Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 1 ТУННЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ



Любой человек способен существовать одновре­менно в нескольких реальностях и в определенный момент, может переместиться в одну из них.

Но что же такое реальность! Реальность — это, прежде всего, система образов, которая может быть обозначена тем или иным способом, иными словами — описана. Значит, реальность — это прежде всего описание реальности.

Таким образом, субъект располагает возможнос­тью присутствовать в следующих реальностях:

1. Бодрствование

2. Сон

3. Фантазии

4. Сноподобные состояния

5. Гипноз

6. Медитация

7. Психоделические состояния.

Представленный набор не является попыткой классификации, здесь приведены лишь некоторые образцы, примеры, которые всего лишь доказывают нашу возможность находиться в различных психоло­гических пространствах.

Очень часто под реальностью, однако, подразу­мевают то описание мира, которое воспринимается нами в состоянии бодрствования. Именно такое вос­приятие ассоциируется с понятием действительнос­ти. Совершенно очевидно, что это не так. Возьмем хотя бы сон. В сновидениях, какими бы фантастичес­кими они не казались, мы испытываем вполне реачь-ные чувства и ощущения — радость, страх, жар, боль, восторг, оргазм, о чем свидетельствуют не только наши оценки по пробуждении, но и вполне достовер­ные показания приборов, подключенных к сновид­цам.

В своих фантазиях и воображении мы можем вызвать любой образ, который окажет вполне опреде­ленное воздействие на организм. Известен опыт с воображаемым лимоном, яркое представление о соч-

ной мякоти которого вызывает выделение невообра­жаемой слюны.

Гипнотические опыты изобилуют демонстрация­ми того, как испытуемый получает " ожог", в то время как к его руке прикладывают всего лишь холодный металлический предмет, но при этом заявляют, что он является раскаленным на огне гвоздем. Такая проце­дура сопровождается покраснением кожи и появле­нием всех признаков ожога.

Мы видим хотя бы на этих скудных примерах, сколь относительно и многомерно понятие реальнос­ти. И насколько конкретней и удобней в практичес­ком смысле становится это понятие, когда мы гово­рим не о реальности, а о реальностях.

Последнее снимает необходимость использова­ния непродуктивного и фиктивного принципа разде­ления на объективное и субъективное — категории столь же бессмысленные, сколь и бесполезные. Мож­но сказать (точно так же, как это было уже сказано другими), что объективное — это то, что существует независимо от нашего восприятия и наших ощуще­ний. Но тут же вполне резонно отметить — если что-то существует независимо от нашего восприятия и наших ощущений, то откуда нам известно, что это что-то существует? Я более или менее твердо могу заявить о своем существовании на основании опыта ощущения и восприятия себя. То же самое могу сказать и о других объектах.

Цель этой работы — дать возможность человеку познать и освоить как можно больше реальностей, каждая из которых является безусловным источником силы.

Данный подход так или иначе подразумевает под собой неизбежное приложение к психотерапии, кото­рая во все времена, оставаясь эклектичной, вбирает в себя самые различные идеи, направления и учения, на первый взгляд, казалось бы, даже далекие от насущных человеческих нужд. Впрочем, таково свой­ство любой системы знаний, ибо в конечном итоге сколь бы абстрактной она ни оказывалась, все равно она возвращает нас к темным тайнам человеческого бытия.

Подобная тенденция достаточно четко обозна­чилась в настоящее время, когда мы наблюдаем вза­имопроникновение точных дисциплин, таких как физика и математика, и областей гуманитарных. Из­вестно, и это подтверждается повсеместным опытом, что любая философская или религиозная модель может усвоиться психотерапией и стать очередной " технологией" или " психотехникой". Таково свойст­во любого знания — постоянно обновляться посред­ством новых описаний и нового языка.

Что же касается нашей системы, то она выросла непосредственно из самой клинической психотера­пии и не является ни наукой, ни учением, ни фило­софией, ни религией. Она представляет собой синтез, в котором ассимилированы все эти знания, точно так же, как они ассимилированы в самом человеке.

ГЛАВА 2


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь