Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Арттерапия в инклюзивном детском саду



     Федорова Л.И., педагог детского сада

 

    В настоящее время всё шире используются различные варианты арттерапии при комплексной коррекции особенностей развития детей и их социализации. С помощью арттерапевтических занятий у детей развивается чувство цвета, материала, формируются пространственные представления, слухо-зрительно-моторная координация, коррегируются эмоционально-волевые нарушения. Для этого применяется широкий набор изобразительных материалов: краски, карандаши, мелки, пластилин, глина, солёное тесто, песок и др. Используют и элементы театральных постановок.

     Педагогами и психологами инклюзивного детского сада разрабатываются методы арттерапии, при которых коррекция нарушений развития и адаптация детей проходили бы более естественно. Одним из таких методов является работа с глиной в керамической мастерской.

    Глина - натуральный материал, практически не вызывающий аллергии, что немаловажно для детей с ослабленным здоровьем. Засохшая глина легко удаляется с любой поверхности. При работе с глиной нет строгих правил, она мягка, податлива, гибка, легко приобретает желаемую форму. Дети со слаборазвитой мелкой моторикой и низкой самооценкой чувствуют себя успешными, не боятся ошибиться.

    В группах интегративного детского сада № 1465 г. Москвы наряду с обычными сверстниками воспитываются и обучаются дети с самыми разными особенностями развития: с синдромом Дауна, с эмоционально-волевыми нарушениями, с задержкой психического развития и др. Для них, в комплексе коррекционно-развивающих занятий проводят индивидуальные и групповые занятия в керамической мастерской.

 

    Цели и задачи занятий в керамической мастерской

    Основной целью занятий детей в керамической мастерской инклюзивного детского сада является создание условий, способствующих их социальной адаптации и коррекции проблем развития с помощью изобразительного искусства.

В процессе занятий решаются следующие задачи:

· формирование целостного мироощущения и чувства прекрасного. Развитие понимания выразительных возможностей различных техник работы с глиной;

· формирование положительной мотивации к самостоятельной деятельности, активизация познавательной деятельности;

· развитие коммуникативных навыков;

· коррекция эмоционально-волевых нарушений;

· создание условий для развития речи: активизация словаря, усложнение лексико-грамматических конструкций, совершенствование монологической и диалогической речи;

· развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления;

· Формирование понятий цвета, формы, размеров, пропорций;

· коррекция пространственных представлений;

· развитие мелкой моторики и формирование оптимального тонуса в мышцах руки.

Традиционность подготовки к занятию крайне важна для детей со слабыми навыками программирования и контроля.

    Перед лепкой все надевают защитные плащики с длинными рукавами, готовят доски, стеки, деревянные скалку и молоток, турнетку. Для росписи готовятся краски, ангобы ( жидкие глины разных цветов), кисти. Для украшения глиняных поделок - бусинки, ракушки, камешки и т.д.

    Глину разной консистенции дети создают из порошка или спрессованных брикетов. Это стимулирует сенсорные ощущения, позволяет ребёнку точнее воспринимать схему тела.

    Встречаются дети, для которых глина - грязная, плохо пахнущая масса. Иногда это преодолевается быстрым получением результата творчества - глиняной поделки или проведением серии занятий с соленым тестом. На этом этапе к работе с ребёнком подключаются психолог и игротерапевт.

    В зависимости от логики процесса коррекции проводят:

    1) занятия по усвоению новых приемов работы с глиной;

    2) занятия по отработке практических умений;

    3) занятия по формированию понятий формы, цвета, величины, объема, пропорций;

    4) комбинированные занятия ( наиболее часто используемый тип занятий);

    5) коллективные работы ( лепка сказок, панно, сюжетно-ролевые игры с глиняными игрушками);

    6) занятия на творческую импровизацию.

    Все занятия содержат в себе традиционные структурные элементы, но при этом носят динамичный характер.

    Занятия проводятся в группах, состоящих из 6…8 детей и, по необходимости, индивидуально. При планировании учитывается темп развития каждого ребёнка. Удаётся выстроить траекторию очень разных детей, объединить их в небольшие группы, создать атмосферу взаимопомощи, ситуацию успешности каждого.

        

Приёмы работы с глиной

Подготовка глины к работе

Глиняный ком отбивается деревянным молотком и превращается в лепёшку. Из неё формируют шар, снова делают лепёшку ( и так – 5…7 раз). Дети ощущают, как глина становится мягкой, пластичной, из неё исчезают пузырьки воздуха. В то же время это - способ безопасной разрядки напряжения, выхода агрессии.

    Глину раскатывают в пласт толщиной 0, 7…1 см и по картонным трафаретам вырезают различные фигуры: колокольчики, грибы, домики, фрукты, посуду и др. Этот приём позволяет быстро получить поделку, что важно для робких, осторожных, нерешительных детей. На поверхность наносят узоры стеками и штампиками. Для развития мелкой моторики используются бусинки разной величины: от 0.5 см до бисера. Становлению понятия ряда помогает чередование бусин разного цвета и размера.

 

Лепка из жгутов   

    Этот приём позволяет перевести манипулирование с куском глины в конструктивную деятельность. Дети катают глиняные жгуты, превращают их в змей, закручивая хвосты. Это получается даже у моторно неловких детей. Появляется “змеиное царство”, в котором произойдёт то, что сфантазируют дети.

    Если жгуты выкладывать в форме колодца, сделать крышу, прорезать окна, то получится домик. Можно слепить фигурки людей или животных, поселить их в домик, развивая сюжет ролевой игры.

    Детей с синдромом РДА привлекает процесс тщательного выкладывания деталей, а свет в домике от горящей свечи их завораживает. Это останавливает стремление детей к разрушительные действия.

    Жгуты можно выкладывать и спирально на плоское основание. Получаются вазы, стаканчики для карандашей, чашки и др.

 

Конструктивный способ

    У многих детей недостаточно сформированы представления о схеме тел животных и людей. Уточнению этих знаний помогает конструктивный способ лепки. Ребёнок планирует работу, отмеряя на глаз детали нужного размера. Просто лепятся черепашка, лошадка. уточки, цыплята. Сразу можно нанести узор.

 

Лепка из цельного куска глины

    Такой приём способствует развитию дифференцированных движений пальцев рук. Дети осваивают приёмы прищипывания, отщипывания, вминания, оттягивания и др. Можно лепить чашки, вазы, колокольчики, подсвечники, птиц, животных и т. д. Игрушки используют в сюжетно-ролевой игре, создавая ситуации диалога, в которых ребёнок активно пользуется речью.

 

Коллективные работы 

Развитию коммуникативных качеств способствуют различные виды коллективной работы. К ним относятся: лепка сказок, историй, придуманных детьми, панно с сочетанием природных материалов. Дети договариваются, распределяют работу в зависимости от настроения, желания и учитывая возможности каждого.

    Для детей с синдромом Дауна занятия в керамической мастерской особенно ярко отражаются на их психоэмоциональном состоянии. Они из наблюдателей превращаются в активных деятелей. Дети быстро, по-подражанию, осваивают элементарные приёмы лепки, включаются в работу. У них возможно спонтанное появление речи при общении с взрослыми и детьми.

    Программа занятий в керамической мастерской предусматривает знакомство с Дымковской игрушкой, искусством Гжели, керамикой Прибалтики и др. Для детей важно проследить весь путь глиняной поделки: от замеса глины до применения его в жизни.

    Лепка в мастерской привлекательна для детей и взрослых. Здесь царят радость, терпимость, взаимопомощь и уважение.

                                

                                                           

                Литература

 

1. Оклендер В. Окна в мир ребёнка. М.: Класс, 1997.

2. Копытин А.И. Основы арт-терапии. Спб.: Лань, 1999.

3. Кейер Е.А. Работа с глиной, как метод лечебно-профилактической коррекции. М.: Особый ребёнок. 1998, вып.1.

4. Липес Ю.В. Керамическая мастерская. М.: ЦЛП., 1997.

5. Макарова Е.Г. Преодолеть страх или Искусствотерапия.М.: Школа-Пресс, 1996.

6. Платонова О.В., Жвиташвили Н.Ю. Шаг навстречу. Программа творческого развития детей с “проблемами” в условиях художественного музея. Спб., 1998.

7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. М.: Академия, 1999.

8. Федотов Г.Я. Послушная глина. М.: Аст-Пресс, 1999.

9. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. М.: АТАР.1997.

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь