Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Можностей весьма ограничены.  Авторы понимают, когда экаистен- циалисты следом за ответственностью вводят понятия тревоги  и



отчаяввя. Нам кажется, что знаменитая перлзовская 4молитва Геш- тальтиста (Ф. перлз, 1996, с. 166,:

‘Я это я, а тЫ  эпо пы; Я делО,ю свое,   а тЫ свое;

Я пришел в эпоп мир не  для того, чтоб соопвепспвовапь пвоим

ожиданиям, а пы  не для пого, чпоб соопвепспвовапь моим;

Если наши ожидания совпали, эпо прекрасно ; если нет  этому нельэя помочЫ

является отчасти попыткой ограпичить сферу личной ответственно- сти человека его собственным бьггием. позже ее многократно крити- ковали, уiтретсая перлза  в недостатке социальной  ответственности,

неспособносги сменить позицию 4независимости , на более взрослую: признание ?взаимозависимости?  людей друг от друга. Впрочем, вы- бирать границы  собственной  ответственности  нам с вами придется самосгоятедьно,  не оглядьтваясь на отца-основоположнкка.

вкзистенциалист ы утверждают, что чем яснее человек осознает свою ответственность  в мире и чем шире он понимает ее границы, тем больше у него оснований для тревоги. Тревога является в этом смысле одной из экзистенциальнык данностей  бытия. Ее уподобля- ют тревоге  военачальника, который, отдавая приказ о наступлении, понимает, что этот приказ вызовет резонанс среди его солдат, и вы- вужден взять на себя ответственность за вероятную гибель этих лю- дей. при Этом в рамках данной философской традиции принято счи- тать, что лучшее, что  можно дать человеку,    это сделать его тре-

вожным (1. Хайдеггер, 1993,, то есть помочь отважно взглянуть  в

лицо собственному  существованию? и двигаться  вперед, рассчиты- Вая на собственные  силы.

у экзистенциальной тревоги  много составляющих: она связана со всеми .данностями бытия,, В качестве одного из  наиболее зна-


92             Теоретико-методологйчскме корни Гештальта                 

 

 

чимых источников тревоги рассматривается осознание  человеком собственной бренности  и неизбежной конечности  смерти. Чело- век родится, развивается, стареет и умирает. удержание  в зоне осоз- нававия этапов перехода, кризисных  ситуаций,  связанных с процес- сом продвижения по жизненному пути, постоянно тревожит  чело- века, мешает благодуцiно-отстраненному взгляду на вещи. Iожно,

конечно, отодвинуть мысли о своей своплощенностiо в подвержен- ное старению и смерти тело подальше, не осознавать,  жить в счаст- ливом полусне, расслабиться, не торопиться. Правда, если придер- живаться Экзистенциального  взгляда на процесс бытия как на вре- мя, данное на самоактуализацию  и воплощение  своих решений, то благодушному счастливчику ею может не хватить                                                                         он рискует не сделать главного, не стать тем, кем он стал бы, может быть, если б ы у него хватило мужества жить,’удерживая в поле внимания собствен-

ную обречениость.

Неискоренимым  источником тревоги являются сомнения. Со- мнения  неизбежный спутник любого выбора. у сомнений бесчис- ленное количество лиц: сомнения в том, что я хочу; в том, что я могу; сомнения в своем праве на то или иное решение. даже сомнения в том, кто я на самом деле. Знаменитый вопрос Раскольникова ?Тварь

ли я дрожаллая или право имею?,, вероятно, вынужден решать для себя каждый человек в процессе самоутверждения  и роста, снова  и снова перешагивая через страх и испытывал трепет душевный.

4 Страх и трепет,  название знаменитой книги Серена Кьеркегора

(С. Кьеркеюр, 1993,, одного из главных прелжвественников экзис-

тенциальной философии, как нельзя лучше  отражает состояние че- ловека, охваченного сомнениями.

Кьеркегор выстроил всю свою книгу вокруг Ветхозаветкой прiо-- чи об Аврааме. Авраам привужден принять  немыслимо трудное для человека решение. он, человек, избравший себе и своему народу Бога и подчинивший свою жизнь служению  и послушавию Абсолюту, по- лучивший от него сына, на которого уже не надеялся,  и обещание, что через этого сына зего семя умножкгся, как песок,, оказывается на краю катастрофы.  Его Бог искушает его, требуя  принести  своего сына в жертву.  1 Авраам собирается, если помните, берет ослика,

едет со своим сыном на гору и там заiюсит над сыном нож. В после-


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь