Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Работа с мечтами и снами.



Мечты, как и сны, есть не что иное, как фрагмен­ты собственного " Я". Поэтому они содержат в себе уникальную информацию для того, кто их создает.

Но, будучи зашифрованной, эта информация остает­ся в стороне и не принимается во внимание.

Гештальттерапия предлагает непосредственную работу с фантазиями и сновидениями путем их разга­дывания. Причем, в отличие от психоанализа здесь не применяются интерпретации.

Работа с мечтами и сновидениями включает в себя два процесса:

1. Перенос сновидения (мечты) на реальность и в настоящее время.

2. Ассимиляция отчужденных фрагментов лич­ности.

1-й этап выполняется следующим образом: Участник процедуры описывает свое сновидение (фантазию) только в настоящем времени и как реальное событие. (" Я опускаюсь в глубокий колодец. Я пыта­юсь от кого-то спрятаться. Но чьи-то шаги настигают меня" вместо " Я представлял себе, как спускался в глубокий колодец и пытался от кого-то спрятаться, но чьи-то шаги все-равно настигали меня" ).

Подобное перемещение в настоящее и реальное позволяет вновь интенсифицировать пережитые чув­ства и символически отреагировать их.

2-й этап начинается с осознания того, что каж­дый фрагмент сновидения (как и каждый фрагмент фантазии) представляет собой тот или иной фрагмент личности.

Для того, чтобы ассимилировать эти отчужденные фрагменты, проявить их скрытый смысл, необходимо их выявить и идентифицироваться с каждым из них.

В нашем примере такая работа может быть вы­полнена следующим образом:

" Я — колодец. Я ощущаю свою глубину, но также и тесноту, темноту, протяженность, уводящую в неве­домые, более мрачные глубины."

" Я — преследователь. Ты не знаешь, кто я, но я настигаю тебя и что-нибудь сделаю с тобой, может, даже, нападу."

По мере вживания в тот или иной образ, участ­ник процедуры получает новую информацию о себе самом, благодаря тому ассоциативному процессу, который происходит в это время. С другой стороны, он бессознательно, на символическом уровне ассими­лирует различные аспекты своей личности, которые ранее не были ему доступны.

Принятие ответственности за себя.

Это понятие является, пожалуй, наиболее важ­ным в гешталытерапии. Считается, что причиной любого невротического механизма является как раз неспособность индивидума принять.ответственность за свое " Я".

Понимание смысла этого положения вложено Ф.Перлзом в созданную им " Молитву гештальтиста":

" Я делаю свое, а ты делаешь свое.

Я живу в этом мире не для того, чтобы

Соответствовать твоим ожиданиям.

А ты живешь в этом мире не для того,

Чтобы соответствовать моим.

Ты это ты, а я это я.

И если нам случится найти друг друга —

Это прекрасно.

Если нет, этому нельзя помочь."

Поэтому устремления гештальтподхода направ­лены на то, чтобы человек, участвующий в процессе терапии, пройдя все свои уровни, тупики и взрывы, достигает наконец зрелости и обретает способность принять ответственность за свое " Я".

Для катализации подобного процесса использу­ется упражнение, активизирующее тенденцию инди­видума к самостоятельности.

В частности, гештальтподход рекомендует ис­пользовать местоимение " Я" вместо обобщенных формул или трюизмов.

Пример: Выражение " Плохо унижать других лю­дей" меняется на фразу " Плохо, когда я унижаю других людей." В этом случае человек принимает ответственность за свои мысли, чувства и действия.

Другая вариация этой методики заключается в том, что клиента просят использовать глаголы хочу, не хочу, выбираю вместо глаголов могу, надо, должен.

Третья вариация: союз " но" заменяется союзом " и".

Если мы сравним два совершенно одинаковых предложения, но с разными союзами, то убедимся, насколько разными окажутся их значения.'

" Я хочу заниматься этим делом, но чувствую неуверенность."

" Я хочу заниматься этим делом, и я чувствую неуверенность."

Союз " но" препятствует говорящему принять ответственность за себя.

Принятию ответственности за самих себя также способствует осознание того, на кого мы пытаемся возложить ответственность за самих себя и каким образом мы это делаем.

Люди часто стремится к тому, чтобы сделать других ответственными за самих себя. Они искренне полагают, что их чувства вызываются другими людь­ми и что поэтому они становятся жертвами чужих воздействий.

Весьма часто подобные тенденции можно на­блюдать во внутрисемейных или интимных отноше­ниях. Например, кто-нибудь из партнеров может обвинить другого: " Ты заставляешь меня страдать, так как у тебя появились новые интересы." Подобное заявление характерно для ситуации, когда кто-то пытается переложить ответственность на другого. В этом случае гештальттерапией рекомендуется реорга­низовать предложение следующим образом: " Я чувст­вую себя неприятно от того, что ты..."

Зазвучавшее " Я" лучшим образом подчеркивает новую позицию человека, стремящегося возвратить себе свою ответственность за самого себя.

И в этом качестве он обретает новый статус бытия — состояние внутреннего освобождения, рож­дающееся в процессе гештальттерапии, которую Ф.Перлз определил еще как " бегство от кошмара".

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь