Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Холистичность, или отношение  к полярностям



 

В притязанмях на холистичность,  в отношении  к Еiротивополож- ностям, Гештальт ближе к восточным философским умозрениям, чем к западным точным наукам. даосская, дзенская, конфуцианская, ин- дуистская...  все традиции единогласно утверждают, что мир цело


 

стен и един, в великом и в малом:  едино  дао и де (путь и цель пути, его энергия,;  едины интересы  правителя и его страны; един  Брах- маи и Шасги (безличвый абсолютный  создатель и его  воплощаю-

щая, [троявляюшая сила , . Все перечисленные  направления соглаша- ются в том, что постижение чего-то становится возможным при чув- ственной открытости ко всем его проявлениям, при идентификация с целостностью; что обращение к целому,  синтез  важнее, чем раз-

ложение, анализ. Когда мы говорим о 4традицвонной западной на- укеа, то имеем в виду прежде всего идущую от Аристотеля теорию познавия, 4АналитИку.

декарт следует этой традиции, но, пожалуй, более последователь-

но и жестко: разделяет мир на две самостоятельные независимые суб- станции протяженную и мьтслящую  и выводит отсюда самодосто- верность сознания. Iногие, вероятно, помнят его знаменитый афо- ризм: *Iыслю  значит существую?’.  пожалуй,  картезиавству мы обязаны гордостью всемогущего человеческого разума, верой в без- граничность прогресса и честной платой за Это  неразрешимостьк противоречия между бинарными оппозициями.

Любые противоположные категории, оппозиции, или полярнос- ти (по сути речь идет об одном и том же,,  добро и зло, черное в белое, мужское и женское и т. д., то, что неизбежно раскалывает мщ западного человека,  воспринимаются в восточных традициях ка

части целого, не существующие в отрыве друг от друга, взаимопро- никающие и друг друга  постоянно порождающие... давайте вспом- ним, как выглядит монада, изображающая мужской и женский прин- цип (ЯН  и инь , .

 

 

В оспоне оiiтоЛОГИи  Аристотеля  лежат 1.  Категориальный анализ сувiсго, ил учение о бытии чем;  для ‘юго  чтобы ответить на вопрос ‘Что зто, необходиис опредслнтъ  качества (iнредикаты) данной  сущности            что ей присупiе,  а  что ост. Т<М самым З’тВержЛаетСя  ЦСНнЮСТЬ опiiоаиций. 2. Каузальный, оричи1щы анализ сУбсiаiнцИн ,знать, для  Аристотеля означает ‘3нать  первые оричинь

или  злеменнты вещи’ отсюда ценность  причинНо-следственiных связей, 3. Уче

ние о возможности и действительности, или теория еще-не-бытия.  Материя  сстi

чистая возможность,  или оотенцкя. Форма делает материю действительной, ил осуатествленноой. движение,  или процесс  поминается  как iнереход от возможно сти к лсйстноiтельоости (развитие). (Философский знцяклооедический словарь

?989 г).


 

Одинаковые по форме,  симметричные криволинейные фигуры, черная и белая, замкнуты в круг. Они сложеньт комплементарно друг другу и если долго смотреть, то начинает казаться, что их непрерыв- ное порождение  одного другим  заставляет круг вращаться. То, что МЫ  ПИВЫКЛИ делить  на дихотомии  (или-или) и решать как силло- гизм, в восточных школах скорее будет и-и (единое).  В первом слу- чае неразрешимое противоречие, вьтзывающее напряжение: бороть- ся и искать, найти и не сдаваться?.  Во втором  оно снимается,  его

не существует. можно пребывать в покое, в самадхм наслаждаться

причастностью.

Что из Этого практически вытекает? По традиции, когда мы встре- чаем какую-то  полярность,  мы  наперед  ?знаем,  что  противоречие неразрешимо,  мучаемся  и начинаем  искать  компромисс. Человек приходит и говорит:

ужасно злой, я вечно раздражевяый.

Терапент ему:

Я тебе верю. Чего же хочешь?

хочу быть очень добрым.

ТерЯапент в ужасе от Элости и, желая  помочь подобреть, начинает ерзатьЯи помогать ему присвоить  его ?доброту, на которую надеет-

ся:


Ну вот в чем-то ты добрый, в чем-то злой. добрый? Покажи  руками от пола...

Вот настолько... насколько  злой?

АВот настолько...


вот насколько  тЫ

А


Видишь, в тебе есть и доброе, не только злое. Ну, а какой же ты вместе?

Начинается  процесс высчитьжвавия  процентов...

Речь идет о не особенно конкретных, но полярных Этических ка- тегориях,  между которыми выращивается  компромисс.  Занимаясь Этим, мы так иди иначе обесцениваем  обе полярности: если смешать вместе черную  и белую краску  получится серая,  лишеиная  пре- имутдеств и жизненной силы как той, так и другой. Жизнь замирает, движение,  изменение  как раз и задаются  4разницей  потенциалов между полярностями.  Перлз предлагал делать прямо противополож- ное. Он  предлагал  усиливать  полярности. Предлагал  давать  жить


 

каждой из полярностей (начиная с реально имеющейся), максималь но Экспрессивно ее проявляя.

тебе верю. Ты  ужасно  злой.  Покажи,  как ты злишься.  ...Чтс ты  делаешь  (бушуешь, извергаешься, сжигаешь,  выбрасываешь за

предеЯлы  планеты)?

Когда  одна крайность усиливается больше, чем человек можеа перенести, она спонтанно порождает другую край ность, так же как i монаде  ян  порождает инь  и наоборот.  даже океан  не может буше- вать бесконечно.  Пройдя пик бешенства, узнав себя по-настоящему бушующим и отбушевав,  Этот человек, очень вероятно,  без всякогс предложения со стороны терапевта станет тих и печален (начнет про- являть другую полярность), и ее тоже можно будет прожить до кон- ца: например,  побыть малоподвижным, отгрустить, отрьтдать... Геш- тальтистьт верят,  что если  обе полярности  прожитьт и приняты, тс иктеграпия наступит спонтаяно и жизненная Энергия не снизктся, а возрастет.  Тогда можно  будет  решать, к кому  добреть,  кого и за что  прощать...

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь