применение рабского труда в колониях вызывалось прежде всего тем, что колонисты сравнительно легко приобретали здесь землю. Источниками "белой" рабской силы были иммигранты, лица, осужденные по политическим мотивам, уголовные преступники, несостоятельные должники. Постепенно "белое рабство" было вытеснено более дешевым "черным рабством". Однако элементов феодализма в социально-экономическом строе было мало, и быстро начали возникать элементы капиталистического строя.

В южной группе колоний, где выращивались сахарный тростник, хлопок, табак, экономика основывалась на рабовладении. Экономика северной группы колоний, где начали развиваться фермерские хозяйства и мануфактуры, стала быстро приобретать капиталистический характер. С развитием капитализма, постепенным складыванием в колониях единого рынка и усилением экономических связей между колониями формировалась североамериканская нация.  По мере эк. развития колоний возрастали противоречия между ними и метрополией. Правительство Англии рассматривало колонии как источник сырья и рынок сбыта для английской промышленности и проводило политику сдерживания их промышленного развития. Колонисты считали себя свободными подданными английской короны, на которых распространялось действие права метрополии: Великая хартия вольностей, Билль о правах, общее право, право справедливости ит.д.  Непосредственной причиной, вызвавшей массовое движение против метрополии, явились меры, принятые английским правительством в 60-х гг. XVIII в.: запрет на переселение колонистов за Аллеганские горы, принятие закона о гербовом сборе, ужесточение борьбы с контрабандной торговлей, что ущемило интересы почти всех американских купцов. В 1765 г. в колониях собрался конгресс, отказавшийся признать за метрополией право на обложение налогами колоний, не имевших своих представителей в английском парламенте.

 

Начало английским владениям на атлантическом поб. Сев. Америки было положено в 1607 году, когда была основана первая из колоний – Виргиния. Её основателями были купцы из Лондонской торговой компании. На своих судах компания перевозила в колонию бедняков, запродавших себя временно в долговую кабалу и работавших в колонии под надзором смотрителей компании. За океан из Англии устремлялись пуритане, притесняемые правительством Стюартов, бедняки, искавшие в Новом Свете улучшения своей участи. В колониях они попадали в кабалу к купцам и крупным землевладельцам, получившим жалованные грамоты от короля на земли в Америке. Постепенно на Атлантическом побережье из захваченных у индейцев земель образовалось 13 колоний.

На юге – в Южной Каролине и Джорджии развилось рабовладельческое хозяйство. На плантациях возделывали табак, сахарный тростник, индиго. Характерной чертой плантаторского хозяйства было хищническое использование земель, быстро терявших свое плодородие, после чего плантации переносились на другие места. Эта особенность рабовладельческого хозяйства и погоня за наживой толкали плантаторов к непрерывному расширению территории колоний. Ввоз негров – рабов в колонии начался в первой четверти XVII века и быстро увеличивался. К середине XVII века их было там несколько сот тысяч, а все население 13 колоний составляло около полутора миллионов человек. В среднеатлантических колониях – Пенсильвании, Нью-Йорке и Нью-Джерси – возделывалась пшеница. Часть земли принадлежала крупным собственникам – аристократам, сдававшим ее в аренду мелким фермерам, платившим за это ренту. Здесь много было и самостоятельных фермеров. В приморских городах развивались ремесла, судостроение. На Севере – в Новой Англии, охватывавшей колонии Нью-Гемпшир, Массачусетс, Коннектикут и Род-Айленд, ремесленников и мануфактур было еще больше. Значительная часть населения занималась рыбным промыслом и мореходством. Англия и ее владения пользовались монопольным правом торговли с колониями. Обороты этой торговли быстро увеличивались. Из колоний в Англию вывозились пушнина, табак, индиго, рыба, лес и железо. Производство железа официально воспрещалось английским правительством, но колонии не считались с этими запретами. В Вест-Индию вывозились хлеб, рыба и другие товары.

Несмотря на различие в социальных отношениях между отдельными колониями, общей характерной чертой их было быстрое развитие первоначального капиталистического накопления и буржуазных отношений, переплетавшихся с рабовладением на юге. Развитие колоний вовсе не было мирной идиллией, как пытаются его многие буржуазные историки. В основе террит. расширения колоний на Западе лежал захват индейских земель, истребление и вытеснение индейцев в отдаленные районы. Войны с индейцами отличались жестокостью и варварством. Колонисты местами истребляли все индейское население, пытали и сжигали пленных, скальпировали их. В Новой Англии богомольные пуритане не постеснялись установить денежные награды за скальпы индейцев – мужчин, женщин и детей. Купцы за бесценок выменивали у индейцев дорогие бобровые шкуры и другие меха, спаивали водкой и натравливали индейские племена друг на друга. Выгодным способом первоначального накопления служила работорговля. Купцы Новой Англии вели так называемую "треугольную торговлю" – закупали в Вест-Индии патоку, перерабатывали ее в ром и за ром, дешевые ткани и безделушки выменивали рабов – негров у работорговцев, занимавшихся вооруженным разбоем и захватом негров у берегов Африки. Обычно не менее трети негров погибали от болезней во время перевозки через океан, а остальные подвергались бесчеловечной эксплуатации на плантациях. Хозяин мог безнаказанно убить негра-раба, всякая попытка негра к сопротивлению каралась смертью. С оружием и бичами в руках надсмотрщики принуждали негров к непосильной работе. Молодые рабыни становились жертвами насилия со стороны хозяина и его надсмотрщиков.

Управление колониями находилось в руках английских властей. Король назначал губернаторов большинства колоний, а в трех из них, считавшихся владением частных лиц, - в Пенсильвании, Делавэре, и Мериленде – король только утверждал губернаторов, назначаемых владельцами. При губернаторах имелись назначенные ими советы и нижние палаты, члены которых избирались богатыми собственниками на основе высокого имущественного ценза. В английском парламенте колонии не имели своего представительства. Английское правительство считало себя в праве издавать законы, касающиеся колоний, без их согласия. Произвол губернаторов и английской земельной аристократии вызывал многочисленные восстания фермеров и ремесленников, требовавших политических прав, расширения самоуправления колоний и ограничения власти губернаторов.

Экономический рост колоний пробуждал у населения стремление к самостоятельности. Между колониями постепенно усиливались взаимные экономические связи. Общность территории, экономической жизни и языка при удаленности от Англии содействовала складыванию из населения колоний, особой, отличной от англичан, хотя и говорившей на английском языке, буржуазной нации. Условия жизни в колониях, несмотря на различия между Севером и Югом и на классовые противоречия, порождали у населения известные черты психического склада. Формирование североамериканской буржуазной нации ускорилось в результате обострения противоречий между колониями и Англией, приведших к освободительной войне. Образование в колониях было доступно только богатым. Значительная часть населения была неграмотной. Плантаторы и капиталисты питали ненависть и презрение к "цветному" населению – индейцам, неграм. Среди пуритан Новой Англии процветало ханжество и религиозная нетерпимость, суеверие. В XXVII и в начале XVIII в. нередкими были наказания по обвинению в "колдовстве". Но передовые круги буржуазии и землевладельцев перенимали идеи английской и французской просветительной философии – взгляды Локка, Руссо, деятелей англ. буржуазной революции. В колониях появилась своя интеллигенция – адвокаты, врачи, журналисты. Перед войной за независимость крупных колоний наиболее известным американским буржуазным просветителем, философом, ученым и моралистом был Бенджамен Франклин. Это был сын свечника и мыловара из Бостона, ставший затем журналистом. Франклин приобрел популярность своими опытами с электричеством. Он сконструировал громоотвод. Ему принадлежит мысль, что "человек есть животное, делающее орудия", правильность которой отмечал Маркс. В своих экономических и политических сочинениях Франклин выступал за развитие капиталистического предпринимательства, расширение самоуправления колоний, а во время войны за независимость сделался сторонником их отделения от Англии. Франклин решительно осуждал агрессивные, захватнические войны, хотя это не мешало ему мирится с истреблением индейцев. Осуждая в принципе рабство, Франклин был далек от идеи его уничтожения революционными методами. Как моралист Франклин явился выразителем делового духа американской буржуазии. Особенный успех имела его небольшая брошюра "Путь к богатству", переиздававшаяся множество раз под названием "Наука простака Ричарда" и восхвалявшая бережливость, деловитость, практицизм, расчетливость и трезвость. Франклин популяризовал известную американскую поговорку "Время – деньги". Его афоризмы: "Спящая лисица кур не поймает", "Пустому мешку трудно стоять прямо" и т.д. – выражали дух предприимчивости.

Быстрый экономический рост колоний побуждал их освободиться от ограничений, создаваемых Англией в области торговли, промышленности и пользования землей. Колонии желали освободиться от налогов, вводимых Английским правительством по своему произволу. Вопреки всему этому в 60-х годах XVIII века колониальный гнет Англии усилился. Семилетняя война 1756 – 1763 г.г. истощила ее финансовые ресурсы. Государственный долг Англии вырос с 53 тыс. До 140 тыс. Фунтов стерлингов. Король и министры хотели поправить финансовое положение за счет колоний. Захват Англией Канады, Флориды и земель к западу от Аллеган облегчал проведение новых насильственных мер в 13 колониях. По окончании Семилетней войны около десяти тысяч английских войск было оставлено в колониях. В 1765 г. Английский парламент принял так называемый квартирный акт, разрешавший посылать в колонии новые войска и размещать солдат и офицеров на постой среди населения. Меры эти имели в виду обеспечить взимание новых налогов и подчинение колоний новым запретам. В колониях еще в XVII и в начале XVIII веков множество запретов на открытие мануфактур, производство и вывоз шерстяных изделий, разного рода инструментов. Торговля колоний с другими странами, минуя английских купцов – посредников, издавна была запрещена, но велась контрабандой, принявшей огромные размеры. Фактически многие запреты плохо соблюдались, и на них не обращали внимания. Но с 1761 года английское правительство стало требовать их неукоснительного выполнения и издало закон, обязывавший суды и население колоний содействовать таможенным сборщикам при розыске и конфискации товаров, считавшихся контрабандными. Запретительные меры английского правительства в отношении пользования землей, новые налоги и торговые пошлины вызвали в колониях еще больше недовольства, чем ограничения в области промышленности. В 1763 году Георг III издал указ о запрещении колонистам занимать земли и селится к западу от Аллеганских гор. Эта мера лишала рабовладельцев возможности захватывать западные земли и переносить на них плантации с уже истощенных участков в южных колониях. Крупные земельные спекулянты тоже теряли возможность обогащения на захвате новых земель. Королевский указ задевал и интересы мелких арендаторов, желавших уйти на Запад и стать там самостоятельными фермерами. Арендаторам приходилось оставаться на землях, принадлежавших крупным английским собственникам, и продолжать уплату им так называемых твердых рент. В 1765 году английский парламент обложил колонии так называемым гербовым сбором с каждой торговой сделки, документов, газет и объявлений. Сопротивление населения заставило английское правительство отменить гербовый сбор, но политика обложения налогами колоний без их согласия продолжалась. Усиление колониального гнета Англии и господство английской земельной аристократии стали главной помехой на пути самостоятельного капиталистического развития колоний. В этом и заключалась основная причина, вызвавшая революционно-освободительную войну североамериканского народа за независимость.

Недовольство гербовым сбором дало сильный толчок широкому демократическому движению против английских колонизаторов в Нью-Йорке и в Новой Англии. Во многих городах и селениях возникали митинги, народ громил дома сборщиков нового налога. Гербовые марки сжигались на кострах, сборщиков вымазывали дегтем и вываливали в перьях. Начался бойкот английских товаров. В ряде городов были созданы радикальные демократические общества для организации бойкота и борьбы за отмену гербового сбора. В состав этих обществ входили мастеровые – печатники, плотники, столяры, кораблестроители, чеканщики, кожевники и многие другие ремесленники, фермеры и матросы. В Нью-Йорке и Коннектикуте члены этих обществ именовались "сынами свободы". В одной из прокламаций против гербового акта говорилось, что скоро англичане введут налоги и на "солнечный свет, на воздух, которым мы дышим, на землю, в которую мы ляжем". Во главе народного движения часто становились представители революционной патриотической буржуазии и буржуазной интеллигенции. В гостиницах и на постоялых дворах зачитывались газеты, прокламации и листовки. Народ распевал патриотические революционные песни. Журналист Сэмюэль Адамс и доктор Уорен были активистами этого демократического движения. В Нью-Йорке в 1765 году собрался конгресс представителей ряда колоний, призвавший к бойкоту английских товаров. Перепуганные английские купцы опасались за судьбу своей торговли в колониях и добивались в 1766 году отмены гербового сбора. Но введение новых торговых пошлин привело к дальнейшему подъему движения за отказ от покупки английских товаров. Патриотически настроенные круги буржуазии, плантаторов и народ не желали признавать за Англией права облагать колонии новыми поборами без их согласия. Отношения между населением и английскими войсками обострялись. 2 марта 1770 года в Бостоне английские солдаты открыли огонь по толпе, осыпавшей их насмешками, и убили несколько мастеров и матросов. В городе вспыхнуло всеобщее возмущение. По требованию собрания английские войска были выведены из Бостона. Кровавые столкновения вызывала и аграрная политика английского правительства, поддерживавшая взимание с арендаторов твердых земельных рент в пользу крупных землевладельцев. В 1768 году фермеры Северной Каролины, арендовавшие королевские земли, объединились для борьбы за отмену твердых земельных рент, введение бумажных денег и освобождение арестованных за долги. Участники этого движения называли себя "уравнителями". Несколько тысяч человек из них громили дома чиновников. Против повстанцев были посланы в 1771 году войска, рассеявшие "уравнителей". Несколько десятков человек было убито, а главари движения казнены. В этих событиях сказывалось нарастание общенациональной борьбы североамериканского народа против британских колонизаторов и обострение социальных противоречий среди населения колоний.

Сторонники сохранения господства Англии состояли главным образом из крупных земельных собственников восточных районов, имевших пожалованные королем земли, части плантаторов, привилегированных купцов, опасавшихся потери английского рынка, чиновников, английского духовенства. Эти группы населения составляли основу консервативного течения лойялистов. Его представители, подобно сторонникам усиления королевской власти в Англии, именовали себя тори. Лойялисты видели в английской монархии оплот против народных движений. Силы оппозиции объединились под общим наименованием вигов, среди которых вполне отчетливо наметились два направления. Первым и наиболее влиятельным из них было умеренное течение, опиравшееся на патриотические группировки плантаторов и буржуазии, заинтересованных в захвате западных земель и отмене стеснений, наложенных Англией на экономическое развитие колоний. Плантаторы и буржуазия надеялись добиться расширения самоуправления колоний путем давления на английское правительство, не идя на окончательный разрыв с Англией. Второе течение среди вигов составляли революционно-демократические слои фермеров, рабочих, мелких торговцев и примыкавшие к ним представители революционной буржуазной интеллигенции, склонные к решительным действиям.

 23. Война за независимость и образование Соединенных Штатов. Отцы – основатели США.

Собравшийся в мае 1775 г. второй Континентальный конгресс стал уже не колониальным, а американским правительством. На нем, как и на первом, имелись сторонники примирения с метрополией, но ход событий подталкивал членов конгресса к решительным действиям, прежде всего к набору армии. Во главе будущих американских сил был поставлен крупный виргинский плантатор и опытный воин полковник Джордж Вашингтон. JB июне добровольческие отряды американцев, еще не организованные в армию, стойко сражались с англичанами при Банкер-Хилле близ Бостона и нанесли им чувствительные потери.

Огромную мобилизующую силу имел опубликованный большим тиражом памфлет революционного демократа Томаса Пейна под названием «Здравый смысл». В нем убедительно доказывалось, насколько абсурдно бороться за свободу, не порывая с метрополией, и что только независимость и республиканский образ правления дадут Америке великое будущее. Эти слова оказались пророческими.

4 июля 1776 г. конгресс принял составленную Т. Джефферсоном Декларацию независимости, ставшую эпохальным документом не только американской, но и мировой истории. Это была первая перенесенная на практическую почву декларация прав человека, опиравшаяся на передовые теории английских философов XVII в., особенно Джона Локка, французских просветителей XVIII в., а также на традицию борьбы за свободу американских колонистов. «Все люди сотворены равными,— гласила Декларация независимости,— все они одарены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, свободу и стремление к счастью... Всякий раз, когда форма правления начинает противоречить этим целям, право народа — изменить ее либо вовсе уничтожить и учредить новое правительство...»

Впервые в истории государственный документ провозглашал принцип народного суверенитета как основу государственного устройства. Декларация обвиняла английского короля и парламент в тирании, нарушении элементарных прав человека и заявляла, что отныне колонии считаются «свободными и независимыми штатами», которые «приобретают полное право объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать любые акты и действия — все то, на что имеет право всякое независимое государство».

Говоря о естественных и неотчуждаемых правах человека, Джефферсон изменил традиционную формулировку Локка — право на «жизнь, свободу и собственность». Подобно Ж. Ж. Руссо, великий американский просветитель относил собственность не к естественным, данным человеку от рождения, а к гражданским правам — согласно существующему уровню развития общества. Однако в Америке преобладала «английская» точка зрения о собственности как о естественном праве человека, не менее важном, чем жизнь и свобода. Именно обладание собственностью давало человеку свободу и независимость, в том числе в выражении своих взглядов. Те же, кто ею не обладал — наемные рабочие, арендаторы, прислуга, рабы, замужние женщины, являлись зависимыми и потому не могли, согласно представлениям того времени, участвовать в гражданской жизни и заниматься политикой, т. е. избирать и быть избранными. «Невежественным и зависимым людям можно доверять общественные дела не больше, чем детям»,— заявил в 1787 г. один из создателей федеральной Конституции.

Сама идея независимости разделялась далеко не всеми американцами. Имелось немало тех, кто по экономическим, политическим и другим мотивам не желал отделения от Англии. Это большая часть лендлордов, королевских чиновников, торговцев, опасавшихся разрыва1 деловых связей с Англией, а также лица, боявшиеся разгула «черни», анархии и гражданской воины, ини назывались лоялистами — людьми, лояльными королю и парламенту. Часть фермеров и арендаторов также примыкала к ним, если местный лендлорд, их главный притеснитель, поддерживал патриотов. Большинство негров-рабов бежало к англичанам, обещавшим им свободу, поскольку основная часть плантаторов выступала за независимость (экономической причиной этого была их колоссальная задолженность английским торговым домам, от которых они получали кредиты).

К верхушке патриотов, помимо плантаторов, относились большинство американских купцов, выступавших за свободу торговли и предпринимательства. Они оказывали финансовую помощь делу независимости. Первым, кто поставил свою подпись под Декларацией независимости, был «король» бостонских купцов-контрабандистов Джон Хэнкок. Лидерами патриотов стали молодые честолюбивые политики, стремительно делавшие карьеру в Континентальном конгрессе, местных органах власти и в армии. Большинство простых людей поддерживали независимость в силу демократических убеждений и в надежде на лучшую жизнь, за которую они проливали кровь на полях сражений.

Военные действия велись с переменным успехом. После первых окрыляющих удач 1775 г. наступила длительная полоса поражений. Британские войска намного превосходили американцев боевой выучкой и количеством, но американцы воевали с гораздо большей энергией и воодушевлением. Дж. Вашингтон умело маневрировал, то нанося стремительные удары, то отступая, а в ряде случаев его небольшая армия просто спасалась бегством. Британскому командованию не удавалось навязать американцам генеральное сражение, в котором они неминуемо были бы разбиты, а Вашингтон не имел достаточно сил для решающей победы.

Тяжелое положение американских войск усугублялось враждебными вылазками лоялистов, создавших свои военные отряды, которые действовали совместно с англичанами. Снабжение армии Вашингтона было плохим, хронически не хватало вооружения и денег. За фураж и продукты приходилось расплачиваться долговыми расписками, заменявшими порой жалованье офицерам и солдатам. Англия также испытывала трудности с переброской больших масс войск. Еще в 1775 г. король Георг III обратился к российской императрице Екатерине II с просьбой предоставить 20-тысячный корпус, но получил категорический отказ. Недостающие войска были набраны в германских княжествах, поставлявших за большие деньги наемных солдат. К концу Войны за независимость в Америке находилось около 56 тыс. английских солдат, армия Вашингтона и в лучшие для нее времена не превышала 20 тыс., но ее поддерживали многочисленная иррегулярная милиция (ополчение) и партизанские отряды.

После тяжелых боев близ г. Нью-Йорка осенью 1776 г. Вашингтону с трудом, благодаря счастливой случайности, удалось спасти остатки армии. Она смогла оправиться и зимой 1776/77 г. нанесла врагу чувствительные удары в штате Нью-Джерси. Осень 1777 г. принесла американцам, с одной стороны, поражение (английские войска заняли столицу США Филадельфию), с другой — победу (на се-: вере). 7-тысячный корпус англичан был окружен у Саратоги-превосходящими силами добровольцев и милиции и капитулировал. И Известие об этом помогло действовавшему в качестве дипломата Б, Франклину заключить союз с Францией (1778).

После Франции в войну с Англией вступила Испания (1779), на следующий год — Голландия. Хотя для последних война не была удачной, международная изоляция Англии увеличила шансы американцев на победу. Россия и Австрия выступили с предложениями мирного посредничества, а создание в 1780 г. Россией системы вооруженного морского нейтралитета было направлено против произвола Англии на морях — захвата торговых кораблей нейтральных держав. В числе добровольцев, сражавшихся за независимость Америки, были маркиз де Лафайет, которого во Франции прозвали «героем Старого и Нового Света», российский дворянин Г.Х. Веттер фон Розенталь, польский патриот Тадеуш Костюшко и др.

Англия тем не менее продолжала войну и в 1780 г. добилась крупных успехов на Юге США. Ее войска овладели Чарлстоном, а американские силы в Южной Каролине были разгромлены. Англичане двинулись в Виргинию, но встретили растущее сопротивление милиции и партизан. Когда к берегам Америки подошел французский флот с десантными частями, американцы и французы окружили 8-тысячный корпус лорда Корнуоллиса под Йорктауном (Виргиния), который 19 октября 1781 г. сдался. Это решило исход войны.

Предварительный мирный договор США и Англия подписали в Париже в 1782 г., окончательный — 3 сентября 1783 г. Его главный результат — официальное признание Соединенных Штатов Америки самостоятельным, независимым государством с западной границей по р. Миссисипи. Южнее 31-й параллели начиналась Флорида, которую получила Испания, а Канада осталась за Англией.

Пока шла война, руководители молодой республики провели большие внутренние преобразования. Бывшие колонии стали штатами с республиканской формой правления и разделением властей. В 1776—; 1780 гг. там были приняты конституции. Им впервые придавалось значение фундаментальных законов, на основе которых должна была, действовать гражданская власть. В ряде штатов отсутствовал имущественный ценз для права голоса, губернаторов же избирали. В 10 штатах из 13-ти законодательные органы (легислатуры) имели по две палаты, как в колониальных ассамблеях, причем нижние были более демократическими по составу. Их «уравновешивали» верхние палаты, ибо главной заботой создателей конституций было так строить власть, чтобы она сама себя ограничивала и не превращалась в тиранию.

Конституции семи штатов дополнялись биллями о правах граждан, в частности, на неприкосновенность личности и жилища, суд присяжных, свободу слова и собраний, право «хабеас корпус»* и др. Огромное значение имело решение аграрного вопроса. Новая власть отменила феодальные держания и повинности, право первородства, ввела неограниченную частную собственность на землю. Имущество активных лоялистов конфисковывалось, а свободные земли объявлялись государственным достоянием. Ордонансом (законом) 1787 г. конгресс образовал фонд общественных земель на северо-западе, который подлежал распродаже в частные руки.

В северных штатах и на свободных землях было отменено рабство, в том числе сервентов, что стимулировало развитие наемного труда. Но на Юге оно сохранялось по настоянию плантаторов, которые заменили сервентов неграми.

Первоначально государственное устройство США представляло собой конфедерацию, основанную на договоре суверенных штатов. «Статьи конфедерации и вечного союза» были ратифицированы ими в 1781 г. Центральную власть осуществлял Континентальный конгресс, состоявший из представителей штатов, которые не избирались народом, а назначались легислатурами. Не было ни президента, ни сената, ни Верховного суда. Власть эта оставалась номинальной, так как штаты имели свои финансы, вооруженные силы, таможенные правила и т. д. Сразу после освобождения от колониальной зависимости трудно было ожидать образования какой-то иной структуры власти, однако наиболее дальновидные политики считали ее временной и стремились к федеративной республике с сильным центром, и общенациональной конституцией.

Данная идея вызревала в обстановке послевоенного экономического упадка и хаоса. Штаты, действуя порознь, не могли наладить торговлю и стабилизировать финансы. При огромном государственном долге правительство конфедерации не имело ни бюджета, ни банка, чтобы прийти на помощь штатам. Их правительства, в свою очередь, являлись должниками зарубежных и американских банкиров, а также ветеранов армии, ожидавших выплаты жалованья. Часть штатов начала выпуск обесценивающихся бумажных денег и приняла законы в пользу несостоятельных должников. Это принесло временное облегчение народу, но увеличило финансовый хаос. «Твердые» деньги — золото и серебро — утекали из обращения. Выправить ситуацию могли, по мнению сторонников централизации власти, лишь общегосударственные меры.

Важным аргументом в пользу реформирования власти стал рост внутренней нестабильности, угроза народных волнений. В 1786—1787 гг. в Массачусетсе и соседних штатах происходили восстания фермерской бедноты, вызванные нежеланием местных властей пойти на уступки должникам. Повстанцы во главе с Даниэлом Шейсом фактически захватили власть в западных и центральных графствах Массачусетса. Против них было послано ополчение, набранное в штате. Континентальный конгресс не имел права вмешиваться в дела штатов и посылать туда войска, да их у него почти и не имелось.

Федеральная Конституция, разработанная летом 1787 г. на полуофициальном съезде (конвенте) представителей всех штатов, была призвана устранить недостатки конфедеративного устройства власти. В подготовке ее проекта участвовали наиболее авторитетные граждане, в том числе Дж. Вашингтон и Б. Франклин, и лучшие умы из нового поколения американских политиков — Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон и др.

Конституция оказалась весьма разумной как по предложенному механизму власти, так и по четкости определения полномочий центра (прочие права остались у штатов). Была выработана процедура принятия поправок к Конституции, дополнявших, а не отменявших ее; сама Конституция действует и поныне. Вводились прямые выборы палаты представителей конгресса пропорционально числу жителей штатов (рабовладельческих — с учетом /5 рабов), а число сенаторов было сделано равным от каждого штата (по два человека), чтобы не ущемлять интересы малых штатов.

Учреждались выборная должность президента США с довольно широкими полномочиями и независимая судебная система во главе с Верховным судом США, которому предстояло следить за нерушимостью Конституции и за соответствием ей принимаемых законов. Конституция была разработана на основе целого ряда компромиссов, поскольку интересы северных и южных штатов часто не совпадали. Последним сделали существенную уступку, разрешив ввозить рабов до 1808 г.

Федеральной Конституции предстояло вступить в силу после ее утверждения 9-ю штатами из 13-ти. Эта процедура вызвала напряженную политическую борьбу в стране. Противники Конституции — антифедералисты критиковали ее в основном по двум причинам: они не желали ограничения суверенитета штатов, опасаясь узурпации власти центром, и указывали на отсутствие билля о правах. Ее сторонники — федералисты имели лишь небольшой перевес, и ратификация происходила с большим трудом. При этом решительными сторонниками сильной центральной власти показали себя ремесленники и рабочие в крупных городах. В июне 1788 г. новая Конституция вступила в силу, а в ноябре 1791 г. начал действовать принятый конгрессом билль о правах, составивший первые десять поправок к ней.

 

Как известно, война за независимость США проходила с 1775-го по 1783-й годы как борьба против диктатуры Великобритании. Чтобы достичь значительных политических и социальных изменений, Северная Америка должна была пройти достаточно сложный путь. В нем особенного внимания заслуживают военные действия, которые в это время проходили и на суше, и на воде.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 1631; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь